Визуальная проповедь
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Воспоминания, осмысленные рассказы и проповеди. Всё перемешано в код.
|
Визуальная проповедь
Andrei Khanov
10:27, 20 марта 2018
171
РедактироватьДобавить в закладкиДобавить в коллекцию
_______________
На самом деле я хочу сказать очень простую вещь. Причина творчества -- внутри. Критерий оценки тоже внутри. Кто думает, что есть какой либо иной критерий -- он проявляет дискурс.
Никто дискурс не навязывает, вы принимаете его, прогибаетесь под него добровольно. И это никому не интересно, особенно тем кто высказывает этот критерий.
Интересна победа над дискурсом. Но прежде, чем победить этот дискурс -- нужно научиться побеждать свой собственный.
В этом новация, в этом искусство. Больше ни в чем.
______________
Этот рассказ не имеет ни начала, ни конца.
Что такое искусство? -- это очень просто и понятно. Это непосредственное восприятие жизни такой какая она есть, ставшее завершенной мыслью. Искусство -- это просто перенос значения такого, редкого ощущения жизни -- такой, какая она есть -- в мышление. Искусство делает это ощущение видимым -- высказанным словами. Без искусства -- мышление отражает не жизнь, а лишь само себя.
Искусство -- это такая же часть нашего мышления, как и та, другая, приравнивающая суждения о сущности предмета к самому предмету. Эта двойственность мышления заставляет нас -- каждый раз -- смотреть по-новому -- как и на искусство -- как один тип мышления, так и на -- другой тип нашего мышления, подменяющий источник искусства -- суждениями о его сущности.
Какое из этих из двух противоположных мыслей правда -- суждение о сущности -- форма метафоры, образ, четко очерченная идеологией -- предписанная к изображению фигура -- или ее смысл -- перцептивное содержание? Ответ -- в нашем мышлении, поэтому искусство и живет в постоянном обращении к самому себе, как эстафета. Не важно кто когда и как понял себя, важно как понял себя ты сам. Искусство -- как посвящение -- как передача -- из рук в руки -- карты лабиринта мышления, секретного плана композиционных принципов живописи.
Источник искусства непрониницаем для обычной метафоры. Невыразим обычным словом. Но, это то, что существует прямо здесь и сейчас -- поэтому, для его выражения в мышлении -- для искусства -- достаточно самых простых средств, которые тоже -- здесь и сейчас -- в мышлении. Это метафоры.
Все что нужно -- найти эти правильные слова -- переформатировать ощущением правды жизни метафору суждений о сущности. Когда метафора -- таким способом -- завершена -- то, не просто переносит значение из чего-то одного в что-то другое -- как обычно -- но переносит значение наших непосредственных ощущения жизни в наше мышление. Заверщение этого процесса и есть искусство. А когда метафора не завершена -- то есть, не имеет источника в нашем собственном ощущении жизни такой, какая она есть -- то тогда наща мысль блуждает в лабиринте и лишь отражает сама себя -- при этом убеждая нас, что такое суждение о сущности предмета и есть сам предмет.
Все что нас окружает -- это метафоры, переносы значения одного в другое. Основа нашего мышления -- как концептуальной интеграции ментальных пространств -- в том, что мы верим в то, что такая подмена одного значения другим -- и есть понимание нами нашей жизни. Но, когда удается передать мыслью -- значение нашего ощущения настоящей жизни -- такой какая она есть -- то это указывает нам на обратное.
Искусство управляет метафорами -- дирижирует всем этим миром. Не нужно менять мир, достаточно особым образом изменить управляющую метафору этого мира. Привнеся в собственное мышление -- свое собственное ощущение жизни, такой, какая она есть. Большего от нас -- миру не нужно.
_ _ _
Идеология, теософия (добавлю -- маркетинг) диктуют художнику как описывать жизнь четко очерченных форм, когда сам он описывает жизнь таинственного туманного бесформенного пространства между этими формами. Стремится донести такое собственное ощущение правды жизни до мышления -- значит подобрать ему слово. Или -- визуальную метафору.
Искусство -- это пробуждение -- правильной метафорой. Раскрывающей нам значения нашего собственного ощущения жизни такой какая она есть. Свобода от ложных представлений. Свобода мышления от отражения самого себя.
______________
Уважаемый Олег! Возможно -- в своей догадке -- Вы правы, так как -- это просто пример -- полное название РАХ -- российская академия художеств (файн арт) при российской академии наук. Формально все -- наука.
"Искусство" как попытка разъяснить лоху-обывателю -- такой род деятельности -- является (с точки зрения университетской структурной науки) -- некоторой ее разновидностью и соответственно -- "метрика" -- ровно та же: "Не важно что говорят, важен статус говорящего". В стуктурном психоанализе Жака Лакана это называется "дискурс университета".
Но, тогда следует включить в этот список и РПЦ, "русская православная церковь при академии наук" -- так было логичней -- так как дискурс университета -- возник в 11 веке -- именно в богословских университетах. Правильнее его назвать "дискурс духовной семинарии". В 15 веке это "открытие" богословов перехватили феодалы. Феодализм заменил научную степень на социальный статус. Не генетический статус. Давно пора приравнять царизм (цезаризм) -- к фашизму. То есть министры и губернаторы -- тоже формально должны быть при академии наук. Что соответствует фактам.
Но, с другой стороны, это присоединение искусства в кавычках к науке в кавычках в Российской империи -- произошло случайно. Академию наук учредила императрица как и Академию художеств. Но подлинная история РАХ -- это уже лекция Юрия Лотмана -- смотрите архив ТВ канала Культура -- "это институция социализации бастардов в качестве высокооплачиваемых ремесленников -- оформителей дворцов. Куда еще их девать столько? Присматривать за которыми был назначен граф Толстой". (Ю.Лотман)
В феодализме социальный статус передается по наследству. Пару лет тому назад -- от сердечного приступа -- умер руководитель института искусствоознания Андрей Толстой (этот институт находится на территории администрации РАХ). Его должность перешла к его сестре.
То есть структура РАХ -- по факту поэтажного плана -- этот институт (наука) и его обслуга -- опытный завод -- мастерские -- как в любом советском НИИ. Художники РАХ -- "академики" -- аналог мастеровых при научном заведении. Синие воротнички.
Конечно, пример РАХ -- не раскрывает всей структуры искусства в кавычках, но во многом (пусть и упрощенно) ее иллюстрирует. Сама арт-стуктура в России -- конечно сложнее.
Во первых есть альтернативные институции. Музеи -- сколько музеев столько и голов у дракона. Среди этих голов есть конкуренция и специализация дискурса университета -- кто то своей деятельностью уточняет формулу дискурса. Кто говорит в Нью-Йорке -- тот и прав. Кто говорит в кремле -- тот и прав. Кто говорил в 50-х тот и прав. Кто громче и наглее всех говорит -- тот и прав. Кто продается на аукционах тот и прав. Кто понятнее населению -- тот и прав. Кто вообще отказался от живописи -- тот и прав. Кто вместо живописи снимает кино -- тот и прав. Кто формулирует задачу художникам -- тот и прав. И так далее. Все это современные разновидности старого доброго средневекового феодально-богословского дискурса.
Теперь конкретный ответ на Ваш вопрос -- об индексе Хирша -- аналог такого индекса статуса на арт-рынке называется провенанс -- история продаж -- история владения. Статистика аукционов. Это совсем другая коммерческая тусовка вокруг социальной структуры искусства в кавычках.
В некоторой степени аналогом также является "СИ Ви" -- список выставок, наград, званий и заслуг.
Но наш разговор -- здесь -- в комментах к этому посту о другом. О том, что дискурс университета окончательно переформатировал институции вокруг искусства. Кто -- по факту -- перехватил инициативу и контроль за дистрибьюцией метафор идей искусства в кавычках -- тот и прав.
Что, согласно теории искусствоведа -- по возрасту и авторитету -- номер один в мире -- Юбера Дамиша -- характеризует вовсе не 21 век в России, но скорее 11-15 века в Италии.
Именно в это время родился совершенно другой дискурс -- тип человеческого мышления -- в теории Жака Лакана -- структурного психоанализа он называется дискурсом истерика (настоящей науки, настоящего искусства -- настоящей религии Дзен -- не зараженной индексами и социальными статусами).
Как дискурс аналитика -- метод Сократа. Так и дискурс художника -- метод Джотто.
Работа Джотто
Работа Джотто
Юбер Дамиша приводит пример такого дискурса протеста против нормы мышления как принадлежности к социальной структуре -- художник Джотто.
Он рисовал в центре живописной композиции бесформенное облако протестуя -- по мнению Юбера Дамиша -- таким образом против четко очерченных форм того, что по мнению богословов и феодалов должны рисовать художники, чтобы иллюстрировать проявление божественной или земной власти -- социальную структуру мечты любого человека.
Церковь -- как всемирная корпорация человеков. Ровно тоже самое и Империя. Художник как ангел, снизошедший с небес в адский дурдом, чтобы фактом (подвигом) увлеченности свои делом -- обсешн по современному -- поведать о подлинном бытие -- не о структуре.
Но если аристотелевская империя Александра Македонского -- символ, то Римская, Великая Германская, Исламская и Британские империи -- ее размытые, иконические формы. Российская -- возможно -- крайняя степень размытости идеи достоверной структуры мышления. Сферы неподвижных звезд Аристотеля.
Художник Джотто добавляет к этим концептам свой собственный пятый элемент подлинного бытия. Это как визуальная метафора забытой уже тогда логики Аристотеля.
Возрождение -- точнее -- квартроченто -- 14-ти-вековость -- это возрождение первоначальных концептов Платона и Аристотеля вместо подменившей их за 2 тысячи лет -- богословско-феодальной херни. По сути -- пост-средневековый постмодернизм. Деконструкция испорченного дискурсом университета знания.
Позднее, форма такого диктата -- что и как рисовать -- с проявления власти феодалов или богословов на работу художника -- сменилась на проявление власти научного метода и новый дискурс художника 19-20 веков стал протестом против новой неевклидовой геометрии Гаусса-Лобачевского-Римана. в большей степени -- Гаусса -- средняя температура по больнице как иконическая форма научного метода.
Но конечно феодальный дискурс под натиском подлинного искусства никуда не исчез. Ничто никуда не исчезает, просто появляется и исчезает баланс крайностей. Социалистический реализм у нас. Коммерческое искусство -- галерейный китч у них. И новый американский авангард студии Джона Кейджа в Нью-Йорке 1940-х. Ясность в этом вопросе вносит Клемент Гринберг. Рекомендую почитать.
Вернемся к научному методу средней температуры по больнице. Такой новый научный метод Гаусса -- сведенный от символа к иконе -- диктовал усреднение метафоры живописи до нарисованного театра.
"Зеленое мясо" -- говорил о такой галерейной живописи рубежа 19/20 вевов -- К.Малевич.
Работа Поля Сезанна
Работа Поля Сезанна
Поль Сезанн первым стал рисовать с пробелами в поле краски -- оставлял непрокрашенные куски холста -- что в то время было просто немыслимо -- нарисованная сцена просто не может быть дырявой -- это его авторская (антиусредненная) метафора взлома иллюзии реальности нарисованного театра.
Казимир Малевич нарисовал визуальную метафору концепта метафоры. Предел концептуальной метафоры символа. Черный квадрат -- буквально -- иллюстрация 1914 года будущей революции в теории метафоры 1923 года.
Которая -- по факту -- просто означила фронт распространение влияния американской семиотики на науку вообще. Тогда наступила очередь языкознания. Теории метафоры.
В 1960-е этот фронт затронул литературоведение. Яркий пример Юрий Лотман.
Сейчас американская семиотика более актуальна в изучении языка китов и шампанзе. Но в некотором роде она сохранилась как анализ нелинейных колебаний рынка и погоды. Другой пример мышления.
Возможно, благодаря модернизированной в 2017 году семиотике -- нам даже удастся понять язык Вселенной.
Абстракция В.Кандинского -- это утверждение принципа главенства символической формы -- плана живописной композиции -- над иллюзорным образом обыденности.
Работа Сая Твомбли
Работа Сая Твомбли
Авангард -- стремление плана композиции к своему будущему предназначению. Раскрытие "духа своего времени" композиционно.
И так далее. Протест против диктата глупости и подлости -- принял новые формы.
Джексон Поллок -- растопил лед недоверия американского кампуса американскому же искусству (как тогда казалось -- уничтоженному коммерческими галереями) тем, что -- растянул микротекстуры нарисованной (как того требовал арт-бизнес) сцены театра жизни до такого масштаба, насколько ему позволил размер холста. Обыденность пятен и потеков краски под микроскопом -- возведенная в ранг космического закона.
Сай Твомбли в 1980-х разрушил знак в живописи. Довел язык живописи до абсурда. И живопись от этого не исчезла!!! Институт искусствознания -- просто бесполезен. Воображения нормы воображения -- не более того.
Я просто цитирую -- по памяти -- Юбера Дламиша.
И вот рубеж 20/21 веков -- точнее 1980-е -- появился феномен контемпрорари -- антипротест, коллаборация. Арт рынок как новый дискурс университета. Куратор как новый софист -- коллаборант, художник как новый раб -- лох.
И новый вызов нового психоделического протеста против этого. Куратор как революционер, художник как новый маг. 1988 -- Маги Земли.
Этот протест разделился на собственно сам протест и коллаборацию. Утопию и антиутопию.
Если утопия психоделии и революционности 1960-1970, то антиутопия -- метод 1980-1990 годов. Герой (его играет Джони Депп) -- "Страх и ненависть в Лас Вегасе" Хантера Томсона -- это антигерой Тимоти Лири (доктор с шприцом "в котором выход" -- из вообще дурацкой (в сравнении со страхом в Лас Вегасе) кинокомедии "Найс дрим" -- перевод -- "Укуренные в хлам") -- он же сам.
Почитайте и посмотрите обоих, сами поймете чем отличается дискурс раба и господина, философа и софиста, профессора-феодала и студента-обывателя, повстанца и коллаборанта. Психоделического гуру и наркобарона.
Сам протест развивается и разворачивается прямо сейчас -- он вышел на совершенно новый уровень понимания нами структуры собственного мышления -- что проходит стадию созревания и определение словом, затем -- прорвется визуальными метафорами этого слова и раскроет нам всем новое понимание происходящего в мышлении человека.
Немногие западные "настоящие" художники (антиконтепрорари) -- те, кто по-новому протестуют против диктата арт-рынка.
Но у нас -- в России -- с точки зрения мирового масштаба никакого арт-рынка просто нет. Нет ни денег, ни спроса, один махровый феодализм 15 века, вперемешку с богословием 11 века и с так и не сменившей их наукой 18 века... Время как бы застревает на пространстве Российской империи, как бы соскальзывает с глобуса, благодаря предельной полярной искривленности пространства наших мыслей. Полярное мышление. Настолько высокоширотное, что уже иногда -- у кураторов -- пролетают ангелы, буквально. Между слов.
=) ржу
Художники -- как биомасса -- просто не знают против чего протестовать -- да и нет никакой надежды на перемены. Этим объяснятся некоторый маразм в современном (время) искусства. Контемпрорари (место) -- это метафора неискусства -- коллаборации с дискурсом университета.
Чем -- этим маразмом -- пользуются многочисленные мошенники (софисты) и перекрывают последние нити связывающие художника с обществом.
Галереи перехватывают ставшие ничтожными финансовые потоки. И вчерашние менеджеры галерей -- имена изменены, чтобы не нарушить ничей бизнес -- (Мулик) сами объявляют себя художниками.
Роль такого галерейного художника сведена к иллюстратору -- что хочет его хозяин? Хозяин и формулирует признаки спроса. Некоторые более продвинутые хозяева в кавычках -- типа (Шельмана) -- имитировали признаки признания на западе -- другие делают ставку на контроль за за аукцонами в кавычках. Формируют свою собственную феодальную микростукрурку.
Но, все это просто мечты -- воображение нормы собственного воображения -- так как никого спроса в России (на уровне Китая или США или даже отсталой в этом вопросе Британии) -- просто нет и хозяева галерей и музеев -- давно побросили все свои игрушки. Втюханные им мошенниками в 1990-е. Сами игрушки -- пребывают в недоумении. Мечтают вернуть потерянный статус.
Другая микро-тусовочка -- вокруг музеев -- их кураторы в кавычках -- перехватили возможности презентации творчества. Презентуют только то, что воображают нормой творчества. Но договориться галерейщику и куратору сложно. Все хотят быть экспертами и не хотят быть инвесторами.
Кто же сейчас платит? По факту -- остался один кремль. Но кто знает больше -- тот понимает, что давно уже нет.
Речь -- собственно -- об этом. Спасибо за вопрос.
_____________
Я художник, но после травмы рук, при монтаже выставке в новосибирском художественном музее -- в начале 90-х -- долгие годы -- не мог рисовать руками. Тогда я стал путешествовать по Сибири и это завершилось зимой клинической смерть от переохлаждения. Затем -- я почти утратил веру в свою профессию.
В 90-е -- вдруг -- все достойные люди вымерли или эмигрировали, а идиоты и мошенники заняли их места. И, когда десятилетиями идешь один против течения, без каких-либо результатов -- начинаешь терять четкое понимание цели. Я это пережил. Объяснив себе -- наказанием за слишком счастливые -- для меня -- 80-е и начало 90-х.
Вдруг -- это произошло в 2014 -- руки зажили, навыки работы с кистями вернулись, мозг -- после спячки -- сам собой включился, идиоты и мошенники вызвали смех.
Как это произошло?
Вначале я просто вспоминал события 20-30 летней давности. Как восстанавливал потерянный дневник. Придавал воспоминаниям форму. Затем эти воспоминания обрели смысл рассказов. Затем, я понял что они все больше и больше влияют на мою жизнь и почувствовал ответственность за завершенность этих мыслей новыми картинами. Рассказы приняли форму концептов, то есть -- четко очерченных определений словом моего восприятия жизни, можно сказать -- рассказы приобрели форму проповеди.
Затем проповеди перемешались с рассказами, рассказы с воспоминаниями и этот клубок -- как шифр от кодового замка -- вдруг -- открыл мне саму мою идею, и одновременно принес некоторое разочарование. Идея, которой -- всю свою жизнь -- я придавал форму, смысл и пользу -- была о новом мировоззренческом коде человечества.
Теренс МакКена
Теренс МакКена
Некоторое разочарование было в том, что это мое открытие не было никакой новацией -- человек знал этот код с момента своего зарождения. Именно этот код -- далее я привожу -- по памяти -- цитату из Теренса МакКены -- и сделал галлюцинирующую обезьяну человеком. То есть, мы остались все той же поедающей коровье гавно обезьяной, но у которой теперь появилась мечта понять природу своих мечтаний.
Какая связь коровьего гавна и человеческих мечтаний?
На коровьем гавне -- по сведениям МакКены -- росли псилоцибиновые грибы, вызывавшие у первых сапиенсов странные видения иного бытия -- фантастические галлюцинации структуры их собственного мышления, попытка понять которую -- как раз -- и создала из этой обезьяны человека.
Дуглас Адамс -- написавший в титовском Белграде -- Автостопом по галлактике -- был в курсе проблемы. Вероятно -- это редакторы радио Бибиси заменили многомерных псилоцибиновых существ -- о которых тогда уже во всю рассказывал Теренс МакКена -- в книге -- создавших человечество ради странных экспериментов -- на банальных лабораторных белых мышей. Так -- вероятно им показалось -- что будет смешнее и символичнее.
Как связан код мышления и психоделия?
Психоделия -- это просто взлом этого кода (можно сказать семиотического знака), когда творчество есть постижение нами своего собственного секретного кода (знака) -- переживаний, восприятий и умозаключений. Творчество связано с естественным синтезом ДМТ нашим мозгом.
Также можно сказать, что этой своей мыслью о гавне, мечте и творчестве -- в 1970-м Теренс МакКена внятно передал суть перевода седьмого письма Платона А.Ф. Лосевым в 1923 году. Тоже -- привожу по памяти.
На последней, четвертой стадии речи, мы имеем возможность либо погрузиться в размышления о сущности своего восприятия жизни, либо ограничиться познанием поверхностных качеств предмета своего восприятия.
Так вот. Горе-кураторы. Ворующие чужие идеи дизайнеры, маркетологи и пиарщики -- то что вы делаете -- это есть второе. Вы просто учитываете -- как вам кажется -- поверхностные представления потребителей.
Но, жизнь этим не исчерпывается. Другая ее -- светлая -- сторона скрыта вами самими от самих же себя -- воображаемой вами нормой вашего же воображения. Вы сами воображаете, что должны блюсти все эти воображаемые признаки потребления. Кураторы воображают норму актуальности, понятности искусства зрителю. В итоге -- это не та ни эта реальность -- но лишь отражение отражения отражения отражения ваших собственных страхов победить свой собственных страх сказать что-то действительно свое, не как у всех.
ДМТ -- естественным образом решающее эту проблему -- сейчас в дефиците. Как йододефицит. Плохая экология. Его естественную выработку стимулирует созерцание иного. Иного, по отношению к житейской обыденности. Картины. Но только не контемпрорари арт-фильмы. Это те же яйца, что и поверхностные признаки, вид сбоку.
Проблематитка искусства сейчас -- Иное vs кИно-е
Подлинное произведение искусства и есть такая метафора подлинной жизни. Это уже взгляд Аристотеля на проблему. Сведение мысли Аристотеля к поверхностным признаков как раз породило все это арт-кино. Подражание поверхностным признакам жизни. Конкретнее -- движению. Сведение символа к иконе.
Пригласил старый друг вчера на выставку. Он куратор. Но я уверен, что в душе он все понимает правильно, но просто молчит на людях. Как Штирлиц. И что? Метафора прогресса -- это поезд. Метафора познания -- икона. Мы живем в самой лучшей стране, а все остальные страны нам завидуют -- потому что... у нас остановился прогресс, что есть помощь России от ангелов. Искусство -- метафора науки. Метафора ужаса от прогресса. Только компьютерный вирус откроет нам глаза. Тем что избавить от иллюзии реальности кинокартинки. Кино Голливуда -- плохо. Но арт-кино "вируса кино" -- хорошо. И так далее. Это не шутка -- это тренд. Государственная точка зрения на искусство.
Мое мнение -- крайне поверхностный взгляд и крайне несамокритичный. На грани паралогизма и софизма -- незнания и злого умысла.
Мартин Хайдеггер, все в том же 1923 году назвал эту развилку мышления (по Платону) -- ДасМан (ЭтоЧеловек -- где-то там, далеко) и ДазАйн (ЭтоБытие -- ЗдесьИсейчас).
По мнению британцев -- эти придуманные Хайдеггером немецкие термины вполне соответствуют метафорам английского языка -- мир на расстоянии вытянутой руки -- Здесь и Сейчас -- и мир современника -- контемпрорари ворлд. Мир познания поверхностных качеств предмета (например искусства -- контемпрорари арт).
Просто невозможно сказать ни одного слова, чтобы не повторить мысль, которой уже десятки, сотни и даже тысячи лет. Я не открыл ничего нового, а просто проснулся от сна невежества.
______
Этот сборник эссе адресован тем счастливым людям, которым -- для полноты своего счастья -- не хватает лишь понимания его причины. Это важный последний этап перед пробуждением сознания. Я просто расскажу Вам, как я понял, что счастлив и что мир совсем не такой, каким кажется. Возможно мой пример откроет Вам глаза на собственное счастье. Которое всегда рядом.
____________
Вместо вступления
1
В мастерской. Петродворец. 1988
В мастерской. Петродворец. 1988
В начале 1980-х годах я учился на физическом факультете ленинградского государственного университета имени А.А. Жданова. Конечно, это было более 30 лет тому назад, могу ли я все помнить точно? Но вспоминаю, что для оценки "отлично", на экзамене, от студентов, требовалось не только знание всего курса, то есть -- ответа на все билеты и на все дополнительные вопросы, но еще и собственная точка зрения на предмет.
Именно это мне и нравилось. В детстве -- это были 1970-е -- я никому не верил и до всего доходил сам, например еще ребенком объехал всю страну. Составил свою точку зрения на ее географию. Особенно мне нравились Памир и Питер.
Затем пришла пора служить в армии. Наш взвод забросили в горную тайгу Сихотэ-Алиня в районе биосферного заповедника и забыли там на два года. Я обследовал все окрестности и именно тогда понял, что гораздо интересней впечатлений от встречи с медведями и тиграми -- познание внутренней природы такого своего познания.
Река Бикин, Приморский край
Река Бикин, Приморский край
К этому располагала и сама псходелическая природа тех мест.
Наряду с охотой трава занимает в традиционной культуре местного населения -- уэдегейцев и нанайцев -- почетное место важнейшего средства созерцания жизни.
Сейчас там построили дорогу и думаю, что прежнее дикое очарование тех мест сошло на нет.
Также пока еще интересен север Сахалина. Но совсем другой красотой. Но не юг. Юг Сахалина это уже почти Корея -- окраина тихоокеанской восточной цивилизации.
Берег Татарского пролива - остров Сахалин.
Берег Татарского пролива - остров Сахалин.
По примеру охотников-нанайцев я начал присматриваться к траектории собственной мысли. Больше делать там было просто нечего. Мир мне казался простым и понятным -- но это была иллюзия -- я тогда еще не мог преодолеть норму практической пользы знания. Я тогда просто не понимал, что можно просидеть всю жизнь на берегу реки и смотреть в никуда. Был уверен, что в этом Большом Мире обязательно должно быть хотя бы одно достойное место, где я смог бы продолжить свои исследования с пользой для всего человечества -- и этим местом -- по наивности -- мне тогда казался ленинградский университет.
Алма матер.
Алма матер.
И, вот я учусь там. Я поставил мысленный эксперимент -- представив развитие той или иной идеи физики, как смену разных точек зрения на предмет. Я обратил внимание на то, что исторически -- физический процесс всегда рассматривался в разных системах отсчета. В неподвижной, относительно процесса и в движущейся относительно него -- со скоростью света или с гораздо меньшей.