Аннотация: О событиях 6 августа 1978 года в Слободском.
В главе "Русский бунт" из моей повести "Звуки Времени" я старался описать только то, что видел своими глазами и слышал своими ушами. Специального расследования я не проводил, да, и непросто это было тогда, по свежим следам. Всех замешанных (прежде всего медработников) наверняка запугали и взяли подписку о неразглашении. Слухи про "кровавое воскресенье" в городе ходили, но у большинства населения существовало однобокое представление о случившемся - драка с узбеками. О массовых беспорядках на окраине города знал мало кто.
Для полноты картины добавлю некоторые факты из публикации Алексея Рублева "Тайны провинциального города" в Слободской газете Скат-Инфо за 7 августа 2002 года. Статья большая, разбита на главки, из которых я приведу отрывки. (Мои замечания отмечены звездочкой *)
1. Столкновение ментальностей
... Летом 78 года на строительство завода железобетонных изделий приехал стройотряд "Фергана" Самаркандского университета. Поселили их в конторе завода вместе с вятским отрядом "Корчагинец 78". Из воспоминаний А.Рязанова, бывшего комсомольца:
- Это были студенты 3-4 курса... Платили нам не густо, а они приехали - бешеные бабки, в 3-4 раза больше! Но работали довольно с прохладцей. Узбеки были на денежных работах, но качество их работ было низкое. Такая вот, дискриминация... В их отряде было трое подростков, которые по линии милиции были направлены на исправление. В горкоме комсомола я прямо задал вопрос представителю ЦК компартии Узбекистана: Почему они ходят и у них на поясе нож висит, буквально, кинжал!? Одна женщина, Трегубова, отвечает: Нельзя, мы должны помнить ленинскую политику, это их национальная гордость... В форме студента стройотряда и с кинжалом - нонсенс!
В.Крюковских, бывший 1 секретарь горкома комсомола:
... - нормальные ребята, но во время отдыха (* в городе) их поведение было несколько вызывающим, громко разговаривали, энергично жестикулировали. Неподобающе вели себя по отношению к женщинам, ведь у них женщины находятся на уровне животных. Естественно, подобные вещи сильно нервировали нашу молодежь. Я им говорил: Ребята, не зарывайтесь, в Вятке свои порядки, свои нравы! До 6 августа были мелкие стычки, но до такого массового хулиганства дело не доходило.
2. Избиение узбеков возле стадиона "Труд"
Вспоминает участник событий Сергей С.:
- Мы как раз приехали со сборов по боксу, вышли из стадиона, видим, бегут девки, кричат, что к ним "черные" пристают. Ну, мы и решили за них заступиться. Узбеков было 13 человек во главе с Турдыевым, доцентом их. Ну, мы вшестером малость "размазали" их по асфальту, один сбежал...
Взбешенный Турдыев с избитыми соратниками вернулся в общежитие и ... стал инициатором беспорядков. По его команде поднялся весь Самаркандский стройотряд (70-80 человек)... Для поднятия боевого духа выпили (* по другим данным, накурились травки). В это время милиция уже везла в КПЗ всех шестерых боксеров.
3. Поход против "неверных"
Близился вечер, когда на улицу Советскую строем вышел узбекский отряд с кинжалами и кольями в руках. Избивались все попадавшиеся под горячую руку прохожие... Около фанерного комбината слобожанин Р. получил тяжелое ножевое ранение... Около ДК неистовые южане разбили стекла милицейской "копейки". В городском парке была вдребезги разбита аппаратура, досталось немного и музыкантам, молодежь еще только начинала собираться. Некоторые горячие головы дошли до стадиона и дальше... (* В поисках обидчиков они рассеялись, не зная, что боксеры не имели отношения к жителям окрестных домов. Здесь им подвернулся вышедший погулять городской веселун "Лёнчик Де-Вито" - ему сломали руку. По слухам, группа узбеков достигла нашего Бродвея, и возле ресторана "Север" завязалась драка. Подоспевшие менты пальнули в воздух, и узбеки повернули назад.)... После этого наступательный порыв южан ослаб... Начала собираться воинственно настроенная молодежь. Самаркандцы отступили к общаге, где и забаррикадировались.
4. Осада "общаги"
Вспоминает Евгений Х.
(* Далее идет интервью со мной. Подробнее эти события описаны мною в повести "Звуки Времени". Здесь лишь кратко изложу суть.) - Когда я пришел вечером в горсад, перед входом уже собиралась толпа молодежи, обсуждали происшедшее. Кто-то предложил идти на общагу и отомстить. Построились в колонну по 5 человек в ряд и двинулись вниз по Советской. У ДК путь преградили менты, но вскоре народ стал напирать и просачиваться через их редкую цепь, несмотря на пущенный газ (дым шел вверх и никто не обратил на него внимания). Колонна распалась, парни ломанулись вперед, менты погнали следом. На подступах к бетонному нам преградил путь железнодорожный состав, возможно, он стоял преднамеренно. Толпа собиралась возле него, сюда же прибыли пожарные и милицейские машины.
Кто-то додумался пролезть под вагоном и парни устремились следом. К общаге я прибежал одним из первых, четырехэтажное здание освещало заходящее солнце. Пока мы толклись у входа (комендант предупредил, что узбеки вооружены ножами), подоспела милиция и оттеснила нас. Подъехали еще какие-то машины, среди них две пожарные. Постепенно собиралась и молодежь. Вскоре камнями выбили все стекла, узбеки с верхнего этажа тоже чем-то кидали. Начальник РОВД Розуван в рупор уговаривал не устраивать беспорядки, но его закидали камнями. Самые отчаяные (человек 200) раза три ходили приступом на цепь милиции вдоль фасада здания, но пока не стемнело открыто драться не решались, ограничивались выкриками и ругательствами.
Темнота наступила после 10 часов вечера. Парни приблизились вплотную к цепи милиции, раскачали и повалили набок машину, из нее вылезли "спецназовцы" в касках, попытались задержать наглецов, началась потасовка. Прогремели выстрелы в воздух, менты набросали газовых шашек. Дым шел на толпу, стали отходить метров на 100.
Когда пустили газ и попытались хватать парней, я решил покинуть опасное место. Незадолго до того у меня был привод к уполномоченному КГБ. Он застал нас с другом на Советской, шли с радиоприемником, из которого Голос Америки вещал про советских инакомыслящих. В своем кабинете он больше часа выяснял наши умонастроения, взял на заметку. Если бы я попался ему на глаза среди задержанных, то мог быть соблазн зачислить меня в "зачинщики". Дело в том что я имел приметный "не советский" вид: темные волосы и бородка.
Теперь я стал зрителем: над пустырем перед общагой висел смог, в свете фар активную часть бунтарей обливали брандспойтами... Через некоторое время по предложению знакомого мне Юры (кстати, комсорга цеха), мы покинули место событий и вышли на Советскую. Здесь навстречу нам попалась колонна автомашин, - из Кирова шла подмога. Как потом узнал, оставшихся окружили солдаты ВВ, парней обыскивали и отправляли в милицию.
Примерно через год я разговорился на танцах с одним чернявым пареньком, оказавшимся узбеком (возможно, он принял меня за своего, что случалось со мной в армии). "Я тут у вас жил год назад, не в городе, а в районе. Вдруг нас в 4 утра будят, всех на автобус сажают и увозят. Потом только узнали, что из-за этих беспорядков". (* Видимо, увезли его не далеко, во всяком случае, этот парень снова оказался в Слободском. Смешаные семьи узбеков жили у нас в районе с 1960-х годов. Я в 80-90-х встречал их детей, полуузбечек. В одну из них был влюблен мой друг Дима, но она уехала в Ташкент.)
Вспоминает Крюковских В., бывший 1 секретарь горкома комсомол:
- Вечером меня вызвали. Поначалу была только опергруппа 10 милиционеров (* тот самый спецназ в машине), потом другие силы подъехали. У конторы ЖБИ начала собираться большая группа ребят. Мы пошли с сослуживцем на переговоры с узбеками. У напарника была ракетница и он говорит: "Если узбеки на нас бросятся - пульну для острастки!" Поднялись на 4 этаж, там они сидят все взбудораженные. Просил их не идти на поводу у эмоций. Слава богу, слободские не пошли на штурм! Иначе трудно представить, что бы произошло. Ведь еще один узбекский отряд (человек 100) жил в Светлицах на другом конце города. Минут через 40 вижу: по дороге из Стулово идет вереница мигалок. У меня сразу на душе полегчало. (* С верхнего этажа он в темноте позднего вечера заметил приближающуюся колонну из Кирова. Не говорит, что в это время внизу перед входом происходили массовые потасовки с милицией, в ход пошел газ и пожарные брандспойты.)
Вместе с кировской милицией приехали автобусы, в них погрузили всех южан и отправили в Киров. В 6 утра поезд увозил их от греха подальше. Четырех узбеков вскоре сняли с поезда и этапировали в кировскую тюрьму. (* Сразу взять их побоялись, арестовали незаметно в пути. Для этого вагон с "нашими" узбеками отделили от остальных и где-то устроили предварительное следствие, наверняка с пристрастием. Отобрали четырех наиболее замешанных.)
На следующий день из сообщения BBC весь мир узнал о разгоревшейся в СССР гражданской войне, которая началась с массовых беспорядков в Слободском. (* Я слышал тогда короткое сообщение об этом в новостях какой-то западной радиостанции. После работы, вооружившись выточенным ножом, я прошелся через центр, всё было спокойно, только на Советской патрулировали кировские милицейские машины. Молодежь, задержанную у общаги, человек сто, три дня продержали в битком набитых камерах милиции и отпустили. Об этом рассказал мне покойный Коля Сивков, спортсмен-конькобежец, дравшийся с боксерами на равных, и получивший отслоение сетчатки. Кстати, он участвовал в перевороте милицейской машины. Моему приятелю Грехову, как и мне, удалось избежать задержания.)
5. "Расовая дискриминация"
Вспоминает бывший начальник Слободского отделения КГБ Н. Веселков:
- Областное руководство потребовало объяснений, прибыли руководители органов милиции, КГБ, областной власти. Почему произошли такие события? Ведь для разгона толпы впервые в Слободском применялась "черемуха".
Из Википедии:
Хлорацетофено́н (CN) C6H5COCH2Cl - боевое отравляющее вещество из группы лакриматоров - слезоточивых веществ (ОВ раздражающего действия). Применялся в качестве полицейского средства для разгона демонстрантов, захвата преступников и пр. В настоящее время из-за высокой токсичности постепенно вытесняется более безопасными ирритантами - CS, CR, OC, PAVA. Традиционные названия газ 'Черёмуха' (* "Черемуху" применили в 1989 году для разгона митинга в центе Тбилиси, тогда погибли 21 человек, часть от газа.)
- Слухи о том, что узбеки были "обкуренные" - слухи. В то время о наркотиках вообще разговора не было. А то, что они были в нетрезвом состоянии, - это было признано. (* В СССР о наркомании говорить было не принято, лишь с началом Перестройки стали известны масштабы этого явления, особенно на юге.) Позднее в ходе следствия обнаружилось, что отдельные южане хранили в общежитии ножи, у одного был даже обрез. В целом, оценка была следующая: групповое хулиганство. Массовыми беспорядками это признано не было. (* Начальство всегда пытается приуменьшить масштаб происшествий. Никого не убили же! Кроме того, местные чины, вероятно, понимали и отчасти разделяли вспыхнувшее недовольство горожан.) Было принято решение не принимать студентов, в частности, с юга. Проводилась профилактическая работа, людей предупреждали, в частности, органы ГБ. У нас была предусмотрена ст. 192-3 УК за политически вредные проявления, за заведомо ложные измышления в отношении партии, правительства. (* Чтобы пресечь разговоры о случившемся, запугивали свидетелей и участников, одновременно вербовали сексотов из числа замешанных в беспорядках.)
По словам Сергея С. суд длился долго, шел спор, где судить самаркандцев. Узбекские власти требовали судить своих у себя. Слушание дела провели в Слободском. Сначала судили боксеров, а узбеки были как потерпевшие. Потом судили их. 6 апреля 79 года суд вынес окончательный вердикт: виновными были признаны и те и другие. Шестеро боксеров получили от 2,5 до 4 лет. Среди узбеков максимальный срок получил парень, пырнувший ножом слобожанина - 8 лет. Командиру отряда дали 4 года. Еще двое узбеков получили примерно такие же сроки. Интересна статья приговора: "расовая дискриминация".
 
Веселков и Крюковских получили строгие выговоры. (* которые никак не отразились на их дальнейшей карьере.)
Конец цитат.
С потерпевшим Р. я в последствии был знаком. Он работал в торговом флоте, "ходил в загранку", откуда привозил импортные вещи и "длинные рубли" (часть зарплаты им выдавали сертификатами, - специальными деньгами для партийной номенклатуры, их отоваривали в спец. магазинах). Домой он приехал в отпуск. "Хотел съездить в центр в кабак. Стою на остановке у фанерного. Вдруг вижу, по улице сверху прёт толпа, народ от них разбегается. Двое подскочили ко мне, и один, мелкий такой, ткнул ножом в живот, точно в печень попал. Я согнулся, зажал рукой кровь, и как-то доковылял до проходной. Там вызвали скорую. Три месяца провалялся в больнице, приезжал потом на суд".
Недалеко от меня жил Саня Н. - крепкий парень, сын фронтовика с пятью орденами. Про него говорили, что отсидел 4 года за драку с узбеками. Вероятно, он был среди боксеров у стадиона.
Штат милиции в городе удвоили до 500 сотрудников. Мой приятель Грехов услышал однажды в автобусе разговор двух ментов. Местный поучал новенького: "Не смотри, что город тихий, в 78-ом здесь были массовые беспорядки".
Основные события происходили вдоль ул. Советской (стадион, горсад, ДК), далее возле жел. дор. ветки и на территории Бетонного завода (синие кружки).
***
Отвечу на вопросы заданные мне на сайте "Родная Вятка" коллегой SV Vyatka:
1) примерное количество участников событий на момент организации "колонн", примкнувших к ним жителей до кульминации;
* Всего там было около тысячи молодых людей возраста от 16 до 26 лет, много девушек. Это были пришедшие на танцы в городском саду. Когда я пришел, собравшийся у входа народ (сначала человек 100) обсуждал рассказ возбужденного музыканта из ансамбля. Он говорил, что узбеки напали на них, раскидали аппаратуру и порезали кого-то. От этих зажигательных речей молодежь и пошла громить общагу. Из парней бывших там только часть участвовали в стычках с милицией. Основная масса в 700-800 человек были зрителями.
2) чем на самом деле закончилась драка, якобы спровоцировавшая на выступление к общежитию (точное количество с обеих сторон, Вы пишите, что "говорили" о наличии десятков раненых, а что об этом стало известно впоследствии, ведь кто-то из знакомых был свидетелем, работал в районной больнице, знал пострадавших лично);
* боксеры побили 12 узбеков, думаю, в худшем случае, сломаная челюсть, сотрясение мозга, ушибы и переломы костей. О числе раненых слобожан судить трудно, медперсонал явно запугали. Я позже по работе посещал мед. учреждения, был знаком с некоторыми сотрудниками, но разговоры на эту тему не поддерживал никто. По косвенным признакам, полагаю, от узбеков пострадали примерно два-три десятка побитых и порезаных, из них только один тяжело.
3) средний возраст, социальный состав и уровень образования участников выступлений (надо полагать, учащаяся молодёжь из местных СУЗов, необремененные семьями рабочие);
* Неженатая городская молодежь, в основном рабочие после армии, была и доармейская молодежь, совсем мелких подростков там не видел. В августе домой на каникулы приезжали иногородние студенты, но их было немного. Главная причина активности молодых в том, что родившиеся в 1950-х, были поколением послевоенного бэйби-бума. Нас было много.
4) социальный портрет боксёров, "вожаков"-зачинщиков выступления, их прошлое (уровень образования, служба в СА, наличие судимостей, психических отклонений);
* Боксеры участвовавшие в избиении узбеков были юниоры 16-18 лет. Слободская секция бокса в ту пору славилась далеко, команда ездила на соревнованич по всему Союзу. Вожаков беспорядков не было, всё происходило спонтанно.
5) чем мог быть спровоцирован конфликт: был ли ранее негативный опыт общения с выходцами из Средней Азии и Кавказа на танцплощадках города, недошедший до прямого конфликта, м.б. имела место неизвестная широкому кругу "великая" трагедия в личной жизни кого-либо из боксёров, др.;
* Было постепенно назреваемое недовольство присутствием в городе наглых чужаков. Лично я видел прогуливающихся по городу узбеков пару раз. Они ходили толпой примерно в три-четыре десятка человек, все в серой стройотрядовской форме, говорили громко на своем языке. Заходили в горсад, но на танцплощадку не пошли, стояли возле. Видимо, во время таких вылазок случались мелкие стычки со взаимными оскорблениями. Нечто подобное происходило в 90-х, когда у нас поселились торговые азербайджанцы. К счастью, они сами навели порядок, перестали привозить свою молодежь для торговли, нанимали местных. Впрочем, им приказали это делать.
6) без лицемерия: кому из героев фильма "17 мгновений весны" сочуствовали в 1978 г. Вы и боксёры? - слишком притягательно сыграли зло советские актёры;
* Я в ту пору уже был антисоветски настроенным человеком, как и многие мои друзья. Данный фильм и его герои не вызывали наших симпатий ни с какой стороны. Про Штирлица, Чапаева, Брежнева и Ленина ходила масса анекдотов. О каком-то почитании этих персонажей уже не могло быть и речи. Фашистов не любили, личная память фронтовиков-отцов еще была сильна. Игры в фашистов появились в 80-х у следующего поколения молодежи.
"к нам присылали только вьетнамок и монголок. Одна из них даже умудрилась забеременеть".
Подобные фразы выдают в Вас скрытого шовениста.
* Указанные девушки имели специфическую азиатскую внешность, особенно контрастную на фоне Слободских красавиц)) Кстати, одна вьетнамка была убита, обстоятельств не знаю.
7) употребление узбеками "соломки" и её распространение среди слободской молодёжи имели место?
* Конопля в Средней Азии в ту пору употреблялась широко. Вятские от этого зелья убережены до сих пор, у нас пили и пьют вино и водку. Но в тот день пьяных я не встречал.
8) участие, наоборот, активное сопротивление действиям зачинщиков со стороны другой сознательной части молодёжи - комсомольцев, спортсменов, активистов, членов КПСС;
* Комсомольцы-активисты в толпе могли быть в роли засланых сексотов. Открыто среди молодежи они не проявляли себя, их бы тут же укоротили. После армии многие уклонялись от постановки на комсомольский учет чтобы не платить лишние взносы и не ходить на собрания.
9) наличие рядом девушек на момент обсуждения оранизации колонн как провоцирующий фактор;
* Сначала колонна строилась смешенная, как в первомай, но вскоре она рассыпалась, парни пошли вперед, а девки и кто не слишком смелый, в хвосте. В первых рядах вблизи общаги женщин не было.
10) непосредственное соучастие женского пола в выступлениях и попытках погрома общежития или в качестве "группы поддержки" в сторонке;
* Женщины никак не участвовали в стычках с милицией, только как зрители на расстоянии не менее 50 метров. Хотя газ дошел и до них.
11) на Ваш взгляд, роль алкоголя, употреблённого накануне "бунтовщиками";
* Выпивших не видел. Пьяные на танцы, конечно приходили, но в начале вечера при достаточном освещении их еще было мало.
12) какие цели кроме стихийного самосуда преследовали Вы и Ваши молодые, неуравновешенные гормонально земляки, суть - советские граждане;
* Это было стихийное копившееся всё лето возмущение. Цель была одна - выразить свое недовольство "интернациональной" политикой властей. Так как власти препятствовали войти внутрь здания для самосуда, то, как стемнело, парни стали задирать стоявших на пути милиционеров и спецназовцев из оперотряда.
13) произошло ли на этом фоне кратковременное объединение противоборствующих районов (Демьянка, Трофимовка и проч.);
* Группировки по районам города были невелики, по десятку драчунов. В массе молодежи в тот вечер они никак не проявлялись, хотя наверняка эти заводилы были в первых рядах нападавших на милицию. Как потом узнал, там был Серёга Вальтер, бывший боксер и лидер центровой уличной банды. Я там был один, хотя по рассказам некоторые из нашей компании тоже были. Там все были частью одной Толпы, или если угодно, Вече, земляки-слобожане, а шире - вятские и русские.
14) в чём поколебали Ваше право на труд, отдых и личную самореализацию узбеки;
* Лично мне было неприятно и нетерпимо видеть гуляющих толпами и сверкающих зубами и ножами чужаков.
15) если Вы, городские жители были на тот момент настолько сознательны (засилье КПСС, разложение элиты, социальные проблемы в жизни рядовых граждан, отсутствие преспектив для молодёжи, трудмобилизация нацменьшинств в корыстных целях как вызов обществу), кто мешал воспользоваться ситуацией, почему построенные лично Вами колонны были направлены к общежитию, а не к зданию горисполкома; что мешало Вам выдвинуть социальные и политические требования;
* На тот момент недовольство властями еще только зрело среди молодежи нашего поколения, большиство только входили в жизнь, оставались еще под действием школьной и армейской пропаганды. Хотя глаза уже начали открываться, многие слушали зарубежное радио. Понимание приходило постепенно в ходе получения закрытой от советских людей информации. Идти к пустому зданию горкома партии никому не пришло в голову (не говоря уж о каком-то горисполкоме). Люди хотели немедленного самосуда. Требования выдвигали на месте в непрерывных спонтанных переговорах с начальством, стоявшим перед общагой. Люди требовали наказать узбеков и выселить всех их немедленно из города.
16) если ничего не мешало, то в чём собственно суть "бунта";
17) почему русский?
* Название "Русский бунт"... Напрашивается ассоциация про "бессмысленный и беспощадный". Но после моих комментарий, думаю, стало понятно, Смысл был. Русские люди (россияне) сказали своё Нет насильному смешению народов. Каждый народ должен жить у себя на Родине. Ездить друг другу в гости, торговать и сотрудничать, родниться через смешенные браки. Те же узбеки и азербайджанцы в небольшом числе прижились в нашем районе и городе, не вызвав никакого недовольства, так как вписались в нашу реальность, приняли существующие нормы поведения. (Иногда даже слишком приняли. Шучу.)
18) Периодически пролистываю районные газеты в библиотеке. В 1960-1970-е гг. через номер-два разделы криминальной хроники как оперсводки с фронтов войны: пьянки, драки молодёжи, кражи, угоны транспорта. В Оричевском районе по ряду рабочих посёлков за эти годы полный аншлаг в народных судах. Были в городах-районах области и массовые драки после футбольных,хоккейных встреч, "гоны" солдатиков расположенных рядом воинских частей, групп молдован, цыган, сограждан других союзных республик...
* О происшедшем в Слободском ни одна газета до 2002 года не написала. Сомнительно, что и ныне в сорокалетие событий кто-то напишет. Такое умолчание о многом говорит... (П.С. В августе Слободская газета СКАТ воспроизвела данный материал.)
19) Только не стоит частные проявления "окультуривания" урбанизировавшейся деревенской молодёжи в СССР сравнивать с массовым протестом, искать межнациональную подоснову. Приписывать чрезмерную значимость, ничем не обусловленную с т. з. истории.
* В моем поколении практически все одноклассники были из городских семей. Переселение в город из деревень началось в 60-х, и в концем70-х выходцы из села моего возраста уже были, но не много. Их, кстати, брали в милицию для противостояния с горожанами. Городские же парни в милицию не шли, это считалось позором, а отслужившие во Внутренних Войсках (как, например, я) скрывали этот факт своей биографии. Протест молодежи носил политический характер. Он был направлен против национальной политики партии. Именно партийные органы принимали в ту пору все решения, в том числе, и вопросы о переселинии и привлечении рабочей силы с национальных окраин Советской Империи.
20) Не в курсе, а не пришивали ли на погоны новые звёзды упомянутые товарищи, а ныне господа А. Розуван и капитан Веселков? Спустя 40 лет складывается впечатление, что именно они с активом КПСС сделали всё правильно, стали конечными выгодоприобретателями Ваших юношеских игр в зарницу. Где Вы с узбеками и где теперь они? Остается только снять шляпу и выдержать театральную паузу.
* Не выгодно им всё это было, не доработали товарищи, не приняли во время нужных мер. Правда, потом вели себя правильно, не допустили большей беды. Так что их счет по нулям! Мы и узбеки остаемся жить на своей земле. А всякие проходимцы во власти летают с одного теплого места на другое, и сдохнут где-нибудь под пальмой, а их внуки станут папуасами:))
21) В изложенных Вами событиях примечательны два обстоятельства:
- оперативные мероприятия правоохранителей по хронологии от драки до разгона, применение ими спецсредств, пожарных машин, контингента ВВ;
- ст. 74 УК РСФСР в приговорах.
Для провокации слишком нереалистично, шумно. Да, и зачем? Чтобы снять кого-либо из исполкомовских, райкомовских? Воспользоваться развитием ситуации, подняться наверх по карьерной? Получить премию? ... Что можете вспомнить о кадровых перестановках в кабинетах.
* Вы правы, происшедшее никто не планировал, правоохрана впервые столкнулась с подобным в Слободском. Но методы были отработаны начальством, занесены в служебные инструкции, некоторые могли иметь опыт в разгоне беспорядков среди заключенных. Тут была навязанная сверху политика привлечения рабочих рук из других регионов. Местным чинам милиции это было лишней головной болью.
22) Не было поводов для подобных массовых драк ранее? Самих драк? Были ли объективные предпосылки стихийного желания расправы по отношению к "чужакам" именно 6 августа? Насколько близки друг-другу, организованны и вменяемы были Ваши единомышленники? Материалы судебных заседаний, показания обвиняемых, свидетелей, агентурные сведения ещё лет так 45 будут засекречены, пролежат на ведомственной полке, отправятся в мурыгинские печи. Ваша субъективная правда как очевидца и участника ценна, но с десяток таких "правд" ещё ценнее.
По мне: в уголовных преступлениях, напрочь лишенных политики, проще найти женщину и бутылку.
* Я уже осветил многие названные моменты, добавил воспоминаний участников. На моей памяти ничего подобного не было. Возможно, 6 августа так сошлись звёзды, надо поискать гороскоп на тот день)) Но если серьезно, иначе и не могло быть. Тут все факторы слились: зревшее недольство, боксеры на стадионе, а затем толпа молодежи возле горсада. На узбеков могла действовать наркота, воскресенье же, погода хорошая, по улицам гуляют девки в мини-юбках, а рядом кусты вдоль берега. Но более значимо столкновение культур: европейско-русской и среднеазиатской. В Советские времена различия эти отчасти были нивелированы школьным образованием, воспитанием интернационализма и приглушения религиозного сознания. Но даже советских русских, думаю, многие воспринимали в Узбекистане как пришлых носителей иной культуры, даже как колонизаторов и завоевателей. Поэтому студенты от туда ощущали себя в России (основном регионе СССР) соответственно. Конечно, если бы они здесь пожили дольше, то привыкли бы наверно. Но их завезли на пару летних месяцев, работали и жили изолированно, в город выходили опасливой толпой.
Примерный хронометраж событий:
17.00 - 18.00 - стычка у стадиона,
19.00 - 20.00 - поход на неверных,
20.30 - 21.00 - молодежь пошла от горсада в сторону бетонного,
21.15 - 21.30 - толпа на пустыре,
21.30 - появились первые парни у входа в общежитие,
22.00 - 22.30 - попытки штурма и обстрел здания камнями,
22.30 - 23.30 - наступила темнота, начались столкновения с милицией,
23.30 - подошла колонна из Кирова, солдаты окружили толпу молодежи и здание с узбеками двумя отдельными цепями,
24.00 - Началалась эвакуация, обыски и задержания.
Так я тогда выглядел. Чем не узбек!? :))
Послесловие
Распад Советской империи и Советской общности народов начался с межнациональных столкновений. Окраины захотели жить отдельно от Москвы и русских. Мой рассказ - попытка показать реалии советской жизни 40 лет назад. Ныне многие идеализируют те времена. Жить было непросто: нехватка самого необходимого, промывание мозгов и тотальный контроль со стороны органов и партийцев, интернационализм на словах и стравливание людей на деле.
Национализм на окраинах империи был издавна, родину узбеков Российская армия брала огнем и мечом лет 200 назад, следом туда селились русские спецы и рабочие, наводились чужие для местных порядки. Советская власть там устанавливали лет 20, боролись с басмачами партизанами. Так что на русских советских часто смотрели как на оккупантов, вот откуда национализм. Старшие поколения притерпелись, беднейшие слои за счет советской власти получили какие-то улучшения жизни, Война как общее горе и общий труд для Победы сплотили людей разных национальностей. Но другое дело горячая послевоенная молодежь. Поэтому в конце 70х, когда она подросла, началось распадение советского суперэтноса.
В начале 80-х прогремело не надолго увлечение молодежным "фашизмом" как ответ на засилье коммунистов. Этим увлеклись жители нашего областного центра, устроили нашумевший тогда марш на Октябрьском проспекте в кожанках. В Слободском такого не было, но к носителям редких тогда кожаных плащей и курток, перешитых из отцовского старья, стали придираться. Еще припоминаю слух о предполагаемом приезде в Слободской националистов из Казани, там видимо, были молодежные татарские группировки.
Национализм подогревали и использовали местные элиты в республиках ссср. Им хотелось быть независимыми от контроля Москвы и воровать без опаски.
Рабочих рук на стройках в городах и колхозах не хватало, летом использовали студентов. Из полуголодной РФ молодежь перебиралась в более сытные окраины империи, Калинград, Прибалтику, южные области. Заманивали на Целину и в Сибирь.
Власть исходя из своих имперских амбиций перераспледеляла блага в угодную для себя сторону. Национальные окраины получали пожирнее, а у терпил-россиян отнимали до минимума. Взамен русским советским подсовывали конфетку в виде большего политического доверия, а нацменам соответственно не доверяли, особенно после войны - чеченцам, западенцам, а потом и евреям.
Разделение по снабжению и обеспечению товарами и продуктами было повсеместно: лучше обеспечивали крупные города, Прибалтику, Украину, отдаленные нефтеносные местности на севере, закрытые военные городки и поселения. Через систему спецраспределителей и горкомовских буфетов начальство раздавало для своих самое лучшее и дефицитное. Неравномерное снабжение товарами и продуктами можно обьяснить и подталкиванием к переселению русских, как более благонадежных, на окраины, в ту же Прибалтику, где их и теперь местами до 40%.
В колхозах в 70-80х творился бардак больше, чем в городе. Платили мизерную плату, работники не чувствовали себя хозяевами, ими распоряжались красные помещики. Поэтому они уклонялись от работы, кто мог - бежали в город. Что-то растили на своих наделах, а колхозные поля пусть горожане возделывают! Крупные предприятия брали шефство над такими колхозами и там работали месяцами их рабочие. Плюс, помощь ремонтом техники. Некоторые предприятия заводили собственные сельхозы для обеспечения продуктами своих рабочих столовок.
В средней Азии рождаемость росла, возникал переизбыток рабочих рук. Поэтому коммунистическое руководство Союза шло на сознательную политику переселения людей в пустеющее Нечерноземье, как тогда звали центральные области России. Эксперимент начали еще в 1960-х у нас в районе. Когда колхозники получили паспорта и стали всеми правдами и неправдами разбегаться, в колхозы завезли семьи из Узбекистана. Часть прижилась, работали хорошо, не пили первое время, переженились с местными.
В 70-х этот опыт попытались распространить на город. Для начала завезли партию студентов. Всего в городе и районе было около трехсот человек. Возможно, узбеки работали и в других районах области. Во всяком случае, наличие представителя ЦК компартии Узбекистана говорит о серьезных планах. Местные партийно-комсомольские босы явно пресмыкались перед узбеками. Думаю, им было дано указание сверху обеспечить полное довольствие прибывшим. Платили втрое больше, закрывали глаза на случаи хулиганства, разрешили носить холодное оружие! Последнее обстоятельство ясно свидетельствует о том, что узбеки ехали в Россию с опаской и намеревались силой наводить здесь свои порядки. Но тут вышла промашка. Сельские и городские люди всегда заметно отличаются. Городские узбеки и городские слобожане оказались более нетерпимы друг к другу, чем селяне. Город в лице своей молодежи взбунтовался против большевицкой "интернациональной" политики. Слишком разные оказались люди. У молодых национальная нетерпимость более выражена. Эксперимент с заселением России выходцами из Средней Азии провалился в самом начале. Слободской город с его традициями вольности встал на пути этому безрассудству!