|
|
||
Опубликовано в 2005 году в журналах "Порог" и "Полдень XXI век", в 2009 году в журнале "Український фантастичний оглядач (УФО)" | ||
Наталия Девятко
Возможности влияния современных жанров: фантастика, фентези, сказка
В частности, под влиянием постмодернизма росли и развивались жанры фантастики и фентези, но наибольшее влияние постмодернизм оказал на сказку, которая становится объектом его игр наравне с мифическими персонажами. Впоследствии сказка вновь осознает и свою форму, и содержание, но берет от постмодернизма ощущение свободы и раскованности (именно раскованности, а не раздерганности и расхлябанности, которые присущи постмодернизму в наше время). Сказка изменяется и становится современным жанром с огромным потенциалом влияния на читателя.
Вернемся к определению фентези как "сказки для взрослых". Да, действительно, фентези старается отдалиться от сказки, включая в текст сцены далеко не платонической любви. Но подобное не является принципиальным и объясняется тем, что фентези родилась в ХХ веке, когда сказка была насильно втиснута в рамки детского жанра.
Профессионально написанием сказок начали заниматься не так давно. Сначала это проявляется в собирании народных сказок наравне с песнями и верованиями. Такие сказки (в их оригинальном, а не адаптированном в ХХ веке варианте) представляют собой остатки давних знаний о мире, зачастую общих для разных мировых мифологий. Так, преклонение перед птицами, особенно хищными, в большей или меньшей мере свойственно практически для каждой мифологии (мы говорим "практически для каждой", хотя исследования доказывают, что, вероятно, птичий культ был в каждой мифологии, но это только гипотеза, так как многие мифы и легенды утрачены). А наделенные даром речи звери, ветер, солнце, земля и т.д. в народных сказках - прямое свидетельство стремления к гармонии и пониманию природы и мира в целом, ведь без понимания невозможно волшебство.
Только ХХ век сознательно создает "сказку для детей". ХХ век не стремится открывать ребенку богатства мира, ведь для подобной почетной миссии есть семья и школа, а цель века - внушить ребенку моральные нормы, сделать ребенка слугой идеологии (у нас пик достигается в 80-е годы, стоит только вспомнить великое множество талантливых интересных сказок с идеологическим подтекстом, таких как "Королевство кривых зеркал", цикл о Незнайке, "Два цвета радуги" и т.д.). Одновременно с этим адаптируются, а на самом деле упрощаются как народные, так и авторские сказки. Из сказок вынимаются эмоциональные сцены, особенно связанные со смертью и страданием. Хотя этот мировой процесс достаточно хаотичен, и наши советские мультфильмы 30-х годов показывают такие батальные сцены, от которых не по себе становится даже взрослому человеку, а японское аниме вообще практически не подвержено этому процессу, но в целом к концу 70-х - началу 80-х годов (огромный вклад вносят американские студии) в мире устанавливаются "негласные запреты":
Постепенно постмодернизм сдает позиции, и сказка уже в 90-х становится самостоятельной, но создаваемые в это время произведения находятся в пограничной зоне с фентези, которая во второй половине ХХ века смогла отстоять свою независимость от других жанров. Одним из самых ярких произведений последних лет является цикл Джоанны Роулинг о Гарри Поттере. Сам цикл открывает огромный простор для отдельного исследования, но мы обозначим только то, что представляет интерес для нашей статьи.
А теперь о фентези, которая рождается в условиях противостояния культуры "негласным запретам". Герои фентези очень смертны, очень страстны, очень переменчивы, на их долю выпадает много страданий, но часто в героях фентези нет величия, что принципиально для сказки. А страсти фентезийных героев зачастую ограничиваются страстью к противоположному полу, и действительно "живых" героев, которые эмоциями не уступают людям, а порой и превосходят, можно пересчитать по пальцам.
Но зачастую фентези зацикливается на том, насколько холодно в порванном плаще, как подгибаются от усталости ноги после долгого пути, сколько зубов у монстра и как давно он их не чистил. Монстры вообще отдельная тема в фентези, создается впечатление, что авторы фентези стремятся перещеголять друг друга в соревновании, чей монстр прыгнет внезапнее, щупальца какого душат сильнее и т.д. Но тем не менее фентези стремится создать свой мир, а не показать наш в далеком будущем, как это делает фантастика.
2. Время.
3. Пространство.
4. Целостность.
6. Цена.
7. Мифология.
8. Сказитель.
Так современная сказка превращается в потенциальное оружие, становится жанром, который более других жанров в современной ситуации может влиять на людей любого возраста.
|