Гвоздев Альбин Александрович :
другие произведения.
Последний рейс
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Гвоздев Альбин Александрович
(
salg@ukrpost.ua
)
Размещен: 16/02/2007, изменен: 16/02/2007. 319k.
Статистика.
Повесть
:
Проза
Скачать
FB2
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
П О С Л Е Д Н И Й Р Е Й С
/ п о в е с т ь /
1
В темноте за проходной Широков запнулся о рельс, зашагал
вдоль подъездных путей. Впереди над портом, высоко вскинутые
эстакадами светились выщербленные местами прожекторные щиты. Их
синий свет обтекал башни элеватора, сеялся на штабели ящиков и
неуклюжие громады "негабаритов". Над занемевшими у причалов судами
шевелились подсвеченные стрелы кранов, хрипловато квакали
под ними автопогрузчики. От дальних рудных причалов горьковато
тянуло угольной пылью, глухо ударяли грейферы, подвывали моторы
подъемников.
Широков шел к десятому причалу напрямик, лабиринтами
погрузоучастков, ступая в бездонные черные тени, застывшие на бетонке
пирсов. "Урал" стоял в полном грузу, фальшборт невысоко
поднимался над причальной стенкой. Мачтовые рефлекторы бросали
снопы света на закрытые трюма и лобовую часть надстройки. Спардечной,
срединной, непривычной для современных судов трехостровной конструкции
"Урала", судна старого, пережившего дважды капитальный ремонт.
Широков остановился неподалеку от береговой
сходни, по-хозяйски окинул взором строгий, классический почти
силуэт судна, где быть теперь ему хозяином. "Капитан является
доверенным лицом Советского Социалистического Государства, лицом,
которому полностью доверено судно, жизнь людей и поручено
единоличное управление". Нет, эти слова из Устава Морского
Флота - не гром с ясного неба для него, когда они зазвучали
так обнаженно. И все равно трудно привыкнуть к мысли, что он капитан
знаменитого и бывалого "Урала".
На сходне появился вахтенный, всматриваясь, решил спуститься
на причал, поскрипывал ступенями, легко шагнул с траповой
площадки. Тусклый герб фуражки, ниточка молодых усов над губой,
повязка вахтенного на рукаве бушлата. Курсант Высшего Инженерного
училища, присланный на годичную практику в штат.
Зовут, кажется, Владиком. Матрос с незаконченным высшим морским
образованием! Вот тебе и старая истина бывшего капитана Черняка - "матрос
есть матрос".
- Как дела, вахтенный?
- Все в порядке, товарищ капитан! - сверкнули под ниточкой
усов молодые зубы, весело взблеснули глаза. Этот Владик еще
и комсомольский бог теперь. Чуть ли не традиционно: ага, на
высшее образование тянешь? Тогда тяни и в общественной работе,
знакомо это ему, Широкову, по прежним временам комсомола.
- Все на борту?
- Только что последние пришли. Второй штурман со вторым
механиком.
- Передайте по вахте: подъем, как только ревизия придет
на борт.
Уходить ночью! Ничего нет хуже, подниматься по трапу и
чувствовать себя ни в море, ни дома. Ты в каюте, и поблизости
совсем, в уснувшем доме Наташа будет всю ночь вздрагивать, отрывать
голову от подушки и думать - отошли уже или еще нет? Не
очень лестно отзывался он в таких случаях о капитанах. Можно
сниматься с рассветом - морской канал все равно закрыт в темное
время суток. Но ему теперь нужно сэкономить время, которое
теряется в ходу до канала. И оттого терпеть это неудобство пограничнго
и таможенного контроля на три ночи, но в этом рейсе ему дорог каждый час.
В каюте Широков не сразу нащупал выключатель в темноте, он
здесь все еще как в чужой. Только с портрета на столе
участливо глядят Наташины доверчивые глаза. И лицо такое, каким
было совсем недавно, полчаса назад, когда прощались.
Два года назад, в этой же каюте Черняк сказал ему: "Рекомендую
старпомом на новое судно! Хорошее судно. Давай, расти
теперь в капитаны!" Он уходил тогда с "Урала" и думал, что
вряд ли когда - либо вернется к Черняку. И вдруг, отзывают из отпуска,
принимать "Урал", и в должности капитана, и опять по рекомендации
Черняка. Черняк сидел тогда в каюте, грузно уперев локти в настольное
стекло. Поздоровался как всегда хмуро - то, что он мужик без сентиментов, было
предметом его особой гордости и становилось уже легендой.
Посопел погасшей трубкой. "Пришло время передавать наследство,
Василич. Лучшего наследника
не вижу. Давай, работай теперь здесь ты. А я в Клуб Моряков, в секцию
домино. Пора и на покой, сердчишко пошаливает".
И в грубом свитере, который был на нем всегда, как кожа, показался
жалостно щупловатым, и голос с хрипотцой не звучал уже, как голос
просмоленного ветрами всех широт "маримана".
Наследство! Да, наследство, слишком долго командовал Черняк
"Уралом", слишком много лет на судне все так вертелось, как ему
желалось и как было ему нужно.
Широков сел за стол, придвинул бережно портрет жены ближе.
Она спросила, когда он пришел из Кадров с известием о капитанстве:
"Ты доволен?" Да, конечно, он доволен, еще бы. Но часто
под этим подразумевают - успокоился. Но ожидать ему спокойной
жизни на "Урале" вряд ли будет уместно. Капитан в двадцать
семь лет! Скажут, повезло. Нет, потому что работал больше и лучше
других. И не дал себе отдыхать после Средней Мореходки, поступил
заочно в Высшую, которая стала уже Высшим Инженерным училищем.
И вот теперь он - инженер-судоводитель с рабочим дипломом
Капитана Дальнего плавания. И еще - никогда не выгадывал, шел
туда, куда посылали, а посылали не всегда в самые лучшие места
и должности. Оттого, может быть, и оказался волею судеб на
знаменитом, всегда передовом и самом "валютном" пароходе,
на "Урале", с гафеля которого не снимается вымпел Министерства.
В двадцать семь лет - капитан! Со всеми внешними атрибутами,
как мечталось в юности, как думалось совсем недавно, на пути к
капитанству.
Капитан. . . Всегда спокойный, выдержанный. Басовитый голос
в динамиках командной связи на швартовках. Для друзей в каюте
бутылка французского коньяка, ароматные сигареты. Для иностранцев
в чужих портах - прекрасный английский и широта русского
гостеприимства. Для внешнего женского взгляда - спортивная фигура,
белоснежные воротнички и манжеты, золотое сияние нарукавных
шевронов и неотразимая привлекательность недоступного мужчины.
Для начальства - ежемесячное стабильное выполнение месячных планов, блестящий
внешний вид судна, порядок на борту, никаких никогда "чепе".
Для команды - простое, свойское, но не допускающее панибратства
обращение со всеми. Джентельментский набор добродетелей!
"Капитан является доверенным лицом Советского Социалистического
Государства. . . " Да, эти слова из Устава для него не гром с
ясного неба. Он видывал, что такое капитанская ответственность.
Но быть старпомом и видеть ее со стороны - это одно.
Старший помощник все делает, как положено по Уставу, и как
установлено капитаном, но не отвечает за судно в полной мере -
головой. Ему приходилось и подменять капитанов на время их отпуска
и он знает, что это такое. Это как сидеть в кресле начальника
и стараться ничего не трогать на столе до его прихода. Быть на
судне хозяином - совсем иное. Все продумай до мелочей, все
предусмотри и сделай скидку на то, что подчиненный поведет все
равно дело как-то еще и по-своему, с личным уклоном. Чувствуй себя
хозяином, но и каждому на своем месте дай почувствовать себя
хозяином своего дела. А отвечай за все единолично.
И все это становится до конца понятным лишь тогда, когда
получаешь всю полноту власти и ответственности. Вряд ли есть
капитаны, которые не понимают, что такое хороший капитан, или не
хотят быть такими. Значит - не могут.
Опять скажут - повезло. Он работал старпомом на "Урале",
знает это старенькое, но хорошо отремонтированное судно
как свои пять пальцев. Но если бы по наследству переходило
только само судно. У Черняка был свой стиль, свое понятие демократии,
и довольно романтичное и привлекательное. Мог крепко ругнуть боцмана
при швартовке, не стесняясь женщин на причале, крахмальным
воротничкам предпочитал грубой вязки свитер, в котором
пиратски осела "соль всех морей и океанов".
При гостях мог демонстративно набить трубку вместо
капитанского душистого табака простой махоркой, если нужно, пил водку из
тонкого стакана. Часто, почти непрестанно вспоминал Дальний
Восток, откуда перевелся, времена своей молодости. "Скудеет флот,
не тот моряк пошел". "Зачем мне знать английский, если во всех портах
мира ругаются по-русски?"
В свое время это казалось смелым, многих восхищало, Черняк слыл
либералом. Но он, Широков, будучи старпомом у Черняка, знал,
что это все внешнее и показное.
За иное уважало его начальство и шло навстречу. Даже второй
капитальный ремонт удалось выбить у пароходства Черняку для
своего судна. И не где-нибудь, а на заграничной судоверфи, откуда
Черняк вернулся с белым "мерседесом". И очень хорошо было Широкову
известно, что на внешнем и кончается Черняковская демократия.
Широков поднялся из кресла, опустил оконное стекло. Деловито
и разноголосо забормотал ночной порт, холодный воздух пошевелил
край занавески, знакомый запах угольных причалов остро щекотнул
ноздри. Широков двинулся по каюте, разминая ноги. Да,
Черняк умел подбирать под себя кадры! Зачем ему в старпомах
Широков, будущий инженер-судоводитель, у которого вдобавок
внутреннее споротивление порядкам на судне, и еще какие-то идеи в голове
по иной организации? Пусть ступает с новой своей организацией
работы на новое судно, пусть идет "в рост". А себе взять
Куропаткина, пусть суховат, педантичен, не очень гибок в делах
и в обращении с людьми, зато твердо, не раздумывая и без колебаний
поведет линию капитана. Они с Черняком сработались, и теперь
Куропаткин будет весьма удивлен, если от него потребовать, кроме
подчинения капитанским приказам, еще что-то иное.
Но подлинный полпред Черняковских методов на судне - это
все же Букай, первый помощник капитана, старым должностным названием
- помполит. Опытный, наработанный десятилетиями его опыт формалиста,
осторожного бумагописаки, с авторитетом в парткоме и Управлении
всегда передового первого помощника, одного из лучших по показателям
судов пароходства. "По показателям"! Как все же беспощаден язык,
только к нему прислушайся!
Когда-то Букай плавал помполитом на Дальнем Востоке, вырос там
в такую должность из кочегаров, работал вместе и с Черняком.
Что-то там случилось, на судне, Букая сделали козлом отпущения,
он сильно пострадал, едва не разжаловали, Черняк его и выручал.
Позже, когда Черняку удалось перевестись с Дальнего Востока
на работу полегче, в "Европу", как он говаривал, он перетащил за
собою и Букая. Так что грубо, по - Черняковски говоря, они два
сапога пара и оба на левую ногу.
И мало надежды, что Букай изменится, станет иным, более того,
постарается быть прежним, оставаясь самим собой.
Широков встал к столу, отгоняя всегда ему не совсем внятный
образ Букая, нажал кнопку портативного магнитофона. Конечно,
он не собирается менять все с наскока. А Букаевским авторитетом
не грех и воспользоваться, пока сам не встанет прочно на
ноги. Даже прыгая на ходу в трамвай не следует непременно его
перегонять, достаточно сравнять скорость со скоростью вагона,
это хорошо усвоено с курсантских еще времен. Когда по такой
вот глупости едва не угодил под колеса, впрыгивая на ходу.
Главное, не выбиваться из собственной привычной колеи -
вот не слушал еще сегодня урок английского. Работать, работать!
Руками, ручками, как любит выражаться стармех, Андрей Харитонович,
типичнейший, упрямейший, хитрейший и опытнейший "дед", человек
немного со странностями, тоже "побывавший и повидавший".
С Харитонычем, они поладят, видимо. И в прежние времена они
всегда с полслова, с полвзгляда понимали друг друга, а то и вовсе
святым каким-то духом. "Ит вилл би шип-шейп", как говорится
в одном из уроков английского обиходного, морского языка, из
лексикона "Делового разговора для моряков", который нужно еще
разок проштудировать. Будет морской порядок - так это можно перевести
на русский.
2
Второй механик Валуев даже не зажигал свет в каюте, бросил
пальто и фуражку на диван, поставил чемодан под умывальник,
и вышел. Каюта второго штурмана была по другую сторону надстройки,
в "штурманском" коридоре. Дверь распахнулась сразу после стука,
Викентий на пороге приобнял за плечи, провел к освобожденному
от штормовой стяжки креслу.
- Садись, садись! Сейчас сделаем нам не страшен серый
волк! Не то заглянет Бука и выпьет всю водку, как наш боцман
говорит.
Викентий задернул шторку открытого иллюминатора, бесшумно
повернул ключ в скважине каютной двери. В белом свитере крупной
вязки с красными полосами по груди и на рукавах он выглядел
приземистым, неимоверно широкоплечим. Когда-то он был стройнее и
без этой неподатливой самоуверенности во взгляде. Валуев не
сразу узнал его вчера в вахтенном штурмане, когда пришел на
судно с документами и направлением из Отдела кадров. Не сразу
узнал и сегодня, когда только что случайно встретились у проходной
порта по пути на судно.
- А что это еще у вас за Бука? - спросил Валуев.
- Букай Петр Григорьевич, первый помощник. Есть у него
чутье на спиртной дух и привычка заходить в каюту без стука.
- Ничего дядька?
- Дело вкуса, - сказал Викентий. - Некоторые ведь даже
коньяка не пьют, говорят, клопами пахнет. У меня немецкий вайнбренд.
Неважнецкий, сам знаешь, но другого нет. По одной трети
безвредно будет, так и налью, как в лучших домах Филадельфии.
Иной раз ребята обижаются - отчего не по полной. Пить так
стаканами, и пока глаза не остановятся. Морской шик! А на деле
серость Астраханская.
Викентий достал из ящика стола бутылку с яркой наклейкой,
плитку шоколада, ободрал обертку, прошелестел фольгой. Взвесил
бутылку в руке, примериваясь к бокалам.
- Значит, снова вместе, Сережа? - сказал он, склоняясь над
столом. - Плечо в плечо идем - оба вторые! Как там наш старик,
буксир "Пионер" поживает, не слышал?
- Скрипит уже бортами, говорят, но на воде держится. Я ведь
давненько его уж не видывал. На сухогрузах теперь.
- Ну и правильно, - сказал Мерцалов, наполнив бокалы и
опускаясь в кресло. - Сухогрузы - интеллигенция флота.
Работать на буксировщиках - это тянуть на энтузиазме, а это не в
моде. Как здоровье подруги?