Харин Евгений Анатольевич: другие произведения.

Заметки на исторические темы

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Древний Лальск, Предыстория нацгвардии, Мечети в Кремле, Вятский след, Столетие Октября, Троица и Семик, "иудейские артефакты".

   ДРЕВНИЙ городок ЛАЛЬСК
  
   Лальск согласно тексту Устюжской летописи, был основан в 1570 (по другим данным в 1549) году новгородцами, бежавшими в северные лесные края от гнева Ивана Грозного. "А когда грозный царь Иван Васильевич казнил новгородцев и своих изменников, будучи сам своею особою в Новеграде, тогда нецыи от граждан совещавшиеся, усоветовали тайно избежати Новеграда и вселитиеся в пусте месте, де же Бог наставит, и тем освободитися от царского гнева и тако оставивше жительство свое Великий Новеград странствовали по лесам, пустыням и непроходимым местам до толе, до нележе достигли Богом наставляемы реки Лалы, в пустом месте течение свое продолжающей от Устюга на Сибирь в разстоянии 80 верст, и ту поселитися. Пребывающе же на том месте начали размножаться и нарекошася по имени реки Лалы лалечана".
  
  
  В начале XVII в., а может быть, и раньше на берегу Лалы в упомянутом месте, как сказано в сольвычегодских приправочных книгах, "бывал городок Ботище", - судя по описанию, обычное средневековое городище мысового типа. Примерно в это время рядом с Ботищем возникло поселение, именовавшееся Лальский Никольский погост, насчитывавшее 64 двора и 3 деревянные церкви.
  Первоначально, примерно до середины XVII в., городок с названием Ботище располагался на пойме реки Лалы, внутри подковообразного старичного озера Безымянного. На территории крепости "в осыпи", за земляным валом, находился Михаило-Архангельский монастырь.
  В первой четверти XVII в. в километре выше по течению на высокой надпойменной террасе реки Лалы был выстроен Никольский погост. Он стал не только духовным центром, но и крепостью, в которой в специальном амбаре сохранились необходимые для обороны оружие и порох.
  
    []
  
  Дозор Василия Самарина (1620 г.) оставил нам первое подробное описание Лальска.
  "В Лальской же волости на реке на Лале на осыпи бывал городок Ботище ниже Николскаго погосту на берегу, а в осыпи церковь Михаила Архангела вверх шатровой ставят ново мирские люди Лальскою волостью, а дворов в осыпи нет, а поставлен острог около Николскаго Лальскаго погосту по реке по Лале по берегу вверх от осыпи, а из острогу трои ворота проезжие да 8 башен глухих, а в остроге государев казенный погреб, а на нем амбар кругом у амбару тын стоячий вострой на иглах, а в нем за замком и за печатью у острожных приказщиков у Овдейки Паламошнова с товарищи государева казна: 12 пищалей затинных, а к ним 1000 ядер железных, да 20 рушниц да обломок рушницы да в 3-х бочках 11 пуд зелья пищального да в станках и усечках и в пульках 7 пуд свинцу, да 30 стрел, да 10 прапоров зенденных розными цветы да 300 лыжей... http://infolt.ru/?p=980
  
  Интересно, что в древней топонимике Лальска упоминается "Вотское место".
  "Место Воцкое (5), согласно примечанию И.С.Пономарева, расположено на берегу Лузы примерно в двух километрах к югу от Лальска".
  В старой песне топонимические названия в соответствии с логикой идут от центра в южном направлении:
  "Прости, рынок и базар (1) и со белым кабаком (2),
  И со белым кабаком, и с Петрухой горбуном.
  Прощай, улица Больша (3), мостовая хороша,
  Прощай, улица Никольска (4), не бывать нам на Воцком (5)..."
  http://geo.1september.ru/2006/18/3...
  
  Поэтому с такой трактовкой местоположения "Воцкого" согласиться нельзя, слишком далеко от упомянутой улицы Никольской (4). Зато к ней близко указанное на схеме городище Ботище. Кроме того, существует вятская фамилия Батищев. Поэтому название "Ботище" можно связать с булгарским "батыш" - вятич, а также с булгарским Ботук - река Вятка. Ботище - это и есть Вотское (Вятское) место, заброшенное городище. В Чердыни на верхней Каме есть древнейшее "Вятское городище" 9-14в., в верхнем слое раскопки дали русские находки.
  В данной этимологии слова "вотское" и "вотяк" синонимичны словам "вятское" и "вятич". Нынешнее их разграничение национального плана по линии удмурты-русские относительно недавнее.
  
  Итак, до построения города Лальска рядом с ним существовал укрепленный городок Ботище. Располагался он в речной петле р. Лалы, отрезанной от основного берега продолговатым озером, почти каналом. Вероятно, его обитателями были ушкуйники-вятчане, об этом косвенно говорит название первого храма, в честь Архангела Михаила. Лала - приток Лузы, по которой через волок можно попасть в Вятку. Сообщение о поселении в 1570г. на Лале беглых новгородцев сомнительно. Новгородских фамилий в последующих описях нет. Если легенда о поселении новгородцев имеет основания, то произойти подобное могло, скорее, на сотню лет ранее, при первом погроме Новгорода в 1470-х годах. Но на мой взгляд, легенда эта была нявязана по аналогии с Повестью о стране Вятской. Население первых вятских городков составляли не мифические беглые новгородцы, а ушкуйники. Фамилия Батищев есть в Тульском списке казаков. Это дает нам еще одно важное подтверждение гипотезы о вятском происхождении значительной части первых казаков верхнего Дона.
  
    []
  Церковный комплекс на месте Никольского Лальского острога.
   Думаю, что после того как Ботище было покинуто вятчанами, на его месте сохранился только церковный причет, давший основание монастырю. А Никольский острог был построен в 1570г. для утверждения в регионе новой московской власти, так как в 16в. в округе было неспокойно, "баловались разбойники", - разбежавшиеся после Вятского взятия 1489г. вольные вятчане, они же козаки-ушкуйники.
  
  
   2. МЕЧЕТИ в КРЕМЛЕ
  
    []
  
   Это изображение Московского кремля считалось ранее фантастическим, но возжожно, что иностранный гравер 16в. имел перед собой более ранний рисунок кремля, до его перестройки в конце 15-го в. И тогда перед нами первый каменный кремль 1367г., - город времен Мамая и Дмитрия. Выделяется прежде всего, многоэтажный царский Терем, что значит 'недоступный, запретный', родственные слова: гарем, храм, тюрьма. Только на одном здании видим крест, купол у него остроконечный как у западноевропейских церквей. Остальные подобные, вероятно, также культовые сооружения, имеют округлые купола, характерные более для мечетей. Возле центрального есть даже башня, похожая на минарет (колокольня Ивана великого?). Примечательно, что большинство храмов имеют вход с южной стороны, что характерно для мечетей, у церквей вход делают обязательно с западной. Часть изображенных храмов имеют те и другие входы. Жилые кварталы напоминают воинские казармы. Кремль - это убежище правителя и его ближайшего окружения, лучшего войска - Двора. Видимо, в Кремле в 14-15в. были мечети, но когда делали картинку в 16в., со старого оригинала убрали неактуальные уже полумесяцы.
  
    []
   А вот миниатюра их Лицевого летописного свода 16в. Осада Едигеем Москвы в 1408г. Горят посады вокруг Кремля. Картинка взята из сборника 'За землю Русскую! Памятники литературы Древней Руси' 1981г. Москва, изд. 'Советская Россия', стр. 408, тир. 30 000. Попала в печать явно по недосмотру. На четырех остроконечных шпилях хорошо видны полумесяцы!
    []
   Еще одна подобная картинка есть в сети, Освящение собора Покрова на Рву в 1557г., Кремль на фоне, одна мечеть-минарет еще оставалась.
   На других аналогичных миниатюрах встречающихся в свободном доступе полумесяцы заменяют кружками или вообще срезают верх изображения. Подобное явление наблюдалось и в окрестностях Москвы.
  
   http://archeologia.narod.ru/tula.htm Тульские артефакты
   'Возникновение Тулы можно связать с захватом этих земель в начале 13в. золотоордынскими ханами и построения здесь их опорного пункта. Впрочем, сам факт, что эти земли их заинтересовали, намекает на существование какого-то пункта и ранее, так что свидетельство летописи о начале Тулы в 12 в. можно предположительно считать достоверным. Золотоордынский период был временем становления развитых ремесел, и задача будущих раскопок - попытаться отыскать в Туле следы сооружений, где проживало мусульманское население. Темные века в истории Тулы фиксируются примерно с 1382 до 1503, когда город, как мы считаем, стал центром полугосударственного образования. Приход в Тулу москвичей мы трактуем как акт захвата, и полагаем, что московской администрации было оказано сопротивление, на подавление которого понадобились годы. Строительство каменного кремля мы считаем как мерой против южных вторжений, так и не в последнюю очередь попыткой изолировать московский гарнизон от нелояльного в целом населения. Богатые ремесленные традиции, заложенные еще в ордынский период, позволили Туле превратиться в центр оружейного и металлургического дела при русских царях. До 18 в Тула не прекращает связи с южными регионами страны, в частности, с турецким ареалом в районе Азова, с Крымом'.
   'Скажу об одном странном явлении: в южных русских городах шпили и купола храмов, причем поздних, так напоминают мечети, что иной раз со зрителем случается смещение культурных ориентиров - кажется, что ты в Стамбуле где-нибудь. Таков храм на центральной площади Калуги'.
    []
   Тула. Верх колокольни Петропавловского храма:
  
   В книге 'Потерянная Русь' Вадим Макаренко приводит много любопытных данных, одно из них вот это:
   слово мечеть по-английски mosque, герм.- moschee, франц.- mosquеe, латышский- mošeja, пол.- meczet, испан.- La mezquita, чеш. Mešita, дат.- Moske, голланд.- Moskee, филиппин.- Mosque, фин.- Moskeija, ром.- Moschea, яп.- Мосуку (читается как Моску).
   Место моления мусульман - МЕЧЕТЬ, написанное на английском языке - mosque, узнаваемо повторяет в английском прочтении слово МОСКВА - Moscow. В арабском написании слово МЕЧЕТЬ - масджид, также, в конечном варианте, превращается в слово - масгид - маскит - москит - московит.
   http://rus.1september.ru/1997/no34.htm - о топониме 'москва' - первоначальная форма Москов, еще ранее, возможно, Моска. Поэтому происхождение от гидронима с окончанием -ва невозможно: реку назвали по городу на ней.
   Протесты в Н. Йорке против строительства мечети, надписи на плакатах:
    []
  
   Объяснение сказанному может быть такое. Хан Узбек в 1320-х г. обесерменился и усиленно внедрял в своем улусе мусульманскую веру. А так как Тула и Москва были форпостами ордынцев на русских землях, то появление здесь мечетей понятно. Возможно и более раннее появление мусульман в районе Москвы. Первоначально город назывался Кучков, здесь еще в 12в. сидели бояре Кучковичи булгарского происхождения, получившие землю от Суздальского князя. Они и построили первую мечеть, давшую название городу. Как это уживалось с православными традициями - не ясно. Было то и другое, а может и симбиоз религий. Не случайно в России с конца 13-го до середины 16в. на храмах существовал особый крест, частично сохранившийся поныне.
    []
  
  
   3. ВЯТСКИЙ СЛЕД?
  
   По официальной версии 'род Путиных начался с бобыля Якима Никитина. В первой половине XVII века вотчиной тверского села Тургиново владел боярин Иван Никитич Романов, родной дядя царя Михаила Федоровича. Именно в тургиновском приходе, куда входила деревня Бородино, в 1627 году упоминается первый представитель Путиных, бобыль Яким Никитин (то есть сын Никиты, Никитович). История его появления в вотчине Романовых в настоящее время неизвестна, но, без сомнения, связана с экономическим возрождением вотчины после Смутного времени'. http://www.compromat.ru/page_12041.htm
   'В начале XVII века Тверь, как и другие российские города, была разорена. В дозорной книге Тверского уезда 1615 года в отношении почти всех поселений отмечено, что они 'запустели и позжены от литовского разоренья и от казаков, а крестьяне побиты, а иные разбрелись безвестно'. В селе Тургинове к тому времени было только пять дворов, а деревня Бородино не упоминалась'.
   'Предки Владимира Владимировича были крепостными крестьянами Тверской губернии и принадлежали сначала роду князей Романовых, а затем князьям Апраксиным. Поскольку все они были крепостными, фамилий у предков Путина не было: фамилии у крестьян появились только после отмены крепостного права в 1861 году. Фамилии крестьянам давались, только если те занимались так называемыми отхожими промыслами. В этом случае полиция была вынуждена выдавать крестьянам паспорта. В случае с Владимиром Владимировичем у всех без исключения родственников премьер-министра в официальной родословной не указана фамилия'. http://www.babyblog.ru/user/reasurca/5201
   Исследователи русских фамилий и многочисленные словари, посвященные этой тематике, среди десятков тысяч фамилий также ни разу не упоминают фамилию Путин. Отсутствие Путиных в Интернете говорит лишь об одном - фамилия возникла недавно. Во всяком случае, не раньше середины XIX века, когда предок ВВП переехал в С. Петербург и выучился на повора. Однако остается законный вопрос: на основании каких соображений он выбрал именно эту фамилию? Замечу, что сокрытие фамилий предков Путина, кроме всего прочего, может означать, что первоначально (в 19 века) она звучала несколько иначе. В этой связи обратимся к истории родовой деревни Путиных, владельцем которой в начале 17 века был Иван Никитич Романов. Прежде всего, выясняется, что в старых описях она названа не Бородино, а Бордино: 'в деревне Бордине 6 дворов крестьянских'. (Обращает на себя внимание и совпадение отчеств - Никитович - у владельца усадьбы и первого известного по описи предка Путина, но мы не станем искать тут каких-то связей.)
   О владельце деревни Бордино известно следующее. В 1601 г. по ложному обвинению в колдовстве с целью причинения вреда царю Борису Годунову все сыновья Романовы были сосланы на разные окраины Московского государства. В тяжелых условиях заточения и ссылки братья Александр, Василий и Михаил умерли. Иван Никитич Романов (1560-е - 18 июля 1640) после опалы и ссылки в 1601 году был возведен в 1605 году своим мнимым родственником Лжедмитрием в сан боярина. При его активном участии в 1613 году был избран первый царь из рода Романовых Михаил Федорович.
   Рассмотрим подробнее период сибирской ссылки двух братьев Романовых. Для нас самое интересное здесь в том, что Сибирский тракт в ту пору проходил через Вятку. Для безопасности Ивана и Василия конвоировали отдельно на расстоянии не менее одного дневного перехода. По дороге к месту ссылки Василий разболелся и отстал, сопровождающий его конвоир отправил в Москву из Вятского городка Яранска письмо, на которое получил ответ.
   'Прожив шесть недель в Яранске, в начале сентября 1601 года сотник И.Некрасов с опальным В.Н.Романовым выехал к новому месту ссылки. По правдоподобному предположению А.Столбова, Василия Никитича уже больного везли через Котельнич, Орлов, Хлынов, Слободской, Шестаков, Кайгород и далее к Соликамску. Иван Никитич 30-го июня был доставлен в Пелым под наблюдением стрелецкого головы Смирнова-Маматова, который повез его из Москвы уже в оковах не вследствие царского указа, а из опасения, чтобы он не бежал с дороги. 20-го ноября 1601 г. в Пелым был привезен его брат Василий Никитич, совершенно больной, вследствие изнурительного пути от Яренска до Пелыма. Три месяца прожили братья в одной избе, прикованные к стенам. К их счастью, с Иваном Никитичем поехал в ссылку его человек Сенька Иванов, по прозванию "Натирка"; он ухаживал сначала за Иваном Никитичем, который, судя по донесению Маматова, "болен старою болезнию, рукою не владеет, на ногу маленько приступает", а затем и за Василием Никитичем. На содержание Ивана Никитича было выдано Маматову 90 руб. и велено приготовлять мясные и рыбные кушанья и печь белый хлеб. После смерти Василия Никитича (15-го февраля 1602 г.) участь Ивана Никитича была облегчена. В марте Маматов получил предписание ехать с ним в Уфу; в конце мая Ивану Никитичу и его племяннику князю Ивану Борисовичу Черкасскому дозволено было быть "на службе в Нижнем Новгороде, а осенью им обоим велено было ехать к Москве'.
  http://old.yaransk.com/history.shtml
   Итак, Романовы проходили через Вятский Слободской уезд. Судя по размеру выданного им 'жалованья', они вполне могли нанять для себя слуг помимо упомянутого Натирки, собственного домашнего лекаря. Наверняка были и другие слуги. Нельзя исключить, что они были набраны из вятчан. Кто-то из них впоследствии мог быть поселен в Тверском владении Ивана Никитича. Дело в том, что название деревни 'Бордино' похоже на фамилию 'Путин', которая, как было сказано выше, явно недавнего искусственного происхождения. На Вятке возле Слободского в месте компактного проживания удмуртов известно поселения Будино. Вообще, фамилия Будины очень распространена среди северных удмуртов. Она происходит от имени одного из удмуртских родов (варшуд):
   БJДЬЯ < м. а. Бjдь-и [< удм. бjдьыны 'говорить, болтать, пустословить'] + суф. -a. Напр. Быда Баушев сын Пыжин (МП 1646:222), Будка Бодин сын Баушев (МП 1678: 322).
   Удмуртский звук J при записи передается разными русскими буквами: У, О, Ы - отсюда разночтения. Неудивительно, что обрусевший потомок Якима Будина получил славянизированную фамилию Путин. Надо бы посмотреть старые Тверские описи, вполне вероятно, что там можно встретить как раз данную форму названия деревни - Будино.
   Вот описание удмуртов из статьи 'Вотяки' в энциклопедии Брокгауза и Эфрона:
   'Волосы и глаза обыкновенно светлые (всего чаще рыжие волосы); нос небольшой; скулы выдающиеся, щеки впалые; цвет кожи желтовато-красный; лицо обыкновенно в веснушках; разрез глаз узкий; короткий лоб, несколько опрокинутый назад; рот большой; зубы крепкие и белые; подбородок острый; борода маленькая, редкая, большей частью рыжеватая'.
  http://gatchina3000.ru/big/023/23450_brockhaus-efron.htm
   Фамилия Путин встречается на Вятке, правда, редко. В местной прессе известен случай с одним молодым Путиным уехавшим в 90-х жить в США. Интересно, что фамилия матери В.В.Путина - Шеломова - имеет, скорее всего, Вятское происхождение. Это потомки знатного вятчанина Шелома, от которого сохранилась распорядительная грамота 16 века. Предки матери Путина происходят также из Тверской области.
  
   Деревня "Путиновская" возле Слободского была по описи 1710г. Рядом есть 'Вотцкая'. А за рекой в Каринской волости много вотинов Будиных. Есть Бутин. Фамилии Путин вроде нет. Но судя по названию деревни, в прошлом была. Село Путино есть в Пермском крае недалеко от границы с Удмуртией. Можно видеть, что фамилия Путин появляется в зоне контактов предкой удмуртов с русскими.
   Что касается человека вывезенного Романовыми с Вятки, то можно предположить, что это была женщина, девушка, родившая в последствие сына Якима. Для жительства им была определена деревня, получившая название по их роду. На русском он звучал как Будья или Бордья, отсюда появились деревня Бордино и будущая фамилия Путины.
   Основатель царского рода Никита Романов (отец патриарха Филарета и дед его сына Михаила, первого царя из рода Романовых) был отцом упомянутых выше ссыльных бояр Ивана и Василия. Так как он умер задолго до смутного времени в 1586г., то получение отчества Никитин-Никитович от него напрямую невероятно. Возможно, присвоение его было продиктовано желанием показать принадлежность молодого Якима к данному роду. Но такое предположение очень шатко. Более вероятно, что отец Якима был простым человеком.
  
  
   4. ПРЕДЫСТОРИЯ НАЦГВАРДИИ
  
   Разговоры о создании национальной гвардии начались еще в моменты уличного противостояния и попыток переворотов 91-го и 93 годов. В критический часы спецназовцы армии и милиции отсиживались в своих казармах пока их боссы выжидали и торговались с властью. Надежных и полностью преданных президенту войск не находилось, а вооружать активистов из населения власть всегда побаивалась. Нацгвардии существуют во многих странах, различно их устройство. Во Франции и царской России ее функции выполняла жандармерия - военизированная полиция. В США нацгварлейцы - добровольцы, лишь раз в год призываемые на сборы. В Украине вскоре после революции 2014 года нацгвардия была создана на базе Внутренних войск и националистического батальона Айдар, и вскоре участвовала в боях на востоке страны. И вот у нас примерно по такому же принципу создается своя национальная гвардия, очевидно, как главная защитница интересов действующей власти. Создается на основе Внутренних войск и спецназа МВД (омон и собр).
  
    []
  
   Внутренние войска берут свое начало от войск НКВД, занимавшихся охраной и конвоированием заключенных Гулага, а также ликвидацией бунтов и восстаний. В годы войны конвойников часто использовали в качестве заградотрядов для пресечения самовольных отступлений и бегства с позиций. После освобождения территории от немцев войска НКВД много лет боролись с бандеровцами и лесными братьями в Западной Украине и Прибалтике. В дальнейшем ВВ оставались в составе МВД СССР и выполняли те же функции. После переворота 1991 года с них сняли конвойную службу и охрану колоний, а использовали, в основном, в вооруженных конфликтах на Кавказе. Полки ВВ расквартированы по многим крупным городам, включая Киров. В 1978 году эти вэвэшники принимали участие в ликвидации массовых беспорядков в Слободском. В настоящее время Внутренние войска комплектуются призывниками и контрактниками. Отряды Омон в структуре МВД были созданы на излете Советской власти для борьбы с организованной преступностью. Омоновцы принимали участие в разгоне антисоветских митингов и демонстраций в Балтийских республиках, а также бунтов в исправительных колониях и тюрьмах.
   Чеченские батальоны Рамзана Кадырова формально входят во Внутренние войска, хотя на деле подчиняются лишь своему лидеру. Формировались они из бывших ичкерийских боевиков, перешедших на сторону Ахмада Кадырова, промосковского главы освобожденной Чечни. Учитывая их боеспособность, а также политический вес "верного пехотинца Путина", эти подразделения составят ударный кулак нацгвардии, и могут быть задействованы в самых критических ситуациях. Опыт использования чеченцев для борьбы с революционно настроенным население Российской империи известен. Отличились они и на Вятке и Слободской земле накануне 1917 года. Запугивание населения, убийства, ночные обыски и нападения на демонстрантов, расстрел восставших... Впрочем, эти и другие упреждающие меры безопасности не спасли царскую власть от полного краха.
   Нацгвардия может выполнять различные функции. Кроме противостояния московской уличной оппозиции и подавления волнений в провинциях, это также противовес возможным, но маловероятным в условиях нынешней России, военным и дворцовым переворотам. В любом раскладе, история её началась и будет развиваться на наших глазах...
  
  
   5. СТОЛЕТИЕ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ
  
   Юбилей серьезный, но как-то не поощряемый нынешней властью. Да, и не понятно, как его освещать и как интерпретировать. Лучше тихо пройти мимо. Авось 90-процентное большинство не заметит и прозевает. Но нам, людям с историческим мышлением промолчать нельзя. Расскажу как мое отношение к этому "всемирно-историческому" событию менялось в протяжении жизни...
   Сначала был "дедушка Ленин" с бравыми матросами на крейсере "Аврора". Они сделали что-то важное и необходимое для всех хороших людей. Жалко было, что не дожил Он до наших светлых дней. Вот бы показать ему наши успехи и достижения! Обрадовать старика полетами космонавтов, исполинскими плотинами ГЭС, радостными лицами людей. В старших классах школы появились сомнения, жизнь была не столь радужна, вечная нехватка средств в семье, нехватка продуктов и насущных вещей в магазинах, партийные погонялы на всех уровнях жизни, двуличность официальной пропаганды... Разоблачения преступлений Сталина и его приспешных в начале 60-х дали надежды на обновление, но отчасти подорвали авторитет власти. Но вера в светлое Коммунистическое будущее у молодежи еще оставалась, хотя взрослые уже не надеялись дожить до него. Не частые иностранные фильмы показывали жизнь у них. Несмотря на подбор и удаление некоторых эпизодов, кино показывало колоссальную разницу в жизни. В СССР лишь столица внешне дотягивала до этого уровня. И то лишь на взгляд вечно полуголодных провинциалов. Но попасть в Москву было непросто...
   Окончательно открыли мне глаза передачи зарубежного радио, по информативности сравнимые с нынешним интернетом. К началу 80-х среди советских людей распространился всеобщий скепсис и пофигизм. В идеалы социализма и коммунизма никто не верил, повсеместно, начиная от партократов до подростков, ходили политические анекдоты про Штирлица, Чапаева, Брежнева и Ленина. Последний, правда, фигурировал в положительном свете. "Вышел Ленин из мавзолея, походил, посмотрел, поговорил с людьми и решил: Ухожу в подполье, надо начинать всё с начала!" Перестройка перевернула отношение людей к Октябрю 17-го и его вождям на 180 градусов. Белые стали почти хорошими, красные - почти плохими. Ленин - враг России! Сталин - убийца и палач! Одновременно с этим царь Николай из Кровавого превратился в невинно убиенного мученика безбожного режима.
   Но скоро стали возникать вопросы...
   Дикий монополистический капитализм и "возрождение православия" обнажили ранее уже неведомые большинству бывших советских людей сущности. Стало понятно, народ поддержал двойную революцию 1917-го года как освобождение от давно прогнившего и мешающего нормально жить царизма-капитализма. Другое дело, что подстрекаемая Лениным с большевиками гражданская война смела все демократические свободы Февраля, вызвала массовый террор и разруху. С помощью попятного НЭПа удалось что-то наладить, отойти от грани голода. Но планы на Мировую революцию толкали захвативших власть коммунистов к созданию мощной армии, средства на которую можно было взять только загнав большинство населения в колхозы и ГУЛАГ. Красный Террор начавшийся в 1918 году и продолжавшийся до смерти Сталина был необходим для создания новой породы советский людей. Всех, кто не отвечал нужным власти признакам, - уничтожали. Поощряли (подкармливали) только послушных и политически лояльных. Одновременно шло выращивание породы погонял в лице убежденных партийцев и чекистов. Всё это наследие сохранилось до наших дней. Ныне мы имеем химерическую систему с царским Двухголовым Орлом, белогвардейским флагом, гимном с большевицкой музыкой и православным текстом, а, главное, по-советски послушным народом.
   В результате Россия оказалась в той же самой ситуации, что сотню лет назад!
  
    []
  
  
   6. ТРОИЦА, СЕМИК и День Победы
  
   Праздник Троицы по Библии связывают с тем, что около Хеврона Аврааму явилась Пресвятая Троица в виде трёх странников:
   "И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер... Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него" (Быт. 18, 1-2).
   Далее описана совместная трапеза и обещание новой встречи. 'В контексте поминального характера священной трапезы немаловажное значение приобретает то обстоятельство, что в Мамре располагалось патриархальное кладбище и пещера в Махпеле была последним пристанищем праотцев Авраама, Исаака, Иакова. Поэтому традиция совершения Евхаристии над святыми мощами имеет также свой ветхозаветный прообраз, а именно святую трапезу, на которой священнодействовала Святая Троица и рядом с которой захоронены патриархи.
   По сообщению церковного историка V века Сократа Схоластика, 'у так называемого мамврийского дуба, где, по свидетельству Священного Писания, Авраам принял в гости ангелов, поставлены жертвенники и приносятся языческие жертвы', что побудило императора Константина Великого направить укоризненное послание епископу Евсевию Кесарийскому с повелением 'жертвенник ниспровергнуть, а подле дуба создать церковь'. Эти данные подтверждает самое раннее из уцелевших до наших дней описаний паломничества, совершенного в 333 году жителем Бордо к месту, 'где жил Авраам, где он выкопал колодец под дубом и где было ему явление трех ангелов и он с ними ел и говорил. По велению Константина и там была построена прекрасная базилика'.
  
    []
  
   Современные археологические исследования позволили установить, что при Константине Великом Мамврийский Дуб локализовали к востоку от дороги в Хеврон и к северу от Махпелы в местности, получившей позднее арабское название Харам-Рамет-эль-Халиль (в переводе - священная возвышенность друга Божьего). При раскопках здесь был обнаружен древний колодец и фундамент жертвенника, на котором впоследствии воздвигли христианский алтарь. http://www.bogoslov.ru
  
   После всего сказанного можно видеть, что в основе этого празднования лежит языческая традиция поминовения усопших. Ангелы, явившиеся Аврааму - это души предков. Поэтому, когда мы сидим в Троицу за праздничный поминальным столом, души умерших незримо присутствуют с нами, радуясь встрече со своими близкими.
   В наших Вятских краях эта древняя традиция сохранялась в наиболее яркой форме.
   'В Слободском поминовение усопших совершается в Семик на площади около мужского м-ря, где служат 'вселенскую панихиду'. Здесь же в этот же день происходят ярмарки, на которых продают детские игрушки, свистки, куклы и статуэтки, при этом слышится неумолкаемый свист. Аналогичное происходит в этот день в Котельниче. Но здесь панихида совершается над ямой, в которой якобы захоронены воины павшие в битве с новгородцами. После этого крестьяне бросают друг в друга печеными яйцами, а дети - глиняными шарами, а также свистят в дудки и стрелляют из пищалей. Продаются различные свистульки, волынки и глиняные игрушки. В городе Вятке тот же праздник известен под именем 'свистуньи' или 'свистопляски', но совершается он несколько раньше Семика, в 4 неделю после Пасхи. По преданию праздник связывают с битвой, в которой пало много устюжских воинов, здесь устраивались кулачные бои'. - Д. К. Зеленин. К вопросу о русалках.
   'Вятская ярмарка имела и свою мифологическую историю. Предание связывало установление праздника с памятью о воинах, погибших в битве между вятчанами и устюжанами. В этой битве 'пало много устюжских воинов; будто бы устюжане пришли на помощь вятчанам, но вятские слепороды приняли их в темноте ночи за врагов и избили'. В других вариантах вятского предания семицкие поминовения проходят 'над костями убитых черемис', над 'убитыми некогда в битве с вотяками', над могилами вятских воинов, 'падших в сече с новгородскими выходцами'. Столь сильный разброс версий предания об исторической битве (от устюжан и новгородцев до представителей иных этносов) заставляет усомниться в историчности описываемых преданием событий. Сомнение еще более усиливается при сопоставлении его с удмуртским преданием о битве между вотяками и черемисами, правда, прикрепленным к Великому четвергу: 'У мултанских вотяков Малмыжского уезда отмечено еще следующее предание. В ночь на великий четверг у них некогда была битва с черемисами: в этой битве погибло много черемис. Души убитых приходят ежегодно в эту ночь к жилищам вотяков, с целью отомстить своим врагам...'
   "Другими словами, на вятской ярмарке продавалось только то, что могло быть использовано в качестве обрядового реквизита ярморочного спектакля, сценарий которого воспроизводил мифологический сюжет прихода предков в мир людей. Знаками-символами этого прихода и являлись продаваемые на ярмарке товары (дудки, свистульки, фигурки людей). Замкнутая на самое себя, вятская ярмарка не имела никакого экономического смысла и представляла собой классический пример архаического праздника, в котором торговля сохраняла свои исконные связи с ритуально-мифологической традицией обмена ценностями между человеком и божествами хтонической природы". http://aklimets.narod.ru
   Семи́к (Русалии) - славянский народный праздник весенне-летнего календарного периода, отмечается в четверг перед Троицей (седьмой четверг после Пасхи, откуда и название). Первоначально это был день поминовения 'заложных' - убитых, самоубийц, опойцев (умерших от пьянства), утопленников. Умерших нехорошей смертью в отличии от покойников (умерших спокойно, от болезни или старости) звали мертвяками, их опасались, складывали в отдельную яму на краю кладбища и закладывали (заложивали) бревнами. Но раз в году мертвяков торжественно и радостно захоранивали и поминали. В настоящее время этот праздник перенесен на субботу перед Троицей и относится ко всем умершим. В этот и следующий день вятские люди ходят толпами на кладбища, пьют и едят на специальных столиках у родных могил. Уходя, так прощаются с умершим: "Мы к тебе приходить будем, а ты к нам не ходи!"
   В Слободском на старом кладбище в прошлом накрывали "стол" прямо на могильной плите (ныне ее заменяет цветочница). Первые поминальные куски раскладывают на свежезакопанной могиле покрытой скатерью. В последствие при посещении на могилу кладут лишь мелкие кусочки поминальной трапезы в качестве угощения умершему (подобный обряд известен у русов начала 10 века). Для посетителей вкапывают небольшой столик и скамьи вокруг него. Столик - это нововведение, в прошлом ели прямо с могилы.
  
    []
  
   Новейшей реинкарнацией древнего праздника является зародившаяся на наших глазах традиция шествия с портретами погибших в День Победы 9 мая. (Замечу, что в Римской империи делали посмертный портрет умершего, который приносили на могилу в дни поминовений. Из таких портретов у первых христиан появились иконы, - изображения святых и апостолов церкви.) Поначалу этот праздник соотносился с победой в Великой Войне. Но огромное число жертв и постепенный уход из жизни ветеранов изменили его характер. Усилился поминальный компонент. Но и веселые победные нотки сохранились в виде песен, танцев и вечернего салюта. В Слободском после общего сбора на городской площади, оканчивающегося пуском в небо шаров, колонна идет на братские могилы умерших в госпиталях. Если первые годы эта процессия проходившая в мертвой тишине носила сугубо траурный поминальный характер, то ныне детские личики, разноцветные шарики и флажки придают данному действу отчасти даже карнавальный налет. Помимо погибших в войнах и умерших ветеранов, проносят изображение Генералиссимуса, а кое-где и последнего царя. А в одном городе в хвосте колонны шли собаководы! Еще немного и веселый Семик возродится! Длинноногие барабанщицы "аля-америка" в Слободском уже есть! Дело за свистульками.
   На мой взгляд, День Победы из государственного праздника неизбежно превращается в народный древне языческий. Да, и само Православие у нас народное, в него включены многие дохристианские традиции и обряды. Конечно, их стараются затушевать, видоизменить, а иногда и запретить, но это не умно. Дело в том, что христианство прошло несколько этапов развития, там всё было, и революционное учение, и борьба со старыми верованиями, но в народе нашем всё это претерпело изменения и свелось к тому, что есть и осталось, и слава Богу!
  
  
  
   Нижегородский слобожанин
  
   В "Слободских курантах" прочел статью о посетившем наш город, свою родину, само ученом историке Ю.С. Кудрявцеве. Вот как пишут о нем в газете.
  
   "Со школьной поры нас приучают верить летописям, а по мнению Кудрявцева, летописи во все времена были главным идеологическим оружием. Их исправляли, переделывали, сокращали, дополняли - и постепенно процент правды там мог сводиться к нулю. Еще он считает, что своим возвышением Москва обязана деньгам тамплиеров... По мнению Кудрявцева, исконно русские люди проживают лишь в трех западных областях: Смоленской, Брянской и Курской. Все остальные россияне - обрусевшие угро-финны, половцы и булгары. Подобные умозаключения он записывает убористым почерком в толстые папки. 'Отсебятины в них совершенно нет. Я стараюсь быть на уровне и беру утверждения из книжек... Историки сегодня делят себя на профессионалов и дилетантов. Первые - это люди, которые получают деньги за то, что их публикуют. Вторые платят за то, чтобы их публиковали. Я не отношу себя ни к тем, ни к другим, жаль что не могу донести до широкой аудитории'...
  
   - Какая кровь течет в коренных слобожанах? - спрашивает журналистка заезжего оракула.
  
   'Заселение севера Руси шло с двух направлений: с юга, - Кавказа, и с запада - Европы. Новгородцы доказали, что Новгород в основном заселяли с запада, а не из Киевской Руси. То же возможно, происходило на Вятке и в Слободском. Но я могу даже предоставить доказательства, что заселение вятской земли шло с Кавказа иудейским населением, и все мы потомки иудеев. И вообще, северная Русь говорила на еврейском языке...'.
  
   На этом месте мне сразу припомнился недавний рассказ моего старого друга Чижикова. Каждый год он приезжает на родину, а так как квартирка, в которой он когда-то жил расположена в самом центре города, то встречи с разными чудаками случаются у него частенько. Вот и в этот раз он пришел ко мне и рассказал о таком интересном человеке. Когда их ученый разговор зашел о некоторых 'иудейских артефактах' встречающихся у нас в городе, Чиж дополнил эту коллекцию парочкой полученной им от меня...
  
   Речь идет о "глазе Гора" и "звездах Давида" на некоторых могильных памятниках на старом кладбище, над черным входом особняка Анфилатова, в обрешетке круглого окна Никольского собора, а также на куске брусчатки местного производства хранящемся в нашем музее. Кудрявцев, получив от Чижикова ценные сведения, сделал из этого далеко идущие выводы... Трактовки появления этих символов могут быть разные. До появления еврейского государства звезда Давида была одним из символов христиан.
  
    []
    []
   Круглое окно на Никольском соборе. Интересно, сохранится ли его рисунок после проходящей ныне капитальной реставрации?
  
   2010-2018
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Т.Серганова "Танец с демоном. Зимний бал в академии"(Любовное фэнтези) О.Грон "Попала — не пропала, или Мой похититель из будущего"(Научная фантастика) Л.Вериор "Другая"(Любовное фэнтези) А.Григорьев "Биомусор"(Боевая фантастика) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) А.Платонов "Грассдольм. Стая"(ЛитРПГ) А.Белых "Двойной подарок и дракон в комплекте"(Любовное фэнтези) Ю.Резник "Семь"(Киберпанк) А.Емельянов "Мир Карика 12. Осколки"(ЛитРПГ) О.Гринберга "По Праву Крови"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"