Ходов Николай Валерьевич : другие произведения.

Важный урок

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассказ написан по мотивам реальных событий, происходивших, правда, не в школьном коридоре,а, ни много ни мало, в вестибюле метро! В них принимал непосредственное участие один из авторов. На какие только эксперименты не приходилось идти, работая в школе, чтобы на конкретных ярких примерах объяснять ученикам отнюдь не простые нюансы человеческих взаимоотношений и особенности психологии большого коллектива.

  Шум в раздевалке стоял невообразимый: только что закончился матч по футболу между двумя школьными командами "Реалисты" и "Барсы". Причём первые проиграли с обидным счётом 0:1.
  - Олежка-сыроежка, то же мне - одноклассничек! Друг называется! Свинью-то какую подложил! Мы-то думали: свой человек судит, уж никак засуживать не будет. А он взял и чистый гол в ворота этих "барсов" облезлых не засчитал! - громко кричал Гришка, размахивая руками и едва не задевая сидевших рядом ребят.
  - Да-а-а, проиграть в своей родной школе, со своим судьёй! Это ж умудриться надо было! И ладно б проиграть, всякое в футболе бывает. Но гол-то ведь мы им забили, и все это видели! - возмущённо проорал кто-то, и ребята зашумели ещё больше, соглашаясь с этим.
  "Реалисты" и "Барсы" были давними соперниками. Уже не впервые они встречались на футбольном поле и каждый раз с большим трудом вырывали друг у друга победу. В обе команды входили ученики седьмых классов двух соседних школ. Сегодня очередная встреча по футболу состоялась на поле "Реалистов", и судил её ученик седьмого класса этой же школы гришкин друг Олег. Долгое время счёт оставался ничейным, и нешуточные страсти только накалялись. Но в начале второго тайма "Барсы" забивают гол в ворота "Реалистов". А уже на последней минуте матча "Реалисты" в ходе красивой и отчаянной атаки мощным, точным ударом всё-таки посылают мяч в ворота соперника, и кажется - ситуация спасена: счёт становится 1:1. "Реалисты" ликуют, но Олег отменяет гол, не засчитывая его. В результате счёт остался 1:0 в пользу "Барсов", которые гордо удалились со своей победой, а удручённые "Реалисты", понурив головы, отправились к себе в раздевалку, куда набилась ещё и куча возмущённых болельщиков. И вот теперь они все вместе выражали своё негодование, обращаясь не столько к Олегу, сколько друг к другу.
  - Нет, ну представляете: так была бы ничья, 1:1, а сейчас из-за этого отменённого гола проиграли! И теперь прощай финал, прощай кубок, и мимо городского турнира пролетаем, а там, между прочим, и призы нешуточные!
  - Да не было гола! - надрывался Олег, пытаясь перекричать общий шум. - Я точно видел: мяч ленточку не пересёк, вратарь его раньше зафиксировал!
  - Да что ты там видел! - кричал Гришка. - Я тоже своими глазами видел: был гол! Он его поймал, не спорю, но уже за ленточкой!
  - Не мог ты видеть, ты играл, на поле был, а я у самых ворот, - оправдывался Олег, как только мог.
  - Что я, один что ли видел?! Вон сколько народу видело! - и Гришка широким жестом обвёл раздевалку. - Видели?
  - Да, да! - загалдели ребята со всех сторон. - Был гол, сто процентов!
  - Ну вот, - обрадовался Гришка такой поддержке. - Все тебе говорят, а ты упёрся! А мы из-за тебя проиграли!
  - Ребята, но я тоже "Реалист" и выиграть хотел не меньше вашего! - упорно защищался Олег. - Но не мог я засчитать гол, которого не было.
  - Да как "не было"?! - опять вскипел Гришка. - Все ему говорят, что был, а он талдычит своё, хоть ты тресни! Ты хоть и друг мне, но я тебе вот что скажу: чем матч судить, ты бы лучше сходил своё зрение проверить!
  - Знаешь, что? - обиделся Олег. - У меня со зрением всё нормально! Своё иди лучше проверь!
  Ребята опять зашумели, но тут же затихли, потому что из задних рядов в центр раздевалки вышел их тренер и учитель физкультуры Алексей Григорьевич.
  - На сегодня всё! - строго сказал он. - Матч окончен, разбор полётов будем проводить завтра после уроков. Я вас специально для этого соберу, и обещаю, что справедливость будет восстановлена. А сейчас все по домам!
  На следующее утро Гришка бежал в школу в крайнем нетерпении. Ему очень хотелось, чтобы побыстрее прошли уроки, наступил конец дня, и Алексей Григорьевич восстановил бы обещанную справедливость. Наверное, он бы умер от нетерпения в ожидании конца уроков, но уже на первой перемене произошло событие, которое, пожалуй, затмило собой даже вчерашний проигрыш. После первого урока, когда Гришка, как обычно, сложил учебник, тетрадь и прочие вещи в сумку и вышел из кабинета, он оказался свидетелем странного зрелища: в коридоре стояло несколько ребят из его класса и несколько старшеклассников, заинтересованно смотревших на белый потолок. Они чего-то высматривали там и даже показывали пальцами. Подойдя поближе, Гришка тоже задрал голову и уставился вверх.
  - Смотри, смотри, смотри! - закричал высокий белобрысый парень из десятого класса и, резко выбросив руку вверх, показал пальцем чуть правее плафона освещения.
  Все дружно ахнули и подались вперёд. Гришка тоже, не отрывая взгляда от потолочной плиты, вместе со всеми сделал несколько шагов.
  - Видишь, видишь?! - удивлённо и с некоторым испугом спросил кто-то рядом.
  - Ага! - отозвалась какая-то толстая девчонка, стоявшая рядом с Гришкой, и тут же бесцеремонно отодвинула его в сторону, чтобы самой занять более удобное место.
  Толпа в коридоре быстро увеличивалась.
  - Что у вас тут? - строго спросила Софья Аркадьевна, появившаяся как всегда неожиданно, и быстро окинула взглядом собравшихся.
  - Смотрите, Софья Аркадьевна! - тут же ответили ей и вверх взметнулось сразу несколько детских рук.
  - Ой! - непроизвольно вырвалось у неё, и она даже отступила на шаг. - Надо директору сообщить!
  В коридоре появились ученики младших классов. Они организованно шли из столовой и в руках у многих были несъеденные яблоки и булочки.
  - Вы только посмотрите, что твориться! - закричала какая-то невысокая девчонка в очках. - Вон, вон, там, где трещина, смотрите!
  - Где? - не понял кто-то.
  - Да вон, левее трещины смотри! - закричало сразу несколько голосов.
  В толпе кто-то взвизгнул, а малыши, задрав голову, словно оцепенели, и, не моргая, уставились в потолок, позабыв о своих яблоках и булочках.
  - Ты видишь? - дёрнул кто-то из одноклассников Гришку за рукав.
  - Ага, - не отрывая взгляда от потолка, еле выдавил он. - А ты? - и он обернулся на голос.
  - Ещё бы!
  В этот момент раздался всем хорошо знакомый баритон директора:
  - Что за цирк вы тут устроили! - и директор явно хотел сказать что-то ещё, потому что набрал полную грудь воздуха, но тут же осёкся, подняв глаза к потолку. - Ничего себе! - выдохнул он и одним движением сдёрнул очки с носа.
  Гришка, отвлёкшись было на директора, вновь уставился вверх.
  - Так, а ну-ка, быстро все по кабинетам! - отдал команду директор. - Нечего тут стоять! Все посмотрели, все увидели, а теперь расходимся!
  Ученики топтались на месте, не желая уходить, и продолжали пялиться в потолок. Однако учителя стали быстро разводить их по классам, чуть не силой отрывая от увиденного. В классах до звонка ребята бурно обсуждали это происшествие и упрашивали учителей выпустить их в коридор, чтобы ещё раз поглазеть на потолок.
  В седьмом классе уже начался урок биологии, но страсти продолжали кипеть. Вдруг дверь открылась и в кабинет в своём неизменном спортивном костюме вошёл Алексей Григорьевич. Он пытался казаться невозмутимым, но было видно, что учитель сильно взволнован и думает совсем не о том, с чем пришёл. Алексей Григорьевич даже не извинился перед биологичкой, а просто встал у доски, прямо перед Гришкой и рассеянно уставился на него.
  - Вы видели? - вполголоса спросил Гришка у учителя физкультуры, чтобы хоть как-то разрядить ситуацию.
  - Да конечно! - небрежно отмахнулся Алексей Григорьевич. - Вся школа видела. А ты?
  - Ещё бы! - воскликнул Гришка и нервно заёрзал на стуле.
  - Ребята, - обратился Алексей Григорьевич к классу, - вообще-то я хотел вам напомнить про сегодняшнее собрание после уроков. Собираемся в актовом зале, приходите, не опаздывайте. Ну а про сегодняшнее происшествие в коридоре я думаю надо "молнию" выпустить, причём срочно! Как вы думаете, Эльмира Рашитовна? - обратился он к биологичке.
  - Конечно! - поддержала та физкультурника. - Я ради такого дела даже со своего урока ребят отпущу. Да вот того же Гришу, например. Напишешь, Гриш?
  - Да я... - замялся Гришка.
  - Не надо красиво, - поддержал биологичку физкультурник. - Пусть всего несколько абзацев, зато от себя. Ведь ты же был там, видел?
  - Да, - с готовностью ответил Гришка.
  - Ну, вот и напиши! Ребята, доверим Грише написать? - обратилась Эльмира Рашитовна к классу.
  - Доверим! - чуть ли не хором закричал весь класс.
  - Давайте дадим ему ещё кого-нибудь в помощь, - предложил Алексей Григорьевич. - Кто хочет?
  Ребята начали переглядываться.
  - Да вы не бойтесь: я с урока отпущу, - подтвердила Эльмира Рашитовна. - Миш, ты ведь тоже видел? - спросила она у сидевшего рядом с Гришкой.
  - Да, - подтвердил тот. - И Танька видела, - тут же кивнул он на одну из девочек. - Она мне и показала.
  - Вот и отлично! - одобрила Эльмира Рашитовна. - Вот, если хотите, и идите втроём.
  Алексей Григорьевич помог им собрать вещи и проводил в учительскую, где вручил ребятам лист белой бумаги, линейку, фломастеры и карандаши.
  Как только прозвенел звонок с урока, весь седьмой класс бросился сначала в коридор второго этажа - посмотреть на потолок. Но там уже всё было как обычно: никто не стоял, задрав голову, и не тыкал пальцем вверх. Потом всем классом они понеслись наверх к стенду, где обычно вешалась молния. Прочитав её от первой до последней строчки, семиклассники ещё долго обменивались впечатлениями и хвалили Гришку со всей его редколлегией за прекрасный слог.
  Так незаметно пролетел учебный день. После уроков весь гришкин класс, а также команда "Реалистов" в полном составе и её многочисленные болельщики собрались в актовом зале. Все с нетерпением ждали Алексея Григорьевича, который не замедлил появиться.
  - Итак, дорогие мои футболисты и болельщики, - обратился он к ребятам без особого вступления, - на повестке дня один очень важный вопрос: был ли вчера забит гол командой нашей школы "Барсам"? Согласен, что от этого гола зависит очень многое, и нам всем очень хотелось, чтобы он был. Давайте же разберёмся. Вот сидит наш ученик и вчерашний судья Олег Семёнов, человек, который был призван внимательно следить за ходом игры, находившийся вчера в момент удара у самых ворот противника и, надо полагать, отлично видевший, что произошло и пересёк ли мяч ленточку. Уверен, что Олег желал нам победы не меньше, чем вы, но всё-таки гол не засчитал. Значит у него были веские основания так поступить...
  - Да был же гол! - не выдержав, закричал Гришка, который демонстративно отсел от Олега подальше. - Я видел и все видели!
  В зале сразу же зашумели.
  - Так вы сегодня на потолке тоже все что-то видели и целый день обсуждали это. Даже вон "молнию" выпустили об этом событии, - хитро прищурившись, парировал Алексей Григорьевич.
  В зале притихли.
  - Никто не хочет сообщить, что конкретно на потолке было? А то парадокс получается: все видели, а что именно - сказать не могут! Гриш, скажи нам, вот ты что видел?
  - Я? - испугался Гришка.
  - Ну да, лично ты?
  - Я как все!
  - А не надо, как все. Скажи, что именно ты видел?
  Гришка пожал плечами.
  - Очень часто мы выдаём желаемое за действительное, даже сами не осознавая этого, - продолжил Алексей Григорьевич, оставив Гришку в покое. - Вот, например, вчера: кто из вас точно видел, что гол был? Поднимите руки. Не додумал, не представил, не поверил на слово окружающим, а реально видел, как мяч пересёк ленточку?
  Дёрнувшиеся было вверх руки тут же опустились и в зале воцарилась мёртвая тишина.
  - Вот то-то и оно: никто не видел, хотя всем и очень хотелось это увидеть. А ещё очень сложно сказать "нет", когда все вокруг говорят "да", - продолжил учитель физкультуры. - Знаете, почему вы не можете сказать, что видели сегодня на потолке? Потому что там ничего не было! Да, да - не было и вы ничего не видели, - для большей убедительности повысил голос Алексей Григорьевич. - А вслух признаться в этом не можете.
  Учитель сделал небольшую паузу, а потом, оглядев притихших ребят, заговорил вновь:
  - Я попросил свой десятый класс, директора и нескольких учителей немного подыграть мне. Перед звонком с урока мои десятиклассники встали в коридоре и, когда из кабинетов начали выходить ученики, принялись восклицать и показывать на абсолютно чистый белый потолок. Очень быстро образовалась целая толпа, которая легко убеждала вновь подходивших, что на потолке что-то есть. И вы искренне верили в это, потому что каждому из вас казалось странным и невозможным: "Как это - все видят, а я нет!". Так же, как и вчера на футболе: легко крикнуть "Гол был!", если тебе очень хочется, чтобы он был, и все вокруг кричат то же самое. А я вам скажу: Олег прав - гола не было! Я сам стоял с другой стороны ворот и, как и Олег, отчётливо видел это.
  Учитель умолк, а тишина в зале стояла такая, что было слышно тиканье больших настенных часов, висящих над дверью.
  - А я ведь и правда не видел гола! - вдруг негромко сказал Гришка, но в гробовой тишине актового зала его голос прозвучал особенно резко и отчётливо. - И на потолке сегодня тоже ничего не видел, - после небольшой паузы продолжил он. - И в "молнии" мы написали хоть и много, да ни о чём! Прав ты, Олег: это мне надо пойти и зрение проверить! - и Гришка, подхватив сумку, направился к своему другу, виновато улыбаясь.
  Олег тоже поднялся ему навстречу.
  - А у "Барсов" мы ещё выиграем, в этом я не сомневаюсь, - уверенно произнёс Алексей Григорьевич и тут же, оборвав себя, громко крикнул:
  - Смотрите! - и показал на потолок.
  Все инстинктивно задрали головы вверх и тут же рассмеялись: потолок был абсолютно чист!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"