Вот некто говорит, что он туркмен (чукча, француз, ... и т.д.) - а это что значит?...
Я, конечно и, безусловно, извиняюсь перед почтенной публикой, но всё-таки: что значит - быть русским?..
Это хорошо быть русским - или плохо? Мне гордиться этим - или стыдиться?...
Странное дело, дожил до седых волос, а всё мучаюсь подобными вопросами.
...Послушать нас (русских) - у нас и Великая Русская Культура, у нас и Пушкин, у нас и Великие Военные Победы, у нас и Великая Октябрьская Революция, у нас и Гагарин, у нас особенная душа, у нас... и вообще мы Великий Народ,... вот. ...И тотчас же возникают "тараканы": а шотландский народ - к примеру - великий или нет? А почему? ...И честно признаться, вразумительных ответов у меня нет. Мало этого - их нет ни у кого, в том смысле, что лично я этими ответами не вразумляюсь.
...Послушать других (особенно "цивилизованных" европейцев) - а ещё лучше, просто приглядеться к их жизни - то мы получаемся, вроде как, ещё диким, азиатским племенем, которого надо обходить кружными путями; вроде алкоголика соседа, которого приходится терпеть, без желания общаться с ним.
А чем, собственно, русский отличается от того же немца?
Знаю, знаю: что хорошо русскому - то "немцу" смерть.
Но согласитесь, это изумительно: в то время когда русский "радуется" - немец "корчится в предсмертных муках". А почему бы немцу тоже не порадоваться?...
При этом, я пребываю в полном неведении относительно обратного утверждения: что хорошо "немцу" - то русскому ...что...? Что русскому? Ему плохо (или хорошо), когда "радуется" немец?
Причем, понимание прямого утверждения вовсе не сводится к тому, что немец пребывает в печали, именно, от русского веселья. Т.е., немец не обязательно, из вредности отказывается "оттянуться" с русским: вот русскому хорошо - как это плохо, что русскому хорошо! Нет! Совсем иначе. Скажем так: некие условия жизнедеятельности категорически уже не удовлетворяют немцу, а русскому - хоть бы хны - вот, как я теперь объясняю обсуждаемую присказку!
Но, что это за такие "условия жизнедеятельности"?
Я знаю, что немцы, как правило, аккуратны, а мы русские, в массе своей, расхлябаны. Может быть, это значит, что немец теперь мало способен жить в обстановке разгильдяйства, а нам - это родная стихия?
Но почему, черт подери, немцы, по преимуществу, аккуратны - а мы такие разболтанные?
Кровь?
Для меня вполне очевидно: наша развинченность и их прилежность - это не кровь. Т.е. наш ответ не должен никоим краем лежать в плоскости биологических особенностей. В генах, ДНК, клетках, крови ... и прочей биологичности нет ничего такого, что заставило бы русского быть, конкретно, русским, а немца непременно, немцем.
Разумеется, у меня нет научных доказательств по данному поводу; и я затрудняюсь ответить положительной верой в них буде таковые в природе. Однако поясняю свою очевидность простым и тривиально-бытовым примером.
Возьмите новорожденного чистокровного русского (ежели сыщете надёжные критерии такового, и если таковой существует в природе) и свезите его к немцам на полное воспитание. Пусть немцы воспитают его так, как они воспитывают своих детей - и Вы обнаружите, годам к тридцати, а может и раньше, чистокровного немца.
Непременным условием опыта следует полагать абсолютное неведение нашим подопытным о своем русском происхождении. Мы решительным манером исключаем ситуацию, когда воспитуемый неожиданно узнает, что он, оказывается, совсем не то лицо, за которое он почитал себя всю прошлую жизнь. Легко вообразить себе состояние человека обнаружившим своё ложное положение: он уже и определённое мнение о русских составил (русский - свинья), и немецкую нацию (её культуру, её влияние на мировое развитие) вознёс до небес - и вдруг - бац: оказывается - и он тоже русский. Как же теперь быть? А может быть мне не стоит теперь-то вести себя подобно истинному немцу? - пожалуй, подумает он - пожалуй, теперь-то я буду выглядеть смешно в излишнем своём немецком рвении?
Нет, наш русский никогда не должен узнать о своем русском происхождении. Нет, мы отметаем такие повороты судьбы! Наш русский ни на минуту не должен сомневаться в своём немецком происхождении! Наш русский будет находиться в полной уверенности, что все его предки были и остаются немцами, и, стало быть, ему ничего не остаётся, как быть таким же добропорядочным немцем.
Здесь очень критично, чтобы испытуемый не имел опыта русской жизни. Поэтому он должен быть взят непременно в бессознательном, новорождённом состоянии.
Немаловажно и то обстоятельство, что немцы и русские внешне схожи. Другими словами, если бы мы обратились к негритянскому младенцу, то с некоторых пор ему, дитю Африки, трудно было бы верить, что расовые негры могут быть чистокровными немцами; и следственно наш мысленный опыт обречен был бы на провал с самого начала.
Таким способом, предложенный эксперимент настолько очевиден, что нет сомнений в подлинности его результатов. И вероятнее всего, придётся прождать довольно долго, если не всё жизнь, надеясь на "голос крови": а что если в нём заговорят гены и он обнаружит себя, вопреки своему немецкому воспитанию, натуральным русским. Нет! Очевидно, что ничего этого не будет, и нет никаких биологических дефиниций между русскими и немцами, позволяющих одним быть аккуратными и исполнительными, а другим - так себе.
Мы, впрочем, несколько нарушая общность, способны ослабить опыт и послать на "Запад" и вполне сознательную русскую личность. Нам теперь не нужен младенец, и пусть теперь, любое время своей осознанной жизни, наш русский проживёт в России.
И даже с таким началом, помучавшись несколько времени ностальгией о прежней родине, наш русский уже не останется прежним: окружение заставит таки его избавиться от многих русских привычек. И вполне вероятно наблюдать такого русского, когда он будет прилюдно осуждать многие русские пристрастия; и следственно будет становиться немного нерусским.
А между тем, отличия эти есть и всякий способен их наблюдать, если не в живую, то хотя бы по литературе или беллетристике, а на худой конец по телевидению. ...Да и про историю Петра Великого, я мыслю, наслышаны многие и не только образованные русские. Помнят его напряжённое и неукротимое желание "впихнуть" Россию в европейский кафтан. ...А образованные не только что читали "Обломов", но хорошо знают ярко выписанную фигуру Штольца: этого обрусевшего, но не потерявшего деловой активности немца. А некоторые вспомнят ещё и немецкие поселения на просторах России и бывшего СССР с их такой нерусской опрятностью.
Есть отличия, есть! И если эти отличия не в крови, так в чём?
Собственно ответ уже был прописан: и немцев, и русских и даже евреев именно воспитывают немцами, русскими, евреями.
Воспитание.
На первый взгляд не совсем понятно, в чём же именно это воспитательное отличие. Вроде бы, находясь в здравом рассудке, никто не прививает своим детям дурные наклонности. Никто не желает, чтобы его дитё было лентяем и выпивохой, тем паче маньяком. ...
И что удивительно: ни одна страна не призывает своих граждан к пьянству и тунеядству. ...Однако одни страны и народы называются цивилизованными, а другие - третьим миром. Однако одни проектируют высокие технологии, а другие едва сводят концы с концами. ...
Я могу ошибаться, но мне кажется, что особенно мы (русские) понимаем воспитание как нечто нудное, нравоучительное и периодическое. Если Вы нудите с непременными моральными интонациями - то Вы обязательно, в нашем представлении, занимаетесь воспитанием. А не заняться ли мне воспитанием своего чада? - думает обычно папаша, приступая с проповедями к нему. Результат этого воспитания все мы знаем: воспитуемый "с порога" отвергает всякие похожие поползновения. На этом воспитание прерывается до следующего родительского импульса.
Многие из нас должны ещё помнить бесчисленные советские плакаты разнообразных размеров, призывающие к разнообразным, вообще-то, полезным и разумным мероприятиям. И где сейчас результат?
Многие из нас состояли в пионерах, комсомольцах, убеждённых коммунистах. И почему сегодня у нас эра дикого православного капитализма?
Мы упорно, настольчиво и назольчиво воспитывали человека будущего. И где он?
Нет, это не воспитание, скажу я вам, - и это не результат! И само собой, я совершенно не думаю, что схожие методы можно назвать воспитанием. Впрочем, отчего бы не назвать? Назвать можно что угодно и чем угодно.
Мы-то о другом воспитании: о незаметном и перманентном процессе. Мы о воспитании с "молоком матери"! Мы о воспитании которое, к тому же, цементируется обществом.
С рождения и до глубокой смерти перед сознанием человека проходит некая жизнь. В эту жизнь человек приходит и включается; он приходит и включается в уже заданную систему ценностей. Будущий русский вовлекается в русскую систему ценностей, а будущий немец вовлекается в немецкую систему ценностей. И волей и неволей приходится следовать окружающим приоритетам, иначе удачи не видать, ...либо надо делать революцию. ...Но и после революции жизнь, всё равно, входит в свою привычную колею. Деяния Петра, Екатерины 2, и "русских" революционеров едва ли изменили русский образ жизни, её систему ценностей.
Да, конечно, русская знать стала изъясняться на французском языке и следовать европейской моде, однако это нисколько, кажется, не затронуло жизни русского народа, да и самой знати, к слову сказать, тоже: привычки-с-то остались прежними, и ещё долгое время барин будет травить своих крестьян борзыми. (И дело тут совершенно не в моральной стороне предмета, а в бытовой культуре)
Обычаи, традиции, ...заведённые правила - составляют фундамент национальных (прежде всего) культур, и изменяются совсем не так скоро. Горец - не потому горец, что спустился с гор, а потому что у него горская ориентация в мире: горская реакция на стандартные ситуации. Горец может владеть компьютером, знать тонкости банковского дела и вообще быть, возможно, образованным человеком, но реакция на оскорбление (с его точки зрения) скорее всего, будет вполне предугадываема - зарежем и взорвём.
Скорее всего, еврей предпочтет наживу любви, а русский - водку всему остальному.
Именно определённая статистическая реакция на стандартные и нестандартные ситуации определяет национальный тип.
Без колебания, эти "статистическая реакция", "стандартные ситуации" - всё это очень замечательные и прелестные вещи, ...но хотелось бы конкретики, да так чтобы до печёнок пробрало? Извольте!
Кто из русских не знает Левшу? ...
Русский народ гордится Левшой! И общепринято, что Лесков списал этот героя с национального характера. И совсем легко сообразить: образ Левши сам уже формирует национальные ценности. Это уже вам не просто так - это образец для подражания, по крайней степени, в трудовых традициях. Нам всем чрезвычайно симпатичен русский мастеровой реально подковавший "западную блоху". А ясноглазый, а улыбчивый, непритязательный, ...шилом побреется, топором насытится, родину спасет, ... и в воде не горит, и в огне не тонет... ...Ай молодец!
Давайте, всё-таки, приглядимся - и мы узрим многие наши родовые пятна, отличающие нас от "немца".
Кто такой Левша? Мастер - с удивлением ответят мне.
Да, да. Но кто он? - спрашиваю я Вас. ...Босяк и пьяница! - отвечаю.
Если не "кидаться" на весь национальный характер, а рассмотреть только его рабоче-мастеровые черточки, - то между Левшой и, предположим, Страдивари пролегла культурная пропасть (несмотря на несомненную равнозначность обоих в трудовом отношении). Мы не будем здесь выступать в качестве тех господ, которые хвастаются своими крепостными: чей холоп искуснее? Пусть они идентичны в своём ремесле.
Но на бытовом уровне - один нажил своим трудом себе (и что немаловажно, своим потомкам) и имя и достаток, - а другой так и остался нищим. ...И очень примечательно, что в нашем сравнении, один - реальное лицо, а другой - литературный персонаж: даже в выдумке-с мы остаёмся верны себе. ...
Вот не может приличный человек, в нашем воображении, жить в достатке - и всё тут! Вот ты хоть лопни - а мастеровой должен уметь пить! Пить на рабочем месте - это, знаете ли, типичность русской мастеровой действительности. И есть масса примеров подтверждающих верность подмеченного: если уж в анекдотах народ похваляется этим - тогда...???!!!
А что творится в деревнях и сёлах!!? Да, трудно! Да, безвыходно и беспросветно! Но зачем пить-то, и в таких количествах? Что от этого просвет появится? Или от этого само собой всё исправиться?
Один двинул вперёд скрипичное дело - другой всю жизнь "на коленках" мастерил "чудеса". ...
И ныне с восторгом рассказывают, как Их трудяга оказывается отказывается, работать без соответствующего инструмента (у Них, оказывается, на каждный "чих" свой анструмент налажен и на каждную палочку своя кисточка имеется), а Наш - придет, щепочку подставит, ниточкой подвяжет - и всё работает. ...Так и живем до сих пор: здесь талантливо подмазано, там гениально подвязано, а в итоге - разруха, которая, прежде всего, в логическом и житейском мышлении.
Один почётный и уважаемый гражданин своего государства - а другой ... Э-э-эх!
Вы думаете, я шучу? Нисколько!
Мы видим, видим отчётливо, что пример Левши (или Левши, как примера) показывает, и тоже весьма отчётливо, что русская культура труда отличатся от "немецкой"
Ну, отличается - и пусть отличается! - процедят нам..
Мы видим, видим отчётливо, что пример Левши показывает, и тоже весьма отчётливо, что отличие русской культура труда от "немецкой должно (по определению) приводить к отличию в результатах этого труда. И результаты этого труда каждый способен оценить: мы говорим, что японцы уже живут в XXI веке, а постоянное наше обращение к Америке - просто патологично.
Ну, и отлично! Что дальше? Жили мы без их культуры труда - и дальше проживём!
Жить-то, конечно, проживём. ...
Меня лично всегда удручало то наше историческое обстоятельство, что в то время когда у "немцев" был Ньютон - мы пребывали в средневековой дикости Третьего Рима; и главное, не видели причин выходить из этой дикости и гордились ею.
У меня есть и другой пример, весьма почитаемый мною: предположим, что и русскому и "немцу" задан урок - перенести, за рабочий день, в другое место гору песка.
Не надо обладать семью пядями во лбу, чтобы вообразить дальнейшую перспективу. ...
Как будет трудиться русский? Он весь взмокнет и обольётся потом, но гора песка будет перенесена, ...без перерыва на обед, за меньшее, чем 8 часов время, ...и вокруг будет твориться невообразимый бедлам (грязь будет вокруг неописуемая); оставшееся время он (русский) будет "ковыряться в носу" и размышлять о судьбах человечества. ...
А как будет трудиться "немец"? Он и не вспотеет! Он аккуратно и планомерно, тачку за тачкой, с перерывом на непременный кофе, переместит заданную кучу в другое, указанное место, ...и даже не обмахав себя платочком, после пойдёт пить пиво, ...(а вокруг будет идеальная чистота). ...
Что это? Генетическая предрасположенность?...Ни в коей мере. ...Это вот что: если я Вас всякий раз буду лупить по башке за всякую нерадивость и недомыслие, ...то через поколение-два-три у Вас будут таки мастеровые, непременно отвечающие современным требованиям обслуживания. ...
Если Вы жили в России, то Вы неоспоримо знаете качество нашенского сервиса! ...Если Вы думаете, что вольны, указывать сантехнику на его недочёты, то Вы глубоко не правы. ...И если Вы чаете исправить недостатки деньгами, то и здесь Вы ошибаетесь. Конечно, почуяв мзду, сантехник сделает своё дело на максимуме своих возможностей, но эти возможности будут далеки от мировых стандартов: кран Вам, возможно, и починят - кран перестанет фонтанировать - но очень может статься, что он перестанет вращаться, или перестанет подавать горячую воду.
И так во многом если не во всём.
Являясь одним из мировых лидеров по запасам древесины, мы уже какое столетие не можем наладить выпуск приличной мебели. Интересно, какие такие шпионы мешают нам это сделать? Причем, мы не в праве, в своих неудачах, кивать и на общественный строй: и при царизме, и при социализме, и при капитализме - всё одно - мебель, прошу пардону, дерьмовая. ... Вот фины умеют обрабатывать дерево, а для нас это недостижимо. ...Тайна сия велика! ...Казалось бы, чего проще: спроектировать надлежащие станки и наладить производство. Не можешь проектировать? - закупи надлежащие станки и наладь производство. Не способен производство наладить? - закупи станки и найми надлежащих управленцев. ...
А какие деньги мы на этом теряем!
А наша автомобильная промышленность?
А наша электронная промышленность?
А наша легкая промышленность?
...................................
Может быть, в "консерватории" надо что-то подправить?
Почему, для того чтобы элементарно обустроить свою жизнь нам непременно требуется череда Петров и Сталинов, которые потопят страну в крови? ...Именно что - непрерывная череда: как только прессинг ослабевает - мы непременно скатываемся к своей подлой обыкновенности.
Литература.
Обратимся за ответами, собственно, к русской литературной традиции, коей мы так горды. Собственно мы уже обратились к ней, обследовав Левшу.
Нисколько не претендуя на всеохватывающий анализ, он нам без нужды, тем не менее есть возможность несколькими штрихами показать тенденции к "идиотизму" и "обломовщине".
Без сомнения, что касается самой литературной части, то тут едва ли возможны какие-либо нарекания. Какие нарекания могут быть к словам? ...Однако слова складываются не только в предложения, но и в образы, оценки, ...философию. Что за писатель без собственного мировоззрения? - я таких писателей и не знаю.
И я не буду ручаться за всех, но лично меня, читая Гоголя, С.- Щедрина,... Достоевского не покидает ощущение некой их ненормальности, в самом, что ни на есть медицинском смысле. Я, конечно же, не большой специалист в области психонаук, но очевидно, что им и не следует быть, когда речь идет об общении. Согласитесь, что крайне трудно поддерживать отношения с субъектом, который вечно трендит о конце света: о чём с ним ни заговори, он всё сведёт к апокалипсису - это утомительно. Я просто не желаю портить таким способом свою жизнь. Никакого художественного катарсиса мне не надобно. И я крайне опасаюсь за здоровье тех людей, которые слишком увлекаются подобного рода литературой. Ну что за охота писать\читать о вечно ущемленных людях - это добровольный мазохизм какой-то. Потом, что бы Вы подумали о человеке, посещающем ради, так сказать, удовольствия дома для умалишенных? Что бы Вы сказали о правиле, предписывающем регулярное присутствие подрастающего поколения в "жёлтых" учреждениях? Пожалуй, такому поколению сложно было бы втолковать правила общежития. Того и гляди, что оно стало бы громко и истерично смеяться в общественных местах, выражаться по матушке там же, беспрерывно скандальничать везде и пр. и пр., ...и это наиболее невинное из арсенала возможного.
Затем, как Вы мыслите себе общество, где размножены образы - с соответствующим мировоззрением, влекущем соответственное миропонимание - Чацких, Обломовых, "Идиотов", Алёш, Акакий Акакиевичей, Родионов Раскольниковых, Сонечек, ...? Всё это, между прочим, положительные персонажи школьного курса литературы. Всё это примеры для подражания. ...
Таковое общество, естественно, не способно продолжить себя здоровым потомством (идиоты ведь), не в состоянии обучаться наукам, производить продукцию, ...элементарно защитить себя (не погубив половины себя); но оно способно кое-как очень долго существовать и нравственно терзаться.
Понимаете ли, не могут Чацкие быть подчиненными: имея Чацкого в работниках, Вы рискуете превратить свое предприятие в вечное обсуждение мировых проблем: как же можно работать, когда страдают дети Африки, ...и, вообще, такое воровство кругом!!!? ...
Вы ему задание - а он на людях обсуждает Ваши человеческие качества. ...
Вы ему выговор - а он Вам: а судьи кто? Вы его увольнять - а он Вам бунт. Сплошная головная морока, а не работа.
Но, может быть, Чацкие умеют руководить людьми, раз они не умеют им подчиняться? Ничуть не бывало: тот, кто не умеет подчиняться, умеет разве что властвовать, но не управлять - это практическая аксиома (чувствуете разницу?).
Может статься, Чацкие способны к наукам? ...Едва ли: без ума в науках делать нечего, тем более с "умом", приносящим горе. ...Как можно считаться умным человеком, если сызмальства воспитана привычка к обличениям? - это же прямая дорого наживать врагов на пустом месте! Это же - ни службы, ни положения, ни доходов, ни друзей - прямая дорога к пожизненному брюзжанию. И надо отдать должное женской проницательности Софьи, сумевшей отказаться от ухаживаний демагога: хорошо же было бы её положение в обществе с эдаким-то мужем-неудачником.
Но каков язык произведения! Каковы персонажи! ...
Вот и выходит - язык-то есть, а смысла никакого.
Ежели Вы желаете, то мы проэкзаменуем сходным методом Обломова?...
Представьте себе завод, где сплошь все Обломовы, и рабочие, и инженеры, и начальники. А теперь представьте продукцию этого завода.
А попытайтесь вписать в какое-нибудь общество десяток-другой раскольниковых. ...Жуть! Прямо оторопь берёт! Честно говоря, кроме каторги, другого места им и не сыщешь.
Вообще же, вдобавок, господин Достоевский кладезь по выписке никчёмных характеров; целая галерея людей, которых страшно представить в размноженном состоянии, тем паче, своими знакомыми.
А Анна, которую вышла-выдали за Каренина? Чего хочет эта женщина? ...Нет, конечно, хотеть она может что угодно и когда угодно - все мы чего-то да хотим, и гораздо большего - но зачем пропагандировать это, зная, что к тебе обязательно будут прислушиваться? Зачем государству делать из такого женского строя мыслей образец подражания? Мы, каких девушек и женщин желаем?
На таких-то персонажах воспитывается наши дети.
И тут мы подходим к оценкам. А как жить лучше?
Признаться, я не знаю ответа на этот вопрос, так как испытывать состояние счастья возможно и в нецивилизованном виде. И даже, кажется, более способнее быть счастливым именно будучи нецивилизованным: великие знания - источник великих печалей. И, наверное, церковь права, когда борется с наукой? ...
Парадокс заключен в том, что понимать-осознать своё счастье помогает именно знания, которые в обратной пропорции уменьшают счастливое неведение. ...И в нецивилизованной голове неистребимо сидит убеждение, будто бы именно знания даруют блаженство. И чтобы убедить невежду в обратном (в противном случае он будет настойчиво отыскивать "истину"), необходимо эти знания ему дать (и тем самым сделать его "несчастным")! ...
И без волевого решения невозможно выти из этой круговерти. И тогда вопрос не в том: что лучше? А в том: что изволите?
И, не зная, чего мы хотим, невозможно делать выбор. Так чего мы хотим?
Следуя логике, трудно отрицать: чего бы мы ни воображали относительно наших хотений, наши хотения уже отражены в нашем же образе жизни. Иначе мы бы жили иначе.
Мне бы хотелось скушать "яблоко", но лень "лазать" на дерево - это и есть наша логика нашего хотения. Но господа и товарищи, может быть тогда, мы больше хотим лениться, а не "яблоко". Ведь очевидно: в борьбе между ленью и "пряником" - победила лень. Иным словом: если бы мы больше хотели отведать "яблоко", то мы бы исцарапались, но добыли бы это "яблоко".
По-другому: если бы мы хотели жить, так как живут на Западе, то мы и трудились бы, так как трудятся на Западе. Так как трудится "Страдивари", а не Левша: т.е. с такими же последствиями и результатом.
Надо отчётливо понимать, что Россию не оставят в покое, её просто съедят. И если в прежние времена ей были достаточны периодические встряски, позволяющие в перерывах снова впадать в "спячку", то теперь такого выбора -нет. Русский национальный тип не способен конкурировать в глобальном мире; такой тип способен только проживать нажитое; и нам надлежит изменить себя - иначе мы будем истреблены за ненадобностью.
Что, собственно, менять?
Менять надобно русские смыслы!
Да и что такое русские традиционные смыслы?
Вот Некоторые сходу отметают русскую страсть к горячительным напиткам: мол, не в этом дело, дело в тяжёлой и беспросветной жизни.
Некоторые: "Неоправданно много вины возлагается, в частности, и на спаивание и наркотизацию населения. Они приняли недопустимый масштаб, но, сами по себе не являются причинами вымирания страны."
Знаете, наблюдая наш народ (целиком, и верхи и низы) я бы не решился на такое заключение. ...Ведь что такое русский мальчик? Где он воспитывается? ...Пройдя цепочку - семья, школа, сверстники, ...культура и т.д. - наш мальчик вырастает именно таким, что приобретает прививку ОБОЖЕСТВЛЕНИЯ водки.
В некотором и небезызвестном (популярном в народе) сериале (ох уж эти сериалы!) прямо так и говорится: ВОДКА - ЭТО НАША НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ. И даже с теплотой добавляется, что пусть эта идея и неказистая, ...но она НАША, РОДНАЯ. ..."Ты пей, а не думай!" ...Как Вы думаете, что ЭТО? Это взялось из воздуха? ...В другом и не менее популярном (как теперь модно выражаться - культовом) сериале о национальных особенностях (рыбалки, охоты и пр.), с философским юмором выпиваются цистерны "беленькой" (без всяких преувеличений!) с не менее философскими рассуждениями о ней - родной, ...и что удивительно, при этом делаются ещё какие-то стратегические дела, и даже пропагандируется такая недвусмысленная идея-с, дескать, мол, без водки эти дела сделались бы гораздо тяп-ляпистее. ...Вроде бы даже смешно на бытовом уровне, но если чуть-чуть призадуматься - становится СТРАШНО; СТРАШНО становиться и оттого, что фильмы эти сделаны отнюдь не без способностей. ...Вы полагаете, это неоправданная вина?
А Вы обращали внимание на русское отношение к пьяным? - это почти трепетное и сакральное отношение! Его и посадят, и довезут, бабульки его отряхнут, кепочку поправят, ласковы слова скажут, ... а он матерится, ручонками размахивает, в драку лезет, посекундно падает, ...может и наблевать - и это простится. ...А на завтра приятели будут восхищаться: как Вася вчера погулял знатно! ...
К пьяным у нас отношение как к святым.
Знаете, я знаю страны, где про таких мужчин говорят: сто грамм выпил и все свои дырки потерял. В этих странах именно так и относятся к русским мужикам. В этих странах даже говорят, что русского мужика можно купить за бутылку. ( А что говорят там о русских женщинах!? - о, нет удовольствия повторять, нет.) В этих странах - это позор для мужчины, это позор вести себя как пьяный. Нет, пить можно, пьяным быть - нельзя! Такому мужчине это будут долгое время помнить и "тыкать" этим ему глаза, ...ему лучше не выходить более в люди. ...
Знаете, помогает!
Причём, у нас ведь нет генетической предрасположенности к питию, мы ведь сперва давимся ЕЙ под подбадривающие возгласы товарищей; ...давимся ЕЙ до тех пор, пока не уничтожим свой врождённый иммунитет ...и затем уже жить без неё не можем. ...Это что?
Я склонен думать - это именно ТЕ ТРАДИЦИИ, это именно ТЕ СМЫСЛЫ, которые передаются из поколения в поколение, и это негласно воспитывается в семье и закрепляется в обществе. Это горькая правда! Вы эти традиции защищаете?
У нас даже нет культуры пития! Вернее, она есть, только это сплошное бескультурье: "раздавить банку" в антисанитарных условиях - милое дело - почти геройство.
Скажите, о каком качественном производстве может идти речь, если работяга способен "выдуть" на рабочем месте за смену цельный литр этой заразы - это уже норма! ...
А что творится в российских деревнях? Как они там пьют! - с каким-то остервенением! Что они там пьют! Они же вымирают! Они же занимаются самоубийством!
Это уже НАЦИОНАЛЬНОЕ БЕДСТВИЕ, кажется!
О каком воспроизводстве может можно мечтать, если уже ТРАДИЦИОННО русский мужик может (запросто, легко!) предпочесть водку сексу. А?
Вот это и есть один из элементов лишения смыслов! Сперва невинный ребёнок насильно приучается к ПОКЛОНЕНИЮ водке - приучается русским обществом, русской традицией, русской культурой, ...русским телевидением - ...ну, а потом теряются всякие смыслы кроме разве "уколоться и забыться".
Вот именно, фундаментальным и бытовым базисом (российской цивилизации) остаётся наша "философия" пития: ПИТИЕ ЕСТЬ ВЕСЕЛЬЕ РУСИ. ...Понимаете - БЫТОВЫМ! Понимаете - это, как бы, разумеется само собой, это не обсуждается, ...типа - это весело, это шутка.
Как Вы мыслите, если нам удастся переломить (ну, предположим хотя бы мысленно!) таковую пагубную и порочную тенденцию - останемся ли мы прежними русскими?
Дураки!
Это ужасно!
Однако можно смотреть на многие вещи и с выгодной стороны: палка всегда о двух концах - можно смотреть на вещи так, что такова суровая, жестокая, практическая учёба, можно ведь воспринимать и так, ...типа, - не надо быть дураками. Да, это очень рискованная учёба - можно потерять нацию: желание оставаться дураком может быть сильнее всяких резонов. ...Так и не надо быть дураками. Это своего рода прививка от-против дураков. ...
Возьмемте, ради примера, наш автомобильный вопрос. Советский человек столь долго мечтал о личном транспорте, что, дорвавшись до него, заполонил все имеющиеся в наличии дороги - ездить стало негде, машина на машине, вечные пробки, ...не езда, а какое-то тырканье. Спрашивается: зачем тогда такое авто? Купить - и тыркаться? А какие деньги тратятся? А в какие кредиты влезаются? ...Прошу заметить, реклама и кредиты не прекращаются и даже не приостанавливаются даже во время кризиса. ...К чему это может привести? По-моему - всё ясно - кто-то дожжен поумнеть ...и либо прекратить покупать, либо начать строить новые, современные дороги. Кстати, строительство дорог - это отличный способ занять население полезным делом. Но таких планов даже нет в помыслах, даже на словах - или я ошибаюсь? Уж и не знаю - толи нас дурят, толи мы сами, добровольно дуримся. ...Единственно, шкурно жаль, что жизнь проходит.
Меняться надо, меняться придётся, меняться заставит жизнь. И когда она заставит нас, ...наконец - "запад" за это же время поменяется несколько раз, и мы опять будем стоять перед необходимостью новых перемен, и опять будем безнадежно отставать.
Понимаете, биология немыслима без изменений, если изменений нет, - то организм мёртв. Впрочем, и в мёртвом организме происходят непрестанные изменения вплоть до полного разложения, ...даже камни меняются, просто сроки разные. А всякое изменение - это некая непохожесть на себя вчерашнего. Мы перестаём быть прежними русскими каждое мгновение. ...Перестать быть русскими - это гуманитарная страшилка; и под ней подразумеваются, вернее всего, ...быстрые, "однодневные" изменения, вроде того, что "завтра" придут "немцы" и будут насильно заставлять нас отказываться от своих милых привычек.
Под выражением "перестать быть русскими", скорее всего, стоит изменение традиций, уклада, манер, устоявшихся нравов, стереотипов, ...одним словом - неких отличий от других нац. образований. Среди этих отличий, несомненно, есть такие, от которых просто необходимо радикально избавляться - пристрастие к безобразному питию, никудышные дороги - результат халатного отношения к труду, излишняя доверчивость, пренебрежение писанными и неписанными правилами ...и многое прочее. Каждое из этих отличий не просто нац. черточка - это целый комплекс, непосредственно затрагивающий весь облик: измени одно - изменится и всё, изменится и сам русский. ...
Скажите, разве мы против хороших, европейских дорог? Разве мы против того, чтобы и у нас такие были?
Будем мириться с непробудным пьянством?
P.S.
Правда, есть один довод, способный-таки отменить и сознательно прекратить, сознательно заморозить всяческие изменения.
Вообразите ситуацию: стало доподлинно известно (опять предположим), что к N-ному, ближайшему году произойдёт всеобщая мировая катастрофа, ...будет ли она природная или рукотворная - не суть важно.
Будет ли нужда в переменах? ...Я отлично могу себе представить этот традиционный наш взмах рукой с не менее традиционной присказкой: а пропади оно всё пропадом! Я не об этом - кто выживет тогда, какой национальный тип будет востребован, какой национальный характер выдюжит в такой ситуэйшен? ...