Как я уже писала в своих эссе о библейской Книге Иова, проблемой нашего времени является то, что несмотря на то, что христианству уже 2000 лет, мы в своей духовной слепоте все еще остаемся "друзьями Иова", которые, не будучи в силах понять, за что на голову праведного Иова валятся все беды и несчастья видимого мира, не нашли ничего лучшего, как обвинить его в недостаточной праведности. Фактически, друзья предложили Иову снять маску праведности и вглядеться в свои грехи, отыскать их - скрытые дотоле - от него самого. Как это ни парадоксально, но теоретически - вопрос поставлен ПРАВИЛЬНО. Неестественность, неправедность, несправедливость тут только в том, что ставят его теоретики, которые на практике не дотягивают до праведности Иова и поэтому, что называется, не им говорить. А тот, кто не добрал в духовном восхождении до высоты и глубины Иова - не добирает и количество кирпичей и шишек на многострадальную голову, синяков и ссадин... На таких - сатана не нападает. Слишком они еще немощны и мелки, чтобы встать на путь богопознания.
И тем не менее вопрос о том, что Иов утратил способность "зрения греха своего" - поставлен правильно. Чтобы понять это, надо просто нивелировать тот эмоциональный негативизм. который вызывает у нас слово "грех", особенно когда мы применяем это слово по отношению к себе. Грех в "Новом Завете" - это на самом деле не только отступление от десяти христианских заповедей. Не только - моральная категория. В ГЛАВНОМ и широком смысле грех является - отпадением от Бога. А путь от греха к праведности. - соответственно - путем восстановления утраченной связи.
Каков же главный признак праведности, а фактически, успешности в трудах и делах богопознания, возвращения к Истокам? Исполнение библейских заповедей? Несомненно. Непременно исполнение заповедей. Но это - только основа, фундамент, скелет. Механизм без плоти и крови. Сухое чувство долга. Суховатое чувство любви. Комфорт, теплохладность. Так живут друзья Иова. В искреннем и чувствительном Иове же - так много подлинности в его делах любви и долга, что он, конечно же, не теплохладен. Сердце его - не механизм. Это сердце - из плоти и крови. И оно - болит. Болит и настоятельно требует исцеления. А это означает, что ему настала пора подняться выше. Перейти от ветхозаветного - к новозаветному пониманию проблемы. "Самого главного - глазами не увидать. Зорко только сердце" - вот главная евангельская мудрость, прочувствованная и выраженная благодатнейшим и мудрейшим Антуаном де Сент-Экзюпери. Никакое - даже самое искреннее и дотошное - исполнение заповедей, никакие дела с их даже самыми благородными плодами - Бога в наш общий домик не вернут. Пока не откроются очи сердца и - не узрят Свет. Который внутри и вне нас. Всюду. Везде. Который - Сам расставит все в этом мире по своим местам. Надо только поддаться, довериться ему. Воскресшее сердце - это исцеленное сердце. И пока такое Воскресенье и следующее за ним Преображение на горе Фаворе не состоялось - даже праведный Иов - все еще НЕПРАВЕДЕН и Сатана имеет власть безжалостно глумиться над ним.
Вера - это доверие. Доверие к утраченному Свету. Парадокс Иова - в утрате доверия к светлому и благому Богу, которого можно прозреть сквозь Тьму несмотря ни на что. Богу, который зовет его за собой - на путь вечного странника - свободного от плодов своих дел, к которым он так трепетно привязан. К восприятию подлинной Жизни как ПРОЦЕССУ, а не результату. Ибо Любовь - это не результат, а ПРОЦЕСС. Это - движение, вечное движение. По спирали. С провалами и падениями, с препятствиями и необходимостью разбираться в хитросплетениях зла и добра. Но это - ДВИЖЕНИЕ. Не застой. Бедный Иов, всякий раз упирающийся в стену из плодов своих благих дел и ищущий, чем бы еще пожертвовать Богу. Он должен прозреть.
Марфа из евангельской притчи о Марфе и Марии - должна, наконец, стать Марией.