Хамант Льюис: другие произведения.

О чем молчат менгиры

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa



Одними из самых загадочных библейских персонажей были херувимы.
В отличие от серафимов, облик которых весьма конкретен, представление о херувимах настолько туманно и запутанно, что иконописцы и художники древности так и не пришли к пониманию их правильного изображения.
В Ветхом Завете можно найти описание херувимов, сделанное одним из четырех Великих пророков Иезекиилем, как человекоподобных существ с четырьмя крыльями (два из них подняты вверх и касаются друг друга, а два других опущены вниз и закрывают тело), четырьмя ногами, подобными бычьим, но сверкающими "как блестящая медь", и четырьмя лицами: человека и льва с правой стороны, быка и орла с левой. Возле каждого лица находилось по колесу. Все тело херувимов было покрыто глазами.
На данный момент описание пророка Иезекииля считается самым точным и подробным.
Невольно напрашивается вывод, что херувимы - это какие-то машины, особенно учитывая характеристику их передвижения, которая содержится в Книге пророка Иезекииля: "И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; [а] когда они останавливались, опускали крылья свои".
Одно не вызывает сомнения, что по своим функциям херувимы были стражами, охранявшими самые ценные святыни, такие как Древо Жизни

 []
#1. Херувимы на страже Древа Жизни

или Ковчег Завета.

 []
#2. Ковчег Завета

Стоит отметить, что известные нам изображения херувимов являются, как правило, художественным вымыслом авторов и не вполне соответствуют библейскому описанию.
Далеки от описания и херувимы Древнего Вавилона и Ассирии - крылатые быки, которые охраняли царские троны, а также входы во дворцы и храмы.

 []
#3. Херувим Древней Месопотамии

В мифологии древних народов Урала аналогом херувимов можно считать грифонов и аримаспов, которые охраняли путь в Гиперборею.

 []
#4. Аримаспы на карте Геродота

Кто такие грифоны, в принципе, известно. Их образ часто можно встретить в архитектуре и геральдике.

 []
#5. Герб сибирского города Саянска с изображением грифона

А вот про аримаспов известно немного - только то, что это некие "одноглазые существа", жившие на крайнем северо-востоке Древнего мира.
Однако есть интересная деталь. Предания коренных жителей Центральной Сибири повествуют о находках в подземных лабиринтах странных "одноглазых существ", которые "спят уже тысячи лет".
Продолжая эту линию, можно предположить, что аримаспы - какие-то технические устройства богов Ариев, а их название можно расшифровать как "арийские машины".
В этой связи обратим внимание на следующее.
Одним из самых загадочных явлений последних лет являются странные воронки в земле, обнаруженные на Ямале. Весьма вероятно, что на дне этих воронок и покоились древние аримаспы, до того как выйти наружу.

 []
#6. Воронка на Ямале

На вопрос, почему же "проснулись" машины богов, заметим, что в сети можно обнаружить сразу несколько видео, на которых хорошо видно, как огромный Челябинский метеорит разрушается в небе на небольшие осколки после столкновения с НЛО.
Есть еще одно интересное наблюдение, теперь уже метеорологов, что земной климат не поддается в полной мере научному объяснению, если не предположить только наличие каких-то технических средств, оказывающих на него благотворное влияние.
То, что аримаспов нужно искать на севере Сибири подтверждает находящееся здесь природное образование с созвучным названием Ары-Мас. Речь идет об одном из самых северных лесов в мире, расположенном на о. Таймыр.
По всей видимости, одной из разновидностей аримаспов были гекатонхейры - мифические великаны, имевшие 100 рук и 50 голов.

 []
#7. Гекатонхейр

Не исключено, что эти очень странные существа, жившие "в недрах Земли и глубочайших местах океана" (Гесиод), могли использоваться для бурения подземных полостей.

 []
#8. Возможный современный аналог гекатонхейра

Идем дальше.
Мало кто сейчас знает, что от слова "херувим" произошло древнеславянское слово "херъ" (здесь и далее мы полностью опускаем современное нецензурное значение данного слова и фокусируемся исключительно на его использовании в научных целях).
Информацию об этом можно найти в словаре выдающегося языковеда первой половины 20-го века - Макса Фасмера, который приводит единственное его значение - название старославянской буквы "Х".

 []
#9. Славянский алфавит

Вполне очевидно, что знак "Х", который имеет широкое распространение в современной жизни, символизирует полный запрет.

 [] или  []
#10. Использование знака "Х" для полного запрета

Согласно "Словарю иностранных слов, вошедших в состав русского языка" (Павленков Ф., 1907), словом "херъ" в старину называли знак, которым зачеркивали бумаги. Отсюда глагол "херить" - зачеркнуть крестом.
Исходя из всего вышесказанного, напрашиваются два простых вывода:
1. Боги охраняли свои секреты от человека.
2. Боги использовали специальные устройства или знаки, которые препятствовали проникновению человека в охраняемые места.
Но, если существование подобных устройств можно предполагать только гипотетически, то "запрещающие знаки" до сих пор можно встретить по всему миру.
Речь идет о так называемых менгирах (от "men-херъ", то есть "человек - стой!"), под которыми понимаются вертикально воткнутые в землю камни вытянутой формы.

 []  []
#11. Менгиры

В настоящее время обнаружены сотни менгиров, в основном на территории Европы и Азии. Анализ внешнего вида (грубая обработка) и расположения менгиров (вдали от мест проживания людей) позволяет предположить только одно: они выполняли роль пограничных столбов.
Речь не идет, конечно, о мегалитических сооружениях, где "стоячие" камни входят в состав сложных конструкций наподобие Стоунхенджа. Также не в счет каменные идолы, которые устанавливались в местах жертвоприношений и молитв.

 []
#12. Каменный идол

Классические менгиры представляют собой камни мягких пород, иногда внушительных размеров, не имеющие строгой формы.

 []
#13. Гигантские менгиры

Хотя в отдельных случаях можно встретить менгиры, которые подвергались обработке и сохранили следы каких-то изображений.

 []
#14. Менгир с изображением

Размышления о пограничном значении менгиров подтверждаются сюжетом русских народных сказок про витязя и камень, предостерегающий ехать прямо. На картине В. Васнецова, изображающей классический менгир, дословно написано: "Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному".

 []
#15. Картина В.М. Васнецова "Витязь на распутье"

Известно, что художник детально изучал эпос при создании картины, что позволяет считать ее достаточно правдоподобной. Обратите внимание на окружающую обстановку. Сразу видно - гиблое местечко.
Не исключено, что кроме разного рода языческих запретов пересекать линии между менгирами, имелся и более действенный способ отпугнуть человека - психотропное воздействие камней.
Для этого нужны были камни с особыми физическими свойствами, например, содержащие небольшую долю низкообогащенного урана, который, как известно, вызывает у человека чувство панического страха.
В этой связи есть интересное упоминание древнеримского историка Публия Тацита, жившего на рубеже 1-го и 2-го веков н.э., о существовании между древними германцами и праславянами Восточной Европы некой незаселенной зоны "взаимной боязни". При этом археологические данные подтверждают, что область между современными территориями России и Польши крайне бедна археологическими памятниками, датируемыми началом н.э.
Похожая ситуация наблюдается и на границе Франции и Испании.
Юг Франции и примыкающие к нему северные склоны горной системы Пиренеев чрезвычайно богаты памятниками пещерного искусства Homo Sapiens. В Европе нигде больше (включая соседнюю Испанию) такой концентрации древнейших поселений людей не наблюдается.
Удивительным выглядит то, что дальнейшее их расселение на юг будто искусственно сдерживалось невидимой границей, хотя территория Пиренейского полуострова была явно благоприятнее для жизни.

 []
#16. Красными точками отмечены исследованные памятники пещерного искусства

Понятно, что камни с подобными свойствами на дороге не валяются. Их нужно было где-то добывать и готовить для дальнейшего использования. Предположительно, одним из таких мест был французский полуостров Бретань.
Как было установлено нами в предыдущих исследованиях, Бретань в доисторические времена играла роль важного политического центра Гипербореи и имела несколько форпостов, на месте одного из которых находится современный город Ванн.

 []
#17. Окрестности города Ванн

Между Ванном и побережьем можно обнаружить интересное геологическое образование, похожее на последствия сильнейшего ядерного удара, под названием "залив Морбиан".
Хотя французы и переводят это название как "маленькое море", высока вероятность древнеримского его происхождения от "morbi" ("болезнь" по-лат.)
В заливе Морбиан находится остров Гаврини, который какое-то время назад был частью материка. При этом в документе, датированном 1202 г., название острова пишется как Guerg Enes, что имеет параллели с "gwery" на древнем галльском, означающем "работа".
На Гаврини обнаружено мегалитическое сооружение, возраст которого ученые оценивают в 5,5 тыс. лет. Назначение сооружения ученым определить не удалось, поэтому его традиционно окрестили "гробницей".

 []
#18. Мегалитическое сооружение на Гаврини

Примечательно, что, согласно археологическим данным, примерно 5 тыс. лет назад использование данного сооружения было прекращено, деревянная облицовка сожжена, а часть стен обрушилась, завалив вход. В последующем песчаные наносы превратили его в обычный холм.
Но самое интересное, что в 25-ти км юго-западнее Ванна и в 10-ти км западнее Гаврини расположен город Карнак, в пригороде которого находится крупнейшее в мире и самое старое в Европе скопление менгиров, возраст которых оценивается в 5 - 5,5 тыс. лет.

 []  []
#19. Мегалиты Карнака

О назначении карнакских камней у ученых нет даже предположений. Мы же их выскажем.
Не будем сразу отвергать традиционную версию о том, что это место массового захоронения. Остатки скелетов под менгирами, правда, не обнаружены, но в данной местности очень высокая кислотность почвы, которая могла полностью разрушить человеческие останки.
Однако, с учетом того что в древности людей всегда хоронили вместе с какими-то предметами - боевыми топорами, украшениями и т.п., версия кладбища выглядит все-таки маловероятной.
Тогда что это?
Рядом, на Гаврини, в этот же исторический период (5 - 5,5 тыс. лет назад) работала фабрика, которая производила нечто столь важное, что даже подверглась ядерной бомбардировке.
По нашему мнению, эта фабрика как раз и была тем местом, где выпускались менгиры с особыми свойствами. Затем камни доставлялись в Карнак, аккуратно устанавливались рядами на большой территории, чтобы отправиться после в различные части Евразии в качестве пограничных столбов.
В этой связи вывод о назначении целого поля вертикально установленных камней, в общем-то, сам напрашивается. Это был попросту склад. Или еще круче - магазин.
Помните, вдоль дорог в пригородах всегда можно встретить магазины для дачи, в которых выставлены разнообразные ландшафтные скульптуры по принципу "товар лицом"? По крайней мере, сейчас карнакские камни производят именно такое впечатление.

 []
#20. Въезд в Карнак

Все это выглядело бы несерьезно, если бы не одно "но".
По самым современным оценкам ученых, подводные "пирамиды" Йонагуни (Япония) - это фабрика по производству мегалитов возрастом более 10-ти тыс. лет.

 []
#21. Подводные "пирамиды" Йонагуни

А если есть фабрика, то должны быть и склады, и магазины, если, конечно, не отрицать слету саму возможность существования между древними цивилизациями коммерческих отношений.
Развивая данную тему, можно сделать предположение и по поводу фигур моаи на о. Пасхи. Уж очень вся эта история опять похожа на фабрику по производству менгиров. При этом полный комплект моаи предусматривал еще вставные глаза и некоторые дополнительные элементы, которые придавали статуе весьма устрашающий вид.

 []
#22. Идол моаи в "полном снаряжении"

Примечательно, что практически все каменные истуканы установлены по периметру острова, как бы демонстрируя товар прибывающим "клиентам". Но, поскольку моаи так и остались на острове, можно сделать вывод, что столь креативный подход к менгирам покупатели не оценили и бизнес прогорел... Сильное, конечно, предположение, поэтому оставим его в стороне как лирическое отступление.

 []
#23. Моаи на о. Пасхи

Отметим, что пригород французского Карнака - не единственное скопление менгиров. Похожее место имеется в Армении под названием Караундж (или Зорац Карер).

 []
#24. Камни Караунджа

Как видим, между камнями Карнака и Караунджа много общего. Но еще более интересным является сходство названий "Карнак", "Караундж" и "Карер".
Заметим, что наиболее близким к ним современным аналогом является "карьер". Смотрим этимологический словарь М. Фасмера и обнаруживаем, что оно произошло от французского "carrière" - "каменоломня". Не правда ли, удивительное совпадение?
Завершая тему менгиров, отметим, что слово "херъ" могло приобрести неприличное значение уже позже в связи с явным фаллическим видом "men-херов".

 []
#25. Менгир

Но на этом история "запретных" слов не заканчивается.
Оказывается в древности использовалось еще одно близкое по значению слово "хой", которое до сих пор встречается в названиях населенных пунктов.
Один из них - иранский город Хой,

 []
#26. Турецкий город Ван и иранский город Хой

через который проходила граница древнего государства Урарту, или Ванского царства, существовавшего с 13-го по 6-й века до н.э.

 []
#27. Местоположение города Хой на карте древнего государства Урарту

Еще два топонима с названием Хой мы находим в самых отдаленных - противоположных точках Евразии, что также может указывать на их пограничное значение. Это река на Сахалине и остров в Оркнейском архипелаге, на северной оконечности Британии, который известен необычным скальным образованием под названием "Старик Хой".

 []
#28. Скала "Старик Хой"

В этой связи интересно еще одно наблюдение.
Вы знаете от кого защищались китайцы, построив Великую Китайскую стену? Большинство думает, что от монголов, но это не так. Строительство стены началось еще в 3-м веке до н.э. для защиты от кочевого народа хунну. При этом сами китайцы называли его huihu, хуэйху, но чаще - хойху.
Исходя из данного названия, можно предположить, что первоначально хунну выполняли роль стражников по защите от императоров Поднебесной народов Тартарии, населявших Южную Сибирь и Центральную Азию.

Но самыми надежными границами между древними народами были естественные географические образования. Например, реки с названием "Тан".
Такое название носило когда-то нижнее течение современного Дона, которое разделяло территории влияния богов Асов и Ванов.
Другим Таном древности (более известное название - Танаис) была река Сырдарья. Какую пограничную функцию выполнял этот Тан, сейчас установить сложно из-за высокой миграции народов Центральной Азии.
Но известно, что севернее Сырдарьи обитали воинственные народы - скифы, хунну и пришедшие им на смену монголы. А южнее жили народы более мирные, оседлые, населявшие Согдиану и Бактрию.

 []
#29. Река Танаис на карте Древней Азии

Корень "тан-" является близким родственником слов "тенденция, направление, протягивать" (английский эквивалент - "tension"). А от древнегреческого τιταίνω - "натягиваю, простираю", согласно Гесиоду, произошло слово "Титаны", которые, возможно, были первыми, кто протянул границы между своими владениями.
Косвенным подтверждением того, что пограничные цепочки менгиров также именовались "танами", может служить английское слово "stone", означающее "камень".
Поскольку задачей "танов" было "остановить" дальнейшее движение людей, весьма вероятно, что они породили название "останы", или "станы", которыми именовались в древности охраняемые пограничные посты.
Впоследствии суффикс "-стан" начал широко применяться в названиях географических мест проживания различных народов, а также целых государств: Татарстан, Туркестан, Казахстан, Узбекистан и т.п.
Исходя из этого, древний город Таанах на Ханаане мог быть границей поселений гиксосов и арамейцев, а река Тана, образующая сейчас границу Норвегии (Лапландия) и Финляндии (Финнмарк) - древней границей саамов и финнов.

Но самой интересной оказалась судьба некоторых наиболее значимых пограничных постов, которые постепенно превращались в капища и места поклонения, а поселения вокруг них - в города. Так они и дожили до наших дней.
Правда, хорошая история? Попробуем теперь предъявить доказательства.
Одной из достопримечательностей Лондона является так называемый "лондонский камень", который известен минимум с 10-го века. По легенде, если он будет уничтожен, Лондон погрузится под воду.

 []
#30. Лондонский камень

В Средние века камень был настолько почитаем, что возле него читали указы и приносили присягу. Этот удивительный артефакт оставил след и в творчестве У. Шекспира. Так, в пьесе "Генрих VI" есть такие слова: "Теперь Мортимер - хозяин этого города. И здесь, сидя на лондонском камне, я повелеваю и приказываю, чтоб в первый год нашего царствования на счет города из всех городских фонтанов било одно только красное вино. И отныне будет изменником тот, кто назовет меня иначе, как лордом Мортимером".
Также есть предположения о том, как могли выглядеть менгиры, ставшие исходной точкой других городов.
Известно, что на мысе Аркона - самой северной части расположенного в Балтийском море острова Рюген - лежат останки древнего города, бывшего когда-то религиозным центром руян. По информации, полученной из летописей, посреди города находился храм почитания бога Святовита, в котором был установлен его идол.

 []
#31. Мыс Аркона

Вот как описывает внешний вид идола Святовита датский летописец Саксон Грамматик (2-я половина 12-го века): "В здании огромное изваяние, во всем подобное человеческому телу, но величиной превосходившее, удивляло четырьмя головами и столькими же шеями, из которых две видны были со стороны груди, две - со спины. И спереди, и сзади одна голова вправо, другая влево смотрела".
Отметим, что наличие четырех лиц у идола перекликается с описанием херувимов пророка Иезекииля. Кроме того, в повествовании Саксона Грамматика присутствует очень интересная деталь: "Свентовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамена, главное из которых называлось Станица..."
Но еще более удивительным является обнаружение в 1848 году в реке под названием Збруч (Западная Украина) столба, который в точности соответствует описанию идола Святовита из Арконы. Сейчас "Збручский идол" находится в археологическом музее Кракова.

 []
#32. Збручский идол

Почитание Святовита в Арконе изобразил на одной из своих картин знаменитый русский художник первой половины 20-го века Иван Билибин.

 []
#33. Почитание Святовита в Арконе на картине И.Я. Билибина

Пограничная роль камней приобрела со временем глубокий сакральный смысл.
Вертикальные камни стали устанавливать на могилы, тем самым символизируя границу между миром живых и миром мертвых. Также в конце молитв люди стали говорить слово "камень", которое впоследствии трансформировалось в "амен".

Другие произведения

Еще больше мистики




РЕКЛАМА: популярное на LitNet.com  
  М.Эльденберт "Танцующая для дракона. Книга 3" (Любовное фэнтези) | | Н.Самсонова "Запечатанное счастье" (Любовное фэнтези) | | П.Працкевич "Код мира (1) – От вора до Бога" (Научная фантастика) | | Л.Ситникова "Книга третья. 1: Соглядатай - Демиург" (Киберпанк) | | Н.Самсонова "Мой (не) властный демон" (Любовное фэнтези) | | М.Гудвин "Осужденный на игру или Марио Брос два" (ЛитРПГ) | | Д.Куликов "Пчелинный Рой. Уплаченный долг" (Постапокалипсис) | | Д.Деев "Я – другой 2" (ЛитРПГ) | | Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 1" (Киберпанк) | | П.Працкевич "Кровь на погонах истории" (Антиутопия) | |

Хиты на ProdaMan.ru Титул не помеха. Сезон 1. Olie-Слепой Страж (книга 3). Нидейла НэльтеАромат страсти. Кароль Елена / Эль СаннаЯ хочу тебя трогать. Виолетта РоманВ объятиях змея. Адика ОлефирОфисные записки. КьязаВедьма и ее мужчины. Лариса ЧайкаТайны уездного города Крачск. Сезон 1. Нефелим (Антонова Лидия)Мои двенадцать увольнений. K A AПодари мне чешуйку. Гаврилова Анна
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "То,что делает меня" И.Шевченко "Осторожно,женское фэнтези!" С.Лысак "Характерник" Д.Смекалин "Лишний на Земле лишних" С.Давыдов "Один из Рода" В.Неклюдов "Дорогами миров" С.Бакшеев "Формула убийства" Т.Сотер "Птица в клетке" Б.Кригер "В бездне"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"