Харин Евгений Анатольевич : другие произведения.

Родина казачества

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Итоги по теме "Вятка - родина казачества"

  РОДИНА КАЗАЧЕСТВА
  
   Проблема происхождения русского казачества остается острой и крайне политизированной. Ситуация особенно обострилась в последние 20 лет в связи с процессом возрождения казачества после десятилетий гонений и отчасти даже ликвидации самого этого явления. Не секрет, что казаки часто выступали на стороне ярых противников Советской власти, включая белое движение и германских оккупантов. В настоящее время в процесс самоорганизации казачества встревают ангажированные различными про властными структурами 'историки' и 'атаманы'. Так было всегда, и так остается. Казачество изначально делилось на вольное и служивое. Гипотез происхождения казачества было выдвинуто много десятков. В Советское время основной была 'бегло-холопская'. По ней в казаки уходили выходцы из различных сословий Московского государства, прежде всего, из крестьян и беглых преступников. На дальних окраинах государства они находили прибежище от преследования властей. Действительно, традиционные области расселения казачества совпадают с границами Московии 16-17 веков, времени появления первых документальных свидетельств о казаках. Это низовья Волги и Дона, а также, Днепра. Однако, переписные книги того времени дают сведения о присутствии казаков и в районах Русского севера и Сибири. А первые упоминания о казаках в летописях середины 15 века связаны с Рязанской землей и Казанским царством. В этот же период казаки с татарами нападали на восточные украинские владения Польши. О волжских и нижнедонских казаках первые сообщения появляются только в 16 веке, когда в районе переволоки они строят несколько своих укрепленных городков (станицы и хутора появляются позже).
   На Днепре возле Чигирина раскопано казачье кладбище, первые захоронения датированы рубежом 15-16 веков. При этом, этнический тип мужчин отличнается от славянского. Это дает основания говорить о приходе казаков на Днепр откуда-то со стороны. Днепровских казаков звали 'черкасцами', но связь имени с кавказскими черкесами не подтверждается генетикой и антропологией. Мною была выдвинута гипотеза, что слово 'черкасцы' означает 'люди церкви', от варианта слова церковь - 'черкаф'. Черкассцы были русскими христианами, говорили по-русски, но по результатам исследований захоронений имели булгаро-половецкий тип внешности. Эти люди пришли на Днепр уже сложившимся военизированным мужским сообществом (жен брали из местных). Откуда? Булгар и половцев к тому времени давно не существовало. Очевидно, где-то до 15 века, в трудные века Золотоордынской власти, сохранялся некий реликтовый анклав. Всвязи с этим, некоторые историки выдвигают гипотезу о зарождении и существовании казачества в структурах Орды как особых русско-татарских отрядов, выполнявших пограничные и охранные функции.
   Существование татарского казачества в 13-16 веках мною не подвергается сомнению, но отождествлять его с русским вольным казачеством 15-16 веков нет оснований. Отличий множество и они принципиальные. Первые русские казаки селились в небольших крепостях вдоль важнейших речных путей и передвигались на сотни и тысячи км в основном на судах. Конный строй они освоили только к 17 веку. До того времени все военные походы проходили по рекам и морям, а зимой - на лыжах. Важна также изначальная приверженность казачества христианской вере русской обрядности и владение правильной русской речью. Сохранить всё это в случае долговременного проживания в условиях степного Ордынского государства было бы невозможно. Татарские войска исключительно конные. Некоторым их пограничным отрядам могли давать казачьи вольности, но это было чисто внешнее сходство с русским казачеством. Можно допустить, что какая-то часть этих татар позже влилась в русское казачество, но не она была первопричиной его зарождения. Скажу больше, на мой взгляд, служивое казачество Московии 15-17 веков берет свое начало от квазиказачих формирований Ордынского государства.
   Сказанное заставляет искать родину казачества в стороне от традиционных регионов его расселения в 16-18 веках, но в пограничье русских и татар в предшествующее время. Вятская республика 13-15 веков - единственно возможный вариант, соответствующий всем условиям и фактам. Дореволюционный историк казачества Евграф Савельев в своих работах после поиска всех возможных предшественников казаков (от хазар, половцев и черкесов до степных кайсаков) в конечном счете признает самым вероятным участие в этом процессе Хлыновских ушкуйников, бежавших на Волгу и Дон после разгрома республики на Вятке в конце 15 века. Проблема в том, что история Вятки до последнего времени оставалась мифологизированной и далекой от реальных фактов и современных исторических представлений. Согласно известному 'Сказанию о вятчанех' и ей подобным сочинениям 17 века языческая вотско-черемисская Вятка заселялась богобоязненными новгородскими беглецами в конце 12 века.
   Но археология этого не подтверждает. Бассейн Вятки был заселен на протяжении 3 тысяч лет. При этом, резкой смены населения не наблюдается. Вновь прибывающие извне уживались и смешивались с прежним населением. Можно даже говорить о существовании особой Вятской древнерусской народности. Постепенная ликвидация ее произошла уже после присоединения к Московскому государству. Рудименты вятского самосознания сохранялись до 19 века. Вятичи-вятчане долго не считали себя русскими в узком тогдашнем понимании этого слова (как подданные Московской Руси). Значительная часть древневятского населения в конце 15-го - в начале 16-го веков покинула регион. На их место прибывали переселенцы с Русского севера и других земель. Оплотом новой власти стал построенный в начале 16 века новый Хлынов, заселенный, в основном, устюжанами и нижегородцами. Чтобы понять феномен Вятской земли следует углубиться в далекое прошлое.
   В 1 тыс. до н. э. столицей Прикамья был легендарный Геродотовский деревянный город Гелон, который можно отождествить с многослойным Елабужским городищем. Население региона в ту пору по Геродоту составляли отличные друг от друга, но дружественные племена - гелоны и будины, под которыми можно понимать европейский и азиатский по происхождению компоненты развитой Ананьинской археологической культуры бассейна Вятки. Отсюда происходит известная в средние века пара этнонимов Хлыны и Вотины, а также двойственность названий главной реки - Холун и Вятка (Ватка, Вотка). Ват на многих языках означает "вода".
   В 3 веке н. э. к югу от постананьинской Азелинской культуры появляется европеизированное именьковское население, в основе своей праславянское. В 4-6 веках в контактной зоне (территория северного Татарстана) происходит соприкосновение этих культур и появление в Волго-Вятском регионе качественно нового этноса. Историк В. Седов на основании славянских заимствований в прапермских языках считает, что он звался Русы. Особую роль в этом процессе сыграли отряды европейского и азиатского рыцарства (остготы и гунно-угры) оставившие богатые воинские захоронения на Вятке и нижней Каме. Столкновение и последующее примирение этих двух группировок привели к появлению Волго-Вятских русов, предков Скандинавских викингов. Вятка-Камье той поры и есть описанная в сагах Великая Холодная Свитьод, родина вождей викингов. Часть рыцарей во главе с легендарным Одином (Wotan) ушла в 5 веке по известному с древности 'Меховому пути' на запад. Связи Вятки-Перми (Биармии) с Балтикой и Скандинавией прослеживаются на протяжении 5-15 веков. По сагам Биармия была богатой страной, управляемой на основах военной демократии близкой скандинавам. В соседстве с Биармией, южнее ее, располагалась отдельная область Алаборг, очевидно, княжество в низовьях Вятки и Камы с центром на всё том же Елабужском городище. Это и есть легендарная столица предков викингов (асов) Асгард. Окончательное падение ее под натиском монголо-татар произошло только в середине 13 века, когда часть биармов бежала в Норвегию, а часть еще ранее отошла на среднюю Вятку.
  
    []
   Подтверждением древних связей населения Прикамья и Балтики является необьяснимый иначе факт распространения рыжего цвета волос. Максимальный процент рыжих людей наблюдается на крайнем северо-западе Европы, а также изолированно у современных удмуртов. Геродот в 5 веке до н. э. подметил рыжину будинов (вотинов). Именно они (ваны) в начале 5 века н. э. во главе с гуннами Одина-Вотана (сына вотки?) ушли на северо-запад. К настоящему времени значительный процент рыжих сохранился лишь на достаточно изолированных северных островах континета в популяциях относительно небольших этносов ирландцев, шотладцев и исландцев. Кстати, в их этногенезе принимали активное участие викинги Скандинавии.
  
   Дополнение о слове "РУСЬ"
   Мягкий знак, как и твердый, обозначают редуцированные звуки И. Поэтому слово Русь изначально звучало как Руси, то есть, русы. Так что никакого женского рода и ед. числа, а множественное от мужского Рус. Русы в описаниях арабов - рослые блондины с розовой кожей и рыжеватыми (красными) волосами, бородами. Это однозначно северный народ. Отсюда их прозвище Русы, то есть красные или рыжие. Русь происходит от иранского "белый", "светлый". Само это слово ясно указывает на принадлежность к выходцам из северных народов, светлокожих, розоватых, рыжеватых блондинов. Данная мутация произошла на территории Скандинавии (центр в районе границы Швеции и Финляндии) примерно 5 тыс лет назад. Этих особенных людей южные народы стали звать русами. Вопрос в том, когда русы появились в Вост. Европе: в эпоху викингов или ранее. Но в любом случае, данная мутации могла стать доминантной только в высоких широтах, так как дает преимущества лишь при недостатке ультрафиолета. Север Скандинавского п-ова идеален для этого: изолированная большая территория.
  
    []
    []
   Карты распространения светлого цвета волос и глаз в Европе.
  
   Западные славяне, выходцы с южного побережья Балтики, сыграли важную роль в формировании древнерусской народности, надо только помнить об их сложном происхождении. По современной археологии и геногеографии родина славянства Днепр Славутич. В эпоху ВПН эти начальные славяне расселились западнее - до Вислы и Дуная, и даже далее, - по пути вбирая в себя иные племена. Можно положить, что коренных славян звали кривичи, дреговичи, уличи. Поляне, северяне, словене, галичане - это как раз ославяненные, но прежде иные по происхождению народы, в том числе, германские и скандинавские.
   Русь, в списке народов упоминаемых в Начальной летописи, стоит среди финноугорских: весь, сумь, емь, либь, водь, чудь, пермь, жмудь, корсь, голядь... Поэтому я считаю, что первые русы были оскандинавленные и ославяненные финноугры. Рюриковичи с их финноугорской N1c как раз такие, пришли в Швецию в 5 веке, а в 9 вернулись на Русский север, родину предков. Финноугорский материал сопровождает древнерусские находки, историкам приходится признать, что в войсках русов 9 века большинство составляли именно финноугры. Лишь несколько позже скандинавы варяги начинают появляться в Вост. Европе, сначала как наемники, а со временем и как хозяева.
   Археология ранних русов дает подавляющее число финноугорского материала, скандинавского и славянского не более 20%. Кстати, укороченные имена народов с окончанием Ь возможно имели пренебрежительную окраску, так славяне звали чуждых или неприятных для них соседей, говорящих на непонятных языках.
   Славянство понятие этнокультурное, происхождение от первых славян имеет значение, но уже вторичное. Северные русские отличаются большей долей финноугорской гаплогруппы N1c, и обьяснить это только ассимиляцией со стороны славян нельзя. В русском языке до сих пор сохранилось много корней слов древнескандинавского языка (в вятском говоре по сведениям этнографа Зеленина - 7%).
   ***
  
   Биармия всегда интересовала балтийских викингов скандинавского и западно-славянского происхождения. Эти искатели приключений и богатств, оседавшие в Вост. Европе, получили здесь имя Русы. Одна из их группировок во главе со своим конунгом обосновалась в Волго-Клязьминском междуречьи (центр Сарское городище). Это был известный по сообщениям арабов Каганат русов на 'острове русов'. Вятские русы-биармы были их главными союзниками и составляли основу объединенного войска. Русский каганат на Волге вел в 9-10 веках войны с Киевскими рюриковичами, для удержания позиций было предпринято массовое переселение с Волго-Вятского региона (терр. Мари-Эл) на Оку. Так появилось славяно-вотское племя Вятичи (потомки именьковцев и азелинцев). Волжские русы и их союзники сыграли важную роль в разгроме Хазарии, но их силы оказались подорваны войнами на два фронта, что привело к падению независимого Русского каганата, его продолжением стала Владимиро-Суздальская русь с династией киевских князей. При этом Вятские русы, жившие на окраинах этого государства, оказались разделены на три анклава: Вятка, Ока и Водская земля к северу от Новгорода. Опустевшее Ветлужско-Вятское междуречье в 11 веке заселили предки нынешних марийцев. В предшествующей им культуре древнерусский элемент явно присутствует, в Волго-Вятском междуречьи сохранялся он и далее. Надо только учитывать, что Вятские русы в виду тесного продолжительного контакта с народами Прикамья оставили специфический археологический материал, отличный от остального древнерусского.
   []
  
   Археология 1-го тысячелетия н. э. свидетельствует о развитом производстве металлов на берегах Вятки и Камы. Отсюда далеко на запад и восток распространялись бронзовые украшения и амулеты Пермского звериного стиля и серебряные гривны Глазовского типа Чепецкой археологической культуры. На Вятке и верхней Каме были найдены самые ранние в Восточной Европе клады арабского серебра, монеты и художественные вещи 5-8 веков. Прикамская Биармия поставляла меха чернобурых лисиц и соболей в северную Европу и арабам. Здесь раньше, чем в других регионах Сев. Европы появилась технология тройного пакета в изготовлении клинков. Не случаен интерес Скандинавских викингов, торговцев и разбойников, к этому региону. Попадали они сюда несколькими путями: через Зап. Двину или Ладогу в бассейн Волги; или в обход Скандинавского п-ова через Сев. Двину. В саге описаны три пути в далекий город на востоке, Алаборг, в котором узнается Елабужское городище, центр отдельного княжества на южный пределах Биармии. Ведут туда три пути, все трудные и опасные. Самый короткий, но и самый опасный, - по Волге, известный с древности Меховой путь. Самый дальний - обходной северный, по морю и северным рекам, Двине, Печоре и другим. Третий проходит через три леса (три волока, водораздела) и земли опасного племени, вероятно, самих биармов. Они предстают в сагах как богатыри во всём равные самим викингам, их князья владеют землями, имеют хорошо вооруженных рыцарей, родство с биармами считается почетным. Однако скандинавских артефактов в Прикамье немного, из чего можно заключить, что бывали они здесь нечасто и короткое время.
   []
   Арабские авторы 9-12 веков свидетельствуют о трех видах руси, древнерусских протогосударствах. В двух из них легко угадываются киевские и новгородские русы. Третья русь, Арта или Арса, отождествима с финно-угорскими русами Сарской округи и Прикамья.
   []
  
   По Фадлану, побывавшему у волжских булгар в 922г., богатые русы прибывали к ним на судах для торговли, имели свои большие дома-комунны, мольбища и захоронения. Археология подтверждает присутствие русов в крупных городах булгар. В летописи в связи с событиями вокруг войны русов с хазарами говорится также о военных действиях киевских русов против вятичей, под которыми понимают население Оки, югозападного форпоста русского каганата. Нельзя исключить, что после разгрома русского каганата на Волге в конце 10 века артанские русы перебрались ниже по Волге, где основали первоначальную Казань, в археологии которой есть древнерусские артефакты, в частности, каменные укрепления схожие с древнеладожскими. Кроме того, цитадель Елабужского городища напоминает норманские каменные крепости 10-11 веков. Оба сооружения не имеют аналогов у булгар, само присутствие которых на сев. берегу Камы до 13 века остается под вопросом. Междуречье Волги и нижней Вятки имело особый статус и звалось в русских летописях Камской Булгарией. Вероятно, это был союзник Волжских булгар, которые, разумеется, пытались временами установить здесь свой контроль. После разгрома булгар монголо-татарами сюда на северный берег Камы устремились беженцы, булгары-мусульмане, что привело к изменению этнической ситуации в регионе. Этой территории удавалось много лет сохранять свою независимость от татар, Старая Казань пала только в 1268 году под ударом обьединенного русско-татарского войска, город запустел на сотню лет, население, видимо, ушло на север.
   К сказанному можно добавить следующее. В картографии Идриси (12 век) некие русы располагались в соседстве с булгарами где-то на территории нынешнего северного Татарстана и Мари Эл. Другой арабский путешественник Гарнати, побывавший в Вост. Европе в 12 веке, описывает прибывших в Булгар зимой купцов Вису по внешности и характеру схожих с русами. Дорогая меховая одежда, розовый цвет кожи, склонность к крепкому алкоголю. Это могли быть пермии-биармы, особые финноугорские русы, поселившиеся в бассейне Вятки и Камы.
   Булгарские хроники повествуют о сложных процессах происходивших в Приказанье и Нукрате в предмонгольский период: столкновения с булгарами, восстания против поборов, построение крепостей и участие в войнах с русскими, заселение территории выходцами с запада (балтами и колбягами, новгородцами, берладниками и вятичами). Таким образом, существование некого особого древнерусского образования (Артания) севернее Волжских булгар не вызывает сомнений. В 13 веке большая часть его населения переместилась на Вятку, именно тогда здесь отмечается рост городов. Биармы торговавшие со скандинавами, остались жить в Норвегии.
  
   Важным событием в истории нашей земли стало появление на Волге выше Казани около 1171г. выходцев с Галицкого княжества - бродников-берладников, - военизированного сообщества профессиональных наемников. Здесь они поселелись в пограничье русских и булгар. Покинуть родину (территория Молдовы и Галичины) их заставило поражение в нескольких столкновениях с Киевскими князьями и преследование за приверженность старославянскому язычеству. На новом месте они вскоре не поладили с булгарами и часть их, поселившаяся на Елабужском городище, после разгрома крепости ушла вверх по Каме и далее на Вятку. Другая часть, остававшаяся на Волге (Важнангерское городище), бежала от карательного рейда булгар вверх по Ветлуге также на Вятку. Эти события искаженно отражены в Сказании о вятчанах.
   На Вятке берладники поселились в двух анклавах: Вятско-Моломском и Микулицко-Слободском. (На Пижме в это же время обосновались славяне, жившие до того в пределах Булгарии.) Так как женщин берладники брали в основном из числа местных, их потомки стали славяно-вотскими метисами. По керамике они составляли от 10 до 50% населения средне-вятских городов 13-15 веков, и оставили у нас заметное число гидронимов с характерным для юго-запада Украины окончанием "-ица". Часть берладников придерживалась славянского язычества, на территории Александровского сада в Кирове у них был культовый центр - Вятское городище (святилище).
   Оставшиеся на Волге берладники женились на черемисках, их потомки звались горные черемисы или мари. Имя созвучно с молдавским словом "маре" - высокий, верхний, великий, а, также, море.
   Некоторые важные сведения по рассматриваемой теме содержатся в непризнанной официальными историками булгарской хронике Джагфар Тарихы. В ней говорится, что опальный и отчасти близкий к русским правитель Гази Барадж для восстановления своей власти в Булгаре нанял в качестве гвардии приказанских язычников гарачцев (живших в крепости Аркоч на Волге), в которых легко угадываются поселившиеся в пограничной полосе галицкие берладники (предки горных мари). После его свержения гарачцы ушли на Вятку, где жили в нескольких городках, один из которых назван как Гарья (Карино-Нукрат). В дальнейшем эти гарачцы, которых в летописи называют первыми казаками, участвовали в западном походе монголо-татар 1239-42 годов, на стороне которых оказался эмир Барадж-Бурундай. Из вятских казаков, разделившихся в последствии на христиан, мусульман и язычников, вышло Яикское казачество. В войсках Бату для охранных функций из степняков-христиан, живших на границе Руси и степи, были созданы аналогичные казачьи части, пользовавшиеся определенными вольностями.
  
   В довольно обстоятельной работе Неделько Г. Б. "Блудные сыны Руси-Матушки..." обосновывается версия о происхождении русского казачества от охранных отрядов ордынских баскаков 13 века. В 14 веке в связи с переходом функции сбора дани к русским князьям, эти люди остались не у дел и оттого подались в вольные казаки. При этом автор обращает внимание, что баскаки в ту пору проживали в пограничье русских и татар. Большинство баскаков летописи называют бесерменами, то есть мусульманами, под которыми, чаще всего, понимались соседние волжские булгары. В хронике Джагфар Тарихы говорится, что сбор дани с русской области Джир (Волго-Окское междуречье, Владимирская Русь) монголы передали именно булгарским откупщикам. Поэтому можно предположить, что охрану этих бесерменов составляли соседние с булгарами Волго-Вятские казаки, уже использовавшиеся ими ранее в качестве гвардии эмира Бараджа, участвовали в походах монголов и булгар на Русь и Западную Европу. Эти люди наверняка знали пути и ситуацию в русских землях, говорили по-русски, а потому не вызывали дополнительного раздражения в ходе этого непростого мероприятия. Большая часть дани отсылалась в монгольский Кара-Корум. Главным пунктом сбора в начале 14 века был Устюг-Гледен (в прошлом вятско-булгарская крепость), прямой путь из него в Сибирь проходит через среднюю Вятку. Поэтому некоторые исследователи указывают на этот путь как основной для доставки русской дани в Монголию. Действительно, минуя ордынское Поволжье можно было уберечь собранное от алчности ханов Золотой Орды. Сказанное обьясняет существование некой особости и независимости Вятского региона в 13-14 веках. Вятские казаки обеспечивали сбор и доставку дани до некого пограничного пункта, где происходила передача ее непосредственно монгольской страже. С. Пленкин считает, что это было татарское поселение Карино к востоку от Слободского города.
  
   Во второй половине 14 века на Вятку стали проникать флотилии ушкуйников. Эти вольные люди обосновались на восточной окраине Новгородской земли, Перми Великой: на Вычегде в Усть-Выми, и на верхней Каме в Искорском и других городках. Под водительством беглых новгородских бояр эти "разбойники" устраивали грабительские походы на города Поволжья, прежде всего, Булгарии, вассала Орды. Вятка привлекала их как удобный плацдарм, более обжитой, чем глухие леса севера. Свои набеги они оправдывали борьбой с иноверцами. На Вятке им оказали сопротивление славяно-вотские язычники. После нескольких попыток ушкуйникам удалось захватить и разрушить святилище на территории современного Александровсеого сада в Кирове, но обосноваться на левом берегу Вятки им так и не удалось. Уцелевшие вятские язычники разошлись по сторонам, часть обосновалась в районе с. Карино (Кара-гурт). В начале 15 века власть здесь оказалась в руках Арских князей, потомков разных булгаро-половецких князей, собравшихся в Приказанье после воцарения в степях монголо-татар. Джагфар Тарихы нелицеприятно описывает ушкуйников-разбойников, часто нападавших на города Булгарии. Вместе с тем, она признает выборность воевод, достаточную организованность и многочисленность их поселений на Каме (где она поворачивает на юг), а также сообщает интересный факт, что слово Ушкуй было придумано вятчанами. Скоростные вятские суда были известны в 15-16 веках. На мой взгляд, непонятное по происхождению слово "ушкуй-ускол" может быть искажением от вятского словечка Ускор, ускорное (скоростное) судно.
   В устье Моломы, на стратегическом пути с Устюга в Булгар, располагалась древняя Вятка, центр отдельной волости на границе русских и булгар. В 12-15веках она часто переходила из рук в руки, в 1375 году, в числе многих других русских городов, Вятка попала в список плательщиков ордынской дани. Ушкуйники, поселившиеся в Микулицкой волости, вели упорную войну за нее, столкновения продолжались до 1421 года. После этого можно говорить о консолидации Вятской земли, формировании некой общности, известной по летописям под именем вятчане. В знаменитом походе 1471 года на Сарай могло принять участие всё мужское население вятских городов, включая потомков ушкуйников, берладников, вотских язычников и мусульман.
   В походах вятчане управлялись выборными воеводами и ватаманами, авторитетными командирами, предводителями ватаг, военных подразделений-флотилий в несколько сотен речных стрелков. На суше эта ватага действовала боевым клином, который звался "вятка". Колын, второе название самого известного вятского города, Вятки на Моломе, связано с именем хлын. В 1391 году Колын-Вятка был взят войсками Тохтамыша, бежавшего от разгрома на Кондурче, а его население уведено в Москву, где появилась слобода Хлыново.
   В 15 веке Вятская волость временами попадала в зависимость от Казанского царства, но в 1459 и 1478 годах возвращалась под власть московских правителей. Арская земля, в западной части которой жили потомки ушкуйников и галичан, оставалась непокоренной. Именно сюда в 1489 году был предпринят известный поход огромного московского войска, в результате которого была ликвидирована республика. Остатки вольностей сохранялись здесь до середины 16 века, времени окончательной победы над Казанью. Часть населения Вятской земли в конце 15 века бежала в верх и вниз по Вятке. Так появилось северное (верхнекамское и Сибирское) и Волжское казачество. Низовья Волги были известны вятчанам по походу 1471 года. Донское казачество могло сформироватся из волжан, в него могли вливаться также и молодые казаки из семей вятчан принудительно поселенных на южной границе Московии в 1489 году. Связи населения Вятки с днепровским казачеством также просматриваются. Как уже было сказано, на Вятку еще в домонгольский период переселились галицкие берладники. Нельзя исключить, что во второй половине 15 века их потомки вернулись на родину предков, став основой козаков-черкасцев. Заметную роль в военном отношении в 16 веке играли каринские татары, имеющие в своих предках булгар и половцев. Крестившиеся из их числа могли зваться черкасцами (черкаслар), - люди церкви. По археологии известно о прекращении в середине 15 века жизни в Пижемской волости, что можно связать с событиями той поры (вовлечение вятчан в войну Москвы с Казанью). Именно эти вятчане оказавшиеся между двух огней могли податься на Днепр. По сообщению Стрыйковского первые козаки совершили набег на Днепровские земли в 1469 году; пришли они под водительством татарского вождя, и были изгнанны со своей родины где-то за Волгой.
   Очень интересно совпадение характерных особенностей казачьих захоронений в Чигирине с Вятскими из могильника 13-15 веков возле городища Никульчино, известного многочисленными находками вооружения. Это глубина захоронений, ориентация костяков, положение рук, наличие обожженных костей. К сожалению, нет возможности провести сравнение вида черепов.
    []
   Каталонский атлас 1375 года, показана основная территория Золотой Орды. Вверху Каспий и дельта Волги, внизу при слиянии Камы (слева) и Волги показан город Castroma, соответсвующий Казани. На нижней Каме два крупных города Рascerti и Forman, вероятно, Джукетау и Кашан. Чуть южнее устья Камы небольшой городок Borgar (Булгар), далее на Волге изображены Белджамен (Berchimam) и Сарай-Бату (Селитряное). Новый Сарай (Царевское городище, известен как Гюлистан у арабов или Орда в наших летописях) был построен при Узбеке, на данной карте отсутсвует. Указан также город Сарайчик на реке Яик и город на берегу пересыхающего залива Кара-богаз-гол. Геополитическая ситуация соответствует началу 14 века, - до построения Нового Сарая и принятия ислама ханом Узбеком (около 1320г.), хотя указанное имя правителя (Джамбек) отсылает к середине этого века.
    []
   Хан Узбек на портулане (морской карте) Аджелино Далорто.
  
   Очень примечательно не встречающееся более нигде в захоронениях приподнятое положение правой руки у большинства чигиринцев. Чем можно обьяснить появление этого отличительного признака? На Каталонском атласе крупные административные города Сарайской Орды обозначены флажком с человекоподобной тамгой Дома Бату-хана (Босага-тамга), при этом, одна из "рук" этого символического изображения царя направлена вверх к плечу. Сам правитель "Джамбек" (Джанибек) сидит в тюрбане и с жезлом в руке в такой же позе. Подобное положение рук встречается на домонгольских монетах Киевских князей. Если учесть версию о тождестве первого Ордынского хана Батыя и князя Ярослава Всеволодовича, а также сообщение Джагфар Тарихы о формировании первых казачих войск Бату по образцу гвардии булгарского эмира Бараджа, то многое станет понятно. Булгаро-Вятские и Ордынские казаки имели схожий генезис и атрибутику, но историческая судьба разделила их на вольное и служивое казачество. Сам этот жест может иметь происхождение из западно-славянского языческого культа Свентовита, статуя которого по описанию держала в поднятой руке рог, а в другой - лук. Замечу, булгарская хроника Джагфар Тарихы сообщает, что первоначальной тамгой Нукрата-Вятки был Рог Изобилия. Ну, а натянутый лук - это известный Вятский герб.
    []
   Монета Киевского князя Владимира Святославича, крестителя Руси, а до того язычника.
  
    []
   Збручский идол, западная Украина, 10-13в.
  
   После сказанного не удивительно полное совпадение Киевского и Вятского гербов, - натянутый лук (арбалет) с рукой, в стилизованном виде более известный как трезубец. Цвета украинского флага ранее принадлежали Галицкой земле. Очень любопытно, что вятские ватаманы 19 века носили полосатые сине-желтые шаровары.
  
    []
    []
   Печать Киевской земли 16 века и Вятский герб.
  
   На Вятке встречается и северо-русский новгородский тип населения, характерный для верхне донского казачества. Надо только помнить, что нынешнее население Вятки заметно отличается от тех, кто жил здесь 500 лет назад. Как и нынешние казаки наверняка отличаются по внешности от чигиринцев и донцов 16 века в виду притока людей из других регионов.
  
    []
   Монета князя Владимира 1-го и Вятский символ на печати Ивана 4-го
  
   Слово "козак" по свидетельству путешественника Боплана происходит от слова "коза"; скорее, от вида изогнутых рогов этого животного. Арбалет звался на Руси роженцами, рогами. Его изображение было одним из символов козаков. Отсюда их самоназвание. Изображение натянутого лука или арбалета является также гербом Вятки. Массивная арбалетная стрела по-русски называется болт. Балта по-татарски топор. В булгарской хронике упомянут древний булгарский символ балтавар, - топор-лук, что очевидно, значит арбалет. Не отсюда ли булава, - символ выборной власти казацкой старшины? Там же говорится, что похожая тамга была пожалована провинции Нукрат-Вятка за меткий выстрел ее тархана Мер-Чуры. Учитывая происхождение части вятчан конца 12 века от берладников, а также тот факт, что берладников водил русский князь Иван Ростиславич, а по смерти князя, очевидно, его сыновья, появление на Вятке герба схожего с трезубцем Рюриковичей получает своё обьяснение. В протяжении веков древний символ видоизменялся, его прошлый смысл забылся. Поэтому он имел различные трактовки и начертания, что вызывает споры до наших дней. Княжество Вятка появилось еще в домонгольский период. Принимая во внимание демократичные дружинные отношения князя-изгоя со своими соратниками, княжение это было номинальным.
   "Кош" - у казаков военный лагерь, стан, собрание. В этой связи интересно название древнего вятского города Кошкаров (неясного местоположения), что можно перевести как "лагерь каров". Карами могли звать поселившихся на Вятке галичан. Кар - общее название для птиц семейства вороновых, в том числе, грачей и галок, с которыми связывают происхождение имени галичане (гарачцы). Эта птица была символом галичан. Некая птица была почитаема и каринскими вотяками. Татарский городок Карино они зовут Кара-гурт (город Кары). На гербе Слободского изображены рыболовные корзины коши, вероятно, именно он в прошлом имел имя Кошкаров.
   В настоящее время накапливаются базы данных по генетическим исследованиям населения в ходе научных изысканий и вчастном порядке. В ходе выборочных изучений генетики казаков Дона, Терека и Кубани были попытки выявить специфический "казачий ген" с целью пролить свет на проблему происхождения казачества и локализацию его первоначального местопребывания. При этом были обнаружены интересные закономерности, но делать далекоидущие выводы пока еще рано. Дело в том, что искомые гаплогруппы первых казаков подавляются общерусским (восточно-европейским) массивом. Пока можно отметить лишь некоторые особенности. В частности, по мт-днк казачки Дона оказались близки скандинавкам, встречается у них и редкая гаплогруппа, обнаружннная в таком же количестве только у удмурток (9%). У мужчин указанных тенденций не обнаружено, но процент скандинавских и финноугорских гг немного выше среднего по русским регионам. Хотя официальные исследователи сближают гены казаков с южнорусскими и украинскими, по моим размышлениям, казаки не менее близки к северным русским, а те в свою очередь имеют много общего с западными славянами и финноуграми. Также обнаруживается родство по общему предку части потомков днепровских казаков с вятчанами. Если эти пока единичные факты выстроятся в тенденцию, Вятская версия получит веское обоснование. Интересно будет изучение гаплогрупп потомков Каринских татар и бесермен. Пока получает подтверждение высказанное мною несколько лет назад мнение о том, что Каринские князья не имели одного общего предка.
  
   В заключение подведем итог. Мною были обоснованы выводы о происхождении первоначального Донского и Волжского казачества конца 15-го - начала 16 веков под влиянием выходцев с Вятки после ее присоединения к Московскому царству. Отдельные речные ватаги вятчан могли спускаться по Волге уже с 1471 года (поход на Сарай). Для этого у них был лучший на тот период в Восточной Европе военно-торговый флот из примерно полутора сотен небольших скоростных судов ушкоров. Потомки взятых в плен Сарайских женщин наверняка унаследовали от матерей татарскую речь и внешность, что облегчило адаптацию их в нижнем Поволжье. Выведенные с Вятских городов в 1489 году семьи вятчан были расселены на южной границе Московии, из них в заметной мере (судя по фамилиям) формировались Тульские и Рязанские казачьи сотни. (Евгр. Савельев приводит список Рязанских казаков конца 15 века и сопоставляет их с казачьими фамилиями. По моему мнению, Рязанские во многом схожи с Вятскими.) В последствии молодежь этих вятчан-казаков, спускавшихся вниз по Дону по делам службы, могла оставаться в низовьях реки на вольное жительство. Так появилось Донское казачество. Разумеется, в казаки шли выходцы из разных народов и сословий, но организующее начало было за вятчанами. Иного просто не могло быть. Только на Вятке с ее республиканскими порядками в 15 веке были все условия для зарождения и становления русского предказачества.
  
    []
   Фрагмент карты Московии-России 1562 года английского посла Дженкинса, Вятка подписана как отдельное владение "императора Ивана Базилевича" - "Вачин" (вятчане).
  
   []
   Фрагмент карты 1674 г. французского географа и картографа Н. Сансона (1600-1667), изданной А.Ю. Жайо (1632-1712) в Париже. Красным подчеркнуты: вверху надпись "Дуче Вядский" (Вятское владение), на Волге в районе Самарской луки - "Вачинес" (вятчане), вероятно, тут некоторое время после Вятского взятия жили беглые вятчане подавшиеся в Волжские казаки. К юго-западу от них казачьи городки "Раздоры Донские". Первые сообщения о городках казаков на Переволоке между Волгой и Доном датируются началом 16 века. Вероятно, поселения вятчан в Самарской луке появились примерно в это же время или даже немного ранее. В словаре Брокгауза и Эфрона:
   "Волжские казаки появились на Волге в XVI столетии. Это были всякого рода беглые из Московского государства и выходцы с Дона. Они 'воровали', задерживая торговые караваны и мешая правильным сношениям с Персией. Уже в конце царствования Иоанна Грозного на Волге было два казачьих городка. Самарская лука, в то время покрытая непроходимыми лесами, представляла для казаков надежный приют. Небольшая река Уса, пересекающая Самарскую луку по направлению с юга на север, давала им возможность предупреждать караваны, шедшие по Волге. Заметив с вершин утесов появление судов, они на своих легких челнах переплывали по Усе, переволакивались затем на Волгу и врасплох нападали на суда. В нынешних селениях Ермаковке и Кольцовке, находящихся на Самарской луке, и теперь еще признают места, где некогда жили Ермак и его товарищ Иван Кольцо. Для уничтожения казацких разбоев московское правительство посылало на Волгу войска и строило там города".
  
   Остается вопрос с происхождением Днепровского казачества. На основании раскопок могильника 16-17 веков, по внешности козаки Чигирина (а это первоначальный их центр на Днепре) отличались от славян, а более схожи с половцами и булгарами, - уже давно исчезнувшими к той поре народами. К сожалению, нет сведений о классификации черепов из вятских захоронений 13-15 веков. Нельзя исключить, что эти вятчане также имели черты не вполне славянские. Это и не удивительно, жили они в окружении не славянских народов, часто роднились с ними. Еще более сказанное относится к жителям Каринского анклава (Арской земли) в левобережье Вятки выше Чепцы. Именно здесь собрались потомки берладников, в среде которых могли быть половцы и другие степняки с южной границы Киевской Руси. Кроме того, Каринские татары (князья) считали себя "бигерами", то есть, булгарами. По преданию, пришли они на Вятку с низовий Волги после разгрома от Батыя. В их языке заметно сходство с Северо-Кавказскими народами. Таким, образом, булгаро-половецкий элемент у них имелся. Возможно, именно из Арских вятчан были первые козаки пришедшие на Днепр. Отсюда и Вятская символика - лук-арбалет на гербе Киева! Что касается вероисповедания, то, судя по именам начала 16 века, Каринские князья частично крестились.
   Обстоятельства и время возможного переселения Вятских потомков берладников на Днепр ("историческую родину") неизвестны. Есть лишь косвенные свидетельства этому. Арян (славяно-вотских метисов) и Каринских князей вывели вместе с другими вятчанами в 1489 году. По сообщению летописей, Вятчан расселили на южной границе, Арских же людей спустя какое-то время вернули на свои земли, но, видимо, не всех. Вполне возможно, что и они проживали где-то на южном рубеже Московии (там есть интересные топонимы). Причиной же их возвращения мог стать самовольный уход на запад. Поэтому, пока они все не разбежались, их и решили отослать обратно.
   То, что такое вполне могло случиться, подтверждает следующий факт. В 1469 и 1523 годах в ходе военных действий более тысячи горных черемис были взяты в плен и выведены на южную границу Московии. Известно, что в 1527 году многие из них бежали на Днепр в Литву. В дальнейшем к ним присоединились и другие черемисы, поднимавшие восстания против Москвы во второй половине 16 века. На Днепре черемисы (под именем "чемерисы") участвовали в войнах на стороне тамошних козаков, часть разделила их судьбу.
   По моей версии (основанной на множестве фактов), горные черемисы и вятчане 13 века имеют по отцам общее происхождение от галицких берладников. Поэтому можно предполагать, что оказавшись в схожих условиях они действовали аналогично. То есть, аряне-вотины также могли бежать на Днепр.
   О времени бегства с границы Вятских арян можно заметить следующее. В Московском походе на Югру 1499 года приняли участие "вятчане-жильцы" поселенные в Московии. Арян среди них не упоминается. Они действовали отдельно в небольшом Вятском отряде много меньше основного, что явно свидетельствует об отсутствии значительной части арян. Именно эти недостающие люди (не меньше тысячи) в 1490-х годах бежали на Днепр и стали ядром Украинского козачества. (О нехватке людей свидетельствует переписка начала 16 века Арских Каринских князей с Московским государем, где он разрешает князьям принимать к себе всех желающих, но не из числа его подданных.)
  
   Существующих свидетельств уже вполне достаточно, чтобы считать Вятскую версию происхождения казачества наиболее основательной. Перечислю еще раз важнейшие:
   1. Схожесть десятков казачих фамилий 16-17в. на верхнем Дону и Вятке.
   2. Схожесть говоров донских казаков и вятчан.
   3. Факт существования Вятской республики в 13-15в., во многих моментах аналогичной казачьим республикам Дона и Украины.
   4. Факт переселения вятчан в 15в. в верховья Дона.
   5. Идентичность захоронений казаков 16-17в. на Украине с Никульчинским могильником 13-15в. на Вятке.
   6. Свидетельства иностранных источников о существовании казаков на Вятке с 13в. (Джагфар Тарихы, Нариман Тарихы).
   7. Свидетельства российских источников (летописей, грамот и переписей 16-17в.) о казачьем образе жизни вятчан.
   8. Полная идентичность рисунка Вятского герба с казачьими украинскими гербами, печатями и эмблемами.
   9. Поддержка Вятской версии видными историками казачества (Е. Савельев и др.)
   10. Генетическая близость вятчан и казаков.
   Ничего подобного в пользу какой-то иной гипотезы просто нет.
  
   Евгений Харин
   народный историк, Слободской город, апрель 2014
  
   ПРИЛОЖЕНИЕ
  
   Отрывки из работы А.Г. Бахтин 'Казанская украина' на рубеже XV-XVI вв.
   "В источниках XV-XVI вв. встречается понятие южной 'крымской' и восточной 'казанской украины' (окраины). Последняя представляла собой буферную зону шириной от нескольких десятков до нескольких сотен километров... В целом граница определялась лишь приблизительно, по принципу уплаты населением ясака. Условно от устья Суры ее можно провести на север через Ветлуж- ско-Унженское междуречье к Средней Вятке и далее к Каме выше устья реки Белой, на юг - вдоль русла Суры к Дикому полю, где находилась 'крымская украина'. В зависимости от результатов военных действий граница сдвигалась в том или ином направлении...
   Полная опасностей жизнь жителей 'казанской украины' - вятчан, унжан, галичан и нижегородцев - закаляла характер, сплачивая их в борьбе за существование. В первой половине ХVI в. немало русских беглых людей скрывалось на 'казанской украине', где было опасно, но куда не всегда дотягивались руки боярско-дворянского сыска. Герберштейн писал, что Вятская земля 'служит своеобразным убежищем для беглых рабов и злодеев'...
   Пограничье требовало создания и сохранения там особых административных образований. По периметру восточной границы в силу особой политической ситуации и целенаправленной государственной политики сложились полунезависимые политические образования. На севере это была Вятская земля, на юге - Касимовское царство, Темниковское княжество и др., южнее начинались казачьи области...
   У вятчан была налажена торговля с Казанью. Оттуда они получали хлеб. Вятская земля для выживания использовала не только силу, которой не всегда было достаточно для противостояния сильным соседям, но и политические контакты. Временами вятчане платили дань в Казань. Такие отношения существовали и после подчинения Вятки Москве. Об этом свидетельствуют сепаратные переговоры вятчан с казанским ханом Сафа-Гиреем в 40-е гг. XVI в...
   По свидетельству краеведов XIX в., многие жители Вятской земли и Поветлужья вели свою родословную от местного мерянского, марийского или удмуртского населения... Во время восстания народов Поволжья в 1582 г. 'казанская украина' упоминается в разрядной книге. Последний раз это понятие употреблялось в Смутное время".
  
  
   История татар с древнейших времён в семи томах.
   Том 2. Волжская Булгария и Великая Степь. Казань, 2006.
   С.К. Белых, Л.Д. Макаров (Ижевск)
   глава 'НАСЕЛЕНИЕ КАМСКО-ВЯТСКОГО КРАЯ В БУЛГАРСКОЕ ВРЕМЯ'
   "По мнению Л.Д.Макарова, Вятская земля была феодальной вечевой республикой (по типу Великого Новгорода), управляемой местным боярством, земскими воеводами и ватаманами. Впрочем, судить о структуре управления и социальном составе Вятской земли пока еще очень сложно, т.к. эти аспекты лишь бегло упомянуты в одном-единственном источнике - грамоте митрополита Ионы, направленной на Вятку около 1452 г...
   В отличие от Л. Д. Макарова, говорящего о феодальной вечевой республике, В. В. Напольских (устное сообщение), учитывая отсутствие источников, свидетельствующих о собственно феодальной организации вятского общества и о республиканских институтах, предлагает использовать в отношении населения Вятской земли и его социально-политической структуры термин "предказачество", имея в виду, что источники формирования населения (выход на 'вольные земли' на окраинах Руси), образ жизни (сочетание крестьянского хозяйства с военной активностью и соответствующей организацией, охватывавшей, видимо, всё мужское население) и политическая организация (известно мало, но во всяком случае речь идёт об отсутствии у вятчан единоличной власти и наличии руководителей, так или иначе опирающихся на одобрение со стороны вольницы) вятчан XIV-XV вв. и казаков XV-XX вв. были близки. Отличие, которым обосновывается приставка "пред-", состояло в том, что, вятчане не состояли на службе у государя в силу отсутствия такового".
  
   Владимир Катаев
   https://m.vk.com/id17297533?own=1#wall
   (Отрывок из записи ВК 10 апреля 2017г.)
   Как известно, территория Вятской губернии не относилась к традиционным казачьим землям, установившимся к началу ХХ столетия в Российской империи, т.е. таким, как земли одиннадцати Казачьих Войск России. Но Казачество на Вятке было и оставило свой яркий след в истории нашего края.
   Конечно это в первую очередь ушкуйники, одни из основателей Волжского и Донского казачества. Принесшие в казачество традиции, образ жизни и военное умение. Казаки на конях это уже потом, а сначала казаки на ладьях, стругах. Летописное упоминание за 1578 год, что в составе Волгского казачьего Войска появился Вятский отдел (сотня), которую возглавлял будущий покоритель Сибири Атаман Ермак Тимофеевич. Его отряд базировался в Вятском имении купцов Строгановых городке Кае (ныне Кай-городок Республики Коми) и ему было придано '...200 вольных мастеровых из Слободского уезда'. Кроме того, в Вятке были приняты есаулы Ермака Тимофеевича Иван Кольцо и Илейка Муромец (будущий самозванец Лжедмитрий II). Долгое время эти есаулы состояли в охране вятских купцов Рязанцевых, ведущих торговлю с Астраханью '...сапогами, кожами, толокном и овсом...' и их стараниями были основаны казачьи поселения на Вятке: Казаковщина, Казаковцевы, Эсауловы.
   Поход 1584 года в Сибирь Атамана Ермака Тимофеевича тоже потребовал дополнительных людских ресурсов - 200 человек на реку Туру и 200 человек на укрепление Пелымского городка. Их набирали в Слободском и Котельнических уездах. В том же году, Волгское казачье Войско набирало на Вятке 500 человек на укрепление крепости Терка (ныне это Наурский и Шелковской районы Чеченской Республики), которая в 1578 году стала центром Надтеречного Казачества (ныне Терское Казачье Войско).
   Позднее, начиная с середины 17-го века, Казачьи Войска Российской империи '...приискивали себе потомков казаков с Вятки...'. Так например, из выходцев Вятки проживающих в селе Ощепково, Тюменской губернии в 1761 году был сформирован Тобольский казачий полк Сибирского Казачьего Войска. В последующие годы, вплоть до Первой мировой войны, и другие Казачьи Войска 'приискивали' на территории Вятки потомков вольных казаков. Якутский казачий полк 1899,1905-1906 годы, Уссурийский казачий полк 1905-1906 годы, Тобольский казачий полк 1896- 1897 годы, Терское Казачье Войско 1881-1889 годы, Сибирское Казачье Войско 1889-1895 годы, Семиреченское Казачье Войско 1891-1896 годы.
   Знаменитая Отечественная война 1812 года тоже упоминается в хрониках о казаках Вятки. Когда Донской Атаман Матвей Платов бросил клич о казачьем ополчении на войну с Наполеоном, вятские городовые казаки не остались в стороне. Ими был сформирован пятисотенный казачий конный полк и шесть пластунских казачьих пеших команд общей численностью 1200 человек - всего 1700 казаков под началом войскового старшины Никиты Перминова, есаулов Игната Мосяка и Никифора Рожка (Рожкова). Перед уходом в поход, казаки заложили на месте обнаружения целебного источника часовенку в честь Иоанна Предтечи, а когда вернулись из заграничных походов в 1815 году, на трофеи в этих походах заложили каменную церковь Иоанна Предтечи. Также на средства казаков были построены Донская и Пятницкие церкви (ныне уничтоженные).
   Не стоит забывать и 1555 год, Судбищенская битва с крымским ханов Давлет-Гиреем, в котором участвовали вятские казаки атамана Бахтияра Зюзина.
   По собранным материалам на севере Вятки, на территории нынешнего Подосиновского района Кировской области, вдоль реки Юг находились казачьи поселения Романово, Кошково, Ивково и другие. Там проживали казаки-северюки. В настоящее время издана книга Меньшенина В.И. 'Казаки-северюки' в четырёх томах, где подробно описывается их быт, традиции, воспитание молодёжи, ратные подвиги на всех войнах, которые вела Россия и уникальное обучение ратному искусству казака-северюка.
  
  
   О штандартах и штанах
  
   Штандарт - небольшое квадратное знамя (опознавательный знак) развернутое на вершине длинного древка. В Российской империи начали присваивать кавалеристским и казачьим полкам с 18 века. Некоторые из штандартов, а также схожие с ними христианские хоругви по форме напоминают "штаны". Происхождение слова штандарт в значении воинское знамя ищут в западно-европейских языках. Связь со словом "стандарт" очевидна, но она мало что проясняет. На мой взгляд, более прозрачна этимология от слова штаны.
   Происхождение слова штаны в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.
   Штаны́. Происхождение неясно. Считается заим. из тюркск. яз., в которых иштон < ичтон - 'кальсоны' является сложением ич - 'внутренний' и тон - 'одежда, платье'. Однако не исключено, что это слово (ср. др.-русск. стони) является исконно русским, того же корня, что и остег - 'одежда', стегать - 'шить', без подвижного с (ср. кора - скора), лат. toga - 'верхняя одежда, мантия' и т. п. В таком случае оно является производным с помощью суф. -n- от основы *stog- (gn > n, ср. двигать, но двинуть).
   Добавлю, в такой трактовке видно сближение со словом Стяг, первоначально "шест" или "кол" - древко. Образовано от сътягати - 'стягивать'. Буквально стяг означает 'то, что стягивает' (обтягивает, облегает как штанина ногу). Переход значения на 'знамя' произошел в связи с тем, что последние натягиваются на древко. Из др.-сканд. stǫng ж. 'древко, шест', др.-шв. stang. Древние русские и казацкие знамена звались хоругвями. До наших дней эти предметы-символы сохранились в церковных ходах и военных парадах.
   Хору́гвь. Обычно объясняют как общеслав. заимств. - через тюрк. посредство - из монгол. яз., где orungo - 'знамя'. Однако основа на ū (хоругвь < *chorǫgy, chorǫgve), которой оформлялись герм. заимств. (цьркы и т. п.), дает возможность истолковать слово как передачу готск. hrugga 'палка, древко' (знамени). - В словаре Шанского Н. М.
  
  Мне кажется, многое объяснимо, если предположить, что в качестве штандартов для своих ватаг казаки использовали отличительную деталь одежды ватаманов - полосатые штаны-шаровары. На Вятке их шили из четырех полотнищ разных цветов (желтый и синий), на которых могли быть вышиты индивидуальные символы или буквы конкретного воинского подразделения. Со временем утилитарное ношение элитных "штанов" было забыто, но характерная форма знамен-штандартов (раздвоение на одной стороне) еще сохранялась. Рисунки полковых знамен запорожцев:
  
   []
  
  
   Послесловие
  
   Некоторые сомневаются в существовании самоуправляемой Вятской республики. Действительно, прямых свидетельств этого немного. Формально Вятка-Нукрат могла входить в сферу правления Орды или (позже) Москвы, но при этом на деле могла и сохранять полное внутреннее самоуправление. Хороший аналог этому нынешняя Чеченская республика. Собственные военные формирования позволяют ей это осуществлять. Вятчане 15-16 веков, судя по сообщениям летописей, располагали флотом и хорошо вооруженными профессиональными воинами. Как это случилось?
   За отсутствием иных источников, обратимся к булгарским хроникам. Претендовавший на власть в Булгаре Гази Барадж нанял в качестве гвардии прибывших на Волгу берладников (заднепровских бродников). В последствии половина их поселилась на Вятке. Гази Барадж пошел на сотрудничество с монголами, поэтому и вятчане могли присоединиться к их завоевательным походам на запад.
   Это сотрудничество в период завоеваний обеспечило Вятке особое положение и прямое подчинение Каракоруму. Сбор пушной и другой дани с северных русских земель контролировал Устюжский баскак. Прямая дорога на Монголию шла через Вятку. Вятчане могли участвовать в сборе и транспортировке этой дани. О самоуправляющейся Нукратской республике пишут обе булгарские хроники. Замечу, что Казань как центр власти в этот период (1270-1360) не фигурирует.
   Во второй половине 14 века империя монголов развалилась, начались междоусобицы. Вятка усилилась притоком ушкуйников и стала полностью самостоятельной почти на сотню лет. Затем начались войны Москвы и Казани. Вятчане оказались меж двух огней, лавировали, и еще около ста лет сохраняли остатки вольностей. Таким образом и накопилось три века свободы!
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"