Хабибулин Юрий Далилевич : другие произведения.

Рецензия на роман Бориса Громова "Терской фронт"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на роман Бориса Громова "Терской фронт". Книга только что вышла в издательстве Яуза-Эксмо, разделённая на два тома под названиями - "Выжить" и "Выстоять".

  Главный герой, Михаил Тюкалов, опытный прапорщик спецподразделения (ОМОН-а) и наш современник, во время боестолкновения с засадой чеченских террористов, непостижимым образом перемещается на тридцать лет в будущее. И это будущее оказывается намного хуже, чем можно себе представить, чем надеются сегодня многие обыватели.
   По версии автора мир пережил ядерный Армагеддон, после которого случилась 'Большая Тьма' - несколько лет балансирования homo sapiens на планете, на самой грани, из-за поднявшихся в атмосферу и закрывших Солнце туч радиоактивной пыли и смога. Погибло много стран и народов, были заражены огромные территории. Во время этого смутного времени произошла 'большая резня', которая так же унесла миллионы жизней.
   От всей Европейской России уцелела лишь Югороссийская республика и Терской Фронт, который держит оборону против горцев - чеченцев-боевиков из 'непримиримых тейпов' и турок, претендующих на создание новой мировой империи - 'Великого Турана'.
   Буквально с первых страниц романа бурный поток развивающихся событий 'зримо' и 'грубо' захватывает всё внимание без остатка и так и не отпускает до самого конца произведения.
   Адреналин, всё усиливающимся 'капельным орошением', сначала ощутимо напрягает и форсирует внимание, а потом... вообще начинает бить мощной струёй, как из гидропушки для разгона демонстраций.
   Бросает то в жар, то в холод. То зубами скрипишь, то смеёшься, а то и слёзы к глазам подкатывают...
   Первое, что затягивает и гипнотизирует - это ощущение абсолютной реалистичности происходящего.
   Второе - некое 'очарование' текстом - бесспорный талант рассказчика, прекрасное владение им всем арсеналом приёмов построения произведения. Близкое знакомство с 'материальной' частью, навыками бойца-профи, знанием психологии, разговорного сленга военных и многих 'специфических деталей' так же работает на 'высокое напряжение', вызываемое чтением романа.
   А, кроме того, замечательный образный язык, внутреннее чувство гармонии, умение выстроить безукоризненную, эффективно 'работающую' композицию и... никакой 'воды' в тексте. Ничего лишнего.
   Читаешь и веришь автору, переживаешь за дела и здоровье 'безбашенного' Тюкалова. Каждое событие, поворот сюжета, художественная деталь - закономерно и убедительно вытекают из нарисованной автором картины мира будущего. Ретроспекции есть там, где это действительно необходимо по сюжету и для понимания читателем смысла происходящего.
   Все 'заряженные ружья', висящие на стене в начале романа, в конце обязательно выстреливают. Ничего не забыто. Где надо по тексту, автор очень профессионально пользуется 'фидбеками' - обратными связями, ассоциациями и внезапными 'сюрпризами', причём, ни в коей мере, не перебарщивая.
   Чего стоит, например, эпизод со случайной встречей в турецком плену бывшего боевого товарища, чеченца Ильяса? И развитие событий после этого, завершившееся чудесным спасением главного героя.
   Или 'некоммерческий' рейд Тюкалова в одиночку, в глубокий тыл Непримиримых, с одной-единственной целью, по-человечески похоронить погибших в последнем бою ребят своего подразделения?
   А вынужденный расстрел толп обречённых беженцев-россиян, спасающихся от радиации и голода? Самоубийство генерала, отдавшего страшный приказ...
  Некоторые эпизоды повести просто 'трясут' психику вроде бы уже ко всему привычного читателя.
   И даже все, несколько мистические моменты: 'парад на плацу, общение' с мёртвыми, прощание с ними, 'предупреждения оттуда', привязанные, либо к снам, либо к подсознанию, выглядят в контексте произведения очень естественно и оправданно.
   Но самое главное в романе, думается, это не экстремально закрученный сюжет, не лихие приключения удачливого наёмника, и даже не прекрасно нарисованная картина вполне возможного ближайшего будущего. Главное в этом произведении, достойном места на полке среди лучших книг по современной военной литературе, это его глубинный 'русский дух'.
   'Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!'
   И действительно, несмотря на мрачную картину постапокалипсиса, войны, несмотря на лужи крови, горы трупов, изощрённое коварство и жестокость врагов, роман насыщен... светлыми человеческими чувствами - добротой, уважением к достойным людям, верностью, заботой о близких, прочными связями со своим народом.
   К тем столпам, на которых исстари держится Русь.
   Простой русский тридцатилетний мужик, 'свой в доску' и понятный, как старый, изученный вдоль и поперёк, друг детства, Михаил Тюкалов, заброшенный каким-то парадоксом, флуктуацией Вселенной в другое время, где уже нет живых друзей, родителей, младшей сестры Юльки, нет почти ничего знакомого из его прошлой жизни, кроме оружия и профессиональных навыков, не срывается в меланхолию, не стреляется, не съезжает с катушек. И не плывёт по течению, куда вынесет.
   Он находит в себе силы жить дальше, разобраться в том невероятном стечении обстоятельств, в которое попал. Опирается на те непреходящие ценности, что и после десятилетий, прошедших после ядерной войны, 'Большой тьмы' и борьбы за выживание, остались в душах настоящих русских людей.
   Находит и таких людей.
   Это и дед Тимоха, и хозяин 'Псарни' - Четверть, и комендант Костылёв и многие-многие другие. И не только мужчины, но и женщины. Очень хорошо показаны образы и характеры русских девушек Насти и Оксаны. А как выписаны мать Толяна и погибшая в бою Зинаида!
   Здесь нужно отметить важный момент. На всём пространстве этого острого фантастического и драматического произведения автор и мысли не допускает, что модель нашего сегодняшнего общества, насыщенного ложью, политическим и нравственным беспределом, бездуховностью, совершенно беззастенчивой оголтелой борьбой двуличных ненормальных феминисток за дискриминацию мужчин и матриархат, всяческие 'сексменьшинства', финансовые 'пузыри', ряженые 'правозащитники' и тому подобные чири на теле народа могут сохраниться.
   И почему-то, после прочтения романа, в это верится.
   Действительно, ядовитые и ненужные 'украшения', балласт и грязь цивилизации при первом же серьёзном потрясении свалятся с её тела, как клоунская и непрактичная одежда.
   Останется только рациональное. То, что проверено веками, идёт от корней, то, что помогает выжить и выстоять.
   Россия - многонациональное государство. Русским людям издавна были присущи терпимость и уважение к другим народам, их обычаям, образу жизни. Вместе воевали, строили, соседствовали. Засылали сватов друг к другу, роднились.
   В романе 'Терской фронт' национальный вопрос занимает особое место. Русский омоновец без колебаний, рискуя собой, спасает раненого на мосту боевого товарища - чеченца Эли-Ильяса (который потом через много лет тоже спасает от неминуемой смерти своего русского друга), вытаскивает за собой из плена казаха Руслана, легко заводит и поддерживает дружеские отношения с дагестанцами, евреями, болгарами. Прекрасно знает традиции и обычаи чеченского народа, и даже язык, что не раз помогало герою книги находить друзей и выпутываться из сложных ситуаций.
   Да, дружба народов, это не просто декларация. Это жизненно-важная необходимость! В романе это видно особенно отчётливо, как и то, что всех порядочных людей, независимо от национальности, притягивает друг к другу и они, в общем-то, понимают и говорят на одном, глубинном языке рода людского...
   Роман очень многоплановый и многоуровневый. Он сильно отличается от модных 'бестселлеров' западных писателей тем, что содержит в себе такие непостижимые для прагматичных умов неоднократно битых чужеземных завоевателей, тайны 'загадочной русской души' и 'странности поведения'.
   Нелогично ведь, вроде, торговаться из-за каждой монетки при заключении сделки, при разделе добычи, и в то же время бросаться рисковать своей жизнью ради совершенно незнакомых тебе людей, как в случае со спасением Тимофея Владимировича с детьми при первой встрече, при нападении Непримиримых.
   Или трястись не из-за злости по поводу дырок от пуль в дорогостоящем имуществе - личном бронированном автомобиле - УАЗике, а за жизнь беспутного подчинённого Толяна, рванувшего очертя голову из Ростова спасать начальника-друга.
   Не понять турецкому полковнику почему опытный 'русский диверсант' отказался обучать янычар и аскеров, чтобы сохранить свою жизнь...
   Много чего интересного можно увидеть в этом ярком произведении. Лирическая линия - любовь с первого взгляда Михаила к Оксане, очень трогательная и будоражащая душу. Заставляющая задуматься об отодвинутых ныне словах Всевышнего во всех истинных религиях о таинстве брака - один раз и на всю жизнь!
   Да и десять заповедей нужно всегда помнить и исполнять для всех порядочных людей.
   И любить свою Родину, свой народ. Его традиции, обычаи, язык. Воевать за родную землю в самых тяжёлых и невероятных ситуациях, а если понадобится, то, может быть, и отдать за неё жизнь.
   Несмотря на то, что в тексте встречаются кое-где элементы ненормативной лексики, злоупотребления этим словарём не заметно. Всё строго дозировано и оправдано сюжетом. Смакования сцен насилия и пыток тоже нет. Автор умело использует антураж и инструменты мастера, чтобы создать нужные впечатления у читателя. Без излишней 'чернухи' и тошнотворных описаний деталей пыток, драк, смертей.
   Парадоксально, но в этом непростом драматическом произведении, много юмора. Авторские находки и приёмы постоянно 'встряхивают' читателя, не дают ему расслабиться.
   Думается, роман с огромным интересом будут читать не только опытные ветераны 'горячих точек' или служивые люди, прекрасно знающие 'матчасть' и 'театр военных действий' по событиям прошедших лет, но и наше молодое поколение - старшеклассники, студенты, молодёжь, все те парни, которые сейчас прикидывают 'с кого делать жизнь'. Замечательная книга Бориса Громова 'Терской фронт' может им в этом выборе сильно помочь.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"