Хаген Альварсон : другие произведения.

Швеция с татуировкой Зигмунда Фрейда

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Крайне правый взгляд на крайне левый фильм: впечатления от картины "Девушка с татуировкой дракона"


Швеция с татуировкой Зигмунда Фрейда

   Впечатления от картины "Девушка с татуировкой дракона" (2011, производство США-Германия-Швеция-Великобритания, реж. Дэвид Финчер)

Не, ну нафиг, я в такие кина не хожу!

Шура Каретный

  
  
   Фильм "Девушка с татуировкой дракона" по книге шведского писателя Стига Ларсона "Мужчины, ненавидевшие женщин", оставляет впечатление грустное и тягостное. Несмотря даже на вроде бы счастливый финал и утверждение "правильных", политкорректных, лево-либеральных ценностей (которые нам выдают на европейские и - sic! - общечеловеческие). Я подозревал, конечно, что будет какая-то ерунда, но не думал, что настолько...
   Сразу скажу, что саму книгу не читал, так что и не осуждаю. Смотрел шведский телефильм, который оставил впечатление в целом положительное, несмотря на. Ну и, соответственно, стало любопытно, чего там наваял Финчер. Ожидался добротный скандинавский детектив, даже с учётом психических девиаций режиссёра (известного такими картинами, как "Игра", "Семь", "Бойцовский клуб"). Что в итоге: постмодерная психоделическая сада-маза с элементами детектива и триллера. А также набором тревожных социально-политических и психологических симптомов. На основе которых и попробуем поставить диагноз шведскому и - шире - европейскому зрителю.
   Картина сильно ударенная Фрейдом. И представляет собою прежде всего сублимат садистских (да и мазохистских) комплексов. Вот, восхищённый отзыв с "Кинопоиска": "фильм, словно музыкальный клип, не перегружен сложными и заумными словечками, в нём присутствует много того, что ценит современный зритель - секс и жестокость". Конец цитаты. Понятно, что современный зритель - ничтожество, которому мало секаса в личной жизни и жестокости в вечерних новостях. Понятно, что современный зритель деградировал до уровня "клипового" восприятия реальности и потому не воспринимает философский контент (это же так сложно, мозжечок заболит!), что у современного зрителя очень лёгкая и простая жизнь, если он требует такого кино. И - совершенно очевидно - что такому зрителю, с напрочь снесёнными психологическими защитами, можно заливать в подсознание какие угодно установки. Но. Но. Режиссёр. Финчер. Дэвид. "Коля, ***!". Художник. Опускается до такого уровня...
   Позвольте цитату из интервью: "Я в ответе за то, как я заставляю зрителей себя чувствовать, и мне хочется, чтобы они чувствовали себя неуютно". Ну, это право творца. Другое дело, какую цель преследует достижение дискомфорта, какие последствия - в данном случае - имеет состояние "неуютно". Вспомним для сравнения хотя бы его старый славный фильм "Семь". Его тоже неуютно смотреть. Но там хотя бы есть выбор. Можно, как антигерой, вынести приговор грешному человечеству и попытаться его исполнить. Можно, как герой Моргана Фримена, старый детектив, грустно вздохнуть, пожать плечами: мол, мир - помойка, но за него всё же стоит бороться. А можно, как герой Бреда Пита, молодой детектив, сойти с ума от горя. Грустно, конечно, и весьма спорно, но эту идею хотя бы можно понять и принять. А что в случае "Девушки...", кроме сексу и жестокости?
   Торжество разнузданного евросоциализма.
   Здесь тоже три сюжетообразующих героя, три линии инициации, три взгляда на мир. И если два героя, условно-положительные, Блумквист и Саландер, выписаны достаточно убедительно и поданы как идеал, то третий, антигерой Мартин Вангер, это нанесённый штрихами штамп и вообще идеологическая диверсия.
   Итак, Микаэль Блумквист (Дениель Крейг), герой нашего времени. Журналист и обличитель зажравшихся капиталистических свиней. Причём для своих гневных вердиктов не гнушается непроверенной информацией, а также не прочь заиметь сведения незаконным путём. При этом в личной жизни - фиаско, с супругой давно разведён, с дочерью контакта нет, и, похоже, она ему безразлична. Спит с начальницей (что, собственно, и разрушило его брак). Хотя и на этом фронте отношения довольно странные: их объединяют профессиональные интересы и постель, а какой-то человеческой близости я там не заметил. Дальше больше: подключив к делу талантливого хакера и детектива Лисбет Саландер (ту самую, с татуировкой дракона), он вскоре оказывается и с ней в койке. И всё бы ничего, только она ему в дочери годится. И тот факт, что инициатива исходит от самой Лисбет, ничего не меняет: призрак бродит по Европе, призрак старика Набокова.
   Вот он, современный идеал европейского интеллигента. Чем не образец для подражания. Типа я занимаюсь своим делом, а прочее вас не касается. Единственное, что его частично оправдывает, - профессионализм.
   И - да, он делает кунилингус. Не слишком часто.
   Ну хорошо, я просто ханжа и ничего не смыслю в колбасных обрезках. Однако посмотрим на его, так сказать, коллегу.
   Лисбет Саландер (Руни Мара) - это вообще гимн уроду. Да, я утверждаю: девушка с татуировкой дракона - не просто "не такая, как все". Она - урод, выродок, если хотите. Чёрная готическая эротическая мечта современного зрителя. Она, собственно, этого не отрицает: "я - ненормальная". Тому есть причины: "в двенадцать лет я хотела убить и сжечь своего отца. Удалось на 80%". В фильме не уточняется, чем же провинился родитель, но я предполагаю, что он над ней надругался. А это, забегая вперёд, вообще идейный лейтмотив картины. С тех пор Лисбет находится под опекой государства, ей назначается официальный опекун, который должен снабжать её деньгами. Как она их тратит, это её дело, она не обязана отчитываться. Кстати, Лисбет замечена в употреблении наркотиков и алкоголя. И вот новый опекун заставляет её отчитываться в тратах. Не хочешь? Ну тогда это... ты мне, я тебе.
   Да-да. Новый опекун, который символизирует нового отца, снова насилует подопечную. Она, конечно, ему отомстила, молодец, это мой любимый эпизод во всём фильме, ибо справедливость должна торжествовать, но, друзья мои, а что порождает таких вот насильников? А социальная система. Вы не проверите на вменяемость всех опекунов. В каждом чиновнике сидит урод, и долг общества - максимально уменьшить влияние малых сих на нас, добрых людей. И не надо давать деньги психопатам. Психопатов следует держать подальше от общества. В нацистской Германии их вообще физически уничтожали. Давайте что-то одно из двух. А выпускать их в люди и ждать, что они социализируются, это кретинизм.
   Мне тут подумалось, что Лисбет Саландер может пополнить ряды героев типа доктора Хауса, Декстера, Шерлока Холмса (в его обновлённом варианте). Социофоб и социопат, психологическая руина, но знаток своего дела, прекрасный профессионал.
   Я уже молчу о бисексуальной ориентации Лисбет. О том, что её влечение к Микаэлю - своего рода компенсация за обиды, нанесённые старшими мужчинами. Поиск суррогатного отца. Думается, доктор Фрейд был бы доволен.
   Истеричка, лесбиянка, наркоман - это норма, это не страшно. Но...
   ...Лисбет Саландер - чёрный гадкий утёнок, которому не дано превратиться в прекрасного лебедя. Который никому не нужен сам по себе. Которым все пользуются и которого все предают. Даже по незнанию, но от этого не легче. Финальный эпизод: она помогла Микаэлю отомстить/восстановить справедливость, и вынуждена провести Рождество без него. Да, она уродик, но мне искренне жаль её и ей подобных.
   А теперь (осторожно, спойлер!) - персонаж, аккумулирующий мировое зло, Мартин Вангер (Стеллан Скарсгард), примерный семьянин и преуспевающий капиталист. А также, по совместительству, насильник и убийца. Да, ещё у него отец был нацистом. Он тоже насиловал свою дочь, а потом юный Мартин об этом проведал и тоже, после смерти батюшки, взялся за сестрёнку. А ещё отец и сын убивали по всей Швеции девушек с библейскими именами типа Сара, Ева и т.п. в соответствии с наставлениями из книги Левита. Ведьму побей камнями, а ту, которая ляжет со скотиной, разруби на куски и сожги, ну, вы в курсе. Я так и не понял, были ли эти девушки урождёнными шведками или из тех евреев, которые нашли приют в Швеции во время Холокоста, во всяком случае, Мартин квалифицирует их как "иностранные шлюхи". И, конечно же, во время убийства герр Вангер приходил в состояние крайнего сексуального возбуждения.
   Итого - маньяк, ксенофоб, женоненавистник (по версии Ларсона). Просто Брейвик какой-то, честное слово. Вы ещё голосуете за правых? Тогда "She is coming" 1 к вам.
   "Девушка с тату дракона" - это не просто триллер/детектив. Это прекрасно сработанная леволиберальная социально-политическая пропаганда. Борьба доброго либерализма (Блумквист, Саландер) и злого консерватизма (Вангер). Что не удивительно, учитывая авторство оригинального романа: Стиг-Эрленд Ларсон известен как журналист-обличитель капитализма и радетель за права угнетаемых шведских женщин (а также, подозреваю, наркоманов, гомосексуалистов, нацменов, психопатов и просто бездельников). О покойных либо хорошо, либо ничего, но раз уж дело его живёт, то грех не пройтись лишний раз. Угнетаемые женщины в Швеции? Которой уже второе десятилетие правят женщины и педерасты? Не смешите мои тапочки. Вот уж где рассадник толерантности по всем возможным признакам. Именно такие, как герр Ларсон, заведут рано или поздно старушку Европу в те места, где не светит солнце.
   Потомки викингов, блин...
   В чём смысл этой пропаганды? Какой диагноз мы можем поставить больному?
   Традиционная мораль, семейные ценности подвергаются жестокому остракизму. С одной стороны, Блумквист - скверный семьянин, а Саландер, видимо, подверглась насилию в семье, и это положительные герои. С другой стороны, Вангеры (и новый опекун Лисбет) - представители мужского шовинизма, угнетатели женщин. Страх шкафных скелетов превыше ценности семьи. Воспетый Фрейдом Отцовский Пенис подавляет женскую природу априори. А этот самый орган является наследием традиционной, патриархальной семьи, породившей, как мы знаем, гнилой капитализм. Отсюда формула:
   традиция=патриархат=род/семья/нация=капитализм=нацизм=мужской шовинизм=зло.
   В редуцированном виде: традиция это зло.
   На другой чаше весов - наш идеал: Её Величество Свобода Секса и дочь её Шведская Семья. Понимаете? Если у вас нормальная семья, то вы, скорее всего, шовинист и нацист, а вот если вы изменяете супругу, понятия не имеете, чем живёт ваш ребёнок, спите с представителями своего пола, то вы наш паци... пардон, наш человек.
   А если вы вдобавок ещё и наркоман, психопат и социопат...
   Ну и что. Лишь бы человек хороший был.
   А ещё наш идеал - свобода слова. И ради неё (читай: за левое дело) можно пойти на всё: Саландер взламывает чужую почту, похищает конфиденциальную коммерческую информацию, совершает финансовые махинации, и всё это, конечно, для благого дела. Всё бы ничего, но вот мотивы у неё сугубо личного характера: помочь суррогатному отцу ("другу") Блумквисту. Он же хороший. Он же свой. Так что - можно.
   Довольно неуютно жить в мире победившего социализма, не правда ли?
  
   Я, возможно, субъективен и излишне требователен. Но меня никто не убедит, что асоциальный, психически неполноценный, несчастный, одинокий, бисексуальный, наркозависимый, или разрушивший собственный брак, любящий лезть в чужие дела левачок - это и есть наш идеал, что это нормально и похвально, и что вот это - лучше, чем какой-нибудь Брейвик.
   Но, видимо, это и есть - будущее Швеции.
   Вы всё ещё хотите в Европу?..
   1) "She is coming" - Официальный слоган фильма
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"