Харин Евгений Анатольевич : другие произведения.

Вятка и Булгар

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Отношения Вятки и Булгарии в протяжении веков. Вятка и Казань в 15 веке, Волжские русы и Арсания, булгарские хроники о Вятке.

   1. ВСТУПЛЕНИЕ
  
   С появлением Истории Джагфара (Джагфар Тарихы) над общепринятой Вятской средневековой историей нависла серьезная туча. Полная не разработанность данной темы в соединении с труднообъяснимыми в рамках существующего летописного мифа "Повести о стране Вятской" археологическими материалами, поставили в тупик практически всех наших историков и краеведов. Проще всего закрыть глаза и все отрицать.
   Называть Вятку "новгородской колонией" вслед за рассказом "Сказания о вятчанех" нет никаких оснований. Не обнаружено характерных новгородских топонимов или имен домонгольского времени. Некоторое число поздне-новгородских (типа Ивша, Грихно) может объяснятся поселением ушкуйников или иных беглых новгородских людей в 14-15 веках. Археология новгородская у нас тоже не выявляется. В Новгородских летописях о Вятке сообщений не больше, чем в других. В грамотах 13-14 веков с перечислением новгородских волостей Вятки нет (есть Югра и Перем). В титулатуре московского великого князя она появляется в самом конце 15 века. Так что новгородцы если и прибывали на Вятку, то небольшими партиями в протяжении какого-то периода. Говорить о единовременной колонизации не приходится.
   Встает вопрос о принадлежности Вятки, так как большинство историков ныне сомневаются в ее полностью независимом существовании в продолжении 3-4 веков. Хотя такая версия в прошлом была общепризнанной. Действительно, окончательно Вятка была присоединена к Московии только в конце 15 века, и то силой, после нескольких безрезультатных походов. При этом, некоторые вольности сохранялись здесь еще несколько десятилетий до взятия Казани в 1552г. Однако существует мнение, опирающееся на кое-какие документы, что Вятка с 1370-х годов принадлежала Суздальским князьям, а затем Галицким и Московским. Радикальную гипотезу высказал недавно С. Серкин в своей книге "Тайны земли Вятской". Вслед за булгарским сводом Джагфар Тарихы (ДТ) он считает, что Вятка испокон веков принадлежала Волжской Булгарии, но была в 1487 году по договору передана Москве. Ничуть не сомневаюсь, что сильные державы делят более мелких соседей, правда, иногда как шкуру неубитого медведя. Вятка была лакомым куском, но одновременно и костью в горле. Дело в том, что через Вятку и ее приток Молому проходил стратегически важный в некоторые периоды щистории Восточной Европы путь, соединяющий Скандинавский и Русский север с югом Волги. Основной путь через верхнюю Волгу с 12 века перехватили русские Киевские князья. Булгарам и новгородцам хотелось торговать без посредников. (Был ещё обходной путь по Каме, но он очень труден.) Можно предположить, что после некоторых выяснений отношений, Вятке в 12-13в. был придан статус нейтральной, буферной области между Новгородцами и Булгарами. Её задачей было осуществление взаимовыгодных торговых связей между этими странами. Если взглянуть на карту, станет ясно, что главным форпостом на Вятке в ту пору (в 12-14 веках) было Ковровское городище в 7 км к северу от Котельнича в устье Моломы, оно же город Колын в Джагфар Тарихы.
  
    []
  
   Карта археолога Л. Макарова, указаны городища (квадраты), селища (круги) и могильники 12-15 веков.
  Обширные цитаты из ДТ (за которые меня критикуют) вызваны только одним обстоятельством: практически полным отсутствием иных материалов по Вятке ранее 1374г.
  Сообщения булгарских хроник о Вятке имеют важные археологические подтверждения. Л. Д. Макаровым выявлено на средней Вятке три отдельных археологические волости с центрами вблизи устьев притоков Вятки - Пижмы, Моломы и Чепцы, причем, в средней из них булгарских находок заметно больше.
   В Джагфар Тарихы описан главный вятский город Колын, который публикаторы-комментаторы отождествили с нынешним обл. центром Киров (ранее Хлынов и Вятка). Однако, как я уже заметил ранее, по описанию укреплений и расположения этот город более похож на систему городищ в устье Моломы. Публикаторы ДТ не знали о всех этих подробностях, а то бы не преминули воспользоваться сенсационной новостью, что главный вятский город был в другом месте, что говорит о достоверности хотя бы некоторых сведений. Хлынов по археологии и другим данным был построен уже при новой Московской власти в географическом центре Вятского региона. Понятно, что такое открытие многим у нас не нравится.
   Реальная история Волжской Булгарии не столь ровная и величественная, как это представлено в ДТ, содержащей явные умолчания о некоторых нелицеприятных моментах истории государства. Преувеличены, видимо, пределы власти булгар и степень их влияния на соседей. Начать с того, что примерно в этих же пределах на Волге в 4-8 веках существовала Именьковская АК, по мнению многих современных исследователей, населенная славянскими выходцами с Днепра с заметным участием остготов. Здесь были многочисленные города и селения, развитое земледелие. Булгары зашли на эти земли в три этапа, последний привел в 9 веке откочевавший из днепро-донских степей хан Алмуш. Дело в том, что Великая Кара-Булгария к тому времени окончательно развалилась под ударами хазар, мадьяр и русов. Хан решил устроиться на восточной окраине этого полукочевого образования, одновременно, перехватив важный Волжский торговый путь. Именьковцы (с 8 века) под давлением булгар и других степняков покинули регион, обосновались на верхней Оке и на нижней Вятке. Отсюда родство двух анклавов вятичей, наблюдается преемственность Именьковской и Вятских культур 6-13 веков (укрепления городищ, трехслойный пакет). Часть именьковцев осталась и была ассимилирована, став основой булгарского оседлого населения. Алмуш стал собирать новое государство, переселять к себе людей с Камы, утвердил мусульманскую религию в противовес враждебным хазарам-иудеям. Но хазары еще 50 лет держали булгар под контролем. И только пара походов усилившихся русов положили конец власти Хазарии в Вост. Европе. Хазары разошлись по всем сторонам, часть купцов осела в Булгаре.
   Вятский регион не был однозначно в зависимости от булгар, - дальше устья Моломы они не бывали. В интересах был торговый путь по Вятке и Моломе с переволокой в Юг, где был их форпост Гусман-Катау. Отсюда пути шли по Сухоне в Новгород и Суздаль, по С. Двине - к варягам. Через Вычегду можно было попасть в Печору (Югру). По устному замечанию археолога Макарова Л. Д.: "Странно, что на Вятке нет древнерусских находок!" Действительно, поселений и артефактов связанных с русами 9-11 веков нет. Возможно, это как раз связано с военно-торговой дорогой из Булгара на север. В ДТ сказано, что в 1150г. на Вятке возле поселка купцов была построена крепость Колын. Это похоже на два городища в устье Моломы. А вот на Чепце (восточном притоке Вятки) в 10-13 веках существовала самобытная АК (булгарской керамики очень мало), есть основания связать ее с известной по арабским хроникам Арсанией - третьей Русью. В ДТ ничего нет об этом. Ал-Гарнати побывал в Булгаре (середина 12 века) и описал купцов из стран Ару и Вису к северу от Булгара, а это наши края. На Каме булгарские артефакты есть, на Вятке очень мало (в устье Моломы и на Чепце). Видимо, занята она была без них, хотя из-за скудости археологических исследований 1-го тысячелетия остается Белым пятном. Удмуртские историки раскопали на Чепце много интересного, когда искали предков удмуртов. По моему мнению, Ару - это Чепца, а Вису - страна севернее устья Моломы (Биармия), куда прибывали варяжские купцы, а также, Новгородцы. С ними торговали купцы-биармы, спускавшиеся по Вятке до Булгара. Предметы торговли: меха, оружие, кость моржей и мамонтов для поделок, украшения, серебро и олово.
   В 12 веке Булгария подвергалась атакам верхневолжских русов, что заметно ослабило государство в добавок к внутренним схваткам за власть. Монголы использовали эти разборки и противоречия, переманивали на свою сторону князей-изгоев русских и булгар. За счет беглых "оппозиционеров" они пополняли свою армию. Булгария долго сопротивлялась, на правом берегу нижней Камы собрались уцелевшие булгары, были окончательно разбиты только через 30 лет совместным русско-ордынским воинством. Остатки Булгарии оформились в отдельные княжения, Кашан, Жукотин, Казан и др. Окончательно они исчезли в период распада Орды в конце 14 века (поход Тимура, набеги ушкуйников, москвичей, ордынцев) и формирования центра власти в Казани. Княжеский двор примерно в 1399 году в результате похода на булгар московского князя Юрия Дмитриевича перебрался на Вятку в Карино.
  
   По моей версии, Вятская земля была самостоятельной в 13-15 веках насколько это было возможно в то время. Иногда союзничали с соседями, иногда воевали с ними, брали дани, но и сами откупались иногда. Бывали у нас и булгарские власти и казанский посол и новгородские воеводы и московские наместники. История долгая, всякое бывало, только вот чьей-то колонией Вятка не была никогда (в любом смысле).
  
   ПРИЛОЖЕНИЕ
  
   РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ О 'СВОДЕ' 'ДЖАГФАР ТАРИХЫ': АНАЛИЗ ДИКУССИИ
   И.А. Гагин (заключение статьи):
  
   Таким образом, мы видим, что далеко не все исследователи исходят из признания полной фальсифицированности 'свода', предполагая, что в основе его, возможно, лежат подлинные источники, переплетенные с выдумкой составителей. Поэтому можно осторожно согласить с точкой зрения Ю. Шамильоглу, что 'Джагфар тарихы' есть продолжение более ранних фальсификаций, однако, при этом добавив: имеющих в своей основе какую-то подлинную историческую базу, фрагменты древних литературных материалов. Можно предположить, что причиной возникновения подделок явилась историческая ситуация, побудившая секретаря Сеида Джагфара Бахши Имана приступить к составлению 'свода'2 . Получив официальный заказ, он собрал в то время еще существовавшие остатки булгарских летописей, присовокупил устные предания, добавив в них то, что, по его мнению, должно было поднять дух башкирского народа, пробудить в нем волю к борьбе и победе в готовящемся восстании. А таким стимулом могло быть только одно: все должны вспомнить и уверовать в то, что они потомки 'великих булгар', государство которых простиралось на 'полмира', перед которыми трепетали все народы, и главная цель борьбы - сбросить зависимость от русского царя и восстановить Булгарское государство.
   Если исходить из признания данной гипотезы, становится вполне понятным, почему в 'Джагфар тарихы' переплетены правда и вымысел, которые, зачастую, очень сложно дифференцировать. Это дает основание для углубленного исследования 'Джагфар тарихы', что, несомненно, будет сделано специалистами-булгароведами в обозримом будущем. На сегодняшний день историки Татарстана пришли к общему мнению вообще не упоминать 'Джагфар Тарихы', как будто его никогда не было, но подобная позиция может привести к обратному эффекту, связанному с возникновением нездорового интереса к уже существующей книге и той полемике, фрагменты которой приведены выше.
  
   К ВОПРОСУ О ДОСТОВЕРНОСТИ НЕКОТОРЫХ СВЕДЕНИЙ БУЛГАРСКИХ ЛЕТОПИСЕЙ
   Роман Рабинович (цитаты)
  
   ... Наше обращение к булгарским летописям при исследовании вопросов, совершенно не имеющих отношения ни к истории средневековых булгар, ни к истории казанских татар, ни к средневековой или современной булгарской идентичности, показало, что в целом ряде случаев ее известия содержат достоверные исторические сведения, причем возможно почерпнутые из неизвестных нам письменных источников. Этой проблеме достоверности некоторых сведений булгарских летописей мы бы и хотели посвятить данную статью.
   ........
   Безусловно, информация булгарских летописей об отдельных народах, событиях, личностях и т.д. заслуживает пристального внимания. Она охватывает и другие периоды, а не только те, которые освещены в иных источниках. Она содержит сведения, которые позволяют нивелировать отрывочность, фрагментарность и, что особенно важно, даже объяснить противоречивость данных других источников. Часто не совпадая с данными иных источников абсолютно, полностью - ни содержательно, ни хронологически (что как раз можно было бы ожидать от сфальсифицированного в ХХ веке источника), сведения булгарских летописей при этом существенно их дополняют. Они часто перспективно соотносятся с высказанными в историографии когда то или, наоборот, совсем недавно, гипотезами, выдвинутыми на основании анализа сведений других источников. Учитывая обвинения в поддельности, трудно себе представить масштабы и качество фальсификации. Чуть ли не за каждой фразой, за каждым сюжетом такого сфальсифицированного текста, например, летописи Гази-Барадж, должен был бы стоять фантастически огромный труд историка, владеющего знаниями полного подбора данных соответствующих известных письменных источников и специальной литературы. Учитывая масштабы и разнообразие, это не мог бы быть один историк, работать над такой фальсификацией должен был бы целый исследовательский коллектив. Я не оговорился. Это должны были бы быть исследователи, а не дилетанты-любители, 'механические' компиляторы, занимающиеся историческим копирайтингом. Мог ли существовать подобный подпольный 'научный институт' в советское время - вопрос почти риторический.....
   Представленные на сегодня доказательства поддельности булгарских летописей нельзя признать в полной мере убедительными, окончательными и непротиворечивыми. Считаю, вопрос всетаки пока не закрыт. Хотя на сегодняшний день никак нельзя исключить, что булгарские летописи в целом были фальсифицированы, однако можно предположить, что при их фабрикации были использованы и достоверные исторические сведения других источников. Нельзя исключить, что среди последних, возможно, были и те, которые пока неизвестны современной науке.
  
  
   2. АРСАНИЯ И ВЯТКА
  
    []
  
   Историк В. В. Седов пишет о существовании на территории Волго-Камья в 6-10 веках неких русов, продолжателей Именьковской культуры (славяно-готов) и даже видит в них русов описанных арабским путешественником Фадланом. В пространном тексте которого дано наиболее подробное описание внешности и образа жизни русов: "они подобны пальмам, румяны и красны". Это статные мужчины-торговцы с розоватым цветом кожи, в сопровождении красивых богато украшенных ожерельями жен, служанок и наложниц, прибывающие на кораблях в Булгар на Волге для продажи на монетное серебро мехов и рабов (в основном, славянских женщин).
  
    []
  
   На карте обозначены клады арабских серебряных монет, а также регионы нахождения древнерусских артефактов (оружие, украшения, могильники и городища).
   Наиболее ранние клады арабского серебра, выпадение которых обычно связывают с деятельностью русов, найдены на Вятке и Каме и лишь позже они появляются на Оке и Волге от Булгара и выше устья Камы, Ладоге и Скандинавии, а также возле Киева. Вятские клады датируются ранее времени появления скандинавов на территории Вост. Европы (конец 8 века). Фадланом описан обряд похорон знатного руса: сожжение в ладье, жертвоприношения, тризна и насыпание кургана. Западные историки относят русов к скандинавским викингам, некоторые из наших - к балтийским славянам, и лишь немногие, как Седов, - к неким ранним Волжским русам. Добавлю, что характерные особенности культуры викингов и русов, такие как захоронение в лодках, технология трехслойного пакета в изготовлении клинков, шлемы вендельского типа, международная торговля, - появляются в Прикамье на несколько веков раньше, чем в остальной северной Европе.
  
    []
  
   "Когда же наступил день, в который должны были сжечь его и девушку, я прибыл к реке, на которой [находился] его корабль, - и вот он уже вытащен [на берег] и для него поставлены четыре устоя из дерева хаданга и из другого дерева [халанджа], и вокруг них поставлено также нечто вроде больших помостов из дерева. Потом [корабль] был протащен, пока не был помещен на это деревянное сооружение. И они стали его охранять, ходить взад и вперед и говорить речью для меня непонятной...
   В середину этого корабля они ставят шалаш из дерева и покрывают этот шалаш разного рода 'кумачами'. Потом они принесли скамью, поместили ее на корабле, покрыли ее стегаными матрацами и византийской парчей... И пришла женщина старуха, которую называют ангел смерти, и разостлала на скамье упомянутые нами выше постилки. Это она руководит его обшиванием и его устройством и она [же] убивает девушек. И я увидел, что она старуха-богатырка, здоровенная, мрачная..."
  
    []
  
   ... С давних времен на северо-востоке Европы существовало государство с центром в низовье Камы и Вятки. Его народ составляли различные племена (будины и гелоны, прапермяне и другие), а позже в них влились славяне именьковцы. Правящей группой в нем были Русы - воины и торговцы сложного евро-азиатского происхождения. В 4-5 веках это были выходцы из готско-гунского рыцарства, с 8 века в этом сообществе стали преобладать балтийские викинги. Это самобытное русское прото государство было известно у арабов под именем Арсания (Артан), у скандинавов - родина предков викингов Великая Холодная Свитьод, позже Биармия...
   В ДТ говорится, что булгары вытеснили в 8 веке волжских мурдасов (славян-именьковцев) и заняли их место (территория Татарстана). Те, что ушли далеко на запад стали зваться батыши, - вятичи на Оке (батышами в ДТ также иногда называют и жителей Вятки). Мурдасы оставшиеся под властью булгар известны как народ буртас, который постепенно влился в булгарский этнос. Слово буртас, по моему мнению, происходит от славянского слова варта, - речная петля, так как начальная территория поселения именьковцев находилась в Самарской луке.
   Арабские источники говорят о трех видах Руси: Куяба, Слава и Арта. Под двумя первыми обычно понимают Киев и Новгород (Словен), а насчет местонахождения Арты долго шли споры. Учитывая тот факт, что те же арабы описывают неких русов живших по близости от булгар, логично искать следы Арсании на Волге выше устья Камы. По археологии здесь выделяется Сарское городище в районе Ростова и сопровождающие его комплексы курганов и поселений с древнерусскими, древнефинскими и скандинавскими артефактами 7 -11 веков. При этом важно отметить, что указанный регион располагается географически в центре трех вятичских анклавов: Вятка; Ока (вятичи) и Водь (новгородская). Волжские русы появились как рыцарское сословие именьковцев и соседних с ними Волго-Камских прапермских этносов, они контролировали путь мехов из Прикамья на Балтику, а также вели торговлю мехами и славянскими рабами через булгар и хазар с арабами. Получаемое монетное серебро уходило в северную Европу, где на него закупали дорогое оружие, олово, янтарь и другие предметы экспорта для потребления и сбыта в Вост. Европе.
   В ДТ упоминается Артанский путь из Булгара на запад к берегам Балтики. Артанцы фигурируют в булгарских текстах как речные воины-наемники, проживающие в Приказанье и на переправах Вятки. Артанский путь шел к Зап. Двине через Оку и земли вятичей. Аналогично, Вотская земля находится на конце другого пути на Балтику - через Волхов и Ладогу.
   Изначальной родиной русов были низовья Камы и Вятки, ныне это север Татарстана, восток Мари-Эл и юг Кировской обл. Археологические артефакты русов интерпретируются местными национальными историками как завозной импорт. Так как бассейн Вятки заселялся славянами с конца 12 века, то жившие здесь ранее народы относят к праудмуртам. Однако, азелинцы, еманаевцы и кочергинцы 6-12 веков (так же как и население Чепцы) на деле не имеют прямого отношения к населению Удмуртии. Это стало очевидно после изучения Чумойтлинской культуры, - наиболее вероятных предков нынешних удмуртов. Она совпадает с историческим ареалом проживания удмуртов вблизи устья Вятки. Этноним "удмурт", в ранней форме "одморт" (морт это человек). "Ват", "вот" или "вод" на многих языках значит вода, отсюда имя реки Вятки, а также название бобра на удмуртском. В тюрских языках (булгар и татар) нет звука В, в замствованных словах его заменяют Б, У или Ф, или опускают. Поэтому удмурт - это буквально "вотский человек", вотин по-русски. Татары называют удмуртов ары, что наверняка связано с Артанией, территорией русов, соседствующих с булгарами на севере. Название Арта или Арса (Арча) появилось после выпадения В из слова "варта". Еманаевская культура Вятки возникла на основе предшествующей Худяковской (вятский вариант Азелинской) с заметным включением соседних именьковцев под влиянием культуры русов, воинов-торговцев. В 8-9 веках произошло расселение азелино-именьковцев (вятичей) в западном направлении вдоль путей на Балтику. Так появились вятичские анклавы на Оке и Волхове. Одновременно с этим появился Сарский центр русов на Волге. Замечу, что воинские рыцарские погребения 4-12 веков, которые можно связать с местными русами, обнаружены в бассейне Вятки от устья до Слободского.
   Багдатский посол Ибн-Фадлан, наблюдавший русов на Волге в 922г., пишет также, что царь русов живет у себя в крепости на горе и предается развлечениям в среде своих воинов и женщин. Всеми делами управляет его доверенное лицо. Вероятно, имеются в виду знаменитые пиры Киевского князя. Киев на тот период был захвачен Волжскими русами Олега, который посадил там малолетнего князя Игоря. Позже Киевский князь Святослав набрал варягов и стал стремиться к самостоятельности. Волжские русы совместно с Киевскими приняли непосредственное участие в разгроме Хазарии в 960-х годах, паразитического посредника на Великом Волжском пути. Для борьбы с Киевскими князьями и их наемниками варягами датского происхождения эти русы пошли на союзничество со своими южными соседями Волжскими Булгарами-мусульманами, хотя сами Артанцы долго оставались в древней языческой вере. Часть этих русов-биармов, этнически близких скандинавам, бежала в 13 веке от татар в Норвежский Хологаленд.
  
    []
  
   Карта артефактов проживания русов на территории Булгарии и Вятки (городища и жилища, оружие и вещи); красным указаны находки 10-12 веков, синим - 13-15-го. Заметно перемещение на север в 13 веке.
   Западные территории Арсании по Оке, Волхову и Волге после многолетних войн к середине 12в. отошли Киевским князьям (Ростово-Суздальская русь). Главным городом Арских русов стала пограничная с булгарами крепость Ошель (Учель, Казань). К 13 веку здесь сложилось независимое от Волжских булгар Камско-булгарское княжество. Благодаря сотрудничеству его правителя с монголами, территория правобережья Камы не подверглась погрому 1236г. В результате сюда устремился поток беженцев с юга из центральных районов Булгарии. Здесь в Арске, Казани и Ст. Казани обосновались уцелевшие булгарские князья. Много лет эта провозглашенная Арская республика противостояла монголо-татарам, но в 1278г. Казань пала, и ее русскоязычное население перебралось на Вятку и верхнюю Каму.
  
   Итак, потомки волго-вятских русов, берладников и ушкуйников составили в 14-15 в. население трёх волостей Вятской республики. При этом христиане контролировали в основном правобережье Вятки. До 15 века центром славяно-вотских язычников было городище-святилище и соседствующие с ним поселения на территории современного города Кирова. После разгрома святилища северные вотины основали городок Кара-гурт (Карино) в бассейне Чепцы, власть здесь контролировали Арские князья пришедшие из заказанского Арска, территории бывшей Арсании. Во второй половине 15в. после нескольких военных походов Москвы часть вятчан была выведена и расселена в качестве буфера на южной границе Московии в районе верхнего Дона; часть успела уйти на Волгу и, еще ранее, на Днепр. Так было положено основание Донского, Днепровского и Терского казачества. Вятчане рассеявшиеся по Перми Великой составили основу первых казаков-переселенцев в Сибирь. Арские Каринские князья, а также каринские татары и вотины продолжали жить и расселяться вдоль Чепцы и далее.
  
   3. БУЛГАРСКИЕ ХРОНИКИ о ВЯТКЕ
  
   Из автореферата докторской диссертации Л. Д. Макарова 'Древнерусское население Прикамья в 10-15 веках'.
   'Благодаря многочисленным публикациям восточных памятников мы имеем достаточно полный свод данных поисследуемой проблеме, начиная с IX в., в которых древнерусское население скрывается под термином 'ас-сакалиба' понимаемым, в основном, как 'славяне'), 'славяне' и 'русы'. Основная дискуссия ведется по атрибуции последнего термина, который норманистами понимается как обозначение варягов-скандинавов. Однако, наиболее ранние восточные сведения (Ибн Хордадбех, Ибн ал-Факих, Ибн Русте, Ибн Фадлан) не дают столь однозначного толкования. Судя по всему, со словом 'русы' предстоит еще немало разбираться, поскольку существует другая, более древняя историографическая традиция, прямо выводящая от него этнических русских, славян по происхождению. Обозначение Ибн Фадланом главы болгар Алмуша, как 'царя ас-сакалиба', т.е. славян вряд ли случайно. В этом плане уникальные сведения дает ал-Куфи (начало Х в.), описавший арабо-хазарскую войну 737 г. и вторжение к северу от хазар на земли славян. Это известие расценивается как нападение на славян-именьковцев, вынужденных бежать с территории Волго-Камья в междуречье Дона и Днепра., но частью оставшихся в составе населения формирующей Волжской Болгарии (Кляшторный С.Г., 2006). О смешанном тюрко-славянском происхождении болгар сообщают по данным середины ХI в. Ибн ал-Джаузи (XII в.) и ад-Димашки (начало XIV в.). Предметы вооружения отчасти представлены древнерусским импортом. Это мечи каролингского и романского типов (типы Е, Н и S), наконечники ножен, боевые и парадные топоры с инкрустацией, секиры, некоторые типы булав и кистеней; фрагменты пластинчатого доспеха, наносник шлема, умбон от щита, а также некоторые элементы снаряжения всадника и верхового коня (кольчатые удила, шпоры с колесиками, плеть с навершием в виде хищной птицы и 'варяжским' орнаментом, конские подковы, ледоходные шипы, детали оголовья коня). Таким образом, в западной части Нижнего Прикамья выявлено большее число древнерусских находок. Имеются основания связать памятники этой части Волжской Болгарии с "серебряными болгарами" русских летописей - одним из возможных болгарских племенных объединений, имеющих в своем составе заметный древнерусский компонент. По мнению лингвистов, тюркское название Вятки - "Нукрат" - искаженное от "Новгород". В болгарско-татарском прочтении, р.Вятка именовалась как "Новгородская река" (Ахметзянов М., 1991; Добродомов И.Г., 1994). Постепенно первоначальный смысл названия забылся и, по-видимому, стал объясняться болгарами из созвучного арабского слова "нукрат" - "серебро". В этом понятии и попали в русские летописи "серебряные болгары" (на самом деле - "болгары, проживавшие близ новгородской реки", что может быть объяснено сосредоточением здесь весомого древнерусского компонента. Отмечу, что именно в нижнекамском регионе наиболее активно шли процессы интеграции керамических традиций славян, пермских и верхневолжских финнов с тюрками (Васильева И.Н., 1988)'. Конец цитат.
   Учитывая важную роль русов в создании Волжской Булгарии, можно считать, что в домонгольский период к северу от Булгарии существовало особое русско-булгарское государство (княжество, провинция). Одновременно с этим, имелись русские анклавы и в самой Внутренней Булгарии. Вятский и Чепецкий регионы входили в сферу непосредственных интересов 'серебрянных булгар'. Правда, поначалу они могли наведываться сюда лишь периодически за сбором дани и скупки мехов, создавая для этого небольшие городки фактории со смешанным населением.
   В ДТ сказано, что первоначально западным центром Бийсу был Гусман-катау на р. Юг (городище Гледен), а на востоке - Каргадан (Рождественское городище на Обве, приток Камы). В 1150г. Гусман был утрачен и центром Бийсу стал Колын на Вятке (Ковровское городище). Нукратский путь на север в Саддум-Скандинавию из Булгара через Вятку и Молому был первоначальным, и лишь после того, как новгородцы и суздальцы перехватили Сухону и Двину, стал использоваться более трудный Чулманский-Камский путь. Произошло это как раз в середине 12в. Нукратский путь описанный в ДТ (по Вычегде-Бишеку) был переходным, когда С.Двина уже была перекрыта Новгородцами, но р.Юг еще контролировалась булгарами. Оговорюсь, речь идет об особых русскоязычных булгарах смешанного булгаро-русского происхождения. Они осуществляли торговлю между собственно Внутренним Булгаром и Новгородом и Скандинавией. В ДТ Бийсу названа провинцией, то есть, зависимой областью. Но хороша область, если она имеет свой военно-торговый флот, который одновременно был и флотом всей Булгарии: плавал по всем ее рекам, защищал от вторжений с севера и с юга. Огромная провинция Бийсу (Вису, Биармия, Пермия) была в сущности союзным государством.
   После разгрома русами Хазарии в конце 10 века Булгар во многом перехватил её посредническую роль в торговле, булгарские купцы, среди которых было много русов (имевших в городах булгар свои колонии) перекупали восточные товары привозимые на Каспий и транспортировали их в Новгород, Прибалтику и Скандинавию. Разумеется, за проход мимо устья Камы им приходилось не только платить булгарам, но и сотрудничать с ними. С таким положением не могли мириться крепчающие балынцы (суздальцы-владимирцы). С 12 века они стали постоянно нападать на булгарские города, с этого начался упадок Волжской Булгарии. О критической ситуации свидетельствует сама ДТ: сражения в этой войне с 1162 до 1220 года идут в основном на её исконной территории. Нашествие монголов отчасти спасло булгар от полного разгрома русскими. Появилась третья сила, которую каждая из строн попеременно склоняла на свою сторону.
   Один из авторов ДТ - Гази Барадж - в 1232 году ездил в Монголию к великому хану и договорился о сотрудничестве и личной преданности за обещание получить пост правителя Булгарии. По многим признакам, аналогично действовал и русский князь Ярослав Всеволодович. Именно эта 'сладкая парочка' (Батый и Бурундай), за которой пошла часть их соплеменников, получив от монголов войска татар и китайскую осадную технику, устроила погром городов Булгарии и Руси в 1236-41 годах, а затем вторглась в Западную Европу. Любопытно, что умерли оба в один год, вероятно, были убраны (отравлены) как отработанный материал. На их место заступили другие, более молодые и не столь славные победами, а потому более сговорчивые и не опасные для верховной власти великого хана. В ДТ есть особо интересное для нас замечание:
    "Ахметзян Культаси (18 век) пишет, что первый в мире казацкий   отряд, предназначенный для охраны царского дворца, был сформирован по приказу кана Гази-Бараджа из одних только (бежавших от русских князей ) заказанских гарачцев-язычников в 1229 г. После свержения Гази-Бараджа казаки подверглись преследованиям Алтынбека и бежали   из Заказанья в Нукрат (на Вятку), где основали город Гарья (Карино*) и   ряд других селений (Кошкаров, Мукулин, Вятку и начальный Хлынов).   Затем казаки-гарачцы участвовали в западных походах   Гази-Бараджа 1238-41 гг. (имеется в виду поход монголов, русских и булгар на Киев, Польшу и Венгрию).   После нашествия Менгу-Тимура (1278 г.) часть   нукратских гарачцев приняла православие и стала главенствовать в Нукрате.   Гарачцы, принявшие ислам, стали называться бесерменами".   (комментарии в скобках кроме отмеченной * - Е. Х.)
   Под гарачцами здесь нужно понимать поселившихся на Волге выше Казани беглых берладников, галицких славян-язычников. В дальнейшем эти первые казаки, вольнонаемные воины, перебрались на Вятку. После погрома от ушкуйников их потомки обосновались на Чепце среди северных вотинов-удмуртов, при этом часть гарачцев под правлением Каринских князей обесерменилась.
  
   Булгария оправилась от потрясений Монголо-татарской революции и гражданской войны и достигла своего расцвета в середине 14 века, но с началом смуты в улусе Джучи подверглась новому разгрому от ушкуйников (1360-92) и Тимура (1391). После всего этого уцелела только её северная часть с центром в Казани, в некоторые периоды контролировавшейся Москвой через марионеточных ханов. Отношения между столицами обострялись во время междуусобиц и вмешательства Крымских ханов. Правящий слой Булгарии, собственно булгары, частью был перебит, частью смешался с татарами. Само имя 'булгар' постепенно исчезает, уцелевшие булгары 'превращаются' в татар и другие народы. Булгарский суперэтнос рассыпался. Нукратские булгары (мусульмане) сохранились до наших дней в Каринском анклаве. Другая часть их, имеющая русскую ментальность, в 14-16 веках смешалась с прибывающими на Вятку русскими.
   В 15 веке Вятка стала объектом притязаний Казанского и Московского царств, возникших на развалинах Улуса Джучи (Золотой Орды). Пока они боролись между собой, вятчанам удавалось удерживать свои позиции. Но к 70-м годам Москве удалось приструнить Казань. Одновременно с этим был разгромлен Великий Новгород, это вызвало приток сил на Вятку и отчасти продлило её независимое существование.
  
    []
  
   История татар с древнейших времён в семи томах. Том 2. Волжская Булгария и Великая Степь. Казань, 2006. С.К. Белых, Л.Д. Макаров (Ижевск)
   "Таким образом, взаимодействие вятского славянского населения с Волжской Булгарией в домонгольское время прослеживается очень слабо, однако, можно предполагать, что, в отличие от чепецкого населения и, вероятно, населения юга Камско-Вятского междуречья (Удмуртия), вятчане сохраняли полную экономическую и политическую независимость от булгарского государства". - Это заключение косвенно свидетельствует в пользу существования государства Арских русов (Нукратская Булгария). По понятным причинам говорить о местонахождении их столицы в 12-13 веках на месте Казани никто не спешит.
   Появление особой территории, Вятской республики, было вызвано отчасти некоторой изоляцией региона, а также изначальной его обособленностью от Булгарского государства. Русы и булгары составляли в 9-11 веках симбиоз с достаточно чётким разделением функций. Русы через Новгород осуществляли торговые связи между Булгарией и Северной Европой, для чего контролировали речные пути и проживали в городах по берегам крупных рек, в том числе в портах Булгарии. Со временем они обулгарились (женились на булгарках, перенимали элементы культуры, некоторые становились мусульманами), отчего перестали восприниматься русскими (в том числе и новгородцами) как полностью родственными себе. Вследствие чего это властное сословие получило особое название 'Новгородские (Нукратские) булгары'. В связи с погромом Булгарии и переселением заметной части булгар на север в Приказанье, Арские русы в 13 веке обосновались вдоль речных северных путей от Вятки и Двины до северо-востока Норвегии.
   Вопрос о степени доверия к сообщениям свода булгарских летописей Джагфар Тарихы 1680 г. весьма важен. Этот свод не погодная летопись, а идеологизированная пробулгарская обработка каких-то частично сохранившихся к 17 веку старобулгарских хроник и сказаний. Поэтому надо пытаться вычленить здоровое зерно фактов из смеси выдумок и преувеличений. В отношении Вятки это зерно состоит в признании булгарами отдельной и достаточно самостоятельной от них северной провинции с говорящим названием Нукрат (Новгород). Вятка, безусловно, зависела от Булгара (особенно в периоды его расцвета), но одновременно и сами Булгары в силу географии региона постоянно находились под неожиданным ударом с Вятского севера, обжить который самостоятельно они так и не смогли. Эти обстоятельства диктовали обоим сторонам курс на взаимное сотрудничество в области торговли и обороны. Вятка была своеобразным буфером между русскими и булгарскими землями. Отсюда её известная самобытность и самостоятельность, а также смешанный состав населения. Таким образом, средняя Вятка изначально (с 10-12 века) представляла собой пограничные булгаро-русские поселения казачьего типа. Данная ситуация сохранилась в Ордынский и Казанский периоды истории региона. В. Напольских назвал население этой Казанской украины "предказачеством".
   На Вятке с давних пор были традиции дальних военных походов по рекам. Подтверждение этому есть в ДТ. Дело в том, что в ней неднократно упоминается "Флот Нукрата", который являлся одной из основных военных сил ещё домонгольской Булгарии и участвовал во многих вооруженных столкновениях булгар с пришлыми завоевателями. Маловероятно, что такую важную роль вятчан выдумал создатель ДТ, скорее он как мог принизил ее, но, однако, не смог полностью исключить из своей истории.
   На страницах ДТ вятчане часто выступают как достаточно самостоятельная вооруженная сила. По сообщениям ДТ можно судить, что на рубеже 12-13 веков флот Нукрата базировался возле города Колына (в устье Моломы), а также где-то в низовьях Вятки. Флот Нукрата принял учатие в воспрепятствовании переправы через Волгу монголов в ходе их отхода через земли Булгарии на восток после битвы на Калке в 1223 г. Судя по ДТ, флот булгар появился еще в 10 веке на основе скандинавских русов, затем в него, вероятно, вливались артанцы (прибалты), новгородцы и бродники.
  
  
   4. ВЯТКА И КАЗАНЬ в 15 веке
   Первые сообщения о казаках появляются в летописях в 15 веке. О казаках на службе у булгар и Казани не раз говорится в ДТ. Но, учитывая сообщение нашей летописи о том, что казанский хан Улуй-Мухаммед посылал за козаками в некие Черкасы (кстати, на Вятке отмечаются топонимы типа "черкес" и много "казачьих"), квартировали эти козаки отдельно от Казани. Подобную ситуацию можно сравнить с тем, как сыновья князя Юрия Дмитриевича посылали за вятчанами в трудные минуты.
   По моему мнению, после 1459 г., когда Москва первый раз наложила руку на Вятскую свободу, начался отток вятских вольных людей из числа неженатой молодежи на Волгу, Дон и Днепр, именно в это время появляются первые свидетельства о тамошних казаках. Они селились в пограничье Польши и Московии - Украине. Первое сообщение о казаках на границах Польши дает польский историк Ян Длугош (в переводе М. Грушевского в его Истории украины): "У 1469 р. велике татарське вiйсько, набране з утiкачiв, розбiйникiв, вигнанцiв, яких звуть вони своєю мовою козаками, пiд проводом хана Маняка, напало на землi Польськое Корони".
   Татарское войско было набрано из беглецов, разбойников и "вигнанцев" (выгнанных), которые сами себя звали козаками. Козак первоначально означало вольный или вольнонаемный молодой человек. Разбойниками считали в ту пору Вятчан, на них как раз начались гонения. Поэтому неудивительно, что когда в степях к западу от Волги, в Диком поле, появились эти беглецы, жившие там кочевые татары чтобы избавиться от опасных пришельцев направили их к границам Польши на Днепре. В 1468-69 годах вблизи Вятки происходили военные действия Москвы против Казани. На вятчан оказывали давление с обоих сторон. Вятчане держали нейтралитет, хотя некоторые из них помогали Москве. Ю.Г. Алексеев в книге "Походы русских войск при Иване III" описывает события того времени (в моем изложении).
  
    []
  
   Казанское ханство в 15 веке, указан путь через Устюг северной рати в 1469г.
  
   1468г. Москва задумала большой поход на Казань двумя ратями, вдоль Волги и через Устюг и Вятку. Однако, когда северная судовая рать, собравшаяся у Котельнича, начала спускаться вниз по Вятке, казанцы припугнули вятчан нападением, и те отказались участвовать в походе. К московсому войску примкнуло только 300 человек. Суда успели пройти вниз до Камы, воевали там черемис и разбили небольшой отряд казанцев, но вернулись в Устюг в обход Вятки через верхнюю Каму и Старую Пермь-Вычегду. Казанцы угрожали вятчанам погромом в случае содействия москвичам. Эта угроза касалась, главным образом, ближней к ним территории расселения вятчан южнее Котельнича по р.Пижме. По археологии эта волость прекратила существование в середине 15в. То есть, жившие здесь люди покинули регион, скорее всего, после событий 1468г.
   1469г. Так как предьыдущий военный поход не принес результата, московский князь организует новое более мощное нападение на Казань. Воевода северной рати, пришедшей снова на Вятку, обратился к вятчанам с призывом великого князя присоединиться к ним. Вятчане ответили, что у них есть договор с казанским царем держать нейтралитет. Отказ заметно подорвал военную основу похода. В добавок к этому, сидевший на Вятке в ту пору "казанский посол" послал весть о движении русской судовой рати. Всё это привело к смуте в волжском стане, часть русских напала на Казань вопреки воле московского князя, пограбила ее посады, но при отходе подверглась ответному нападению. На Вятку было послано от лица князя требование немедля идти к Казани, но вятчане вновь уклонились, сославшись, что лучшие силы москвичей не участвуют в походе. В результате этого Волжская судовая рать вернулись в Нижний Новгород. Северная судовая рать с опозданием подошла к Казани со стороны Камы и с боями и потерями прорвалась вверх по Волге. Военная кампания потерпела неудачу. Осенью из Нижнего было организовано новое наступление, на этот раз в нем участвовало конное войско Москвы, и казанцев после осады принудили к заключению мира. Летопись очень кратко описывает этот поход. Заметим, что только участие в походе конного войска московского князя, заменившего отсутствующих вятчан, обеспечило успех дела. Это указывает на примерно равную военную силу Москвы и Вятки. Алексеев оценивает численность северной судовой рати без вятчан в полторы или две тысячи человек. Можно полагать, что Вятка могла выставить до 3000 воинов.
   В 1471г. состоялся известный поход вятчан на Волгу (описанный мною отдельно), после которого они участвовали в разгроме новгородского Заволочья.
   В 1478г. Москва организовала второй карательный поход на Новгород. Этой же зимой казанцы прошли с грабежами по Вятской волости, но не дойдя до Устюга, узнав о разгроме новгородцев, повернули обратно. Весной из Москвы послали Волжскую судовую рать в набег на Казань, но подробностей этого похода нет, так же как нет ясных сообщений об одновременном походе северной рати. Однако есть краткое сообщение о прибытии в сентябре на Вятку трех московских воевод, вероятно, для переговоров. В1482г. воеводы вновь собирались на Вятке.
   1487г. Весной вятчане осадили устюжский городок Осиновец на р.Юг и пограбили окрестные села, но их воевода Костя Юрьев, очевидно, не согласный с этим, перебежал с сыном на сторону устюжан и далее был сопровожден в Москву. На Вятку было послано войско во главе с Юрием Шестаком Кутузовым, и был заключен мир. С началом судоходства в конце апреля Москва предприняла большой поход на Казань, в результате которого там был посажен подконтрольный ей хан. По ДТ в этом году состоялась передача Колына от Булгара Москве, при этом, казанский посол Урак покинул город. Присутствии в Колыне-Вятке отряда казаков Урака, который стоял здесь (по крайней мере) с зимы для защиты интересов Казани, может обьяснить нападение вятчан на Устюжские владения Москвы. Взятия Вятки под полный контроль Москвы в этом году не произошло. Видимо, в Колыне-Вятке на Моломе остался московский наместник с охраной, который, впрочем, вскоре был изгнан. Кроме того, существовала отдельная Слободская волость и соседняя с ней Арская земля. Поэтому после замирения Казани на Вятку в 1489г. под управлением 17 воевод было послано большое войско собранное со всех русских земель.
   Вот запись из Архангелогородской летописи за 1489 год. "В лето 6997. Князь великий Иван Васильевич послал рать на Вятку воевод своих Данила Васильевича Щеня да Григорья Поплеву а с ними силы москвичи и володимерцы и тверичи и иных городов. А у тверичей воевода Ондрей Коробов да князь Осип Дорогобужский, а у устюжан князь Иван Иванович Звенец, а у двинян князь Иван Лыко, а у важан и у каргопольцов Юрье Иванович Шестак. А царь Казанской Махмед Амин по приказу великого князя послал свою рать 700 татар. А воевода Урак князь Казанской.
   А москвичи иные шли коньми, а устюжане и двиняне и важане и каргопольцы и белозерцы и вологжане и вычегжане и вымичи и сысоличи шли в судех. Месяца июля в 24 день пришли на память Бориса и Глеба, а московская конная пришла под Котельнич того же месяца в 30 день, а тотарская - месяца августа во 2 день. А стояла вся сила под Котельничем до Преображеньева дни. А было на Вятке великого князя силы 60 тысяч и 4 тысячи.
   А в Преображеньев день (6 августа) пошли к Хлынову, а под Хлынов пришли августа в 16 день, в неделю, в 3 часа дни (около 8 утра). Вятчане же в городе затворишась, а к воеводам великого князя послаша с поминки (с дарами) Исупа Есипова сына Глазатого. И воеводы дали вятчанам опас (безопасность парламентёрам). А на завтра вятчаня сами (самые) люди болшие вышли своими головами бить челом воеводам чтоб рать земли Вяцкие не воевала: А мы великому князю челом бьем и покоряемся всеи воле великого князя, а дань даём и службу служим. И воеводы великого князя вятчанам отвечали: Целуете же вы за великого князя от мала и до велика, а изменников и коромольников выдаите головами - Ивана Оникиива, да Пахомья Лазарева, да Палку Багадайщикова.
   А Вятчане тако рекли: Дайте нам господине сроку до завтрея, а мы то ваше слово скажем всей земли Вяцкой. И срока им дали и Вятчане думали 2 дни, да отказали что им тех 3 человек не выдати. И воеводы всеи силе велели приступ готовити и примёт к городу: всякому человеку по беремяни смол да берест, да на 50 человек по 2 сажени плетеня и к городу плетени приставляли. Вятчане же видячи свою погибель, сами вышли болшие люди своими головами и добили челом воеводам на всеи воле великого князя. А Ивана Оникиива, да Пахомья Лазарева, да Палку Багадайщикова вывели и воеводам великого князя выдали. И воеводы поковав дали их на руки устюжанам Федору Есипову, Левонтью Манушкину, да Федору Жугунову да Ивоилу Опалипсову, а велели их поставити великому князю на Москве, а подводы им всеи земли Устюжские.
   А на Семен день летопроводца 6998 (1 сентября) воеводы великого князя Вятку всю розвели, и отпустили их к Москве мимо Устюг и з женами и з детми, а приставами у них были князь Иван Волк Ухтомской с товарыщи. И князь великий велел Ивана Аникиива и Пахомья и Палку Богодайщикова кнутом бить и повесити, а иных вятчан пожалова издавал поместья в Боровску, Олексине и в Кременце. И писалися вятчаня слугами великому князю".
    []
   Здесь описан военный поход Москвы в 1489 г. от устья Моломы на восток в Арскую землю на Микулин, Слободу и Карино. Данная летопись составлялась в 17 веке далеко от Вятской земли, поэтому под Хлыновым надо понимать Микулицын город. Археология Никуличского городища даёт много предметов вооружения. Этот город принял основной удар огромного московского войска, нельзя исключить сражения вне стен города. После трех дней осады, уговоров и угроз он был подожжен. Слободской город (Кошкаров), вероятно, не был разрушен, его жители, узнав о судьбе Микулина успели бежать, а те кто остался были частью выселены за пределы Вятки или в сельскую местность. Город заселили устюжанами и переименовали в Слободской. По моим разысканиям такое название появилось в виду того обстоятельства, что до победы над Казанью (1552 г.) населению этого города и его округи были даны некоторые особые права, - свободы. Поэтому вся эта территория (примерно в пределах нынешнего Слободского района) называлась Слобода. Ранее она была территорией Вятской республики, с востока к ней примыкали владения Арских князей с подвластными им вотинами и бесерменами.
   В ДТ есть короткая ремарка, что с 1505 по 1524 г. город Колын находился в ведении Казани. Однако это не означает, что власть казанцев в это время распространялась на всю Вятскую землю. Существует грамота 1522 г. наместнику Слободского города, из которой следует, что этот город и его округа, включая Карино, оставались под властью Москвы (хотя, судя по упоминаниям "осадного времени", положение было далеко не мирное). Таким образом, факт существования двух отдельных территорий на Вятке находит еще одно подтверждение.
   Из анализа топонимов в работе "Неизвестная история Вятки" мною еще в 2006г. был сделан вывод о существовании в прошлом двух отдельных областей расселения русских: первая вдоль Моломы и Великой, а вторая - от Кирова до Нагорска. Теперь можно прояснить эту ситуацию. За Колынскую волость с центром в устье Моломы шел постоянный спор Новгорода и Булгар, к которому присоединилась во второй пол. 14 в. Москва, а в 15в. - Казань. Никулицкую волость выделил археолог Л. Макаров (по его мнению, территория Кирова в 14-15 в. входила в неё). Территория южнее Быстрицы (Уржум и Малмыж) в 15 в. тянула к Казани. Именно сюда по сообщению ДТ ушли жители Колына, и, частью, вятские казаки. Вероятно, этот процесс перемещения на юг произошел и в 1489 г. Исходя из этого, наличие к югу от Быстрицы (в ничейной зоне между русскими поселениями на средней Вятке и Казанской территорией) множества "казачих" топонимов находит естественное объяснение.
  
   После разгрома республики военный потенциал Вятского региона снизился, присланные на место выведенных и разбежавшихся вятчан устюжане, москвичи и прочие переселенцы не могли заменить в полной мере прежних воинственных вятчан, потомков новгородцев, берладников и ушкуйников. Вероятно, это обстоятельство обусловило возвращение на Вятку части выведенного в 1489 г. населения, - Арских (Каринских) князей с их людьми, а также некоторых казаков-вятчан, укрывшихся в северных вятско-пермских лесах. Каринские татары в 16 веке принимали активное участие в войнах с Казанью. Среди русских вятских людей в этом отличились поселившиеся в районе Котельнича выходцы с Устюга.
   Жизнь на городищах в устье Моломы по археологии продолжалась и в начале 16 в. (верхний слой поврежден пахотой, поэтому более точно установить время невозможно). Но этот большой для того времени город официальной истории Вятки совершенно неизвесен! Для нас же нет сомнений, что это был город Колин, в русских источниках называемый Хилин и Вятка, в булгарских - Колын, Нукрат. В таком случае, запустение этого города и одновременное появление нового Хлынова можно рассматривать как перенос центра власти на Вятке из старого Колина с булгарским прошлым в новый промосковский Хлынов. (Замечу, что Котельнич существовал в 15 в. одновременно с поселениями в устье Моломы, а потому Ковровское городище не может считаться предшественником Котельнича.) Этому переносу могли быть веские причины.
   1. Противостояние с Казанью вступало в решающий этап. Колын в устье Моломы был уязвим для ударов с юга, состоял из двух отдельных крепостей. Новый Хлынов был более защищен оврагами, к тому же, чтобы подойти к нему со стороны Казани надо преодолеть реку Вятку и др. естественные преграды.
   2. Желание приблизить центр власти к восточной части Вятских владений - Слободской земле и Карино.
   Похоже, что в новый город перевели (хотя бы отчасти) население старого Колина. Это подтверждает следующий факт. В описях 17 в. не раз упоминаются проживающие в сельской местности явно состоятельные хлыновские жители с фамилией Калинины. С середины 16 в. в Хлынов стали переселяться жители Слободского города. Большей частью в то время это были потомки устюжан, которых поселили на Вятке вместо прежнего казачьего населения. Одновременно с этим из разорённого в 1489 г. Микулина и пострадавшего от пожара 1552 г. Слободского в Хлынов для повышения его статуса были перенесены некоторые христианские реликвии и даже целые церковные причты.
  
   Итак, политическая ситуация во второй половине 15в. вынудила часть вятчан сняться со своих мест, уйти на Волгу, далее на Днепр, и отвоевать себе место на границе Польских владений. Столь далекий регион был выбран не случайно, вспомним, что примерно треть вятского мужского населения происходила от западных бродников. Кроме того, в 1489г. значительная часть населения Вятских городов была переселена с семьями на южную границу Московии для ее охраны, а это в ту пору верховья Дона. В последствии эти вятчане "жильцы" привлекались к военным походам Москвы, выходцы из них могли в 16 веке влиться в вольное казачество Дона.
  
   Евг. Харин 2014-2024
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"