Харин Евгений Анатольевич : другие произведения.

О книгах Серкина С.П

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Замечания о трактовке истории Вятской земли 9-16 веков.

    []
   'Тайны земли Вятской' (2008),
   'Тайны земли Вятской в этнографических и географических картах' (2009),
   'О древней истории земли Вятской IX-XVI вв. (2012),
   'Аргументы и факты к пониманию реальных событий древней истории земли Вятской' (2015)
  
   Аннотация к книге 'Аргументы и факты...':
   'Историк-краевед, член Союза краеведов России Сергей Павлович Серкин на основании многочисленной и разноплановой информации, имеющейся в настоящее время в распоряжении исторической науки, продолжает представлять читателям факты, свидетельствующие о властвовании на Вятке татарских князей по 1489 г. (по мнению д.и.н. Саляма Алишева 1478 г.). Город Вятка, так же как и река, имел в тот период тюркское наименование Нукрат (Нохрат) и располагался на месте современного города Слободского.
   Представленные автором материалы позволяют сделать вывод, что Вятская земля находилась с древних времен сначала под протекторатом Камской Болгарии, затем Золотой Орды, позднее Казанского царства. Великие князья Московские в XV веке делали неоднократные попытки присоединения Вятки к своим территориям. Но все они положительного результата не дали. Даже взятие Вятки в 1489 (1478) г. не явилось окончательным вхождением в состав Московского государства. В конце 30-х годов XVI в. Вятская земля оказалась под властью казанского царя Сафа-Гирея'.
  
   Заметка из газеты "Кировский обозреватель": Вятка была на месте Слободского?
   В то время, как в областном центре ведутся бурные дебаты по поводу переименования города, слободской краевед Сергей Серкин написал две книги, в которых изложил свою точку зрения на тему первоначального местонахождения города Вятки. По его мнению, с 1478-го по 1505 год так называлось поселение, которое располагалось на месте бывшего булгарского городка Нукрат и стояло на землях современного города Слободского. Больше того, на тот период поселение было главным на Вятской земле, точно так же, как и в период булгарского владения под наименованием Ко- лын (Нукрат) с 1150 года оно являлось центром Нукратской про- винции. Убедительным подтверждением этого, по мнению Серкина, служат средневековые карты и исследовательские труды иностранных путешественников, которые указывают, что 'главный город Вятка' находился выше устья реки Чепцы, то есть там, где сейчас стоит Слободской.
   Книга Сергея Серкина 'Тайны земли Вятской в этнографических и географических картах' содержит комплекс выдержек из трудов современных историков и западных средневековых ученых- исследователей, два десятка карт XV-XVIII веков, а также подробные комментарии автора к ним. Все это делает ее увлекательной для прочтения, дает пищу для раз- мышлений, а также позволяет за- глянуть в те времена, о которых не упоминается в официальной истории Слободского. - Новая книга явилась продолжением вышедшей в ноябре 2008-го, в которой я в противовес официальной истории постарался доказать, что до 1478 года на землях около реки располага- лись поселения булгар с двумя городами на месте современных Слободского и Кирова, - рассказывает Сергей Павлович. - Когда Нукратская земля была в первый раз присоединена мирным путем к землям Московии в 1478 году, Нукрат стал именоваться Вяткой. Карты дают достаточно ясную информацию в отношении того, что Вятка и Хлынов - это совершенно разные города, расположенные в разных местах. Кроме того, перечисляя города, находившиеся в начале XVI века на вятской земле, австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн все их называет крепостями, но особо выделяет одну 'государеву крепость Вятку'. Вероятно, именно здесь размещались войска. В 1505 году булгары снова завоевали вятские земли, и они вошли в состав Казанского ханства, а чуть позже, после повторного присоединения к русской территории, московская велико- княжеская власть переименовала Вятку в Слободской, а центр переместила на место современного Кирова, назвав город Хлынов.
   Что же касается русских поселений на Нукратской земле, то они здесь тоже были, но возникали не самостоятельно. Их создавали булгары из населения, выведенного из русских княжеств, используя пленников как вооруженную, обслуживающую и рабочую силу, а также для проведения торговых операций на русских землях и за их пределами. Все вышеизложенное звучит поразительно и необычно. 'В том- то и дело, - резюмирует С.П. Серкин, - кому хочется верить в мифы, пусть верят, а кто хочет знать реальную историю или приблизиться к ее пониманию, пусть почитают мою новую книгу, она есть в городских библиотеках. Время установит настоящую истину'. Надежда МОКЕРОВА 3 июля 2009 года
    []
  
   Книга "Тайны земли Вятской" вышла в 2008г. Примерно тогда же мною был написан черновик критических замечаний по этой работе. Однако я не стал присоединяться к сонму критиканов обрушившихся на Сергея Павловича. В своих дальнейших изданиях Серкин продолжал отстаивать свою точку зрения, во многом принципиально отличающуюся от моей. Именно это обстоятельство побудило меня вернуться к рассмотрению спорных, на мой взгляд, моментов в изложении этим краеведом истории Вятки ранних веков.
   Начну с того, что Серкин придерживается мнения, что население вятских городов булгарской эпохи было полностью выселено в конце 15 века, в результате чего они пришли в запустение, а потому прибывшее на Вятку спустя какое-то время русское население построило новые города, часто на другом месте. К запустевшим городам он относит известные древневятские городища (Чуршинское, Никульчинское, Вятское, Ковровское и др.), а вновь построенные в 16 веке города - это Котельнич, Хлынов, Орлов и Слободской. Летописи, в которых во второй половине 15 века упомянуты эти города он считает недостоверными ввиду позднейшего тотального переписывания, с чем, отчасти, можно согласиться. Но есть очень веский аргумент в пользу того, что часть домосковского русского населения всё-таки сохранилась. Дело в том, что наблюдается поразительное сходство характерных вятских фамилий с фамилиями проживающих в областях южнее Москвы, там где были расселены вятчане, выведенные в 1489г. А.С. Верещагин: "покоритель Вятки знал, где эти "кроволитые" сведенцы пригоднее и нужнее, и расселил их по аванпостам тогдашней оборонительной линии от набегов татар, именно - на реке Луже, впадающей в Протву, - в Кременске (ныне село Калужской губ., в 15 верстах к северу от г. Медыни), на реке Протве, впадающей в Оку - в Олексине на Оке".
    []
   Речь идёт о вятчанах, переселённых в Боровск, Кременск, Алексин и Козельск во время 'развода' Вятки. Данные города на протяжении XV-XVI веков были важными форпостами западного участка 'Берега' - оборонительной системы, созданной вдоль течения Оки от Коломны до Калуги. Алексин был разорен ханом Ахматом в 1472г., а потому нуждался в жителях. Аналогично - остованный в 1480г. Кременск (в год стояния на Угре). В таком пограничном расселении на самых опасных участках наблюдается использование вятчан в качестве казачества. Любопытно, что данная местность являлась центральной территорией проживания племени вятичей в 9-11 веках. Так как границы Московии расширялись, то ныне потомки вятских "сведенцов" проживают несколько южнее и шире первоначальных мест.
    []
   Кроме того, мною обнаружено сходство примерно 160 фамилий тульских Дедиловских казаков конца 16-го - начала 17 веков с вятскими жителями по описям той же поры (в скобках указан вятский аналог в случае значительного расхождения):
   Дергилев (Дёргачев), Дорощин (Дороничев, Доронин), Демин (Демин, Демков), Бабичев (Бабин, Бабинцев, Бабищев), Васильев (Васильевых), Грязен (Грязных), Гогаринов, Долматов, Леденев, Харин, Харкин (Каркин), Шилов, Мачехин, Уколов, Чорной (Черных), Рослаков (Росляков), Колесников, Котерин(?), Ишин (Ившин), Полуской (Полушкин), Негев (Неганов), Лихачёв, Онохин, Проскурин, Боранников (Бронников), Бородин, Бубнов, Бредихин, Истомин, Глазатов, Глухов, Грешной (Грехнев, Грехов), Ерин, Кононов, Копаев (Копанев), Косицин (Косицкий), Мальцов (Мальцев), Луков (Лукин), Матеха (Матехин), Лосков (Носков?), Помелев (Помелов), Полухин, Резанцев (Рязанов), Репин, Свиридовской (Свиридов), Софонов, Стукалов, Тотаринов, Федосов, Черницов, Арестов, Бурцов (Бурков), Девятов, Есипов, Костиков, Куприн, Ларин, Лопаткин, Лунев, Марфин, Микитин (Никитин), Нестеров, Обухов, Огеев (Агеев), Полуской (Полушкин), Расев (Рысев), Родогин (Родыгин), Савин, Скоков, Скореков (Скорев), Филипов, Хохунов - Хохлунов (Холунов), Нестеров, Радыгин, Рыков, Ясютин (Евсютин), Шемякин, Ширяев, Максимов, Шавереньев (Шавырдин?), Морозов, Кузмин, Аникеев, Воробьев, Бурцов (Бурков), Карпов, Собакин, Трухин, Раков, Романов, Тарасов, Титов, Якимов, Чиков (Чирков?), Юдин, Шилин, Колотой (Колотов), Колобков (Колобов), Якунин, Жуков, Угеев (Агеев), Сезенев, Стрельников, Мезин (Мезенцев), Малой (Малых), Маковлев, Зуев, Зубарев, Кашин, Сысоев, Путятин, Маврин, Куврин (Гаврин?), Шушин (Шошин), Кодлоков, Окулин (Окулов), Логвинов, Седелник (Сидельников), Киреев, Чеботарев, Ширяев, Филимонов, Шамров (Шаромов), Манин (Минин), Кислинский (Кислицын), Красношеин (Кривошеин?), Шмакав (Шмаков), Якимов, Хавкин (Халевин?), Колепанов (Корепанов), Пущин (Гущин?), Карадин (Кардин, Хардин), Костиков, Ябузов (Арбузов?), Ушеков (Ужегов, Ожегов), Долгов, Иахрин (Вахрин), Калуев (Холуев), Шилин (Шилов), Торушененин (Трушнин), Девочкин (Деулин), Выростов (Выродов?), Лепехин (Лепунов, Ляпустин?), Лунев, Телпин (Тюпин?), Михолищев (Михонин?), Платов (Платунов), Чемордвинов (Шеморданов?), Дудолад (Дудоладов), Весна (Веснин), Кошкаров, Желтиков, Колинин, Котелнин (старое название г. Котельнич), Микулин, Батищев (старое название Лальска - Ботище), Подосиной (городок на р. Юг) Белобрагин (в деревне Белой жили Брагины)
   От имен: Миня (Минин), Елка (Елкин, Елькин), Злоба (Злобин), Полушко (Полушкин), Булгак (Булдаков), Худяк (Худяков).
   В перечне участников похода на Югру 1499г. Серкин видит лишь вятчан "жильцов", то есть переселенных с Вятки на жительство в Московию. Однако при внимательном изучение выясняется, что войска шли двумя походными колоннами, помимо основного отряда действовал еще другой, в котором были "200 вятчан руси и 100(0) арян, татар и отяков". Последние наверняка были с Вятки, как и весь этот относительно небольшой отряд.
   В работе http://e-notabene.ru/hr/article_25381.html это показано наглядно:
    []
  
   Так что вятчане у нас сохранились после 1489г.
  
   Серкин недоверяет многим источникам, в том числе, Повести о стране Вятской (ПСВ), летописям, летописным сказаниям и устным преданиям. В эту же категорию, как видно, он относит и археологические сведения Советского периода. Вместе с тем, он слепо верит всему, что написано в непризнанной официальной исторической наукой булгарской хронике Джагфар Тарихы. Дело в том, что 'История Джагфара' - это, в сущности, идеалогизированный текс созданный неизвестно кем и когда, но при этом явно составленный на основе старых булгарских летописных записей и устных преданий. Поэтому этот безусловно ценный кладезь всевозможной исторической информации нуждается в основательной проверке и осмыслению.
  
   По предположению Серкина, запустение большинства Вятских городищ связано с завоеванием края Москвой. Он считает, что всё их население было перебито или выведено за пределы Вятки. Лишь спустя какое-то время началось заселение территории другими людьми, ничего не знавшими о прошлом, а древние предания сохранили только уцелевшие вотяки и Каринцы-бесермене. Даже если это так, то нужно помнить, что заметная часть русских проживавщих на территории бывшего Слободского уезда имеют в своих предках вотинов и каринцев.
   На мой взгляд такая радикальная позиция слишком упрощает реальность. Выводу с Вятки подверглось, скорее, только население городов оказавших сопротивление. Слободской город уцелел именно по этой причине. Под эту схему лучше подходит археологическая судьба Никульчинского городища: жизнь на нём, действительно, прекратилась в конце 15 века, однако на посадах продолжали жить и в 16-ом. Ковровское и Шабалинское городища датируются 13-ым - нач. 16-го, но со второй половины 15 века жизнь на них уже не столь интенсивна. С Чуршинским городищем дела обстоят примерно так же (о существовании его в 15 веке туманные мнения). Вообще, в литературе датировка времени прекращения жизни на Вятских городищах очень расплывчата. При некотором желании ее можно трактавать в духе Серкина. Возможно, в частных встречах с историками он получил какие-то сведения на этот счёт.
   Так или иначе, автор книги полностью исключил из своих выкладок и обозрений археологические данные по Вятскому краю накопленные за последнюю сотню лет. Даже находки на его любимом Чуршинском городище упомянуты весьма поверхностно и без анализа их происхождения и датировки. Серкин сделал это сознательно, так как, очевидно, полагает, что археологические описания, произведённые в основном в советское время, подстраивались под общепринятые исторические каноны, а необъяснимые, а потому неудобные находки, попросту скрывались. Да, археологи, а более те, кто заказывает 'историческую музыку', в долгу перед Вяткой, раскопки и исследования собранного материала не проведены и наполовину. Но кое-что, все-таки, есть. Кратко изложу факты о времени основания русскими поселений на средней Вятке по работе археолога Макарова Л. Д. 2010г.
   Никульчино городище. В домонгольский период славяне поначалу селились здесь в небольшом финноугорском городке. Во второй половине 13-го - начале 14 века поселение расширяется до 1 га, ограждение в виде частокола, жилища полуземлянки вдоль берега реки. В целом, это типичный славяно-русский городок на береговом мысу. В конце 14 века происходит перепланировка: появляются стены в виде срубных клетей, наземные жилища в ряд параллельно напольной стороне в 4-5 улиц, три посада. Город запустел на рубеже 15-16 веков.
   Ковровское городище. Поселение 13 века площадью 1 га огражденное частоколом. В 14-ом и до середины 15 века стены в виде жилых срубов с башнями, в начале 16 века жизнь прекращается. Примерно то же можно сказать о соседнем Шабалинском городище, но расположено оно выше на береговом холме, его площадь больше втрое, но укрепления не столь значительны (вал только с севера, ров-овраг неполной длины). Внизу под ним на невысокой пойме Моломы селище-посад.
   Котельнич появляется как поселение площадью 1,5 га в 13 веке (полуземлянки, частокол), мощные укрепления приобретает в конце 15 века. Макаров считает, что тогда же он перенял у Ковровского городища статус центра волости.
   Орлов изучен слабо, ранние находки конца 12-нач.13 веков на городище 0,6 га. В 14 веке приобретает черты города-крепости. В 16 веке городище уже не заселено.
   Слободское городище площадью 1,5 га, стены изначально в виде жилых (и хозяйственных) срубов построены в 13-14 веке, в 15-16 веках на их месте насыпан земляной вал, очевидно, с деревянными стенами на нем. В конце 14 или в 15 веке рядом с ним появляется отдельный огражденный (с башнями) посад (окольный город, острог) площадью до 3 га. "Жилые стены" (казармы воинов) характерные для пограничной юго-западной Руси обнаружены и на других вятских городищах: Ковровском, Шабалинском, Никульчино и Подчуршинском.
   Шестаковское городище площадью около 2 га имело две линии валов, не изучалось, находки и упоминания с 16 века, но возможно и более раннее поселение.
   Ситуация с древним Хлыновым остается неясной. Раннее поселение (селище) с находками 12-13 веков располагалось на небольшой площади мыса оврага Засора. Следов границ его укреплений неизвестно. Время появления кремля площадью 4 га остается спорным, на его территории находок ранее 16 века не обнаружено.
  
   Игнорирование археологии привело к досадным ошибкам в трактовке такого сложного и во многом спорного и не введённого еще в научный оборот источника как Джагфар Тарихы (ДТ), в замысловатых водах которого автор находит истину в последней инстанции. Разрушая одни застарелые мифы он остаётся в плену других. Каждое сообщение ДТ (как и любого другого документа) необходимо проверять, сравнивать с другими данными, в том числе, в первую очередь, с археологическими. Рассмотрм несколько спорных моментов в его трактовке булгарских источников.
  
   1. Речь идет, прежде всего, о географической привязке сообщений ДТ о городах и селениях на Вятке. Путаница возникает с автоматическим (вслед за комментаторами ДТ) отождествлением главного и единственного известного булгарам города на Вятке в 12-15 веках - Колына - с нынешним Кировым (в прошлом звался Вятка и Хлынов). Автор сам видит возникающие после принятия на веру этого 'пастулата' несообразности, - местоположение 'Колына' неизбежно раздваивается и даже расстроивается. При этом, под Колыном в первом сообщении ДТ Серкин почему-то понимает Слободской город, а балик Нукрат - это, по его мнению, Чуршин городок. Вот эта цитата из ДТ, приводимая в книге Серкина.
   'В 1150 году сын Джурги Хан-Тюряй (князь Всеволод Юрьевич) осмелился отказаться от выплаты джирской дани. Одновременно галиджийцы (новгородцы) стали тревожить своими набегами области Бийсу: Нукрат... (пропуск в рукописи) и даже окрестности острога Туймас-Артан на реке Бий-су (Печоре), куда заходили из Чулманского моря садумские (скандинавские) корабли и съезжались для торговли охотники, рыбаки и пастухи племен Туная (Севера) - тунайцы...
   А Туймас-Артан основал болгарский купец Туймас, торговавший с Артаном (Прибалтикой), в то время, когда Угыр Башту (киевский князь Игорь) закрыл Артанский путь через Галидж (Новгород или Ладога). Охрану острога нес шудский род куян, славившийся торговлей превосходными шкурками зайцев. А Якуб писал, что при Маре (основатель первого булгарского города Марджан на Волге в 9 веке) эти шкурки служили деньгами и назывались 'бармал' - так, как именовали шудцы Булгар. И первые монеты, чеканенные по настоянию Микаиля при Бат-Угыре Шамси-Малике, тоже назывались 'бармалами'... Встревоженный поведением ульчийцев Колын вызвал Курная и сказал ему: 'Я помог тебе и твоим людям в трудное время ради благополучия Державы. Теперь приспело время вам расплатиться со мной и совершить большой поход на Тунай'...
   Зимой 1150 года они выступили вдвоем во главе курсыбая и ак-чирмышей (постоянного войска и ополченцев-черемисов) на Тунай, где заложили новый центр Бийсу - город Колын возле балика Нукрат на Нукрат-су (реке Вятке), разгромили несколько острогов галиджийцев на реке Тун (Сев. Двина) и в завершение осадили Ар-Аслап (Ярославль) и ушли из него, получив по шкурке белки с каждого двора'.
   Можно видеть, что Булгар в середине 12 века потеснили Новгородцы, поэтому им пришлось уйти из бассейна Сев. Двины, и основать на Вятке новый город-крепость для сохранения контроля за торговым путём со Скандинавией.
   До того центром провинции Бийсу был город Гусман на реке Юг, - булгарский форпост на важнейшем пути из Булгарии на север. Путь этот проходил через нижнюю Вятку, Молому, Юг и далее к северному побережью по С.Двине, а после ее перехвата новгородцами, - по Вычегде и Печоре, в устье которой был портовый городок Артан (Ортинское городище). Помимо этого маршрута на карте в книге Серкина есть также пути на Печору по Каме и верхней Вятке. Однако у историка Б. Рыбакова указан только путь по Моломе и далее через Устюг с развилкой на Белоозеро и Ладогу, Сев. Двину, а также по Вычегде на Печору, что точно соответствует описанию в ДТ:
    []
   Вероятно, дело в том, что скорость течения Моломы и Вычегды в 2-3 раза меньше, чем Вятки Камы. Поэтому плавание вверх по Вятке и Каме было затруднительно. Логично, что булгары, утратившие контроль за западной Северодвинской частью Вису-Бийсу, нашли обходной путь к северному морю по Вычегде и Печоре, а свою новую крепость построили на этом же пути, но южнее, на Вятке. Таким местом может быть только Ковровское городище в устье Моломы, на развилке водных путей. Дальнейший анализ рукописи подтверждает отождествление Колына с Ковровским городищем, а расположенное рядом с ним более крупное Шабалинское городище - с городом Вятка.
    []
  
   2. Под баликом Нукрат Серкин видит Чуршинское (Подчуршинское) городище, действительно уникальное для Вятки. Считая его изначальным в регионе укреплённым городком, он полагает, что указанная фраза из ДТ говорит об основании Слободского города, так как это самое близкое к Чурше поселение. Однако далее он идентифицирует Колын уже с Хлыновым, снова игнорируя Ковровское городище и его стратегическую роль на главном Вятском (Нукратском) пути с юга на север. На карте-схеме Серкина кроме Моломского указал путь вверх по Вятке мимо вятских городищ 12-15 веков (Орловское, Хлыновское, Чуршинское, Слободское и Микулицкое) не описанный в ДТ или ещё где-либо. Этим путем, вероятно, пользовались после постройки русскими в начале 13 века в устье Сухоны и Юга города Устюга и крепости Гледен, но в таком случае Камский путь ничем не хуже. С учетом булгарских артефактов на Обве и Чердыни, именно он стал важнейшим для их продвижения на север. Впрочем, после прихода монголов торговля со скандинавами окончательно заглохла, а занимавшиеся ею биармы остались жить в северной Норвегии. На Вятке сами булгары далее Колына не добирались, всю северную торговлю вели купцы Вису. Можно полагать, что в устье Моломы заходили волжские торговые суда, а с севера сюда прибывали небольшие струги новгородцев и торговцев Вису (биармов-пермян).
    []
   Карта-схема "Биармия 12 века". Вартхаус - пограничная норвежская крепость (Дом Утар), отсюда морские корабли шли к побережью Биармии, заходили в Сев. Двину. Позже пунктом торговли с биармами стал городок Артан на Оби, от него прямой путь на юг по Каме мимо Чердыни и Каргадана, опорных пунктов булгар. Путь по Вычегде использовался русскими и булгарами с 12 века, в 14 веке на нем появилась Усть Вымь (Пермь Великая). До середины 14 века важное торговое значение имел городок Иднакар с группой других поселений на Чепце. С 15 века его роль переняло Карино (Кара-юрт). Крепость Гледен (Гусман) существовала с 10-го до 15 века, после ее разгрома вятчанами появился город Устюг. Крепость Колын в устье Моломы построен булгарами в середине 12 века рядом с более древним городком Нукрат-Вятка. Холога - старый Слободской город, Родионовское городище 10-15 веков напротив устья Б. Холуницы. Чурша - Подчуршинское городище 10-14 веков. Ниже его на Вятке встречаются каменистые перекаты и пороги, затрудняющие плавание. Розовым цветом обозначены территории распространения смешанной славяно-вотской (славяноидной) керамики 12-15 веков: в горномарийском (30-40%), нижнекамском (от 1 до 25%), усть-моломском (более 40%) регионах, а также на верхней Пижме и Чуршинском городке и соседних с ним городищах (до 20 %). Ее можно связать с появлением в Прикамье воинственных славян берладников, присвоивших местных женщин.
  
   Вот отрывок из арабского описания Золотой Орды (царства Кипчаков) о Камском торговом пути:
   'Купцы наших стран, говорил Нусман, не забираются дальше города Булгара; и купцы булгарские ездят до страны Джулман, и купцы джулманские ездят до земель Югорских, которые на окраине Севера. Позади их (булгар) нет поселений, кроме большой башни, построенной Искандером на образец высокого маяка'.
   Под 'башней построенной Искандером' можно понимать Елабужское городище с круглой каменной башней на вершине берегового холма. Дествительно, выше Елабуги на пути купцов вверх по Каме-Чулману в ту пору уже не было заметных городов. Чулманские Камские купцы могли жить в Чердыне, на крайнем севере Камы. Помимо булгар Югрой интересовались новгородцы.
    []
   Карта торговых путей 9-10 веков. Указан Волжский и Днепровский, а также пути из Булгар на север по Вятке и Каме, и сухопутный в Среднюю Азию. Перемещение товаров по этим путям носило транзитный характер, в определенных перевалочных пунктах (городах, пристанях) шла перегрузка и перепродажа товаров от одних купцов другим. Арабские, булгарские, новгородские, камские, вятские, скандинавские купцы, сменяя друг друга, осуществляли международную торговлю на великом Волжском пути.
  
   Отождествление 'балика Нукрат' с Чуршинским городищем не вполне соответствует значению этой важнейшей (исходя из археологии и топографии) на Вятке в 12-13 веках крепости. Балик по словарю публикаторов ДТ:
   1) небольшая крепость, острог, форт;
   2) небольшой город;
   3) укрепленные пригород, посад, район крупного города.
   Серкин выбирает из этого списка первое значение. Чуршинское городище действительно невелико (0,4 га) и вроде бы подходит под описание (небольшая крепость), но оно гораздо более неприступно, чем любое другое на Вятке той поры; к тому же расположено вдали от шумных путей и более походит на замок князей, чем пограничную крепость. Серкин далее, как раз, справедливо полагает, что на нем жили Арские князья, хотя в ДТ об этом ничего не говорится. Мною обнаружено сходство Подчуршинского городища с пограничной Галицкой крепостью 12-13 веков городищем Мерешевка на Десне. Исходя из этого, можно предположить, что на Чурше обосновался потомок князя Ивана Берладника или его воевода. Запустение городища в 15 веке, можно связать с появлением на Вятке ушкуйников.
    []
   Балик Нукрат после записи 1150 года в ДТ более не упоминается, но говорится, что в 13-14 веках Колын был переименован в Нукрат. Но скорее, это свидетельствует об утрате булгарами контроля за Колыном и переносе центра местной булгарской власти на восток Вятки в Карино-Нукрат.
  
   Как я уже говорил, из анализа событий изложенных в ДТ становится ясно, что Колын расположен в устье Моломы (русские часто нападали на Колын со стороны Устюга). Одновременное существование здесь двух близкорасположенных городищ, одно из которых вполне могло быть основано Новгородцами (Нукрат), а второе - булгарами (Колын), напоминает пограничную ситуацию. Поэтому более предпочтительно отождествить балик Нукрат и город Колын с находящимися в непосредственной близости (несколько сот метров) Шабалинским и Ковровским городищами. В ДТ упомянут острог, расположенный возле города-крепости Колына, который был населён новгородцами купца Садко-Садыка. Чем не балик Нукрат (укрепленный пригород)? - Это название многие, но не Серкин, переводят ныне как 'Новгород' Шабалинское городище больше Ковровского, но земляной вал имеет только с севера (оттуда приходили устюжане и московиты). В ДТ как раз говорится, что булгары запретили строить новгородцам укрепления со стороны Колына!
    []
  
   Чуршинское же городище и расположенный в 7 км от него город Слободской не столь близки. В ДТ они, возможно, присутствуют. Речь идёт о другой важнейшей для нас цитате.
   'В 1278 году хан Манкай (Мунке) велел галиджийцам захватить северные земли Булгара в обмен на утроение ими кыпчакской дани. Тогда галиджийцы, пользуясь тяжкими бедствиями, обрушившимися на Державу нашу, а также переселением в Галидж с других русских земель 500 тысяч ульчийцев (славян), захватили западную часть провинции Бийсу (вероятно, Сев. Двину) и воздвигли там свои остроги. Опираясь на эти разбойничьи гнезда, галиджийцы стали врываться и в другие области Булгарского Севера. Для лучшего противодействия вражеским захватам эмиру Галимбеку пришлось образовать новую провинцию из южных земель Бийсу (Вису) - Нукрат с центром в Колын-Кале.
   Улугбекскую власть в ее западной части - с самим Колыном - эмир передал в руки потомков Садыка и его булгарских ульчийцев, иначе бы Манкай силой заставил Державу передать Нукрат русским. Галиджийцы пожаловались хану на это, утверждая, что эмир надул его. Однако когда ханский посол-христианин проехал в Колын, то город встретил его колокольным звоном и хлебом-солью сына Садыка Ар-Буги - почтенного белобородого старца с крестом на шее, храбро совравшего прямо в лицо Татарину о его полной независимости от Булгара. Галиджийские доносители были обвинены во лжи и казнены к удовольствию Ар-Буги, ибо они были его личными врагами и в 1278 году отбили у него Джукетун (Устюг), присоединенный к Державе в 1237 году. Правда, посол возложил на Колын дань, как будто на отдельное владение, но она не была очень уж велика и обременительна для нукратцев, ибо эмир уменьшил на ее размер дань Колына Булгару. На самом деле тюрэ Колына продолжали подчиняться булгарскому улугбеку Нукрата, сидевшему в Ар-Балике, но назначались самими эмирами'.
   По моему мнению, учитывая вероятную неточность перевода, в этом отрывке под городом Колын-Кала просматривается некий город на востоке Вятской области. Название Колын-Кала похоже на бесерменское название Слободского - Коллога. Кроме того, в разговорной речи Каринцы часто называют его просто Кала (Город). Таким образом, речь в данном отрывке идёт о делении Вятской земли на два анклава: западный христианский 'с самим Колыном' (в устье Моломы), управляемый потомками новгородца Садыка (Садко); и восточным - с центром в Слободском городе - Колын-Кале.
   По мнению археолога Макарова Л. Д. Слободской город был построен на пустом месте примерно в середине 13 века. В его первоначальных древоземляных укреплениях, помимо внутривальных жилых клетей характерных для юго-запада Киевской Руси, есть редкое сходство (крюки) с Москвой-Кучковым 12 века. Булгаро-русские князья Кучковичи после утраты ими владений в земле Волго-Окских вятичей обитали где-то к северу от Булгарии, вполне возможно, как раз на Вятке в Слободском или Чуршинском городище. Косвенно об этом говорит местная фамилия Кучков или Кушков. Мною также было высказано предположение, что в домосковское время Слободской имел другое название - Кошкаров. Этому есть кое-какие основания. Поэтому не могу согласиться с совершенно надуманным мнением Серкина, что здесь находился первоначальный город Вятка-Нукрат. Вот что пишет исследователь Трусов С. В. на основании булгарской хроники:
   "В 930 году на землях вятичей возникло государство, во главе которого встала династия Кучковичей (ветвь булгарской династии Мардуан-Дуло). Все время своего существования это государство вело борьбу с русскими княжествами, отрывающими от него все новые и новые территории. В конце 11 века князь вятичей Хаддад (в русских источниках Ходота) укрыл на своей территории беглого хана Волжской Булгарии Ахада. Ахад на выделенной ему земле в 1088 году построил Москву. В 1112 году Владимир Мономах сжег столицу вятичей город Кордень за то, что там укрывался половецкий хан Шарукан.
   Москва стала столицей Кучковичей. В ней выросли последние князья государства вятичей и сын Ахада Колын. Колын, оказавшийся в дальнейшем в Волжской Булгарии, в 1120 году стал всемогущим эмиром этого государства, разделив власть с официальными ханами. В это время государство Кучковичей доживало последние дни, раздираемое более сильными русскими княжествами. Колын помог братьям Степана Ивановича Кучки (последнего князя вятичей) перебраться со своими людьми в Булгарию. Им отвели земли на реке Вятке, названной так по имени поселенцев.
   Согласно летописи Гази-Бараджа, булгары в 1150 году заложили на реке Вятке, которую они называли Нукрат-су, столицу своей северной провинции Бийсу. Назвали они её в честь всемогущего эмира - Колын (Колынов, Хлынов)...
   В 1193 году Верхняя Вятка была отдана в удел Садыку, новгородскому купцу, перешедшему на службу к ханам Волжской Булгарии. Здесь, возле Колына и севернее него стали селиться также вятичи, переселявшиеся с земель Великого Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества".
   Автор отождествляет Колын с Хлыновым (Киров), что ошибочно. По всем признакам, это Ковровское городище с довольно многочисленными булгарскими артефактами. Город новгородца Садко-Садыка располагался на Шабалинском городище. Местные топонимы косвенно говорят об этом: многочисленные деревни с окончанием -щина, характерным для новгородско-псковской территории; речка Черненица, приток Моломы (девица Чернава в былине о Садко). Кучковичи могли в 12 веке проживать в Колыне, но позже могли перебраться вверх по Вятке. Нельзя согласиться и с трактовкой происхождения имени Вятка от окских вятичей. Оно более древнее.
  
   По ДТ булгары, контролировали Колынскую волость через своего представителя в Ар-балике, под которым можно узнать городок Арск, центр Арской даруги Казанского царства. Присутствие булгар и татар на Ковровском городище археологически заметно. Характер управления восточной частью "Нукратской провинции" не прояснен, а ведь здесь имеются значительные городища 13-15 веков преимущественно с русскими находками: Никульчинское, Подчуршинское, Родионовское, Кривоборское и Слободское. Серкин ничего этого не видит, и отождествляет Колын-Калу с 'городом Колын' (в данном случае, по его мнению, это уже не Слободской, а Хлынов-Киров); более того, он трактует это сообщение ДТ как источник слуха о существовании независимой Вятской земли. Опровергать это мнение я не стану, так как считаю достаточно обоснованными приведённые в моих работах аргументы и размышления. Замечу, что из многостраничных грамот Московских митрополитов 15 века на Вятку он приводит всего одну фразу - "с поганством соединяетесь", - опуская все остальные интересные подробности. А ведь это важнейший и достоверный документ, способный пролить свет на обстоятельства независимой от Москвы и ее митрополита жизни вятчан той поры. Вот начало послания Московского митрополита 1452г. Всего их сохранилось 5 штук.
   "От Ионы митрополита Киевского и всея Руси на Вятку и всю Вятскую землю, воеводам земским Якову Путьину и Оникею и Юрью Алексеевым Мышкина, и всем ватаманом, и подвойским, и боярам, и купцам, и житьим людям и всему нарицающемуся именем христианству тамошних земель.
   Не ведаю как вас и назвать: зоветесь именем христиане, а живете, делающе зло, горше нечестивых, ни по христианству, ни по крестному целованию, ни по божественному писанию, ...своему господарю великому князю грубите и пристаете к его недругу. Издавна с поганством съединяетесь, и с отлученным от Божьей церкви князем Дмитрием Шемякою приходили многожды на великого князя вотчину, на Устюг, на Вологду, на Галич... ".
    []
   Игнорирует он и сообщения другой весьма интересной булгарской хроники Нариман Тарихы, где прямо говорится о существовании уже в 13 веке Нукратской (Вятской) республики с выборными воеводами в двух отдельных волостях, очевидно, Колынской и Микулицкой:
    []
   В этом отрывке говорится о событиях второй половины 13 века. Благодаря сотрудничеству с монголами, Казань и Вятка избежали первого и самого опасного периода монголо-татарских завоеваний. Когда основные силы монгол ушли домой, новому Сарайскому кипчакскому государству оказалось невозможно совладать с закамскими землями, где в 1240-х г. скопилось много булгар и русских. Началась многолетняя война на переправах через Каму, которая закончилась в 1257г. миром и появлением независимых Булгарских княжеств в Приказанье и Вятской республики. Эта война упоминается в Путешествии в Восточные страны Вильгельма де Рубрука 1253г. Вятская земля получила полное самоуправление, наблюдение за лояльностью Булгарам и Орде осуществлял особый посол (баскак?) русского княжеского происхождения Кичи Микаиль (младший Михаил). По булгарской хронике это был Козельский князь. По нашей летописи малолетний князь Василий пропал при взятии города Козельска монголами. Разница имен обьяснима: первое имя давали при рождении, второе получали при крещении. Так что князей-изгоев на Вятке было достаточно помимо булгарских и татарских. Напомню, на Вятке могли находиться потомки князя Ивана Берладника, Кучковичи и Козельские князья. Все они имели связи с булгарами, некоторые могли принять Ислам. Вятские князья с усилением русского и республиканского влияния были неизбежно оттеснены на восток в Арскую землю с центром Карино.
   Заметим также, что на Вятке был свой митрополит; если верить Нариман Тарихы, вятичи той поры были греко-католиками (!). После разгрома Казани в 1278 году русскими и татарами Вятка попадает под протекторат Новгорода, а позже, при Калите, - Москвы. Однако во второй половине 14-го века с началом "великой замятни", разгрома Сарайской орды Тимуром и деятельности ушкуйников внешнее давление на Вятскую землю слабеет. В дальнейшем чехарда смены "хозяев" продолжалась до окончательного разгрома Казани в 16 веке.
    []
   3. Из работы историка Н. Хан СТРАНА ВИСУ: ПРОБЛЕМА ЛОКАЛИЗАЦИИ, в которой отождествяется Биармия и Вису с Вятской землей.
   "Путь арабского серебра в IX в. шел по Вятке, где в районе впадения Моломы в Вятку разделялся - одни вел на север в верховья Сев.Двины, другой - на Чепцу. Чердыньский клад Х в. (246 монет), топографически также совпадающий со вторым после глазовского района распространения шейных гривен, свидетельствует о пути булгарских купцов благодаря Каме на Печору и Югру. Все клады с куфическими монетами в бассейне Вятки и Камы IX-Х вв. выпали в полосе 57-60R с.ш. Топография кладов восточных монет великолепно коррелирует с находками стеклянных бус с металлической прокладкой. Сопоставление дат младших монет кладов IX в. позволяет высказать предварительное предположение о становлении денежного обращения в стране Вису(Ису), расположенной в Моломо-Вятско-Камском междуречье, между 833 и 845 г.
   Топоним Bjarmaland встречается только в скандинавских источниках и локализуется на западном Беломорье, а также в районах Подвинья. Русское слово 'пермь' имеет прибалтийско-финское происхождение, означающее 'земля за рубежом', 'окраина', а также 'бродячих торговцев', встречается с 967 г. Вису/Ису представлена только в арабо-персидской литературе Х-XIII вв. Последнее впрочем не означает, что новгородцы не знали о торговых интересах Булгара в стране Йюра-Югра. Б.А. Рыбаков, коми-историки Л.Н. Жеребцов, Э.А. Савельева и кировский историк В.В. Низов локализуют Пермь XIV в. в границах рек Вычегда, Молома-Вятка, Кама. Первое уникальное сообщение Вычегодско-Вымской летописи под 1212 г. гласит: 'Князь ростовский Костентин Всеволодыч заложил град Устюг Великый /.../ брат ево Юрии и свою властию отимал земли по Двине и по Вычегде и по Сухоне и по Юге и пермские дани себе взял'. Под пермскими данями разумеется территория, расположенная южнее Вычегды. Из чего следует, что в географических представлениях Древней Руси означенная земля называлась 'Пермью'.
   Таким образом, страна Вису располагалось в полосе между 57-60 параллелями в бассейнах рек Вятки и Камы, население которой платило, о чем сообщал Ахмед Ибн Фадлан, налоги Волжской Булгарии. Иван Калита в 1330-х годах захватил Вычегду и Печору, и ... переключил направление торгово-экономических связей, оттеснив булгарских купцов на Югру, заставляя конкурировать их с Новгородом. Средняя Вятка и Кама (бывшая страна Вису) были контактной зоной между зависимыми от русских княжеств северных территорий и Золотой Ордой (Волжской Булгарией), спорадически попадая, вероятно, под политико-экономическое влияние той или иной силы".
  
   4. С. Серкин широко пользуется цитатами из 2 тома булгарского свода ДТ, где собраны современные комментарии, часто, на мой взгляд, сомнительные. Авторы их явно незнакомы с местными вятскими реалиями, что окончательно запутывает и самого С. С. и его читателей. По этой причине мною при написании Истории Страны Вятской эти сообщения почти не использовались.
   'Подавив в 1172 г. восстание в провинции Бийсу (центром ее был город Нукрат, переименованный затем в честь эмира Селима в Колын, а ныне называющийся 'Киров'), вызванное повышением дани Болгару, царь посадил бийсуйского губернатора Мер-Чуру с его биями в булярский зиндан и принялся заменять ополчения окраинных губерний булгарскими гарнизонами. Тяжелая, полная лишений служба на окраинах Булгара - как в пустынях юга, так и в северных таежных дебрях Бийсу и Сибири была невыносима даже для суровых, закаленных алпаров. В условиях нарастающего всеобщего ропота Отяк отправился в свой последний поход на Шир (Дон) в 1178 г. и при возвращении из него погиб'.
   В основном тексте (1 том, История Гази Бараджа) дата похода на Колын отсутствует (по моим прикидкам получается зима 1175-76 года), а переименование города идёт в обратную сторону - из Колына в Нукрат. Булгарский кан в ходе карательной экспедиции захватил губернатора Колына Мер-Чуру вместе с тысячей его людей и держал в заточении, и лишь в 1182 году уцелевших (300 человек) освободили восставшие жители города. Как видим, Мер-Чура и его воины не были булгарами и мусульманами. Новый кан пожаловал Мер-Чуру и его людей: отпустил домой на Вятку в прежнем качестве управителей края. 'Царь извлек некоторые уроки из Булярского восстания 1182-83 гг. В частности он несколько ослабил налоги, взимавшиеся с игенчеев-мусульман, а также прекратил посылки алпаров на службу в отдаленные губернии Булгарии и вернул на службу в этих илях местных ополченцев. Удмуртские ополченцы вместе со своим предводителем - Мер-Чурой - были прощены и приняли ислам. Они сильно булгаризировались и консолидировались в особую этногруппу бесермен'.
   Последняя реляция про 'удмуртских ополченцев' вызывает улыбку, население Вятки той поры не имеет прямого отношения к удмуртам или их предкам, это был особый народ, славяно-вотские метисы. Как мы видели, на Вятке существовало не менее двух отдельных волостей. По археологическим данным Чуршинское городище было заселено русскими, булгарских находок (в основном керамики) здесь много меньше, чем на Моломе и в Кирове. Судя по грамотам 16 века, вотины проживали в окрестностях Чуршинского городища и Слободского. 'Тамгой губернии Бийсу (получившей в XIII - XIV вв. имя своего центра - города Нукрат) был очень похожий на герб Дуло знак, означавший лук и стрелу и называвшийся 'Балуанская (Богатырская) Тамга'. Этот герб даровал городу Нукрату и Бийсу сам булгарский царь Габдулла Чельбир в 1183 г. в память о метком выстреле губернатора этого иля Мер-Чуры, спасшем Буляр. Как известно, в 1183 г. огромное русское войско пошло на штурм тогдашней столицы Булгарии - Буляра, но Мер-Чура, находившийся тогда в городе, с крепостной стены поразил стрелой руководителя приступа князя Изяслава Глебовича, и неприятель отступил. Мер-Чура, принявший ислам в булярской мечети Бесермен, велел изобразить Балуанскую Тамгу на стене Бесерменской мечети города Нукрата'.
    []
   Тамга Дуло похожа на букву Пси. В разные времена этот символ трактовали и как месяц со свездой или крестом, и как вилы, и как сокол в падении, и как натянутый лук-арбалет. Но в основе его лежит древний символ соединения мужского и женского начал. Род Дуло возглавил движение гуннов на запад в 4 веке. Первоначально они обосновались в Вятко-Камье, часть осталась здесь, подчинив местных финнов, остальные ушли в Зап. Европу. Не отсюда ли сходство символики Вятки и Скандинавской династии возглавившей Русь?
  
   О принятии ислама Мер-Чурой можно сказать следующее. Сделал он это по принуждению, к тому же, язычество уходило в прошлое. Известно, что булгары стали активно распространять ислам среди своих окраинных подданных только в 14 веке (когда хан Азбяк обесерменился), хотя представители местных правящих кланов могли перейти в государственную веру и ранее. Отсидев несколько лет в зиндане и потеряв две трети своих людей, случайно получив свободу, - уходить снова в подземелье не хотелось.
   Обратим внимание, в последней цитате главный город назван (с 13 века) Нукратом. Богатырская-Балуанская тамга была изображена на стене мечети этого города (возможно, это был составной крестово-лунничный символ, известный до сих пор как древнерусский крест). Серкин сообщает, что в прошлом Чуршинское городище местным населением именовалось Богатырской горой, а жили на ней самые сильные во всей округе богатыри (сильнее были только победившие их Никулицкие). С другой стороны, согласно ПСВ, новгородцы в 1181 году штурмом взяли Чудской Болванской городок на прекрасной горе. Серкин предположил, что слово 'Болванской' является искажением от 'Балуанский'. Однако основное название Чуршинского городища (на что указывает сам Серкин) - Чуршина или Чуршин городок. Чурша вариант имени Чура, известного у русских. Оно явно связано со словом джура, рыцарь-богатур у булгар и других тюркских народов. Кстати, у казаков оно означает молодой воин. Мер-Чура, таким образом, можно перевести как Мари-воин. Это был предводитель потомков берладников поселившихся на Вятке. По сообщению ДТ первоначально некоторое время они жили в крепости Аркоч на Волге (Важнангерское городище, Горномарийский район Мари Эл), затем захватили крепость Алабугу (Елабужское городище на нижней Каме), но были вытеснены булгарами и уплыли вверх по Каме, где у городка Каргатун (Рождественское городище на Обве) их догнали и разгромили. Уцелевшие могли по Чепце достичь Вятки и устроиться на Чуршине. Это важный аргумент в доказательстве отождествления городка Мер-Чуры именно с Чуршинским городищем.
  
   5. На основании ДТ Серкин делает вывод о том, что никакой Вятской вольницы не существовало, а была почти мирная передача Вятской провинции из-под власти Булгарии (Казанского царства) - Москве. При этом, он считает, что вятские города после вывода населения пришли в запустение. Разумеется, во все времена сильные мира сего делят между собою шкуру ещё не убитого медведя, но это не означает, что сам Медведь будет спокойно ждать, когда за ним придут и снимут шкуру.
   В Архангелогородской летописи фигурируют 700 татар присланных из Казани. В ДТ Колын в ходе его осады покинули 500 казаков Урака и 200 колынцев, всего также 700 человек. Совпадение не случайное. Запустение Ковровской крепости после ухола 700 колынцев вполне обьяснимо. Шабалинское городище мною отождествляется с городом Вятка 13-15 веков. В начале 16 века в связи с войнами Москвы и Казани город был перенесён вглубь Вятской земли и стал известен как Хлынов.
   Мер-Чуру и его воинов Серкин (вслед за татарским комментатором ДТ) считает удмуртами, которые после принятия ислама стали зваться бесерменами. Но археологические данные свидетельствуют, что замена угро-финского населения на славяно-русское началось на Вятке в конце 12 века, то есть именно в период первых упоминаний Вятки-Нукрата и Мер-Чуры в ДТ. Другими словами, города на Вятке были построены людьми среди которых, осторожно говоря, был значительный процент русских (по крайней мере, по культуре).
  
   6. К сожалению автор поддался обаянию рассказов ДТ и поверил во всё, что там есть. Реальность же такова. После разгрома русами Хазарии в конце 10 века Булгар во многом перехватил её посредническую роль в торговле, булгарские купцы, среди которых было много русов, перекупали восточные товары привозимые на Каспий и транспортировали их в Новгород, Прибалтику и Скандинавию. Разумеется, за проход мимо устья Камы им приходилось не только платить булгарам, но и сотрудничать с ними. С таким положением не могли мириться крепчающие балынцы (суздальцы-владимирцы). С 12 века они стали постоянно нападать на булгарские города, с этого начался упадок Волжской Булгарии. О критической ситуации свидетельствует сама ДТ: сражения в этой войне с 1162 до 1220 года идут в основном на её исконной территории. Нашествие монголов подорвало этнос булгар, но одновременно спасло их от полного разгрома русскими. Появилась третья сила, которую каждая из строн попеременно склоняла на свою сторону.
   Один из авторов ДТ - Гази Барадж - в 1232 году ездил в Монголию к великому хану и договорился о сотрудничестве и личной преданности за обещание получить пост правителя Булгарии. По многим признакам, аналогично действовал и русский князь Ярослав Всеволодович. Именно эта 'сладкая парочка', за которой пошла часть их соплеменников, получив от монголов войска татар и китайскую осадную технику, устроила погром городов Булгарии и Руси в 1236-41 годах, а затем вторглась в Западную Европу. Любопытно, что умерли оба в один год, вероятно, были убраны (отравлены) как отработанный материал. На их место заступили другие, более молодые и не столь славные победами, а потому более сговорчивые и не столь опасные для верховной власти великого хана.
   Булгария достигла своего экономического расцвета в середине 14 века, но с началом смуты в улусе Джучи подверглась новому и уже окончательному разгрому от ушкуйников (1360-92), московитов (1399) и Тамерлана (1391). После всего этого уцелела только её северная часть с центром в Казани, в которой засели Ордынские ханы, временами ставленники Москвы. Правящий слой Булгарии, собственно булгары, частью был перебит, частью смешался с татарами (основной народ Золотой орды). Булгарский суперэтнос рассыпался на составные части. Впрочем, отпадение северо-западной Вятки произошло ранее других территорий, ещё в середине 13 века. Через сотню лет ушкуйники поселились в северо-восточной части - Арской земле.
  
   7. Серкин вслед за ДТ отвергает роль ушкуйников в деле колонизации Вятской земли. Они, якобы, временно жили лишь в верховьях Камы и оттуда нападали на Булгар (Кашан и Жукотин) и Вятку. При этом к началу 15 века были полностью уничтожены. Впрочем, в ДТ упоминаются лояльные власти Казани потомки знаменитого ушкуйника Анфала поселившиеся в Нукрате.
    []
   По данным археолога Л. Макарова на Вятской земле в 12-15 веках существовали 4 отдельные территории (волости).
   1. Никулинская - 4 селища (Никульчино-2, Родионово, Кривоборье, Вятское), 3 городища (Слободское, Чуршинское и Никульчинское), керамика славяно-финноугорская.
   2. Котельничская - 6 селищ (Шабалинское, Искра и др.), 3 городища (Ковровское, Шабалинское, Орловское), помимо славяно-финноугорской есть булгаро-татарская.
   3. Пижемская - 8 селищ и городище Подрелье, керамика в основном славянского типа.
   4. Лебяжско-Уржумская - 3 селища (Покста-2 и др.), керамика в основном славянского типа.
   Всего известно около 30 поселений 13-15 веков площадью от 0,3 до 3 га. Городки русских на верхней Каме были также невелики (от 0,4 до 1,3 га) и притом их было вдвое меньше, самые ранние датируются рубежом 14-15 веков, при этом в них заметно сохраняется местный пермский элемент. Среди историков считается, что первым поселением здесь был Анфалов городок (предводитель ушкуйников Анфал Никитин погиб на Вятке в 1421 году). Поэтому утверждения ДТ о существовании многотысячной колонии ушкуйников на Каме уже в 14 веке никак не подтверждаются. На памятниках Камы обнаружено заметное количество булгарских вещей 10-14 века. Л. Макаров отмечает значительную перестройку укреплений и планировки Вятских городов во второй половине 14 века, вызванную, по его мнению, нападениями ордынцев и ушкуйников. Отметим также заметное военное усиление Вятки в 15 веке, выход её на политическую арену, что может объяснятся только быстрым увеличением населения. Из сказанного логически вытекает мысль о поселении на Вятке в 14 веке ушкуйников.
   Ушкуйниками предводительствовали люди опытные и знатные. Это были профессиональные воины и мореходы - ватаманы. Именно они набирали ватаги рядовых ушкуйников, которые под их руководством строили небольшие корабли, ковали оружие. Часть их проживала на Вятке, часть в Новгороде. Скорее всего, с помощью ушкуйников произошло вытеснение вотинов и бесермен из северной части Арской земли (правобережье Вятки от Кирова до Шестаково).
   Заметим, что от верховий Камы до верховий Вятки 15 км, в весеннее половодье водораздел рек кое-где можно преодолеть на мелководных судах, а зимой на санях за один переход. До сих пор в районе Дымного болота просматривается канал соединяющий две северные реки. Отсюда же недалеко до истока Сысолы, притока Вычегды. Кайгородская волость входила в Вычегодскую (Усть-Вымскую) данническую территорию, основной ареал расселения ушкуйников, очень близкий к бассейну Вятки.
   Отсутствие чётких сведений о Вятке в русских летописях до конца 14 века говорит о независимости этого региона от русских князей, но это не исключает зависимости от Орды. С конца 13-го до конца 14 веков Вятка была отдельной территорией, платившей дань напрямую Орде. ДТ говорит об этом в отношении западной части Нукрата с центром Колын (Ковровское городище). Есть предания, о том, что Каринские князья имели прямые сношения с ханом Узбеком (по другим сведениям, с Иваном Калитой). Это может свидетельствовать о существовании ещё одной (восточной) самостоятельной волости на Вятке.
   В конце 14 века на Булгар обрушились ушкуйники. Постепенно они стали вовлекать вятчан в свои походы и селиться на Вятке. С их помощью вятчане-христиане совершили переворот, в результате чего язычники (к тому времени это были в основном финно-угры) и мусульмане (обулгарившиеся Арские князья и их воинское окружение) были потеснены на левый берег Вятки. Так появилась Вятская республика. В середине 15 века она стала объектом притязаний Казанского и Московского царств, возникших на развалинах Улуса Джучи. Пока эти два монстра боролись между собой, вятчанам удавалось удерживать свои позиции. Но к 70-м годам Москва на время приструнила Казань. Одновременно с этим был разгромлен Великий Новгород, что вызвало приток сил на Вятку и продлило её независимое существование. В 1478 году была присоединена к Москве Вятская волость на Моломе, а в 1489 году состоялся большой поход на Микулицкую (Слободскую) и Арскую (Каринскую) земли. Впрочем, остатки вольностей и самоуправления сохранялись до взятия Казани в 1552 г.
  
    []
   Карта кладов арабских монет в бассейне Волги. Их связают с торговой деятельностью русов. Вятка и Ока дают много ранних находок дирхемов, но при этом почти полное отсутствие скандинавских артефактов, "этноопределяющих" для древних русов.
  
   8. В своей книге 2015г. "Аргументы и факты..." Серкин затронул историческую ситуацию в Прикамье 1 тыс. н. э. В частности происхождение имени Нукрат, - по его версии, от племени Угров живших здесь в 5-10 веках. Именно с ними, как властным сословием Прикамских финнов, связывает он появление монетного и художественного серебра. Вопрос этот был рассмотрен отдельно, здесь же лишь отмечу, что народ нугра, нукрат или нукарда мною связывается с деятельностью Волго-Камских русов, артефакты которых присутствуют в языках и археологии народов Прикамья. Карта находок арабских монет ясно очерчивает Вятский регион как отдельную область деятельности этих русов.
   "Весьма вероятна на этом раннем этапе ведущая роль в 'восточной торговле' не славянского, а финноязычного, восточнофинского компонента формирующегося раннегосударственного образования. Летописная 'весь', народ Вису восточных источников известен арабским авторам ближе и ранее славян как активный торговый партнер булгар, появляющийся в поле зрения исламского мира вместе с Югрой... Весь наряду с чудью (thiudos), мерей (merens), мордвой (mordens) выступает на Волжском пути уже во времена готов Германариха... Волжская торговля, направленная и к финно-уграм Прикамья и, безусловно, включавшая в свою сферу мордву, мерю, весь, на раннем этапе далеко не предполагала ни славянского, ни скандинавского доминирования".- Лебедев Г. С.
   По сообщению Аль-Масуди (нач. 10в.):"Первым из царей ас-сакалиба есть царь Дира, он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами. Подле этого царя из царей ас-сакалиба живет царь Аванджа (ал-Олванг), имеющий города и обширные области, много войска и военных припасов; он воюет с Румом, Ифранджем (франки), Нукабардом (лонгобарды?) и с другими народами, но войны эти нерешительны. Затем с этим царем граничит царь Турка. Это племя красивейшее из Сакалиба лицом, большее из них числом и храбрейшее из них силой'.
   Под сакалиба историки подразумевают славян, но есть обоснованное мнение, что арабские авторы могли понимать под этим именем и финноугорские народы русского севера, а тем более, смешанное славяно-финское население Вятки и Оки. Описанная ситуация относится к 9 веку, времени существования трех видов руси. Турками арабы звали известных им угров-маджар, на Дунай они пришли в 870-х годах, поэтому во времена Олега и Дира говорить о венгерском государстве еще рано.
   "Поколение Дира (840-860) уступило место 'поколению Аскольда', киевского князя и современника Рюрика в Ладоге и Новгороде, через двадцать лет (882 г.) устраненного с исторической арены Олегом Вещим, объединившим Новгород и Киев в границах единого Русского государства". - Лебедев Г.С.
   Итак, у народов "сакалиба" в середине 9 века было три царя: Дир (потом Аскольд), Рюрик (позже Олег) и Турка. Первого можно отождествить с ранним Киевским правителем, Рюрик и Олег - скандинавские конунги Ладоги, а вот третий царь и его воинственный народ - это угорский (маджарский) правитель Волго-Камских финнов. С появлением на Волге булгар, угры (вероятно, проиграв им войну) разделились. Часть их вслед за именьковцами начала переселение в западном направлении. Нукратцы обосновалась на Оке, где жили потомки ославяненных именьковцев, так появилось своевольное племя Вятичей. Мадьяры ушли дальше на Дунай, и там появилось еще одно славянское царство. Оставшиеся в бассейне Вятки ославяненные финноугры создали самобытные Еманаевскую и Чепецкую культуры, - центры стран Вису и Ару. Арские русы действовавшие в пределах финноугорского мира имели свои фактории на Вятке, Каме и Печоре, а также поселения в городах Булгарии.
    []
  
    []
   Учебная карта. Северная часть Булгарии (Приказанье) отнесена к слабозаселенным районам. В домонгольский период следов массового проживания здесь булгар-мусульман не выявлено. Вместе с тем, здесь имелись хорошо укрепленные каменные крепости не характерные для булгар.
  
   ПРИЛОЖЕНИЕ
   Отрывки из работы А.Г. Бахтин 'Казанская украина' на рубеже XV-XVI вв.
   "В источниках XV-XVI вв. встречается понятие южной 'крымской' и восточной 'казанской украины' (окраины). Последняя представляла собой буферную зону шириной от нескольких десятков до нескольких сотен километров... В целом граница определялась лишь приблизительно, по принципу уплаты населением ясака. Условно от устья Суры ее можно провести на север через Ветлуж- ско-Унженское междуречье к Средней Вятке и далее к Каме выше устья реки Белой, на юг - вдоль русла Суры к Дикому полю, где находилась 'крымская украина'. В зависимости от результатов военных действий граница сдвигалась в том или ином направлении...
   Полная опасностей жизнь жителей 'казанской украины' - вятчан, унжан, галичан и нижегородцев - закаляла характер, сплачивая их в борьбе за существование. В первой половине ХVI в. немало русских беглых людей скрывалось на 'казанской украине', где было опасно, но куда не всегда дотягивались руки боярско-дворянского сыска. Герберштейн писал, что Вятская земля 'служит своеобразным убежищем для беглых рабов и злодеев'...
   Пограничье требовало создания и сохранения там особых административных образований. По периметру восточной границы в силу особой политической ситуации и целенаправленной государственной политики сложились полунезависимые политические образования. На севере это была Вятская земля, на юге - Касимовское царство, Темниковское княжество и др., южнее начинались казачьи области...
   У вятчан была налажена торговля с Казанью. Оттуда они получали хлеб. Вятская земля для выживания использовала не только силу, которой не всегда было достаточно для противостояния сильным соседям, но и политические контакты. Временами вятчане платили дань в Казань. Такие отношения существовали и после подчинения Вятки Москве. Об этом свидетельствуют сепаратные переговоры вятчан с казанским ханом Сафа-Гиреем в 40-е гг. XVI в...
   По свидетельству краеведов XIX в., многие жители Вятской земли и Поветлужья вели свою родословную от местного мерянского, марийского или удмуртского населения... Во время восстания народов Поволжья в 1582 г. 'казанская украина' упоминается в разрядной книге. Последний раз это понятие употреблялось в Смутное время".
  
   История татар с древнейших времён в семи томах.
   Том 2. Волжская Булгария и Великая Степь. Казань, 2006.
   С.К. Белых, Л.Д. Макаров (Ижевск)
   глава 'НАСЕЛЕНИЕ КАМСКО-ВЯТСКОГО КРАЯ В БУЛГАРСКОЕ ВРЕМЯ'
   "По мнению Л.Д.Макарова, Вятская земля была феодальной вечевой республикой (по типу Великого Новгорода), управляемой местным боярством, земскими воеводами и ватаманами. Впрочем, судить о структуре управления и социальном составе Вятской земли пока еще очень сложно, т.к. эти аспекты лишь бегло упомянуты в одном-единственном источнике - грамоте митрополита Ионы, направленной на Вятку около 1452 г...
   В отличие от Л. Д. Макарова, говорящего о феодальной вечевой республике, В. В. Напольских (устное сообщение), учитывая отсутствие источников, свидетельствую-щих о собственно феодальной организации вятского общества и о республиканских институтах, предлагает использовать в отношении населения Вятской земли и его социально-политической структуры термин "предказачество", имея в виду, что источники формирования населения (выход на 'вольные земли' на окраинах Руси), образ жизни (сочетание крестьянского хозяйства с военной активностью и соответствующей организацией, охватывавшей, видимо, всё мужское население) и политическая организация (известно мало, но во всяком случае речь идёт об отсутствии у вятчан единоличной власти и наличии руководителей, так или иначе опирающихся на одобрение со стороны вольницы) вятчан XIV-XV вв. и казаков XV-XX вв. были близки. Отличие, которым обосновывается приставка "пред-", состояло в том, что, вятчане не состояли на службе у государя в силу отсутствия такового"... "Взаимодействие вятского славянского населения с Волжской Булгарией в домонгольское время (по археологии) прослеживается очень слабо, однако, можно предполагать, что в отличие от чепецкого населения, и населения юга Вятско-Камского междуречья (удмурты), вятчане сохраняли полную экономическую и политическую независимость от Булгарского государства".
  
   ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  
   Этот очень краткий обзор моих расхождений с точкой зрения Сергея Павловича на историю Вятской земли хочу завершить следующим. Очень многое в его работах находит моё понимание, со многими моментами могу согласиться полностью или с оговорками. Прежде всего, речь идет о нагромождение устаревших заблуждений и полная неразработанность данной темы в исторической науке. Вместо этого процветают идеологизированные мифы вроде заселения региона в 12 веке ушкуйниками, или беглыми новгородцами, или включенность Вятки в Киевскую и Владимирскую Русь с тех же времен. При этом явные связи с соседней Волжской Булгарией опускаются. А они неизбежно были, правда, знак и значение их в разные века был различный: от полного подчинения до полного разрыва. Кроме того, надо иметь в виду, что Вятка-Нукрат географически тяготела к северной Арской (Казанской) части Булгарии, заметно отличной от внутренней с городами Булгар и Биляр. Археология этого региона заметно отличается от традиционно булгарской при полном отсутствием мусульманских артефактов до второй половины 13 века. Окраинное положение Вятки между русскими и булгарами и другими народами привело к формированию здесь особого народонаселения, смешанного по этническому происхождению, но русского по менталитету. Вольная вятская молодежь стала основой русского казачества.
   Е. Харин
   Народный историк, Слободской город, апрель 2016г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"