Hitech Алекс : другие произведения.

Неприятности свыше

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эссе, пытающееся классифицировать возможные неприятности, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, с точки зрения католицизма.

Неприятности свыше.

Эссе, пытающееся классифицировать возможные неприятности, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, с точки зрения католицизма.

Затем мы встретили банду подростков. И если бы я в школе не занимался карате, нас бы и не тронули.
Пример неприятности, никак не связанной с высшими силами.

Безотносительно к тому, верят или нет люди в предопределённую судьбу, часто обрушившающиеся на них неприятности люди определяют фразой «наказание Господне». Предполагается (и я уже об этом писал), что абсолютно каждого человека есть за что наказать, поэтому любые неприятности, при условии, что они в самом деле ниспосланы Господом, заслужены.

Но на самом ли деле это так?

 Лирическое отступление:
 []

Испытание совести — вопросы, которые каждый христианин должен задавать себе во время покаяния, во время Исповеди и перед сном, — приведены в Требнике издательства францисканцев 2003 года на страницах 182-184. Это, блин, три страницы мелким шрифтом. В том числе требуется ответить на вопросы «Исполняю ли я согласно со своей совестью свои гражданские обязанности?», «Был ли я законопослушен и уважал ли законные власти?», «Стараюсь ли я быть на своей работе трудолюбивым, честным, исполняя свои обязанности с любовью?» и «Придерживался ли я правил дорожного движения?»

Помещение всех этих действий в раздел «Испытание совести» означает, что негативные ответы на эти вопросы — на совести человека, а не Господа. То есть нельзя свалить на Господа вину за то, что я еду со скоростью 50 км/ч там, где разрешено 40, — даже если это Он создал меня таким экстремалом, наслаждающимся гонками на бешеных, невообразимых скоростях.
 []Догмат, или, если хотите, аксиома христианства: Господь дал нам свободу воли и свободу выбора. Он всемогущ, но Он решил не влиять на наши решения, и Он уважает их, какими бы эти решения ни были. Господь может побудить нас к тому или иному решению, указать направление, позвать, но само решение всё равно в конце концов остаётся за нами, и мы имеем право и возможность принять то решение, которое противоречит Его планам. В качестве компенсации за то, что Он не ограничивает нас в наших решениях, мы не ограничиваем Его в Его возможностях дать нам по голове за неверные решения.

Далеко не все проблемы в нашей жизни — следствие действий Господа. Но, если мы предположим, что Господь активно влияет на нашу жизнь, то некоторые наши проблемы, безусловно, Его рук дело. Я решил попробовать рассортировать все возможные проблемы и выделить их виды, чтобы знать, чего ожидать.

Заранее предупреждаю: в совпадения я не верю. Если начать разбирать неприятность, которая считается возникшей из-за трагического совпадения, всё равно рано или поздно можно будет докопаться до активного вмешательства, которое могло предотвратить эту неприятность или, наоборот, послужило её причиной. Таким образом, я считаю логичным взять в качестве эпиграфа для следующего раздела слова великого, но незаслуженно оклеветанного, советского политического деятеля:

У каждой катастрофы есть своё имя, отчество и фамилия.
Маршал Советского Союза Лаврентий Павлович Берия.

0. Прежде всего хочу заметить: не все неприятности посылает нам Господь. Зачастую мы справляемся своими силами. Поэтому под нулевым пунктом идут проблемы, которые мы создаём себе сами, прямо или косвенно.

Вы бежите за автобусом, но наступаете на собственный шнурок ботинка, падаете и из-за этого не успеваете подняться в автобус. Сами виноваты, ибо в апокрифах сказано: «И да будут завязаны шнурки твои на шузах твоих!» Обвинять в этом кого бы то ни было ещё нелогично и неверно, потому что это было только ваше решение — завязывать шнурки или нет.

То, что я сейчас пишу этот пост, а не изучаю опостылевшие алгоритмы вращения шестимерного пространства Калаби–Яу в одиннадцатимерном континууме, — это моё собственное решение, Господь тут ни при чём. Поэтому мне придётся взяться за эти алгоритмы поздно, соответственно, поздно лечь спать, и я опять не высплюсь, а это снизит мою продуктивность на работе и повысит шанс совершить ошибку, — и все эти неприятности только на моей совести. Было бы нелогично и неправильно обвинять Господа в том, что Он виноват в моих ошибках. Писать этот текст сейчас — только и исключительно моё решение, и ответственность за все последствия лежит на мне.

1. Первый пункт — это проблемы, которые являются следствием невольных действий других людей без какого-либо влияния сверху. Вы бежите за автобусом, но водитель закрывает двери и уезжает, — водитель просто не увидел вас. На Испытании совести водитель честно скажет, что он исполнял свои обязанности по мере сил и усердия; он не совершил греха. И тот факт, что из-за этого автобуса вы опоздали на свидание, не сумели очаровать возможного супруга и у вас не родился ребёнок-будущий гениальный учёный, роли не играет.

2. Вторым пунктом идут проблемы, которые являются следствием сознательных действий других людей. Вы идёте по магазину и видите, как последний кочан горячо желаемой вами капусты какая-то тётка кладёт себе в тележку. Она видит, что вам нужна капуста, но всё равно забирает капусту себе. Это её сознательное решение, вы ничего не можете с этим поделать, разве что вырвете капусту у неё из рук. Такие случаи тоже бывают. Страдания из-за подсиживаний на рабочем месте, из-за активного участия в вашей жизни нелюбимых родственников или из-за супружеской измены тоже входят в эту категорию: все они — следствие сознательных действий других людей.

Может ли Господь быть причиной какой-либо проблемы из вышеперечисленных категорий? Мы ведь говорим о всемогущем существе; разумеется, да. Господь может внушить вам ложную уверенность, что вы справитесь с бегом, несмотря на развязанные шнурки. Господь может вызвать у водителя желание отправиться побыстрее, чтобы проскочить светофор на зелёный. Господь может сделать так, что тётке в магазине внезапно захочется борща, и поэтому она возьмёт последний кочан капусты. Но конечное решение всё равно принадлежит людям. Вообще-то, конечное решение почти всегда принадлежит людям, но сейчас мы не будем заострять на этом внимание.


На этом атеисты список возможных причин для проблем завершают, считая вышеупомянутые причины исчерпывающими. Но мы-то люди верующие, поэтому мы продолжим.

Особняком стоят проблемы, которые насылаются всемогущим Господом напрямую. Поскольку я не обладаю достаточной компетентностью, чтобы решать, какая проблемная ситуация из ныне существующих может служить примером как инспирированная Господом прямо, я буду приводить примеры из Библии.

3. Третий пункт — наказание:

9. зачем же ты пренебрёг слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян;
10. итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрёг Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою.
11. Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жён твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с жёнами твоими пред этим солнцем;
12. ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем.
13. И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрёшь;
14. но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын.
Вторая книга Царств, 12:9-14.

Вкратце: царь Давид вышел на балкон, увидел красотку Вирсавию, купающуюся на крыше своего дома, воспылал страстью и пригласил её к себе во дворец посмотреть картины фламандских мастеров, от чего та слегка забеременела. Но, оказывается, она уже была замужем, причём не за кем- нибудь, а за Урией, крутым и умным воином. Давид попытался замаскировать отцовство, предоставив Урии отпуск и отправив его к его жене. Однако тот, узнав из сплетен, что Давид утешает его жену, пока он покрывает себя воинской славой, отказался даже оставаться с Вирсавией наедине, — в этом случае ребёнок оказывается незаконнорожденным, а права незаконнорожденных стоят ниже плинтуса. А если бы Давид вступился за Вирсавию, то, по иудейскому закону, их вполне могло ожидать побивание камнями. Тогда царь Давид почесал репу, вернул Урию в войска и повелел оставить его во время боя в одиночестве против целой армии противника. Противники, не будь дураками, разделали Урию на гуляш; Вирсавия отсидела траур, а затем официально стала женой Давида и родила ему наследника трона, — что, разумеется, не сделало ребёнка законнорожденным. Незаконнорожденный наследник трона — это уже вообще сверх всякой наглости, и поэтому тогдашний пророк Нафаня пришёл к Давиду и опустил его морально на уровень его поступков.

У Давида было достаточно жён, и нечего ему было заглядываться на чужих женщин, что ему Нафаня популярно и объяснил. Кстати, моральные качества Вирсавии тоже вызывают вопросы. Хрена ли она полезла купаться на крышу, точно зная, что она просматривается из дворца? Это ж воду надо надо было в вёдрах самый чердак поднимать, — с водопроводами в Иерусалиме тогда была напряжёнка, всю воду жЫды выпили, — не такое простое занятие. Сдаётся мне, Урия Хеттеянин уж слишком сильно увлекался войной, забывая про более мирные занятия. Хотя Давида это, конечно, ни в коей мере не оправдывает: не существует провокативного поведения.

В качестве наказания Господь убил ребёнка, причинив зло и Вирсавии, и Давиду, а также отложил строительство Храма, средоточия святости, до следующего поколения: своим поступком Давид лишил себя и весь народ единения с Господом, выражающегося в регулярных службах в Храме. Храм был построен сыном Давида Соломоном, мир с ними обоими, который в подобных грехах замечен не был, (по крайней мере, его не поймали), и, судя по книге Екклезиаста, вообще являлся одним из самых мудрых государственных деятелей всех времён и народов.

Смерть первенца, любимого ребёнка, была наказанием Давиду и Вирсавии за их преступление. Они нарушили не только заветы Господа, но и обычные общечеловеческие моральные нормы. За это им дали по носу. А поскольку Давид, будучи царём, представляет весь народ Израиля, и должен думать дважды перед каждым поступком, по носу заодно получил и весь народ.

4. Четвёртая возможная причина для неприятностей — испытание:

1. И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.
2. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
Книга Бытие, 22:1,2.

Интересно почитать комментарии Йосифа Цви Герца и РаШИ к этой главе. Оба комментатора указывают на частицу נא в ивритском тексте, которая часто опускается в переводах; это слово выражает просьбу: Господь не повелевает своему рабу, а просит Авраама об одолжении. Интересно, что Господь ни единым словом не требует у Авраама умертвить Ицхака, это уже сам Авраам придумал: мол, раз речь идёт о жертве, то и приносить её надо по всем правилам, с закалыванием перед разжиганием огня.

Авраам, прекрасно понимая, что ему уже больше ста лет, и с Господом он увидится вот-вот, так что отношения портить как-то не с руки, собирает сынишку, берёт двоих подручных и топает на гору Мория. На третий день путешествия он добирается до вершины горы, сооружает там жертвенник и кладёт Ицхака поверх дров. Тут Господь объясняет Аврааму, что это Он так пошутил, сына резать необязательно, можно ограничиться вон тем бараном в кустах. Все аплодируют благополучному разрешению кризиса и счастливы, кроме барана.

Эта история обычно приводится как пример готовности человека выполнить волю Бога: слова Господа имеют настолько сильное влияние на Авраама, что тот готов пойти на всё, лишь бы исполнить Его волю, в том числе на убийство собственного любимого сына.

 Лирическое отступление:
 []Между прочим, история Авраама приводится в медицинских вузах как классический пример шизофрении. Человек слышит голос неизвестно откуда; голос даёт каждый раз практически одни и те же обещания («из чрёсел твоих выйдет великий и многочисленный народ»), а спустя какое-то время приказывает убить близкого человека. Внезапное изменение планов Авраама в самый последний момент психиатры списывают на временную ремиссию психоза. См. также фильм «Игры разума».

Но если мы предположим, что всё описанное произошло на самом деле, то получается довольно страшненькая картина: Господь, желая всего лишь проверить, на что человек готов пойти по одному Его слову, приказывает этому человеку убить его любимого сына. Что чувствовал при этом Авраам, — мы предположили, что он был в здравом уме и твёрдой памяти? Уж явно это было не облегчение из-за того, что ему наконец-то известна воля Господа. Я бы, скорее, ожидал увидеть обиду, злость, разочарование: «Ты же сам обещал, что от нас с Сарой произойдёт великий народ, а теперь приказываешь убить нашего сына, единственного человека, который может стать прародителем этого народа? Грош цена Твоим обещаниям!» Я не представляю себе, в какой ситуации надо оказаться, чтобы решиться убить собственного любимого ребёнка. И все ощущения в этой ситуации можно выразить одной фразой: «За что, Господи?!»

А ни за что. Просто так. Это испытание. Справишься с обрушившейся на тебя неприятностью — получишь что-то хорошее. Не справишься — не обессудь.

5. А теперь начинается самое интересное. Помните книгу Иова?

14. И вот, приходит вестник к Иову и говорит:
15. волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
16. Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
17. Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
18. Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего;
19. и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
Книга Иова, 1:14-19.

Воля ваша, но я очень сильно сомневаюсь, что абсолютно все вышеупомянутые отроки, сыновья и дочери Иова были гадами, заслуживающими немедленной смерти. Иначе получается как-то странно: у величайшего праведника всех времён и народов вся семья и все слуги — злодеи, на которых клейма негде ставить. Какой же он тогда праведник, раз не углядел за своими слугами и родственниками? Но тогда выходит, что Господь убил их всех — да, технически убивал Сатана, но ведь это Господь дал ему такую власть — только для того, чтобы подвергнуть испытанию самого Иова. Даже не наказанию, — испытанию!

 Лирическое отступление:
 []

Что-то подобное мы уже видели выше, где, чтобы наказать Давида и Вирсавию, Господь убил ребёнка, который по малолетству своему вообще ещё согрешить не успел. Но для случая Давида и Вирсавии есть отмазка: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Книга Исход, 20:5), — так что Господь Сам говорит, что Он может убить сына за грех отца.

В Православии считается, что дети, умершие до достижения семилетнего возраста, не совершили грехов, и поэтому, несомненно, после смерти попадают в рай, — вне зависимости от грехов их предков. Мнение Католической церкви по этому вопросу мне неизвестно, но любой интересующийся может нарыть в Гугле информацию про Лимб.

Является ли смерть злом? Конечно. В таком случае получаем безусловный вывод: Господь может причинить зло одному человеку для того, чтобы подвергнуть испытанию или наказанию кого-то другого. Убить слугу, чтобы испытать хозяина. Без какой-либо вины на самом умерщвляемом. С точки зрения потерпевшего, причиняемое ему зло будет абсолютно незаслуженно. (Насколько оно в самом деле незаслуженно? Неизвестно, ведь доказано, что абсолютно безгрешных взрослых людей не бывает).

6. Напоследок — ещё более интересный эффект:

17. Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление,
18. и увидел Его [Иисуса], и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне.
19. Я сказал: Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах,
20. и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерёг одежды побивавших его.
Деяния святых Апостолов, 22:16-20.

За что был убит вышеупомянутый Стефан? Согласно шестой главе Деяний святых Апостолов, его подставили, приведя на суд лжесвидетелей, (что прямо запрещено одной из заповедей). Было ли это на самом деле так, мы, понятно, уже не узнаем, но если предположить, что его обвинили ложно, то, получается, его приговорили к побиванию камнями зря.

Но его смерть не была напрасной, — она помогла людям усомниться в истинности обвинения и обратиться в христианство, как произошло, в частности, с Савлом, будущем апостолом Павлом, чьи слова я процитировал выше. (Кстати, храм, в котором Савл молится в цитате, — это тот самый Иерусалимский Храм, от которого сейчас осталась только Стена Плача; других тогда в Иерусалиме не было). Примечательно, что Савл был обращён не прямо из-за смерти Стефана, а позже, по дороге в Дамаск, и начал терзаться из-за своего участия в казни Стефана уже после обращения.

То есть Господь может посылать наказания, горести, проблемы и даже смерть для того, чтобы на их примере повлиять на кого-то другого, ближнего или дальнего, причём даже не прямо, а опосредованно, косвенно. И необязательно сразу.

Я так и представляю себе ситуацию, похожую на историю Иова: у человека всё плохо-плохо-плохо, но он уповает на Господа, черпает силы в вере, и в конце концов благодаря этой уверенности разгребает свои проблемы. Спустя сорок лет он, расчувствовавшись, рассказывает свою историю на каком-нибудь форуме, его читает кто-то ещё и понимает: «Ага! А в этой вере что-то есть!» И все проблемы, свалившиеся на первого человека сорок лет назад, были устроены только ради этой мысли читателя. Пусть тот, кто скажет, что это невозможно, первым бросит камень в свой монитор!

 Анекдот в тему:
 []Человек умер и оказался на небе. Долго маялся, потом попросил встречи с Господом. Просьбу удовлетворили. И вот сидит он с Господом и спрашивает у Него:
— Господи, я прожил долгую жизнь, вырастил трёх детей и пятерых внуков… Но скажи мне, в чем был смысл моей жизни?
Тот ему говорит:
— Помнишь, ты в молодости, в семьдесят пятом, с другом поехал на курорт?
— Ну ездил я на курорты, и что?
— На четвёртый день вы пошли с ним завтракать в ресторан на террасу, а за соседним столиком сидела девушка, помнишь?
— Ну вроде помню… А дальше?
— Она попросила тебя передать с вашего стола солонку. И ты передал. Помнишь?
— Допустим…
— Вот.

Грабли, на которые я наступаю, бывают двух видов:
1) Те, которые чему-то учат.
2) Мои любимые.
Подсмотрено в Сети.

Подытожу. Исходя из разработанной выше классификации, любые проблемы, с которыми мы сталкиваемся в жизни, подразделяются на следующие категории как возникшие:


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"