Харин Евгений Анатольевич: другие произведения.

Раскопки казачьего кладбища в Чигирине

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Результаты раскопок казачьего кладбища 16-17 веков в Чигирине.

П. А. Горишний
    КАЗАЧЬЕ КЛАДБИЩЕ В ЧИГИРИНЕ (перевод с укр.)
    Археологический материал
    
    "В ходе охранных археологических исследований в Чигирине в 1989-1994 гг в нижнем городе
    были обнаружены и исследованы остатки казацкого кладбища XVI-XVII вв.
    Это кладбище было расположено возле древней церкви во имя Преображение Господня,
    остатки которой удалось проследить и исследовать при раскопках упомянутого кладбища. В течение
    трех полевых сезонов на кладбище было открыто и исследовано более 260 погребений.
    Сопровождающий археологический материал дает основания датировать эти захоронения концом ХV -
    серединой XVII в. Это довольно разнообразные керамические изделия, монеты, подковки сапог, свинцовые
    шары, детали ружей, ножи, топоры и другие бытовые вещи.
    Впервые были проведены антропологические исследования такого большого количества захоронений ХVI -
    ХVП века, что дает в распоряжение исторической науки новые возможности в изучении этнического состава
    населения и его происхождение.
    Почти все захоронения ориентированы на запад и юго-запад. Захоронение имели свой обряд, который
    до сих пор не встречался на других памятниках. Умерших клали лежа на спине, головой на
    запад или юго-запад, руки погребенных были на груди или животе, а в большинстве из них одна рука
    возложена на плечо, а другая - на груди или на животе. В отдельных погребениях руки покойников были
    скрещенные на груди. В некоторых захоронениях в гроб ставили горшки и другие изделия из
    керамики. Захоронения, в основном, совершены в деревянных гробах, выдолбленных колодах, а
    иногда покойников клали прямо в землю без гроба.
    Размеры погребальных ям зафиксированы следующие: 220х70х50 см, средние 170x50x45 см. Детские
    захоронения были в ямах размером 100x40x30 см, 95x40x35 см и меньше.
    Гробы для взрослых были сделаны размером 170x40x40 см, 160x40x25 см, для детей
    120x45x35 см и меньше. Гробы были сбиты четырьмя или шестью коваными гвоздями, а большинство из
    них соединялось без гвоздей - деревянными шпунтами. Кладбище имело отдельный участок в северной
    части, где была похоронена большое количество детей.
    Прослежено значительное количество человеческих скелетов со следами повреждений стрелой, ударов
    саблей, копьем или другим холодным оружием. На некоторых скелетах прослеживаются обломки от ядер,
    которые застряли в костях скелетов, что, вероятно, стало причиной смерти этих людей. На некоторых
    черепах имеются следы от пуль, одна свинцовая пуля обнаружена в челюсти покойного. В одном из
    захоронений обнаружены ступни ног взрослого человека, закопаны в небольшом ящике...
    
    При мужском погребении ? 222 был найден большой фрагмент пояса, длина которого 160
    см, ширина -17 см. Пояс выполнен из шерстяной пряжи 3-х - 4-х цветов, в результате длительного
    пребывания в земле он приобрел темно-коричневого цвета. Во время реставрации удалось
    определить первоначальный цвет пряжи. Нити имели четыре оттенки коричневого цвета от светло -
    коричневого до более темного. Прослежены также нитки черного и темно-синего цветов. Пояс
    декорирован продольными полосками.
    Сопровождающий материал состоял из кованых гвоздей от гробов, казацких трубок,
    подковок для сапог, крестиков, керамических изделий. Найдены бронзовые пуговицы, бусы, женский
    головной убор с парчовой ткани, фрагмент кружевном ткани с женской одежды, остатки
    мужского пояса из шерстяной пряжи. В нескольких захоронениях возле покойников были найдены польские
    серебряные и шведские монеты, которые четко датируют захоронения XVII в.
    На кладбище найдено большое количество керамических изделий. Это казацкие трубки, горшки, кружки,
    сковородки, миски, изделия из стекла и металла, остатки кожаных сапог и т.д.
    В 1993-1994 годах осуществлены раскопки могильника в нижнем городе, которые дали возможность
    исследовать значительный антропологический материал, составил на сегодня наиболее репрезентативную
    серию на территории Украины, датированная XVII в. Исследовано более 260 захоронений, к сожалению, многие
    скелетов было частично разрушено позднейшими строительными работами, что делало невозможным
    замеры по полной краниологическая программе, а иногда делало невозможным даже определение пола и
    возраста умерших. Поло-возрастные определения удалось сделать только в 139 случаях. В тех случаях,
    когда материал сохранился удовлетворительно, это не вызывало трудностей, поскольку половой деморфизм выраженный
    достаточно четко, при этом принимались во внимание морфологические особенности черепа, длинных костей и
    костей таза. Возраст определялся по степени зарастания черепных швов и стертости зубов.
    Значительное большинство скелетов принадлежит мужчинам - 61, женщинам - 41, а 37 скелетов-детские. По
    возрасту: большинство мужчин умерли в возрасте 35-55 лет (39 человек), в возрасте 25-35 лет - 18 человек, в
    возрасте 19-25 лет - 1 человек, в возрасте 55-65 лет - 3 человека. Средний возраст мужчин составлял 35,2
    лет, а женщин - 33 года. Большинство скелетов принадлежала мужчинам - 31,7%, женщин - 31,0%,
    детям - 28,6%. Остальные - 8,5% приходится на лиц, умерших в возрасте от 12 до 18 лет, пол которых
    по скелетам определить невозможно. Характерно, что на могильнике очень мало людей, которые
    умерли в преклонном возрасте. Патологических отклонений на костях черепов и на длинных костях
    практически не зафиксировано. Но более чем в 10 случаях на костях черепа прослеживаются следы
    травм, полученных как от огнестрельного оружия, так и от различных видов холодного оружия, что,
    очевидно, и стало причиной смерти этих людей, о чем свидетельствует отсутствие следов регенерационных
    процессов (заживление ран).
    Среди женщин наибольшее количество умерших приходится на 25-35 лет - 23 случая, затем идет
    35-55 лет - 15 случаев, и 3 случая в возрасте до 25 лет. Стоит отметить преобладание (достаточно
    значительное на этом участке) мужчин, а также очень малое количество умерших в преклонном возрасте.
    Мужское население отличается высоким ростом, крепким телосложением, достаточно массивным
    скелетом с хорошо развитыми мышцами (на костях сильно развитый рельеф), что свидетельствует о
    значительных физических нагрузках. Средний рост у мужчин составляет 173,7 см, это достаточно высокий
    рост для населения эпохи средневековья на Украине. Однако следует отметить, что на нескольких
    мужских скелетах зафиксирован более высокий рост людей, - от 185 до 189 см.
    Патологические отклонения на костях не зафиксированы, за исключением погребения ? 205, где есть
    свидетельства значительной деформацией костей рук и значительных костных наростов как на длинных
    костях, так и на позвоночнике. В ряде случаев на костях зафиксированы следы травм: у мужчины по захоронению
    ? 179 на правой теменной кости есть след отверстия - скорее всего от стрелы (?) Без следов
    зарастания; в захоронении ? 247 следы рубленых ударов в теменной кости взрослого человека, на
    черепе мужчины с квадрата 6 на левой теменной кости виден след, возможно, сабельного (?) удара со
    следами регенерации; в захоронении ? 205 фиксируется пролом грудной кости; в скелета с квадрата
    5, 6 грудиной кость имеет отверстие (скорее всего, тоже от стрелы) со следами зарастания, на одном из
    черепов (6 А/150) следы долгого пребывания в огне.
    После реставрации оказались пригодными к измерениям по полной краниологическая программе 20
    мужских и 13 женских черепов. Анализ главных краниологическая измерений дал нам такую картину.
    Мужская серия отмечается продольным диаметром средних размеров (178,38) и большим
    поперечным (145,33 мм) диаметром. В среднем выраженные мужские черепа брахикранные (81,36),
    но имеют довольно большой размах вариаций (73,54-87). Высотный диаметр попадает в разряд
    средних...
    
    Коэффициенты полового деморфизма в значительной мере не укладываются в стандартные. Женская
    серия отмечается несколько более узким и высоким лицом, высоким и широким носом, и
    узкими орбитами.
    Женская серия в целом более смешанная чем мужская. Она обнаруживает значительное сходство со сборной
    серией центральных районов Украины (XVII-XIX века). Что касается мужской серии Чигирина, то
    она несколько больше отличается от центрально-украинской и отличается большей
    массивностью.
    За прошедшие годы исследована небольшая серия из Субботова - Новоселье (раскопки М. Сухов), которую
    автор раскопок датирует рубежом XV в.
    Мужская серия из Чигирина (в которую входят материалы из раскопок 1993 и 1994 годов) обнаруживает
    очень большое морфологическое сходство с серией из Субботова (село в неск. км от городка Чигирина). Так, анализ расстояния между популяциями с
    использованием формулы Пенроуза (Penrrouse, 1964) за 17 главными признаками указывает, что с
    хронологически близких групп эти два проявляют наибольшее морфологическое сходство (0,184), что
    свидетельствует об их общем происхождении.
    По заключению антропологов, население средневекового Чигирина имело близкое сходство с
    так называемым кавказско-балканским антропологическим типом. Это высокий рост, широкое,
    средневысокие лицо, сильно выступающий нос с горбинкой, темные глаза и темные волосы. К
    этому типу также принадлежат некоторые народы Северного Кавказа (балкарцы, черкесы и другие).
    Чигиринская группа населения вообще более похожа на сарматов, захоронение которых исследованы
    на территории Запорожской и Херсонской областей. Это сходство есть даже больше, чем с
    населением Центральной Украины, что подтверждается статистическими методами в исследованиях
    антропологов.
    Обе группы, Чигиринская и Суботинская, с населением более ранних эпох проявляют
    наибольшее сходство со сборной группой сарматов Украины: Чигиринская серия (93/94 года) - 0,162,
    Суботивская - 0,1071 (за Пенроузом). Эти группы тяготеют к древнему населению сарматско -
    позднесалтовского типа (брахикранные европеоиды с широким несколько сплющеним в верхней части
    лицом). Этот тип, кроме украинских степей с небольшой монголоидной примесью, был
    характерным для некоторых районов Северного Кавказа, для южных болгар, для населения Хазарии, средневековых городов Крыма.
     Еще раз стоит отметить наличие брахикранного, широколицего населения с несколько ослабленным горизонтальным профилированием и сильным выступанием носа среди носителей ямной, а особенно позднекатакомбной культуры, но, к большому сожалению, отсутствие или фрагментарность антропологических материалов по данной территории, которые бы представляли все хронологические периоды, не позволяют утверждать о непрерывности существования этого типа на данной территории, начиная с эпохи бронзы.
     Стоит также заметить, что, очевидно, не весь материал из слоя принадлежал к данному могильнику. Среди этого материала следует отметить обломки двух черепов с яркими монголоидными чертами (Рис. 4 / 4, 1 ПО). Можно предположить, что это останки воинов турецко-татарской армады, принимавшей участие в осаде Чигирина во время двух походов в 1677-1678 годах, хотя известно, что и в составе казацкого войска тоже были представители многих соседних народов, в том числе турки и татары.
     На раскопках ? 1-2 в нижнем городе на древнем кладбище получен массовый археологический материал, в частности, значительное количество фрагментов и целых изделий из керамики. Скопление такого большого количества керамического материала на сравнительно ограниченной площади раскопа свидетельствует о внезапном прекращении человеческой деятельности, в данном случае, в результате военного нападения, подтверждается такими находками, как пушечные ядра и пули, стрелы, копья, боевые топоры и другое. Собранный керамический материал - это фрагментированые горшки, миски, тарелки, дуршлаг, сковородки, кувшины, подсвечники, макитры, чаши, кубки и т.п. ..." ...
    Антропологические исследования проведены Т. Рудич.
    
    http://www.nbuv.gov.ua/Portal/Soc_Gum/Npifznu/2009_26/26/gorishny.pdf - Оригинал на укр. языке
    
    ***
    
     Т. А. Рудич. К ВОПРОСУ об АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ СОСТАВЕ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ     (заключительная часть)
      []
      []
     (мужская серия черепов)
      []
     (женская серия черепов)
      []
      []
    
     ***
    
    
    Городок Чигирин считается первоначальной столицей украинского казачества. Первые казаки по источникам жили здесь еще в начале 16в. Затем город перешел под Магдебургское право и в 17в. представлял собой мощную крепость. В настоящее время он очень невелик, находится в Черкасской области центральной Украины.
    
     http://agritura.livejournal.com/11074.html 1 часть Экскурсия в Чигирин
     http://agritura.livejournal.com/11447.html#cutid1 2 часть
    
      []
    
    Как видим, захоронения Чигиринских казаков довольно своеобразны и не имеют прямых аналогов в Украине и ее округе, что теоретически дает возможность надежно проследить их происхождение.
     Наиболее близок (особенно к женским погребениям Чигирина) по географии и по времени могильник Мамай Сурка 14в. (нижний Днепр): "Погребальные сооружения представлены грунтовыми ямами прямоугольной, трапециевидной и овальной формы, глубиной от 0,50 до 1,50 м, в заполнении которых встречались фрагменты гончарной керамики и кости животных. Ориентация погребенных - западная с сезонными отклонениями. Трупоположение - вытянуто на спине, кости рук варьируют от положения на ключицах до положения на тазу".
     Могильник Лимбарь (Молдавия) XII-XIV вв. "Для всего хронологического периода характерна малочисленность захоронений с погребальным инвентарем. Умерших хоронили по христианскому обычаю в простых ямах, в вытянутом положении, на спине, головой на запад, (с сезонными отклонениями)".
     Могильник Эски-Кермен (Крым): "Простые грунтовые могилы являются разновременными, на территории могильника они датируются преимущественно 9-10-ым веками, грунтовые могилы у стен базилики, возможно, являются более поздними. Гробницы для многократных последовательных захоронений, построенные по типу саркофагов, примыкающие к северной стене базилики, датируются 10-11-ым веками. Склепы, высеченные в скале у северной стены базилики, датируются 11-12-ым веками. А. И. Айбабин по составу находок в эски-керменском могильнике начало существования могильника относит к концу 6-го века (Айбабин, 1991). Краниологические материалы из Эски-Кермена свидетельствуют о почти неизменном облике населения этого города на протяжении нескольких веков. Черепа из Эски-Кермена, как и черепа из Мангуп-Кале, относятся к брахикранному европеоидному антропологическому типу, близкому к типу черепов из могильника Суук-Су на Южном берегу Крыма, древним черепам из Передней Азии, в частности из Сиалка на территории Ирана и северного побережья Малой Азии, а также древним черепам с Северного Кавказа (Зиневич, 1973)".
     Рудич вполне определенно по форме черепов отнесла большинство захороненных казаков к салтовскому типу, известному по могильникам 8-9 веков. Основные варианты салтовской культуры: лесостепной аланский (северокавказский) с городищами, укрепленными сложенными из камня стенами и с катакомбными могильниками, и степной болгарский - с городищами, обнесенными земляными валами, рвами и могильниками, состоящими из ямных погребений, в частности, Зливкинский (VIII-IX вв.), заметно отличающийся от Салтовского большей европеоидностью и при этом наиболее близкий к основной Чигиринской серии черепов.
     В традиционной краниометрии считается [Герасимова М. М., Рудь Н. М., Яблонский Л. Т. Антропология античного и средневекового населения Восточной Европы, 1987], что 'на всех болгарских сериях с территории СССР прослеживается общий для них так называемый зливкинский тип - европеоидный с ослабленными монголоидными чертами, который, видимо, был основным у болгар, двинувшихся из Приазовских степей к Среднему Поволжью и Дунаю'.
     Рудич не нашла тождественных аналогий в погребениях Украины, Дона или Кавказа 10-го - 15-го веков. Где были предки казаков в это неспокойное время? Если они были этническими болгарами, то, скорее всего, где-то вблизи Волжской или Дунайской Болгарий. Попробуем сравнить их с захоронениями на Вятке в 13-15 веках, прежде всего, с относительно хорошо исследованными в районе села Никульчино.
     Вот отрывок из статьи Л. Д. Макарова в сборнике "Слободской и слобожане" за 1998 год:
    "Никульчинский 1 могильник. Расположен в 150м к юго-западу от городища и в 170м к западу от 2 поселения, на территории села. Никаких внешних признаков могильника не сохранилось. На находки костяков обнаруженных при земляных работах указывали Л. П. Гуссаковскому местные жители. Летом 1958г. он провел разведку и в шурфе на глубине 100-120 см обнаружил костяк без какого либо инвентаря*. В 1960г. ученый предпринял стационарные раскопки, вскрыв площадь около 140кв. м и выявив еще 17 захоронений, расположенных пятью рядами. (Поскольку отчет о раскопках этого года археологом не был оставлен, некоторые данные о могильнике приблизительны. К счастью, в архивах сохранились полевые фотографии погребений и черновой план раскопа - архив КГОИАЛМ и архив ЛАИ Уд ГУ.) Глубина могильных ям составляла, по-видимому, около метра с небольшими колебаниями в ту и или иную сторону. Следов погребальных конструкций не выявлено. Сохранность костяков, за исключением некоторых детских, кажется удовлетворительной. Умершие располагались головами в западную сторону (более половины - на юго-запад) вытянуто на спине, лишь у одного ноги согнуты в коленях (предположительно это захоронение волхва). Руки покойных согнуты в локтях и уложены на таз, пояс или грудь, либо одна рука лежала вдоль тела, а другая была согнута, в одном случае обе руки располагались вдоль туловища. Погребения не сопровождались инвентарём, как того и требует православный обряд, хотя местные жители сообщили Л. Г. о находке в одной из разрушенных могил каких-то бронзовых украшений. На костях одного из покойных ученый обнаружил скопление угля, что можно трактовать, как своеобразный отзвук языческого обряда трупосожжения, господствовавший у восточных славян до начала 2 тысячлетия н. э. Судя по всему, на этом кладбище хоронили своих умерших жители Никульчинского городища, то есть, его можно датировать тем же временем - 12-15 веками".
    
    Сравните с приведенным выше текстом: "Почти все захоронения ориентированы на запад и юго-запад. Захоронение имели свой обряд, который до сих пор не встречался на других памятниках. Умерших клали лежа на спине, головой на запад или юго-запад, руки погребенных были на груди или животе, а в большинстве из них одна рука возложена на плечо, а другая - на груди или на животе. В отдельных погребениях руки покойников были скрещенные на груди, ... на одном из черепов следы долгого пребывания в огне".
    
    Рисунки раскопок есть на сайте - http://www.vstrana.ru/ - в разделе "Фотогалерея, археология":
    []
   Наиболее отчетливо сходство с казачьими захоронениями из Чигирина в расположении тела видно в захоронении 1: правая рука сильно согнута в локте, левая лежит вдоль туловища. Скелет положен головой на ЮЗ. На мой взгляд, наблюдается практически полное сходство обряда: совпадают положение рук и др. детали, обожженные кости, отсутствие гробовищ. Не хватает только описания черепов. Возможно, ввиду явно не славянской их формы до сих пор отсутствуют полные результаты этого арх. исследования.
      В работе Горишнего указаны размеры могильных ям, при этом глубина оказывается равной 50см. Тогда как Макаров оценивает глубину Никулицких ям примерно в метр. Это кажущееся различие объясняется тем, что Горишний в соответствиии с инструкцией по ведению раскопок делал замеры глубины от древнего горизонта почвы. В реальности глубина раскопа была больше полуметра, что видно из фотографии:
    []   
  
    []   
        Примерный вид укреплений Никульчинского детинца (для иллюстрации взята зарисовка Золотаревского городища, булгарского военного пограничного городка 12-13в.) Внутренние жилые стены - это казармы молодых бессемейных казаков. Имелся также не показанный здесь отдельно стоящий вплотную к этой крепости внешний город схожий по виду. Заметим, что форма города (два примкнутых друг к другу треугольника) совпадает с формой Чигиринской крепости, но более архаичная. Для иллюстрации этого, схема аналогичного по форме соседнего с Никульчино Слободского города (в реконструкции Е. Харина).      
    []   
     Замечу, что часть ныне живущих татар села Карино (возле Слободского) имеет характерную "кавказскую" внешность, по описаниям конца 19в., большинство их было смуглыми, занимались в основном мелкой торговлей, сельское хозяйство вели плохо. В современном русском населении (из числа имеющих вятские фамилии 16 - начала 17в.) часть также имеет некий южный тип внешности. Разумеется, у татар и особенно у русских, черты этого типа сильно стерты ввиду многовекового смешения с пришлым населением. Но что-то сохраняется, - гены упрямая вещь. Кавказский (иранский) тип прослеживается и у части Казанских татар. Это явление связывают с булгарским прошлым.
        На гербе г. Чигирин изображены три перекрещивающиеся стрелы. На Вятке до 18в. существовало почитание "громовых" железных стрел, которые носили вместе с иконами во время крестного хода из с. Волково (в 10 км от Никульчино), - одного из древнейших культовых мест региона. Аналогичное почитание железного копья отмечено у балтийских славян в г.Волин. Есть свидетельство Адама Бременского, что 'русские язычники ездили в Курляндию и Самогитию для поклонения кумирам' (Д.К. Зеленин, О происхождении северновеликорусов Великого Новгорода// Институт Языкознания: доклады и сообщения, VI. М., 1954) Напомню, также, что на Вятском гербе присутствует натянутый лук со стрелой (или арбалет) совершенно схожий с гербом Киевской земли 16в. (см. картинки в соседней теме).   
     Разнообразное положение рук в Никулинских и Чигиринских захоронениях говорит, вероятно, о некотором различии верований в среде казачества: от традиционного православия до язычества. Это были вольные люди, а потому никому не навязывали религиозных предпочтений. Однако, в остальном обряд сходный (все костяки ориентированы одинаково на ЮЗ-З, глубина ям примерно одна и та же) - это отражает внутреннее единство данных групп. Население Камской Булгарии 12-13 веков было смесью русов, булгар и финноугров. В отличие от булгар в городах Волжской Булгарии, они не были мусульманами. Приток русских на Вятку в 13-14 веках и противостояние Орде еще более отделил этот регион от соседних народов, хотя в этническом плане неславянские черты могли сохраняться.
  
   Название Чигирин происходит от слова Чигирь, имеющего разные значения, от водоподъемного устройства (колеса) до негодного места. Чигами звали казаков верхнего Дона. Чиг в турецком значит сырой, водянистый. На Вятке было село Чигирень, расположено на холме в полутора км от берега реки Вятки в регионе начального расселения славяно-русов (выше Орлова). Воду для нужд селян поднимали от подножия горы, где были родники. То есть, смысл названия вполне понятен: место жительства требующее поднимания воды. Подобного топонима в России более нет. Крепость Чигирин также расположена на высоком месте, Замковой горе, трудности с водой ожидаемы.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ"(Боевик) Б.лев "Призраки Эхо"(Антиутопия) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) П.Роман "Ветер перемен"(ЛитРПГ) О.Гринберга "Жена для Верховного мага"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2"(Боевик) В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик) К.Леола "Покорители Марса"(Научная фантастика) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) Р.Гуль "Атман-автомат"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"