Харламов Игорь Борисович: другие произведения.

Как это было. Часть 2. Гибкие металлические доспехи. Кольчуга

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предлагаю вашему внимаю небольшую подборку по доспехам и оружию.

   Как это было. Часть 2. Гибкие металлические доспехи. Кольчуга доспехи, история, кольчуга
    []
  
  Реконструкция нормандского рыцаря времён Вильгельма Завоевателя.
  
  Кольчуга - наиболее распространенный доспех средних веков. Броня из скрепленных между собой колец хранила воинов Европы, Ближнего Востока, Японии, Индии и даже западной Африки. Регион Земли, где этот доспех появился впервые, вряд ли можно указать точно. Чаще всего часто создателями кольчуги называются древние галлы. Но еще до них на востоке были известны рубахи из медных колец. Причина такой популярности кольчуги - оптимальное сочетание цены и качества. Плетение брони из колец - дело невероятно кропотливое и хлопотное, но посильное (кроме процесса получения самих колец) даже для не имеющего никакого "кузнечного образования" человека. И хотя в Европе делать кольчугу начали ещё во времена Древнего Рима, до 9 -10 века её могли себе позволить единицы. И по данным археологов кольчуги того времени имели короткие рукава и по длине достигали верхней части бёдер. Доспехи были очень ценным приобретением, так как раны от холодного оружия часто вызывали заражение и смерть в условиях отсутствия гигиены и зачаточной медицине. А доспех позволял избежать множества ранений, что резко повышало вероятность выживания. При тщательном уходе срок службы кольчуги был практически не ограничен. И этот доспех передавался из поколения в поколение.
    []
  
  В зависимости от длинны, и размера колец, на один кольчужный доспех уходило от 20000 до 60000 колец. Кольца были двух типов плоские, вырубленные из стальных пластин и согнутые из проволоки. Получать проволоку, требующуюся для изготовления множества бытовых изделий, умело в старину большинство кузнецов. Кусок мягкого раскаленного железа вколачивался молотом в коническую каменную воронку. Как только край раскаленного металла появлялся с узкого конца, кузнец брал клещи и проволакивал материал. Нить почти сразу обрывалась. Но для изготовления кольчужных колец и рыболовных крючков длинные отрезки проволоки и не требовались.
    []
  Кольцо скреплялось сваркой, либо же оба конца проволоки расплющивались, пробивались шильцем, соединялись железным стерженьком и заклепывались. Сварка была прочнее, но осуществлять ее уже после того, как кольцо сцеплено с прочими, было сложно. Потому преобладал смешанный способ сборки: заранее заготовленные сварные кольца соединялись клепаными. Очень редко применялись колечки, навитые в два оборота (как это сделано в кольце для ношения ключей).
    []
  Образцы различное плетение кольчуги.  []  []  []
  
  Многократно упростить и ускорить процесс изготовления кольчуги (а он в отдельных случаях занимал годы) можно было, используя кольца, просто "сведенные встык". Защитные свойства кольчуги при этом не уменьшались, но она становилась очень недолговечной. При движениях воина кольца легко разгибались и выпадали. Для того чтобы доспех не рассыпался в мгновение ока, плетение приходилось нашивать на обычную ткань. А еще лучше - покрывать ею с обеих сторон. Подобный метод изготовления кольчуг был достаточно распространен в Азии. Арабы сначала делали широкое полотно из обшитого тканью кольчужного плетения, и только потом кроили и сшивали его. Но метод, работавший в засушливых странах, почти не нашел применения в дождливой Европе, где смертельным врагом железа была ржавчина.
    []
  
  Кольчуги были подвержены сильной коррозии и требовали ухода. Обычно их покрывали маслом. Которого однако, не должно было быть слишком много, иначе на него начинала липнуть пыль. Для того чтобы уничтожить каждое коричневое пятнышко, кольчугу регулярно шлифовали, перекатывая в бочонке, наполовину заполненном песком. Естественно, для обшитой кольчуги такой метод чистки не годился. Проблема защиты доспехов от коррозии без полировки была решена лишь в Японии, где каждая металлическая деталь (в том числе и при изготовлении кольчуг) покрывалась слоем лака. А в Европе кольчуги хранили засыпав их сухим песком.
    []
  
  Исключение по технике изготовления составляли кольчуги из бесшовных кованых колец, вырубленных из цельного листа и скрепленных обычными проволочными кольцами. Толстая закаленная сталь лучше противостояла ударам сабель и мечей. Но была более хрупкой и быстрее ломалась.
  Обычно размер колец составлял 6-12 миллиметров при толщине проволоки 1-2. Хотя при раскопках в Скандинавии обнаружены и два железных "свитера" из колец диаметром всего 3 миллиметра. Кольчуга длинной до бедра и с короткими рукавами весила 4-8 килограмм, а полностью закрывающие тело доспехи с чулками, перчатками и капюшоном весили не меньше 15 кг, а то и все 18.
    []
  
  Кольца доспеха часто разрубались, съедались ржавчиной или просто расклепывались и выпадали. Но воин всегда мог починить кольчугу сам. В большинстве своём боевые кольчуги состояли из многих "поколений" колец, иногда даже различающихся по размеру. Самые древние из которых возможно ещё были сделанных рабами Рима. А также просто фрагментов проволоки, наспех вставленных владельцем, чтобы закрыть прореху. В результате "экономические" преимущества кольчуг были несомненны. Жёсткая броня из кованых пластин, по которым проскальзывали вражеские удары, давала не в пример лучшую защиту. Но зато такая защита стесняла движения. Воину, действующему саблей и луком, такой доспех не подходил, в отличие от кольчуги.
    []
  
  Более плотное и изощренное плетение не решало проблемы. Даже народы, до конца сохранявшие верность кольчуге, в России она применялась вплоть до конца 17 века, старались усиливать проволочную "сеть" пластинами. Чаще, впрочем, усиленная кольчуга снабжалась одной большой пластиной - "зерцалом". При этом следует учитывать, что кольчужные перчатки, мешающие владеть луком и легким мечом, применялись только в Европе. Сейчас их используют на мясокомбинатах для защиты рук от порезов. Да и в России, как в прочим и в Азии, мужчины чулки не носили, потому кольчуга нашивалась на штаны и голенища сапог.
    []
  
  На протяжении 11 века кольчуги стали длиннее, достигнув колен и имея разрезы. И в этом доспехе стали появляться кольчужные подшлемники и лицевые клапаны. Прикрывающие горло и нижнюю челюсть воина. Полный доспех из кольчуги получил название хоуберк и представлял собой кольчугу с рукавами и капюшоном, укомплектованную дополнительно кольчужными чулками и перчатками. Внешне хоуберк смотрелся вполне солидно: доспех полностью закрывал тело, весил сравнительно немного, движений почти не стеснял. Застёгивались кольчуги на спине на шнуровку, из кожаных ремешков, подобную той на которую сейчас зашнуровывают обувь. А для того чтобы сделать воротник хоуберка более жестким, через кольчужное плетение пропускались кожаные ремни.
    []  []
  
  Но кольчужные доспехи отнюдь не были панацеей. Кольчуги защищали от режущих ударов, но очень плохо держали колющие удары и дробящие удары, плохо защищали от стрел. Они легко протыкались копьем и разрубались топором. Не защищала гибкая кольчуга и от дубины или булавы. Правда от рубящих ударов сравнительно легких мечей, употреблявшихся до 14 века, кольчуга давала удовлетворительную защиту. Против стрел кольчужный доспех был почти бесполезен: длинные, граненые стальные наконечники пробивали кольчугу. Даже на дистанции 50 метров воин не мог чувствовать себя в безопасности при обстреле тяжелыми стрелами из мощных луков.
    []
  
  Кольчужные доспехи долгое время использовались параллельно с кожаными, в 11 веке они стали преобладать, а в 13 веке окончательно оттеснили кожу на второй план. Когда кольчуга стала доступна большинству рыцарей, кожаная кираса с нашитыми на нее железными пластинками стала надеваться поверх кольчужной рубахи. Так достигался более высокий уровень защиты от стрел. Однако общий вес защитного снаряжения увеличивался. Но даже такая защита пробивалась топором и кавалерийским копьем.
    []
  
  К тому же прогресс кузнечного искусства позволил рыцарям в 14 веке сменить мечи каролингского образца на, вдвое более тяжелые и в полтора раза более длинные, риттершверты. Против полуторных мечей кольчуга уже не годилась. В результате кольчуга стала претерпевать изменения, в неё стали интегрировать металлические пластины, в области плеч и груди. Которые были соединены кольчужными кольцами. И в результате в той же Европе к 15 веку функции кольчуги свелись лишь к защите участков которые невозможно было прикрыть пластинами.
    []
  
  Использовалась кольчуга и для защиты головы. Когда плелись подшлемники, защищавшие голову, шею и ниспадающая на плечи. Обычно такой элемент доспеха имел тканевую или кожаную подкладку. Но порой этот элемент делался в виде кольчужного капюшона непосредственно на доспехе. Тогда его носили поверх шапок-амортизаторов. Применялась кольчуга и как элементы шлемов. Но об этом отдельный разговор.
    []
  
  С кольчугой могли использоваться и полосчатые наручи и поножи. Которые собирались из металлических полос, разной длинны и шириной около полудюйма. Крепились подобные наручи и поножи кожаными ремнями. Есть сведения и о доспехах созданных по подобной технологии, но они не нашли широкого применения в Европе. Но были широко распространены в Африке. Где материалом для подобного рода доспехов служили доски из твёрдых пород дерева. И которые достаточно хорошо защищали от оружия сделанного, в лучшем случае из мягкого железа, бронзы, а то и из кремния или того же самого дерева.
  
  Деревянные доспехи индейцев-тлинкитов.
    []
  
  Ещё одной разновидностью кольчуги была байдана - кольчуга с большими, больше полудюйма, в диаметре, кольцами. Выполненными обычно из твёрдой стали. Иногда кольца в байдане сплетались, а иногда просто нашивались на тканевую или кожаную основу. Такой доспех получался легче, но защищал только от режущих ударов и не получил большого распространения.
    []
  
  Кольчуга способна достаточно плотно лежать на теле, не причиняя болезненных ощущений. Кольца способны свободно двигаться относительно друг друга, не стесняя движение.
    []
  
  Под любые металлические гибкие доспехи всегда поддевали стёганную одежду, которая принимала на себя удары и не позволяла разорванным кольцам впиваться в тело. Рыцари надевали стеганую (прошитую из 8-30 слоев холста) куртку. Плечи и грудь в ней подбивали ватой. Заметный рельеф плеч и груди производил должное впечатление на дам, но не это было целью находчивых рыцарей. Эти "подушки" предназначались для распределения веса доспехов и амортизации ударов. Многослойная материя также могла остановить разящий удар, уже ослабленный железной броней. Повышению уровня защиты служила и подушка на груди. Если шелковый платок с трудом, но можно было разрубить в воздухе саблей. То "подушку" было не рассечь, с одного удара, никаким булатом даже на плахе. Так что престижный костюм XV века (дутая куртка-дублет с валиками на плечах, с узкими рукавами, а также похожие на чулки брюки - шоссы, приплюснутый головной убор - "таблетка", туфли без каблуков, но с длинными носами - и все это кричащих расцветок) - отнюдь не абсурдная мода, а шикарный стиль "милитари". Подобную одежду могли себе позволить далеко не все. Простые воины носили под кольчугой плотную двухслойную рубаху. Из сукна, кожи или льна набитую волосом, шерстью, пенькой, а то и даже сеном.
    []
  
  При этом в Великобритании проделали очень интересную работу. Реконструировав снаряжение воина различных эпох.
    []
  
  Королевский гвардеец, битва при Гастингсе, 1066
    []
  
  Всадник, осада Иерусалима, 1244
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Респов "Небытие Бессмертные"(Боевая фантастика) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) Е.Флат "В пламени льда"(Любовное фэнтези) Н.Любимка "Алая печать"(Боевое фэнтези) Р.Прокофьев "Стеллар. Инкарнатор"(Боевая фантастика) Wisinkala "Я есть игра! #4 "Ни сегодня! Ни завтра! Никогда!""(Киберпанк) Е.Кариди "Суженый"(Любовное фэнтези) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 1"(Киберпанк) В.Старский ""Темная Академия" Трансформация 4"(ЛитРПГ) Б.Толорайя "Чума-2"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"