Хейфец Иосиф : другие произведения.

Секреты Сна И Сновидений

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Наше представление о функции отдыха во сне глубоко ошибочны. Жизнь не для отдыха, а для выживания в любых условиях. А для подготовки к схватке за жизнь любой живой организм должен пройти длительный этап подзарядки сновидениями под "анестезией" глубокого сна.


  
   ПРЕДИСЛОВИЕ.
   Автор обязан предупредить читателя, что среди секретов сна и сновидений не будет разбор всевозможных сюжетов сновидений, с которыми можно в избытке познакомиться во всевозможных сонниках. Задача автора ответить себе самому на детский вопрос, почему треть столь короткой жизни мы вынуждены проводить в пассивном состоянии? В ответе на этот вопрос и биологическая наука ХХ столетия , и религия впервые оказались едины и сошлись на словосочетании "по-видимому, отдыхаем".
   Всю первую половину жизни автора эта проблема совершенно не обременяла. Учеба, еще раз учеба, как учили вожди, затем работа, физиологические потребности, семья и наконец любимая научная работа. Стал высококлассным мастером в нефтяной профессии и, по воле случая, в составе весьма ограниченной группы коллег, в буквальном смысле посадил огромную страну на нефтяную иглу. Понимал ли к чему это приведет? Не только понимал, но и коллективно прогнозировали тот момент, когда нефть закончится и лопнет огромный мыльный пузырь коммунистического рая.
   Так бы и протекала жизнь успешного советского ученого, если бы, по прихоти великовозрастного сына не оказался привлечен к программе повышения потенциала пловцов высокого класса (тогда, в начале 80-ых годов ХХ столетия, еще не дошли до допинговой накачки).
   Совершено ничего не понимая ни в техническом мастерстве, ни в методиках подготовки спортсмена, автор понимал, что из поля зрения тренера сборной страны С.М. Войцеховского выпал неуправляемый ночной период отдыха спортсмена. Тогда и решил проверить что известно науке в этой области.
   Результаты первичного поиска оказались шокирующими для автора.
   Несмотря на то, что с 1952 года в руках американских сомнологов уже был надежный инструмент контроля биополя мозга - энцефалограф, представления о назначении ночного периода в жизни находился на нуле. Чтоб не быть голословным, приведу выдержку из интервью с известным советским сомнологом (газета "Известия" за 11.02.1988). На вопрос корреспондента: "Не биологическое ли излишество сновидения и для чего они нужны? " автор пяти изданий вузовского учебника д.м.н., профессор В.Н.Касаткин отвечает: "Совсем нет. В далёком прошлом, когда человек подвергался опасностям стихийных бедствий, нападению зверей, сновидения мобилизовали все его силы. Он не мог на долго заснуть, и сон его скорее был прерывистым. Своеобразным "сторожевым пунктом" стал зрительный отдел головного мозга, самый чуткий, обладающий порогом ощущения в два световых кванта. Тревожные внешние сигналы, крики животных, ветер, запах дыма - вызывали кошмарные сновидения с картинами ураганов, пожаров, нападений и понуждали человека проснуться. У современного человека сновидения способствуют разрядке утомлённого мозга, переработке полученной накануне информации, переводом её в долгосрочную память."
   Из этого интервью вытекает, что в древние времена у сновидений были одни функции, а сейчас - иные. Но это же нонсенс. Природа не создает механизмы краткосрочного действия. Не говоря уже о том, что закрепила за этим пассивным периодом треть жизни.
   В ту пору логарифмических линеек и арифмометров еще не было очередей за право работать на огромных вычислительных машинах, не говоря уже об Интернете. Вся надежда разобраться в сущности этого явления возлагалась на систематические каталоги научных библиотек. Автору ничего не оставалось, как погрузиться в привычный научный поиск.
  

ЧТО ТАКОЕ СОН?

  
   В 60-тых годах ХХ столетия энцефалограммы мозга позволили объективно выделить 5 стадий сна, получившие названия: медленный сон (первые четыре стадии - NREM), в обиходе именуемый глубоким сном, и быстрый сон (REM), сопровождающийся сновидениями .
   На нижеприведенном рисунке все 5 стадий сна наглядно представлены под своими номерами.
   N1. Легкий сон, мышечная активность замедляется. Случайные подергивания мышц.
   N2. Дыхание и пульс замедляются. Незначительное снижение температуры тела.
   N3. Глубокий сон начинается. Мозг начинает генерировать медленные дельта-волны.
   N4. Очень глубокий сон. Ритмичное дыхание. Ограниченная мышечная активность. Мозг производит дельта-волны.
   N5. Быстрое движение глаз. Мозговые волны ускоряются, и происходит сновидение. Мышцы расслабляются, а частота сердечных сокращений увеличивается. Дыхание быстрое и не глубокое.
  

0x01 graphic

Lee Ann Obringer. How Dreams Work.  http://science.howstuffworks.com/environmental/life/human-biology/dream2.htm

  
   REM- период (на рисунке отмечен Stage 5) свидетельствует о том, что доля (квота) быстрого сна (сновидений) у взрослого человека колеблется в пределах 20-25 %. Понятие "взрослый" слишком неопределенное. Следует полагать, что оно относится к возрасту примерно 25 лет, когда человек достаточно хорошо адаптирован к внешнему информационному полю.
  
   Попытка определить квоту быстрого сна для пожилых людей привела автора в Киевский институт геронтологии, где нашлись энтузиасты, готовые определит квоту быстрого сна для возраста 65-70 лет. Так появилась вторая возрастная точка на уровне примерно 14%.
   Наиболее интересной оказалась информация в трудах Ташкентского института педиатрии, в которой определили, что в первый день после рождения доля (квота) быстрого сна составляет 77,7% и в течение десяти дней снижается до 43,9%. Обращает на себя внимание невероятная точность измерений для младенцев этого возраста. Четко определен и возраст, и с точностью до десятых долей процента определена продолжительность сновидений.
   Ничего более существенного, на тот период, автору найти не удалось.
   В принципе, на этом месте можно было поставить точку и завершить свое повествование, передав эти четыре точки сомнологам. Если бы это их заинтересовало. Но автор предпочел самостоятельно разбираться в элементарной математической загадке, чем подписал себе приговор на ближайшие четыре десятилетия.
  
   Нанеся упомянутые четыре точки на график, в котором возраст представлен логарифмом прожитых дней (!), получил любопытную зависимость.

0x01 graphic

Изменение квоты быстрого сна (REM период) от продолжительности жизни.

   На первый взгляд, столь куцая информация мало что значит. Но это на первый взгляд. Для математика налицо тенденция, заметить которую удается только потому, кто правильно определился с масштабом возраста, для чего шкала дней жизни (а не годы, как принято по сей день) должна быть приведена к логарифмическому графику.
   По четырем точкам нетактично строить корреляционную зависимость, чтоб проследить статистическую закономерность. А доступ к более подробной информации в перспективе не просматривался, и автор принял решение оценить тенденцию, а затем экстраполировать график.
   Тенденция прослеживается явно и ведет к снижению квоты быстрого сна (REM период) по мере старения организма. Следующий шаг - прибегнуть к экстраполяции.,
   Экстраполяция в направлении увеличения возраста приводит, на некотором этапе, к недостатку REM периода и к смерти. Одно из двух: либо в результате смерти обнуляются сновидения, что вполне естественно; либо в результате снижения продолжительности сновидений и достижения некой красной черты наступает смерть. В последнем случае предстоит определить тот предельный уровень, который начинает угрожать жизни. При этом становится понятно, что резко возрастающий NREM период глубокого сна, которому мы делегируем "отдых" не способствует компенсации короткого периода сновидений, а приближает трагический конец.
   Экстраполяция REM периода в отрицательную зону, за день до рождения (-1), тут же упирается в 100%, что приводит к шоковому состоянию. Оказывается младенец, в течение всего периода до рождения постоянно "видит" сновидения (!?), а продолжительность сна в этот период приближается к 24 часам. Этот математический факт не только разрушает все представления о традиционно навязанных функциях сна, но переворачивает наше видение самой сути жизни.

   О шоковом состоянии от приоткрытой двери в запретную кухню жизни автор, по причине косноязычия, вряд ли сумеет поделиться с читателем. Для этого требуется недюжинный литературный дар. Еще не понимая всех последствий содеянного, на ум пришло воспоминание о ветхозаветном грехе наших праотцев, сорвавших запретный плод с древа добра и зла. В чем точно не было никаких сомнений, это в ощущении заглоченной блесны, от которой уже никогда не удастся освободиться.
  
   Стало ясно, что нельзя прекращать поиски дополнительной информации, хотя перспектив появления Интернета в тот период не просматривалось. Лишь спустя 2 с лишним десятилетия, мой племянник, профессор школы биологии при Денверском университете в Колорадо, США, доктор Vitaly Kheyfets прислал мне подтверждение вышеприведенного графика, но в виде диаграммы, из которой ни единой дополнительной точки выявить было невозможно. Но общая тенденция подтверждалась, а следовательно, все первоначальные выводы о необходимости пересмотра традиционных представлений о функции сна и сновидений в жизни не подвергались сомнению.

0x01 graphic

  
   Несколько слов о дополнительной информации. Полученная диаграмма великолепно совмещалась с моим графиком, что подтверждало достоверность четырех точек.
   Но совмещение в одну группу "дней" сразу после рождения младенца (первая колонка), с месяцами (вторая и третья колонки) и годами подросткового возраста (пять последующих колонок) совершенно ничего не дополнили, так как искажают реальную картину взросления к главному периоду достижения половой зрелости (у мальчиков поллюции, а у девочек месячные). Это очень важный период, который недопустимо усреднять в диаграммные циклы, измеряемые годами. Как следствие, полученная "горбатая"диаграмма совершенно не позволяет сделать какой-либо научный вывод. (Обрати читатель внимание на ниже расположенную диаграмму суммарной продолжительности сновидений. Она совершенно искажена в первой колонке. Усреднив группу из трех измерений, мы автоматически исключили из рассмотрения первое точное измерение 77.7%, заменив его средним значением по группе)
   С математической точки зрения подобные усреднения недопустимы, что иллюстрируется ниже. Вместо того чтоб усреднять первую колонку диаграммы и срезать ее пик с 77,7% до средней величины 50%, надо зафиксировать каждую из трех точек. Эта грубейшая ошибка исказила всю сущность первых дней после рождения.

0x01 graphic

   Но возвратимся к построенному мной в 80-е годы графику.
  
   С того момента уже минуло четыре десятилетия. Не было дня, чтоб отходя ко сну автор не перебирал варианты последствий этого переворота в сознании и в переоценке понимания жизни в целом. Технарь до мозга костей внезапно осознал сущность и удивительную мудрость понятия жизнь.
  
   Завершить столь подробное предисловие автор вынужден совершенно банальным объяснением о необходимости возвратится к первому графику. На нем четко прослеживается куда стремиться экстраполяция, - к 100%. А это означает, что вплоть до рождения младенец находится в состоянии REM периода "просмотра сновидений". Есть чему удивляться и от чего оказаться в шоковом состоянии?!
   Всего-то следует продлить график в дородовой период. Но, призыв автора мысленно провести экстраполяцию никого не заинтересовал, что прослеживалось полным безразличием слушателей лекций и семинаров, совершенно не понимавшим , чем был вызван шок у докладчика. Полная растерянность произошла когда сомнологи АМН СССР, получив изданные автором брошюры, выбросили их в мусорные корзины. Страна переживала книжный бум и была наводнена сонниками многочисленных изданий ( как, впрочем, и сегодня).
   Лишь в период Интернета в СНГ появилась и авторская брошюра, которая сохраняется в разделах эзотерики по сей день (см. Приложение https://www.klex.ru/33, https://www.koob.ru/heifetz/what_are_dreams , https://www.snovid.ru/articletext.asp?id=19 ). Подчеркиваю. Российские сомнологи, в полном соответствии со сложившимися традициями, демонстративно прошли мимо моего сообщения, предоставив этот материал эзотерике.
  
   Своих коллег по научному цеху автор, в буквальном смысле, насиловал лекциями, научными семинарами, надоел редакторам научных сборников беспрерывным дублированием графика, но так и не получал ожидаемую ответную реакцию. Казалось бы, элементарный график для учащихся начальной школы с призывом провести экстраполяцию, не вызывал никакого интереса у солидной публики. Убеждали автора, что он скатывается в мистику, пренебрегая традиционным материалистическим видением проблемы, но никто не проявил желание самому проникнуть за дверь той кухни, которую открыл для себя автор. Дошло до того, что автор предлагал слушателям и читателям рассмотреть предложенный график, как обычную загадку под заглавием "Любителям судоку и кроссвордов" (http://club.berkovich-zametki.com/?p=49394 ). Все было бесполезно. Пришлось самому провести экстраполяцию и разложить все периоды сна по цветным полочкам в надежде, что интеллектуалы задумаются о разнице между традиционным материалистическим представлением о ночном отдыхе и о реальной цели, заложенной Природой (Творцом) в сущность самого понятия ЖИЗНЬ.
  

0x01 graphic

  

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ГРАФИКА

   Учитывая что экстраполяция в отрицательную зону графика (период внутриутробного развития младенца) мы упираемся в 100% периода сновидений (REM-период), следует утверждать, что изолированный от внешнего мира младенец постоянно "видит" сновидения. А так как продолжительность сна приближается к 24 часам в сутки, то сновидения сопровождают младенца круглосуточно вплоть до момента рождения. И только к концу первого дня после рождения доля REM-периода снижается со 100% до 77,7%.
   Если исходить из традиционного представления о сновидениях, которые сводятся к сюжетам и образам, отраженным в сознании в активный период жизни, естественен вопрос, что видит младенец, изолированный от информации внешнего мира? Не имея в своем распоряжении перископа, видит ли он в принципе? И, наконец, для чего сновидения нужны младенцу на всех этапах внутриутробного периода, чтоб в первый же день сбросить квоту сновидений до 77,7% и тут же добавить 22,3% глубокого сна NREM?
   Автор предлагает читателю ответить на эти три вопроса в обратном порядке.
   Зачем все это нужно? Главная задача заложенного в эмбрион алгоритма развития нового организма сформировать все многообразие органов и НАУЧИТЬ их совместно и слажено работать под управлением заложенного в первую клетку алгоритма развития. Мозг находится в стадии формирования и, по мере его развития, контроль за каждой из клеток организма переходит под его контроль . Вот она, главная задача мозга, о которой мы еще будем говорить впоследствии. Следить за каждой новой клеткой организма и дирижировать всем огромным оркестром клеток и органов. Научить клетки каждого отдельного органа взаимодействовать между собой и откликаться на все команды своего "дирижера". Без проникновения в сущность понятия высокоорганизованная жизнь реализовать это понятие невозможно.
   И только после этого попытаемся ответить на вопрос, что видит младенец в сновидениях и видит ли что-то?
  
   Я призываю читателя старшего возраста, которым приходилось составлять пошаговый алгоритм расчетов для первых моделей гигантских ЭВМ припомнить, на сколько скрупулезно приходилось следить за каждой ступенькой закладываемого алгоритма, позволяющего оживить программу. Малейший пробел и программа стопорится. А теперь попытаемся перебросить эти воспоминания на алгоритм, заложенный в оплодотворенную клетку и в формирующийся мозг будущего организма. Только тому, кто на это способен, я могу напомнить пророческие слова Т.В. Черниговской, а также большинства нейрохирургов и психологов, убежденных в непознаваемости мозга и его полной загруженности.
  
   О мозге мы еще поговорим, а пока постараемся ответить на вопрос, что видит в своих непрерывных сновидениях развивающийся в организме матери младенец. Все органы, предназначенные для восприятия внешней информации, с которой ему предстоит столкнуться, уже сформированы и подготовлены к экстремальному столкновению с жестким информационным полем. Чем подготовлены? ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ СНОВИДЕНИЯМИ!
   Эмоции, круглосуточно и крайне жестко тренируют организм младенца, а от перегрузки избыточной информацией организм крохи предохраняется плотно облегающим его тельце материнским лоном - своеобразным громоотводом (обратим внимание на этот, совершенно уникальный механизм купирования жесткой эмоциональной информации, о чем ниже поговорим подробней. И.Х.). Так изо дня в день сновидения тренируют новый организм и готовят его к первому жестокому испытанию, столкновению с внешним миром посредством эмоций.
   Осознав этот ответственный момент в жизни сорока недельного "спортсмена", готового к старту на выживание, автор углубился в поиски научной оценки потенциальных возможностей новорождённого младенца.
   Ожидания не обманули. Согласно научным публикациям периода (1985-1987 годов) эта тренировка закаляет младенца на столько, что новорождённый способен выдержать колебания температуры от -40оС до +90оC. Как видим, природа не надеется, что в родильном отделении будет поддерживаться комнатная температура. Минус сорок, - слишком жестко для голого тельца, а плюс девяносто, - превышает температуру ожога кожи взрослого человека. Столь же жесткие условия угрожают и остальным рецепторам новорождённого. (Напоминаю. Котята рождаются слепыми, чтобы не сжечь сетчатку высокочувствительного глаза)
  
   Если читатель согласился с логикой автора, обязан предупредить что традиционная наука сорокалетней давности (подчеркиваю этот факт, хотя большая часть современных сомнологов категорически несогласна с подобной позицией И.Х.) . Примером тому является определение ведущего специалиста в области сна и сновидений профессора В.С. Ротенберга, опубликованного в его работе "О некоторых аспектах функциональной значимости медленного и быстрого сна", где делается следующее предположение: "-установление и логическая переработка непротиворечивой информации и включение её в соответствующую модель реальности с некоторой вероятностью можно отнести за счёт медленного сна. С другой стороны, те события и впечатления, которые воспринимаются как принципиально несовместимые с прошлым опытом и установкой поведения, при большой их социальной и биологической значимости, прежде чем быть включёнными в формированную логическую обработку, вероятно должны пройти этап неформальной иррациональной обработки, являющейся характерной чертой сновидений."
   Вот и выплыл на арену "медленный сон" NREM. Тот самый медленный сон, который, судя по авторскому графику, впервые появляется в первый же день после рождения и сопровождает организм до самой смерти, беспрерывно разрастаясь. В.С Ротенберг делегирует NREM периоду некую переработку экстремальной информации, полученной во время активного периода жизни. Зачем это нужно организму? Видимо потому, что надо же куда-то засунуть такое понятие как "память", которому делигируется запоминать весь мусор, который в течение активного дня проходит сквозь рецепторы. И, на всякий случай, сохранять и запоминать весь мусор.
   Автор же берет на себя смелость утверждать, что NREM период выполняет функцию своеобразной анестезии, оберегающей организм от сверх жестких эмоций REM периода. (напомним, что предохранительные функции в предродовой период выполняет тесно обнимающее малыша материнское лоно). Вспомним как успокаивает мать охваченного страхом плачущего ребенка. Стрессовая ситуация мгновенно разрешается тесными объятиями, принимающими на себя эмоциональное потрясение ребенка. Наиболее эффективно проявляется успокоительный эффект, когда ребенок напрямую соприкасается с телом матери, а не через одежду. Тот же самый "громоотвод" срабатывает и до рождения, о чем уже говорилось выше. Избыточную эмоциональную нагрузку принимает на себя тесно окутывающее тело плода материнское лоно.
   Почему важно столь категорично разделить функции этих стадий сна?
   Независимо от наших философских позиций о сущности жизни, следует четко понимать, что сновидения, независимы от воли и вмешательства человека. Они очень эмоциональны и длительны в детстве и в подростковом возрасте, когда формируется гендерная принадлежность организма. А, увы, спокойные и короткие сновидения характерны для пожилого возраста. Активно влиять на сновидения невозможно (по крайней мере сегодня) и даже вредно. Оставим эту фазу сна Природе (Творцу).
   Человечество преуспело в области анестезии. Именно этот NREM период сна должен стать центром внимания ученых. Обратим внимание, как тщательно и длительно первые четыре функции сна готовятся к наступлению пятого REM периода. Недостаточная блокировка избыточной информации в сновидениях часто приводит к сбоям в работе организма, в том числе и дыхательного ритма, приводящего к столь опасному заболеванию как апноэ. По мере старения продолжительность сновидений не просто сокращается, но и эмоционально снижается, а NREM период сна существенно растет, участвуя в блокировке даже низко эмоциональных сновидений. Имеет место проявление эффекта анестезии. Сновидения пожилого человека оказываются весьма чувствительными к любым попыткам искусственного воздействия на него. Недопустимо купировать REM период сна, которого так недостает людям пожилого возраста.
  

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ REM ПЕРИОДА СНА

   Установив что сновидения в форме эмоций сопровождают REM период сна плода до рождения и первые несколько недель после рождения, напрашивается вопрос что из себя представляют эмоции? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Каждый из нас знает, что человеческое лицо приспособлено для отражения и демонстрации окружающим всевозможных эмоций. Догадываемся и о гормональном характере эмоций.
   У эмоционального процесса человека наука выделяет три компонента: переживание (осознание на уровне психики), физиологические процессы в нервной, эндокринной, дыхательной и других системах организма, а также "ответ" -- комплекс выражения эмоции, например в виде мимики, смеха или плача.
   То есть, когда организм реагирует на некоторый раздражитель, запускаются реакции, которые в конечном счете приводят к проявлению эмоций. Но те же самые реакции могут быть запущены и иными способами, например химическими веществами или другими процессами организма, которые затрагивают похожие пути обмена веществ.
   Выше мы уже говорили, что алгоритм развития организма, по мере формирования органов ставит их под контроль главного компьютера - мозга. Следовательно, все органы в нашем теле работают не сами по себе. Они подвержены нейрогуморальной регуляции: все процессы контролируют нервная и сопряженная с ней система гормонов. Эмоции и гормоны не только управляют ростом и работой клеток, тканей и органов, но и служат нейромедиаторами  -- "посредниками" между нервной системой и материальным телом.
   Хочу обратить внимание читателя на понятие "посредничества". Это совершенно уникальное, далеко не всегда до конца осознанная связка между материальным миром тела и нематериальным сознанием, знанием, памятью, духовностью и др.
   В так называемом материальном мире аналогом такого посредничества являются дифильные молекулы поверхностно-активных веществ (ПАВ, surfactants) связывающие воедино не стыкующиеся гидрофильный и гидрофобный миры, природным примером которого является всем известное молоко (http://www.elektron2000.com/article/2194.html). Что же касается функции мозга, управляющего своим телом, поговорим об этом ниже.
  
   Можно ли эмоции считать составляющими материального мира? Наука не может сегодня определиться, о чем уже неоднократно упоминалось выше.
   Психология утверждает: "важная особенность эмоций состоит в том, что они могут обобщаться и передаваться. Благодаря продуктам культуры формируется общий эмоциональный язык, общий опыт эмоциональных переживаний, который гораздо шире и разнообразнее индивидуального опыта человека. Чувства - высшая стадия эмоций, результат их обобщения. Они надситуативны и могут даже иногда управлять более простыми формами эмоций (например, гордость за успех любимого или любимой)." (http://www.psychologies.ru/glossary/27/emotsii ) Англоязычная Wikipedia так рассматривает субъективную составляющую эмоций "Эмоции включают различные компоненты, такие как субъективный опыт, когнитивные процессы , экспрессивное поведение, психофизиологические изменения и инструментальное поведение. ...  В психологии и философии эмоция обычно включает в себя субъективное, сознательный опыт характеризуется прежде всего  психофизиологическими выражениями, биологическими реакциями и психическими состояниями . Подобное многокомпонентное описание эмоций встречается в социологии" (https://en.wikipedia.org/wiki/Emotion )
   В своем "Введении в клиническую психологию" П.И. Сидоров и Парняков А.В. утверждают "Субъективный характер эмоций. Все психические явления являются субъективным отражением объективного мира, зависимым от жизненного опыта, состояния и установок человека. Но особенно субъективность проявляется в эмоциях. Некоторые проявления эмоций человек в состоянии сдерживать и может внешне даже показать совершенно противоположное истинному чувству. Субъективность эмоций выражается и в том, что одно и то же событие может вызывать у разных людей самые различные, а порой и противоположные эмоции. С другой стороны, даже сходные переживания у разных людей всегда будут в чем-то различаться. Нам иногда бывает трудно выразить словами то, что мы переживаем. Отсюда возникает иллюзия почти полной оторванности мира чувств от внешней действительности." (http://pedlib.ru/Books/5/0050/5_0050-200.shtml )
  
   Таким образом, мы однозначно можем утверждать, что изолированный от внешнего мира в материнском теле плод обучается посредством эмоций. А это значит, что сюжеты сновидений, которые сопровождают родившийся организм на всех этапах последующей жизни являются вторичным субъективным отражением тех же эмоций. Иными словами, сюжет сновидений не несет того значения (предсказания, ожидания, предупреждения, воспоминания и тому подобное) которые делегирует ему живой объект. Что действительно важно для понимания, это эмоциональная нагрузка заряжающая организм и подготавливающая его к очередному столкновению с внешним миром с наступлением очередного активного периода (дня).
   В период внутриутробного периода эмоции проверяют готовность всех органов, вносят те самые безусловные рефлексы, вызывающие первый плач ребенка для развертывания легких, пробуждает чувство голода и абсолютно весь эмоциональный фон, который сопровождает организм на всем пути жизни. По мере взросления продолжительность сновидений не только снижается, что видно из графика, но и эмоционально снижается. Эмоциональные сновидения сопровождают ребенка не только до рождения, но и на протяжение всего периода интенсивного роста. Ребенок мечется во сне, иногда заходится в плаче и просыпается. Однажды в гостинице автору и двум внукам была отведена отдельная комната с огромной кроватью. Семнадцатилетний внук спал не замечая метаний лежащего между нами младшего четырехлетнего брата. Автору же было не до сна от его метаний.
   Вспомни читатель собственные детские сновидения. Приходилось и летать, и удирать, и терять способность двигаться, чтоб избежать грозящей опасности. А с возрастом сновидения стали не только короткие, но и совершенно бесцветными (в смысле неэмоциональные), а не заряженный организм теряет способность сопротивляться угрозам внешнего мира.
  
   Этот раздел об эмоционально дискомфортных сновидениях был бы неполным без комментария мудрецов Торы. В русскоязычном еженедельнике "Восхождение" (Издательство Хабад,   14.12.1990) в разделе "Из классических комментариев", в статье "И приснился фараону сон"- приводится нижеследующее толкование тяжелых и лёгких снов: "Талмуд говорит, что сны бывают двух видов. Первый и наиболее распространенный вид сновидений - это отголоски дневных событий и переживаний, циркулирующие в мозгу, не контролируемые сознанием. У хорошего человека эти блуждающие энергетические сполохи оформляются в тяжёлые сны - наказание за небольшие проступки, совершённые днём. У плохого - они формируются в радостные и лёгкие образы - награду за немногие совершённые днём добрые дела."   
   Комментарии к этому излишни. Тяжелые сны не наказание, а строгий учитель. И нет нужды пугаться и будить ребенка, объятого эмоционально тяжелым сновидением. Оставьте эту функцию анестезиологу, NREM периоду.
  
   В своих многочисленных публикациях, на семинарах и лекциях, автор стремился обходиться без каких-либо утверждений и навязывания читателю своего видения мира, предлагая самостоятельно решать возникающие проблемы, по мере своего воспитания и сформированного мироощущения. Того же принципа придерживаюсь и в настоящем повествования. Решайте, господа сами, как Природа создавала и стыковала материальный и субъективный (духовный) мир.
  

ФИЗИОЛОГИЯ МОЗГА И СНА

0x01 graphic

   Этот раздел базируется на статье Анны Хорунжей, Физиология и Фазы сна, опубликованной в журнале "Вокруг света" N3, 27 марта 2016 года (http://www.vokrugsveta.ru/article/245959/). Связано это с тем, что разбираться в физиологии мозга и его связи со сном автор счел нетактичным. При построении и обсуждении стадий сна автор основывался на выделении этих фаз по энцефалограммам мозга. Доказывать эту связь нет никакой нужды. Мозг, держащий на контроле весь подконтрольный ему организм, безусловно реагирует на все, что ему подконтрольно и именно эта реакция отражена в настоящей статье. Но это совершенно не значит, что мозг формирует субъективные картины виртуальной реальности, место которым по сей день никому не известно. Будем исходить из того, что мозг, как компьютер организма и его стабильной и взаимосвязанной работы, перегружен собственными физиологическими проблемами, о чем автор подробно остановился в книге "Жизнь в четырехмерном пространстве" (http://samlib.ru/h/hejfec_i_b/chetiremernoe.shtml) и в статье "Некоторые аспекты гидравлики и поверхностных явлений в живом организме" (http://www.elektron2000.com/article/2058.html).
   В настоящем разделе статьи зафиксированы те области мозга, которые передают соответствующие сигналы и команды нашему организму и тому виртуальному "облаку", где хранятся все наши знания. Частично они материализуются в статьях. Наши мысли и замыслы, временно нематериализованные, уходят в мир иной после гибели организма. Все наши представления об огромном материальном мире, субъективны и недоступны познанию никому в мире (субъективные представления о цвете, запахе, вкусе, ощущениях и звуковосприятии).
   Но, понимая это, познакомимся с материалами вышеупомянутой статьи А. Хорунжей, чтоб получить представление о традиционном представлении. Возможно некоторые найдут нечто интересное для себя.
   "Во включении той стадии сна, когда мы видим самые яркие сновидения, участвует варолиев мост (в основании ствола мозга). За логическое мышление отвечает префронтальная кора; первичная зрительная кора принимает сигналы от сетчатки, а двигательная зона коры превращает намерения в реальные действия. Ассоциативные зоны коры связывают зрительную информацию и память для создания образов, которые мы видим во сне (и наяву).
   1. Засыпание. В этот момент на ЭЭГ (электро-энцефалограмма И.Х.) регистрируется высокоамплитудный альфа-ритм, который переходит в низкоамплитудный медленный тета-ритм. Человек испытывает дремоту (полусонные мечтания, иногда сноподобные галлюцинации). Уменьшаются мышечная активность, частота дыхания и пульса, замедляется обмен веществ и понижается температура.
   2. Неглубокий сон. В ритме ЭЭГ доминируют тета-волны, появляются и так называемые сонные веретена -- сигма-ритм, представляющий собой учащенный альфа-ритм. Сознание отключается, продолжается снижение тонической мышечной активности. Сердечный ритм замедляется, температура тела снижается, глаза неподвижны. Занимает около 45-55% общего времени сна.
   3. Медленный сон. Стадия определяется как третья, если дельта-колебания (высокоамплитудные и низкочастотные) занимают чуть менее 50% от всех регистрируемых колебаний.
   4. Глубокий дельта-сон. Преобладают дельта-колебания (более 50%). Третью и четвертую стадии часто объединяют, называя их дельта-сном. В это время человека разбудить очень сложно. Именно на этой стадии возможны приступы лунатизма, ночные ужасы, разговоры во сне и энурез у детей (за счет максимального расслабления всех сфинктеров).
   5. REM-cон. Возрастает активность коры головного мозга, которая проявляется альфа-ритмом и движениями глазных яблок под закрытыми веками. Учащаются сердцебиение и дыхание, поднимается температура, однако мышцы максимально расслаблены. В это время люди видят яркие и эмоциональные сновидения, которые часто помнят, если проснулись в эту фазу. REM повторяется каждые 90 минут и составляет около 25% от общей продолжительности ночного сна."
  
   В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ И КАКОЕ МЕСТО ОТВЕДЕНО СНУ?
  
   Автор уже упоминал выше, что традиционное представление о "пассивной" стадии жизни сводилось к отдыху, на что природой отведено треть общей продолжительности жизни. Это представление о сновидениях базировалось на наших ощущениях и никогда не подвергалось сомнению. Но элементарная логика отвергала столь примитивное объяснение. Во-первых, есть масса возможностей отдохнуть сменив положение, темп и способ деятельности. Во-вторых, даже искусственное отключение от активной работы, включая максимальное отключение от информации внешнего мира, не могут заменить сон. Жизнь не предназначена для отдыха. Физиологически она предназначена для одной цели, для борьбы за выживание. Наряду с пищевым и кислородным топливом, сон и сновидения осуществляют эмоциональную подзарядку организма и готовят его к предстоящему информационному столкновению с агрессивным внешним миром. Человек в нашем жестком мире наиболее приспособлен к столь жесткому противостоянию, чем и определил свое место на планете. И, наконец, энцефалограмма мозга в период сна свидетельствует о его безостановочной работе, как и большинство органов, обязаны поддерживать жизнедеятельность. Натуральный "вечный двигатель" с периодом беспрерывной работы продолжительностью в одну жизнь каждого отдельного организма. Но тот же живой организм существует одновременно в двух состояниях; физиологически (три пространственных измерения) и в субъективной форме (4-е пространственное измерение, духовное, субъективное, включая СНОВИДЕНИЯ. Автор убежден и обосновал, что субъективность различной степени, если в принципе можно обосновать степень субъективности, характерна для всех форм жизни, включая флору и фауну.) Более того, российская Википедия не менее категорична в своем определении этого термина.
   "Субъективность может относиться к конкретной, отличной от других интерпретации любого аспекта опыта. Опыт всегда является уникальным для человека, испытывающего его, его квалиа, которые существуют только в сознании этого человека. Хотя источник опыта объективен и доступен для каждого, (как, например, каждому доступна длина волны конкретного луча света), опыт сам по себе доступен только для субъекта (качество света -- его цвет).
   Субъективность часто встречается в теоретических построениях, измерениях и концепциях, против воли тех, кто пытается быть объективным, и в большинстве областей целью является вопрос удаления субъективности из научных или математических утверждений и экспериментов. Во многих научных областях, таких как физика, биология, информатика, химия пытаются устранить субъективность из своей методологии, теории и результатов, и это сегодня составляет значительную часть процесса исследования в этих областях.
   Несмотря на это, субъективность является единственным способом, с помощью которого мы познаём мир, математически, научными методами или иным способом. Мы разделяем субъективность на общечеловеческую и индивидуальную, и все теории и философские концепции, которые формируют наше понимание математики, науки, литературы, любое понятие, которое мы имеем о мире, основано на общечеловеческой или индивидуальной точке зрения. Субъективность внутри нас является только истиной, несмотря на предположение о субъективности "истины", которое мы делаем. Создание мировоззрения внутри нас является субъективным, наряду с существованием концепции открытия или создания идей.
   Этот термин противопоставляется понятию объективности, которое используется для описания общечеловеческого представления Вселенной в том виде, как она есть, с позиции, свободной от человеческого восприятия и влияния, без общечеловеческого культурного вмешательства, прошлого опыта и независимо от ожидаемого результата." (русскоязычная Википедия)
  
   Зафиксировав реакцию мозга (неважно какая доля мозга отреагировала) последующую реакцию тела мы можем лишь предполагать, не более того. То ли дернется веко, то ли мизинец. Но почему мы с полной убежденностью делегируем мозгу формирование необъятной субъективной картины мира, не говоря уже о сохранении всего этого необязательного для физиологии "мусора" в памяти?
   Память является неотъемлемой частью понятия жизнь, хотя однозначного представления об этом наука так и не определила. Как, впрочем, и другим
   понятиям, которые характеризуют сознательную жизнь. Мы уже говорили об эмоциях, упоминали сновидения, сознание, память и биологическое понятие мозг. Но представляю слово профессионалу, посвятившему этим понятиям жизнь, уважаемому профессору психологии Т. В. Черниговской, .(https://www.youtube.com/embed/aAb4pumP5VU?fbclid=IwAR28z484_fOFmuKiRUhT5ddUQJGrODHSf3QfZDX_c4hoVzEyRh6Tfpuc-PI ).
   Автор же, продолжит свои дилетантские рассуждения, стараясь не сбиться в область недоступных ему сторон науки.
  
   Мы с вами живем в совершенно конкретном мире ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. Именно в тот самый миг, когда читаем или обдумываем этот текст. Не несколько мгновений тому, ни через несколько мгновений после. Вся наша жизнь, которая сохранилась в памяти в этот момент уже не существует в реальности. То что мы называем памятью мозга не имеет ничего общего с памятью вашего компьютера, которую можно скопировать и извлечь не искаженной. Память существует в совершенно ином пространственном измерении. Вместе с тем, мы не являемся фотоном, который может одновременно существовать в разных местах и измерениях, как объясняют корифеи квантовой теории.
   Автор всегда считал, что помнит себя с возраста 2-3 года, когда проводил лето в еврейском довоенном местечке у бабушки и дедушки. Более того, посетив в 1979 году это уничтоженное войной местечко поразил старших членов семьи четкой фиксацией всех памятных мест. Но с использованием аттенцио-мнемического конвертора доктора психологии Вячеслава Исхакова, неожиданно вспомнил себя в возрасте нескольких месяцев, стоящим пошатываясь в детской кроватке, ухватившись за решетку. У противоположной кроватке стенки , на полке резного буфета (единственный довоенный предмет сохранившийся у родителей), лежал на боку "огромный" фарфоровый гном с красным колпаком , опираясь на локоть правой руки и державший у рта курительную трубку. Значит память завела автора к возрасту в несколько месяцев, благодаря семейному буфету.
   Вспоминая сохранившиеся в памяти картинки, задаюсь вопросом где "Я" реальный: седой и почти лысый, или тот малыш, который изо дня в день передавал эстафету памяти. Если предположить , что в одной из клеток мозга, как в детской сказке, бесконечно вытекает информационная каша, заполняя все обозримое пространство, то кто же тот гигант, который правит моим реальным, а не виртуальным организмом? Между этими двумя мирами должна существовать некая перемычка, вхожая одной стороной в материальный мир, а второй стороной в субъективный. Неужели крошечному мозгу недостает работы с огромным по размеру материальным организмом? .
   Профессор института им. Х.Вейцмана (Израиль) Эдуард Коркотян считает что мозг человека содержит около 85 миллиардов нейронов (нервных клеток). Но число клеток организма, за которыми ежесекундно обязан следить наш персональный компьютер - мозг на несколько порядков превышает число клеток мозга (http://samlib.ru/h/hejfec_i_b/chetiremernoe.shtml и https://www.kp.ru/daily/26301/3178682 ). По свидетельству Коркотяна, "...если нервная клетка простаивает без работы, у нее включается механизм самоликвидации. Целые сети нейронов в мозгу малыша борются за существование. Они с разной быстротой и разной эффективностью решают одни и те же насущные задачи, отвечают на бесчисленные вопросы, как команды знатоков в игре "Что, где, когда?".
   Проиграв в честной борьбе, слабые команды выбывают, освобождая место победителям. Это ни плохо, ни хорошо, это нормально. Таков суровый, но необходимый процесс естественного отбора в мозге - нейродарвинизм."
   Если мы понимаем и принимаем логику профессионалов, напрашивается естественный вопрос где хранится накопленная за жизнь информация, размер которой невозможно измерить никакими мерками? Например, свою тематическую еврейскую энциклопедию, которая из-за стремительного развития компьютерных технологий перестала пользоваться спросом, автор переместил в виртуальное облако. А у мозга нет возможности бесконечно накапливать невостребованный мусор. Скорей всего, он хранит нейронную связь с неким пространственным измерением и всю виртуальную информацию своего клиента (память, сознание, знание, сновидения, мысли и нереализованные планы) в этом виртуальном облаке, переправляя туда посредством тех энцефалограмм, которые мы наблюдаем и считаем их ячейками памяти.
   Что это за облако?
   То самое четвертое пространственное математическое измерение, которое мы никак не хотим признать вопреки математике.

0x01 graphic

  
   В нем сосредоточена та самая душа со всеми ее причиндалами, включая Б-жественное начало. Если есть Б-г, то живет он не на небе, а в душе каждого живого организма, в который Он, под псевдонимом Природа, заложил алгоритм развития. (Признаюсь, что этой мыслью однажды поделился с главным раввином одной из иешив. Он принял это видение совершенно нормально, без каких либо отрицательных эмоций.)
  
   ЭТОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ, ПЕРСОНАЛЬНЫЙ, СУБЪЕКТИВНЫЙ МИР
  
   Все вышеперечисленные метаморфозы вытекают из первичных математических построений автора и полного изменения представления о функциях сновидений и сна не только homo sapience, но и всех форм жизни, созданных по одному принципу.
   Чем старше становился автор и окунался в необъятный справочный мир интернета, тем больше вопросов выплывало на поверхность, которые требовали разъяснения и ответа. То же происходило и в справочных изданиях. Спустя три года после того, как автор разослал в сомнологические общества мира (более 700 адресов) англоязычный перевод своей брошюры "Сновидения. Что это?" (компьютерные адреса русскоязычной версии приведены выше), в прежнее определение сна и сноведений в Wikipedia (англоязычная версия) было добавлено "...и готовит к столкновению с информацией...". Это совмещение для думающего человека выглядело парадоксально (не может мозг одновременно готовить к столкновению с противоречивой информацией и одновременно перерабатывать полученную ранее информацию, непонятно для чего предназначенную) . Через год редакторская группа это заметила и удалили весь раздел "сон и сновидения" из Wikipedia. Но в 2005 году автор обратил внимание, что в сомнологической литературе появились капитальные труды, в которых продвигалась позиция автора об обучающей функции сновидений. В Беер-Шевской больнице Сорока изменили даже название лабораторий, сделав упор на подготовке к столкновению с информацией. Все это протекало "между прочим" и мало интересовало автора, утонувшего в в буднях бытия и своей основной профессии. Но каждую свободную минуту посвящал новому миру, приоткрывшему свои необъятные просторы дилетанту. Нужны десятилетия, чтоб вникнуть и озадачиться всем. По мере возможности автор публиковал свои мысли и сомнения в ЭНС (Электронный научный семинар) и благодарен редактору за его внимание и критические предисловия к статьям, которые явно выбивались из общего фона принятых наукой представлений.
  
   Но возвратимся к субъективной реальности которая отражается в нашем сознании. Сновидения и являются той самой субъективной реальностью, которая исчезает в момент пробуждения. Нас учили, что весь необъятный мир наших знаний о мире хранится в клетках нашего мозга. Коль скоро все так просто, скопируем его и сохраним в памяти современного сверхмощного компьютера. Не получается? Всего-то, информация в мозгу не оцифрована, чтоб извлечь ее из памяти, как из ячейки компьютера. А что свидетельствует о ее наличии в клетках мозга? Не правильней ли считать, что нейронная сеть связывает наш организм с неким нематериальным математическим четвертым пространственным измерением, где как в виртуальном облаке хранится персональная "библиотека". Мы в нее заходим посредством, например, нейронной связи и этот процесс переадресовки высвечивает энцефалограмма мозга. Не запоминания незнамо где, а трансляцией в наш субъективный мир, который вполне может располагаться в нашей "душе, ауре, электронном облаке и т.д.)
   Эта логика новой многомерной реальности изматывала своей навязчивостью.
  
   Обрати внимание читатель. Мы говорим об отдельном субъекте и его информации. Этой информации нет ни у кого больше и этот мир никому не доступен. Никто не способен проникнуть и подключиться, чтоб сравнить наши миры. Даже материализуя свой мир устным или письменным рассказом, каждый понимает мир по своему. В тот момент когда мы это поймем, откроется истина, что каждый человек представляет собой самостоятельную вселенную и со смертью эта вселенная исчезает. На пьедестале посмертного памятника вполне уместно заявление "Все, что не успел материализовать, унес с собой."
   \
   Как воспитанник советский культуры автор присоединяется к традиционной фразе "гениального" В.В.Путина: " А вы докажите!"
  
   Попытаюсь реализовать это пожелание вождя и учителя. Если исходить из субъективности отражения мира любая информация отражается в сознании субъективно.

0x01 graphic

   О субъективности мировосприятия мы еще будем говорить ниже. Но приведенный рисунок, как впоследствии оказалось, является авторским отражением англоязычного понятия Квалия (Qualia), введенного одним из создателей квантовой механики Эрвином Шрёдингером (Erwin Rudolf Josef Alexander SchrЖdinger) высказавшим своё суждение на этот счёт: "Ощущение цвета нельзя свести к объективной картине световых волн, имеющейся у физика. Мог бы физиолог объяснить его, если бы он имел более полные знания, чем у него есть сейчас, о процессах в сетчатке, нервных процессах, запускаемых ими в пучках оптических нервов в мозге? Я так не думаю. Статус квалиа является одной из самых острых и широко обсуждаемых проблем в современной философии, поскольку он служит ключом к пониманию природы сознания". (см. Wikipedia)
   После этого отступления, возвратимся к рассмотрению рисунка. Луч лазерной указки, с длиной волны света 700 нм, который каждый из нас однозначно называет красным (так мама научила), на самом деле каждым отражается индивидуально, что, на первый взгляд, противоречит логике понимания. Нас объединяет не объект, а язык, его субъективного отражения.
   Для того, чтоб это проверить, нам нет нужды проникать в мозговой анализатор соседа.
   Когда повзрослел мой брат, захотелось ему получить водительские права. Обратился за справкой к окулисту и, огорошил всю семью, что признан дальтоником (или светоаномалистом на зеленый цвет, что по сути одно и тоже). Совершенно здоровый человек, без каких либо органических отклонений, но несколько иначе видит мир. А почему несколько иначе и на сколько иначе, не знает ни он, и никогда не дано узнать никому постороннему. Если, конечно, наука не научится хоть как-то материализовать его видение мира (но затем придет черед обоняния, осязания, вкуса, слуха и т.д.). У брата, с тех пор, ничего к сегодняшнему дню не изменилось. Он благополучно ездит с собственными правами на вождение, различает цвета светофора, разметки на трассе и на обочинах, но дальтоником, видимо, так и остался. Как подобное возможно? А может мы все дальтоники и некоторые сочетания цветов, выделяющие спрятанную в тестовых рисунках цифру, или фигуру, можем не различать, так как каждый видит цвета по-своему. Скорее всего, так оно и есть.

0x01 graphic

Некоторые из тестовых рисунков на дальтонизм

   Если на порядок увеличить число вариантов тестовых рисунков, дальтониками станет каждый из нас, так как у каждого найдутся сочетания цветов, границы между которыми размыты. Этот эффект хорошо знают художники импрессионисты, изображающие на своих полотнах воздух. Совершенно очевидна зрительная субъективность восприятия мира. Сколько субъектов, столько и отраженных в сознании миров. Тот мир реален, который отражен в моем сознании. И в твоем читатель тоже. Умер человек, с ним навсегда канул в вечность его уникальный мир, который он не успел материализовать в оставшихся потомству картинах, рассказах, статьях, фильмах и т.п. Не наш общий и единый, а его персональный, субъективный мир, с которым прожил всю свою жизнь, но так и не осознал этого.
  
   О каком объективном отражении мира может идти речь в аудитории из 30-ти слушателей, где каждый понимает лекцию по-своему, подчас совершенно не то, что пытается навязать лектор. Кому в школьном классе, не приходилось сталкиваться с удивлением отдельных учеников, утверждавших, что ничего подобного педагог не говорил. Только материализованная составляющая, членораздельно и скрупулезно зафиксированная (записанный текст) позволяет передать мысль, которой делится собеседник. И то, не всегда. Без материализации самую гениальную мысль не узнает никто, и гений, не успевший, или не сумевший эту мысль материализовать, умрет в неизвестности, не оставив нам никаких следов своего гениального открытия мира. Всех нас объединяет наш великий и могучий язык и та терминология, которая пытается отразить наши представления о мире. А если есть малейшие проблемы с материализацией мысли, тогда и документ не помогает. Кому не приходилось сталкиваться с неправильно понятым письмом, или телеграммой от неграмотного руководства и тащиться за тридевять земель не с теми документами? Автор в полной мере вкусил этот пирог во время ликвидации Чернобыльской аварии при общении с невежественным, тупоголовым до примитивизма советским генералитетом.
   Возвращаясь в объективный мир отметим, что у человека в глазу присутствуют колбочки трех типов: для красно-оранжевой части спектра, желто-зеленой и голубо-фиолетовой. А у собак нет колбочек, отвечающих за красно-оранжевые цвета, и это сужает палитру: вместо привычной нам радуги они должны видеть переход от голубого к желтому через белый. Но многие этого не осознают и не замечают, хотя от этого не меняются наши взаимоотношения с другом по жизни, хотя и нет единого языка общения. Но мы то видим признаки вины у нашего нашкодившего питомца, не обладающего мимикой. Значит есть общий язык материализации мысли, который поддается осознанию.
   Есть еще один фактор сознания, который мы как бы не замечаем. Речь идет о субъективности координаты времени. Трудно судить, как она отражена в сознании животных, но человеческое сознание фиксирует ее регулярно. Любой живой организм жестко связан с временной координатой. Говоря об отраженной в сознании информации, мы осознаем тот конкретный момент объективной реальности, который отразился в сознании (субъективной реальности). Но, связав его с координатой времени, мы, подчас, обращаем внимание на неравномерность течения субъективного осознания времени. Как это происходит? Время прошлого ушло, организм изменился до неузнаваемости, изменилось и течение субъективного времени.
   Вот как определяют ученые субъективное ощущение времени и степень его заполнения.

0x01 graphic

  

   По мнению большинства ученых этот подход носит абсолютный характер и количественно корректируется по мере загруженности в старости. Но именно в сознании субъекта формируется интегральный сюжет, объединяющий реальный (в данный момент времени) субъект с его прошлым, в разные моменты времени. Эта, невероятная по сложности реальность и является сознанием (субъективной реальностью). Той реальностью, которая объединяет в себе трехмерную пространственную реальность "Я" с собственной субъективной реальностью, которую автор относит к 4-му пространственному измерению.
   Некоторые мои оппоненты готовы допустить существование сознания у человека. Но с животными, а тем более с растениями, делиться этим человеческим достижением считают недопустимым.
   Предлагаю рассмотреть реальный пример. Стадо зебр убегает от хищника. На их пути одинокий куст, который нужно обогнуть, или перепрыгнуть. Перед животным жизненно важная проблема. Обогнуть куст, потеряв долю секунды или перепрыгнуть. В тот момент когда животное приняло решение перепрыгнуть (первое сознательное решение) возникает несколько дополнительных проблем: где оттолкнуться для прыжка и с каким толчковым усилием? Человека сознательного рядом нет, чтоб подсказать бессознательному животному. Вся надежда, что сработает его сознание.
  
   И все же, непросто было автору-технарю докатился до осознания четвертого пространственного измерения. И чего ради он окунулся в эти дебри, не касающиеся ни его профессии, ни реальной материальной жизни?
   Таким образом измененное представление о сущности сна и сновидений привели автора от простого графика к глобальным вопросам мировосприятия.
   Но это было лишь началом, возбудившим остатки студенческих философских основ.
  
   Противостояние материализма с идеализмом относится исключительно к философии и длится много столетий, но достигло своего апогея в XIX столетии (Фейербах и Штраус против Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля).
   Автор воспитан на примитивном материализме, притянутым за уши ко всем явлениям мира. Поэтому пришлось заглянуть в анатомию этой категории. Оказалось, что не все столь просто и имеют место серьезные оговорки.
   " Материализм прежде всего не останавливается на том, что о существовании материального, внешнего мира мы знаем только через посредство наших ощущений и представлений и что таким образом реальность материи может быть признана только при условии признания реальности сознания (и вообще реальности внутреннего, духовного бытия). Далее он (материализм И.Х.) не может объяснить, каким образом материя создаёт душевные состояния и процессы, ибо из взаимодействия материальных элементов мы можем вывести только внешние (физические), но не внутренние (психические) явления. Следовательно, материализм должен или совершенно отрицать мир духовных явлений, или признать способность к ощущению за первоначальное (необъяснимое) свойство материи, т. е. должен отказаться от своего исходного пункта и стать гилозоизмом (представление о том, что вся материя является одушевлённой, или сама по себе, или путём участия в функционировании  Мировой души (Бог), или каким-либо похожим образом.). Поэтому всем материалистическим системам присущ обыкновенно тот общий недостаток, что они ограничиваются рассмотрением исключительно физической природы и не могут включить в свой образ мира духовной жизни личности и всего человечества со свойственными только ей явлениями интеллектуального, нравственного и эстетического порядка." (Смешение этих не стыкующихся понятий в единое целое стало возможным только когда материализм был пристегнут в качестве платформы к политической идеологии в СССР. И.Х.). (http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/4663-materializm-v-filosofii-kratko )
   Несмотря на приведенное философское определение, субъективизм, по наблюдению автора, совершенно неприемлем, как категория познания мира коллегами и ровесниками. Это естественно, так как на материализме базировались все наши знания. Те самые знания, которые осознанно переквалифицированы в материальные. Приведу близко к тексту определение субъективизма современной русскоязычной Википедией.
   "Субъективность может относиться к конкретной, отличной от других интерпретации любого аспекта опыта. Опыт всегда является уникальным для человека, испытывающего его, ..., которые существуют только в сознании  человека. Хотя источник опыта объективен и доступен для каждого, (как, например, каждому доступна длина волны конкретного луча света), опыт сам по себе доступен только для субъекта (качество света -- его цвет).
   Субъективность часто встречается в теоретических построениях, измерениях и концепциях, против воли тех, кто пытается быть объективным, и в большинстве областей целью является вопрос удаления субъективности из научных или математических утверждений и экспериментов. Во многих научных областях, таких как физика, биология, информатика, химия пытаются устранить субъективность из своей методологии, теории и результатов, и это сегодня составляет значительную часть процесса исследования в этих областях.
   Несмотря на это, субъективность является единственным способом, с помощью которого мы познаём мир, математически, научными методами или иным способом. Мы разделяем субъективность на общечеловеческую и индивидуальную, и все теории и философские концепции, которые формируют наше понимание математики, науки, литературы, любое понятие, которое мы имеем о мире, основано на общечеловеческой или индивидуальной точке зрения. Субъективность внутри нас является только истиной, несмотря на предположение о субъективности "истины", которое мы делаем. Создание мировоззрения внутри нас является субъективным, наряду с существованием концепции открытия или создания идей."
   Пора наконец понять, что от тупого материализма мировосприятие беднеет, хотя и становится более удобным и примитивным для познания.
  
  

КАК ФОРМИРУЮТСЯ БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ

   3

0x01 graphic

  
   Это чудо живой природы недавно было изучено группой ученых из Northwestern университета (Иллинойс, США). Могло ли кому - либо в голову прийти, что символическая "искра жизни" обретет столь звучное научное подтверждение?
   Эта жизненная искра не только символична, но имеет и прикладное значение. "Количество выбрасываемых (в момент взрыва И.Х.) частиц цинка может быть прекрасным индикатором качества оплодотворённой яйцеклетки, аналогов которому на сегодняшний день не существует. Если мы сможем точно определить, какие яйцеклетки являются наиболее качественными, то и здоровье эмбрионов будет заранее предопределено", -- рассказывает соавтор исследования Тереза К. Вудрафф (Teresa K. Woodruff). (https://nauka.vesti.ru/article/1041760)
  
   Пытаясь с разных сторон подступиться к проблеме безусловных рефлексов, мы вынуждены признать, что понятия не имеем об их источнике, хотя некоторым ученым, как оказалось, известен механизм их проявления при участии двух нейронов и спинного мозга у человека и высших животных. Автору идея двух нейронов напомнила о дифильных молекулах, связывающих нестыкующиеся гидрофильный и гидрофобный миры,о чем упоминалось выше. Но распространить эти знания на простейшие формы жизни и растения никому так и не удается.
   Это принцип неопределенности в биологии, в буквальном смысле похож на принцип неопределенности в физике. уhttps://biomolecula.ru/articles/nereshaemye-problemy-biologii-nelzia-sozdat-dva-odinakovykh-organizma-nelzia-pobedit-rak-nelzia-kartirovat-organizm-na-genom
   В апрельском выпуске журнала "Биохимия" за 2018 г., посвященном структуре и функциям клеточного ядра, опубликована статья академика Евгения Давидовича Свердлова, предлагающего взглянуть на некоторые вопросы современной биологии философски: а что если отказаться от однозначной взаимосвязи между генетической архитектурой генома и её фенотипическими проявлениями? В этом эссе указывается на существование трех категорий нерешаемых биологических проблем: 1. Нерешаемые проблемы вследствие стохастических мутаций при репликации ДНК. 2. Проблемы, нерешаемые вследствие взаимодействий в сложных системах, приводящих к непредсказуемым "возникающим" (emergent) свойствам. 3. Проблемы, нерешаемые вследствие существования принципа неопределенности и эффекта наблюдателя в биологии." Из этого академик сделал два вывода
      -- Нельзя создать две идентичные особи. В том числе две одинаковые сложные клетки. 
      -- Нельзя победить рак.
   Вот те раз?!
   А чем же занимается вся передовая современная наука? Если с первым выводом Свердлова автор полностью солидарен, то второй вывод о непобедимости рака серьезно смущает математика и гидравлика. Главным образом по причине изменения подхода к профилактике этого тяжелого заболевания, освещенного автором в статье о гидравлике живого организма (http://www.elektron2000.com/article/2058.html)
  
   Одна из последних статей автора была посвящена памяти моего коллеги, скончавшегося в 2019 году, академика НАН Украины, д-ра В.А.Краюшкина, автора книги "Абиогенно-мантийный генезис нефти". Он, а правильнее мы с ним, пережили тот трагический период, когда в Академии наук СССР родилась гениальная идея создать отдел "лженаука". (Обрати внимание читатель, как это время трансформировалось в сегодняшние запреты в современной России). Сегодня, анализируя это сложное название книги, которое на бытовой язык переводится как "происхождение нефти в условиях отсутствия любых видов живой материи на больших глубинах в зоне высоких температур и давлений вблизи земной мантии", у автора зародилась мысль о вероятности аналогичного процесса и в отношении белкового синтеза в аналогичных условиях вблизи земной мантии. Как оказалось, гениальные идеи посещают автора, лишь после того, как настоящая наука уже об этом забывает. Но это совершенно неважно, кто понял эту непростую истину. Важно, что было на нашей планете время, когда мировой океан был заполнен синтезированными в недрах Земли белковыми молекулами. Предстояло только (ли?) соорудить из них клетку и вложить в нее алгоритм развития жизни. А дальше уже представить поле деятельности для дарвиновской эволюции.
   Способна ли на это природа, если это понятие пишется не с прописной буквы. Если под Природой понимаются некие гости из нашей, или других вселенных, тогда следует признать, что они живут среди нас и участвуют невидимками в создании каждой новой особи, в самый интимный момент, когда закладывается совершенно уникальная, неповторимая на нашей планете особь.
   Если бы выше автор не доказывал исключительную индивидуальность каждого нового живого существа, можно было предположить, что каждая новая особь является клоном родителей. Но факты подтверждают обратное. В нашем мире отсутствуют копии организмов. Каждый живой организм уникален и строго субъективно отражает окружающий его мир. Следовательно, индивидуальность подбирается некой программой перебора и расположения конечного числа и структуры генов. Где искать этого программиста, который сотни миллионов лет назад создал первую живую клетку, а сегодня продолжает жонглировать генами, избегая повторение вариантов? Несомненно, мы сталкиваемся с присутствием никем не познанного дирижера жизни. На эту кухню жизни вход закрыт (частично).
   С одной стороны, существует запрет вмешательства в человеческий эмбрион, который строго соблюдается в странах третьего мира. Но, с другой стороны, лабораторные исследования и эксперименты на человеческих эмбрионах ведутся в Китае, США, Великобритании и Нидерландах. Во Франции, Германии и Японии подобные опыты пока остаются за гранью закона. Россия вообще в расчет не принимается.
   Миру известно репродуктивное клонирование, примером которого стала овца Долли. Но этот эксперимент стал примером лишь некоторого сближения организмов.
   "Абсолютных клонов не бывает. Даже если клон будет изначально генетически идентичен оригиналу, его сходство с ним будет неизбежно уменьшаться с течением времени. Это отразится как на внешних, так и на внутренних характеристиках. В частности, в геноме человека и животных постоянно возникают новые случайные мутации, благодаря чему клон и оригинал станут непохожими уже в первые секунды (выделено автором И.Х) своего "раздельного" существования. Даже природные "клоны", однояйцевые близнецы, изначально имеют по несколько десятков разных мутаций, и их число постепенно растет после их появления на свет." (https://ria.ru/20171026/1507594552.html)
   Речь идет о подтверждении тезиса академика Е. Д. Свердлова приведенного выше, невозможность существования двух одинаковых клонов.
  
   ПОСТСКРИПТУМ
      -- Проведенные графические построения убедительно свидетельствуют, что при проведении ЭЭГ (EEG) недопустимо измерять возраст клиента в годах жизни. Возраст должен исчисляться в прожитых днях (разница между датой исследования и датой рождения). Это позволит каждое отдельное исследование рассматривать независимо от того, кому оно принадлежит: детям любого возраста, взрослым разного возраста и гендерной принадлежности и даже одному и тому же клиенту (включая ушедших в мир иной из их сохранившихся архивов). Массив точных значений REM периодов позволит получить математическую интерпретацию (корреляционную, а возможно и функциональную), что в принципе может изменить отношение к проблеме сновидений, включая прогнозирование и степень анормальности состояния больного. При расчете больших массивов данных статистическим методом, автор рекомендует в качестве средней величины по массиву принимать уравнение параболы, от которой исчислять средне квадратичное отклонение.
   2 . Постоянство REM периода у плода в дородовой период и полное отсутствие NREM периода, ставит на повестку дня защиту младенца от перегрузки высоко эмоциональными сновидениями. Следует полагать, что функции громоотвода в дородовой период принимает на себя материнское лоно, плотно облегающее тело ребенка. Это, в свою очередь, определяет важность материнских объятий взрослеющего ребенка в моменты перегрузки психологической активностью (физическая боль, обида, гнев и др.) Для надежного успокоения перевозбужденного ребенка важны не просто материнские объятия, а желательно чтобы тело ребенка было предварительно обнажено и тесно соприкасалось с открытым участком тела матери, или няни, у которой должны быть обнажены руки и шея. Хоть это менее гигиенично, но весьма эффективно при снятии стрессовой перегрузки.
  -- Следует понимать, что весьма эмоциональные сновидения, беспокоящие спящего ребенка (он мечется во время сновидений), находятся под надежным контролем NREM периода глубокого сна (своеобразная анестезия) и не требуют вмешательства родителей и искусственного прерывания тяжелых сновидений. У подростков первые поллюции (месячные у девочек) во сне готовят ребенка к его основному назначению. Задача родителей, по возможности, разъяснить это детям и не оставлять их наедине со своими тревогами.
  -- Мы должны четко понимать, что сновидения вызваны эмоциями, не относящимся к материальному миру, даже если некоторые образы и знакомые моменты в сюжетах сновидений извлечены из анналов нематериальной памяти. Человек осознает что представляет собой единство материального тела и нематериального сознания, сновидений, зарожденных в мозгу (ли?) мыслей, памяти, накопленных знаний и субъективного отражения внешнего мира. Но сновидения сопровождают сон не только сознательного человека, но и всех известных нам животных и даже фауны. Следовательно, в той же степени им (всем живым существам) свойственно собственное отражение внешнего мира, или свои формы сознания. Недальновидно отказывать низшим формам живого мира в собственном отражении мира. Мы можем сколько угодно долго спорить о происхождении живого мира, но никогда нельзя забывать, что алгоритм развития живого организма сформирован по единым лекалам.
  -- Следует понимать, что единство сна и сновидений, сопровождающие все живые организмы в той или иной форме, не предназначены для отдыха. Для отдыха достаточно сменить темп получения информации или активность действий, положение тела и др. Сон и сновидения представляют собой своеобразное зарядное устройство, обеспечивающее организм энергией на продолжительный период последующей активной жизни. Зарядка осуществляется сновидениями разной степени эмоциональности, а период глубокого сна служит в качестве предохранителя от перегрузок (своеобразная анестезия). Напомню что весь предродовой период сопровождается беспрерывными сновидениями и осуществляют интенсивную закачку информации, чем готовят организм к тяжелому периоду столкновения с информацией внешнего мира. Функцию предохранительного устройства от перегрузки информацией служит объятие плода материнским лоном.
  -- Следует объективно относиться к энцефалограммам мозга в период сна. Энцефалограммы фаз сна различаются по амплитудам и частоте колебаний. Это четко позволяет выделить каждую из фаз. Но не более того. Любые логические заключения о механизмах запоминания, мыслей, характера мировосприятия, сюжетов сновидений и эффективности их блокировки анестезией NREM периода энцефалограмма не дает. Скорее всего энцефалограмма свидетельствует о трансформации в неведомую нам духовную область, которая поддается описанию математическими инструментами.
  -- Все логические построения и рассуждения о последствиях признания первичности и функциональной значимости сновидений как зарядного устройства живого организма несовместимо с прежним традиционным представлением об отражении в сновидениях первичной внешней информации и ее переработке в памяти мозга. Сознание, мечты, память, знания и даже эмоции являются субъективной реальностью и не могут находится в одном ряду с физиологией, хотя и связаны некоторыми двойными связями, по образу и подобию дифильных молекул в материальном мире. Не исключено, что именно нейроны способны осуществлять связь двух реальностей одного живого субъекта. Именно науке предстоит в этом когда-нибудь разобраться.
  
   ПОСТ-ПОСТСКРИПТУМ
   Семь пунктов постскриптума выделили те особенности, которые напрямую вытекают из графической зависимости, построенной автором. В статье же, как заметил читатель, представлены и другие мысли автора, в той или иной степени подтвержденные специалистами иных отраслей знаний. Почему же автор не включил их в свой перечень выводов?
   Дело в том. что даже частичное принятие всех позиций настоящей статьи приводит к заключению о целесообразности серьезной корректировки такого понятия, как ЖИЗНЬ. Именно этого автор пытается избежать, чтоб не отвлекать внимание читателя от сущности представленного материала. Но обозначить программу считает необходимым, тем более что сегодня уже имеются более ста определений этого термина.
   И еще об одном феномене хотелось бы напомнить. С некоторых пор автору все чаще приходится сталкиваться с материалами ученых, построенными на интерпретациях сторонних исследователей с целью подтверждения собственных идей и мнений. Этот путь вполне приемлем, если выбранные источники не притянуты за уши, ради обоснования собственного мнения. В принципе, при современном доступе к мировой информации имеется возможность обосновать все что угодно.
   Чтоб не быть голословным, напомню о книге известного израильского профессора Тель-Авивского университета Шломо Занда и его опуса "Кто и как придумал еврейский народ". Этот многостраничный ОПУС состряпан именно подобным образом. Задетый за живое подобным подлогом, автор вынужден был несколько раз перечитывать этот пасквиль в поисках его слабых мест, но в современном мире слишком много авторитетов, сделавших карьеру на еврейском вопросе. Суммарный тираж книги еврея-антисемита превысил 8 млн. экземпляров. Предстояло или смириться (согласиться), или включиться в математическое обоснование абсурдности утверждений профессора.
   Эта история, приведенная в книге "В тени троянского коня" (http://samlib.ru/h/hejfec_i_b/troyan.shtml). Но после этого, автор стал с опаской относится к подобным доказательствам и, напоминая о них, предлагает читателям внимательней принимать решение об их достоверности. Столь же внимательно, с каким автор отнесся к проблеме сновидений.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"