Гузенко Святослав Сергеевич : другие произведения.

Свобода совести, физическая культура и спорт

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассматривается право человека на свободу совести и вероисповедание и физическая культура и спорт, их взаимосвязь и различия. Автором делается вывод о том, что современные физическая культура и спорт находятся вне контекста сбалансированных духовно-нравственных и материальных потребностей души, духа и тела человека


   Гузенко С.С. Свобода совести, физическая культура и спорт // Здоровьесбережение как инновационный аспект современного образования: сборник материалов Международной научно-практической интернет-конференции, Санкт-Петербург, 15 апреля 2020 г. - СПб.: ЧОУ ВО СПбУТУиЭ, 2020. - С.100-108.

СВОБОДА СОВЕСТИ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Гузенко С.С.

Казанский государственный энергетический университет,

г.Казань, Россия

   Аннотация. В статье рассматривается право человека на свободу совести и вероисповедание и физическая культура и спорт, их взаимосвязь и различия. Автором делается вывод о том, что современные физическая культура и спорт находятся вне контекста сбалансированных духовно-нравственных и материальных потребностей души, духа и тела человека.
   Abstract. The article deals with the human right to freedom of conscience and religion, physical culture and sports, their interrelationship and differences. The author concludes that modern physical culture and sport are outside the context of balanced spiritual, moral and material needs of the human soul, spirit and body.
   Ключевые слова: человек, свобода совести и вероисповедания, религия, физическая культура, спорт.
   Keywords: man, freedom of conscience, religion, religion, physical culture, sports.
  
   Согласно статье 28 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними [15].
   Под религией (от лат.religio - набожность - святыня, предмет культа) понимается мировоззрение и мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия (культ), основаны на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного [17]. В обычном понимании религия - это вера.
   Выделяют следующие этапы развития религии: 1.Духовное мировоззрение - естественная религия, в основе которой выступают божества природных сил (шаманизм, астральная религия, мифология, язычество и пр.); 2.Религия закона, требующая повиновения заповедям Бога (индуизме, христианство, ислам), или моральному закону без Бога; 3.Религия искупления, базирующая на понятии "греха" (христианство) или "скорбности" (джайнизм, буддизм) [18, с.32, 392-393]. Со временем астральная религия трансформировалась в астрологию, отделив от себя мифологию, как культурно-исторический феномен человечества.
   Религия имеет свои корни в мифе - сказание, воспроизводящее в вербальной форме архаические верования древних (и современных первобытных) народов, их религиозно-мистические представления о происхождении Космоса, явлениях природы и событиях социальной жизни, деяниях богов, героев, демонов, "духов" и т.д. [6].
   Мировые (буддизм, христианство и ислам) и национальные религии (индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм,  зороастризм, иудаизм) выступают главным мерилом духовности, нравственности и Добра [3, с.136].
   Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, которые исходят от религии.
   В настоящее время имеются научно-академические и правовые определения понятий "спорт" и "физическая культура".
   Так, "спорт (англ.sport, сокращение от первоначального стар.фр. desport - игра, развлечение) - организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе. Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемый с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки и тренировки. Спорт - составная часть физической культуры" [10, с.58].
   В соответствии с Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", "спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним" (пункт 12 статьи 2), "физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития" (пункт 26 статьи 2) [19]. Этим законом определяются правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации [19].
   Из смысла указанного закона следует, что физическая культура и спорт выступают одним из направлений российской национальной идеи и способов профилактики правонарушений, как неким правовым и нравственным регулятором общественных отношений. При этом достигаются и некоторые политические цели, о которых точно было сказано рядом авторов. Например, З.А. Гедугова указывает, что "молодые и зрелые спортсмены, их тренеры успешно рекрутируются в спортивную, а затем политическую элиту страны с целью легитимации власти. Многие известные спортсмены становятся депутатами, получают комплекс депутатских прав и обязанностей и вместе с этим ? доступ к власти и привилегии. Спортивные и политические деятели, бизнес-элита активно вовлечены в сферу спортивного администрирования, возглавляют национальные спортивные федерации (например, председатель Государственной Думы, экс-глава администрации Президента РФ С. Нарышкин возглавлял Всероссийскую федерацию плавания, теперь ею руководит четырехкратный олимпийский чемпион В. Сальников) и профессиональные спортивные клубы" [4, с.44-46].
   Религия, физическая культура и спорт носят массовый характер, придерживаются определённых ритуалов и обычаев; в последнее время спорт даже причисляют к гражданской религии, базирующаяся на так называемой идеи "религии спорта" или "religio athletae (athleticae)" [13, с.58], что их объединяет.
   К объединяющим факторам следует отнести миролюбивую политику и доктрину терпимости, которую проповедуют религия и спорт. По мнению В.А.Корнеевой и А.В.Волкова, "с уверенностью можно заявить, что для спорта как социального института характерна религиозная терпимость. Спорт привязан к регионам, но не привязан к религии. Доказательством могут служить следующие факты, типичные для мирового и российского спорта: во-первых, отсутствие официальной и негласной политики отбора спортсменов с точки зрения их вероисповедания; во-вторых, возможность одеваться спортсменам в ту форму, которая допускается их религиозными канонами; в-третьих, предоставление возможности использования религиозной символики, если за последней не признается экстремистский" [11, с.83].
   Религия является проводником духовной идеологии (религиозного мировоззрения), в том числе и понимания Истины, а последние два - государственной или корпоративной идеологии (светское материалистическое мировоззрение), что существенно отличает эти общественные явления.
   По указанному вопросу в литературе существует много различных мнений: "Современный спорт - это сфера борьбы идеологий"[20, с.33]; "религиозная идеология и религиозные институты стремятся как можно глубже проникнуть в спортивную сферу и сделать верующих спортсменов своими конфессиональными брендами" [11, с.83].
   Правовед С.И.Ивентьев считает, что "в настоящее время утверждением "своей истины" открыто занимаются некоторые государства и экстремистские образования, доказывая своё превосходство оружием и пропагандой "своих ценностей", что мы повсеместно наблюдаем. К большому сожалению, российское государство ещё не выработало универсальную духовно-нравственную "вакцину" для граждан, повышающую информационный иммунитет...
   Проблемной в России является система образования, по которой и наносится удар для изменения молодёжи. Российское государство для защиты молодёжи поставило заслон, провозглашающий спорт и патриотизм, но этого мало, так как этот щит будут пробивать различными путями.
   В последнее время в отношении России ведётся агрессивная информационная война, в которой используются провокационная и фальшивая информация. Для чего это делается? Основной целью здесь выступает не только экономический или геополитический интерес, но, как нам кажется очевидным, и самый главный интерес в обладании истины, то есть атрибутом Богообщения, который позволит разобраться в сущности Добра и Зла, получить вечную жизнь (бессмертие), напрямую общаться с Богом, вывести любые народы и государства из духовно-нравственного и экономического кризиса или же укрепиться во власти. Это одна из причин любых региональных конфликтов, но об этом, к большому сожалению, мало говорят" [7, с.165-166].
   Духовно-нравственным Идеалом в религии выступает Бог. В свою очередь, в спорте кумиром всегда выступает спортсмен или человек. В этом главная их отличительная особенность. В целом монотеистические религии выступают против подмены Бога на спортивных кумиров или идолов (Библия 20:4; Коран 16:51).
   Религия справедливо и обоснованно радеет за душу человека. В свою очередь, физическая культура и спорт обращает внимание в основном только на физическое человеческое тело, забывая о его душе.
   В соответствии с Кратким психологическим словарём, под душой понимается следующее: "Душа - понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии Д. - это нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало. Возникновение понятия Д. связано с анимистическими представлениями первобытного человека, примитивно-материалистически истолковывавшего сон, обморок, смерть и т.д... В научной литературе (философской, психологической и др.) термин "Д." не употребляется или используется очень редко - как синоним слова "психика", В повседневном словоупотреблении Д. по содержанию обычно соответствует понятиям "психика", "внутренний мир человека", "переживание", "сознание" [14, с.95].
   Согласно Большому энциклопедическому словарю, "дух - философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Дух истолковывается как субстанция (пантеизм), личность (теизм, персонализм). В рационализме определяющей стороной духа считается мышление, сознание, в иррационализме - воля, чувство, воображение, интуиция и т.п. В древнегреческой философии: пневма, нус, логос" [1]. При этом не ясно, а можно ли данное определение применять к понятию дух человека.
   В свою очередь, С.И.Ивентьев под душой подразумевает Божественную, духовно-нравственную ценность, нематериальное благо человека и Духовную Личность [8, с.153], а под духом человека - нетелесное, невещественное начало, эманацию Бога [9, с.17, 352].
   Как нами указывалось, на законодательном уровне в основу физической культуры и спорта были заложены только экономические, рейтинговые и патриотические основы, преследующие в основном получение политических дивидендов (лат. dividendum - то, что подлежит разделу), денежных вознаграждений и прибылей от спортивных трендов (брендов) [2, с.159].
   В.О.Мезинов точно указал, что "спорт и праздность комплиментарны друг другу" [15, с.166]. Религия обоснованно выступает против безнравственной праздности на спортивных трибунах, обращая внимание организаторов спортивных мероприятий на нарушение заповедей Бога и учитывать потребности души человека.
   Часто спорт ассоциируют с властью и деньгами, а не с высоко духовно-нравственной личностью, человеколюбивым, трудолюбивым и спортивным человеком. Коммерческий подход затмил главную задачу физической культуры и спорта, связанную с духовно-нравственным воспитанием и развитием человека через физическое развитие [2, с.160], на что также обращает религия.
   Некоторые авторы по вышеуказанным причинам спорт сравнивают с квазирелигией (парарелигией, имплицитной (скрытой) религией, секулярной религией) [12, с.308-309].
   Современные физическая культура и спорт находятся вне контекста сбалансированных духовно-нравственных и материальных потребностей души, духа и тела человека, так как игнорируют душу человека, что приводит к духовно-нравственной деградации человека (алкоголь, наркотики, тщеславие, гордыня, властолюбие, алчность, половая распущенность, человеконенавистничество, зависть, мстительность и пр.) и различным неизлечимым заболеваниям. Это, по нашему мнению, в первую очередь, связано с тем, что система образования и наука не уделяют должного внимания душе человека, несмотря на то, что юридическая наука давно ввела в оборот понятие прав души и духа человека [5, с.61-63; 7, с.14; 9, с.19,20].
  

Список литературы

   1.Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1456 с.
   2.Гузенко С.С. Духовно-нравственный аспект физической культуры и спорта // Православие и общество: грани взаимодействия: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. / Забайкал. гос. ун-т; [отв. ред. Е. В. Дроботушенко]. - Чита : ЗабГУ, 2018. - С.158-160 .
   3.Гузенко?С.С.Духовно-нравственные права человека как основа семьи и российской культуры // Православие и общество: грани взаимодействия: материалы междунар. науч.-практ. конф. / Забайкал. гос. ун-т; [отв. ред. Е. В. Дроботушенко]. - Чита: ЗабГУ, 2017. - С.136-139.
   4.Гедугова З.А. Политика и спорт: взаимосвязь политических и неполитических атрибутов российской власти // Грамота. - 2015. - N 9 (59). - Ч. 1. - C. 44-46.
   5.Гузенко С.С.Когда в школе начнут изучать душу человека? // Лицейские чтения: Шаг в будущее: современное студенчество как творческий, научный и профессиональный потенциал России: материалы IX междунар. науч. студ. конф., Санкт-Петербург, 7 дек. 2017 г.: сб. ст. / отв. ред. Н.И. Силина. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. - С.61-63.
   6.Ивин А.А.Философия: Энциклопедический словарь. - Москва: Гардарики, 2004. - 1074 с.
   7.Ивентьев С.И. Истина. - Новосибирск: ООО "Агентство "СИБПРИНТ", 2016. - 386 с.
   8.Ивентьев С.И.Духовно-нравственный и правовой аспект сделки купли-продажи души человека//Справедливое общество - основа общественного здоровья: сборник научных статей / ред. В.Н.Аргунова; сост: А.Е.Антипова, С.В.Бояринцева, А.А.Лушавина, У.В.Куприна, А.Н.Нурутдинова. - СПб: Культурно-просветительское товарищество, 2017. - С.153-164.
   9.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. - 357 с.
   10.Куприянова А., Широков В.М. Развитие и взаимодействие религии и спорта. Роль религии в жизни спортсменов // News of Science and Education. - 2017. - Т.12. -N 2. -С.57-64.
   11.Корнеева В.А., Волков А.В.Спортивный дискурс soft рower в религиозной политике современной России // Дискурс-Пи. - 2015. - N 3-4 (20-21). - С.82-87.
   12.Колкунова К.А. Современные концепции квазирелигий // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2014. - N 1. Том 15. - С.305-313.
   13.Кыласов А.В. Religio athletae, или Культурно-религиозная сущность
олимпизма // Вестник спортивной науки. - 2009. - N 5. - С.55-58.
   14.Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
   15.Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 25.12.1993. - N 237.
   16.Мезинов В.О.Спорт между "праздностью" и "серьёзностью": философско-антропологический анализ // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. - 2014. - N 9 (180). - Выпуск 28. - С.163-167.
   17.Толковый словарь русского языка: Ок.100000 слов, терминов и фразеологических выражений /С.И.Ожегов: под ред. проф.Л.И.Скворцова - 27-е изд., испр. - М.: Издательство Оникс, Издательство Мир и образование, 2011. - 736 с.
   18.Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 570 с.
   19.ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" // Российская газета. - 2007. - N 276. - 08 декабря.
   20.Фарберов М.Б. Физическая культура и религия. - СПб.: СПбГУАП, 2001. - 36 с.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"