Аннотация: 4-8 главы. Биармия, Вятичи, Карта Идриси, Готы и Гунны.
4. БИАРМИЯ и АЛАБУГА
Верещагин Г. Е. Елабужское Чёртово городище
"С легендами о Чёртовом городище связывается сказание об Ананьевском могильнике, находящемся близ Елабуги. М.В.Уфимский, сотрудник "Волжского Вестника" (См. "Волжский Вестник" за 1885 г. N163.- прим. автора) говорит, что Чёртово городище было цитаделью, или крепостью чуждых народов, которых местные легенды причисляют к чуди. Что это был за народ, следует обратиться, говорит г. Уфимский, к народным хроникам. Одна из таких хроник, приобретённая в Уфимской губернии г. Вельяминовым-Зерновым и помещённая в записках Археологического общества (См. "Записки О-ва" т.XIII, 1859 г. С. П. Б.- прим. автора) рассказывает, как магометане приводили идолопоклонников, в том числе и камских болгар, в магометанство в XIII веке при хане Узбеке; между прочим, тут же упоминает и об язычниках северной стороны реки Белой (как называют татары не только Белую, Уфимской губернии, но и Каму), живущих в устье Тоймы, впадающей в Каму (у подошвы горы, на которой стоит Чёртово городище), в г.Содоме, т.е. Алабуге (По гречески, как по-татарски рыба окунь - прим. автора).
Это был большой город. Его основал Искандер-Зюль-Карисин; ныне он так же, как и г.Болгары, разорён Темир Аксаном. Значит, - заключает г. Уфимский, - на месте нынешней Елабуги был г. "Содом" - испорченное Сюддюм, означавшее название города пещерно-курганных юнанских народов. Это видно и из арабской хроники г. Хлебникова, о которой сообщил в своей речи Шестаков на Археологическом съезде в Казани в 1887 году. Из этой хроники видно, что здесь жили аборигены края, юнанские народы (юнан-шульганы и юнан-касауры), которые ездили на лошадях особой породы и жили в пещерах Казанской и смежных с нею губерний, а также в пещерах Уральских гор и их отрогов. Остатки этих пещерных народов предполагаются в Ананьевском или, по словам Шестакова, в Юнаньевском могильнике, около Елабуги, где находятся каменные и бронзовые остатки. По исследованиям г. Невоструева современной этому могильнику найденной здесь плиты с изображением человека, народ соответствовал Геродотовым скифам как по вооружению, так и по украшениям и по остроконечной шапке; да и жил здесь народ, по крайней мере, за 3000 лет до нас. Народы юнаньевские, по словам Шереф-Эддина, имели древний город Сюддюм, на месте которого стоит Чёртово городище. Башкиры и татары говорят, что Алабугу основал Искандер (Александр Македонский).
Название Елабуги вошло ещё до преобразования в 1780 году государева села Трехсвятского в г.Елабугу. Откуда оно могло попасть в книгу "Большой Чертёж" (М. 1846 г. стр.1 8.- прим. автора), в которой говорится, что "ниже реки Ика 40 вер., на реке Каме град Чёртов". И в "Древней Российской гидрографии" прибавлено: "Алабуга тож". Так же и в писцовом межевом списке писцов Семёна Волынского с товарищами в 164, т.е. в 1656 году, записано: "В Казанском уезде по Зюрейской дороге межа учинена у государева дворцова села Трехсвятского, что на Елабуге с Троицким монастырём каменного городища"; а в переписных книгах князя Димитрия Болховского 155, т.е. 1647 года, написано: "За Троицким Елабужским монастырём в вотчине от Чертовского песку вниз Камою..." и т.д.
Таким образом полагает названный выше автор статьи - Юнан или Ананьевский могильник принадлежит скифским народам; а известно, что греки скифами называли не одну определенную национальность, но целый комплект народов, отчасти индогерманского, отчасти же урало-алтайского татарского корня. Они жили к северу от Чёрного моря, по берегам которого греки имели свои колонии для торговых сношений с скифскими племенами. Известно также, что греки присваивали происхождение скифов от Геркулеса и скифской красавищы полуженщины-полузмеи, которая родила от Геркулеса трёх скифских родоначальников: Агатирса, Гелона и Скифа и помещали потомков последнего ближе к своим колониям, а потомков Гелона или гелонов - к северу за ними, как раз почти в тех местах, где обитали скифские племена юнан; с этими племенами, весьма вероятно, они и пришли в столкновение, вытеснили их из этих мест и заняли г.Сюддюм, который и назвали в честь своего родоначальника Гелоном, и был он разорен в VI веке до Рожд. Христ. персидским царем Дарием Гистаспом. Этот царь, озлобясь на скифов и гоняясь за ними в обширных лесах и степях, дошёл, вероятно, до Гелона, перезимовал здесь в 512 году до Р. Х. и, возвратясь обратно, выжег его; затем, когда после скифов поселились здесь камские болгары, они восстановили остаток Гелона и назвали его по имени своего князя Абдра-Хима Бряхимовым. Это подтверждает и Карамзин, говоря, что после взятия Бряхимова Андреем Боголюбским, он ещё существовал до нашествия монголов, во время которого подвергся уже полнейшему разорению, и существование города прекратилось".
((Е.Х. - Название "сюддом" совпадает с приводимым в Джагфар Тарихы наименованием Скандинавии - Саддум. На городище выявлен древнерусский материал.)
Нигамаев А. З. БОЛГАРСКИЕ ГОРОДА ПРЕДКАМЬЯ
"Городище расположено юго-западнее исторического центра города на правобережье устья р. Тоймы, правого притока р. Камы. Занимает северо-восточную половину большого мыса коренной террасы Камы, возвышающегося над ней на 50-64 м. Восточный склон мыса представляет собой крутой каменистый спуск к реке; к западному примыкает глубокий (до 40 м) длинный овраг (рис.3).
Площадка городища с незначительным уклоном на север имеет ширину 120-80 м, длину 370 м и укреплена с юго-западной, напольной стороны 3 линиями земляных валов и рвов. Ширина основания валов 10-13 м, сохранившаяся высота около 1,5-1,7 м, ширина рвов 4-5 м при глубине около 1,5 м. Общая площадь городища, включая укрепления, достигает 34000 кв. м. Сохранность памятника плохая. В XIX в. значительная часть площадки городища распахивалась. В 30-е годы XX века с целью открытия карьера на юго-западной части памятника велись земляные работы. В 1958-1962 гг. нефтяники добывали здесь бутовый камень. В связи с этим первая и вторая линии валов, а также центральная часть площадки городища сильно разрушены и сохранились фрагментарно. Наружные склоны внешнего ряда валов и почти вся площадка городища изрыты поздними перекопами и ямами; некоторые из них представляют собой остатки небольших раскопов и шурфов, производившихся в течение последних двух столетий. Прилегающая с юга территория плотно застроена дачными домиками.
Белокаменное сооружение с частично уцелевшей и отреставрированной в XIX в. башней -единственное наземное архитектурное сооружение домонгольской Болгарии - располагается у восточного склона средней части площадки городища.
Посад средневековой Алабуги открыт в 1997 г. и до настоящего времени исследуется Елабужской археологической экспедицией. Он расположен в 1700 м к северо-востоку от городища на правом берегу р. Тоймы. Занимает центральную часть территории, прилегающей к надлуговой террасе, ограниченной с запада и востока небольшими речушками, овражками. Будучи центром Трехсвятской крепости, а потом и Елабуги, данная территория в XVI-XVIII вв. активно застраивалась, что привело к сильному разрушению хронологически более ранних отложений культурного слоя. К настоящему времени следы посада болгарского времени прослеживаются на территории около 20000 кв. м. Елабужский II некрополь, обнаруженный Елабужской археологической экспедицией в 1994 г., располагался вдоль восточного склона мыса в 100-200 м южнее внешнего вала городища. Почти полностью уничтожен во время строительных работ в 1983-1984 гг. Приблизительная площадь некрополя не более 2000 кв. м.
Елабужский III некрополь открыт в 1997 г. Занимал южную окраину средневекового посада, прилегающую к черте надлуговой террасы. Площадка некрополя имеет незначительный уклон на юг. Ориентировочные размеры: с запада на восток 80-85 м, с юга на север 40-45 м.
Елабужский IV некрополь расположен в 500 м восточнее посада и 2200 м северо-восточнее городища (район пересечения улиц Тукая и Октябрьской), в более 100 м от края надлуговой террасы р. Тоймы. Существовали отрывочные сведения о разрушенных на данной территории погребениях. Впервые исследован Елабужской археологической экспедицией в 2001 г. Приблизительная площадь памятника около 9000 кв. м. [Нигамаев, 2002 , с. 98-100].
Наиболее ранние сведения о Елабужском городище даются в историко-публицистическом сочинении "Казанская история" неизвестного автора второй половины XVI в.: "Бе не в коем улусе казанском мал градец пуст, на брезе высоце Камы реки стоя, его же Русь именует бесовское градище. В нем живяше бес, мечты творя от много лет. И то бе еще старых болгар молбище жертвенное. И схожахуся ту людие мнози со всея земля Казанския, варвари и черемиса, и мужи и жены, жруще бесу и о полезней себе вопрашаху от ту сущих волхвов. Бес же аки овех от недуг исцеляше, и овех, с нерадением минующих его, умаряше, не пометнувших ему ничто же и плавающих рекою опроверзаше ладья и потопляше в реце, чюдо же, и от кристьян неких погубляше, тем никто же смеяше проехати его, не повергши мало что от рухла своего. И к вопрошающим ответы невидимо отдаяше жерцы своими, и комуждо их долголе(т)ствие сказоваше, и смерть и здравие, и немощи и убытцы и на землю их пленение, и всяку скорбь. И на войну пошедше, жряху ему совопрашающеся с волхвы, аще с добытком или с тщетою возвратятся. Бес же все проявляше им впред и сим прелщаша, овогда же и лгаше...".
Интересные сведения содержатся в татарских, в том числе фольклорного характера, источниках. В большинстве из них с древней Алабугой связываются остатки военной крепости с развалинами каменных сооружений. В них же указываются на весьма почитаемые мусульманские святыни - "кладбища святых" в устье р. Тоймы. Автор XVIII в. Хисамутдин Шарафэтдин, который в числе других опирался и на фольклорные данные, в своем сочинении "Таварихэ Болгария" пишет: "Господин эмир Тимур прибыл в Содом (Суддум), то есть в город Елабугу. В то время в Содоме ханом был Ильбахты, сын Уразбахты хана. Этот хан не знал никакой веры и религии; мир-Тимур обращал его в ислам, но тот не согласился. Упомянутый Содом был небольшой городок, его также обратил в прах и, приказав разломать ворота, бросил их в Каму, жителей же взял в плен, а остальных разогнал всех по разным странам света. Он посетил могилы последователей (ислама), находящиеся на устье Туймы". [История Татарии в документах, 1937, с.44].
В других татарских преданиях приводятся сведения о давних родственных связях между казанскими и алабужскими правителями, о местном хане Сугуне, сыне Ильбахты, его приемнике Ислам беке, о погребении хана Улу-Мухаммада в окрестностях города и т.д. [Эмирхан, 1994, с.ПО]. И, наконец, существует "Байт об Алабуге", бытовавший среди местных татар:
"Алабуга город белый, история его будет долго жить, Врагу, нашествиям не уступит, преградит дорогу им. Алабуга русским от хана Саугана досталась, Судьба хана Саугана в истории осталась. Запряг я лошадей, намереваясь отправиться в Саралы, Саралы, Сейтяк крестились, распространяя огонь неверных. Алабужские старейшины Туйходжа и Акходжа Выдворены из страны, Сарай с Саеттакбеком вышли из исламской веры."
Конец цитат.
В статье "Алаборг предшественник Елабуги?.." (В.Тукмачев) проводится отождествление города-государства Алаборг из скандинавских саг с Елабужским "Чертовым городищем" известным под названием Алабуга:
"Шведское и древне-шведское слово "ала" обозначает "гореть, горелый" (см. Этимологический словарь Макса Фасмера, том 2, М.,1986, с.16). Общеизвестно, что элемент "борг" использовался в северных источниках для обозначения нескандинавских городов. Таким образом, в переводе со скандинавских языков Алаборг - "горелый город".
Вполне вероятно, что викингам было известно предание о сгоревшем здесь когда-то деревянном городе Гелоне. Эта версия заслуживает внимания ещё и потому, что торговые связи Нижней Камы с Норвегией прослеживаются учеными с древнейших времен. Об этих контактах местного населения свидетельствует и то, что ананьинские бронзовые топоры-кельты во множестве находят норвежские археологи у себя на родине.
Кроме того, в знаменитом Ананьинском могильнике близ Елабуги добыта небольшая группа предметов, которые могли иметь значение только символическое или священное, может быть, значение амулетов. К числу таких предметов археологи относят бронзовые колёсики о четырех спицах, встречающиеся и среди предметов, добытых из древнейших скандинавских могил бронзового века" (см. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества, том 5, СПб, 1914, с.542).
Чтобы достичь Алаборга, следовало, по словам "Саги о Хальвдане, сыне Эйстейна" http://norse.ulver.com/src/forn/halfdane/ru.html, ехать к востоку от Ладоги, а затем повернуть на север. Это первый путь, то есть - волоками по мелким рекам до Волги, далее по ней, а из Волги в Каму. Всего же описываются три пути ведущие из Ладоги в Алаборг: "Все пути ведущие туда, трудны". Второй путь лежит значительно севернее: водными волоками до Северной Двины, Вычегда, река Нем, Бухонинский волок (с полверсты) и викинги в бассейне реки Кама. "Третий путь самый близкий" - говорится в саге. Итак, третий путь: Сухона, Луза, Сокся, сухопутный волок (3 версты) и река Гостиладор (бассейн Вятки), Летка, Вятка, Кама. Вот таким образом викинги и руссы и путешествовали.
Далее в саге отмечено, что земля Алаборга примыкала к Биармии. По мнению некоторых современных исследователей, Древняя Биармия занимала территорию следующих российских губерний: Архангельской, Вологодской, Вятской и Пермской. Интересно, что академик Шведской академии наук Андерс Стриннгольм в своей книге "Походы викингов", изданной в 1861 году на русском языке, пишет следующее: "На этих реках, между Белым морем, Волгою и Уральским хребтом, лежала прежняя Пермская страна, или Бьярмия, славившаяся богатством, торговлей и могуществом". И далее он продолжает: "Источники богатства в золоте, серебре и других драгоценностях привлекали в эту страну викингов и купцов и заставляли предпринимать путешествия в Бьярмию, столько прославленную ими на севере. Не подвержено никакому сомнению, что бьярмийцы принадлежали к обширному чудскому племени. О бьярмийском государстве известно, что оно пало около 1236 года во время вторжения Чингисхана и его монгольских орд в Северную Европу, а потом было покорено царем России Иваном Васильевичем в конце 15 века."
Норвежскими источниками также описывается последнее путешествие в Бьярмию, случившееся в 1222 году. Упомянутый выше Андерс Стриннгольм пишет: "Незадолго до вторжения монголов изрублены были в Бьярмии все седоки одного торгового корабля, прибывшего туда из Халогаланда в Норвегии. Тогда два подручника норвежского короля, Хакона Хаконсона, с четырьмя сильно вооруженными кораблями отправились в землю бьярмийцев, для отмщения им и их государю за убийство своих земляков."
Многие авторы 19-го века, в частности: К.И. Невоструев, Г.Е. Верещагин и другие, писали, что первоначальное название Елабуги было Суддум. Долго не мог понять, почему Суддум и как это объяснить. Однажды, читая "Джагфар тарихы", с удивлением узнал, что Садум в переводе с булгарского - это Скандинавия. Всё стало понятно - Суддум, вероятно, означает "скандинавский (город)".
Интересно, что Рустам Набиев в книге "Булгар и Северная Европа", изданной в Казани в 2001 году, пишет: "Длительное время русские ученые мучаются, пытаясь "привязать" город Алаборг в Гардарики к какому-нибудь населенному пункту в русских княжествах. Пока "привязали" к Олонцу! (Глазырина Г.В., 1984.с.200-208)." И далее он продолжает: "есть ли смысл выискивать мало похожие на Алаборг "деревни" на территории русских княжеств, когда существовал стратегически значимый пункт на оживлённом волго-балтийском пути как Алабуга?"
Конец цитат.
"В самом конце X в. болгары закрепляются и на устье Тоймы. Скорее всего данное событие ограничилось прибытием на здешнее укрепленное поселение-убежище (Елабужское городище) небольшого военного отряда во главе с одним из болгарских князей - беков. Следы болгарских военных крепостей можно обнаружить и выше Елабуги. Такие опорные пункты были построены и на устье р. Иж (Благодатное городище), и напротив устья р. Агидель (Чегандинское городище). Отсутствие какой-либо серьезной угрозы с севера и северо-востока привело к тому, что некоторые из них в скором времени прекратили своё существование. Другие же, прежде всего контролировавшие устья крупных и средних рек, не потеряли своего значения в течение всего домонгольского времени. Даже среди последних крепость на Елабужском городище резко выделялась.
Обосновавшись на городище, болгары стали обустраивать его по назначению. Привлекая к работам местное население, они усилили существующие оборонительные сооружения, на месте языческого святилища поставили деревянную мечеть. Сил и средств на большее в этот период не хватило. В дальнейшем были воздвигнуты ещё две линии обороны, состоящие из рва, валов, поверх которых шли частоколы, а на восточных концах стояли проездные башни. Болгары существенно увеличили свою военную крепость, площадь которой с 15 000 кв. м (1,5 га) достигла 34 000 кв. м (3,4 га). Приблизительно такой же была площадь и ранней Казани (около 4 га). Увеличение численности мусульманского населения в данной местности и рост товарообмена по Камской магистрали в связи с потерей торговых позиций на Верхней Волге в XII в. сделали Елабужское городище культовым центром края. Именно тогда на месте деревянной мечети появляется белокаменная мечеть-цитадель с восемью башнями и полубашнями..." Средневековая история Елабуги.
"Город Бряхимов в древности назывался Гелон, до которого доходил персидский царь Дарий, гнавшись за скифами за 512 лет до рождения Христа и оный выжег", пишет глава города И.В. Шишкин в своей книге "История города Елабуги". О существовании Гелона упоминается и в документе "Новейшие землеописания Российской империи" (С.-Петербург, 1818 г.), где говорится, что на месте Елабуги (Чертово городище) находился в древности город Гелон. Впоследствии во время расцвета Волжской Булгарии город Гелон, уже восстановленный, получил название Бряхимов в честь Ибрагима - царя Волжской Булгарии и стал северным форпостом страны. Здесь же покоится один из полководцев Александра Македонского. Еще в 985 году будущий царь Ибрагим, будучи губернатором Байтюбя, построил здесь для себя каменный замок и назвал его в честь своего кумира Александра Македонского Аламир-Султаном. Это еще одно древнее название Елабуги. Одна башня замка называлась "Алабуга", позднее был построен балик (острог) под названием "Алабуга". Десятый царь Волжской Булгарии Ибрагим после смерти в 1025 году погребен здесь же. После этого Аламир-Султан стали называть иногда Ибрагим-Керманом. Позже на этом месте построено село Трехсвятское. До конца XVIII века татары и русские произносили название города как "Алабуга". И лишь позднее за городом закрепилось русское название "Елабуга". http://tatpolit.ru/category/zvezda/2007-09-12/446
"Античный историк Геродот на севере Скифии описывает будинов. "Будины - могущественное и большое племя, относимое к культурному сообществу эллинов. Они светлоглазые и рыжеволосые. На их земле находится деревянный город под названием Гелон. Каждая сторона городской стены, по Геродоту, имела длину в 30 стадий. Из дерева построены не только стена, но и все дома и святилища. Раз в три года будины справляют празднество в честь Деониса. Жители Гелона изначально были греками, эллинами. Среди будинов выделяются гелоны, говорящие по-гречески и по-скифски (потомки смешенных браков пришлых эллинов и местных будинов). Будины были кочевниками и питались сосновыми шишками (точнее, зверьками поедавшими шишки - белками). Гелоны, напротив, занимались земледелием и пекли хлеб".
Скифские мечи и ножи, под цифрой III Прикамье в области Ананьинской АК.
"Нападения на Великую Скифию": "Реальное местоположение города Гелона находилось в 45 км западнее существующего города Елабуга, у села Камские Поляны, напротив устья реки Вятки. Здесь, как и у Елабуги, в те далёкие времена проходил под рекой Камой подземный ход, указывающий на важность этого места. Здесь же имеются следы древнего поселения и далёких битв. Удалось также определить местоположение главных городов других царств, сопредельных со скифами... Савроматы живут восточнее Дона и говорят по-скифски, занимая земли к северу от Азовского моря на расстоянии 15 дней пути. Выше их живут будины на землях поросших разнообразным лесом. В их области выстроен город Гелон, где длина каждой его стены равна 30 стадиям (6 км). Там были храмы с алтарями и статуями эллинских богов. У гелонов общий язык со скифами, но различен с будинами. Будины являются кочевниками и исконными жителями этих мест. Выше будинов, к северу, идёт сначала пустыня на расстоянии более 10 дней пути. За пустыней в северо-восточном направлении живут тиссагеты-охотники..."
И. В. Шишкин в своей "Истории города Елабуга" отмечает, что на месте Елабуги вплоть до XIV века был город Бряхимов, названный так в честь булгарского князя Абряхима. Интересно то, что еще в 1877 г. идентификацию Бряхимов - Елабуга опроверг историк С. М. Шпилевский в своей работе "Древние города и другие болгарско-татарские памятники в Казанской губернии".
Свидетельствует И. В. Шишкин: "Что на месте "Чертова городища", находящегося от Елабуги в одной версте, был город Бряхимов, это очень вероятно". В начале XIX в. историограф Н. М. Карамзин в своем труде "История государства Российского" (т.2., гл. ХVI) отметит, сообщая о походе Андрея Боголюбского: "Оскорбленный соседственными болгарами, он разбил их войско многочисленное, взял знамена <...>. Россияне завладели на Каме славным Болгарским городом Бряхимовым и несколько других городов обратили в пепел".
По поводу эпитета "славный", который Карамзин перенял из древних летописей, Шишкин в своей "Истории" отмечает следующее: "А на предполагаемом месте славного Бряхимова есть довольно причин для названия его славным особенно в те времена: он имел крепость, окруженную тремя валами, с четырьмя башнями, построенную из дикого камня очень прочно и искусно..."
Точку зрения И. В. Шишкина поддержал и член Сербского ученого общества (г. Белград) К. И. Невоструев (1815-1872 гг.) в своей работе "О городищах древнего Волжско-болгарского и Казанского царств в нынешних губерниях Казанской, Симбирской, Самарской и Вятской" (Москва, 1871 г.). Невоструев отмечает (стр. 59): "...автор Вятской истории Вештомов в гл.11 под Бряхимовым определенно указал Чертово Елабужское городище, что приняли и некоторые другие. Мнение это подтверждается тем, что <...> Никоновская <летопись>, Степенная книга <Москва, 1775 г. ч. I стр. 299> и История царства Казанского, также Древний летописец (Спб. 1775, ч.2. стр.251) Бряхимов прямо указывают на р. Каме". http://subscribe.ru/archive/history.ela ... 10130.html
http://www.voskres.ru/articles/critics.htm ---- В статье изложены факты за то, что каменная Алабуга была крепостью-цитаделью, а не мечетью. "При раскопках выявлены великолепно сохранившиеся фундаменты стен и башен. Булгарская цитадель в плане имела четырехугольную форму. Она состояла из внутренних и внешних стен, угловых башен, выдвижных полубашен, сооруженных посредине стен, и полос своеобразных кронверков, которые стрех сторон равномерно опоясывали внешние стены, угловые башни и срединные полубашни... Диаметр угловых башен и средних полубашен 5,4, а толщина их стен 1,2 м... При раскопках на Елабужском городище пока не найдено фактов, связанных с мусульманской религией его обитателей..."
Елабуга входила в Вятскую губернию.
Из "Саги о Хальвдане, сыне Эйстейна" о пути в Алаборгhttp://norse.ulver.com/src/forn/halfdane/ru.html :
"Все пути, ведущие туда, трудны, - сказал Хривлинг. - На корабле можно доплыть не быстрее, чем за пять недель, и этот путь наиболее опасен из-за викингов и вооруженных людей. Другой путь лежит восточнее, но там, однако, придется идти по горам и пустынным местам. Этот путь долог и труден, и я не уверен, что он проходим. Третий путь самый близкий; если повезет, то по нему можно добраться за три недели, но на нем много препятствий. Во-первых, это лес длиной в 20 рёстов (дневных переходов по суше), называющийся Кольског (Лес Коля). Там живет злодей по имени Коль (перевод - Раб) и его дочь, которую зовут Гуллкула (Золотой Шар). Никто не может надеяться остаться живым, если встретится с ними. Недалеко оттуда другой лес, длиной в 4 и 20 рёстов, который называется Клифског (Скалистый Лес). Там живет злодей по имени Халлгейр, с ним кабан, встреча с которым опаснее, чем с двенадцатью воинами. Вслед за тем приходишь ты в лес под названием Калварског, и он в 16 и 20 рёстах [отсюда]. Там нет никакой пищи, кроме ягод и сока растений. Там живет злодей по имени Сель и с ним пес, огромный, словно бык, умный, как человек, и в бою сильнее двенадцати воинов. А когда ты выйдешь из леса, то море окажется к востоку от Кьёль (горы в Скандинавии). Никто не знает, где оно начинается (Ледовитый океан). Переплыть его может тот, кто лучше всех плавает; а оттуда (не от моря, а от леса Калварског) недалеко до того замка, которым правит Скули".
На мой взгляд, первый из путей шел по Волге, здесь по водной магистрали плавали викинги (дикие скандинавские отряды), а на берегах уже были городки-гарды русов. Самый длинный - обходной по северному морю и С. Двине и далее через пустынную местность и волок на Вятку или Каму. Кратчайший путь от Ладоги проходил по Сухоне, Югу и Вятке. В двух последних случаях путь на Алаборг проходил через Биармию или вдоль ее границ.
Коль указан в саге как доверенный человек правителя Биармии по имени Харек. События данной саги относятся к концу 8 - началу 9века. ( http://uiro.narod.ru/articles/art09.htm )
"В это время правил Альдейгьюборгом (Ладогой) конунг по имени Хергейр; был он преклонного возраста. Его жену звали Исгерд; она была дочерью конунга Хлёдвера из Гаутланда (Готланда). Ее братьями были Сигмунд, который был впередсмотрящим на судне конунга Харальда Прекрасноволосого, и Одд Скраути, отец Гулль-Торира, о котором говорится в исландской Ланднамабок. Их единственную дочь звали Ингигерд; она была прекраснее всех девушек и такого высокого роста, как мужчина; она была многим одарена. Она была отдана на воспитание ярлу (ярл - правитель не королевского рода, не мог быть независимым конунгом) по имени Скули. Он правил Алаборгом и тем ярлством, которое к нему относится; о нем говорили, что он - брат Хеймира, приемного отца Брюнхилд Будладоттир, о которой говорит Сага о конунге Рагнаре Лодброке. Скули был большим героем и мудрым человеком.
Конунг Эйстейн со своим войском подошел теперь к Альдейгьюборгу; конунг Хергейр противостоял ему малой силой. Конунг Эйстейн со своим войском атаковал город. Хотя конунг Хергейр защищался хорошо и мужественно, он не был готов к битве, и кончилось тем, что пал сам конунг Хергейр и большая часть его войска. И когда конунг погиб, предложил конунг Эйстейн мир всем тем, кто там был. Тогда прекратилась битва, и все, кто остались в живых, заключили мир; велел тогда конунг очистить город. Потом он велел привести к себе королеву, но она была подавлена. Конунг пристально посмотрел на нее и затем сказал: "Вполне понятно, - сказал он, - что ты приняла близко к сердцу известие о том, что здесь произошло, но нет худа без добра, и хочу я теперь быть твоим мужем вместо него, и это будет неплохая замена, потому что он был стар"...
Вслед за тем созывает конунг всех своих людей. Тогда сказал он Ульвкеллю Сниллингу и Хальвдану, сыну своему: "Дело в том, - сказал он, - что ярл Скули правит к северу в Алаборге; там у него на воспитании Ингигерд, дочь конунга Хергейра. Скули - большой герой, и мы полагаем, что он выйдет против нас с войском; поэтому вы пойдете на восток навстречу ему и подчините нам страну, но привезете мне дочь конунга. Если вы возьмете страну, тогда Ульвкелль там будет ярлом [в благодарность] за ту благородную поддержку, которую он мне оказал, и я найду для него достойную супругу; а Хальвдан пусть женится на Ингигерд, если он этого хочет".
Ульвкелль и Хальвдан снаряжают теперь свое войско и идут, не останавливаясь, до тех пор пока не приходят к Алаборгу.
Узнав о том, что произошло в Альдейгьюборге, собирает ярл Скули к себе большое войско, но когда войско собралось, он тяжело заболел. Тогда получил он надежные сведения о войске Ульвкелля и Хальвдана. Говорил он тогда с Колем (слугой-воином). "Я хочу, - сказал Скули, - чтобы ты стал предводителем войска; возьми мой стяг и надень мою одежду, и сделаю я тебя ярлом и отдам тебе в жены Ингигерд, мою приемную дочь, если ты одержишь победу".
Однако, в сражении Коль погибает, Скули скрывается.
"После этого конунг отдал Ингигерд в жены Ульвкеллю и дал ему титул ярла, а в управление - Алаборг и то государство, которое к нему относится, и сыграли они веселую свадьбу. И затем отправился Ульвкелль в Алаборг, принял на себя [управление] государством и стал там хёвдингом, выплачивая дань конунгу, и так продолжалось долгое время, и они с Ингигерд любили друг друга".
После смерти конунга Эйстейна началась борьба за передел собственности. Власть в Ладоге захватывает конунг Ульвкель из Алаборга. Но затем его побеждают Хальвдан и Скули. Скули помогает Хальвдану отбиться от наседающих врагов, в том числе, от конунга Бьярмланда Харека, павшего в битве.
"Вслед за тем был у Хальвдана тинг (совет) с жителями этой земли (Ладоги), и решили так, что военный поход в Бьярмаланд должен состояться через месяц. Люди одобрили это, и все поспешно приготовились и пришли в Бьярмаланд, и был ярл Скули там в походе. Там не было сильного сопротивления [со стороны бьярмов]. Подчинили они себе всю страну. Эдню, дочь конунга Харека, Хальвдан взял в свою власть. Грунди звали сына конунга Харека, ему было тогда три года. Он был воспитанником ярла Бьяртмара, сына конунга Ракнара, который велел изготовить Ракнарсслоди (судно Ракнара). Он сделался доверенным лицом Хальвдана. После этого собирается Хальвдан оттуда домой в Альдейгьюборг. Всего он отсутствовал пять зим; там люди приветствовали его. Королева приняла свою дочь хорошо и благодарила обоих, Хальвдана и ярла Скули, за то, что они хорошо с ней обошлись... Ярл Скули отправился домой в Алаборг...
Вслед за тем пришли с востока из Бьярмаланда люди Сигмунда и сказали, что викинги грабили в Бьярмаланде и Ногардах (Новгород?). Они убили Свиди Смелого и подчинили себе Кирьялаботн (Карелию) и большую часть Руссаланда (от Новгорода до Суздаля?). Узнав об этом, Хальвдан и Сигмунд собрали свое войско и отправились на восток в Бьярмаланд...".
Цитата из http://www.lants.tellur.ru/history/DRSZI/V.1.htm
"В "Саге о Хаконе Хаконарсоне", написанной исландцем Стурлой Тордарсоном в 1264-1265 гг. и отличающейся документальным характером, содержится следующий весьма примечательный текст:
"Этим летом отправились они в военный поход в Бьярмаланд, Андрес Скьяльдарбанд и Ивар Утвик. У них было четыре корабля. И то было причиной их поездки, что ездили они в Бьярмаланд в торговую поездку за несколько лет до этого, Андрес из Сьомелингар и Свейн Сигурдарсон, Эгмунд из Спангхейма и многие другие. У них было два корабля. И отправилась они назад осенью, Андрес и Свейн; а они остались с другим кораблем, Хельги Богранссон и его корабельщики. Эгмунд из Спангхейма тоже остался; и отправился он осенью на восток в Судрдаларики (Суздальское княжество) со своими слугами и товаром. А у халогаландцев (Халогаланд - север Норвегии) случилось несогласие с конунгом бьярмов. И зимой напали на них бьярмы и убили всю команду. И когда Эгмунд узнал об этом, отправился он на восток в Хольмгардар (Новгородское княжество) и оттуда по восточному пути к морю...".
Источники позволяют поместить Бьярмаланд в различные и далеко отстоящие области Русского Севера: от Кольского полуострова до Приладожья на юге и Прикамья на востоке.
Настораживает историков и описание Бьярмии как богатой страны, жители которой, достойные соперники викингов, владеют огромным количеством серебра и драгоценных украшений. Картина Русского Севера по археологическим данным разительно отличается от саговой: финские народы севера Восточной Европы вели промысловое хозяйство, почти не имели постоянных поселений; находки здесь серебряных монет крайне редки. Наконец, создаваемое сагами представление о чрезвычайно тесных связях Бьярмаланда со Скандинавией противоречит крайней скудости скандинавских древностей.
Невзирая на явный недостаток географических знаний о регионе, саги тем не менее необычайно подробно и красочно изображают его. Например, Снорри Стурлусон в "Круге земном" рассказывает о поездке норвежца Карли, приводя множество мелких деталей и подробностей:
"Плыли они летом чаще всего так, как позволяли их корабли... И когда они приплыли в Бьярмаланд, то остановились они в торговом месте. Началась там торговля. Все те люди, у кого было для этого имущество, приобрели там огромное богатство. Торир приобрел там много беличьего меха и бобрового, и собольего. И у Карли было огромное богатство, так что он купил много мехов. А когда там закончилась торговля, тогда поплыли они прочь по реке Вине (Сев. Двина). Было тогда объявлено, что мир с местными жителями закончился". Викинги решают напасть на бьярмов, но Торир предлагает воспользоваться обычаем бьярмов выносить в лес и засыпать землей часть наследства богатого человека. Торир приводит отряд к капищу бьярмов. "Они вышли на большую поляну, и на той поляне был высокий деревянный забор, с воротами в нем, которые были заперты. Шесть человек местных жителей должны были охранять каждую ночь этот забор". На дворе капища был насыпан "курган, в нем перемешаны золото, серебро и земля... А еще внутри ограды стоит бог бьярмов, который зовется Йомали". Как оказалось, в руках статуи Йомали была серебряная чаша, полная серебряных монет, а на шее драгоценное ожерелье. Набрав монет с землей из кургана, забрав чашу и срубив ожерелье, викинги бросились к кораблям, преследуемые разбуженными стражниками-бьярмами (Королевские саги 2. С. 75-77).
Некоторые из этих подробностей подтверждаются другими источниками. Действительно, основным предметом торговли скандинавов с северными народами были меха, и торговля эта была весьма выгодной. Действительно, у финских народов существовало божество по имени Йомали: оно названо в одной из новгородских берестяных грамот, где приведено финское заклинание".
Конец цитат.
В первом отрывке описан уход скандинавов из Биармии через Суздальскую землю и Новгород в море. На судах этот путь мог проходить по Волге, следовательно, Биармия (ее юго-западная часть) примыкала к бассейну этой реки. Видимо, в этот период скандинавы были в хороших отношениях с русами Новгорода и Суздаля, поэтому воспользовались самым удобным западным речным путем. Во втором отрывке маршрут иной - через С. Двину. Возможно, место торга находилось в глубине земли Биармов на одном из ее притоков (Юг?). Отсюда уже не далеко до Елабуги-Алаборга, причем, возможны два пути: напрямую через Вятку (с опасностями) или в обход через Суздаль по Волге.
В скандинавских сагах речь идет о вывозимых из Биармии мехах соболей, белок и бобров, а также серебряных монетах, имеющих хождение у населения и находящихся в "святилище Йомали". По находкам известно, что серебряные блюда иранского производства применялись в Прикамье в качестве ритуальных сосудов.
Схоже о мехах говорят арабы в отношении страны Вису (Бийсу). В сагах главной рекой Биармаленда выступает река Вина. В описании путешествия Оттара (норвежского конунга 9в.) к берегам Биармии эта река уходила вглубь страны и была густо заселена по одному берегу. Ему показалось, что финны и биармийцы говорят почти на одном языке. При этом, Биармия соседствовала с Альдейгьюборгом и Алаборгом. На западном берегу Вины был богатый храм Тора, охраняемый жрицами. Вероятно, это Сев. Двина, в бассейн которой входят её притоки Сухона, Юг, Луза и Вычегда, которые через волока связаны с бассейнами верхней Волги, Вятки и Камы. По ДТ центром Бийсу сначала был город на р. Юг, а затем Колын на Вятке.
Биармия упоминается в "Иоакимовой летописи" у Татищева. Биармию, Чудь и Пермь отождествлял Михайло Ломоносов. "Был народ чудской сильный, купечествовал дорогими звериными кожами с датчанами и другими нормандцами... Народ почитал идола Йомалу, что на ливонском, финском и на других чудских диалектах бога значит".
Великую Пермь с Биармией соотносил и финский ученый, лингвист и путешественник Матиас Александр Кастрен, предпринявший ряд экспедиций по северу Европы. Население Биармии он относил к чуди. От архангельских старожилов Кастрен записал предания, в которых говорилось о несметных чудских богатствах, которые хранились зарытыми в земле. О привычке биармийцев прятать свои сокровища в земле остались свидетельства и в скандинавских сагах.
Солидарен с Кастреном в 1863 году в книге "Северно-русские народо-правства" историк Н. Костомаров. Он вновь подтвердил, что название Биармия - это испорченное название слова "Пермь". В своей работе он предположил, что главными обитателями территорий, в пределах которых могла находиться Биармия, являются пермяки и зыряне.
Сведения о языке бьярмов содержатся в сообщении Оттара, который отмечал, что "и финны и бьярмы говорят почти на одном языке" (Матузова 1979. С. 24).
Итак, первоначально более 2000 лет назад существовал город скифов Гелон. Очень интересно сравнить его название с городом Колын на Вятке (см. ниже). Чередование трех гласных поразительно совпадает. Народ Будин можно записать как Вотин. "Вотины" были не только предками нынешних удмуртов, но и аборигенного населения Вятки 12-15 веков, в которое входили и пермяки с зырянами. Эти вятчане со временем заметно обрусели, смешались с прибывавшими на Вятку в 14-16 веках русскими. Государство Будинов существовало со времен Геродота. Его центр - город Гелон - располагался на важном перекрестке речных и сухопутных путей север-юг и запад-восток.
В разные века правящий класс этого государства менял этническую принадлежность в результате переворотов и вооруженных завоеваний. Греки, скифы, гунны, скандинавы, русы, булгары, татары, россияне сменяли друг друга в течение тысяч лет. При этом, местоположение главного города могло иногда меняться.
Планировка крепости похожа на замок Норманов. Алабуга, видимо, была в 8-10в. центром отдельного русско-скандинавского княжества (страна Ару?). Центром Биармии (Вису) в тот период могло быть уникальное Чуршинское городище на Вятке (см. ниже). В саге сказано, что по кратчайшему пути можно достичь цели за три недели. То есть, протяженность пути наверняка более 1000 км, что как раз соответствует маршруту от Ладоги через Белоозеро, Усть-юг и Молому с Вяткой. Поэтому поиски Алаборга где-то поблизости от Ладоги не обоснованы. Так как по сагам Биармийцы часто были враждебны Алаборгу, путь этот был наиболее опасен. Обходные пути (по Волге или Каме?) более трудны. Обе территории временами входили в сферу влияния правителей Ст. Ладоги, временами получали самостоятельность.
Дополнение 1. Подборка материалов на тему о происхождении удмуртов - "Рыжие люди".
"Будины, по Томашку, предки вотяковъ, пермяковъ и зырянъ. Что эти три народности жили некогда гораздо южнъе и приходили въ частое и непосредственное столкновенiе съ иранцами, доказывается большимъ количествомъ имеющихся въ ихъ языкъ иранскихъ заимствованiй.
Съ другой стороны, не подлежитъ сомн?нiю, что весь бассейнъ Волги вплоть до степной полосы на юге былъ занятъ некогда финнами: не только наше слово Волга финскаго происхожденiя (ср. суом. walkia, черем. wolgodo, перм. wol'kyd блестящiй, гладкiй), но подъ финскимъ же именемъ 'Ράς является эта река, какъ известно, у Птолемея, ср. морд. Raw = Волга, rawo вода, море; отсюда Rawakš - приволжскiй житель = 'Ροβοσχοί Птолемея?
Къ описанiю Геродота ближе подходитъ мордва и особенно вотяки, живущiе на Kaме и Вятке, дальше къ северу, и потому лучше другихъ сохранившiе свой первобытный обликъ".
Дополнение 2. М. Г. Худяков располагал Биармию на территории Архангельской, Вологодской, Вятской и Пермской губерний. Он связывает с ней культуру Чудских городищ 2-12в.
"История Вятско-Камского края" (переиздание 2008)
Дополнение 3. Городище Елабуги, 3га: датируется - конец10-14в., три ряда валов; посад 12-16в., красноглин. булг. керамика, а также керамика с примесью раковины и "финно-пермская".
Могильник-4, 0,9 га, конец 10 - начало 12в. Типологическая близость к захоронениям на Чепце 11-13в. (нож в женском зах.), но ориентация на З, а не на СВ. Схожесть с раннебулгарскими захоронениями, языческими и мус. Могильник-3, захоронения мусульман конец 14-половина 15в. О более ранних находках сведений нет, но надо учесть тот факт, что Елабуга находится на территории Татарстана.
Еще одна крепость с названием Алабуга была на Волге в р-не г. Плёса, выше устья Оки.
Дополнение 4. ВОСТОЧНОЕ МОНЕТНОЕ СЕРЕБРО: СРЕДНЯЯ ВОЛГА, ВЯТКА, КАМА (ДО 825 Г.) Петров И.В.
Начало обращения восточного серебра на
данном денежном рынке восходит к VI-VII вв.,
когда выпадают 4 клада (308 экз.) и 59 отдельно
поднятых монет. Размер 3 кладов не превышал
100 монет (Чердынский, 534 г. - 12 экз.; Строга-
новский, 594 г. - 11 экз.; Шестаково, 610-641 гг. -
21 экз.). Более 100 монет зафиксировано в одном
кладе (Бартым, 610-641 гг. - 264 экз.). Среднее
количество монет в кладе - 77 экз. (308:4). Вме-
сте с тем, каждый из 4 кладов состоял не только
из монетного, но также и вещевого серебра. Ин-
тересно отметить, что оба клада VI в. содержали
исключительно сасанидское серебро, тогда как
клады VII в. имеют совершенно иной состав -
в одном из них чекан Сасанидов равноценен
византийскому, в другом - представлены только
имперские монеты. Очевидно, что в VII в. в бас-
сейне Камы и Вятки имела места попытка пере-
ориентации с восточной на византийскую мо-
нету, не имевшая, прочем, своего продолжения
в следующие столетия. Наряду с ними встречен
бактрийский и хорезмийский чекан.
700-740-е гг. характеризуются присутстви-
ем 7 отдельно поднятых монет (Остолоповское,
700/701 г. - 1 экз.; Большетиганский, 709/710,
717/718, 742/743, 744/745 гг. - 4 экз.; Тетюш-
ский, 709/710 г. - 1 экз.; Сухой Лог, 714/715 г. -
1 экз.).
750-760-е гг. - время выпадения 1 клада
(Ягошур, 763/764 г. - 6 экз.) и 5 отдельно подня-
тых монет (Болгары, 750/751 г. - 1 экз.; Кайбелы,
750/751 г. - 1 экз.; Большетиганский, 760/761 г. -
1 экз.; Донды-Кар, 721/722-763/764 гг. - 2 экз.).
В среднем в течение года в 750-760-е гг. выпа-
дает 0,55 экз. (11:20), то есть в 3,928 раза боль-
ше, нежели в 700-740-е гг. - 0,14 экз. (7:50).
Развитие денежного рынка идет явно по пути
прогресса, как количественного, так и каче-
ственного.
В течение 770-780-х гг. происходит выпа-
дение 2 кладов (Чумбарей, 782/783 г. - 1 экз.;
Глазов, 784/785 г. - определены 3 экз.) и 7 от-
дельно поднятых монет (Ромашкино, 771/772,
754-775 гг. - 2 экз.; Билярск, 779/780 г. - 1 экз.;
Пермская губ., 742/743-782/783 гг. - 2 экз.; Боль-
шевисимский, конец VIII в. - 1 экз.; Большие
Тарханы, VIII в. - 1 экз.).
В течение 790-х гг. выпадение кладов не на-
блюдается, зафиксирована одна отдельно подня-
тая монета (Большетиганский, 789/790 г.).
800-е - первая половина 820-х гг. характе-
ризуются выпадением 2 кладов (определены
151 экз.) и 3 отдельно поднятых монет (Измери,
814/815 г. - 1 экз.; Тетюшский, начало IX в. -
2 экз.). В среднем в течение года выпадает
6,16 экз. (154:25). Размер 1 клада неизвестен
(Лелеки, после 803 г. - опр. 1 экз.). В 1 кладе
количество монет превышает 100 экз. (Элмед,
820/821 г. - 150 экз.). Среднее количество мо-
нет в кладе определить невозможно (известен
монетный состав только одного клада). Моне-
ты сасанидского типа отсутствуют в кладе из
села Элмед, однако следует учитывать, что они
могли быть в несохранившемся кладе из д. Ле-
леки. Несомненно, что рассматриваемый этап
характеризовался слабым обращением куфиче-
ского дирхема на данном денежном рынке. Вол-
го-Вятско-Камский денежный рынок начинает
отставать от более развитых денежных рынков
Северной Руси. На данном рынке в первой чет-
верти IX века выпадает в 4 раза меньше кладов,
чем на Волховско-Ильменском, и в 3 раза - чем
на Верхневолжском.
Также VIII - первой четвертью IX вв. сум-
марно датированы 1 клад (Сылва, VIII в. - 3 экз.)
и 20 отдельно поднятых монет (Большие Тарха-
ны, 775/776-808/809 гг. - 1 экз.; Мыдлань-Шай,
704-828 гг. - 19 экз.).
Описание ранних монет (Сасаниды):
Вятская губ.: Гормузда IV (587г.) и Хосроя II (619), монеты Хосроя Первиза, царст. в 590-628г., чекан. в Ширазе, 4 монеты Хосроя II (590-628г.)
Пермская губ.: 10 монет, древнейшая Перозу, царст. с 458 по 485, а новейшая Варахрану VI (590-591, 11 монет 441-594гг., Хосроя I, чекан. в Мейбуде 534г.
Отсюда можно сделать вывод, что Прикамье имело торговые отношения с арабским миром с 6-го по10-й века. При этом, оно представляло собой обособленный регион, в то время не находящийся непосредственно на трансконтинентальных торговых путях (из варяг в арабы). Оседание здесь серебра могло быть связано с торговой деятельностью живших (часто бывавших) в этом регионе лиц.
Руническая запись "История Хиалмара, царя Биармландии и Тулемаркии" 10в.: этот Хиалмар на 5 кораблях вторгся в Биармию, которой правил царь Вагмар, и произвел опустошения. Состоялось сражение, но Вагмар был разбит, но успел скрыться в своем укреплении, а затем собрал новое войско. Однако и второе сражение было проиграно, Вагмар был убит, а его телохранитель Харке с товарищами бежали. Воины Хиалмара взяли штурмом крепость, где нашел дочь свергнутого царя, которая стала его женой. Так он стал царем Биармии и других областей полученных от отца. Эта история, вероятно, легла в основу некоторых саг.
На западном берегу Вины был богатый храм Тора, охраняемый жрицами (культ Водана, Тора и Фрейи практиковала какая то часть славян-лютичей. - В.И. Кулаков "Варианты иконографии Одина и Тора V-XIвв."). Походы викингов на Биармию повторялись многократно. Обычно они ограничивались поселениями вдоль Большой реки Вины.
Берсерк - воин зверь, медведь.
Сага об Олафе Трюггвасоне, 10в. Убийство маленьким Олавом своего знакомого на торгу в Новгороде. Принятие крещения в Византии им и его дружиной. Возвращение через Русь и крещение ее конунга и его мужей и всего народа.
В Саге о конунге Хаконе события которой относятся к 13в., есть не датированное сообщение: "... к нему пришли также многие из биармийцев, которые бежали с востока, прогнанные набегами татар; он обратил их в христианство и уступил им для жительства Малангерский залив".
Третья Русь Арсания арабских текстов переводится как "медвежья страна" (по-латыни медведь зовется ursus, по-древнеперсидски - arsa, по-французски - ours, по-итальянски - orso). С другой стороны, Биармия современными скандинавами расшифровывается точно также - медвежья страна. На санскрите медведь - бхарука, др. немецком - бер (бурый), англосаксонском - бера, сканд. biorn, bersi, ирл. bear, др. русском - бер (берлога - медвежье логово, лежбище). Биар-ма - страна медведей (ма- земля на финских языках). Автор считает слово рус (руса) как вариант арса. (Это пришло мне в голову еще в 2007г. в ходе знакомства с работой С. Ухова. - Е. Х.)
В арабских хрониках нет Биармии (кроме Идриси), а в скандинавских нет Арсании.
5. КАРТА ИДРИСИ (река Волга-Исил)
Существует карта Мира арабского географа, картографа и путешественника Аль-Идриси с пространным описанием к ней (составлена к 1154 году). Этот текст подробно рассмотрен в книге Коноваловой И. Г. "Восточная Европа в сочинении ал-Идриси". Ниже приведены отрывки, касающиеся нашей темы с комментариями Коноваловой и моими (Е. Х.)
1. "Восточный рукав реки Исил [берет начало] в области басджиртов (башкир), затем течет между баджнаками и булгарами, являясь границей между ними; он течет на запад, пока не пройдет позади булгар; затем снова отклоняется на восток (юг), пока не минует русов, затем булгар, затем буртасов, затем хазар с тем, чтобы влиться в море ал-Хазар. Говорят, будто Исил разветвляется более чем на семьдесят рек, но главное русло реки впадает в море ал-Хазар. Говорят, что если воды этих рек объединить, то они образуют более полноводную реку, чем Джайхун или река Балх. От этой реки отделяется рукав (шу'бат), [текущий] на запад до впадения в море Нитас, о чем мы уже сказали".
2. "Ал-Хазар - это название страны, а ее столица - Исил. Исил - это [также] название реки, которая течет к ней от русов и булгар и впадает в море ал-Хазар. Исток этой реки [находится] в восточной стороне, в некоей области "Опустошенной страны" (бипад aл-Хapa6), затем река проходит через "Зловонную землю" (ард ал-Мунтина) на запад до тех пор, пока не пройдет позади булгар, после чего возвращается на восток и протекает через землю русов, затем через [землю] булгар, затем через [землю] буртасов и течет [далее] в землю ал-хазар, пока не впадает в море. О ней говорят, что от нее отделяются свыше семидесяти рек (дельта), а основное русло реки течет к хазарам".
3. "Все они берут начало в этой горе, называемой Аскаска (Уральские?), и текут на запад, пока не соединятся в одну [реку], которая затем течет до земли булгар, поворачивает на восток (на юг), пока не дойдет до границ земли русов, и там разветвляется. Один ее рукав (Дон,- арабы считали, что Дон и Итиль соединены каналом, на самом деле существовала переволока для купцов) течет до города Матраха (Тмутаракон) и впадает в море между ним и городом Русийа. Что касается второго рукава, то он спускается от земли булгар и течет на юго-восток до земли хазар и впадает за Исилем в море ал-Хазар."
Вот, что пишет сама Коновалова о трёх группах Руси в трактовке Идриси.
"Русов три группы. Одна их группа называется Равас, и правитель (малик) ее живет в городе Кук(и)йана. Другая их группа называется ас-Салавийа, и правитель ее живет в городе Салав. Этот город [стоит] на вершине горы. Третья группа называется ал-Арсанийа, и правитель ее пребывает в городе Арса. Город Арса - красивый укрепленный город на горе, и местонахождение его - между [городами] Салав и Кук(и)йана. От Кук(и)йаны до Арсы четыре перехода, а от Арсы до Салав четыре дня [пути] (Е. Х. - в некоторых переводах вместо "4 дня пути"указано "18"). Купцы-мусульмане из Арминийи (Армения) доходят до Кук(и)йаны. Что касается Арсы, то шайх ал-Хаукали сообщает, что никто из чужеземцев туда не проникает, так как они обязательно убивают всякого чужестранца, входящего к ним, и [поэтому] никто не отваживается войти в их землю. От них вывозят шкуры черных леопардов и черных лисиц и свинец - все это [вывозят] от них купцы [из] Кук(и)йаны".
"Основой сообщения ал-Идриси о трех группах русов послужила версия данного рассказа из труда автора X в. Ибн Хаукаля. Вместе с тем ал-Идриси не ограничился простым заимствованием сведений, приведенных Ибн Хаукалем. Он попытался включить их в свою систему представлений о географии Восточной Европы, используя для этой цели имевшиеся в его распоряжении устные свидетельства о городах региона. Благодаря реализации своего намерения ал-Идриси сообщает о трех группах русов и их главных городах так, как будто они реально существовали в его время.
Ибн Хаукаль вслед за ал-Истахри говорил о том, что группа русов с центром в Куйабе является ближайшей к Булгару. Ал-Идриси же пишет, что город Кукийана - это населенный пункт из числа городов земли Булгар. Далее ал-Идриси называет Кукийану, городом тюрок, именуемых "Руса". И только после этих сведении о городе Кукийане в "Нузхат ал-муштак" следует текст с рассказом о трех группах русов. Очевидно, с утверждением ал-Идриси о том, что Кукийана - это город тюрок, именуемых "Руса", следует связывать и тот факт, что лишь в его сочинении в рассказе о трех группах русов фигурирует наименование первой из них с центром в городе Кукийана - равас. У Ибн Хаукаля: "Рус - племя в стороне Булгара между ними и ас-Сакалиба (славяне). И ранее отделилось племя тюрок из их страны (булгар) и ушло в места между странами ал-Хазар и ар-Рум. Их именуют Баджнакийа (печенеги)".
Таким образом, дополнения ал-Идриси касались внешнего облика города Арса ("укрепленный", "красивый"), особенностей его местонахождения ("на горе"), его удаленности от других городов русов, а также его тесной - и исключительной - связи с купцами из города Кукийана. Характер дополнений, сделанных ал-Идриси к сведениям авторов IX-XI вв., побуждает предположить, что эти данные он мог получить из устных источников, скорее всего, от лиц, имевших контакты с купцами, посещавшими Арсу, или слышавших рассказы о таких торговцах.
Чем можно объяснить тот факт, что самые существенные дополнеия сделанные ал-Идриси, касались именно Арсы? На наш взгляд, это вязано с тем, что рассказ о трех группах русов в том виде, в каком он дошел до ал-Идриси в изложении авторов IX-XI вв., уже не соответствовал известным ему реалиям XII в. Недаром Киев и Новгород описаны у ал-Идриси под другими наименованиями и в других частях "Нузхат ал-муштак". Совершенно очевидно, что ни Куйаба, ни Кукийана не ассоциировались у ал-Идриси с Киевом. Последний, как мы видели, носит в его сочинении название Кав и упоминается среди прочих городов Поднепровья в 5-й секции VI климата. Точно так же город Салав не имеет никакого отношения к Новгороду, известному ал-Идриси под его скандинавским наименованием Хольмгард и охарактеризованному в 4-й секции VII климата. Понятно, что названия этих городов в тексте Ибн Хаукаля уже ничего не говорили ал-Идриси. Именно поэтому исходным моментом для включения самого рассказа о трех группах русов в свое повествование послужило для автора "Нузхат ал-муштак" отождествление им самим данных о городе Салав, находившемся в Кумании или на границе с нею, и сведений о главном городе второй группы русов из рассказа Ибн Хаукаля. В отличие от Куйабы и города Салав, названия которых в живой речи современников ал-Идриси звучали по-другому, наименование Арса, по-видимому, было употребительно в языке XII в. Поэтому те сведения, которые ал-Идриси удалось получить об этом городе, он и внес в рассказ о трех группах русов.
Археологические материалы из Булгара свидетельствуют о том, что в XII в. в состав населения Волжской Булгарии входили волго-окские славяне, финны и скандинавы, что в самом Булгаре было несколько посадов с небулгарским населением, занимавшихся ремесленной деятельностью (Смирнов А.П. Древняя Русь и Волжская Болгария. - Славяне и Русь. М., 1968, с. 167-172; Казаков Е.П. О ранних контактах волжских булгар со славянами и поволжскими финнами по археологическим материалам. - Волжская Булгария и Русь. Казань, 1986, с. 77-82; Кочкина А.Ф. Находки древнерусской керамики на Билярском городище. - Там же, с. 117-122; Халиков А.Х. Волжская Булгария и Русь (этапы политических и культурно-экономических связей в X-XIII вв.). -Там же, с. 17; Хузин Ф.Ш., Валиуллина С.И. Славяно-русские материалы в Биляре. -Там же, с. 97-105. Смирнов А.П. Волжские болгары. М., 1951, с. 60.). По древнерусским источникам известно, что в начале XIII в. в Булгаре существовало христианское кладбище".
(Конец цитат.)
При описании Агидель и низовий Камы, которых Идриси принимает за верховья Идель-Волги, он перечисляет народы живущие по этим берегам. "Восточный рукав реки Исил [берет начало] в области басджиртов (башкир), затем течет между баджнаками и булгарами, являясь границей между ними; он течет на запад, пока не пройдет позади булгар; затем снова отклоняется на восток (после слияния Камы и Волги арабская Идель как бы поворачивает на юг), пока не минует русов, затем булгар, затем буртасов, затем хазар с тем, чтобы влиться в море ал-Хазар (Каспий)".
В другом отрывке - "Исил - это [также] название реки, которая течет к ней от русов и булгар и впадает в море ал-Хазар. Исток этой реки [находится] в восточной стороне, в некоей области "Опустошенной страны" (бипад aл-Хapa6), затем река проходит через "Зловонную землю" (ард ал-Мунтина) на запад до тех пор, пока не пройдет позади булгар, после чего возвращается на восток и протекает через землю русов, затем через [землю] булгар, затем через [землю] буртасов и течет [далее] в землю ал-хазар, пока не впадает в море" - баджанаков нет, но есть некая Зловонная земля ( ард ал-Мунтина) - возможно, это "перевод" испорченного слова "вентин" (венты, будины). Правда, на самой карте "земля Мунтина" показана возле истоков Итиля, а "страна Баджанаков" - на другом берегу и заметно северо-западнее.
Итак, сначала идут басджирты-башкиры, ныне живущие по берегам реки Белой (Ак-идель) и ее притока Уфы. Выражение течет между баджнаками и булгарами, являясь границей между ними, подразумевает, что правобережье Камы ниже устья Белой не входило в территорию собственно Булгарии, а это Удмуртия, бассейн Вятки и Приказанье.
Фрагмент карты Идриси-Роджера (реконструкция Конрада Миллера 1929г.), север внизу, восток слева, здесь представлен регион России, город Булгар на Волге вблизи перекрестия "67". (взято: http://memory.loc.gov/cgi-bin/map_item.pl von Konrad Miller)
На самой карте Идриси мы видим следующее. Поволжье до устья Камы показано совершенно реально: сначала идет земля (ард) хазар, затем земля буртас, затем земля булгар. Вблизи от берега Итиля-Волги (в одном фарсахе) обозначен город Булгар. Устье Камы также реально. Примерно на месте нынешней Казани на возвышении указан город Артан. Западнее его города Куйаба и Салав. Правда, дальнейшее течение верхней Волги (выше Казани) на карте повернуто на юг и представлено в виде легендарного "рукава Итиля", впадающего в Черное море. Вероятно, информаторы Идриси не увидели никакого рукава на пути от Каспия в Булгар, посчитав за него верхнюю Волгу "впадающую в Итиль" чуть выше Булгара. Тем более, что по этому пути, через Волгу и Оку, можно попасть в Дон (и Днепр) и далее в Черное Море.
"В стране Внешняя Кумания (билад ал-Куманийа ал-хариджа) находятся город Таруйа и город Аклиба. Оба они - процветающие города, похожие один на другой состоянием дел и сложенные из одинакового камня. Между Таруйа и городом Салав на юг сто миль по малонаселенным степям. От Таруйа до города Аклиба восемь дней пути. Это самая крайняя область Кумании в наше время" (прим. 1). В другом месте Идриси объединил города Кукийану, Салав и Арсу в один вид "Внешняя Русь" - ар-Русийа ал-хариджа.
На карте местность между Артаном и оз. Ганун (прим. 2) подписана как "государство Русия". Аклиба показана немного севернее от реки Атил (нижняя Кама), к востоку от города Артан. Город Таруйа нанесен на карту к северо-западу от Аклибы и к северу от города Салав, рядом с озером Ганун. В это озеро с востока течет река Шалуй (или вытекает из него?). В верховьях одного из ее притоков подписана "страна Баджанак" с городом Табуни на неких горах. С юга она граничит с Булгарией, а с юго-востока - с басджирдами.
Арабы хорошо знали окрестности Булгара, поэтому положение города Артан (Арса) можно считать достаточно достоверным. Находящийся поблизости от него город Алкиба и схожий с ним по описанию (и соединенный с ним дорогой в 8 дней пути) город Таруйа (вариант чтения: Таруба), можно идентифицировать следующим образом. В рассказе об этих двух каменных городах "Внешней Кумании", под которой понимается северная Русь, можно угадать скандинаво-русские крепости Алабугу и Ладогу. Последняя как раз находится вблизи от Ладожского озера. Возможно, рассказ о каменной крепости, названной общим для подобных сооружений на карте Идриси именем "Аклиба" (в буквальном переводе с тюрского "Белый холм", есть еще две Аклибы, см. прим.), относится к Казани. Из современной археологии известно, что Старая Ладога и Учель-Казань обзавелись очень схожими по конструкции стенами из белого камня как раз в первой половине 12в. (об этом будет сказано ниже) Название Таруйа-Таруба могло произойти от скандинавского Аль-дейгью-борг": "аль" было принято арабом за артикль, "дейгьюборг" трансформировалось в "Таруба". В любом случае, Артан и Аклиба (Казань или Елабуга) соседствуют и как-то связаны.
В озеро Ганун с востока впадает река Шалуй, в верховьях которой располагается Страна Баджанак с единственным городом Табуни на неких горах. С юга к стране Баджанак примыкает река Атил (нижняя Кама), что совершенно исключает отождествление данных баджанаков со степными печенегами. Судя по карте, город Табуни расположен почти точно к северу от города Булгар (прим. 3). Нет сомнений, что "баджанаки", упомянутые в описании Идриси в качестве северных соседей булгар являются жителями бассейна Вятки - вятчанами. Правда, изображенная на карте река Шалуй-Вятка отделена от Итиля некими холмами или горами, стоящими прямо на берегах Итиля-Камы. Возможно, это невнятная трансформация сообщения о существовавшей в прошлом скале посреди Камы возле Елабуги.