Хищная Птица : другие произведения.

Плач Феникса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Отзыв на книгу Дж.К.Роулинг "Гарри Поттер и Принц-полукровка". Опубликовано в 2005 году в журнале "Порог".

  

Наталия Девятко

  

Плач Феникса

   []
  
  
  16 июля в Великобритании вышла новая книга Джоанны Роулинг "Гарри Поттер и Принц-полукровка", шестая часть цикла. В Европе новинка вызвала широкий резонанс, и дело даже не в том, что новоизбранный Папа Римский Бенедикт XVI осудил творчество Роулинг, а в частности и шестую книгу, и не в том, что родители засыпают издательство гневными письмами с просьбами не писать такие "темные книги". Дело в том, что Роулинг, желая того или нет, меняет массовое сознание.
  Да, именно так. Ее книги имеют огромное влияние даже на взрослых (по статистике 40% читателей цикла о Гарри Поттере - взрослые), ибо книги возвращают умение мечтать. А детская психика претерпевает поистине глобальную трансформацию.
  Перенимая поведение и идеалы героев, дети отказываются воспринимать себя маглами, ведь почти все читатели втайне верят в сову, которая принесет приглашение учиться в волшебной школе, заберет их из скучного реального мира. Дети пытаются учиться хоть вполовину так же хорошо, как Гермиона Грейнжер, стараются быть такими же смелыми, как Гарри Поттер, ищут друзей, столь же верных, как Рон Уизли.
  Пока подрастающее поколение только грезит волшебным миром, где к детям относятся с тем же уважением, что и к взрослым, где возраст вообще не имеет значения и важно то, что находится у тебя в голове и в сердце, а величайший из волшебников, пусть враг и убийца, Волдеморт может склонить голову перед ребенком, собираясь драться с ним на дуэли. В этом поступке есть насмешка, но есть и величие, и величие затмевает насмешку.
  Взрослые боятся влияния книги, ведь уже сейчас заметны изменения в психике их любимых чад. И справедливо боятся, но остановить этот процесс уже невозможно, даже запретив, ибо всем известно, что запретный плод всегда слаще и желаннее.
  Нет сомнения, что немало юных почитателей творчества Роулинг забудут то, чему учат любимые книги, предав их, как собственное детство, станут обычными маглами. Но некоторые останутся верными заветам Хогвартса, они немного подрастут и поймут, что нет ни волшебной школы, ни волшебного мира. И тогда случится неизбежное: они начнут менять мир вокруг себя.
  Нет, в моду не войдут мантии или полеты на метле. Формальные вещи отнюдь не главное для сказки. Просто чувства станут настоящими, яркими, красочными, многогранными: ненависть будет ненавистью, а не сплавом зависти и подлости, дружба снова превратится в дружбу, а не в подделку, за которой скрывается корыстолюбие, а любовь перестанет заключаться только в половой близости.
  Мир изменится, а эти повзрослевшие дети станут волшебниками, пусть без волшебства на ладонях, но с чарами в сердце. А это во сто крат важнее...
  Зачем так много говорить о влиянии книг Роулинг на людей, а не о самой шестой части? Ответ прост: на самом деле все книги Джоан являются одним произведением, эмоционально не членимым, и нельзя воспринимать части без контекста других книг цикла.
  Ведь знание, кто называет себя Принцем-полукровкой, ничего не даст, если читатель не стоял в Трапезной Зале Хогвартса, задрапированной черной тканью в знак скорби о Седрике Дигори, если читатель не чувствовал холод бокала в своей руке, когда волшебная школа почтила память этого отважного мальчика, настоящего героя, погибшего от руки врага.
  И нет смысла пересказывать перипетии сюжета и интриги, ибо каждый должен пройти через все хитросплетения сам, увидеть собственными глазами прошлое Волдеморта и настоящее волшебного мира, бессильного перед возродившейся опасностью.
  Книгу нельзя просто прочитать, ее нужно прожить. И автор великодушно дает такую возможность. Поэтому читатель сам рассудит, нужно ли простить предательство и доверчивость (да и был ли поступок предательством или частью старых обязательств), сам решит, сострадать ли, простить ли Того-Кто-Не-Должен-Быть-Помянут. Но для этого читателю придется понять героя, не приняв его идеалы, не став на его сторону, а это сложно, ведь маглов всегда больше, чем волшебников, и очень легко перестать считать окружающих людьми, поверив в свою исключительность. Искушение слишком велико, но читатель обязан его вкусить, иначе волшебство не родится в его сердце.
  В новой книге Роулинг страх переплетается с жестокостью, и когда Гермиона открывает свежий выпуск газеты, Рон всегда спрашивает: "Кого-нибудь еще убили?" И Гермиона никогда не отвечает, что все в порядке!
  Волшебный мир охватывает паника, министерство магии только делает вид, что борется со злом, Орден феникса принимает удар на себя, но дементоры бродят по улицам Лондона, оборотни нападают и на людей, и на магов, повсюду страх и смерть. Никто даже в страшном сне не мог представить, что над Хогвартсом зависнет метка Волдеморта, оставляемая над местом, где от рук его слуг кто-то погиб. Но в одну из весенних ночей зеленый череп взмывает над башнями волшебной школы.
  Читатели уже привыкли, что на каждую новую книгу Роулинг повышается возрастной ценз, что каждая последующая часть мрачнее и сложнее предыдущей, но от нового творения Джоан волосы встают дыбом даже у взрослых.
  Нет, там не описаны массовые побоища, и кровь не капает со страниц. Роулинг вообще не упивается жестокостью и старается избегать мерзких сцен. Но иногда кажется, что ее саму пугают собственные книги.
  Сознание отказывается воспринимать столь сильные эмоции, которые читатель просто не может не разделить с героями. Оказаться на коленях вместе с Нарциссой Малфой, которая не может решить, какое из чувств сильнее: верность Волдеморту, преклонение перед господином или любовь и страх за сына, посланного Темным Лордом на верную смерть. Чего она жаждет больше: гордиться единственным сыном, избранным на славную миссию, или проклинать того, кто избрал ее дитя, лишив Драко выбора. Дать Клятву, которую нельзя нарушить, вместе с Северусом Снейпом, узнать, что ныне живущих великих волшебников не двое, а трое. Пройти вместе с Дамблдором через бездну отчаянья и боли, невыразимой словами...
  Иногда книгу хочется просто отложить, забыть о ней, но слишком поздно. Читатель уже стал пленником, ибо в реальной жизни мы не знаем таких сильных чувств. Мы не привыкли к ним, поэтому нас и околдовали чувствами, а не рекламной кампанией и расчетами психологов. Снять эти чары никому не под силу, их можно только принять.
  Говорят, что придуманные миры не опасны, но это не так. Иногда книги оставляют в душе неизгладимые следы, раны, шрамы. И Роулинг доказала это на практике, ведь ее книги никогда не были развлечением, если читать их внимательно.
  Не каждый готов заглянуть в собственную душу, поэтому, если боитесь, что вместо райского сада вы шагнете в бездну, не читайте.
  Но тогда вы не узнаете, что голос совести и сердца важнее морали и закона, не поймете, что можно смотреть в глаза смерти без страха, не услышите, как плачет феникс.
  Он плачет о каждом из нас: о тех, кто потерялся в сером обыденном мире, и о тех, кто больше никогда не увидит мир прежним, о безликих маглах и таких разных волшебниках, о тех, кто не побоялся предать бессмертную душу, разделив ее на части, и о тех, кто не спас друга, чтобы сохранить свою власть непоколебимой - феникс плачет о всех нас. Его песнь прекрасна и печальна, но от нее становится холодно даже в жаркие летние дни.
  Каждый поймет и воспримет эту книгу по-своему, и именно в этом ее ценность. Ибо как не бывает одинаковых людей, так не бывает одинаковых чувств. А если чувства и люди становятся одинаковыми, то это хуже гибели мира. Ведь тогда мы не сможем услышать ни голоса сердца, ни этот неземной плач, не сможем возродиться, подобно фениксу, для жизни в новом тысячелетии.
  Если вы готовы пройти сложной дорогой чувств, забытой в нашем мире, пройти вместе с автором и ее героями, тогда шестая часть цикла о Гарри Поттере - для вас.
  Но дорога эта трудна и очень опасна для магла, только волшебник ее осилит. Так читатель сможет проверить, живут ли в его сердце чары.
  А потом, когда вы перевернете последнюю страницу, нам с вами останется только ждать выхода последней книги и надеяться... Не на счастливый конец и победу над темными силами. Нет... Надеяться, что мы, читатели, все еще сможем открыть сердца сказке и будем достойны пройти этот путь до конца.
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"