Гузенко Святослав Сергеевич, Кузьмина Лариса Павловна : другие произведения.

Проблема истины в менеджменте

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предметом исследования выступает концепт "истина" в системе менеджмента. Обращение к исследованию данного вопроса связано с тем, что к проблеме истины в системе менеджмента обращаются крайне редко, что определяет актуальность и востребованность настоящей работы.


   Гузенко С.С., Кузьмина Л.П. Проблема истины в менеджменте // Эпистемологические основания современного образования: актуальные вопросы продвижения фундаментального знания в учебный процесс. Материалы II Международной научно-практической конференции 2021 Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО "ВГУ" [Электронный ресурс] - М.: Издательство "Перо", 2021. - С.616-622.
   ISBN 978-5-00189-725-5
   УДК 005, 165.023.1

ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

С.С. Гузенко, Л.П. Кузьмина

ФГБОУ ВО "Казанский государственный энергетический университет"

e-mail: SvyatoslavSG@mail.ru, lpkazan@mail.ru

   Аннотация: Предметом исследования выступает концепт "истина" в системе менеджмента. Обращение к исследованию данного вопроса связано с тем, что к проблеме истины в системе менеджмента обращаются крайне редко, что определяет актуальность и востребованность настоящей работы.
   Abstract: The subject of the research is the concept of "truth" in the management system. The appeal to the study of this issue is due to the fact that the problem of truth is rarely addressed in the management system, which determines the relevance and relevance of this work.
   Ключевые слова: Истина, человек, ценности, духовность, нравственность, духовно-нравственный уровень, менеджмент.
   Keywords: Truth, man, values, spirituality, morality, spiritual and moral level, management.
  
   Развитие управленческой теории подразделяют на два этапа: 1. Донаучный исторический этап (XIX - VII тысячелетие до нашей эры -конец XVIII в), в котором сформировались религиозный и философский аспекты теории управления; 2. Научный период (начало XIX в.), который характеризуется провозглашением научных управленческих мыслей или идей.
   Философские и научные управленческие идеи основаны на учениях управления, разработанных видными философами и государственными деятелями в связи с возникновением и развитием государства, а также с управленческими революциями [4, с. 1-2].
   Как считает В.К. Терентьев, "управление - это преднамеренное и целенаправленное воздействие на объект управления, обеспечивающее выполнение им нужных действий и достижение заданных целей" [3, с. 23].
   Управление может осуществляться в различных областях. Одним из основополагающих направлений в управлении социальными системами является менеджмент - управление организацией, которое сочетает в себе как практическую деятельность, так и научные знания.
   Менеджмент как профессиональная деятельность направлен на формирование и обеспечение целей организации путем рационального использования ресурсов. Основная цель менеджмента - обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех ее внешних и внутренних элементов.
   Менеджмент как научная дисциплина формирует фундаментальные основы знаний, на основе которых строится практическая деятельность. Одно из направлений - это поиск истины в своей области.
   По мнению В.А. Канке, "в области менеджмента к проблеме истины обращаются крайне редко" [1, с. 78].
   Существует огромное количество философских теорий истины (их
   более 25-и), во главе которых находится корреспондентская теории истины или классическая концепция соответствия, согласно которой "истина - это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени, Гегель); способы установления соответствия мысли и действительности" [6, с. 299].
   Например, согласно необычной классификации истины С.И. Ивентьева, истина подразделяется на следующие группы:
   I.Абсолютная Истина - Божественная Истина, Божественная Правда
   (Бог, Любовь, Божье Слово).
   II.Первоначальная истина - знания (информация), существующие(ая) в период Бога первочеловека (идеалы, учение об идеях (мыслях), идеология, мысль, энергия).
   - мифологическая истина;
   - философско-житейская истина.
   III.Истина духовных миров.
   IV.Человеческая истина - знания (информация), существующие(ая) после периода Бога первочеловека.
   Формы истины:
   1) Философская истина (философская правда)
   Виды истины:
   1.Абсолютная истина и относительная истина; 
   2.Объективная и субъективная истина; 
   3.Необходимая истина (истина разума); 
   4.Случайная истина (дают органы чувств)
   5.Аналитическая истина
   6.Синтетическая истина;
   7. Абстрактная и конкретная истина;
   8.Устаревшая истина;
   9.Эмпирическая истина;
   10.Сенсуалистическая истина;
   11.Рационалистическая истина;
   12.Агностическая истина;
   13.Идеальная истина;
   14.Внешняя и внутренняя истина;
   15.Скептическая истина;
   16.Непосредственная истина;
   17.Действительная истина;
   18.Истина эстетического восприятия и другие.
   2) Религиозная истина (Бог, Любовь, Абсолютная истина и другие);
   3) Нравственная истина (моральные и религиозные нормы; критерием выступают Добро и Зло);
   4) Научная истина:
   Подразделяется на следующие виды истины: абсолютная и относительная истина; объективная и субъективная истина; отраслевые истины: историческая истина; юридическая (правовая) истина, судебная (процессуальная) истина и состязательно-выигрышная истина; социальная истина; логическая истина и другие отраслевые истины.
   5) Эзотерическая (мистическая) истина;
   6) Государственная (политическая, идеологическая) истина;
   7) Художественная истина или художественная правда - истина писателей, поэтов и других творческих людей (истина произведений и творений);
   8) Корпоративная истина.
   9) Обыденная или бытовая истина (правда).
   V.Истина живых существ и нематериального мира [4, с. 166-167].
   Несмотря на не разработанность принципа истины в менеджменте, считается, что система управления строится на так называемых двенадцати фундаментальных истинах или принципах менеджмента Г. Эмерсона, к которым относятся: Принцип N 1 - точная постановка цели; Принцип N 2 - здравый смысл; Принцип N 3 - компетентная консультация; Принцип N 4 - дисциплина в компании; Принцип N 5 - справедливость к работникам; Принцип N 6 - объективный учёт; Принцип N 7 - логистика; Принцип N 8 - расписание и нормы; Принцип N 9 - нормализация условий; Принцип N 10 - нормирование операций; Принцип N 11 - письменные инструкции; Принцип N 12 - вознаграждение за производительность [2].
   Некоторые авторы к истинам менеджмента относят следующие аспекты: 1.Горизонтальная карьера - это профессиональное мастерство; 2.Управление из любой точки; 3. Без жалоб и просьб: "Не жалуйся, не проси - предлагай выгоду!"; 4. Радость неудачи; 5. Большая цель [3, с. 42-49]. Это так называемые социально-экономические "истины" управленца или менеджера, основанные на личных качествах. При этом это не истина в последней инстанции.
   Из указанных принципов видно, что они напрямую связаны с человеком и его поступками, а также его ценностями. При этом для других научных дисциплин и мировоззрений (например, религиозного и бытового) эти принципы могут быть неистинными или недостоверными (ложными).
   В.А. Канке считает, что к менеджменту больше применима аксиологическая истина, проблема которой связана с "определением степени эффективности поступков людей посредством их проектирования и последующего осуществления" [1, с. 85].
   Можно определённо сказать, что аксиологическая истина базируется на ценностях менеджмента, общечеловеческих ценностях и уровне духовно-нравственного развития менеджера.
   "Ценности менеджмента - это сознательный выбор системы идей, наделенных особым значением и принятых в качестве вдохновляющих и направляющих предпосылок, на основе которых менеджеры осуществляют свою профессиональную деятельность" [3, с. 41].
   По духовно-нравственным уровнем развития понимается отношение к смыслу жизни ("отношение к осмыслению жизни, наличие смысложизненных убеждений, выявляет круг ценностей, определяющих понятие "жизненного успеха") (духовный уровень), морали (отражает отношение к моральным нормам как общественной системе отдельных индивидов) и самоотношение ("перенесенное вовнутрь отношения других - принятия другими или отвержения ими") (нравственный уровень), религии ("отражает наличие или отсутствие религиозной направленности у индивидов") и идеалу ("потребность в наличии или отсутствии значимого идеала для индивида") [10, с. 142-143].
   В литературе конкретизируется понятие "смысл" с позиции духовности и нравственности, именуется духовно-нравственным смыслом: "Духовно-нравственный смысл человека заключается в осознании им того, что он, прежде всего, является духовной личностью (сущностью), имеющего дух и душу, что, в свою очередь, позволит ему осознать и понять истинный смысл жизни в нашем мире" [15, с. 401-407].
   Некоторые авторы духовность и нравственность напрямую увязывают не только с религий, верой в Бога, но и деятельностью и характеристиками души и духа человека, которые не обходят религиозные учения [11, с. 21-29].
   Христианская антропология свидетельствует, что человек трёхсоставен и состоит из духа, души и тела [12, с. 210].
   В таких авраамических религиях, как в иудаизме (от греч. '??????????; евр. ????? - еврейство), христианстве  (от греч. ?????о? - Помазанник, Мессия)  и исламе (особое внимание уделяется душе человека, которая является бессмертным творением Бога [13, с. 141].
   "По вопросу наличия души человека в мировой философии на сегодняшний день сложились три позиции: "первая - отрицает душу у человека. Вторая - признаёт душу человека на словах, но на деле игнорирует её, сводя её сущность и свойства то к психике, то к сознанию, то к неосознаваемому. Но болит, например, не вся психика, а болит в ней душа. Третья - признаёт душу в человеке на деле, считая, что душа человека это особое образование в духе человека" [14, с. 9].
   Некоторые авторы под духом человека понимают "эманацию (лат. emanatio - "истечение, распространение") Бога", а под душой человека - "совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека, бессмертное Творение Бога" [11, с. 21-29].
   Следовательно, учитывая вышеизложенное, можно уверенно говорить о том, что духовно-нравственный уровень связан с деятельностью души и духа человека.
   Таким образом, под духовно-нравственным уровнем развития человека следует подразумевать показатель, характеризующий духовное и нравственное развитие и самосовершенствование человека, в том числе его души, как духовной и социальной личности.
   Любая организация при принятии управленческих решений в своей сфере деятельности должна быть ответственной за влияние результатов своей деятельности на общество, социальное окружение, принося пользу не только потребителям, но и обществу в целом, не нанося при этом вреда, то есть деятельность организации должна быть связана с ответственностью бизнеса и государственного управления [7, с. 369-370].
   Деятельность организации должна охватывать все виды ответственности (духовно-нравственную, моральную, политическую, юридическую, общественную, гражданскую, профессиональную (корпоративную), социальную и пр.), которые подробно рассматриваются в современной литературе [8, с. 100-104; 9, с. 214]. При этом наполнение и практическое содержание каждого вида ответственности формирует человек.
   В связи с этим, необходимо напомнить, что главным в любой организации всегда выступает человеческий фактор, связанный с духовно-нравственным уровнем специалиста-менеджера. Именно менеджер формирует и развивает бизнес, определяя его приоритеты и ценностную политику, а значит, многое зависит не только от его деловых, но и личностных качеств.
   Нравственно-этическая позиция руководителя в значительной мере проявляется через механизм разработки и реализации управленческих решений, которые являются продуктом его интеллектуальной деятельности. Именно через решения конкретных менеджеров и формируется степень сопричастности организации социальной среде, являющаяся важнейшей составной частью профессионального управления. Отсюда, важнейшим требованием при подготовке современных менеджеров является как профессиональное, так и духовно-нравственное развитие, в рамках которого и должны быть сформированы незыблемые правила ответственного отношения к окружающему социальному миру [7, с. 372-373]. Это позволяет, в свою очередь, формировать влияние деятельности организации на социальное пространство только в положительном направлении.
   Таким образом, истина в менеджменте должна формироваться как соответствие содержания проектируемых управленческих решений, формирующих положительную направленность деятельности организации, результату этой деятельности. А результат, в свою очередь, должен иметь помимо экономической ещё и социальную эффективность, базирующуюся на ответственности перед социумом.
  
  
   Список литературы
   1. Канке В.А. Философия менеджмента: учебник. М.: КНОРУС, 2010. 392 с.
   2. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности: [Пер. с англ.]. 2-е изд. М.: Экономика, 1992. 224 с.
   3.Терентьев В.К. Истины управления: взгляд на основы менеджмента. М.: Сентябрь, 2002. 160 с.
   4.Ивентьев С.И. Истина. Новосибирск: ООО "Агентство СИБПРИНТ", 2016. 384 с.
   5.Ехлакова Е.А., Гузенко С.С. Теологическая модель управления в истории управленческой мысли // Меридиан. 2020. N 9 (43). С.1-7.
   6. Гузенко С.С., Варфоломеева З.В. Энергоинформационная философская теория истины // Актуальные проблемы развития науки и современного образования: сборник материалов Международной научно-практической конференции. 10 апреля 2017 г. / отв. ред. Л.В. Красовская, И.Б. Костина. Белгород: ИД "Белгород" НИУ "БелГУ", 2017. С.299-300.
   7. Гузенко С. С., Кузьмина Л.П. Актуальные аспекты влияния деятельности корпораций на социальное пространство // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика : материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск, 15 марта 2021 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О. А. Полюшкевич, Г. В. Дружинина. Иркутск : Издательство ИГУ, 2021. C.369-373.
   8. Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная ответственность в современном обществе // Социальная, профессиональная и персональная ответственность личности в современном обществе [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Омск, 8-10.10.2020 г.) / [редкол. : Л. И. Дементий (гл. ред.), А. Ю. Маленова (отв. ред.), А. А. Маленов]. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2020. С. 100-104.
   9. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права учебник.  М.: Юристъ, 2004. 512 с.
   10. Михалец И.В. Психология духовности как компонента духовно-нравственных отношений личности в системе образования // Актуальные проблемы эффективной модернизации образования в России: монография / Под научной и общей редакции В.В. Сохранова. Пенза: ПДЗ, 2011. С.142-153.
   11.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21 мая 2020 г.) / отв. ред. Г. С. Кунафин. Уфа : РИЦ БашГУ, 2020. С. 21-29.
   12. Начало христианской психологии / Отв. ред. Б.С. Братусь. М.: Наука, 1995. 233 с.
   13.Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Концепция прав души и духа человека как основа духовно?нравственной интеграции //  Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: сборник материалов международной научной конференции / отв. ред. С. Г. Максимова. Вып. 8. Том 2. Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2019. С. 141-147.
   14.Меньчиков Г.П. Душа человека: некоторые закономерности её существования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2010. N 1. С. 9-13.
   15. Асадуллина Г. Р., Ивентьев С. И., Шкуран О. В. Духовно-нравственный смысл деятельности как фактор консолидации молодёжи и общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы : материалы VII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 15 февраля 2021 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О. А. Полюшкевич. Иркутск : Издательство ИГУ, 2021. С. 401-407.
  
  
   Гузенко Святослав Сергеевич, студент 4 курса направления "менеджмент" Института цифровых технологий и экономики Казанского государственного энергетического университета, Казань.
  
   Кузьмина Лариса Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента Казанского государственного энергетического университета, Казань.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"