|  На главную страницу
          Часть четвертая (1983 - 1990)Поиски работыНе понимая, что причиной моего служебного фиаско крылись
во мне самом, я был обижен на весь мир. 
          На приёме у Курапова он испытующе посмотрел на меня и
многозначительно заметил: 
          - Мы, товарищ Хохулин, на вас крест не ставим. Ну, первым
лицом сейчас вас назначать не будем, а замом к кому-нибудь можем
определить. Пока. Если будете правильно себя вести - в дальнейшем
посмотрим. 
          Я отказался и сказал, что найду себе работу сам. (После
того разговора прошло уже более 20 лет. Несмотря на мою иронию в
описании тех лет, я и сейчас отношусь с уважением к Юрию Фёдоровичу
Курапову. Не утверждаю, что его образ является характерным образом
секретаря райкома, скорее наоборот. Тем не менее он, несомненно, был
человеком на своём месте. В отличие от некоторых коллег всегда
брезгливо относившийся к "шкурным" вопросам, Курапов не нажил богатства
- я и сейчас частенько встречаю его, топающим пешком к пригородному
вокзалу с удочками и в выгоревшей куртке. Вежливо здороваюсь. Несколько
лет назад меня по телефону разыскали его старые друзья - просили, как
специалиста по художественному металлу изготовить к 70-летию памятную
медаль. Я отказался - сделать за оставшиеся три дня что-то путное уже
не успевал, а сварганить тяп-ляп совесть не позволяла.) 
          И началось. Без фальшивой скромности могу сказать, что по
тем временам в Ленинском районе Львова меня знали все или почти все - я
имею в виду разнообразное и разномасштабное начальство. Твёрдо решив
для себя отныне и навеки не иметь никаких подчинённых в связи с тем,
что я не рождён быть начальником, я пустился в поиски работы. 
          Промзона района начиналась с производственного
объединения "Полонина". С неё я и начал. Генеральный директор встретил
меня по-товарищески: 
          - Знаю про твои беды. С чем пожаловал, чем помочь могу? 
          - Работа мне нужна - коротко ответил я. 
          - А кем же ты хочешь у нас работать? 
          - Сам толком не знаю. Но чтобы без подчинённых и зарплаты
не меньше 200 рублей (насчёт 200 рублей я себе решил твёрдо - столько
мне платили на директорской должности, деньги эти по тем временам были
небольшие, и опускаться ниже я уж никак не мог). 
          Генеральный засмеялся: 
          - Мы же местная промышленность, я тебе честно скажу -
если план квартальный заваливаем, то и мой зам двести не имеет, а у
него подчинённых хватает. А ты - без подчинённых! Кем? 
          Я подумал: 
          - Могу быть художником. 
          Он нажал кнопку на пульте, подождал ответа, спросил в
микрофон: 
          - Мы художника взять можем? 
          Из динамика донеслось: 
          - Если надо, можем, конечно. 
          - Сколько можем заплатить, если по максимуму? 
          - По максимуму - сто сорок. 
          Он посмотрел на меня. Я отрицательно покачал головой. 
          На том мы распрощались и я пошел дальше. Обошел я таким
образом довольно много мест. Соответствующая моим пожеланиям работа
вроде бы нашлась на изоляторном заводе - испытатель стеклоизоляторов,
но знакомый секретарь парткома настойчиво советовал мне не торопиться с
принятием решения: 
          - Александр, ты это должен сначала посмотреть. Две сотни
я тебе гарантирую, даже больше, но это надо увидеть сначала. Понимаешь,
оно только красиво называется - испытатель изоляторов, а вообще-то их
надо только с одного конвейера на другой перекладывать! А от них ещё
прикуривать можно - они же красные из печи выезжают! Горячий цех,
работа в три смены, люди подолгу не выдерживают... 
          Я подумал и отказался. 
          После полумесячного хождения ноги понесли на комбинат
Худфонда и там меня затащил к себе в мастерскую старый знакомый - Пётр
Юрьевич Ярославский: 
          - Саша, приходи к нам художником. Заработаешь ты свои
двести рублей. И двести пятьдесят заработаешь - я тебе обещаю! Я с
тобой сам первый заказ сделаю. 
          Я засомневался: 
          - У вас же тут профессионалы крутые работают. А я рисую -
не так, чтобы очень... 
          - Что, совсем не умеешь? - прищурился Ярославский. 
          - Ну почему - совсем. Работал в книготорге три года
художником ... 
          - Всё! Значит, и у нас сможешь. Не бойся, пропасть не
дадим. 
          Подошли ещё несколько человек из других мастерских, тоже
начали уговаривать. Один хлопнул меня по плечу: 
          - Сашко, не переживай! Ти ж, коли ще з райкому до нас
ходив - гiвнюком не був - допоможемо! Пєтя з тобою зробить одне
замовлення, Микола каже, що може взяти тебе в бригаду, я з тобою можу
разом попрацювати. Тiльки щоб тебе взяли до нас, ти ж знаєш... 
          Я знал. Ходили слухи, что за приём на работу в Худфонд
надо было дать пару тысяч взятки. Ну, это мы ещё посмотрим.Худфондовский комбинатЧерез два дня, нанеся очередной предварительный визит в
райком, я заходил в кабинет директора Львовского
художественно-производственного комбината Худфонда Украины - таково
было его полное наименование. 
          Директор, отлично меня знающий, шагнул навстречу, широко
раскинул руки, словно обняться хотел: 
          - Саша, что за дела! Из горкома Секретарюк мне звонит,
Курапов звонит! А ты просто должен был придти ко мне и сказать - Вадим,
я хочу у тебя работать! И всё! 
          Он фальшивил и знал, что я знаю, что он фальшивит, но это
нам не мешало. Мы поговорили очень тепло и меня в тот же день оформили
приказом. 
          Пойти на комбинат художником означало окончательно
поставить крест на всяких начальнических должностях. Это понимал я и
тем более моё бывшее начальство. Пожалуй, так оно и было лучше. 
          Меня определили в мастерскую на втором этаже
производственного корпуса. В первый же рабочий день ровно в час дня ко
мне заглянул Ярославский: 
          - Саша, обед! Идем перекусим. 
          В мастерской через стенку на столе была расстелена
газетка с немудрёной закуской. В центре красовалась бутылка
"Столичной". Я наивно решил, что это в честь моего выхода на работу,
хотя выставлять должен был вообще-то я. В компании с ещё двумя
художниками из этой мастерской выпили, перекусили. 
          На следующий день бутылку принёс я, но на столе их
почему-то оказалось две. Ещё через три дня стала понятной нехитрая
система: ко мне бутылки не имели никакого отношения - просто за обедом
положено было выпивать "обеденную", а после семи часов вечера -
"вечернюю". Я такого графика не выдерживал и отказался. 
          Свой первый заказ - оформление наглядной агитацией
мебельной фабрики я сделал, как мне и было обещано, вместе с Петром
Юрьевичем. Через два или три месяца я получил первую зарплату - тысячу
рублей. Таких денег я ещё никогда не зарабатывал.ЯрославскийНа комбинатовской Доске Ветеранов войны под фотографией
Петра Юрьевича аккуратно написано тушью "Авраам Юдкович Ярославский",
однако его принято называть Петром Юрьевичем. У него много прозвищ, на
которые он не обижается: Пить Юрич, Губаренко (у него отвисшая нижняя
губа, к которой вечно приклеена сигарета), а также Дон - в честь дона
Корлеоне. Авторитет его на комбинате непререкаем и слово его весит
гораздо больше, чем слова начальника цеха, главного художника или
других довольно мелких начальников. 
          Ярославский - колоритнейшая личность. Он азартно играет в
подкидного дурачка, в шахматы и в Красном уголке - в бильярд.
Обязательно на деньги - по рублю. Иногда выигрывает, чаще проигрывает.
Когда проигрывает - краснеет и нервничает, но игру не бросает. Он пьёт
водку каждый день и по человеческим меркам - много, но никогда не
бывает пьяным. 
          После стопки-другой водки любит рассказывать о прошлом: 
          - Вот мы с вами всё пишем "Вперёд, к победе коммунизма!"
- а ведь вы его хрен когда увидите, тот коммунизм. 
          - А вы, Пётр Юрьич? - язвим мы. 
          - А я его уже видел, - невозмутимо сообщает Ярославский,
- тут, в Львове, в 39 году. Мы когда в сентябре сюда пришли, старые
деньги в первый же день были отменены, а советских рублей ни у кого не
было. Да никто и не понимал, сколько они стоят. А у меня были! - он
добродушно смеётся и начинает забавно рассказывать, чего и сколько он
ухитрился выслать на родину, в российскую глубинку.*
          
          - А вы кем тогда в армии были? - спрашиваю я 
          - Понятное дело, кем. Художником. 
          - А по званию? 
          - Рядовым, конечно, - пожимает плечами он. 
          В другой раз Петя тычет рукой в ветеранский значок,
который красуется у него на груди: 
          - Саша, ты видишь этот значок? 
          - Ну, - не понимаю я. 
          - Вот тебе и ну. Этот значок стоит дороже, чем все мои
ордена и медали, понял? Это же Шестьдесят вторая армия! Сталинград!
Доходит? У нас там тыла не было - от Волги до немцев четыреста метров,
всё простреливалось. И тыл и передовая - всё вместе было! 
          - А на фронте вы кем были, Пётр Юрьич - тоже художником? 
          - На фронте я был офицером связи, - важно отвечает
Ярославский. 
          - А по званию? 
          - Рядовой, конечно. Рассказать тебе, как я на фронте в
сорок втором году секретный пакет утерял? 
          - Расскажите! 
          Петя усаживатся поудобнее, прикуривает очередную сигарету
и начинает: 
          - Это было в начале зимы сорок второго. Вызывают меня в
секретную часть, вручают пакет и приказание - доставить куда положено.
Я - пакет в полевую сумку, сумку через плечо и на дорогу - голосовать.
Остановилась полуторка, залез в кузов, закутался в плащ-палатку - мороз
тогда был отчаянный - и поехали. Через тридцать километров постучал ему
по крыше, он остановил, я и соскочил с кузова. Всё. Он уехал, а я хвать
- сумки нет! 
          - А куда делась-то? - не понял я. 
          - А х... его знает! - в сердцах отвечает Петя, - Может,
на ухабах как-то с меня слетела, а может ещё как - не знаю. 
          - И что же вы? 
          - Саша! - в голосе Ярославского вдруг зазвучали интонации
старого еврея - ты понимаешь, что значит в сорок втором году под
Сталинградом потерять секретный пакет?! Так я тебе скажу - от трибунала
до исполнения приговора и полчаса не пройдёт - поставят под стенку и
шлёпнут. Всё! И бежать, Саша, некуда. Некуда! 
          - Так как же вы выкрутились? 
          - Как? Никак. Пошёл, доложил, что утерял пакет, прошу
дать сутки на поиски. Мне дали - они же тоже знают, что мне бежать
некуда. Я эти тридцать километров пешком прошёл и каждую кучу конского
дерьма замерзшего руками разгребал - вдруг это моя сумка. И ни хрена не
нашёл. Попрощался с друзьями, прихожу в секретную часть и докладываю -
так и так, утерял, найти не смог. А там старшина сидел, хороший русский
парень такой, спрашивает меня - а бутылку поставишь? Я говорю - так
точно, а он в ответ на это мне: 
          - Ну и х... с ним, с пакетом, я тебе новый выпишу за
бутылку. 
          Петя смеётся, потом задумывается и закуривает очередную
сигарету. 
          С Петром Юрьевичем Ярославским мы дружили до последних
дней его.Богдан Братейко1984-й год. В мастерской художественного комбината нас
работает четверо: Игорь Наконечный, Володя Воловник, Богдан Братейко и
я. Целыми днями из маленького транзисторного приёмника звучит музыка и
слышна польская речь - мы слушаем на длинных волнах первую программу
радио Варшавы. Всё-таки у поляков - абсолютно замечательная эстрада! У
них ещё и замечательный кинематограф, но это другая тема. Мы слушаем
Здзиславу Сосницку и Анджея Росевича, Яцек Лех выводит: "...Nie mialem
prawie nic, a chcialem jej darowac swiat i czarno-bialy dzien rozlozyc
na palecie...", и потом задумчиво "...Dwadziescia lat, dwadziescia
lat..".*
          
          За душу брало, чёрт возьми. Анна Янтар и Кшиштоф Кравчик,
Чеслав Немен, Марыля Родович и бесчисленное количество других
прекрасных исполнителей. Красивые рейсы на пароходах, уплывающие вдаль
кавяренки и дочки рыбаков - песни сменяют одна другую и все классные.
Особо я любил: 
           
          "To byl zwyczajny szary dzien, 
           
          Za scianoj dzieci glosny placz 
           
          I meza glos - usmiechnij sie, 
           
          Wiec ja poslusznie kszywie twarz..."*
          
          Не помню уже, кто её пел, но я всегда подскакивал к
приёмнику и прикручивал громкость посильнее. 
          Самая примечательная фигура в нашей мастерской - Богдан
Братейко. 
          В комбинат приходит заказ - оформление мемориальных
комнат Соломии Крушельницкой в музее Ивана Франко. На разведку посылают
меня, как бывшего музейщика. Зам. директора Вира Лукьянивна Бонь долго
рассказывает мне, какими работники музея видят эти мемориальные
комнаты. С собранной информацией я прихожу в мастерскую, докладываю.
Братейко впадает в состояние эйфории: 
          - Курва мать, хлопцi, як то всьо шьлiчно можна зробити!
Ви розумiєте, я то всьо бачу! Зробити таку сецессiйну побiлочку,
поставити якiйсь столик, на нього кинути пару старих театральнiх афiш i
зверху такий елеганський капелюшок! Я то бачу! 
          Он возбуждённо закуривает сигарету и начинает расхаживать
по мастерской: 
          - В мене в пiвницi лежать таки сецессiйнi трафарети -
ляля! Саша, ти знаєш, ким був мiй батько? 
          Я отрицательно качаю головой. Голос Богдана приобретает
торжественный тембр: 
          - Мiй батько, Нiкодем Братейко, був знаменитий маляр -
його знала цiла вулиця Зiельона! То в мене вiд нього ще лишилися цi
трафаретики - курва мать, отака купа! В пiвницi! Як то всьо красiво
можна зробити! 
          На русском слове "красиво" Бодя делает ударение -
наверное, для меня. 
          Так проходит часа два или три. Братейко успокаивается,
потом задумывается. Закуривает, открывает фанерный шкаф с нашей одеждой
и аккуратно присаживается на самую нижнюю полку, под пиджаки и рубахи -
он так любит думать. Вьются колечки дыма: 
          - Хлопцi, я вам так скажу - нi хєра ми в тому музеї не
заробимо! Дасть нам худрада по сорок шiсть рублiв за аркуш проекта - i
всьо! Так менi хочеться то зробити - але нiчого не заробимо. Не знаю...
          
          Терзания Братейко продолжались дня три. В нашей комнате
он лидер. От заказа мы отказались, его сделала другая бригада. И еще - о Соломии Крушельницкой. Во время обеденного
перерыва в пельменной, что напротив гастронома "Оксана", мы выпили с
Богданом по двести белой и закусили пельменями. Погода была хорошей,
работать неохота и мы пошли прогуляться по Лычаковскому кладбищу, до
которого - триста метров. Пришли к могиле Крушельницкой, на которой
только-только поставили новое надгробие - бронзового Орфея. 
          Памятник мы увидели впервые и я, по своему обыкновению,
начал что-то безудержно болтать, многословно рассуждая, что надгробие
хорошее, вполне пристойная скульптура и вообще... 
          Богдан Никодимович долго молчал, слушая меня. Потом
почему-то покраснел и начал неистово ругаться: 
          - Курва їх мать! Курва їх мать! Вона ж так просила - не
ставити їй того на могилу! Та тi нашi зафойданi скульптори за грошi на
могилу рiдної мами нас... Вона ж просила!! Пiшли звiдси, Сашко - я на
то паскудство дивитися не можу! Посадили на гробi того - з яйцями i
балалайкою! 
          Он даже прослезился от возмущения. Вытер слезу, махнул
молча рукой, и мы пошли в мастерскую.*
          
          Как-то раз, придя на работу, я застал Богдана сидящим в
своем любимом шкафу и мрачно курящим. 
          - Привiт, Богусь, ти що такий невеселий? 
          Он снизу вверх посмотрел на меня: 
          - Знаеш, якась в мене полоса невезiння, шляк би її
трафив! 
          - Що за така полоса, вiдколи, Богдан? 
          Он ухмыльнулся: 
          - Якщо вiдверто - як в тридцять дев'ятому роцi почалася,
так i тягнеться по нинiшнiй день. 
          Смеялись. 
          Жили мы в мастерской дружно. Язык общения - украинский.
Игорь Наконечный, обращаясь ко мне, изредка переходил на русский.
Впрочем, и я себе это позволял. Случались забавные казусы. Сидим,
обедаем, Воловник что-то оживлённо рассказывает о своей соседке: 
          - Ви розумiєте, хлопцi, тут вона бере свiй тазiк... -
поворачивается ко мне и добродушно объясняет - Саша, тазiк - то така
мидниця невелика. 
          Все грохают хохотом. Подавившийся бутербродом Братейко
язвит: 
          - Владзю, то ти дуже мудро Сашковi пояснив, що тазiк - то
є мидниця. Де б вiн знав, бiдака, що це таке - тазiк!  Уже в 90-е годы, когда я давно не работал на комбинате,
городское телевидение сделало передачу о художнике Богдане Братейко. В
начале передачи наш самый главный львовский тележурналист-искусствовед
пространно объяснил, что у нас есть очень талантливые художники, есть
менее одарённые, а есть.... Тут он долго подбирал выражение и сказал
что-то о "зовсiм маленьких зiрочках, таких - ну дуже маленьких", после
чего и представил нашего Богдана телезрителям. Мне стало обидно за
Братейко, смотреть бездарную, как всегда, телепередачу расхотелось, но
я честно дотерпел до конца, чтобы позвонить Богдану - это были дни
празднования его шестидесятилетия. 
          Пережил юбилей он ненадолго: в гололёд умудрился попасть
под троллейбус и через несколько дней скончался. 
          Я помню - у него был сочный бас и очень характерный
классный местный говор. Сборный пунктВ 1985 году мы отправляли Сергея в армию. Шла афганская
война, все родители боялись отправки детей именно туда. Я говорил -
куда пошлют, там и отслужит, родственники по линии Кристины
выразительно крутили пальцем у виска и уверяли меня, что пошлют именно
туда, куда я не хочу. 
          На сборный пункт мы пришли все вместе. Он был уже не там,
на Шевченко, откуда уходил в армию двадцать лет назад я, а уж совсем на
окраине, у чёрта на куличках. Сборный пункт был огорожен забором, за
которым прохаживалсь важные прапорщики и офицеры с карманами, пухнущими
от денег. 
          Команду, в которой был Сергей, построили, провели
перекличку, мы вслушивались из-за металлической сетки забора. Из
двадцати человек в команде девятнадцать оказались из отдалённых сёл
области, львовянином был один Сергей. Тётя Ира (старшая сестра
Кристины) начала плакать, её муж Генек решительно взял меня за руку и
повёл к проходной. Как-то ему удалось договориться со строгой охраной,
мы попали на территорию сборного пункта и там всего за сто рублей
какой-то капитан клятвенно пообещал, что сын будет служить в
саратовских степях. Капитан не обманул - Сергей прослужил там два года
на авиационном полигоне.Дарiя IванiвнаПриблизительно в то же время я познакомился с Дарой (вот
уже больше двадцати лет я уважительно называю её Дарiя Iванiвна, хотя
она прилично моложе меня. У меня просто привычка такая - всех называть
по имени-отчеству)*.
Дара была в то время разведена и воспитывала сына. Все стены в её
комнате заставлены от пола и до потолка книгами, граммпластинками и
альбомами с марками, она сыплет напамять рубаи Омара Хайяма и
четверостишия Степана Руданского - те, где он пишет о москалях. 
          С ней интересно разговаривать. Иногда неистово спорим. На
свою и мою голову она когда-то где-то вычитала, что Тарас Григорьевич
Шевченко не так вилкой пользовался или даже сморкался в чужие
занавески. Говорит: 
          - Ясна рiч, Шевченко - генiй, але вiн не був
iнтелiгентною людиною! 
          Я нервничаю: 
          - Дара, вибач, ну що ти говориш!? Ми ж його вважаємо
засновником лiтературної мови - яке може мати значення, куди i як вiн
шмаркався, чорт забирай! 
          Она мне в ответ: 
          - Ти мене не вчи Шевченка любити! Але - не iнтелiгент!
Що, проста людина не може бути генiєм? Что правда, то правда - её не надо учить любить Тараса
Григорьевича. Дара и во времена дикого застоя, будучи членом партии, с
глазу на глаз всегда говорила: 
          - Що стосується моїх переконань, то в мене є одне
переконання - я є українська нацiоналiстка! А то все - таке... I не
розповiдай менi про "золотий вересень" 39-го - особисто мою родину ви
звiльнили тiльки вiд двох порядних фотелiв i фортеп'яно! 
          Я еще не сдаюсь: 
          - Я не знаю, чи може проста людина бути генiєм, чи нi,
але Шевченко - не проста людина. Ну не можна же визначати
iнтелiгентнiсть особи по її вмiнню користуватися виделкою! 
          - Чому? - непробиваемо осведомляется Дария Ивановна. 
          Сдаюсь.* 
 
 Наверх
            Переход к пятой
части
 На главную страницу
 |