Аннотация: Опубликовано в 2012 году в альманахе "Digital Романтизм".
Наталия Девятко
Море
Вы когда-нибудь видели Море? Нет, я не про картины и фотографии, и даже не про ваш ежегодный отдых на побережье. Разговор пойдет о другом... Видели ли вы Море так, как видят его писатели?
Море помнит всех, кто обратился к нему. Помнит всех нас, ведь каждый склонился перед ним хоть раз в далеком детстве.
Да, мы были детьми, упорными, наивными, и та наивность оказалась одним из самых больших сокровищ, потому что именно наивность дарит свободу убеждений и чувств, независимость от взглядов старших, умных, напыщенных из-за своего ума и опыта.
Мы читали книги, позволяя им пленять нас и уводить за собой. И книги очаровывали нас, приводя к Морю, ибо путь туда создается фантазией. Он прокладывается для каждого только однажды, поэтому, пройдя до конца, больше никогда не забудешь ту дорогу.
Море катило волны, величественное, бесконечное, обманчивое. Море поразило каждое людское сердце. А чье не поразило... Так разве может не воспринимающий красоту даже в детстве называться человеком?
И сбитый с толку читатель, не доверяя себе, опускал руки в воду, неосознанно пытаясь овладеть морским могуществом, подчинить его величие. Но вода ускользала сквозь пальцы, щеголяя чистотой и изменчивостью формы. Тогда, вернувшись домой, многие записали свои впечатления, первое стихотворение или зарисовку. Еще больше побоявшихся довериться словам.
Море зовет приходивших к нему, зовет, пока ты властен его слышать, пока у тебя есть сила в него верить, пока главная цель не сводится только к куче денег. Обычные люди не возвращаются к Морю, они не нуждаются в таинственном шепоте камешков, плеске волн и соленых поцелуях брызг. Писатели возвращаются.
Они склоняются перед Морем, здороваясь с водой, и Море приветствует их в ответ, уже зная, кто его посетил. И писатель не может отвести удивленного взгляда от ладоней, на которых вместо соли осталось сияние. В мире людей этого сияния не видно, но руки всегда окутывает тепло, когда ты приближаешься к Морю.
И когда будущий писатель наконец-то осмеливается оглядеться, чувствуя, как все в этом мире изменяется, принимая тебя как достойного творить, он видит корабль, отдающий швартовы, а потом медленно исчезающий за горизонтом.
Это корабль Автора, что привел тебя сюда. Но корабль не настоящий, только призрак, только воспоминание, ибо Автор удачно вернулся из плаванья, чтобы ты смог прочитать его книгу.
Это чудо может испугать, вызвать зависть или желание обладать еще лучшим кораблем, совершать собственные путешествия. У каждого свои чувства. Но с того времени будущий писатель часто возвращается на побережье.
Иногда он сидит, наблюдая за Морем, и приходит понимание, что эта необъятность никогда не повторяется, это люди вторят другим, обвиняя в этом как будто ограниченность водной плоскости. Хотя еще никто не добирался до другого берега.
Иногда он видит людей, которые стыдливо озираются или пренебрежительно, ни на кого не обращая внимания, набирают воду и переливают в бассейны, принесенные с собой. Делают искусственное море и играют там в кораблики, радостные и немного двинутые на воспоминаниях про свои настоящие путешествия, время которых давно минуло. И молодым писателем овладевает страх, и он клянется, что никогда не опустится до такого. Но почти всегда не держит обещание.
Иногда он смотрит, как отплывают чужие корабли, но слишком редко капитаны берут на борт лишнего пассажира. Потом те корабли появляются снова, обычно искалеченные штормом, с рваными парусами, а гордые, но обессиленные капитаны часто не удерживаются на ногах, как только ступают на землю, и долго не могут прийти в себя и подняться.
Любители искусственного моря угрожают и молят, пытаясь купить или отобрать свежую воду, набранную смельчаками в открытом Море. Эти люди знают почти всех капитанов, чувствуется, что они связаны как увлеченностью и завистью, так и презрением и ненавистью. А на тебя никто не обратит внимания. Почти все они хоть недолго, но были в открытом море. А ты? У тебя даже собственного корабля нет.
Иногда ты окунаешь ладони в воду, учась играться словами. Даже очень-очень хорошо играться, но в тех произведениях не будет души, свежести первотворения, потому что твоему таланту нужны новые впечатления и простор. Ему надоело это побережье, чужие праздники бесшабашности и горе осторожности. Он тянет тебя на глубину, далеко-далеко, где еще никто не был...
Иногда молодой писатель находит обломки чужих кораблей, поеденных ржавчиной и плесенью, почти труху, а не дерево - забытых, брошенных, преданных кораблей, или растрощенные болью обломки красавцев, которые не выдержали урагана.
Многие так и не построят свой корабль. Не хватит терпения для парусов, решительности, веры в себя, смелости, чтобы те паруса наполнить ветром, власти над компасом и навигационными приборами, мастерства, скрепляющего доски бортов, воли, которая крепит каркас, фантазии, что создаст команду из героев еще ненаписанного произведения.
Еще многое нужно, чтобы построить свой корабль. Хотя были смельчаки, отправляющиеся в путешествие на утлом суденышке, собственноручно вычерпывая воду. И некоторые счастливцы даже возвращались с победой и славой. А были те, что слишком старательно и долго проектировали и проверяли свое судно, так никогда и не заканчивали работу или боялись отойти далеко от берега, подчиняясь осторожности и почитанию авторитетов.
А каждое настоящее путешествие - это воплощение опасности. Море коварно, оно заманивает спокойствием и приветливостью, но стоит только призрачному побережью исчезнуть, оно проявляет свою власть.
И тогда нужно Море слушать, ибо это его истории ты пересказываешь людям, поэтому так нужна тишина, которой пренебрегают современные произведения техники. Море никогда не заговорит с ними, потому что ненавидит, и без сомнения обманет и потопит. Это дело чести. И нужно с Морем спорить, ведь только так можно остаться в живых и стать достойным этой беспредельной бездны, что одаривает и штормами, и штилем.
Там, на глубине, у каждого свой путь, свои искушения и свои испытания. Обычно в эти тайны не посвящаются даже близкие люди, ибо Море отомстит. И те, кто делится таким опытом, очень редко путешествуют снова, приучаясь забавляться корабликами.
Но одно я могу сказать, что, несмотря на опасность, находиться на глубине - огромное счастье, в котором нуждаешься больше, чем в чем-либо еще, и сотворенный тобой мир всегда ближе и лучше мира людского, даже если его цвета только темные.
Капитан, обычно одинокий, выше всех людей и могущественней, и велико искушение воспользоваться словом, чтобы уничтожить врага, приворожить не отвечающего взаимностью, подчинить целый народ или мир. В Море это возможно, и цена для каждого своя. Но только зло ведут за собой такие желания.
Я уже чувствовала, как дышит Море под моим кораблем, я заплывала далеко, иногда сомневаясь, что найду дорогу домой. Но я снова окажусь на глубине, даже еще дальше от берега, так далеко, насколько хватит смелости.
Спусти на воду свой корабль, молодой писатель!
Осталось так мало капитанов, и на берегу стоят огромные очереди за привезенной свежей, не заиленной, живой водой, и без счета тех, кто бессмысленно играется словами. И это, на самом деле не главное, умение подменило душу писательства, уничтожает его чарующую силу, ибо слово, сказанное на берегу, не имеет власти.
Я жду тебя там, на глубине.
Не бойся, верь, у тебя все обязательно получится.
А если ты попадешь в беду, позови, я приду на помощь.