Харин Евгений Анатольевич : другие произведения.

Взгляд на историю Вятской земли

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Доклад на конференции 19 марта 2015 г.

    []
  
   Конференция по истории Слободского города состоялась 19 марта 2015г. на территории Слободского Машиностроительного завода. Открыл ее д.и.н. Макаров Л.Д., он кратко рассказал об археологических исследованиях на Слободском городище. Затем на темы ранней истории Вятки и Слободского выступили местные краеведы Пленкин и Серкин, а также кировские Ухов и Рашковский. Были сообщения об истории завода и Слободских монастырей. Присутствовали местные СМИ, работники музея и преподаватели школ города. Вел конференцию глава города Рычков. По результатам конференции будет выпущен сборник прозвучавших докладов. Ниже представлен полный текст моего сообщения.
  
    []
  
  Дореволюционный историк казачества Евграф Савельев в своих работах после поиска всех возможных предшественников казаков, в конечном счете, признает самым вероятным участие в этом процессе Хлыновских ушкуйников, бежавших на Волгу и Дон после разгрома их республики в конце 15 века. Проблема в том, что история Вятки до последнего времени остается мифологизированной и далекой от реальных фактов и современных исторических представлений. Согласно известному 'Сказанию о вятчанех', языческая вотско-чудская Вятка заселялась беглыми новгородцами, прибывшими сюда двумя партиями в 1181 году и взявшими штурмом два городка аборигенов, Болванской и Кошкаров. Спустя неназванное время, был построен новый город Хлынов. Тезис этот принимается на веру, а все споры идут лишь о времени данного события, участия в нем ушкуйников и дате основания Хлынова.
     Но археология региона свидетельствует о более сложных этнокультурных процессах. Бассейн Вятки был заселен на протяжении 3 тысяч лет. При этом, резкой смены населения не наблюдается. Прибывающие извне уживались и смешивались с прежним населением. Можно даже говорить о формировании особой Вятской народности. Постепенная ликвидация ее произошла после присоединения Вятки к Московскому государству. Значительная часть вятчан (жители городов) в конце 15-го века покинула регион. Оплотом Московской власти стал Хлынов, заселенный поначалу, в основном, московитами, устюжанами и нижегородцами. Чтобы понять феномен Вятской земли следует углубиться в далекое прошлое.
     В 1 тыс. до н. э. столицей Прикамья был легендарный, описанный Геродотом, деревянный город Гелон, который можно отождествить с многослойным Елабужским городищем. Население региона в ту пору составляли отличные друг от друга, но дружественные племена - гелоны и будины, под которыми можно понимать европейский и азиатский компоненты Ананьинской археологической культуры бассейна Вятки. Отсюда происходит известная в средние века пара этнонимов Хлыны и Вотины, а также двойственность названий главной реки - Холун и Вятка (Ватка, Вати). Ват на многих языках означает "вода".
      []
     В 3 веке н. э. к югу от постананьинской Азелинской культуры появляется именьковское население, в основе своей праславянское. В 4-6 веках в контактной зоне (территория северного Татарстана) происходит проникновение культуры именьковцев в среду азелинского населения Волго-Вятского междуречья, а также появление здесь особого военизированного сословия. Историк Седов на основании славянских заимствований в прапермских языках, считает, что это были Русы. Особую роль в этом процессе сыграли отряды европейского и азиатского рыцарства (остготы и гунны) оставившие захоронения на Вятке и нижней Каме. Вятка-Камье той поры и есть описанная в сагах Великая Холодная Свитьод, родина вождей и богов. В саге об Инглингах говорится, что основатели династии - асы - пришли из Азии, в Свитьод они встретились с ванами и после войны заключили с ними мир. В дальнейшем гунны и остготы участвовали в войнах в Зап. Европе. Римские артефакты времен Великого переселения народов находят в Прикамье. Часть рыцарей во главе с легендарным Одином ушла в 5 веке по известному с древности 'Меховому пути' на запад в Скандинавию, где обрела свои новые владения. Имя Один в германских языках звучит как Wotan, Vodin. Вероятно, это был сын вождя гуннов от местной женщины вотки (вотин). Вместе с ним на запад ушли некоторые из вождей ванов, потомки которых стали правящей династией, от которой позже пошли первые Рюриковичи. Связи Вятки-Перми (Биармии) с Балтикой и Скандинавией прослеживаются на протяжении 5-15 веков. Потомки Одина-Вотана посещали Великую Свитьод, где встречались со своими родичами. По сагам Биармия была богатой страной, управляемой на основах военной демократии. Биармы предстают как во всем равные викингам, их князья владеют землями, имеют хорошо вооруженные дружины, родство с ними считается почетным. В соседстве с Биармией, южнее ее, располагалась отдельная область Алаборг, очевидно, княжество в низовьях Вятки и Камы с центром на всё том же Елабужском городище. Это и есть легендарная столица асов - Асгард, город в устье реки Ванов (Вятки). На роль крепости Ванов (ватинов) подходит уникальное Подчуршинское городище. Местное сказание о богатырях перекликается с сюжетами саг о биармах и ванах, а в расположенном вблизи него могильнике найдено рыцарское захоронение рубежа 4-5 веков с мечом и в шлеме, близком к вендельскому типу (6-7 век, Скандинавия).
     Биармия всегда интересовала балтийских викингов. Одна из их группировок во главе со своим конунгом обосновалась на Волжском торговом пути в Волго-Клязьминском междуречьи. Финноугры и Прикамские биармы были их главными союзниками и составляли основу объединенного войска. Русский каганат на Волге вел в 9-10 веках войны с Киевом, для удержания позиций было предпринято массовое переселение с бассейна Вятки на Оку. Так появилось славяно-вотское племя Вятичи (потомки именьковцев и вотинов). Этому процессу способствовало вытеснение именьковцев булгарами в 8 веке, а также продвижение в 9 веке на запад мадьяр и печенегов. Вятско-Камские Нукратские русы (Нукарда, Нугра) были военным сословием Прикамских финноугров и славян. Частично опустевшее Ветлужско-Вятское междуречье заселили предки марийцев. Волжские русы и их союзники сыграли важную роль в разгроме Хазарии, но их силы оказались подорваны войнами, что привело к падению Русского каганата, его продолжением стала Владимиро-Суздальская русь с династией киевских князей. При этом Вятичи, жившие на окраинах этого княжества, оказались разделены на три анклава: Вятка, Ока и Водская земля севернее Новгорода. В женском костюме вятичей и водян проступает сходство с традиционным нарядом Слободских удмурток (красный цвет ткани, повязанный определенным образом головной платок, передник и др. детали). В бассейне Оки много гидронимов типичных для Вятки (например, Пижма).
      []
     Археология 1-го тысячелетия н. э. свидетельствует о развитом производстве металлов на берегах Вятки и Камы. Отсюда далеко на запад и восток распространялись бронзовые украшения и амулеты Пермского звериного стиля и серебряные гривны Глазовского типа Чепецкой археологической культуры, а также Неволинские пояса. Большинство украшений восточных славян изготовлялись по образцам Прикамья. На Вятке и верхней Каме были найдены самые ранние в Восточной Европе клады арабского и Сасанидского серебра, монеты и художественные вещи 5-8 веков. Прикамская Биармия поставляла меха чернобурых лисиц и соболей в северную Европу и арабам. Здесь раньше, чем в других регионах Сев. Европы появилась технология тройного пакета в изготовлении клинков. Торговые пути шли через Оку и Зап. Двину, через Ладогу и верхнюю Волгу; а также в обход Скандинавского п-ова и далее по Сев. Двине. Можно полагать, что до появления Русов на Ладоге и Волге в 9 веке, купцы биармов вели самостоятельную торговлю с Балтийским регионом.
      []
     Торговые пути русов и булгар в 9-10 веках.
     По Ибн-Фадлану, побывавшему у волжских булгар в 922г., богатые русы прибывали к ним на судах для торговли, имели свои большие гостевые дома, мольбища и захоронения. Археология подтверждает присутствие русов в крупных городах булгар. Нельзя исключить, что после разгрома в конце 10 века Киевскими князьями, Волжские русы перебрались ниже по Волге, где основали первоначальную Казань, в археологии которой имеются древнерусские артефакты, в частности, каменные укрепления схожие со староладожскими. Кроме того, цитадель Елабужского городища напоминает норманские каменные крепости 10-11 веков. Оба сооружения не имеют аналогов у булгар, само присутствие которых на сев. берегу Камы до 13 века остается незначительным. Можно полагать, что междуречье Волги и нижней Вятки имело особый статус, вследствие чего звалось в русских летописях Камской Булгарией. Вероятно, это был союзник Волжских булгар, которые, разумеется, пытались установить здесь свой контроль. После разгрома Волжских булгар монголо-татарами, на северный берег Камы, устремились беженцы, булгары-мусульмане, что привело к изменению этнической ситуации. Камской Булгарии удавалось некоторое время сохранять самостоятельность, Казань пала только в 1268 году под ударом обьединенного русско-татарского войска, город запустел на много лет.
     В картографии Идриси (12 век) некие Артанские русы располагались в соседстве с булгарами где-то на территории нынешнего северного Татарстана и Мари Эл. Другой арабский путешественник - Гарнати - описывает прибывших в Булгар зимой купцов Вису по внешности и характеру схожих с русами. Это могли быть биармы, потомки русов и финноугров, поселившиеся в бассейне Вятки и Камы.
     Археология Ветлужско-Вятского междуречья 9-12 веков свидетельствует о разнообразных внешних связях данного региона, и не исключает присутствие западно-славянского и скандинавского мужского населения. Но, все-таки, основу военно-дружинного сословия составляли здесь местные русы-финноугры. Таким образом, существование в Приказанье некого особого булгаро-русского княжества вполне реально. В середине 13 века часть его населения, вероятно, переместилась на Вятку, именно тогда здесь отмечается рост городов. Из скандинавских источников известно, что часть биармов тогда же "бежала от татар" на восток Норвегии.
      []
     Важным событием в истории нашей земли стало появление в конце 12 века на Волге выше Казани выходцев с Галицкого княжества - берладников, - военизированного сообщества во главе с князем-изгоем. Берладники получили прозвище по исторической области Берладь, временному своему прибежищу в низовьях реки Прут, ныне территория вост. Румынии и юга Молдовы. Покинуть родину их заставило поражение в борьбе за власть с Киевскими князьями и преследование за приверженность старославянскому язычеству. На новом месте, пограничье русских и булгар, они вскоре не поладили с булгарами и часть их, поселившаяся на Елабужском городище, после разгрома крепости в 1181 году ушла вверх по Каме и далее на Вятку. Другая часть, остававшаяся на Волге (Важнангерское городище), бежала от карательного рейда булгар вверх по Ветлуге также на Вятку. Эти события искаженно отражены в Сказании о вятчанах. Вероятно, после взятия Казани в 1552 году булгарские летописи попали в Москву, где они использовались для написания Сказания. По ошибке перевода, галичан, захвативших крепость Аламир Султана (Алабугу), приняли за новгородцев.
     На Вятке берладники-галичане поселились в двух анклавах: Усть-Моломском и Усть-Чепецком (Микулицком). Появление здесь военизированного мужского населения подтверждается археологией. Это характерные для крепостей юго-запада Киевской руси конструкции древо-земляных валов с жилыми клетями и полуземлянками, а также распространенные там же кресты-энколпионы. Так как женщин берладники брали из числа местных финноугорок, их потомки были славяно-вотскими метисами. В 13-14 веках они составляли заметную часть населения средневятских городов, о чем, опять же, свидетельствует археология: славяноидная керамика и другие артефакты совместного проживания славян и вятских аборигенов, а также редкое для Прикамья (и России вообще) число гидронимов с характерным для юго-запада Украины окончанием "-ица".
     Оставшиеся на Волге берладники женились на черемисках, их потомки звались горные черемисы или мари. Имя созвучно с молдавским топонимом "маре" - высокий, верхний.
     Некоторые важные сведения по рассматриваемой теме содержатся в непризнанной большинством историков булгарской хронике Джагфар Тарихы. В ней говорится, что опальный и отчасти близкий к русским правитель Гази Барадж для восстановления своей власти в Булгаре нанял в качестве казаков "заказанских язычников гарачцев", в которых легко угадываются потомки галицких берладников. После его свержения в 1230 году гарачцы ушли на Вятку, где жили в нескольких городках, один из них назван Гарья (Карино). В дальнейшем гарачцы разделились на христиан, мусульман и язычников, то есть, на русских, бесермен и вятских удмуртов-вотинов.
     Во второй половине 14 века на Вятку стали проникать флотилии ушкуйников. Эти вольные люди обосновались на восточной окраине Новгородских владений, Перми Великой, где-то на водоразделе Вычегды, Вятки и Камы. Под водительством беглых новгородских бояр эти "разбойники" устраивали грабительские походы на города Поволжья, прежде всего, Булгарии. Вятка привлекала их как удобный плацдарм, более обжитой, чем глухие леса севера. Свои набеги они оправдывали борьбой с иноверцами. Происходило это с ведома Пермского епископа Стефана-Храпа, известного своей непримиримостью в деле христианизации народов севера. Ушкуйники были его соседями и, вероятно, союзниками. На Вятке им оказали сопротивление славяно-вотские язычники. Ушкуйникам, обосновавшимся в Микулицыном городке, удалось захватить и разрушить главное Вятское святилище (на территории современного Александровского сада в Кирове), но закрепиться на левом берегу Вятки им так и не удалось. Часть уцелевших вятских язычников ушла на восток и основала Карино. В 15 веке, в период становления Казанского ханства, власть здесь оказалась в руках Арских князей, потомков различных по происхождению булгаро-половецких князей, собравшихся в Приказанье после воцарения в степях монголо-татар. Джагфар Тарихы нелицеприятно описывает ушкуйников-разбойников, часто нападавших на города Булгарии. Вместе с тем, она признает выборность их воевод, достаточную организованность и многочисленность их поселений на Каме (где она поворачивает на юг), а также сообщает интересный факт, что слово Ушкуй было введено вятчанами. Скоростные вятские суда были известны в 15-16 веках. На мой взгляд, непонятное по происхождению слово "ушкуй-ускол" может быть искажением от вятского "ускор", что как раз означало ускорное (скоростное) судно. Вспомним наше выражение "на ускоре" (на скорую руку), то есть, буквально, на скоростном судне.
     В устье Моломы, на стратегическом пути с Устюга в Булгар, располагалась древняя Вятка, центр отдельной волости на границе русских и булгар. В 12-15 веках она часто переходила из рук в руки, в 1375 году, в числе других русских городов, Вятка попала в список плательщиков ордынской дани. Ушкуйники, поселившиеся в Микулицкой волости, вели упорную войну за нее, столкновения продолжались до 1421 года. После этого можно говорить о консолидации Вятской земли, формировании некой общности, известной по летописям под именем вятчане. В знаменитом походе 1471 года на Сарай приняли участие все вятчане: потомки ушкуйников и берладников, Каринские князья с бесерменами и вотинами, а также, горные мари.
     В походах вятчане управлялись выборными воеводами и ватаманами, - авторитетными командирами, предводителями ватаг, - военных подразделений - флотилий в несколько сотен речных стрелков. На суше эта ватага действовала боевым клином. Колын - второе название самого известного вятского города, Вятки на Моломе, связано с именем хлын. В 1391 году Колын-Вятка был взят войсками Тохтамыша, бежавшего от разгрома на Кондурче, а его население уведено в Москву, где появилась слобода Хлыново.
     В 15 веке Вятская волость временами попадала в зависимость от Казанского царства, но в 1459 и 1478 годах возвращалась под власть Московского князя. Микулицкая (Слободская) волость и соседняя с ней Арская земля (Карино и бассейн Чепцы) оставались непокоренными. Именно сюда в 1489 году был предпринят известный поход огромного московского войска, в результате которого была ликвидирована независимость Слобожан и Арян. Остатки вольностей сохранялись здесь до середины 16 века, времени окончательной победы над Казанью. В 1489 году значительная часть вятчан 'болших и лутчих людей с женами и с детми выведоша к Москве, да и Вятских князей. И великий князь Иван Васильевич Вятчан болших людей пожаловал в Боровске, а иных в Кременске розсадил и земли им подавал, а торговых людей в Дмитров послал, а князей Татарских пожаловал, к Вятке отпустил'. Вятские купцы-богатеи были поселены в Дмитрове возле Москвы, остальных "лучших людей", под которыми, видимо, понимается военизированное сословие вятчан, расселили на южной границе государства, - самом опасном рубеже. Так как вятчане-сведенцы были поселены в городах, то можно полагать, что выселению подверглись только вятские горожане, тогда как жители сельской местности остались на Вятке. Это, в частности, обьясняет сохранение преданий о прошлом у Волковских, Подчуршинских и Каринских селян.
     В списках верхнедонских (тульских) казаков конца 16 - начала 17 веков мною обнаружены 160 фамилий полностью или частично совпадающих с вятскими той же поры. Очевидно, это потомки вятчан из Кременца и Боровска, переселившиеся немного южнее вследствие перенесения пограничных поселений.
     Часть населения Вятской земли, вероятно, бежала от войска Москвы вверх и вниз по Вятке. Так появилось верхнекамское (позже Сибирское) и Волжское казачества. В Саратовской и Волгоградской областях у потомков казаков встречаются характерные североудмуртские фамилии (такие как Будины и Кайсины). Вятским вотинам той поры, знавшим и русский и татарский языки, было проще обосноваться на территории бывшей Сарайской Орды. Донское казачество вышло из волжан, в него могли вливаться и молодые казаки из семей вятчан, поселенных в верховьях Дона. В документах 16 века упоминаются казаки, построившие свои городки в Волго-Донской переволоке, их атаманы носят татарские имена Сары Азман и Карабай (легендарный основатель Карино!). Связи населения Вятки с днепровским казачеством также просматриваются. Как уже было сказано, на Вятку еще в домонгольский период переселились галицкие берладники. Нельзя исключить, что во второй половине 15 века их потомки вернулись на родину предков, став основой козаков-черкасцев (церковных). Возможность такого переселения подтверждается тем фактом, что в 17 веке часть горных черемис влилась в Днепровское казачество.
     Очень интересно совпадение характерных особенностей казачьих захоронений в Чигирине с Вятскими из могильника 13-15 веков возле городища Никульчино, известного многочисленными находками вооружения. Это глубина захоронений, ориентация костяков, положение рук, наличие обожженных костей. По типу черепов чигиринцы отличаются от остального населения Поднепровья той поры, они наиболее близки к булгарам и половцам 9-12 веков. Это дает основание считать казаков пришедшими на Днепр откуда-то со стороны. В этой связи интересно исчезновение в середине 15в. населения Пижемской волости, наиболее близкой к территории проживания волжских булгар. Местные предания свидетельствуют о проживании здесь в далеком прошлом вольных и воинственных людей, живших "как казаки". Можно предположить, что в этническом плане вятчане (по крайней мере, нижневятские) имели в ту пору характерную для булгар внешность: широкие скулы, крупный нос с горбинкой, темные волосы и глаза. При этом, как и днепровские козаки они наверняка придерживались "русской веры" и говорили на диалекте русского языка. После сказанного не удивительно полное совпадение Киевского герба казачьего периода (16-17в.) с Вятским - натянутый лук (арбалет) с рукой, выходящей из облака. Цвета украинского флага ранее принадлежали Галицкой земле. Очень любопытно, что вятские ватаманы носили полосатые сине-желтые шаровары.
      []
     Слово "кош" (по-татарски "корзина") у казаков означает военный лагерь, стан, собрание. В этой связи интересно название древнего вятского города Кошкаров, что можно перевести как "город каров". Сравним с вотским названием Карино - Кара гурт - Каров город. Кары или гарачи - это потомки берладников-галичан. Кар - общее название для птиц семейства вороновых, в том числе, грачей и галок, с которыми связывают происхождение имени галичане. Эта птица была их символом. Некая птица была почитаема и каринскими удмуртами. Кошкаров мною отождествлен со Слободским городом. Слободой, помимо прочего, в 15-16 веках звали территорию с группой поселений, освобожденных от налогов и повинностей. На Вятке это была Микулицкая волость, верхний по реке город которой получил в Московских документах имя Слободской городок верхний. Старое казачье название постепенно было забыто. Рыболовные приспособления на гербе города более похожи на продолговатые корзины накрывачки, называемые у казаков Коши. В районе Слободского в ранних описях встречается фамилия Кошкарев, а также топонимы типа Кошкари. Сказанное дает некоторые основания начать историю города Слободского от упомянутого под 1181 годом Кошкарова.
      []
   Существование достаточно независимой Вятской земли прослеживается по булгарским и русским источникам, по крайней мере, с конца 12 века. В булгарской хронике Нариман Тарихы прямо говорится, что в 13 веке Нукрат имел статус республики (туралык) состоящей из двух волостей с двумя выборными воеводами в каждой (военным и гражданским), которым вручались символы выборной власти - "палки" (булавы). В периоды обострения отношений Владимирской Руси с Волжской Булгарией, а позже Москвы с Казанью, Вятка приобретала важное политическое и стратегическое значение. Сюда присылали своих представителей (послов) из Казани и Москвы, но постоянно проживали они за пределами Вятских волостей. В этом плане интересно защищенное оврагами и обрывистыми берегами село Юрьево на Моломе в 13 км выше ее устья. Обычно его название связывают с князем Юрием Дмитриевичем, часто использовавшим вятчан в борьбе за власть. Но нельзя исключить и принадлежность этой местности в 1470-ых годах Московскому воеводе (наместнику) Константину Юрьеву. В любом случае, данное поселение было расположено на северной окраине Усть-Моломской (Вятской) волости, но при этом было удобно связано протокой с руслом Вятки.
      []
     Известны также предположения о проживании на Вятке опальных Суздальских (Нижегородских) князей, с которыми связывают топонимы Кирдяпино и другие на территории нынешнего города Кирова. Надо только помнить, что левобережье Вятки в 14-15 веках было окраиной Никулицкой (Слободской) волости, то есть, данные влиятельные личности проживали за пределами основного ареала расселения вятчан той поры. Напомню также, что Казанский представитель, глава Арской дороги, постоянно проживал в городе Арске на Казанке, на Вятку в Колын (Ковровское городище) он наведывался лишь временами. Нет сколь либо надежных сведений о сборе даней и налогов с Вятки, таковые, скорее всего, имели вид единовременных грабительских поборов под угрозой военной силы.
    
     Многие высказанные мною гипотезы могут быть проверены в ближайшем будущем в ходе массовых генетических исследований населения. Первые шаги в этом направлении обнадеживают, в частности, подтверждаются родственные связи нынешних вятчан с потомками казаков (по общему предку, жившему 800 лет назад).
    []
  
  
  
   В 2012г. в Киев привезли реликвии 17 века из музея Стокгольма. Среди них знамя Киева, на котором можно видеть натянутый лук и лапчатый крест. Это и другие козачьи знамена были взяты поляками в качестве трофеев в 1651г.
    []
   Вятский символ на печати Ивана 4
   Слово "козак" по свидетельству путешественника Боплана происходит от слова "коза"; скорее, от вида изогнутых рогов этого животного. Арбалет звался на Руси роженцами, рогами. Его изображение было одним из символов козаков. Отсюда их самоназвание. Изображение натянутого лука или арбалета является также гербом Вятки. Массивная арбалетная стрела по-русски называется болт. Балта по-татарски топор. В булгарской хронике упомянут древний булгарский символ балтавар, - топор-лук, что очевидно, значит арбалет. Не отсюда ли булава, - символ выборной власти казацкой старшины? Там же говорится, что похожая тамга была пожалована провинции Нукрат-Вятка за меткий выстрел ее тархана Мер-Чуры.
    []
   Монета князя Владимира 1
   Учитывая происхождение части вятчан конца 12 века от берладников, а также тот факт, что берладников водил русский князь Иван Ростиславич, а по смерти князя, очевидно, его сыновья, появление на Вятке герба схожего с трезубцем Рюриковичей получает своё обьяснение. В протяжении веков древний символ видоизменялся, его прошлый смысл забылся. Поэтому он имел различные трактовки и начертания, что вызывает споры до наших дней. Таким образом, князья на Вятка появились еще в домонгольский период. Принимая во внимание демократичные дружинные отношения князя-изгоя со своими соратниками, княжение это было номинальным.
   Евгений Харин
   народный историк,
   Слободской город, март 2015
  
  
    []
  
  
   ПРИЛОЖЕНИЕ (сообщения СМИ)
  
  
   Сколько лет Слободскому? Почти тысяча?
  
   Весьма занимательной получилась историческая конференция, прошедшая в начале весны, в преддверии празднования 510-летия г. Слободского. (В 1505 году Иваном III была подписана грамота о пожаловании наместнику А. Племянникову в кормление 'Слободского городка на Вятке'. Этот год и принято считать официальной датой основания города).
   А вот по мнению ведущих краеведов, датой основания Слободского нужно считать... 1181 год. События ранней истории г. Слободского уже многие десятилетия не дают покоя ученым, историкам и краеведам. При этом главным остается вопрос о непосредственной дате его образования... Так, проводивший в течение ряда лет раскопки на территории Слободского ученый, археолог, профессор Удмуртского госуниверситета Л.Макаров установил, что в истории укреплений Слободского кремля насчитывалось 8 периодов. Исследования и находки показывают, что изначально поселения здесь не существовало, а сразу же строились укрепления, был даже выкопан оградительный оборонительный ров, как это полагалось при строительстве древнерусских крепостей. А найденные при археологических работах обломки архаичной посуды датируются XI - XIII веками...
   Краевед С. Пленкин основание Слободы (будущего города Слободска) связывает со временем правления вел. князя Андрея Боголюбского, который главной целью ставил захват торговых путей и опорных пунктов в междуречье Чепцы, Верхней Вятки и Камы. И даже называет конкретную официальную дату основания г. Слободска (нынешнего Слободского) - 24 июля 1181 года, День памяти святых мучеников Бориса и Глеба.
   Еще один исследователь, историк Е. Харин, отождествляет со Слободским древний вятский город Кошкаров ('кош' - военный лагерь, стан, собрание), который также упоминается в документах под 1181 годом...
   Где же она, отправная точка летоисчисления г. Слободского, сколько на самом деле столетий этому провинциальному городу на Вятке-реке? Узнаем ли мы когда-то сию занимательную историческую разгадку - как знать, как знать...
   "Вятский край"
  
    []
  
  
   'Пусть история нас рассудит' Автор Надежда Мокерова 08.04.2015 газета "Слободские Куранты"
  
   Такими словами завершил свое приветствие участников конференции, посвященной истории г.Слободского, генеральный директор ОАО 'Слободской машиностроительный завод' В.Н. Забарный. Впервые в преддверии 510-летнего юбилея города историческая конференция прошла при поддержке горадминистрации на площадке промышленного предприятия - одного из старейших заводов России, который готовится отметить свое 300-летие.
   В работе конференции приняли участие свыше 50-ти человек: музейные и педагогические работники, представители учреждений культуры и духовенства нашего города. Вел конференцию глава города Е.А. Рычков. Со своими версиями на темы ранней истории Вятки и города Слободского выступили слободские и кирово-чепецкие краеведы, а также кировчане А.Л. Рашковский и С.В. Ухов. Священнослужители Сергий Пентин и Евгений Смирнов рассказали об истории слободских монастырей. В этой публикации предлагаем вниманию читателей 'СК' выдержки из некоторых выступлений - в основном, касающихся нашего города.
   Конференцию открыл доктор исторических наук, профессор Удмуртского государственного университета Л.Д. Макаров:
   'Вопрос о ранней истории г.Слободского многие годы не дает покоя историкам и краеведам. Главным остается вопрос о дате его образования. 20 лет назад ответ на него попытался дать кировский ученый В.В. Низов. Он тщательно проанализировал источники и указал на значительный разброс дат под пером разных авторов - от первой половины XIV века до середины XVI века. Также В.В. Низов, изучив устные предания о деятельности епископа Стефана Пермского на Вятке, выдвинул предположение о закладке им в 1396 году часовни в основанной устюжанами незадолго до этого Верхней Слободе, вошедшей в состав Пермской епархии. Понятно, что предания историческим источником назвать сложно, но есть основания некоторым из них доверять. Об этом говорит и мой опыт археолога. В 1984 году под моим руководством на территории Слободского кремля (городища) Камско-Вятская экспедиция провела рекогносцировочные раскопки, в 1987-м я вновь побывал в Слободском. А в 1993-м сотрудники Кировского объединенного музея вели охранные наблюдения за земляными работами при прокладке траншеи на ул.Володарского. В итоге мне удалось установить, что в истории укреплений Слободского кремля насчитывается 8 периодов. Самый ранний слой говорит о том, что изначально здесь поселения не было, сразу же стали строиться укрепления, был выкопан ров, как и полагалось при строительстве древнерусских крепостей. Найденные обломки архаичной полулепной посуды датируются XI-XIII веками. Город надо исследовать дальше, он хранит много тайн. Вал, где стоял Слободской кремль, надо музифицировать. Обращаюсь к руководству города с просьбой поберечь этот объект, так как он важен и для определения более точной даты основания города, и для туризма'.
  
   Краевед С.А. Пленкин, г.Слободской:
   'Основание Слободы было положено вел. кн. Владимирским Андреем Боголюбским. С первых дней своего правления его главной целью был захват торговых путей и опорных пунктов Камских Булгар в междуречье Чепцы, Верхней Вятки и Камы, а также рек, впадающих в нее. Операция началась в начале лета 1174 года. Разными водными путями были отправлены два отряда -один, состоявший из новгородцев, второй - владимиро-суздальский. Весной первый отряд новгородцев взял крепость булгар, которая находилась на вершине Чуршина городища, и соединившись с владимиро-суздальским отрядом, основали, как писал Владимирский-Буданов: '...крепость-поселение на правом берегу р.Вятки, на высокой горе, близь впадения в нее р.Хлыновицы (нынешняя р.Б. Холуница), очень богатой железом', и построили в ней церковь '...во имя победоносца Георгия'. В настоящее время это деревня Родионовы. Новгородцы, совместно с частью владимирцев, отошли ниже Чуршина городища по реке 12 верст и основали г.Микулицын, речка, протекающая рядом была названа Рубежица, земли вниз от которой по р.Вятке в XIV-XV вв. принадлежали нижегородско-суздальским князьям. Этот городок защитил будущие 'селитьбы' от нападения снизу по р.Вятке.
   Выше Родионовского городища по реке была основана Слобода, будущий город Слободск, располагавшийся на мысу и имевший для защиты от нападения более выгодные, по сравнению с Родионовским городищем, особенности рельефа. Город был местом торговли и обмена товаров на меха с местными инородцами, а также главной крепостью, служившей впоследствии убежищем для жителей окружающих сел и деревень. Также ниже устья р.Летки, в трех верстах был основан городок, будущий Шестаков, ставший на страже от нападения с верховьев Вятки и Летки. Таким образом, была заложена основа Вятской провинции, со своей выборной администрацией, но под управлением великого князя, его представителей. Дата взятия крепости булгар могла быть и не отмечена в летописях, а 24 июля 1181 года, день Бориса и Глеба, - наверняка, и А.И. Вештомов, автор 'Истории вятчан...', не зря к ней подводит, т.к. это, судя по всему, дата прибытия великокняжеского представителя и духовенства на Вятскую землю, освящение церквей и официальное признание новообразованной области, владения великих князей Владимирских, а впоследствии Тверских - от верховьев р.Вятки до Микулицкого городка, под общим названием 'Вятка'. Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что официальная дата основания г. Слободска (а это название города никто не отменял) - 24 июля 1181 года!'
  
   Краевед-исследователь С.П. Серкин, г.Слободской:
   'В качестве отправной точки своего исследования я использовал топонимику окрестностей Подчуршинского городища. Это городище имеет полное право претендовать на первоначальный центр Вятской земли. Так, в середине IX в. на берегах р.Вятки на какой-то кратковременный период останавливались племена угров, шедшие из-за Урала в центральную Европу. После угров пришли булгары, под протекторатом которых Вятская земля находилась до конца XIV в. Затем власть на Вятке оказалась в руках тюркских князей-кыпчаков до конца XV в.
   К сожалению, за бортом официальной истории оказался большой пласт информации, касающейся тюркского этноса и его доминирующей роли в древней истории Вятского края. К примеру, исследователи до сих пор не обратили должного внимания на строки памятников письменности Вятского края XVII-XVIII вв. 'Вятский времянник' и 'Летописец старых лет' о взятии Вятки в 1489 г., в которых фигурируют плененные Вятские татарские князья. В условиях того времени, при близком нахождении Казанского царства, они являлись первыми лицами на Вятке. На вторых ролях, в подчинении у русских воевод на Вятке, они в то время быть не могли. Только после вхождения Вятской земли в состав Московского государства татарские князья стали находиться в подчинении у русских воевод. Факт пленения Вятских татарских князей свидетельствует, что на Вятке до присоединения ее к московским землям существовало опричное княжество Нукрат (Нократ, Нограт).
   В настоящее время в обществе уже назрел момент востребования научно-аргументированной историографии древнего периода Вятского края. Необходимо кратко сказать об информации, касающейся времени возникновения булгарского города Нукрат, на месте которого ныне располагается г.Слободской. Сообщение об этом имеется в булгарской летописи 'Джагфар тарихы' ('История Джагфара'). 'Сведения о городах, мензелях и дорогах Болгарской державы' Мусы ибн Халиля в ней сообщают, что на месте мензеля, то есть дорожной станции с постоялым двором, называвшегося Ботук, в 866 году был основан город Колын, который булгары называли Нукрат, а русские позднее назвали Хлынов.
   Считаю, что под баликом Нукрат понимается именно Чуршинское городище, так как булгарская летопись сообщает, что новый город Колын или Нукрат был заложен возле балика Нукрат, то есть недалеко, то можно понять, что ближайшим местом древнего городского поселения было как раз то место, где ныне находится г.Слободской. Старинные карты также свидетельствуют, что центральный город Вятской земли г.Вятка находился в начале XVI в. на месте г.Слободского. Именно к нему шла из Сибири дорога и недалеко от него находился тюркский город Карино. Подтвердить достоверность 865-летия со времени возникновения первого булгарского населенного пункта на месте г.Слободского можно лишь комплексными исследованиями центральной части г.Слободского и Подчуршинского городища Первомайского микрорайона'.
  
   Народный историк Е.А. Харин, г.Слободской:
   'История Вятки начинается 3 тысячи лет назад - археологи меня поддержат. И при этом резкой смены проживающего населения здесь никогда не было. Приходили, конечно, и новые люди, но и прежнее население сохранялось - они уживались, смешивались, формировалась особая вятская народность, которая, думаю, существует до сих пор. Археология I тысячелетия н.э. свидетельствует о развитом производстве металлов на берегах Вятки и Камы. Отсюда далеко на запад и восток распространялись бронзовые украшения и амулеты Пермского звериного стиля и серебряные гривны Глазовского типа Чепецкой археологической культуры, а также Неволинские пояса. На Вятке и верхней Каме были найдены самые ранние в Восточной Европе клады арабского и Сасанидского серебра, монеты и художественные вещи V-VIII веков.
   Важным событием в истории нашей земли стало появление в конце XII века на Волге выше Казани выходцев с Галицкого княжества - берладников - военизированного сообщества во главе с князем-изгоем. Покинуть родину их заставило поражение в борьбе за власть с Киевскими князьями и преследование за приверженность старославянскому язычеству. Часть их в 1181 году ушла вверх по Каме и далее на Вятку. Другая часть бежала от карательного рейда булгар вверх по Ветлуге также на Вятку. Эти события искаженно отражены в Сказании о вятчанах.
   В XV веке Вятская волость временами попадала в зависимость от Казанского царства, но в 1459 и 1478 годах возвращалась под власть Московского князя. Микулицкая (Слободская) волость и соседняя с ней Арская земля (Карино и бассейн Чепцы) оставались непокоренными. Именно сюда в 1489 году был предпринят известный поход огромного московского войска, в результате которого была ликвидирована независимость слобожан и арян. Остатки вольностей сохранялись здесь до середины XVI века, времени окончательной победы над Казанью.
   Древний вятский город Кошкаров ('кош' - военный лагерь, стан, собрание) мною отождествлен со Слободским городом. Слободой, помимо прочего, в XV-XVI веках звали территорию с группой поселений, освобожденных от налогов и повинностей. На Вятке это была Микулицкая волость, верхний по реке город которой получил в московских документах имя Слободской городок верхний. Старое казачье название постепенно было забыто. Но и сегодня в Слободском встречается фамилия Кошкарев, а также топонимы типа Кошкари. Сказанное дает некоторые основания начать историю города Слободского от упомянутого в документах под 1181 годом Кошкарова'.
  
   Краевед Т.Р. Редькина, г.Кирово-Чепецк:
   'Работая над уточнением даты основания Слободского машиностроительного завода, я проанализировала общеизвестные в истории поиска меди и литейного производства в России факты. Некоторые из них косвенно подтверждают, что в Слободском работало казенное предприятие, которое отливало пушки и было стратегически важным для страны. Пушки отливались из меди, которую привозили с рудников Кунгурского уезда. Вполне возможно, что в окрестностях Слободского были и свои самородные серебро и медь, и даже новгородское серебро может иметь слободское происхождение.
   В опубликованной переписке наместника Вятской губернии Шереметьева есть фраза: 'Особенно прошу вас почаще на мой слободской двор ездить'. Дворами в то время называли пушкарские дворы, где лили военное вооружение и колокола. И в 1609 г. в Слободском такой двор уже был. Факты подтверждают, что уже в 1540 г. в Слободском работало казенное предприятие по производству артиллерийского оружия, корни которого уходят в 1490-е годы. Об этом говорит герб г.Слободского, на котором изображены не верши, а пушки. А также вятская печать 1491 г., на которой Иван III утвердил лук и стрелы, означавшие артиллерию. Вполне реально, что этой печатью Иван III подтвердил, что он открыл предприятие на Вятке. В постпетровскую эпоху, с открытием новых месторождений и строительством новых заводов, о нашем провинциальным предприятии благополучно забыли. Оно перешло в статус частного и стало заниматься только отливкой колоколов. Считаю, что нужно настойчиво работать над возвращением исторического прошлого завода и города в целом. Историю города должны изучать даже не историки, а местные краеведы, которые живут на этой земле'.
  
   Подводя итоги конференции, глава города Е.А. Рычков подчеркнул: 'Получилось интересное мероприятие, где докладчики высказали свои точки зрения на историю Вятской земли и города Слободского. По материалам конференции будет издан сборник, который станет хорошим подарком к юбилею города. Хотя, если отправной точкой летоисчисления г.Слободского взять даты, прозвучавшие в докладах, то мы имеем возможность отметить уже 1150-летие Слободского. Благодарю всех за любовь к малой родине, вятскому краю, России'.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"