В человеческом роде весьма распространен некий тупой метод, когда субъект, как заведённый, творит некий объект, забывая, или игнорируя, сами цели объекта, но интересуясь только процессом. Что бы ни делать, только бы что-нибудь делать. Цель - ничто, процесс - всё. Такая своеобразная автомоторная деятельность. Пилишь, пилишь, ...пилишь, пилишь, - затем утомляешься и задаёшься вопросом: а зачем я, собственно, пилю?
Каждый, наверное, знаком с состоянием, когда, затратив огромные усилия на достижение какой-нибудь цели, по достижении её - ощущается пустота и ненужность ...и даже ничтожность результата. Причем, зачастую, в погоне за желаемым не пренебрегают многими сомнительными и подвернувшимися в горячке средствами. ...И вот, есть овеществлённая мечта, ...а радости - нет. Оно и понятно: затраченные ресурсы диктуют организму чувственное равнодушие и требуют восполнения. А пока - апатия и почти депрессивное состояние.
Нечто сходное должно происходить и с человечеством в целом, только временной промежуток между замыслом и материализацией (частичной материализацией) оного - огромен, по человеческим меркам. И одно дело - это индивидуум, способный, в силу единичности, более или менее адекватно оценить причины собственных переживаний, и другое дело - сообщество индивидуумов: человечеству трудно ставить себе квалифицированный диагноз, подчас конец совсем так близок, хотя эйфория ещё и играет в жилах многочисленных представителей.
Крупные человеческие образования также подвержены усталости.
Если обратиться к цивилизационным и культурным понятиям - и там тоже можно наблюдать перенапряжения. Как правило, культурное истощение ведёт к гибели цивилизации. Собственно цивилизации немыслимы без особых культур. Культура как некая Логика мысли и поведения - это неотъемлемый атрибут любой цивилизации. Мысли рождают философии мировоззрений, мировоззренческое поведение рождает обряды, традиции, привычки, ...культуру.
На современный момент, "белая" цивилизация переживает именно такое культурное увядание. Культурных увяданий было много - это же, кажется, призвано обобщить все предшествующие, ибо стало отрицать основу общей парадигмы всех до сих пор существующих культур - парадигму некого Добра и некого Зла и их якобы вечной Борьбы.
Человечество запуталось в этой Вечной борьбе. Запуталось логически. Человеческая логика уже не может отличать свои базовые дефиниции. Вернее, она-логика и вместе с ней оно-человечество никогда и не имели этих дефиниций, а имели только энергию и задор, восполняющие отсутствие окончательных объяснений. Теперь же человечество устало и устало рефлексирует по поводу сотворённого собой и предшественниками. Что же мы натворили? Мы строили, строили, ...строили, строили - ...и всё равно ничего не построили.
Т.е., постмодерн это горькая улыбка самого модерна над всеми предыдущими результатами.
____________
Некоторое время тому назад было модно сравнивать западное общество и советское (постсоветское, в котором мы пребываем и ныне) как Мерседес и Запорожец, мол, запад - это удобный Мерседес, а советское общество - это Запорожец. Ну и всё такое ...из этого вытекающее.
Прошло время - особенно бывшие и не совсем советские по духу граждане пересели в лексусы, бенкли, мерседесы, ...стали жарить барбекю в купе с шашлыками, ...свободно говорить обо всём, что только в голову придёт - а в итоге, стало, вроде бы, ...ещё хуже.
Засим, позвольте мне тоже провести некое образное сравнение, которое нацелено скорее в ментальную сторону, чем в техническую.
Вообразите сперва комфортабельный экспресс. Вообразите отдельный вагон этого экспресса: мягкие, эргономичные кресла, чистые полы, чистые стёкла, чистые стенки и перегородки, ЧИСТО, ...мало того, что всё вокруг - чисто, всё вокруг как будто новое. ...Будто бы с иголочки стюардесса рассаживает опрятных и хорошо пахнущих пассажиров по местам, пассажиры молча садятся, поезд трогается. В процессе езды никто не тарахтит и не кричит, клиенты как-то углублённо и спокойно молчат, а если и разговаривают, то так тихо, что ничего нельзя разобрать даже рядом сидящему. ...Впрочем, общему покою способствуют и специальные шумоподавляющие технические решения и устройства.
Теперь представьте другое, представьте себе ...южноамериканский автобус, такие часто показывают в фильмах. Этот автобус - это калымага времён покорения Крыма и Очакова. В него набивается неопрятная, разношёрстная толпа, источающая запахи лука, чеснока и других сельхоз и море продуктов. Мало этого, в салон впихиваются какие-то клети с живностью: ну там курочки, уточки, ...хрюшечки. Аборигены с колоритным шумом и разнообразными скандалами рассаживаются по "табуреткам" - автобус стартует. ...Да, забыл, вроде правила, что ли, в таких автобусах непременно попадается парочка европейцев, которых все толкают и обсматривают, ...а те дико озираются, храня непонятную, потустороннюю улыбку на устах. ...Автобус кружит по бесчисленным серпантинам, внутренних аборигенов вместе с европейцами кидает из одной стороны - в другую, аборигены непрестанно о чём-то галдят, красочно размахивая руками. ...Вдобавок, где-то в середине пути, автобус ломается. ...На автобус наподдают местные робин-гуды - деловито собирают дань, ...убивают водителя и ...растворяются в джунглях. ...Конец фильма.
Если Вы думаете, что я начну проповедовать по поводу нашенской азиатчины и их цивилизованности - Вы ошибаетесь - это элементарно. Я даже не буду проводить напрашивающиеся культурные параллели. ...И я уже предупреждал, что не стану вдаваться в техническую область параллелей: пересади аборигенов из их автобуса в экспресс - через некоторое время экспресс будет выглядеть ...как тот автобус, ...с неизменными порванными креслами, надписями и нечистотами на панелях, шумным выяснением отношений кто и чьё место занял, ...песнями и плясками. Экспресс начёт ковылять по рельсам. ...Весело! Туда едут - стреляют, сюда едут - стреляют. Какая интересная жизнь!
Я попытаюсь говорить о постмодернизме.
Первая картинка - это явный постмодерн. Скучно, вяло, прагматично-практично, ...люди разобщены и сыты. ...
Зато второй образ, никак нельзя туда причислить - какой там постмодерн?!! Это чистейший модерн: всё кипит и бурлит энергией, всё клокочет и взрывается, люди просто жаждут общаться друг с другом, люди просто так и чудовищно стремятся что-то менять и переделывать, что-то кому-то доказывать, ...рассказывать анекдоты, смеяться, развлекаться, ...исключительный оптимизм и вера в глазах. Вперёд и только вперёд! Золотой народ!
Лично у меня напрашивается другая параллель: неужели же цивилизация - это обязательно "осень", это обязательно увядание, это обязательно одиночество? ...К чему это я? ...Понимаете! - экспресс, чистота, удобства, ...сытость, в конце концов, не приходят сами по себе и не сваливаются с неба, за эти вещи борются и целенаправленно добиваются их, борются и добиваются СОВМЕСТНО, уже имея этот идеальный проект в уме. ... Может ли в "цыганском" таборе возникнуть водопровод и канализация? - никогда! Может ли подлинный "цыган" взять в руки лопатку и приступить к вскопке огорода? - никогда! Никогда! Он будет воровать и обманывать.
Поставим мысленный опыт: отправим группу "варваров" в цивилизацию, снабдив их неограниченным кредитом. Именно группу и именно в цивилизацию. Что мы получим? Нет, я не о том, что группа "варваров" начнёт отвязано веселиться жизнью, нет(!); ну там рестораны, шампанское, девочки, казино, мордобой, поножовщина ...и прочие прелести "варварского счастья" - я не об этом. Я даже не о том, что местное цивилизованное население будет сверх всякой меры шокировано, нет. Я об другом: вот побесится, побесится эта группа - а дальше что? Что дальше? - ни век же ей беситься? Хотя, почему бы и не век? - наш человек горазд на выдумку ...да ещё в нашенском коллективе, о! - это нескончаемое шоу! ...Допустим, тем не менее, что наступило пресыщение. Ведь должно же оно наступить даже после века. Что дальше? ...А дальше у группы наступает подлинный, внутренний, психологический постмодерн. Это совершенно не тот постмодерн, который видится нам в "экспрессе", это натуральный постмодерн, это яростный постмодерн - полное пресыщение, полная свинская сытость. Постмодерн - это в смысле рефлексии модерна. Не будет удивительным, если члены нашей группы перестреляют друг друга или начнут кончать жизнь суицидом, что по-русски - самоуничтожение.
Постмодерн "экспресса" и постмодерн "группы варваров" - это разные по своей истории УСТАЛОСТИ: оба модерна запутались в своей парадигме, но запутались с разной культурной предысторией.
Не подумайте плохого: в любой цивилизации достаточно и своих "групп варваров". Как правило, эти группы пролезают в самые верха.
_________________________
А по границам лимеса "белой" цивилизации собрались уже полные ещё сил орды. У них тоже нет никаких логических ответов, у них та же парадигма, но они молоды и задорны; ...да им пока и не нужны ответы, им нужно "золото" цивилизации, а с "золотом" они везде найдут себе смыслы. ... "Куплю костюм с отливом ...и - в Сочи." ...В Сочи, в Сочи! - кричат "варвары", бряцая оружием и подбадриваемые своими жрецами.
_________________________
На высокой горе стоит "белый" дозорный, он устало улыбается - он готов к смерти, он сам - бывший "варвар".
Всё повторится вновь и вновь!
Надёжней нет основ, чем кровь!
_____________________
Авангард!
Авангард - авангард, какой авангард?
Авангард чего?
Мне кажется, то, что называют "авангардом" - это и есть авангард того, что называют "постмодерн".
Вы, конечно, можете возразить, что "авангард" - это авангард! - и Вы будете, несомненно, правы, поскольку авангард всегда впереди, ...только вот, мне кажется, авангард не несёт в себе ничего нравственного, на которое Вы желали бы, возможно, непременно опереться, употребляя это слово. Быть впереди - это совершенно не означает находиться именно в поле аскетической христианской морали. На переднем крае цивилизации, согласно Вашим воззрениям, сейчас находится именно постмодерн, ...и, стало быть, он - авангард ...и ведёт человечество ...не будем уточнять куда именно, так как мы этого не знаем, хотя и можем предполагать. ...Это первое.
Во-вторых, одномоментно существует огромное число людей, которые основательно должны перессориться фьюг с фьюгом, выясняя, что же он понимают под словами "авангард" и "постмодерн". Простите, гуманитарные дисциплины наплодили так много перекрывающихся меж собой терминов, что навести строгие дефиниции практически невозможно. Да я об этом уже много написал. Например, я понимаю и мню себе, что могу объяснить другим, при их доброй воле, физическое понятие ньютоновой силы, но мне чрезвычайно легко спутать детские каракули с признанными "мастерами" жанра. Вот и сейчас, мы обмениваемся мнениями о постмодерне, но я, почему-то, склонен думать, что у нас, тем не менее, разные представления об нём и его месте в развитии человечества.
В-третьих, всякий авангард должен расширять смыслы, что в обыкновенной человеческой жизни приводит к борьбе "старого" и "нового". В драке же никогда не идёт речь о мирном сосуществовании, в драке речь всегда идет об уничтожении, ...в частности, "новое" желает, если и не погубить старые смыслы, то, по крайней мере, порядочно потеснить их - и тем занять место под солнцем. Т.е., всякий авангард - это содержательная форма нанесения вреда и умерщвления (как конечный итог) усвоенных смыслов... Опять: мне трудно судить с какой именно благой целью происходит это убийство.
В-четвёртых, если, паче чаяния, желательно говорить о конкретной группе людей и конкретном причислении их к ярлыку - авангард, то и тут, несмотря на теоретические традиции, вопрос только в привычках ...и не более: чем бы не называли - только бы в печку не совали. Разумеется, опять и снова, можно говорить о доброте, а можно - о слюнтяйстве, ...можно рассуждать о правде, а можно - о лжи (как всяком изреченном слове), ...можно судить, а можно и оправдывать, ... можно смотреть, а можно и подглядывать, ...можно, можно, можно. Гуманитарный язык - крайне гибкая штука. Демагогия в крови у такого языка.
В-пятых, несомненно, можно кивнуть на течение ВРЕМЕНИ, - мол, оно-то всё и расставляет по "подлинным" местам? ...Сомневаюсь! Ибо ВРЕМЯ - вненравственная категория и не может производить человеческих судилищ: у ВРЕМЕНИ все места одинаковые.