Ходов Борис Николаевич : другие произведения.

Красивый Меланхолик

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Когда предложенный порядок лучше обычного.

  Фоллен
  Сета
  Роди
  Патер Ор
  Трикси
  И другие
  
  ЭПИЛОГ
  
  - Скажите, сколько Вам лет?
  - Сто пятьдесят.
  - Вы всегда жили в городе?
  - Да, только здесь я получил возможность долго жить.
  - Вы не были аскетом?
  - Как все.
  - Родственники Ваши - тоже долгожители?
  - Нет, они все несчастные люди, но им повезло иначе.
  - Как?
  - Они умерли, когда этого захотели.
  - Вы интересно прожили жизнь?
  - Конечно, мне есть, что вспомнить.
  - Много хорошего сделали людям?
  - Об этом судить им.
  - А как Вас зовут?
  - Эммануил Серафимович Лаптев.
  - Не слышал.
  
  
  ГЛАВА ПЯТАЯ
  
  "Я не думаю, что это так просто", - Фоллен.
  - Отчего же, я полностью с Ним согласен.
  - И всё равно, не может этого быть.
  - Вчера шёл дождь.
  - Не знаю, ехать мне на юг, или нет?
  - Сегодня погода тоже средняя.
  - Если ехать, то надо брать билеты.
  - Устал я глядеть в окно. Одно и то же. Это - не к добру.
  - Смотри, вон, что-то мелькнуло.
  - Это трамвай.
  - Он может приехать на трамвае?
  - Он, иногда, такой печальный.
  - Этот трамвай я уже видел. Это номер сорок.
  - Он никогда не приезжал на трамвае номер сорок.
  - Не знаю, ехать мне на юг, или нет?
  - Вчера было очень интересно. Мне больше всего понравилась та картина, где был изображен Годо.
  - На нем не было лица, когда он вернулся с юга.
  - Не знаю, ехать мне на юг, или нет.
  - Когда он хотел прийти сегодня? 0н тебе что-нибудь говорил?
  - Я, пожалуй, выпью кофе. Ещё одна чашка не повредит.
  - У меня больное сердце, я тоже выпью.
  - Кофе - это единственное, что мне помогает при скуке.
  - Сегодня ужасный день. Я абсолютно разбит. Не знаю, что сказать, когда он придёт. Противное чувство: будто только что съел омлет.
  - А кофе - крепкий и горячий. Я едва не обжёгся.
  - Совершенно нечем себя занять. Такое чувство, будто только что съел омлет.
  - Нет ничего приятнее кофе по вечерам. Его надо пить маленькими глотками, в большую глотку надо много кофе.
  - Кофе - дефицит.
  - За обедом подавали омлет. Я не помню, каким блюдом он шёл. Когда он придёт, будем ужинать.
  - Раньше я много пил кофе. Раньше кофе был лучше. Сейчас, я тоже, иногда, его пью, но готовлю сам. Очень трудно найти хороший кофе. Я искал его утром. Когда нашёл, он сказал, что придёт не очень поздно. Значит, ужинать будем раньше, чем вчера.
  - "Я не думаю, что это так просто", - Фоллен.
  - Не знаю, ехать мне на юг или нет.
  - Звонят.
  - Звенит звонок.
  - Это кто-то пришел.
  - Кто-нибудь нажал на кнопку и звонок звонит.
  - Звонок звонит потому, что ещё не выключили электричество. Это электрический звонок. Он звонит, когда есть электричество.
  - Кто-то нажал кнопку, и звонок звонит.
  - Это пришли ко мне.
  - Звенит звонок.
  - Звонят.
  - Если звонят в дверь, значит, кто-то пришёл. Если он нажал кнопку, значит, он хочет, чтобы ему открыли. Он хочет увидеть того, кто живёт за дверью.
  - Если он хочет кого-нибудь увидеть, то зачем звонить?
  - Это Сета.
  - Пришёл Сета.
  - Это звонил Сета, и он пришёл.
  - Сета пришёл, потому, что хотел нас увидеть.
  - Сета пришёл и он здесь. Здравствуй, Сета.
  - Горел свет и я зашёл.
  - Сета пришел - это хорошо. Можно ужинать.
  - Я зашёл, потому что видел, что вы дома.
  - Сета, я не думаю, что ты был прав вчера.
  - Здравствуйте.
  - Сета, здравствуй. Как дела?
  - Сегодня я уже думал и решил, что вчера ты был не прав, Сета.
  - Роди, как сегодня твоё настроение. Ужин будет на славу?
  - Если все люди думают по-разному, то, как они понимают друг друга? Наверное, что - то есть такое, о чём все думают одинаково. Если бы такого не было, никто никого не поймёт.
  - Как обычно, ты знаешь, как. Теперь все в сборе.
  - Сета пришёл - это хорошо, можно ужинать. Я говорил, что Сета придет не очень поздно.
  - Значит, ужинать будем раньше, чем вчера.
  - Стол накрыт. Всё готово.
  - Если всё - готово, можно ужинать.
  
  
  ГЛАВА ПЕРВАЯ
  
  Роди, словно во сне, прямо глядя перед собой взглядом, устремлённым в глубины собственного Я, приблизился к патеру Ору. Он подошёл к нему так близко, что невозможно было бы метнуть в патера Ора нож, случись такая необходимость.
  - Отец Ор! Вы обещали выслушать меня.
  - Роди, сын мой, я видел тебя здесь уже несколько раз. Что искал ты в храме божьем?
  - Я хотел спросить, если люди созданы по образу подобию божьему, то почему среди них так много подлецов и отродья всякого? Господь хотел создать человека, но не смог точно воспроизвести своё отражение? Он не всесилен?
  - Я обратил на тебя внимание, когда ты пришёл ко мне в самый первый раз, это было вчера, в прошлом году. Ты один из всех задал тот вопрос. Никак не могу вспомнить, как он точно звучал. Постой, постой, сейчас я вспомню.
  - Если он не всесилен, значит ли это, что человек должен полагаться на себя только, только своим решениям доверять?
  - Ну, вот, я вспомнил. Ты спросил, почему Христос ушёл с земли и возвратился в небо.
  - Если никто кроме меня не может решить мою судьбу, значит ли это, что моё решение правильно?
  - Церковь всегда помогала людям. Это верно, что ты пришёл в минуту трудности в церковь.
  - Христос ушёл в небеса, потому что не смог жить.
  - Люди умирают, а души их возносятся на небеса. Если человек - это душа, то, значит, он не умирает. Если он не умирает - то не возносится на небо.
  - Сын мой, я уже старик и, поверь мне, всегда могу сказать, посоветовать. Господь - мой советчик. Если тебе что - либо скажу я, - это сказал мне Господь. Если Господь что-нибудь мне скажет, я это расскажу тебе.
  - Человек создан по образу и подобию Божию.
  - Роди! Я видел тебя здесь уже несколько раз.
  - Что я искал в храме божьем? Спасение души. Если душа возносится на небо, то человек умирает.
  - Господь всесилен, потому что умён и властен. Властен потому, что всесилен. Он справедлив и добр. Он суров, но справедлив. Он карает, судит, но и прощает.
  - Если человек - душа, а человек - умирает, то и душа умирает. Я искал спасение души. Я не хочу умирать.
  - Господь суров и карает.
  - Когда душа умирает - она возносится, как дым, на небо. Христос вознёсся на небо потому, что умер.
  - Торопись, сын мой, ко мне пришли. Я слушаю тебя. С чем ты пришёл ко мне?
  - Если Христос умер - он не Бот. Боги бессмертны.
  - Никто не может решить твою судьбу, кроме Бога. Он и справедлив и прав.
  - Если Боги бессмертны, то они не умирают. Их души вечны. Их души спасены от смерти. Я пришёл в храм, чтобы спасти свою душу.
  - Меня ждут, сын мой. Я должен обвенчать тех, кто меня ждет.
  - Если мою душу нельзя спасти, значит, я грешен.
  - Они меня ждут, чтобы я обвенчал их. Торопись, сын мой. Что ищешь ты в храме божьем?
  - Если я грешен, отпусти мне грехи мои.
  - Исповедуйся мне, сын мой, в чём ты грешен?
  - Я не знаю.
  - Тогда чего же ты хочешь?
  - Я хочу спасти свою душу. Если люди созданы по образу и подобию Божию, они могут быть бессмертны. Они грешны, потому и смертны. Отпусти мне мои грехи, чтобы спасти мою душу.
  - Мой друг, на это - воля божья, а не моя.
  - Вас ждут.
  - Меня ждут люди. Они хотят, чтобы я обвенчал их.
  - Вас ждут люди и они от Вас чего - то ждут.
  - Это люди, мужчины и женщины. Они созданы по образу и подобию Божию. Они меня ждут.
  - До свидания, патер Ор.
  - До свидания, Роди. Я всегда рад тебе. Приходи почаще.
  Роди неуверенно, но быстро проходит сквозь шумящую толпу. Люди расходятся перед ним, уступая ему путь. Те, кого он оставил за своей спиной, смолкают и глядят ему вслед. Когда он вышел на улицу, в помещении не слышно ничего, кроме шагов патера Ора, который шёл навстречу людям, мужчинам и женщинам, созданным по образу и подобию Господа.
  Они молчали.
  
  
  ГЛАВА ВТОРАЯ
  
  - Здравствуй, Роди. Ты один?
  - Значит, я не ошибся, не отменили и не перенесли.
  - Я слишком рано приехала. Теперь, к сожалению, придётся торчать здесь, с этим...
  - Приветствую, как жизнь?
  - А...?
  - Что бы это значило?
  - Всего не расскажешь, да и не к чему.
  - О! А вот и Сета. Хелло.
  - Вон, кажется, и они. Хелло. О. кого я вижу! Как поживаете?
  - Уже на десять минут опаздывает.
  - Хорошо, а ты как?
  - Интересно, почему Фоллен задерживается?
  - Смотрите: Трикси.
  - Здравствуйте!
  - А что с Фолленом, он не придет?
  - День пропал.
  - Интересно, почему Фоллен задерживается?
  - Уже на десять минут опаздывает.
  - Приветствую, как жизнь?
  - Здравствуйте!
  - Хорошо, а ты как?
  - Может, не будем ждать?
  - Если он не пришёл, то неизвестно, когда он придёт.
  - Если его нет, значит, он не пришёл.
  - Он не пришёл потому, что задерживается: он мне звонил.
  - Ну, что ж, нет только Фоллена?
  - Его нет.
  - Фоллен не пришёл: он звонил и сказал, что задержится.
  - Ну, как у тебя с ним?
  - День пропал, но надо когда-нибудь и отдохнуть.
  - Он просил подождать?
  - Он совсем не тот человек, за которого себя выдаёт.
  - Он не сказал, на сколько опоздает.
  - Наверное, его можно не ждать.
  - Мы пойдём, а он подойдёт позже.
  - Если мы его не будем ждать, то можно идти.
  - Можно идти, мы его не будем ждать.
  - Позже он подойдёт.
  - С ним очень трудно. Кто-то из нас играет.
  - День пропал.
  - Интересно, почему Фоллен задерживается?
  - Нет только Фоллена.
  - Мы пойдём сейчас, а он подойдёт позже.
  - Я не знаю, как себя вести.
  - Конечно, пойдёмте.
  - Послушайте, Сета очень интересное рассказывает.
  - Да?!
  - Ну-ка, ну-ка, рассказывай, Сета.
  - Позже он подойдёт.
  - Господи, сколько можно торчать на одном месте?!
  - Ну, что же Вы, идёмте же, там всё готово.
  - Просто, это не то чувство, о котором ты думаешь.
  - Я, недавно, читал одну книгу, она, конечно, дрянь, но кое-что там есть.
  - Книга, конечно, дрянь.
  - Плохая книга.
  - Чего ты там нашёл, расскажи.
  - Морочим друг другу голову.
  - Ты права, Трикси.
  - Отдельные, такие, перлы проскальзывают.
  - Это не он.
  - Да, я думала, что смогу забыть - ничего не вышло.
  - Там, например, говорится, что люди произошли не от обезьян, а от свиней.
  - Иногда, и в плохой книге можно что-нибудь найти.
  - Если люди произошли от свиней, - то они свиньи.
  - Люди - свиньи, потому и произошли от них.
  - Фоллен придёт туда: он опаздывает.
  - Он звонил мне, сказал, что будет позже.
  - Нет только Фоллена.
  - Книга, конечно, дрянь.
  - Морочим друг другу голову.
  - Ладно, пошли.
  - Ты решила, что тебе делать?
  - Если люди произошли от свиней, они должны хрюкать.
  - Люди должны хрюкать, если они - свиньи.
  - Люди - хрюкают.
  - Как раз в тот день?
  - Конечно, пойдёмте.
  - Смотрите, день-то: сейчас пойдёт дождь.
  - Он может прийти.
  - Я не хочу его.
  - Вместо Фоллена придёт дождь.
  - Так мы идём или нет?
  - А он?
  - Его нет.
  - Если нет только Фоллена, то можно идти?
  - Его нет.
  - Ладно, пошли.
  - Морочим друг другу голову.
  - Ничего не вышло.
  - Ты решила, что тебе делать?
  - Надо идти.
  - Сейчас пойдёт дождь.
  - Сейчас пойдём.
  - Нет только Фоллена.
  - Он может прийти.
  - Он не придёт сейчас.
  - Давно.
  - Мне жаль.
  - Ничего не поделаешь: сейчас пойдёт дождь, и мне жаль, что Фоллен придёт позже.
  - Люди - хрюкают.
  - Как раз в тот день?
  - Дождь.
  - Идёт дождь.
  - Смотрите: уже пошёл дождь.
  - Дождь пошёл.
  - Ну, вот и дождь.
  - Мы вымокнем.
  - Промокнем, если будем стоять здесь.
  - Дождь.
  - Идет дождь.
  - Если капает сверху - то это дождь.
  - Дождались.
  - Дождя лишь нам не хватало.
  - Да ждать ли нам?
  - Посмотри туда.
  - Вот и мы скоро так же.
  - Промокнем, если будем стоять.
  - Под дождём - промокнем.
  - Надо идти.
  - Надо?
  - Да?
  - Хочешь, летом поедем на юг?
  - Промокнем до костей.
  - Хорош...
  - Все?
  - Хотите, летом поедем на юг?
  - Если летом, то поедем.
  - Поедим летом.
  - На юге - поедим.
  - Поедим, если пойдём.
  - Промокнем, если будем стоять.
  - Надо идти.
  - Мне его жаль.
  - Жалко, промокли.
  - Дождь.
  - Дождались.
  
  
  ГЛАВА ТРЕТЬЯ
  
  Сета: "Интересно, зачем людям искусство? Может быть это ещё одно средство общения? Тогда мы вынуждены признать абстрактность и отвлечённость этой формы".
  - Омары сегодня, - просто прелесть, советую попробовать.
  - Не думаю, что искусство - просто форма общения, скорее это - способ познания самих себя.
  - Естественно, но ведь именно нас мы можем познать в простом общении, не пользуясь услугами наук, не так ли?
  - За что бы нам с вами, такое, выпить?
  - Так. Мне кажется, просто я не точно выразился.
  - Может, - это простое средство самоутверждения?
  - Но только не простое...
  - Разве обязательно пить за что-то? Разве это уже не достаточный повод то, что мы здесь все, вот так, собрались, а?
  - Ну а как быть с теми, кто творит под псевдонимом?
  - Рано или поздно, он всё равно обнаруживает себя. Это неуверенность.
  - Значит, все писатели, чувствуют в себе комплекс неполноценности и хотят самоутвердиться?
  - Или прославится, или возвысится.
  - Не мелко ли это? Ведь раньше, взять, хотя бы средние века, никто из художников, или писателей не удостоен больших почестей?
  - Ну, хорошо, тогда - прозит.
  - В конце - концов, не важно, что движет авторами, но что дают нам их произведения?
  - Наверное, мысли?
  - Ой - ли? Человек с трудом верит в то, что не прочувствовал сам, или в то, о чём не думал.
  - Кальмары, действительно - на славу! Впрочем, омары - тоже.
  - Подтверждение собственных мыслей?
  - Как школьник, заглядывающий в ответ задачки?
  - Фоллен, Сета! О чём вы там всё время говорите?
  - Тогда для чего?
  - Для собственного удовольствия. Развлечения.
  - А как же серьёзные произведения, классика? Разве люди, не делают каких-то выводов из прочитанного?
  - Для себя - делают. Делают. Но что это за выводы? Они, большей частью, относятся к собственному поведению в обществе. Другим же целям - не служат.
  - Они - не учебники. Разве воспитание людей - малость?
  - Роди, что это за тарелка, которая стоит на столе справа от тебя? Ты пробовал?
  - Что можно сказать о Карле Бургундском и Людовике? Воспитываясь в одной семье, они выросли вместе, но вместе с тем, как они не походят друг на друга! Если воспитание и даёт что-то, то лишь в раннем детстве, в то время книги для нас - пустой звук.
  - Но сказки! Разве не учат они доброте, честности?
  - Какие же сказки читают преступники, прочие люди?
  - Значит, этому не было уделено достаточно внимания.
  - Попробуй-ка вот это - необыкновенно!
  - Нет, друг мой, всё зависит от отношения к прочитанному. Сказки чаще читают на ночь, когда человек устал и хочет отдохнуть. Его мозг требует именно отдыха и вряд ли способен на усвоение какой-то информации, тем более подсознательно. Подсознание наше выдыхается - в первую очередь. Сначала мы устаем - а только затем решаем, что устали.
  - Почему не все люди - самоубийцы?
  - Сета, будь добр, передай кусочек хлеба.
  - Я думаю, что не у всех есть для этого возможности, в квартире нет подходящего крюка, пистолет - не купишь, а вскрывать вены - банально.
  - Какой же вывод из всего этого?
  - Спасибо, Сета.
  - Если всё искусство - для развлечения, почему мы так свысока относимся к тем жанрам, которые об этом говорят открыто?
  - Люстра, конечно, выдержит, верёвка тоже. Но запах! Запах-то, мы оставим соседям! Разве они могут его терпеть?
  - Ещё по одной?
  - Нет ли здесь аналогии с тем соображением, что человеку труднее всего признать себя не правым, или открыто заявить о вещах, о которых, скажем, считается говорить - дурным тоном? Есть не что иное, как косность, инертность мышления человечества.
  - С запахом труднее.
  - Кстати, Вы ничего не чувствуете?
  - Искусство, - это просто так.
  - Кто-нибудь, откройте окно, здесь душно, и, по-моему, кто-то повесился.
  
  
  ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ
  
  - Это - Сета.
  - Повесился.
  - Сета повесился.
  - Человек весит.
  - Если человек висит, - он повесился.
  - Если он повесился, значит, это - Сета.
  - Как давно повесился этот человек?
  - Одежда ещё сохранилась.
  - Теплая.
  - Запах.
  - Сета повесился.
  - Люстра - хрустальная. Очень дорогая и красивая. Эту люстру мне подарил дед, как раз перед рождением моей мамы.
  - Да, люстра, конечно, дорогая.
  - Дорога, я думаю, не люстра, а память.
  - Теперь эта люстра - память.
  - О Сета.
  - Когда вы её повесили? Мы можем установить дату смерти.
  - Сразу же, как только мне её подарили, во вторник.
  - Вы думаете, её повесили. Значит, это - убийство?
  - Её повесили.
  - Но, ведь, Сета - он?
  - Повесили во вторник, значит, пятьдесят лет тому назад.
  - Запах.
  - Повесили Сета.
  - Убили.
  - Кто?
  - Сета, его убили.
  - Зажгите свет, темно.
  - Кто-нибудь, откройте окно, здесь душно.
  - Запах.
  - Он обещал, что придёт завтра.
  - Ты с ним только что говорил, Фоллен.
  - Да.
  - Он не сказал, когда его убили?
  - Люстру принесли в понедельник, а уже во вторник её повесили.
  - Сета - он. Его повесили.
  - Его не убили. Он повесился.
  - Зажгите ещё лампу - очень темно.
  - Темно.
  - Надо зажечь лампу.
  - Если темно, кто-нибудь, зажгите лампу.
  - Если темно, то зачем её зажигать?
  - Сквозит.
  - Открыли окно, потому что душно.
  - Сквозит.
  - Дверь открыта.
  - Может кто-нибудь войти.
  - Где он взял верёвку?
  - Ты с ним только что говорил, Фоллен. Когда он был здесь в последний раз?
  - Человек висит.
  - Одежда тёплая.
  - Запах.
  - Сета повесился.
  - Только что он был здесь.
  - Закройте окно - сквозит.
  - Мы перейдём в другую комнату. Здесь - свет.
  - Человек повесился.
  - Что ты думаешь, Трикси?
  - Шейла, этого никогда не будет.
  - Сюзи, взгляни, люстра, и впрямь, очень красивая.
  - Конечно, надо перейти в другую комнату, здесь пахнет.
  - Это память.
  - Пошли.
  - Посмотрели твои книги, Сюзи. Очень красивые. Я мечтала прочесть Шопенгауэра.
  - В другой комнате - радио, послушаем?
  - Давайте послушаем радио. Роди, Трикси, Фоллен, все, - пойдёмте туда.
  - Конечно, конечно, идёмте.
  - Идём.
  - Мы идём.
  - Душно. Запах? Память.
  
  
  1976 г.
  Ред. 2007 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"