Харалд: другие произведения.

Загадки зрения

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
Оценка: 8.00*4  Ваша оценка:

  Страстные любители "искуйвств-с" описывают такой случай.
  Как-то в каком-то музее стояла возле какого-то шедевра искусства некая пара. Муж долго наклонял голову влево, вправо и, наконец, вымолвил: "знаешь, дорогая, эта дама на картине нисколько меня не впечатляет, вопреки всем восторженным отзывам ценителей искусств!". Стоявшая рядом в этот момент артистка театра и кино Фаина Раневская, глянув на посетителя, молвила: "эта дама прожила столько лет, что уже сама определяет, кого впечатлять, а кого - нет!". Рассказчики этой истории явно осуждают "мужа", он, дескать, дрянь, шваль, взялся судить о святом искусстве! Надо же как! Шваль!.. Все, почти поголовно, так и думают, что "муж" - дрянь, дебил и ничего в "святом" искусстве не понимает. Вся публика всегда прислушивается к мнению "авторитетов". Актриса - авторитет во всём? Ну да, а кто не согласен с "авторитетами" и с "общим мнением" публики, тот - серость. Ну, во-первых, пока некто лицедействует на сцене, он - артист. Но, когда этот артист начинает судить обо всём, то он сильно рискует стать шутом. А место шута - на подмостках! Во-вторых, эта самая публика, ни черта не смысля в искусстве сама, во время своих пикников на природе эту самую природу немилосердно загаживает, не задумываясь ни на грош о красоте простого лютика!
  
  Равнодушных к "шедеврам", в "обществе" нередко называют лапотниками. Лапотники - крестьяне, быть может, и не разбираются в искусстве (что весьма спорно!), но эти "лапотники" хотя бы ради большого укоса сена берегут каждый "лютик". И не забывайте: этим "лапотникам" нужно кормить многочисленную и весьма прожорливую братию "любителей искусства"!
  
  Есть фотография, изображающая всё и вся так, как это всё и вся есть в природе. Ну да, искусство и всё прочее... А вам не кажется, что ваши "душевные позывы" к "чистому искусству" очень напоминают отказ от электричества? Нет. Никому не захочется сидеть в сумерках при свете керосиновой лампы, разве что "романтики" зажгут свечи во время "романтичного" ужина.
  Многие сейчас готовы обрызгать меня слюной!
  
  Вы картины Фёдора Васильева видели? Пейзажи, при виде которых чувствуешь даже сырость недавнего ливня! Видели "Данаю" Рембранта? Тогда расскажите, кто такие Акризий, Персей, и при чём здесь Зевс? Не знаете? Но тогда для вас "Даная" - это просто "голая баба"! И что тогда ею восхищаться? Только потому, что "формы" художником искусно выписаны?!.. Рубенс писал "толстых голых тёток", и другие их писали. Писали не только "баб-с", не только для души, но всё, что им заказывали. Рембрант писал по заказу пейзажи, одетых "дядек" и голых "тёток", групповые портреты цехов ремесленников, чинов городских магистратов. Ну и что? Что поражает в этих картинах? Меня - ничто. Я просто ценю хорошие картины, писанные хорошими мастерами. Но вот, воспеваемая экспертами Джоконда, с её то ли улыбкой, то ли слезами (искусствоведы, сами не умеющие ударить кистью по холсту, к единому мнению ещё не пришли!), меня лично - не впечатляет! На холсте Леонардо да Винчи изображена безобразная баба, к тому же страдавшая какими-то болезнями: бровей нет, лицо опухшее, глаза тоже, явные признаки ожирения, волосёнки жиденькие, жирные. И "Саския" не была здоровее Джоконды, и её "формы" оплыли жиром. И что, это - шедевры?! Можно оценивать мастерство художников, но никто не обязан разделять их вкусы, их восхищение жёнами и любовницами, и никто не обязан разделять личные вкусы и восторги экспертов-искусствоведов!
  
  Наверное, все видели детские рисунки, а в книгах, в журналах, в музеях и на выставках старинные живописные полотна и гравюры и обратили внимание, что на многих изображениях искажена перспектива, то есть, дальний план по размерам превосходит передний, удалённые предметы больше ближних. Исследователи всего необычного решили выяснить причины этого "феномена". В одном научно-популярном издании появилась статья. Был даже снят научно-популярный фильм, на съёмки которого пригласили в качестве консультанта художника. Художник пространно говорил о выдающихся способностях своих предшественников и продемонстрировал, как они (и он!) способны видеть окружающий мир. Была, в частности, произнесена примерно такая фраза: "вот эта половица до того табурета сужается, за табуретом начинает расширяться вон до той трещины и далее опять сужается!". Так консультант описал весь интерьер помещения, в котором проводились исследования. Никто не догадался предоставить консультанту для обозрения художественным оком костяшки домино, выстроенные в ровный ряд. Нашёл бы художник, что из совершенно одинаковых по размерам предметов отдельные могут быть больше?
  
  Неоспоримый закон перспективы гласит, что по мере удаления от наблюдателя контуры предметов могут только уменьшаться. А все художники наделены обычным зрением. Но консультанту очень хотелось всех убедить, что у него и его коллег по цеху зрение развито по-особенному. Впрочем, то, что мастера кисти часто могут видеть и то, чего нет, известно давно. А вот на современных упомянутым картинам работах художников, скажем, эпохи Возрождения сюжеты выполнены с соблюдением всех требований законов перспективы, поэтому сравнивать "творения" бездарей с произведениями корифеев искусства и говорить о мифических способностях неучей видеть как-то по-другому художнику не следовало. Здесь я не говорю о профессиональных навыках. О них дальше.
  
  Кто пользовался биноклем или зрительной трубой с большим увеличением, должен был обратить внимание на искажённое изображение удалённых объектов, причём, чем дальше те находились, тем больше были изменены их очертания. На большом удалении при определённом ракурсе у обычного куба можно увидеть пять граней из шести, то есть перспектива искажается именно так же, как она искажена на примитивных "шедеврах"! Это явление хорошо известно и называется оптическими искажениями, которые неизбежно вносятся самими фокусирующими линзами. Кроме того, видению пяти граней способствует рефракция. Элементарная физика!
  
  То, что глаз является оптической системой, известно всем, но не каждый слышал, что дети рождаются дальнозоркими и видят удалённые предметы лучше ближних. Но об этом хорошо знают врачи-офтальмологи. Возможно, природа позаботилась, чтобы ребёнок не терял из вида мать. Со временем зрение становится нормальным. Ну, а если не у всех? Тогда, став художником, страдающий дефектом зрения человек и будет изображать окружающий мир таким, каким он его видит, то есть, искажённым. В качестве консультанта следовало пригласить окулиста, тогда, в частности, было бы известно, как часто такой дефект встречается у взрослых людей, можно ли его диагностицировать и поддаётся ли он лечению.
  
  Вернёмся к изобразительному искусству. Одна из главных задач художника заключается в правильной подаче зрителю сюжета картины при помощи различных технических приёмов. Те же косточки домино, разбросанные по столу, вне зависимости от места положения должны восприниматься такими, какие они есть на самом деле, то есть, одинаковыми и, кроме того, объёмными. Это достигается, во-первых, за счёт некоторого сознательного преувеличения перспективы и, во-вторых, передачей светотеневых отношений. При этом, если не идти на преувеличение перспективы, изображение не получается объёмным, а его контуры зрительно воспринимаются искажёнными, как будто вы имеете перед собой не рисунок, а аксонометрический план. Зрительное восприятие объёма и перспективы (что по сути одно и то же!) в большой мере зависит от хороших знаний техники рисунка. Необходимо отметить, что контуры не передаются при помощи линий - их, как таковых, в природе нет - это решается при помощи светотени. По канонам рисунка перспектива также передаётся за счёт правильно наложенных теней. Самая "чёрная" тень и "белый" свет располагаются на переднем плане. По мере удаления плана тень "бледнеет", а свет "темнеет", а размеры предметов уменьшаются. Вот это и есть профессионализм. Поэтому не следует искать "феномены" зрения в примитивных рисунках авторов, не знакомых с азбучными истинами.
  
  Первоочередная задача изобразительного искусства должна состоять в отображении реального и неискажённого окружающего мира. Создание у зрителя соответствующих ощущений достигается талантом художника, а не изобретением каких-то новых способов нанесения изображения на основу. Пожалейте эту основу, такую девственно белую и чистую! А абстракция в изобразительном искусстве - этот процесс ради самого процесса - не должна навязываться всем и каждому, как чистое искусство. Коль скоро многие художники и их адепты-ценители ударились в это "чистое искусство, утверждая, что реализм себя изжил, то уж позвольте высказать и противоположное мнение. Истинный художник напишет шедевр и кофейной гущей, но если же некто пачкает основу для самовыражения, то не лучше ли "самовыразиться" как-нибудь иначе? Ну, например, вовремя пойти к доктору и всё честно рассказать. Доктор поможет, и ухо художника будет спасено!
  
  Как это ни неприятно для любителей абстрактного "искусства", но пачкать девственно чистую основу можно научить и обезьяну. Однако, это - не искусство, но "всего-лишь" нечистоплотный способ подчинить мнению "художника" и "искусствоведа" толпу. Да! Только толпа способна ахать так, как диктует какой-нибудь "искусствовед", "зарабатывающий" себе на хлеб, восхваляя "живописные" полотна... слонов и обезьян!
  
  В детстве вам читали сказку о принцессе и свинопасе? Помните, как принцесса с разочарованием протянула о настоящей розе: "а-а-а, так ведь она же настоящая!". Надо же, сколько "ценителей прекрасного" развелось. Лютик - тьфу, дрянь, а неким мастером искусно изготовленная из бумажки "роза" - шедевр?! Никак иначе, как только торговлей, "восхищения" "искусствоведов" "шедеврами" не назовёшь.
  
  Вы ищете духовное там, где его быть не может!.. Учёный специалист трясётся над культурными ценностями, возведёнными в категорию ценностей самим специалистом. Искусствовед вообще даёт себе отчёт, что таким отношением к плодам труда ремесленников он повышает не ценность, а набивает цену изделиям и самому себе, и вводит в искушение коллекционеров-клептоманов? Да отдайте вы им всем все эти "шедевры" вместе с "искусствоведами", и пусть они там "у себя" все вместе занимаются сортировкой и перекладыванием!..
  
  Вернёмся к разговору о профессионализме.
  Искусствоведу приносят две одинаковых по мастерству исполнения вещи. На одной есть клеймо известного мастера, другая - "анонимная", и знаток своего дела доказывает преимущественное право первой называться шедевром, ни в грош не ставя вторую. Но вот принёсший раскрыл справочник и обнаружил, что и вторая вещь вышла из рук того же мастера, который просто забыл поставить клеймо! Искусствовед не извиняется, а... ссылается на объективные причины, приводящие к подобным "казусам"...
  
  В середине прошлого века голландский художник Антониус ван Меергерен весьма искусно "подделывал" работы известных мастеров кисти. В кавычках, так как он не копировал чьи-то работы, он писал новые картины с подходящими сюжетами, подделываясь под индивидуальные манеры почерка, вплоть до состава и технологии изготовления красок и полотен, создавая своё. Своё! Все эксперты приписали эти шедевры другим! "Обман" позднее раскрылся, но мастера признали не художником, а мошенником, хотя он не выдавал свои работы за подлинники, это за него сделали эксперты! А ведь между прочим, благодаря деятельности этого "фальсификатора", его государство во время второй мировой войны сумело за счёт этих "подделок" спасти национальное достояние в виде богатейшей коллекции редчайших произведений живописи от разграбления гитлеровскими захватчиками: те вывезли "подделки", выставленные взамен работ корифеев прошлого... Хотя тут и не определишься, чьи работы были большими шедеврами, и кто был большим корифеем: ван Меергерен или художники прошлого? А всё потому, что "ценители" ценят не самоё произведение, как надо было бы, но возраст его и авторство. А это есть глупость.
  
  Художника осудили за то, что эксперты-профессиналы не смогли правильно определить авторов "подделок". Нет, это были никакие не подделки, а настоящие произведения искусства. Автор этих произведений был Художником, и наказание должны были понести эсперты. Им отдавались на экспертизу работы неизвестных мастеров: эксперты сами(!) называли известные фамилии. Не автор, а эксперты!.. "Искусствоведы", сами не умеющие ничего, но много знающие.
  
  Из публики "творческому" работнику задают вопрос о дальнейших планах, и пошло, и начался... словесный понос! А почему бы не сказать правду: "кушать хотца!" или "головка бобо!"? Похоже, что у самой публики "головка бобо". Вот поэтому и спрашивают о "планах" и восклицают: "ах, какая красивая картина! Ах, как она впечатляет". Ага, особенно "Урок анатомии" Рембрандта или известный всем "Чёрный квадрат" Малевича... На полотне - урок анатомии. На картоне "изображён" чёрный квадрат, в котором столько смысла, сколько его может быть в квадрате. "Шедевр"! Вы в морге бывали? А в морге с наглухо закрытыми дверями и выключенным освещением? Но это ещё больше впечатляет! А то, сходите в анатомичку. Смотреть страшно? Или противно? Тошнит, да? На картине урок анатомии "прекрасен", а современные студенты, копошащиеся во внутренностях покойника, вам не по нутру? Зато какое впечатление! Послушайте, если вам дадут на обозрение два "чёрных квадрата" - оригинал и копию, сможете определить где "творение" Малевича, а где "копия" "ремесленника"?! Который из двух квадратов квадратнее, чернее и ценнее?
  
  Свои знания совершенствовать не хотите? В области изобразительного искусства? Кроме того, чтобы понимать искусство, надо хорошо ориентироваться в древней мифологии; чтобы понять такой сюжет, как, например, изображённый на картине "Тайная вечеря", нужно изучить "Новый завет". Нужно изучить "Ветхий завет". Нужно, наконец, знать историю. Достаточно обладать общими познаниями во многом. При этом не нужно бояться упрёков в поверхностности, ибо таковые делаются отнюдь не от большого ума. И даже не обладая знаниями, лучше всегда высказывать своё личное мнение, не боясь чьих бы то ни было замечаний. Только ложные опасения публики о том, что их могут высмеять за независимость мнения, и приводят к тому, что "чёрные квадраты" и мазня называются шедеврами.
   К искусству, как и ко многому другому, можно относиться и с пристрастием, и с равнодушием, и ни то, ни другое не может быть порицаемо, но ни из чего нельзя делать идола. Братья Люмьер сделали изобретение, и толпы кинокритиков обсуждают работу режиссёров. И в воле критика, никогда не бравшего в руки кисть, опорочить талант и восславить бездарь. И этот не пашущий и не сеящий критик культивирует в обществе особое отношение не к культурным ценностям, как это может показаться, но к... себе самому! Любите свою работу, но не навязывайте её другим, как нечто такое исключительное, без чего не прожить. Вам - да: вы ничего другого не умеете, и не хотите!.. Можно. Можно без "искусства". Без "критиков". Можно без очень многого. Культурные "ценности" создавались и создаются, как правило, потому, что "кушать хотца" или "головка бобо". На "шедевры" смотрят с вожделением - чужая "красота" возбуждает одну только зависть. А праздному зеваке, ковыряющему в ухе, ходя следом за гидом по залам галерей, наплевать на картину эпохи Ренессанса, как на лютик на лужайке. Так отдайте "шедевры" без сожаления и безвозмездно тем, кто приходит от них в восторг - эта "красота" мира не спасёт. Зато искушений и искушённых не будет, не будет никто полотна кромсать ножами и обливать кислотой. А истинный ценитель искусства удовлетворится и буклетом с репродукциями.
Оценка: 8.00*4  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Д.Сугралинов "Дисгардиум 4. Противостояние"(ЛитРПГ) Ю.Богута "Дышать"(Антиутопия) В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ"(Боевик) Е.Вострова "Канцелярия счастья: Академия Ненависти и Интриг"(Антиутопия) P.Ino "Война с разумом"(Киберпанк) Д.Деев "Я – другой"(ЛитРПГ) Р.Ехидна, "Жена проклятого некроманта"(Любовное фэнтези) М.Юрий "Небесный Трон 3"(Уся (Wuxia)) А.Кочеровский "Утопия 808"(Научная фантастика) А.Верт "Пекло"(Боевая фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"