Аннотация: Приложение 1 к "Светильнику из Стамбула" Валахи, румуны, рома... Дракула, Пушкин. Читатель! Если тебе понравился текст, можешь оценить его в рублях. Счет 2200 1529 8365 1612
к Светильнику из Стамбула Православный Дракула
Цзен Гургуров
Валахи, румуны, рома... Дракула, Пушкин.
(Приложение ?1 к книге "Светильник из Стамбула"
http://samlib.ru/editors/h/hljustow_m_w/istambul.shtml
Часть первая - православный Дракула.
Новые главы стоило присовокупить к теории Кантемира о происхождении молдаван, но там для них недостаточно места. Ведь речь шла о греках. И писать бы вовсе не стоило, если бы спустя два столетия после Кантемира парадоксальная дако-римско-греческая смесь, как в крови, так и в умах, да еще густо замешанная на позднем сталинском марксизме не ударила в голову другому правителю Румынии - Чаушеску.
Карлик в черном пальто.
Сегодня в фамилии Чаушеску мне слышится нечто нежное, обволакивающе пьянящее, как румынское вино. Ведь "Чауш" - название сорта винограда. Странно, насколько молдавские и румынские вина разнились вкусами: кисловато-жгучее против сладковатого с неким фруктовым привкусом то ли айвы, то ли меда. Наверное, потому что в Союзе мы пили румынское экспортное, а молдавское "своё". В самой Молдавии лучшим считались "пуркарские" вина из городка Пуркары, ранее заселенного исключительно немецкими колонистами с Рейна, принесшие свои сорта белого, красного и темного винограда, переиначенные названиями на молдавский манер: "алб де Пуркар, рошу де Пуркар, негру де Пуркар (белое, красное, темное)". Приезжие из России причмокивали губами, воспоминая вкус вина: "Рошу, рошу!"
О, эти льющиеся рекой вина! О, изобильные Криковские подвалы, по которым передвигаются на специальном автотранспорте, а туннели носят пафосные названия вроде "Проспект шампанского". Местное предание гласит о торжественном посещении подвалов первыми космонавтами. На одном из винных проспектов потерялся... сам Юрий Гагарин. Еле сыскали, поскольку космонавт номер один не откликался на зов по причине "слишком хорошего настроения".
Какие катакомбы без легенд? Например, о яловенском хересе. Пусть и грубоватом на вкус, отдающим бочкой, зато всем хересам хересе. Знаменитый хересный грибок для него похищен в Испании советской делегаций. Верней - одной дородной молдавской дамой, спрятавший образец хересного грибка в ложбине своего безразмерного декольте. Щепетильные испанцы хотя были извещены о готовящемся похищении и бдительно следили за каждым членом делегации, все же не решились заглянуть столь глубоко.
Подробности придают особую пикантность легендам, активируя спящие архетипы: весь советский херес, хоть яловенский, хоть крымский, хоть кубанский (последний и "хересом" сложно назвать) как бы взлелеян огромной грудью, то ли Проматери, то ли Великой Блудницы. А первый покоритель космоса, непременно должен открыть иные вселенные (пусть только для себя лично) в глубоких катакомбах, увидеть подмигивание звездного неба в искрящемся игристом вине, называемым "Советское Шампанское". Сей оксюморон как нельзя лучше отражает двойственность тогдашнего бытия: "настоящее Шампанское" может быть только из подвалов Шампани, а "Советское Шампанское" только из Страны Советов.
Тем не менее, тогда ни у кого противоречия не возникало, поскольку осенено было высказыванием Не Упоминаемого Вождя Народов: "Советский человек может и должен пить шампанское" (или что-то в этом роде), подразумевая иную, не менее эпохальную цитату "Будет и на нашей улице праздник!". Праздник советского человека начинался с раскупоривания бутылки "Советского шампанского". Знаменитых "червячков" из-за золотых завитушек на черной или белой этикетках. На приличном столе "в честь праздника" обязательна казалась и бутылка коньяка, хоть мужики пили главным образом водку, "дамы" сухие вина и кагоры отечественного производства, иногда из "подвалов" Анапы, Массандры и Крикова.
О, блаженная Молдова времен социализма! Пьяноватая, веселенькая, винно-фруктовая, с единственным на весь Кишинев магазином с продажей водки, и дешевейшим на весь СССР вином, занимавшим половину витрины даже в лавках детского питания. Черное пиво в многочисленных "автопоилках". Даже "жигулевское" - "бере Жигули" - в Молдавии варили исключительно черным.
"Молдаване большие весельчаки и любят шутки. У них, что на сердце, то и на языке, как легко они забывают вражду, так же недолго сохраняют память о дружбе. Не прочь хорошо выпить, но и не пропадают без вина. Любят проводить время в веселых пирушках, которые длятся от шести вечера до трех ночи, а иногда и до рассвета, причем пьют очень много вина, иной раз до рвоты, но обычно не каждый день, а только в праздничные дни или зимой, в плохую погоду, когда мороз загоняет жителей в дома и побуждает их согреваться вином. Не любят водки; исключение составляют солдаты. Все остальные пьют ее перед обедом по маленькой чарке. Любителей вина особенно много в нижней Молдавии и в пограничных с Валахией местах. Однажды затеяли спор, кто больше выпьет вина - молдаванин или валах. Спорщики вышли на Фокшанский мост (который находится на границе между Молдавией и Валахией) и состязались, выпивая чаши, до тех пор, покуда валах, раздувшись от чрезмерного количества вина, не испустил дух; за эту победу молдаванин был пожалован своим господарем дворянством".
Д.К.
Вино! Радость и проклятие Молдовы. В бытность мою в Кишиневе много наслушался от бывшей заместительницы главврача их центрального Дурдома. Топоним почти официальный, за районом "Телецентр". Даже остановку так объявляли: "Дурдом".
После войны окончившая мединститут энтузиастка-комсомолка приехала из России поднимать молдавскую медицину, в край, по слухам много пострадавший от "румынских бояр". Вскоре выяснилось, что куда больше страдают молдаване от своих обычаев, особенно обильного употребления вина. Повсюду грязь, дизентерийная палочка, случается и холерная. Вино - какая ни есть профилактика кишечных инфекций.
Потому молдаване воду редко пили, зато в каждом доме на столе стоял кувшин вина. Даже дети заливали внутрь вино, едва оторвавшись от материнской груди. От алкоголя растущие клетки детские мозга развивались вяло. Самый распространенный диагноз психических заболеваний: детский дебилизм на почве раннего употребления алкоголя. Естественно детишки вырастали и по причине приобретенной в детстве известной недоразвитости, не видели ничего дурного в том, что их дети тоже с младых ногтей вино употребляют стаканами. Такой вот замкнутый круг, отлившийся неистребимыми во всем Северном Причерноморье анекдотами про молдаван и их умственном развитии.
Во время рассказов о методах разрыва порочного круга у бывшей "замзав" психбольницы накатывались слезы. Уговоры, плакаты, учебные фильмы помогали мало. Действенными оказались только ясли-интернаты, детсады-интернаты, школы-интернаты, причем именно в такой последовательности. Так взрастала молдавская советская интеллигенция.
"Вот, под конец жизни я думаю, - заключила старушка - стоило ли все это? Ведь они по-своему были счастливы. А теперь все эти интеллигенты, которых я буквально на руках вынянчила, в сторону нас - русских (хотя была чистокровной еврейкой) плюют. Пока исподтишка. Еще рассуждают о какой-то высокой культуре и древней истории молдавской нации". Тогда - в середине 70-х - я еще не все понимал в ее сетованиях. Но запомнил крепко. Старая мудрая врачевательница вековых пороков далеко вперед заглядывала.
Назад! К "карпатскому гению" Чаушеску. Лет более 20 тому в его виноградной фамилии послышалось иное. "Чауш" не только деликатесный сорт винограда из Малой Азии, "чауш" - древнее название высокого полицейского чина при дворцовой гвардии византийских императоров, вошедшее во многие восточные языки. В том числе и как "тюремщик" или "начальник тюремной стражи".
"Виноградно-полицейский" диктатор (как это по-румынски!) слыл самым жестоким среди всех европейских "лидеров социализма". Разве Энвер Ходжа мог с ним посоперничать в черной славе. На первый взгляд такого про Чаушеску не скажешь: добродушный карлик в нелепом черном пальтишке и старомодной шляпе или каракулевом партийном "пирожке".
В память врезался абсурд его свержения перед Новым 90-м годом. Танковые колоны входят в бунтующий город. Стрельба, ужас на переполненной народом площади, неизвестность в предощущении большой резни. Всё кончилось сравнительно малой кровью, бетонным плацем у казарм, на котором рядом с трупом малорослой жены скорчился убитый диктатор во все том же неизменном черном пальтишке. На вид почти мальчик.
В памяти об "эпохе Чаушеску" всплывают помпезные новодельные дворцы Бухареста, парадные новостройки в глянцевых буклетах "Социалистическая Румыния" впечатление от просмотра которых, смешивалось со слухами о нищих и забитых румынах, страшно боящихся "Секуритате" - ихней не то Сигуранцы, не то КГБ.
В нашем детстве существовали особо ценные фильмы, просмотр которых при повторных показах считался обязательным. На них из скудных средств на школьные завтраки выкраивалось по 10 копеек на утренний сеанс. За иной фильм можно было и пару уроков прогулять. Даже угроза двойки и вызова родителей не пугала - фильм того стоил.
Сейчас бы их назвали "культовыми", тогда мы говорили: "классный фильм". Была б возможность, смотрели бы по сто раз подряд. "Классные фильмы" "закрывали тему". Будь то "индейцы и ковбои", "война", "рыцари", "12-й год" и прочее. Всё про Древний Мир мы уяснили из трех фильмов: "Спартак", "Триста спартанцев", "Даки". Причем последний котировался ничуть не ниже голливудских собратьев. Именно из него в московских дворах переняли игру "в пальцы": растопыриваешь пятерню на деревяшке и ну себе тыкать между пальцами ножиком, как древние войны Дакии. В фильме много сражений и мало разговоров, там мужественно сражались и умирали геройски, там грозные римляне оказывались "плохими", а мохнатые даки в звериных шкурах - "хорошими".
Куда позже, уже в Университете, судьба свела меня с румынским аспирантом, довольно презрительно относившимся к нам - московским аборигенам. Поначалу казалось, что причина его фанаберии сравни польской (с молодыми поляками довелось пересечься не раз и хорошо изучить их заносчивость). Про себя полагал, что особой европейскостью Румынии гордиться не приходится. Был же я в Молдавии. Та же Румыния, только "наша".
В общем, достал румына. Тот раскололся: поведал о Великом Чаушеску, назвав Первое Лицо чем-то вроде Кондуктора с большой буквы. Позже выяснилось правильное произношение титула "Кондукатор", сиречь "руководитель". Не удержусь процитировать часть его званий, озвученных румынскими официозами. Песня! Настоящий "западно-восточный диван":
"Основатель истории", "Провидец будущего", "Нежный поцелуй Родной земли", "Наш мировой Бог", "Титан из титанов", "Сын Солнца", "Наша Полярная звезда", "Священный Дуб Славы Румынии", "Символ Мира и Света", "Живой Огонь", "Князь Грации", "Сокровищница мудрости", "Человек с Нравственностью Святого", "Чудесное Воплощение Добра", "Дунай Разума", "Могучий как Карпаты", "Гений Карпат", "Спаситель".
Вот уж на кого бы никогда не подумал на счет величия, так на жалкого карлика Чаушеску! Пожалуй, сам Отец Народов, и тот бы покраснел, присвой ему хоть половину таких титлов. Хотя, другая половина - явная калька с отечественного величания Сталина. "Корифей всех наук"..., ну и так далее.
Румынский аспирант, меж тем, высказал несколько лозунгов "Кондуктора", суть которых кратко сводилась к идее Великой Румынии - моста между Западом и Востоком. Тогда я понял метафору однозначно как "между Европой и Азией", лишь позже еще и "Первым" и "Вторым" миром, сиречь капитализмом и социализмом.
Румын не унимался. Оказывается кинодилогия "Даки" - "Колонна" суть большой пропагандистский проект Чаушеску о связи "почвы" и "цивилизации", восточного варварства (даки в фильме выведены подобием городских скифов) и величия Рима. "Колонну" до того разговора я не смотрел - не котировалась в силу малой понятности сюжета и ничтожного по сравнению с "Даками" числа сражений.
Любопытство мое возбудилось, я нарочито отследил вторую часть румынской дилогии в "Кинотеатре повторного фильма" (эх, время было!). Оказалось, увиденное четко укладывается в теорию румына. Жаль, не помню ни имени его, ни фамилии. Начиналась на что-то вроде "Барду" или "Варду". Вардаску? Бардяну? Нет, не вспомню.
Зато хорошо помню, как в конце беседы показал румыну жирный кукиш, впрочем, сопроводив жест добродушной улыбкой и легкой шуткой, равно заключением, что место "моста между Востоком и Западом" уже занято государством куда более мощным. Румын, в свою очередь, тоже отшутился: "Уж не Турцией ли?". Так мы завершили глубокое и всестороннее обсуждение тему связи частей света и общественно-политических формаций.
Даже сегодня впечатляют амбиции карлика в черном пальто и высоком каракулевом "пирожке". В тех же пальто и "пирожке" Чаушеску лежал на бетонном полу вместе со своей миниатюрной женой. Маленькие, словно трупики лилипутов, расстрелянные прямо в кадре бравыми десантниками. Телекадры расстрела крутили по всему миру, проклиная диктатуру Чаушеску. Жалкое зрелище. Диктатор скорчился в утробной позе, и напоминая малыша. Вокруг голенища сапог и галифе штабных офицеров при каждом повороте камеры убегающих из кадра. Даже мертвого они его боялись.
Большие чины ЦРУ (давно отставленные) недавно признались: "народное восстание румынского народа" - кровавый спектакль, спланированный и разыгранный их "конторой". Пробный шар в методике "цветных революций". Своего рода Аламогордо массово-психологических бомб. Не помогло Чаушеску заигрывание с "американской хитрой конторкой".
Словно аппарат по выделке поп-корна, в те годы СМИ извергли ассорти из фактов и слухов о мафии семьи Чаушеску. Как работал мост "Восток - Запад", о тайных операциях продажи за баснословные деньги секретной советской техники американцам, и прочих мелочных подставах "старшего брата" в истинно румынском духе гешефтов. Что время от времени Кондукатор пытался сколотить "малый СЭВ" и "малый Варшавский Пакт" из Румынии, Югославии и... третий член все время где-то болтался. Кандидатом назначался то ЧССР времен "пражской весны", то "самый веселый барак социалистического лагеря" - Венгрия. Делалось все, чтобы "уравновесить тяжесть СССР в Восточной Европе" и проводить еще более независимую политику. Куда уж независимей, стоит поставить рядом Тито и Чаушеску!
Однако недобросовестность "младшего брата" к "Большому соседу" - "мелочь"! Ведь компромат "копали" западные журналисты, подобные подставы СССР записывавшие "в плюс" румынскому диктатору. Обелять тирана никто не собирался, потому валом выше Карпатских гор валили публикации о пытках творимых лично "товарищем Николае", о жене Елене, по прозвищу "Крокодилица", о сыне Нику прозванного "Дракулито" ("вампиреныш") - главе румынского спорта зачем-то вгонявшего иголки под ногти всемирно известной гимнастки Нади Команечи. И, конечно же, о страшной тайной полиции "секуритате", действовавшей методами круче НКВДэшных. О всеобщем страхе. И далее в том же духе...
Сегодня ясно, что пришедшие на немалой крови к власти "демократы" вешали на тирана всех собак и кошек, как мертвых, так и живых, как подлинных, так и мнимых. Сегодня известно, что число жертв "секуритате" ничтожно, не было ни концлагерей, ни сколь-нибудь массовых репрессий. Но что-то должно было быть, поскольку дыма без огня...?
Было! Совсем иное в "румынском духе": огромное число тайных и внештатных сотрудников секретной полиции, в обязанности которым вменялось постоянное распространение слухов типа: "моего соседа забрали, исчез со всей семьей". Как не поверить очевидцу? И позли слухи, множилось в пересказе число жертв. Вот так: не сажая, не пытая можно насадить образ "страшной и всесильной" тайной полиции. Румынское "ноу-хау".
"Самый известный румын".
На волне разоблачений черный образ Николаи Чаушеску стал напоминать совсем иного румынского правителя. О, власть стереотипов! Румынию знают в мире по одному единственному образу, в самой Румынии его "имя" синоним Сатаны. Речь, разумеется, о трансильванском графе Дракуле. Знатоки называют его Цепешем, иногда припоминают имя Влад.
Даже похороны Чаушеску напомнили о Дракуле: трупы диктатора и его жены залили толстым слоем цемента. Есть предание, будто труп Дракулы-вампира залили смолой, гроб обмотали цепями, сбросили в глубокий скальный колодец и завалили огромными камнями - чтобы упырь наружу не вылез. В случае с Чаушеску толщу цемента над ним объясняли боязнью: вдруг выкрадут трупы. Но, поди, их румын разбери, чего они боялись. Может Чаушеску-вурдалака?
Влад Цепеш Дракула никакой не трансильванский граф, а валашский, то есть из южной части современной Румынии. Путаница пошла от Брема Стокера, от его "готического" романа. Батюшка Дракулы тоже звался Влад, но ? II, с титулом "дракул". "Дракул" означает "дракон" - член рыцарского ордена Дракона, созданного королем Австрии Сигизмундом Первым для борьбы с турками. Соответственно, "Дракула" - "сын дракона". Одиозное звание в Румынии превратилось Дьявола, в молдавском языке обозначает "черт".
И не "граф" Дракула вовсе, а "господарь". В болгарском вообще означает "хозяин". Хозяин дома. "Господарка" - "хозяйка". Очень по-домашнему, если забыть, что утвердившегося во главе СССР Сталина за глаза стали называть "Хозяин". Непроизвольно. В старом значении титул "господарь" ближе к славянскому "князь". Даже "Великий Князь", сиречь "герцог". Титулу "господарь" есть синоним: "воевода". В русском что-то вроде "генерала".
"Цепеш" - ("сажатель на кол"), тоже не совсем верно, поскольку по-румынски означает "протыкатель" от мастерского владения Владом копьем. Употребление "Цепеш" применительно к Владу Дракуле зафиксировано только через полсотни лет после его смерти.
Даже имя его - Влад - тоже не совсем точно, поскольку полное имя Владислав III. Соответственно, сын Владислава II.
"Дракула" управлял Румынией из Тырговиште (Торговице) тогдашней столицы Валахии. Утвержден на трон собранием валашской Рады. Одно время занимал замок Бран, что недалеко от Брашова, враждовал с боярами, был предан своим братом Раду (Радуславом), скорбел о гибели старшего брата Мирчи (Мирослава) заживо закопанного турками в землю на глазах братьев и отца, жестоко мстил за него османам.
Стоп! "Торговице", "рада", "бояре", "господарь", "воевода", "Бран", "Брашов", "Владислав", "Радуслав", "Мирослав". Какой язык? Неужели румынский? Ни слова, ни имени с романским корнем. Может Дракула не румын вовсе? Славянин?!
Среди исторических документов, исходящих от самого Дракулы есть писаные латынью (переписка с венгерским двором) и... на старославянским или "руском". Ни одного документа на румынском. Факт объясняют просто: румынский тогда считался языком черни, записи не достойным. Первый известный документ на румынском языке датируется полувеком после смерти Дракулы.
Со "славянством" Дракулы более-менее ясно: С юга Болгария, с запада - Сербия. С севера (за Трансильванией) Словакия, хоть тогда и венгерская. С востока - ?... по идее Великое Княжество Литовское. На северо-востоке лежала Польша, к союзу с которой склонялась княжество Молдавия. "Славянское засилье". "Вынужденное использование "чуждого" языка".
На самом деле, на востоке, за Молдавией, простирались пустые пространства. Когда-то земли Галицко-волынского княжества. Хан Батый и его наследники прошлись по ним так, что не осталось ничего. Голая бессарабская степь. Позже от Крыма до Железных Ворот на Дунае татары устроили кочевья, ареал которых к середине XIV века заметно сократился. Спускающиеся с гор валахи (вперемежку со славянами) начали вновь осваивать плодородную равнину. Причем валахи традиционно отдавали предпочтение скотоводству, а славяне - земледелию. Примечательно, что в румынском и молдавском языках большинство земледельческих терминов тоже славянского генезиса.
Позже туда - в земли между Прутом и Днестром называемые Бесарабией (теперь "Республика Молдова") - бежали холопы с Украины и Польши, яремные из Валахии, "райя" из турецких земель. Тайно селились в кодрах, тайно жили в гористых лесах. Тайно смешивались. Зато Бесарабия не узнала крепостного права. Во всяком случае, так утверждают современные молдавские источники: "никогда молдаване не были рабами". В самой Румынии же крепостное ярмо отменили позже, чем в России.
Подобным образом в Южные Карпаты, где укрылись влахи, стекалась изгнанная отовсюду знать. Достаточно просмотреть кантемиров список "боярских родов молдавских". Опричь десятка фанариотских родов императорского извода (все те же Дуки - Контакузины), в молдавских боярах значатся и черкесы с аварами, и поляки с сербами, албанцы, армяне. С корнями дворянства Валахии картина подобная.
Славянские роды если не доминировали в последствии, то поначалу кадры в "господари" поставляли исправно. Многонациональная валашская знать поголовно ходила в полиглотах. Государственным языком Валахии и Молдовы почти три столетия являлся... "руский", он же "западнорусский" - язык власти и делопроизводства Великого Княжества Литовского.
Следовательно, существовали сословия чиновников и воинов свободно владевшие "руским" - способные читать и понимать грамоты на нем писанные и самим издавать документы на нем. Число "носителей языка", в данном случае "руского" или "руського", было значительным, даже если принять современную молдавскую версию об "изначальном приоритете румынского языка".
Даже печать Дракулы, изображающая господаря и боярина под древом, обрамлена надписью на кириллице: "IO ВЛАД ВОИВОД МАТЮ БЖЮ ГОСПОДИN ЗЕМЛИ ЮNГРО +". Сегодня ее переводит как: "Влад воевода милостью Божией господин земли угро-влахов". Для сравнения надпись вокруг "головы быка" на печати Стефана Великого: "ПЕЧАТЬ IO СТЕФАИNЬ ВОЕВОJА ГОСПОДАРЬ ЗЕМЛИ МОЛДАh(В)СКОИ +". Здесь и перевода не надо. Как видим, написание некоторых слов разнится, однако язык обоих оттисков более понятен нам, чем современным румынам.
Не покажется удивительным, что ярый сторонник "социализма по-румынски", всячески противившийся влиянию СССР, в том числе культурному и языковому - Чаушеску в семейном кругу предпочитал говорить... по-русски, особенно когда хотел, скрыть содержание разговоров от прислуги и охраны. Традиция есть традиция. Пусть сам Николае вырос в нищей горной румынской деревушке, давно забывшей всякие славянские языки.
Не надо быть филологом, чтобы услышать в современном молдавском сильные славянские корни. Сомневающиеся могут словарь молдавско-русский полистать. Есть чему удивиться не только читая словарь, или бегло знакомясь с воспринятыми от славянских языков правилами словообразования в румынском. Язык выдает то, что пытаются скрыть политики и рьяные пуристы от языка.
Откуда вы влахи?
В румынской исторической традиции принято спорить о римском или дакийском происхождении валахов и полностью отвергать всякое славянское влияние. Спорить начали даже раньше Кантемира. Конечно, "римское" куда почетней, перекидывается мостик к истокам истории, к Древним Риму и Греции. Некоторые современные румынские историки договорились до того, что, де, итальянцы - новая синтетическая нация, сложенная из немцев и арабов, воспринявшая испорченную средневековую латынь. "Только румыны - прямые наследники римлян". Ну да, завоевателей Дакии. Зато "цивилизованных завоевателей".
На Балканах история особенно большая шутница. Так основатель "железной гвардии" и первый их фашист - румынский националист Кодряну румыном не был: сын поляка и немки. Кодряну - псевдоним в память о полумифическом благородном валашском гайдуке. Все равно, если бы в России какой-нибудь Фриц Карлыч Реддигер назвался бы Евпатием Коловратом, объявив себя спасителем Земли Русской. Хотя и такое случалось.
С наследием Кодряну до сих пор в Румынии носятся, как с национальным достоянием. К дако-римской теории там густо примешал православный фашизм и язычество румынского извода (не только в Румынии - у нас тоже завелись его поклонники).
"Зеленый фашизм" вышел диковатым: в описаниях расправ с противниками "железных легионеров" поражает утробная жестокость. "Легионерам" оказалось мало изрешетить пулями немощного политического противника прямо на больничной койке, они не успокаивались, пока не изрубили его тело топором, обоссали останки, да еще устроили дикие пляски на кусках мяса. Им мало еврейского погрома. Для чего-то надо выдавливать жертвам глаза, резать уши и носы, изувеченные корчащиеся тела подвесить на свинобойне за металлические крюки умирать. Антисемитизм Кодряну нашел в крестьянской среде благодатную почву: де, нищие крестьяне ненавидели евреев, овивших почти каждую деревню нечестной торговлей и огромными ростовщическими процентами. Влившаяся в ряды "Железной гвардии" необразованная крестьянская масса привнесла архаическую дикость и жестокость. "Массы" - характерное словечко в политическом лексиконе первой половины ХХ века: "Массы не поняли "великой идеи", потому "исказили".
Идеологами "великой румынской идеи", вдохновителями "Легиона Михаила Архангела" (название почти как у отечественной "черной сотни" - с нее и слизано) оказались философы Элиаде, Чоран и "примкнувший к ним" абсурдист Ионеско. "Маяки и светочи западной культуры и философии второй половины ХХ века". Авторы теории вечно возрождающихся мифов и утверждения абсурдности в современном мире всякой морали.
Насколько же обоснована "дако-римская теория"? По иронии Истории населенная полудикими воинственными племенами Дакия римлянам была не нужна. До поры цезарей вполне Рим устраивала естественная граница по широкому Дунаю. Только финансовое банкротство Империи, только огромные долги заставили императора Трояна позариться на несметные запасы дакийского золота. В результате большой крови Дакия оказалась покорена, мужское население истреблено или продано в рабство, десятки тонн золота царя Децебала умыкнуты. Долги оплачены, "дефолт" Рима оказался отложен на столетие. "Взамен" приобретена постоянная головная боль: Южные Карпаты пришлось удерживать большими силами, требовавшими больших расходов.
"Дакийская" теория утверждает право на все занимаемые даками земли. На "исконность" румынской нации. Чаушеску подхватил модный в то время пассаж Кеннеди, попытался развить теорию "плавильного котла": даки и римляне слились в едином порыве. Таким образом "синтетические" права румын на дакские земли и на "римское культурное наследство" остаются в силе.
Стоило диктатору сгинуть, как историки заново разошлись: румыны опять "за римлян", молдаване - "за даков". Примечательно, что никто не может с уверенностью сказать, на каком языке говорили даки, каким богам молились. Принято считать, что на фракийском. Но кто может поручиться, что не на протославянском. Преемственность румынской "исторической" традиции соблюдается лишь в одном: славянское влияние отвергается обеими сторонами.
На поверку с даками и римлянами большой вопрос. Оказывается, что никаких весомых исторических оснований у теории Чуашеску нет!!! Нет свидетельств о романском населении современной Румынии века так с V. Пробел почти в тысячу лет. Нет в летописях упоминания об изначальном проживании валахов в Карпатах. Совсем нет!
До римлян даки жили, потом римские колонисты, вроде бы, ассимилировали даков. Потом с распадом Империи исчезли сами римские колонисты - отселились на юг за Дунай. Валахи вдруг появились в Карпатах вновь перед самым монгольским нашествием. Только одна летописная строка в "Повести временных лет" подтверждает карпатское проживание влахов где-то в Х веке. Русская летопись! И то упоминает как-то вскользь, в связи с описанием прорыва кочевых венгров в Паннонию через Карпаты.
Есть сомнения в достоверности даже этой строки. Писалась летопись на рубеже ХIII века, когда валахи только вступили на карпатские земли. Вот Никон и перенес в прошлое относительно свежие сведения, не зная кем населить Карпаты "темных веков". Хотя раскопки указывают, что генезис славян начался в Карпатах (или рядом), оттуда они двинулись во все стороны, в первую очередь на юг, предопределив судьбу римских колонистов на северном берегу Дуная.
Расплодившимся славянам вскоре и там места стало мало. Одна часть пошла на восток, заселять территорию нынешней Украины. Другая, наиболее воинственная, вторглась в Византию. Надо отдать первым славянам должное: с Карпат, словно из огромного каменного замка, они двигались походами во все стороны. На Севере добрались до Балтики - в Данию. На Западе создали Великую Моравию, сильно потеснив германцев на их исконных землях. Немцы объявили "Drug nuht Osten" и через тысячу лет докатились даже до Москвы, но им так и не удалось искоренить славян даже на своих "истинно германских" территориях. До сих пор лужицкие сорбы "уважаемое меньшинство" в ФРГ.
Описывая заселение Молдавии валахами, Кантемир приводит красочную легенду о скрывавшемся в горах племени, которое, перевалив через Карпаты, спустилось на полностью обезлюдившие после татарского нашествия восточные склоны гор. Даже имя князя указывает: Драгош. О-очень романское имя. И сына его, наследовавшего Молдавию, Кантемир поминает - Богдан (тоже не из печенегов).
Приводит даже кличку собаки Драгоша - Молда. На охоте свирепая псина погнала зубра, выгнала быка на простор полей у широкой реки. Открывшуюся равнину назвали в благодарность матерой суке Молдавией, реку - Молдовой, голова того зубра обратилась гербом Молдавского княжества. Факт в истории и топонимике поистине уникальный: народ и страна прозываются собачьим именем.
Драгош явился всего лет за сто до Дракулы. Кантемир честно признается:
"Драгош. Хотя наши летописи не приводят его родословную, однако у нас имеется устойчивое предание, согласно которому он произошел от древнего царского рода Молдавии, а его отцом был Богдан, сын Иоанна. Поэтому все господари в своих титулах называли себя Иоаннами. К этому следует отнестись с тем большим доверием, что едва ли можно было поверить тому, что простой человек вышел бы на охоту со столь большой свитой (что послужило к открытию Молдавии) или что он был в состоянии склонить своих земляков на этот поход. Драгошу наследовал его сын"
Д.К.
Что за пришельцы спустились с Драгошем с гор, Кантемир тоже живописует красочно. Понять, что они мало отличались от бандитов с большой дороги, не составляет труда. Но каков слог!
"Кроме власти бога и меча, они не подчинялись никому; они не имели никаких обязательств перед иностранными государями ни в смысле ленной, ни в смысле какой-либо другой зависимости; война, мир, жизнь, смерть и имущество их подданных зависели от воли господаря; и обо всем этом они могли принимать справедливые или несправедливые решения по собственному усмотрению без всякого ущемления своей власти со стороны кого бы то ни было".
Д.К.
Здесь Кантемир немного лукавит: Драгоша послал за Карпаты его сюзерен - венгерский король Луи, убивавший сразу двух зайцев. Если земли не приобретет, то со своими бандитами в них сгинет. В любом случае "команда Драгоша" избавит от своего присутствия венгерскую Трансильванию.
Упоминаний о влахах полно в иных летописях - византийских. О народе, монополизировавшем отгонное овцеводство на Балканах, скитающемся от Истрии до Константинополя, от Фракии до Пелопонеса. То есть к югу от Дуная, далеко от Карпат. Более того, при ослаблении Византии в Х веке прямо посередке современной Греции образовался союз племен (катунов) "Великая Валахия". Век этого "государства" был недолгим, но сам факт показателен.
Однажды нескольким валашским катунам вздумалось осесть напротив святой Афонской горы. Дело казалось выгодным, поскольку прасолы-валахи подвязались снабжать монахов ягнятиной, а пуще того девами определенного свойства. О сем факте известно из особого указа от 1105 года за подписью и василевса, и константинопольского патриарха, предписавших изгнать влахов с Афона. За податливыми валашками ушло до трети (!) афонских монахов.
Помимо греческих обителей на Афоне к тому времени обосновались грузинский, армянский, италийский, русский, сербский и болгарский монастыри. Братии там обитало великое множество - самый расцвет монастырского строительства в Византии.
"Отправилась же вместе с влахами и вся толпа монахов к князю тьмы, и печаль наполнила сердце наше. Ведь было всего влахов 300 семей, а василевс говорил патриарху, что это были катуны, и поэтому он не один раз хотел наложить на них десятину, но не пожелал сделать этого из-за архонтов епархии, чтобы они не возлагали тяготы на монастыри и не обрекали на них монахов. И количество влахов стало бросающимся в глаза, а монашеским же числить и называть это бесчисленное множество было невозможно"
Из переписки василевса Алексия I Комнина и патриарха Николая.
"Бессчетная" орава "пастырей" (как пастухов, так и монасей) подалась на север во Фракию, где ее угораздило влипнуть в болгаро-византийскую смуту, имевшую для болгарской стороны неприятный исход. Влахи, принявшие было сторону болгар, решили не испытывать судьбу далее и подобру - поздорову перебрались за Дунай. По дороге к ним прибилось множество иных народов. Через пару лет южные склоны Карпат заполонили отары влахов.
Память о тех днях сих пор хранит язык, по-молдавски пастух звучит как "пастырь". Хранит ее и фольклор: вершиной национального румынского духа считается баллада "Миорица", по имени овцы из тучного стада румынского пастуха, что услышала сговор двух чабанов-завистников - венгра и трансильванца, вздумавших извести румына и прибрать его тучные отары. Румын не думает сбежать (для пастыря бросить паству невозможно), или внезапно напасть на злоумышленников. Он готовится к смерти: просит Миорицу передать убийцам как его следует похоронить. Во всех мельчайших подробностях описывает. Так румынская "душа с телом расставалась".
Естественно, в Румынии сомневаются в достоверности Афонского приключения части валашского народа. Де, уставом Афона строго возбранялось допускать в пределы монашеской республики женщин. Летописи разрешают и этот казус. Женщины "переодетые" мужчинами, попросту ходили в одеждах кочевников.
"...о молоке и сыре, о шерсти и о пиршествах, о сделках и товарах для друг друга - я имею в виду влахов с монахами - и о попойках дьявольских, которые обнаружились впоследствии. Вошел ведь дьявол в сердца влахов, а имели они с собою и жен своих, носящих, как пастухи, мужскую одежду, и пасли овец и служили монастырям, доставляли для них сыр, молоко и шерсть, изготовляли и хлеб по просьбе монастырей и, проще сказать, подобно дулопарикам, были желанны для монахов. Что же из-за них случилось, стыдно и говорить, и слушать. Впрочем, страдая и боясь греха, сами (монахи) и исправили ошибки, не только возвестив о сем исихастам, затворникам и столпникам, но и самому патриарху кир Николаю, изложив все письменно, а именно, что влахи жен своих имеют пастухами, а что же через них сотворил диавол, недозволено было пересказать на письме. Однако нет тайного, которое не было бы узнано и не стало бы явным".
Из переписки василевса Алексия I Комнина и патриарха Николая.
За Дунаем влахи, наконец, осели. Однако злоключения их на этом не закончились - подоспели монголы, буквально вычистившие междуречье Дуная и Днестра. Места подпали под монгольское Иго более чем на век. Не только Русь познала значение этого термина в полной мере. Однако более всего страдали от дани, баскаков и охотников да "ясырем" привыкшие к оседлости местные насельники - славяне.
Мобильные влахи со своими овцами успели спастись в горах. Чтобы выжить в этом горниле - проходной Европы - потребовалось организовываться в дружины, назначать полководцев. Раньше валахов сплачивали катуны - подобие цыганского табора во главе с вожаком. Само слово "катун" возводят не к латыни, а к славянскому "катать" - кочевать туда - сюда. Термин дожил до наших дней в языке "рома" - молдавских цыган, означая "шатер".
О тесной связи румын и цыган говорят их самоназвания. Выходцы из "Рума", валахи называли свой язык "румунским" или "романским". Совсем недавно по всем Балканам от Греции до Венгрии, от румелийской Турции до Словении еще бытовали во множестве остатки романских языков и народов на них говоривших: истрорумынский, мегленорумунский, аромынскй, влашский. Потомки римлян, вобравшие кровь иллирийцев, фракийцев, греков, даков, славян за долгую историю Византии основательно перемешались между собой и поколесили по Балканам, пока не выпали отдельными кристаллами новых народностей в закутках балканских гор.
Нередкая судьба потомков грозных завоевателей, лишившихся прочной защиты имперской власти. Подобную участь разделяют, например, потомки чингисхановых монголов - хазарейцы Афганистана - ныне презираемая всеми иными афганскими народами нация.
Некоторые источники называют исконной территорией проживания влахов... Косово Поле. Если следовать "методике Чаушеску" (то есть "исконному" тысячелетнему праву на землю), то, как раз на эти земли у румын больше прав, чем у сербов, поскольку влахи, как ни крути - потомки римлян завоевавших эти края более чем за полтысячи лет до прихода славян. Больше прав, чем на Румынию. Всякая теория, будь она логично развита и доведена до точки экстремума, становится бумерангом, ударяющим по затылку ее адепта.
Объединив придунайские княжества в ХIХ веке, валахи и молдаване возродили название страны "Румыния", хотя и раньше не упускали случая подчеркнуть свое происхождение из "Рома" - "Цара Румыняска".
Когда растревоженные османским нашествием из Византии во все уголки Европы двинулись цыгане, только бояре Валахии и Молдовы сумели накинуть узду на свободолюбивое племя. Все еще играла в их жилах кочевая валашская кровь, потому каждый помещик времен Кантемира считал своим долгом держать на цепи несколько семей цыган в своем имении. "Ромалы" тянули ярмо, занимаясь все теми же цыганскими промыслами. От румынского рабства пошло самоназвание цыган "рома".
В бывшем Союзе разноназванных и разноязыких цыганских групп не счесть. Основной костяк наших цыган - "ромалы" оттуда: из Молдавии и Румынии, где они составляют значительную часть населения. Поговаривают, столица цыган находится в молдавских Сороках. Во всяком случае, цыган "русских".
Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют.
Как вольность, весел их ночлег
И мирный сон под небесами;...
А.С.П.
...восхищался экзотикой Пушкин, а в письмах, цитируя приведенные выше строки, не забывал добавить, что и этот вольно кочующий табор то же чьи-то крепостные.
Свидетельство очевидца несколько подправляют картину о "никогда не знавшей рабства Бесарабии".
"В Молдавии цыгане составляют большую часть народонаселения; но всего замечательнее то, что в Бессарабии и Молдавии крепостное состояние есть только между сих смиренных приверженцев первобытной свободы. Это не мешает им, однако же, вести дикую кочевую жизнь, довольно верно описанную в сей повести".
А.С.П.
За столетия цыганство вплелось в молдавские корни. Не случайно у самого выдающегося молдавского режиссера Эмиля Лотяну три шедевра: "Лаутары", "Табор уходит в небо...", "Мой ласковый и нежный зверь" (остальные картины много слабее) сплетены вместе именно цыганской темой. Литературной основой двух из них положены Горький и Чехов. "Табор..." по сей день культовый фильм на многонациональных Балканах, почти как фильмы Кустурицы. Не удивительно: у доброй половины балканских народов легенда об обретении скитающимся народом новой родины положена в основание мифа национального: у венгров, болгар, хорватов, отчасти словенцев и сербов. Возможно, "цыганщина" и у румын с молдаванами активируют древний срез сознания, напоминающий об утраченной свободе валашских катунов.
О балканских цыганах разговор позже. О Пушкине тоже. Пока же - об осевших в южной части Карпат валахах, где горные сидельцы восприняли от славян государственность: аморфные "катуны" оформились в "воеводства" и "кнезетства" (княжества). Структуры специфически славянские. Сербского, болгарского, галицко-волынского (древнерусского), польского извода - вопрос второстепенный. Кем по происхождению были первые валашские князья - третий. Судить по именам, вовсе не влахами, разве что принять гипотезу, что вместе с государственностью валашская знать переняла язык и имена славян.
Удивительно! В коем веки славяне одарили кого-то государственностью, не все ж варягов звать. "Велика и обильна земля наша, только порядка в ней нет. Придите и владейте нами".
Вполне вероятно, что влахи просто романизировали местное население, в том числе славян. Как в свое время южно-славянские племена славянизировали большую часть балканского населения, а потом сами оказались под властью разнообразных тюрков.
Беспристрастная генография указывает: примерно на 1/2 - 2/3 южные славяне потомки местных насельников: фракийцев, иллирийцев, готов и древних греков. Выходит, славянской крови в них не более одной трети - четверти, учитывая поздние мощные тюркские примеси. Болгары с сербами по крови оказываются куда ближе к румынам (тем более к албанцам), чем к русским, имеющим почти треть крови угро-финской. Но по духу! По языку, по сознанию, культуре, мировосприятию! Братушки - "братушки"...
Более того, исследования показывают, что у румын славянских гаплогрупп в два раза больше (почти треть!), чем у болгар. Славянская кровь в "дако-римлянах" доминирует!!! Затем следуют венгерские ("трансильванский фактор") и... кельтские гены. В сумме фракийских (дакийских) и италийских кровей у румынской нации не более четверти. Чем дальше на восток, тем больше: молдаване - славяне почти наполовину. У насельников Приднестровья и того больше...
От генографии еще следует ожидать множества сюрпризов. Особенно когда всерьез займутся останками из раскопок. Сколько еще мифов, подобно дако-римскому рухнет?!
Путанные силки политики XV века.
Стоило ослабнуть татарскому Игу на придунайских землях (лет где-то за полста до битв на Косовом Поле и Поле Куликовом), как с гор спустились будущие князья молдавские и валашские. Звались "господарями" - "воеводами" - "кнезами". Титул "воевода" Брем Стокер перевел как "граф", что весьма условно. Ведь Влад Дракул являлся также "кнезом валашским" - князем Валахии, титул ближе к "принцу". "Принц Дракула" слишком уж напоминал принца Датского, чего Стокер-писатель допустить никак не мог. Впрочем, Стокер оказался не таким уж посредственным знатоком Трансильвании.
Часто упоминание в туристских путеводителях по Трансильвании "полное" имя господаря: Влад Дракул Вайда. Доверчивые туристы принимают слово "вайда" за фамилию. Совсем как у самого известного польского режиссера, только пишется по-другому. "Вайда" означает "воевода". На румынском (по-молдавски короче - "вода"), на венгерском, но, прежде всего, на польском. Даже в русском "воеводе" остался старославянский "вой" - "воин".
По-польски "воеводство" звучит как "вайдство", обозначая дожившую до сего дня административную единицу. Нечто подобное английскому графству. В Трансильвании назначаемый венгерским королем "вайда" управлял округом типа "воеводства" - "замковым комитатом". Таковых насчитывалось два десятка. Стокер лишь приложил венгеро-румыно-польский титул к английским реалиям. Получился "граф".
Иные "фамилии" у "графа" весьма сомнительны: "Дракула", "Цепеш". Прозвища, клички. Как графу без фамилии? Потомки Влада носят родовое имя Дракулешти. Разумеется, фамилия ведется от "Дракул". Причем от Влада II - отца.
Родовая фамилия, конечно, имелась, поскольку Дракулешти - ветвь "знатного" рода Басарабов. Основатель династии Басараб личность, подобно Драгошу, тоже полумифическая. Точно таким же манером, в те же времена Драгоша, спустился этот "вода" с южного края Карпат на северный берег нижнего Дуная, где основал свое "вайдство". Не мудрствуя лукаво, собак за турами не гоняя, назвал землю Валахией по приведенному с собой народу. Имя-отчества Басараба выдают его национальное происхождение: Тудомир, сын Тихомира, внук Сенислава. Термин "басараб" переводится с тюркского как "хозяин". Для Басараба позже измыслили генеалогическое древо, возводящее его ни много, ни мало... к Чингисхану.
От Басараба повелось название Бесарабия (старое написание "Бессарабия"). Та земля, что ныне называется Молдавией. Княжеством Молдова со столицей в Яссах тогда именовалась земля на запад от Прута - нынешняя Восточная Румыния. Поздняя вотчина Кантемиров, ранее - Штэфана чел Маре, то есть Стефана Великого. Кстати, кузена Влада Дракулы, друга юности, союзника. Опершись на острую пику Дракулы, Штэфан сумел занять престол Молдавии.
Стефан Великий первый борец за "молдавское" (сиречь румынское) единство. Памятник ему в Кишиневе чем-то напоминает многочисленных советский "лукичей". Зажатый в указующей деснице крест направлен не в сторону светлого будущего, а на вполне конкретный Стамбул, в вечном призыве на борьбу с ненавистными османами. Советская власть время от времени порывалась памятник снести, а "молдавская интеллигенция" выходила с плакатами против бульдозеров. Кишинёвцы шутили: "борьба местного национализма с великодержавным шовинизмом". Шутили, пока дело не кончилось (кончилось ли?) приднестровской резней братьев-православных.
Балканская история середины XIV века изобилует именами людей выдающихся, ставших легендами своих стран, но так и оставшимися "во втором ряду" истории. Западная Европа той поры пестрит своими событиями и деятелями: Война Алой и Белой Розы, Столетняя война и Жанна д"Арк, борьба Людовика XI и Карла Смелого Бургундского, конец реконкисты во главе с Изабеллой Испанской, закончившийся, как известно, открытием Колумбом Америки. Там же Леонардо и многие прочие гении Возрождения.... От великих имен тесно.
На фоне столь блистательных личностей, заполонивших все учебники по позднему Средневековью, балканские звезды доныне пребывают втуне.
А что за люди были! Штэфан чел Маре, Янош Хуньяди и его сын Матиаш Корвин (Ворон). Бранковичи. Албанец Скандербег, то есть Искандер-бек, прозванный так турками в честь Александра Македонского. Он же Скиндер Иванович (по-сербски), он же Георгий Кастриоти (то ли по-албански, то ли по-гречески).
Где-то чуть в стороне от кипучего балканского котла пребывает наш Иван III из разрозненных княжеств собравший Русь, окончательно сбросивший татарское Иго. К малоизвестным страницам его деяний относится свадебное посольство к Штэфану, сделавшее Молдавию первым союзником новой Руси, и связавшие запутанную балканскую политику с русской.
К "забытым" титанам Восточной Европы можно причислить Яна Гуса и Яна Жижку. Не совсем Балканы, но все ж Европа славянская. Так же Ягайло, и Радзивила... пора остановиться.
Времена рыцарства, рыцарственных нравов и, как ни странно, средневекового коварства и жестокости. Начало Возрождения, проникновение идей гуманизма в общественную жизнь и нравы. Любопытно узнавать, как великие общались друг с другом.
Возглавляет "балканский список" покоритель Константинополя Мехмед II "Фатих" - Завоеватель. "Дракула" провел с ним бок о бок семь лет: сначала со своим отцом в плену, затем еще четыре года заложником. Подобно Кантемиру и сыновьям.
Хотя Константинополь пока оставался византийским, османская система вассалов-марионеток уже работала, Великолепие мечетей эпохи Синана только грезилось султану в сладких снах о торжестве ислама и Османов, небо Стамбула (и тогдашней османской столицы Эдерне, где томился Дракула) еще не протыкали иглы минаретов. Стройные минареты в Эдерне до времени подменяли похожие сооружения иного свойства: пики с головами отрубленных неверных и колы с насажанными на отточенные верхушки гяурами и изменниками. Влад сызмальства проникся симпатией к подобным чудовищным "временным архитектурным сооружениям". Хотя старшего брата Влада - Мирослава за строптивость Мехмед приказал ради разнообразия живым зарыть в землю на глазах отца и братьев.
Дракулешти склонили головы, демонстрируя покорность. Султан, было, собрался одарить младого отрока дарами и войском да усадить на валашский престол. Готовясь к решающему штурму Константинополя, султан заботился о надежных тылах. Однако Влад более желал независимости, чем богатств и сильного покровителя. Бежал накануне собственной "коронации", прихватив с собой нечто более ценное, чем богатства и войска - опыт. Султан научил пленника владеть турецким оружием и водить османское войско, дотоле считавшееся непобедимым из-за особой тактики фланговых охватов.
Знания позволили Дракуле основательно трепать султанские войска. Итог все равно был предрешен: разгромлен, отступил в Трансильванию, где схвачен королем Венгрии Матиашем Хуньяди. Еще восемь лет венгерского плена.
Его младший брат Радуслав-Раду (или Радул) прозванный Красивым, оказался куда менее щепетильным. Сделавшись любовником Фатиха, получил от султана все, что причиталось Владу, и уселся в Тырговиште править.
Раду - узурпатор поимел от брата и от кузена Штэфана большие неприятности, что не помешало, в конце концов, Штэфану жениться третьим браком на дочери Раду. К тому же Радул, по причине бурной любви к Мехмеду Фатиху, возлюбил и Магомета, сиречь ислам, да так, что решился на обрезание. За что удостоился двойной нелюбви подданных и соседей.
Нелюбви? По-молдавски "Красивый" - Фрумос. В румыно-молдавском фольклоре образ Радула переплелся со сказаниями о витязе Фет Фрумосе, честном, благородном, отважном. На румынский манер, конечно. "Слишком красивом и слишком доверчивом". Вопреки расхожему мнению, народная память прихотлива и ненадежна, поскольку живет мифами и под них подгоняет изложение событий прошлого.
Влад III ("наш" Дракула) тоже сделался вероотступником. Понимая, как сложно выстоять против Турка в одиночку, понуждаемый к тому своим тюремщиком Матиашем Корвиным, под конец жизни Дракула дал согласие на переход в католичество. В то время Молдавия Штэфана склонялась к польскому подданству, что неминуемо привело бы если не к католизации всей Цары Романска, то к унии точно.
Не потому ли друг, союзник и кузен Штэфан предал Влада? Не желал видеть на Валашском троне братьев-вероотступников, сам ведя тайные переговоры об унии с Польшей, вдруг почуял свой шанс объединить всех влахов под своей православной десницей.
Обращение Влада в веру "конкурентов", а Радула - в ислам, "автоматически" переводило на Штэфана симпатию православных валашских масс и церковных иерархов. Выпавшую козырную карту Штэфан Великий разыграл безупречно. Стоило Владу податься в католичество, как Штэфан, проклял отступника и посадил на валашский престол очередного Басараба (Басарабов уже тогда насчитывалось несколько ветвей). Господарь Валахии Лайош Басараб оказался еще "упыристей" Дракулы, но, не имея высоких государственных и религиозных целей, долго на валашском престоле не продержался.
Раззадоренный переговорами со Штэфаном, польский король Казимир принял вассалитет Молдавии и приготовился отписать папе, что его ксёнзы "охмурили" очередного "Козлевича", то есть уже ведут молдаван под тиару. Совершенно неожиданно Стефан Великий дал задний ход и вассалитету, и унии. У него объявился новый союзник - Москва.
Шок Казимира Польского оказался столь велик, что поначалу "круль" ничего не смог предпринять. Хотя делать особенно ему было и не надо: на Молдавию двинулся Султан. Шляхта Литвы и Польши осталась дома, не пошла походом на Дунай против мусульман.
Тут случилось то, что историки называют "молдавским чудом", Штефан разгромил огромное османское войско, причем, не имея на то никаких шансов. Недаром прозвали его "чел Маре" - "Великий". За талант полководца в том числе.
На следующий год в обескровленную и разоренную Молдавию двинулся король Казимир, все еще мечтая о вассалитете над Молдовой, все еще надеясь на унию.
Штэфан отразил опустошительное нашествие поляков и жестокую осаду ими своей столицы. Казимир привел с собой мало рыцарей - среди его войска не было литовских хоругвей. В том заслуга Великого Князя Московского Ивана III. Штефан отбился от Казимира, вступив... в союз с турками. Благодаря победе умудрился сохранить в Молдавии и Валахии православие.
Религиозное оборотничество владык не редкость для той эпохи. Император Византии, в надежде на помощь Запада в борьбе с турками, пошел на унию православия с католиками. На короткий миг христианский мир вновь обрел единство. Вселенский патриарх отписал во все православные патриархаты: "так, мол, и так, делать нечего, выбор между чалмой и тиарой сделан в пользу Папы". Патриархи на местах восприняли унию как свершившийся факт. К середине XV века весь христианский мир официально признал власть Папы Римского!!!
Помощи не дождавшись, византийцы унию расторгли. Первыми их примеру воспоследовали русские, то есть "московские" православные. В Литве патриарх и епископы еще долго сомневались, считать ли Папу главным или отвергнуть.
Подобные сомнения и метания ободрили Рим. Неспроста Папа надеялся, что Иван III запросто за двуглавого византийского орла и скипетр Палеологов перейдет в католичество с той же легкостью, с какой сами Палеологи недавно припали к папской туфле. Не на того напал! Готовя свадьбу, Иван обнадеживал папу, но, женившись на Софье Палеолог и заполучив царские регалии, всякие окольные разговоры об унии тут же пресек.
Уже поднялось в Чехии знамя с чашей вместо креста, как первый луч занимавшейся зари великой Реформации.
А "старый добрый" папизм, как вся феодальная система Средневековья, пребывали в кризисе. Начало XV века отмечено "Великой схизмой" - появлением множества пап, объявивших конкурентов "лжепапами" и развязавших войны за тиару. Один из претендентов Иоан XXIII Балтазар Косса бывший пират, содомит, инцестник, отравитель положил начало массовой торговли индульгенциями. Кстати, Косса - из голосовавших за сожжение Гуса на Констанском соборе, собранном для преодоления раскола и раскол преодолевшего. Костер под Яном Гусом служил актом примирения веры, праздничным фейерверком соединения под знаменем беспощадной борьбы против извечных врагов Церкви - еретиков.
Симония - продажа высших церковных должностей, разврат, роскошь, убийства, взятки, поборы - стали live stale (modus vivendi) высшего духовенства. В обычай вошло присвоение папской курией общеевропейского налога на крестовый поход. Перечень может занять страницы, нет преступления, которого папы не совершили, моральной нормы, которую понтифики не попрали. Но все сходило с рук - "принцип непогрешимости Пап". Во вторую половину столетия Рим "прославится" осквернением папского престола развратом и коррупцией Борджиа, полагавшего отравление универсальным решением любой проблемы
В Чехии без платы ксензам нельзя было креститься, жениться, умереть, исповедоваться. Поборы налагались поверх обязательной десятины. Народ роптал. Восставал. Предавался ересям. Требовал "дешевой церкви".
Время от времени Хуняди грозили Риму, что перейдут в православие, если австрийский король и император Священной Римской Империи не оставят попыток прибрать к рукам Венгрию.
Угроза нешуточная, поскольку благодаря сложным династическим переплетениям их предшественника Владислава III Венгрия одновременно владетелем Чехии и Польши (следовательно, в унии с Великим Княжеством Литовским). Владислав III прозванный венграми Уласло I (хоть не имел в жилах венгерской крови), одновременно являлся королем Польши.
Владислав - Уласло был сыном Ягайло - основателя династии Ягеллонов, бывшего литовского язычника, крещеного при занятии трона Великого Княжества Литовского в православие. С заменой княжеской литовской короны на корону польскую Ягайло перешел в католичество.
Менявший веру словно печатки, он с той же легкостью менял политические пристрастия. Ягайло - сын Ольгерда, первого "русского" победителя татар у Синих Вод. Сын русской княгини тверичанки - тот самый подручный Мамая, что дышал в затылок Дмитрию Донскому на Куликовом поле, и тот самый победитель Тевтонского Ордена на поле под Грюнвальдом.
Раньше российские историки рассуждали о Ягайло, словно о двух разных личностях: как о втором Александре Невском - отце триумфа объединенных славянских дружин против натиска Ордена. И как о предателе "русского дела" - союзнике Мамая.
Формально никакого "русского дела" Ягайло не предавал. В те времена литовцами называли предков белорусов и украинцев, Ягайло же родом из жмудинов - предков литовцев современных. Русь тогда простиралась от Карпат до Волги, от Белого Моря до.... С южной границей проблематично - поскольку на юг за Серпуховом начинались ордынские земли. Рязань - пограничное княжество. А большая часть Руси - Великое княжество Литовское.
Княжества, княжества... Тверь сильней Москвы, Новгород сильней Твери. Литва же сильней их всех вместе взятых. Тверь враждует с Москвой - кроваво, жестоко, подло. Те и другие норовят опереться то на Литву, то на Орду. Но Москва стремительно набирает силу и авторитет, выходит в лидеры.
Литовские Великие Князья не видят "новой Руси", для них это только неподвластные им русские княжества на востоке. Возвышение Москвы или Твери для Литвы лишь усиление соперников. Тут еще своих славянских владетелей надо в узде держать, а тех давит Иго. Ягайло "выбирает" карающие силы: Польшу, Орду, Орден. манипулируя ими, то беря в союзники, то выступая против. С их помощью пытается ослабить восточных русских соседей.
Дядя его именем Кейстут солидарен с южными подданными Литвы - татары достали! Объединиться с Москвой, только что разметавшей мамаевы орды на Куликовом поле, да покончить с Ордой! Кейстут занимает литовский престол, изгоняет племянника в удельные владения. Через год Ягайло придет с татарами и тевтонскими рыцарями возвращать престол. Заключит дядю в Кревский замок, где потом удушит, когда промосковские силы вознамерятся того освободить. За помощь в возврате трона отдаст ордену родную Жмудь. Потом отвоюет обратно. История типичная для тех времен.
Ягайло крестил Жмудь, восстав против верховного жреца (по-литовски "криво криватиса") Ладзейки - основателя знаменитого рода Радзивиллов. Причем первый раз крестил в православие, потом предоставил ордену право крестить родную землю в католичество.
Вторым браком Ягайло женится на королеве Польши, без раздумий став католиком. Именно он положил начало процессу слияния Литвы и Польши посредством унии, через пару веков слившей оба государства окончательно в Речь Посполитую.
Странная судьба: из язычников через православие в католики, под конец жизни Ягайло чуть не стал королем гуситов. Рассматривался и такой вариант. Умеренные гуситы звали его в Прагу. Ягайло к тому времени был слишком стар. Но чего не смог отец, совершил сын - надел чешскую корону.
История Восточной Европы вообще "немного парадоксальна": в ней смыкаются эпохи и формации, разделенные в нашем сознании даже не веками - тысячелетиями. Поскольку язычество в Европе предшествует "темным векам" Раннего Средневековья. Реформация - "мать капитализма и современной демократии" проистекает из Эпохи Возрождения. Сводятся воедино эпохи одним историческим персонажем по имени Ягайло.
Женатый третьим браком на русской княгине, Ягайло прижил от нее Владислава (Уласло) III, прозванного Варником (или Варничеком), поскольку погиб молодой венгерский король в сражении с турками под Варной. Поход организовал фактический правитель Венгрии Янош Хуньяди, имевший больше власти, чем Владислав, и, по предположению некоторых историков, нарочно спровоцировавший короля на гибельный поход, чтобы самому занять трон. Янош бежал из-под Варны, за что позже был обвинен в трусости и заключен под арест... отцом Дракулы.
Со смертью Варника, Хуньяди главенство над Польшей временно утратили, став врагами нового ее короля Казимира. Их властоприемник, тоже Владислав (Уласло) прозванный Ягеллончиком, по странному стечению нумерологии имевший ? 2, а не ? 4, вновь обратил под свою руку Венгрию, Чехию, Польшу в унии с Литвой. Сама Венгрия включала Словакию, Трансильванию, Хорватию, числила в вассалах туже Валахию. Держава от Балтики до Адриатики и Черного Моря. Почти четверть Европы! Никогда прежде, никогда позже Венгрия не достигала подобного величия. Более того, через столетие Венгрия... исчезнет, разорванная на части Османами и Габсбургами.
Но пока правители такой - Великой Венгрии постоянно грозили папе свернуть в православие!!! Папа отступил.
Для рода Хуньяди смена веры не являлась нонсенсом, поскольку род их - выходцы.... из Валахии, из области Хуцен. Соседи Басарабов по границам уездов Горы и Долы. Их родовой замок Хунедоара сегодня главная туристическая достопримечательность Румынии, поскольку... часто выдается за замок "графа Дракулы". В его антураже снято несколько фильмов о Владе и вампирах.
Потомки православного рода Хунедоара приняли католичество за полвека до эпопеи Влада Дракулы. Как и предки Дракулы, предки Хуньяди не только исповедовали православие, но так же не имели дворянства. И всего за полвека выбились в короли сильнейшей монархии Европы.
В Карпатах и на Балканах в дворяне и в короли, судя по истории Драгоша и Басараба, равно Хуньяди и многих других постоянно выходили неизвестно кто. То есть вполне определенные "кто". Словно из небытия, "неизвестно откуда" являлись перед удивленной Европой короли, цари и владетельные князья, подобно стокеровскому графу Дракуле.
Недаром образ благородного разбойника - гайдука (румынского "гоца", словацкого "збойника", польских "бескидника" и "гультяя", гуцульского "опришка" (почти "опричника"), венгерского "толхая", болгарского и сербского "хайдучина" - вон их сколько!) основа карпатского и балканского фольклора начиная с XV века. Куда не заедь в горы Средней Европы, везде слышишь песни то о моравском Ондраше, то словацком Яношеке, гуцульском Довбуше (даже одна их вершин украинских Карпат названа его именем). Несть им числа.
Адепты академика Фоменко непременно заявили бы, что речь об одном и том же человеке. От Силезии, до Румынии, от Граца до Пелопоннеса - всюду некий местный Робин Гуд чинят справедливый суд и расправу над злыднями-иноземцами и своими богатеями топориком с характерным названием "валашка".
Отчего не предположить обратное? "Гайдучество" неотъемлемая часть политической и народной культуры этих мест, от того плодит постоянно массы удалых "кум - королей" даже в ХХ веке.
От горного разбойника люди ждали определенного стереотипа поведения, уже воспетого в балладах. Если он таковым следовал - поддерживали, укрывали, кормили, слали в его ватагу молодцев - сыновей.
Милостивый и щедрый к "своим" - гайдук изуверски беспощаден к "врагам". "Врагами" могли оказаться кто угодно. Стоило такому "опришку" получить хоть толику власти, как включались иные стереотипы. Дракула среди них один из первых. Посмотрите на "полевых командиров" недавней югославской войны хоть с сербской, хоть с албанской, хоть с любой иной стороны. Их угрозы нешуточные.
Папа знал с кем имеет дело, оценил угрозу Хуньяди и пыл Сигизмунда натиска на Венгрию остудил, заодно простил Хуньяди прикарманенные ими деньги, собранные по всей Европе на крестовый поход против турок. Благо повод достойный подвернулся. Все тот же злополучный Влад Дракула.
Несмотря на нанесенный османам значительный урон, войско Дракулы оказалось буквально раздавлено численным превосходством турок. Влад бросил соратников и бежал в Венгрию. Хуньяди заключил господаря в крепость, а Папе отписал, де, надежда на победу над магометанами рухнула из-за предателя всего христианского дела Дракулы. Так что крестовый поход в обозримом будущем не состоится. Деньгам Матиаш даст ход, вполне достойный деяний католического короля. Как оказалось, средства были издержаны Корвином на организацию интриги по вторичному водворению на валашский престол взамен турецкой креатуры Радула,... все того же Лайоша Басараба, однажды уже бывшего марионеткой Стефана Великого, но на троне не усидевшего.
Чтобы далее не утомлять читателей сложностями родственной борьбы за валашский престол подытожу: Влад III Дракула побывал господарем Валахии три раза, его брат Раду - четыре, Лайош Басараб все пять. Штэфан восседал на Молдавском престоле без малого полвека. Если вокруг только одного княжества творилась подобная чехарда, то, особо не вдаваясь в подробности, можно представить обстановку на Балканах и Карпатах в те времена.
Пока тянулась судебная интрига, Влад Дракула томился в тюрьме под Будой. Только переход в католицизм раскрыл для него двери узилища, вернул валашский престол... лишь для того, чтобы через три года погибнуть в бою с войском все того же Басараба, науськиваемого на этот раз Штэфаном. Голову Дракулы отослали султану в Константинополь, где, насаженная на пику, она еще долго пугала добрых христиан и столь же ревностных мусульман. Если не устали от иронии истории, смейтесь.
Штефан поспешил свалить вину на Басараба. Вот так он оправдывался в письме к венецианскому дожу.
"И вот в это время ко мне пришел секретарь Вашей светлости и обещал от Вашего имени много хорошего. Мы знаем, что Ваша светлость всегда по доброй воле заботитесь об интересах христиан и о том, чтобы разгромить их общего врага. Это меня очень обрадовало и вселило в меня большую надежду: я даже немного успокоился, поверив в то, что деньги, высланные в Венгрию, принесут какую-нибудь пользу. И все же я продолжал настаивать на том, чтобы воевода Басараб был изгнан из другой части Земли Румынской, а на его месте был поставлен другой христианский господарь, Дракула, с которым мы смогли бы найти общий язык. Я даже уговорил Его величество венгерского короля посодействовать со своей стороны тому, чтобы румынский влах Дракула стал господарем. И венгерский король согласился, наконец, чтобы я собрал войско, выступил против Земли Румынской и возвел на престол названного господина. Я так и сделал, немедленно выступив и объединившись с войском королевского военачальника. Дракула был возведен на престол. В завершение он попросил меня оставить ему для личной охраны верных нам людей, так как мунтяны не очень доверяли влахам. И я оставил ему 200 человек из числа моих придворных и, спокойный, отправился в обратный путь. А между тем, неверный Басараб вернулся и застав Дракулу одного, убил его и всех моих людей, оставшихся при нем."
Ш.ч. М.
Как обычно, все поставлено с ног на голову. И представлено в выгоднейшем для правителя Молдавии свете.
Судя по насыщенной биографии, краткости правления, ничтожности достигнутых результатов Влад особо не выделялся в череде крупных личностей своей эпохи. Разве жестокостью. И то, как выясняется, сильно преувеличенной в легендах.
Европа середины XIV века оказалась взбудоражена скандальным судом над Синей Бородой - маршалом Франции Жилем де Рэ. Но, в отличие от героя сказки Шарля Перро, маршал не жен своих убивал, но похищал мальчиков для личных плотских утех. Еще не крещенных младенцев для устройства черных месс. Все "как положено" исчадью Ада: колдуны, вызов дьявола, заклание новорожденных.
В сказках никогда до конца не поймешь, где правда, где вымысел. Даже такая деталь, как борода синего цвета вряд ли существовала. Скорей всего, Жиль де Рэ никогда не отпускал бороду, тем более не красил ее в цвет индиго, поскольку "синими бородами" в те времена во Франции называли всех мужчин, выбривающих подбородок "до синевы". Особо о "босом лице" пеклись стремившиеся походить на женщин педерасты. "Синяя брода" синоним нашего "голубого". "Что-то было", что позволило назвать маршала "синей Бородой", но вовсе не то, что приходит на ум в первую очередь.