Аннотация: История иконы Пресвятой Богородицы "Державная"
Икона Пресвятой Богородицы "Державная"
В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери особое место занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из главных святынь современной России. Это икона Богородицы "Державная". Со дня явления этой иконы Божией Матери, 15 марта 2012 г . исполнилось 95 лет.
Этот образ Свой Матерь Божия явила русскому православному народу 2/15 марта 1917 года в подмосковном селе Коломенское (ныне часть Москвы) в день вынужденного отречения от престола Царя Николая II. Названа она "Державная", потому, что Царица Небесная изображена на ней как Царица Земная, сидящая с Богомладенцем на троне, в царской одежде и царскими регалиями в руках.
"На небесно-лазоревом фоне писан благостный лик Пресвятой Богородицы. Глаза у Пречистой Девы настолько умилительные и исполненные любви ко всем, кто приходит к ней с молитвой, что просто невозможно оторвать взор от Ее любвеобильного лика. На короне Богородицы - крест, держава в ее руках тоже имеет наверху крест и сама перекрещена крестом, как лентой. У Богомладенца и у Господа Вседержителя именословное благословение. Светлые, чистые тона преобладают в иконе. Смотришь на излучающий безграничную любовь лик Божией Матери и веришь - Пресвятая Богородица по великой Своей милости и милосердию приняла под Свой Покров многострадальную землю Русскую, восприняв и трон, и скипетр, и державу".
А история явления иконы такова: "крестьянке Бронницкого уезда Евдокии Андриановой, проживающей в слободе Перерве, были два сновидения. Первое 13-го февраля и второе 26-го февраля. 13-го февраля Андрианова слышала таинственный голос: "Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся." Это сообщение произвело на Андрианову сильное впечатление и, как женщину религиозную, побудило к усиленной молитве о получении более ясных указаний воли Божией. Как бы в ответ на усердную молитву, 26-го февраля Андриановой снится белая церковь; и в ней величественно возседает Женщина, в Которой своим сердцем Андрианова признает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит Ее святого лика. "Сейчас Я Сама взяла державу и скипетр в Свои руки,- сказала Владычица,- а с иконой Державной посылаю Свою особую Благодать и Силу; копии с этой иконы надо распространять среди людей в помощь им. Эта икона не спасает от испытаний, так как испытания нужны, чтобы пробудить духовную сторону в людях, но кто во время испытаний будет с верой молиться у этой иконы, тот будет во время этих испытаний спасаем".
Не имея возможности забыть и отрешиться от своих сноведений, Андрианова решается перед исполнением христианского долга исповеди и св.причащения, 2-го марта идти в село Коломеское, чтобы успокоить себя. При виде дивной Вознесенской Церкви Евдокия Андрианова сразу же узнала в ней ту самую церковь, которую видела во сне. С. Коломеннское, в 6 верст(ах) от Даниловской заставы. Вознесенской церкви с. Коломенского. Настоятелем церкви Вознесения был священник о.Николай Лихачев.
Придя к нему в дом, Андрианова сообщила о своих сновидениях и просила совета, как поступить. О.Николай собирался служить вечерню и пригласил Андрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе; но Андрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о.Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах, и наконец в церковном подвале. И вот именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда ее отмыли от многолетней пыли, то всем присутствовавшим в храме представилось изображение Божией Матери, как Царицы Земной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире на зеленой подкладке, с царской короной на голове и скипетром и державой в руках.
На коленях находился благословляющий Богомладенец. Необычайно для лика Богоматери был строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами. Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о.Николая отслужить благодарственный молебен, так как в этом образе она увидала полное исполнение своих сновидений.
После прославления Державной иконы Владычицы крестьянка Евдокия Андрианова начала ходить, собирать деньги на ризу к новоявленной иконе. Когда собрала, то поехала в Дивеевский монастырь помолиться и попросить благословления на возложение ризы. Тут она снова удостоилась явления Божией Матери, которая ей сказала, чтобы она вернула собранные ею деньги. "Сейчас не надо на Ее икону ризу возлагать, так как скоро в России будут снимать со всех икон ризы. А после испытаний Российских сама риза к Ней подойдет".
В одной из книг, посвященных иконе, говорилось: " И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей "Дом Богородицы" в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа, в момент его величайшего падения, и приняла на Себя преемство власти державы Российской, когда сама идея Православно-Самодержавной народной власти была попрана во имя самовластия сатаны. Потому и строг, и суров, и скорбен взгляд Ее дивных очей, наполненных слезами гнева Божественной и Материнской любви, потому и пропитана мученической русской кровью Ее царская порфира и алмазные слезы русских истинных мучеников украшают Ее корону".
Символ этой иконы ясен для духовных очей: через неисчислимые страдания, кровь и слезы, после покаяния, русский народ будет прощен и Царская власть, сохраненная Самой Царицей Небесной, будет России несомненно возвращена. Объяснить это прорицание можно через чудесное явление иконы Божией Матери Державной - великую милость, оказанную России ее Покровительницей. Царские регалии на иконе - Корона, Скипетр и Держава - знак того, что они отъяты от земных властей и символизируют начало прикровенного Царствования.
Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя от Престола быстро стала распространяться по всей России и расценивалась верующими как знак того, что Царица неба и земли взяла в Свои руки управление Россией. В Коломенское толпами стекались богомольцы; чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. Известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье. Были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие святитель Тихон. В том же, 1917 году, сведения о иконе, появились в журнале "Душеполезный собеседник", за октябрь месяц.
Известно, что после явления образа Божией Матери "Державная" во все концы России по церквам разослали списки этой иконы, и почти в каждом храме появился список с "Державной". Но вскорости они были утеряны, спрятаны или уничтожены.
Чувство, с каким было воспринято обретение "Державной" иконы, прекрасно выразил в Своем Стихотворении С. Бехтеев:
Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
"Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю".
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница...
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит
1934 г.
Проф. И.М. Андреев в 1951 году, по личным воспоминаниям сообщал: "При входе в храм я сразу же заметил направо около клироса большую (мне показалось даже огромную), узкую темную икону. Царицй Небесная была изображена как Царица земная, восседающая на царском троне, в темнокрасной царской порфире на зеленой подкладке, с короной на голове и скипетром и державой в руках. На коленях находился благословляющий Богомладенец. Необычайно для Богоматери был строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами...
...Через несколько недель мне вторично удалось побывать в селе Коломенском и я был глубоко потрясен изменением иконы: она сама собой обновилась".
Это объясняет, отчего первое изображение Державной иконы, привезенное в Париж, было темное, с суровым выражением лика. А все присланные позже иконы, из Москвы (Петровского монастыря) и из Одессы, а также и переданное в Берлине приехавшей туда, из России, М. Е. Никольской, духовной дочери старца Нектария Оптинского, все были светлые и не суровые. Хотя все одинакового изображения.
Научные исследования иконы не производились. Поэтому, о точном времени написания иконы сказать сложно. Однако по высказывания некоторых специалистов, в ней просматриваться стиль написания икон, свойственный времени упадка Византийской империи. Нет сведений, и о её появления в России. Лишь по записям в своих книгах Вознесенский женский монастырь в Москве установлено, что икона прежде принадлежала ему. И в 1812 году перед нашествием Наполеона в числе других была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского. И, вероятно, была забыта на 105 лет, пока не явила себя в положенное Господом Богом время.
После революции икона хранилась в запасниках Исторического музея. Чудом она не была уничтожена и вновь явила себя народу в наши дни. Было установлено, что эта икона и есть тот самый образ Божией Матери, именуемый "Державным", который долгое временя считался утраченным. 27 июля 1990 г ., в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, икону перевезли в родное Коломенское из домовой церкви издательского отдела Патриархии. Где Она год простояла в алтаре после передачи ее Историческим музеем. В 1995 году, возрождение взорванного 5 декабря 1931 года Храма Христа Спасителя началось со строительства деревянного храма-часовни, в честь "Державной" иконы Божией Матери, в которой служились первые Божественные Литургии. Ныне эта святая икона находиться в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. И где является главной святыней храма. В настоящее время храм, заложенный в 1999 году построен.
Явление Державной иконы Божией Матери в 1917 году не было неким обновлением, но просто обнаружением старой иконы в подвале церкви Вознесения, в селе Коломенском. Нельзя однако, не отметить той особенности, что эта икона была обнаружена в совсем особое время. В начале русского лихолетия. День ее явления совпадал с днем отречения от престола последнего Царя, а царственный вид иконы, скипетр и держава словно подчеркивают, что Владычица приняла на Себя и опеку, и окормление верных чад Церкви Российской. Знаменательна и алая порфира Богоматери, цвет которой напоминает цвет крови... Явленная икона изграфлена на выщербленной доске поблекшими от времени красками. Создается впечатление, что в свое время масло было наложено на "голую" древесину, без грунта. Нижняя часть обветшала - икона нуждается в реставрации.
Церковное предание, связывает возвращение чудотворной иконы с началом освобождения Русской Церкви от богоборческого ига. "Как станет Царица Небесная на свое место - так и бедам конец", - говорили старожилы. Но дело в том, что чудотворный образ был когда-то храмовым не в Казанской церкви, в которой он ныне водворен, а в церкви Вознесения, до сих пор находящейся под замком. Есть и ещё одно озвученное, но не выполненное до конца условие, начала возрождение России. Покаяние Церкви и народа по поводу цареубийства.
Покаяние за грех цареубийства, от лица всей Церкви было принесено в "Послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви к 75-летию убиения Императора Николая II и его Семьи": "Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех ее чад - усопших и ныне живущих - приносим пред Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи! Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора".
"Что же касается Самодержавия,- считает писатель и публицист В. Карпец,- то у нас не только никто не отменял его, но оно у нас есть. "Удерживающий" не отъят постольку, поскольку Державная икона Божией Матери, явленная в день отречения, показывает Царицу Небесную, увенчанную царским венцом, облаченную в царскую порфиру, держащую в руках скипетр и державу. У нас нет Царя, но есть Царица. И только к ней мы должны и можем обращаться и исповедовать Ее Царицей Руси. Вот что такое сейчас Самодержавие. До тех пор, пока не будет явлен тот Последний Царь, появление Которого предсказывали наши святые и старцы. До тех пор, пока Он не явлен, у нас есть Царица и Ее самодержавная власть. Поэтому при любом правительстве в России - будь это диктатура, демократия (только, конечно, не тирания и не охлократия)... Эта мысль мне не принадлежит - мне ее высказал, позволив на него сослаться, философ, поэт и драматург Владимир Борисович Микушевич: в любом здании правительственном и зале заседаний должен стоять пустой трон. Я бы добавил, что еще должна находиться Державная икона. Это было бы даже точнее. И любое правительство должно осознавать себя как сугубо временное и твердо исповедовать Самодержавие как принцип, какая бы форма власти не была".
Использованны материалы:
derzhavnaya.narod.ru Икона Пресвятой Богородицы "Державная". Автор не указан
st-nikolas.orthodoxy.ru: ИСТОРИЯ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ДЕРЖАВНАЯ". Автор не указан
Храм Державной иконы Божией Матери с приделами св.Царя-мученика Николая и всех русских святых. Архитектор - Павлова Людмила Леонидовна.
ИСТОРИЯ // условия, при которых явилась икона. Автор не указан
www.xxc.ru СКАЗАНИЕ О ЯВЛЕНИИ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ДЕРЖАВНАЯ". Автор не указан
www.pravoslavie.by Икона Божией Матери Державная. Автор не указан
russianorthodoxchurch.ws Икона Божией Матери Державная. Автор не указан
gosudarstvo.voskres.ru Иван Михайлович АНДРЕЕВСКИЙ Державная икона Божией Матери.
www.akdi.ru Фомин С. "Россия перед вторым пришествием. Пророчества русских святых"
Публикуется по: "Россия перед вторым пришествием. Пророчества русских святых" М.: "Серда-пресс", 1999. Сост. Фомин С.
www.pushkin-town.net ДЕРЖАВНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Выпуск подготовили: Н. Якутин, Н. Любова, А. Князев
rustrana.ru Державная икона божией матери. иерей Игорь Райкевич
orthodox.etel.ru Державная икона Божией Матери. Составитель С. Фомин