Прежде чем я начну говорить о вашем творчестве, я хочу поблагодарить вас, уважаемая Белка, за то, что вы вышли из Леса, покинули свое уютное Дупло и отправились бродить по дорогам Литературы. Думаю, через несколько лет у вас появится много благодарных читателей. Хотя никто своего будущего не знает...
Мне было одновременно сложно воспринимать вас как цельный образ, ведь я практически ничего о вас не знаю, но с другой стороны это придавало особый вкус при общении с вашими произведениями. Я искренне пыталась разглядеть вас за строчками, насколько мне это удалось, судить только вам.
Сначала я поверила автору и пыталась понять, в чем же "Белка - злая", но так и не поняла. Белка не злая, совсем, и рассказы у нее добрые, теплые, мягкие, наверное, как беличий мех (это я вас так хвалю, давно не читала таких теплых рассказов).
С первого произведения чувствуется, что вы владеете словом, правда не настолько, насколько владеет словом "Русский дух", на которого вы напали, манипулировать читателем вы не умеете, также как и влиять на него подсознательно. Впрочем, возможно, вы к этому и не стремитесь.
Я попадала в ваш мир зачастую прямо с первых строчек, я видела ваших героев очень четко, ведь ваши герои живут собственной жизнью, автор им не указ (я могу ошибаться, но мне кажется, что ситуация, описанная в "Свете из темноты", эмоционально имеет к вам, Белка, непосредственное отношение). Одежда, речь, эмоциональные реакции на происходящее - все это настоящее, объемное, живое (практически во всех произведениях, но об этом несколько позже). И самое главное - ваши произведения не предсказуемы, а это в наше время очень редко встречается. Я не знаю, каким образом достигается ваша непредсказуемость, возможно, вы сами не всегда уверены, чем закончится рассказ, покорно следуете логике героев, не оставляется подсказок или читатель просто настолько погружен в ваш мир, что не хочет разрушать очарование догадками. Я не знаю, хотя подозреваю, что имеют место все названные причины.
Ваш мир... сомневаюсь, что он ваш, на самом деле этот мир принадлежит всем нам, людям, странный, удивительный мир, в котором возможны чудеса и потусторонние, высшие силы, просто иные так часто вмешиваются в его дела, что это уже не вызывает удивления. После ваших сказок (я не могу отнести ваши произведения к фантастике, учитывая особенности мышления, отраженные в тексте) начинаешь иначе смотреть на свою реальность, ведь практически нет людей, в чьей жизни не происходили бы вещи, которые невозможно объяснить стандартной логикой.
Вы, Белка, зная о том или не зная, лечите людскую психику теплом своих произведений, добротой своих героев. Каждый из них добр по-своему, каждый человек, я вообще не встретила прописанного героя, который подпадал бы под категорию злодея. Такое ощущение, что вы сами не знаете зла, не знаете ненависти. Даже девочка из одноименного рассказа не ненавидит свою мать, а просто решает проблему посредством ухода, словно приносит и себя в жертву, и героиню из "Как всегда" тоже можно понять. Если вы действительно не подвержены отрицательным эмоциям, то я могу вам просто позавидовать, но...
Но чем больше я читала, тем сильнее ощущала, что мир ваш хрупкий, что он постоянно норовит развалиться, рассыпаться в прах (нет, технически он совершенен, я говорю только о восприятии автора через текст). Боюсь ошибиться, но мне кажется, что вы создавали свои произведения как щит от реальности, от серости, от черного и белого (мертвых цветов, которые так часто встречаются в ваших творениях). Вы постоянно находитесь на грани жизни и смерти или болезни. Концы света из "Апокалипсис v 0.9" и "Колокольчика", мир рушится в "Любит - не любит", герой пытается покончить с собой в "Цепочке", героини спасаются от смертельной болезни в "Лабораторной крысе" и "Старухе", смерть присутствует в "Свете из темноты", "Сталинке", "Дочки-матери", "Девочке", "Птичке", "Судьбинушке", "Подворотне", "Как всегда", "Черное на белом"...
Ваш теплый удивительный мир может исчезнуть в любую секунду, и вы останетесь один на один с этой реальностью, которая вам не ненавистна, но в которой просто невозможно жить, в которой люди не похожи на ваших героев, потому что ваши герои человечнее.
Я много думала о вас, Белка, о вас и о таких людях, как вы (я могу ошибаться, скорее всего так оно и есть), но мне кажется, что вы относитесь к тем, кто старается удержать наш мир над бездной хаоса. Своими произведениями или своей жизнью, это уже как у кого получится. Именно поэтому вы и поддерживаете существующий строй (это касается вашего ответа "Русскому духу"), а через практически все ваши произведения проходит сквозная идея жизни и добра, пусть даже это и ведет к стагнации. Вы боитесь всего, что может привести к разрушению, поэтому вам не удается его описать (как это случилось в "Колокольчике", где эмоционально новый виток не достоверен), вы боитесь, что любое изменение может разрушить ваш хрупкий мир. Сложно говорить об этом страхе, который я почувствовала в ваших произведениях (надеюсь, вы были в них искренни). С одной стороны, вам не удается распространить свое восприятие на народные массы (на то есть масса причин, большинство из которых от вас не зависят), а с другой - я верю, что бы не случилось, Белка все равно не станет злой и в бешенстве не начнет кусать всех вокруг, а ее рассказы останутся добрыми и будут греть души тем, кому попадут в руки. Думаю, читатели скажут вам за них спасибо.
А теперь непосредственно о самих рассказах.
"Апокалипсис v 0.9". Добрый рассказ о конце света. Именно добрый, и в этом его ценность, он дает надежду. Мне с первого взгляда понравились ваши байкеры, я откровенно улыбалась, читая об их появлении в церкви. При словах о земельке с могилки мне стало по-настоящему интересно. И вы меня не разочаровали своим окончанием, хотя немного жалко посланцев небес.
"Свет из темноты". Рассказ увлек меня с первых строк, герой живой и я легко могу его понять. Не совсем понятны отношения героев и автора. С какой такой стати Прику помогать своему автору? Зачем ему первый роман? Мне бы, как читателю, очень хотелось бы получить ответы на эти вопросы. Но то, что этих ответов в рассказе нет, совсем его не портит.
Еще интересно... Мне кажется, что роман, написанный в возрасте восемнадцати лет корявым, но живим слогом, действительно существует. И вы его любите, не правда ли?
"Сталинка". Еще один рассказ в вашем стиле, добрый и полный волшебства, которое проявляется в подсознательных пластах, но иногда попадает и в текст. Например, "Букеты она не любит, мертвые они, говорит. Приходится горшочки преподносить. Дурь, конечно, но в этих нежных пальчиках все расцветает, даже кактусы. Надеюсь, стремянке это не грозит. Хотя... Приду как-нибудь вечером, а Катька возится под потолком вся в листьях. Чушь? Не уверен". Или "Утром встал раньше нее. Захотелось пить, побрел на кухню. Смотрю - у батареи стоит маленькое блюдце, из тех, что для варенья, а рядом ест наглая серая мышь. Подошел ближе, она меня будто не замечает, берет подсолнечное семечко, чистит, съедает и принимается за следующее. Я топнул. Зверь поднял морду, принюхался и сбежал". От таких моментов становится очень тепло на душе.
Я очень часто ловила себя на том, что попадаю в ваш текст, как в эпизоде со свечой, когда Катька играла роль предыдущей хозяйки, разделяла эмоции героев, тоже находилась в той комнате.
В этом рассказе кроме хорошо написанных диалогов (это присуще многим вашим произведениям) я нашла сильные чувства. Мать, готовящую манную кашу, я буду помнить очень долго. Как и два предыдущих рассказа этот останется в моей библиотеке, и думаю, что надолго.
"Дочки-матери". А вот этот рассказ мне откровенно не понравился, и даже не потому, что он написан на конкурс. Иногда и для конкурса получаются хорошие вещи. И даже не потому, что ваши чувства там поддельные, а игра отдает глупостью. От догадки Пантелеича про удачу меня просто покоробило, а окончание с Леночкой просто оскорбило как читателя.
Уважаемая Белка, не пытайтесь очаровать читателя столь избитыми приемами, будьте выше конкурсов. Современные интернетовские тусовки не отражают истинных читательских предпочтений, а в финал выходят зачастую далеко не лучшие рассказы.
"Девочка". Великолепная вещь, как на мой вкус, многоуровневая и очень психологическая. Эта очаровательная девочка вызывает просто бурю ассоциаций и эмоций, если их записывать, то получится гораздо длиннее самого рассказа. Я бы не хотела разбирать это произведение по косточкам, хотя оно достойно детального разбора. Не хочу разрушать такую прекрасную вещь.
"Птичка". Честно говоря, я так и не поняла, зачем это написано? И тем более, зачем вывешено? Это подделка под литературу, я плевалась.
"Любит - не любит". К этому рассказу у меня довольно противоречивые чувства, но на момент написания отзыва отрицательные перевесили. Вы не удержали ни психологию героев, ни сюжет, ни идею. Хотя задумка была хорошая.
"Цепочка". В этот рассказ попадаешь с первого предложения. Я вижу его и чувствую. Иногда мне казалось, что я смотрю кино, где "луна отражается в лужах и битом стекле" и живут удивительные существа, похожие на мотыльков.
Мне понравилось, я буду рекомендовать эту вещь людям, находящимся в депрессии, думаю, им поможет.
"Колокольчик". Мне кажется, что это не ваш жанр, абсолютно нет чувства присутствия, герои какие-то ненастоящие. Кроме того, у меня Маршал ассоциировался с героем Желязны из "Порождений Света и Тьмы".
Единственное, что мне понравилось, это гибель Безумного Коди, точнее самодельные колокольцы, раскатившиеся по полу, и мысли о том, что мог создать Маршал.
"Лабораторная крыса". Не уверена, что один из лучших ваших рассказов. Он обычный. И поэтому не цепляет. Хотя технический монтаж линий хорош, понравились мне также рассуждения про то, "течет ли время в пустоте" и возвращение воспоминаний героини, стеклянные глаза Айка и фраза "Если есть дверь, рядом всегда найдется стена". Мне кажется, что в этих словах огромный потенциал, совершенно не связанный с этим рассказом.
"Он - Санька". Я так и не поняла, зачем вы советуете начинать знакомство с этого. Я не вижу смысла, и очень напоминает Кафку.
"Старуха". Что я нашла интересного в этом рассказе? Живые диалоги и настоящую психологию, непредсказуемость, хоть и немного банальный финал, но рассказ настолько сильный, что это прощается автору. От фразы "Уйду. Либо с душой твоей, либо со смертью" просто бросает в дрожь.
"Добытчица". Я не читала пародию, но думаю, что она если не замечательна, то хотя бы во сто крат лучше. Мне очень жаль, что на вашей страничке я нашла такое. Но это, возможно, только мое восприятие.
"Психоотладка". Также довольно обычный рассказ, который надолго не останется в моей памяти, хотя я очень хорошо могу понять ненависть героя к телевизору.
"Арбуз". Это мне понравилось. Странно, емко, многогранно и даже страшно. Думаю, что не единожды перечитаю эту вещь.
"Судьбинушка". Я прекрасно понимаю, что это просто зарисовка, но насколько она глубока. Приведу только один пример "Листья с деревьев опали, три дня подряд мелкий дождь моросит. Липа стоит черная. Скоро пойдет снег, чувствую". Три предложения, а за этими словами целая жизнь и море чувств, это называется мастерством.
"Подворотня". Начало сразу погрузило меня в ваш мир, и я не разочаровалась до самого конца. Мне понравились ваши героини, я чувствовала ключ в своей ладони, от фразы "Мама? Нет, просто листья" мне стало холодно, сцена с шуткой написана просто блестяще. Хорошо, как мне кажется, останется в моей библиотеке.
"Как всегда". Снова добротный рассказ, хотя и не такой сильный, как предыдущий, требует соответствующего настроения или состояния. Мне понравилось, насколько немногословно вы прописали психологию героини. Думаю, что эту вещь я тоже оставлю.
"Черное на белом". Хорошо, хоть и страшно, особенно преображение лица... брррр. Интересно, вы попадали в такую ситуацию? Вы видели такую смерть? Это даже не читательский вопрос, а вопрос автора.
Цикл про Белку меня не прикольнул. Честно. Подозреваю, что я просто не в контексте происходящего, поэтому никаких оценок давать не буду.
"Дежурная медсестра". Написано хорошо, но как-то пустовато. Или мало эмоций, или автор ушел в игры. На мой взгляд, рассказ не удался.
"Экспресс в небеса" и "Можжевеловая настойка". Как приколы - смешно. Как рассказы - мелковато.
Ваши стихи... Вы очень правильно посоветовали поэтам не читать. Вы не поэт, но меня чем-то зацепил "Лунь", это очень похоже на заклинание, особенно первая половина.
Что касается "Открытого письма...", то мне не хочется спорить на политические темы, но и оставить это без внимания я тоже не могу. К счастью, Путин не мой президент, но, даже живя в другой стране, я не видела от него по отношению ко мне ничего хорошего.
А то, что бандитов нужно называть пофамильно, так это всех в Думе, правительстве и т.д. перечислять надо. В политике нет людей чистых, честных и бедных. Выводы делайте сами.
И еще из психологии: можно одновременно не получать достаточно информации, ненавидеть и находиться в апатии. Это понимаешь только тогда, когда апатия заканчивается.
Но хватит политики, лучше говорить о литературе, в данном случае о вас.
Вы совершенно правы, что "во всем можно найти что-то". То, что нашла я, вы теперь знаете. А если мои мысли не совпадают с мыслями других ваших читателей, так это только плюс для вас, ведь чем талантливее автор, тем больше трактовок его произведения, тем больше эмоций оно вызывает.
И хочу вам пожелать, чтобы в вашем лесу листья были не черные, белые или серые, а всех цветов вашей фантазии.
P.S. Произведения Белки можно прочитать по адресу http://zhurnal.lib.ru/c/chistjakowa_e_l