Бог, Дух, Свет, Тма, дух, материя, Христос, Иисус, Исраиль, Спасение, действие, импульс, момент импульса, масса, энергия, изначальная форма материи, энергоформа, нейтрон, электрон, фотон, антинейтрино, херальность, конденсация, раскрутка, акцепция Света, Вселенная, Солнце, человек, право- и левомышление.
ПРЕДВЕСТИЕ
Начало третьего тысячелетия христианской эры ознаменовала кардинальная перестройка энергетики Солнечной системы. На просторах России разгорелась великая духовная брань: место нарицаемое еврейски Армагеддон (Отк 16, 16); несть наша брань к крови и плоти (Ефс 6, 12). В незримой сече славянин, сын человеческий, освобождает Отчизну от змия лжи иудейской, обретая сам спасительную силу ума Христова: в меру возраста исполнения Христова (Ефс 4, 13); испразднит всяко началство и всяку власть и силу (1 Кор 15, 24).
Меч Христов уже вышел из ножен Солнца и творит разделение рода людского на право- и левомыслящих: поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю (Мф 25, 33). Первые - христиане, верные Истине, обретают свой чин Спасения в Боге: приидет Утешитель, егоже Аз послю вам от Отца, Дух Истины (Ин 15, 26); о Христе вси оживут, кийждо же во своем чину (2 Кор 15, 22, 23). Вторые - лукавые, прислуживая иудеям, бесследно исчезают с лица Земли: Суетны убо все человецы естественне, в нихже обретается неведение о Боге (Прем 13, 1); Память его да погибнет от земли (Иов 18, 17); неключимаго раба вверзите во тму кромешнюю (Мф 25, 30).
Физика Духа есть Наука о законах взаимообращений Света и Тмы, Духа и духа, духа и материи, материи и вещества. Как устроен квант поля и элементарная частица? Какова природа Христа и что есть стяжание Духа Святаго? Мысль новую откуда и как извлекает мозг? Мир - это реторта Господа, в которой дух человеческий преобразуется в новую ипостась Бога? Конец Света - это поклонение всего мира золотому тельцу? Ответы на эти вопросы и должна найти Физика Духа. Для этого надо взять у эмпирических наук ключи разумения сокровенного смысла Священных Писаний (Библии, Корана). Умная молитва и Знание помогут извлечь суть духовных законов из многомерной символики истории рода Израильского, и на этом богоборческая миссия иудея будет исчерпана, и Свет Истины наполнит сердца Победителей: да будет Бог всяческая во всех. ... давшему нам победу Господем нашим Иисус Христом (1 Кор 15, 28, 57).
Физика Духа в пору духовной брани - это Наука побеждать зло силой правды. Познав законы Духа и усвоив правила молитвы: молящеся на всяко время духом (Ефс 6, 18), - Воин Духа облачится в броню правды, наденет шлем спасения, возьмет в руки щит веры... имечь духовный, иже есть глагол Божий (Ефс 6, 17), - и Духом устен убиет нечестиваго (Ис 11, 4), изгнав со своей земли мiродержателей тмы века сего (Ефс 6, 12).
Весть 1. АЗЫ ФИЗИКИ
Слово 1. РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА
Главным свидетельством участия Бога в сотворении мира служит сам факт зарождения на Земле Жизни, высшей формой которой является человек мыслящий (homo sapiens). Его способность выражать звуками голоса, то есть речью, возникающую в мозгу мысль, и выделила его из из всех живых тварей как вещественный образ Бога: Сыне, Моим глаголом внимай, к Моим же словесем прилагай ухо твое (Пр 4, 20). Способность живых существ издавать звуки, будучи прямо связана с их слухом, возникала и развивалась по механизму резонансного воспроизведения звучания тех или иных физических процессов, характерных для среды обитания живых существ: Толицы убо, аще ключится, роди гласов суть в мире, и ни един их безгласен (1 Кор 14, 10).
Греческий эквивалент слова "звук" - "???", по-русски звучащий как "эхо", связывает смысл слова "звук" с понятием "отзвук". Так и звук, издаваемый животным, можно представить как отражение его звукопроизводящим аппаратом внешнего сигнала, воспринятого органом слуха. Своеобразием энергетик трех сред обитания - воды, земли, воздуха определяются диапазоны звуков, издаваемых их обитателями, внешние формы, внутреннее устройство и способы их перемещения.
Безмолвию морских глубин отвечает молчание плавающих рыб. Извивающаяся змея, своим шипением воспроизводит дыхание земных недр. С разнообразием звуковых эффектов, порождаемых ветром в степи, в лесу, в горах можно сопоставить голоса их четвероногих обитателей (мяуканье, лай, мычанье, ржанье, ревы). В пении и щебете птиц слышны нотки журчащей воды и шелестящей листвы, но истоки гармонии птичьих мелодий лежат в самой энергетике их полета и парения в небесах: Отец ваш небесный питает их (Мф 6, 26).
Богообразность человека, будучи предопределена изначально, вносила свой отпечаток на каждом этапе развития его материальной формы, пока, наконец, не обнаружилась в способности человеческого мозга улавливать в многоголосом энергетическом шуме Вселенной силы гласа (1 Кор 14, 11) Премудрости и обращать эти силы в слова осмысленной речи: Человеколюбив бо дух премудрости (Прем 1, 6). Человек, как эпицентр энергетики Вселенной, чутко следуя ее ритмам, неуклонно совершенствовал способность слышания Слова Господня (Ам 8, 11), закрепляя и развивая ее в своей творческой деятельности. За счет этой, данной от Бога способности человека, его среда обитания неуклонно расширяется, выходя за пределы вещества в сферу Духа, недоступную для всех остальных тварей: Дух Господень исполни вселенную, и содержай вся разум имать гласа (Прем 1, 7). Так, через жизнь человека бытие Вселенной обретает смысл и цель, которая есть сотворение подобия Божия в Духе. И главным средством достижения данной цели является способность человека резонансно "слышать" и облекать "звучание" сфер Духа в здравую мысль и доброе чувство: Помышления ваша от Мысли Моея (Ис 55, 9); Истинно же слово и сила велика и разум дадеся ему в видении (Дан 10, 1).
Библия изобилует образами, раскрывающими механизм связи человека с духовным уровнем порядка мира. К ключевым словам данных образов относятся: "истина", "премудрость", "разум", "свет светлый": Разума Его несть числа (Пс 146, 5); Бог премудростию основа землю, уготова же небеса разумом (Пр 3, 19); Совет святых разум (Пр 9, 10). Механизм взаимосвязи духа и материи, а также принципы устройства и законы изменения духовного порядка мира, очевидно, составляют самую суть физических законов бытия мира. Ее формализация языком физических понятий и правил сопряжена с раскрытием физики процесса мышления человека, в силу чего физика обретает значение физики Духа.
Речь, усложнялась в процессе коллективного труда добывания пищи, изготовления жилья, одежды. Простые односложные звуки-слова складывались в предложения, их смысл углублялся, а вместе с этим и развивалась способность человека представлять в уме образы реальных вещей и явлений. Так человек учился обдумывать заранее свое поведение и предполагать конечные результаты действий. Вместе с этим возрастало и понимание человеком естественных законов природы и утоньшалась чувствительность его мозга к внешним сигналам, спектр которых все глубже простирался в сферу Духа: не в препретелных человеческия премудрости словесах, но в явлении духа и силы (1 Кор 2, 4). Образно можно сказать, что мысль человека есть многомерное отображение мира, причем многогранное зеркало составлено из всех способностей человека воспринимать изменения порядка мира. В основе этих способностей лежат семь чувств человека (см. Сл 9): еже есть седмь духов Божиих, посланных во всю землю (Отк 5, 6). Языковое своеобразие народов земли явилось следствием различия физических условий в пригодных для обитания местах земного шара.
Данную зависимость ярко иллюстрирует правописание (слева на право) у народов, живущих в северном полушарии и левописание (справа на лево) у народов, проживающих в экваториальной части земного шара. О том, что речевые особенности и способ письма формируются на уровне генома, свидетельствует зеркальное письмо левшей. Зачатие левши может быть обусловлено, либо духовно-метрическим несоответствием геномов родителей, либо неблагоприятностью внешней энергетики в момент зачатия. Не зря же на Руси избегали браков с иноверцами, а невесты свято берегли свою девственность, да и свадьбы не справляли в дни поста. С другой стороны, результатом сексуальных революций в "развитых" странах Европы и Америки в ХХ веке явилось обвальное нарастание в них числа левшей, гомосексуалистов, экстрасенсов и прочих сексоригиналов.
Очевидно, что разница в языках также физически обусловлена, как и расово-национальные различия народов Земли: Егда разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу ангелов Божиих (Вт 32, 8); Возникновение языков обусловливается теми же причинами, что и возникновение духовной силы [В. Гумбольт]. Однако, при явном языково-расовом разнообразии народов все человечество в Духе образует пышную крону древа Единобожия, питаемого единым Духом Истины (см. Сл 9): на всяцем месте фимиам приносится имени Моему и жертва чиста (Мал 1, 11);Несть бо на лица зрения у Бога (Рим 2, 11); аще корень свят, то и ветви (Рим 11, 16).
Закономерная, причинно-следственная связь между энергетикой среды обитания и формой ее отображения человеком с помощью звуков или графических знаков обусловила безошибочность представления сути законов природы сначала образным языком мифа, а затем и научным языком физики. Именно поэтому для понимания и усвоения духовной сути физических законов, полезно знать корневой смысл слов, используемых в физических определениях. Наука, которая занимается установлением сущностных значений слов, называется этимологией. Этимологический словарь русского языка, Толковый словарь Владимира Даля и Церковно-славянский словарь протоиерея Григория Дьяченко весьма полезны, не только для уяснения смысла Славянской Библии, но и законов элементарной физики. Отметим, что сам словарь и фонетика церковнославянского языка, отвечая особенностям славянской речи, благотворно влияют на мозг читающего, способствуя развитию его природных талантов и умственных способностей.
Слово 2. РАЗМЕРНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН
Все вещественное многообразие мира составлено из великого, но исчисляемого количества дискретных форм материи: многое число вещей (2 Мкк 2, 25); изочту их (Пс 138, 18). Первоначально число было введено для обозначения порядка следования чего-либо (первый, второй и т. д.) или количества частей, входящих в состав целого (две, три и т. д.). По мере развития ума человека применение числа обретало все более сложные математические формы, необходимые для абстрактного моделирования тех или иных физических процессов. Физика изучает устройство и законы изменения мира путем измерений количественно-массового состава и пространственных характеристик мира в зависимости от времени. Масса, протяженность в пространстве и длительность во времени являются опорнымифизическими величинами. Введя их численную меру, можно затем опытным путем находить количественную меру для любой физической величины. При этом единицы, в которых измеряются физические величины, начиная с опорных, называются размерными. За условные единицы опорных физических величин приняты следующие размерные числа:
- протяженность в пространстве, размерность метрическая, обозначение [L], единица меры - 1 сантиметр [см];
- длительность во времени, размерность временная [T], единица меры - 1 секунда [с];
- масса, размерность инерционно-гравитационная [G], единица меры - 1 грамм [г].
Выражение размерности произвольной физической величины [А] через опорные меры, устанавливается путем изучения вида математической зависимости (функции) численной величины А от численных значений варьируемых опорных мер. В общем случае результат измерений можно представить формулой:
[А] = [L]х [T]y [G]z,
в которой х, у, z - неизвестные показатели степеней, определяемые из опыта. Например, размерность скорости движения [v] = [L/T] имеет: х = 1, у = -1; z = 0. Произведение скорости на массу дает величину количества движения (импульс), размерность которого будет: [p] = [m] [v] = G L T-1, значит х = 1, y = - 1, z = 1. Зная размерность скорости и импульса, можно определить размерности всех остальных физических величин. Например, размерность силы следует из формулы (13. 1): [F] = [p]/c = г см с-2. Физическая величина, имеющая размерность см/с2 , называется ускорением. Размерность энергии дает формула (12. 5): [E] = [m] [v2 ] = г см2 с-2. Размерность действия следует из формулы (12. 1): [H] = [E] c = г см2 с-1. Для удобства сложные выражения размерностей некоторых физических величин называют одним словом. Например, единица силы, величиной в 1 г ?1 см ?1 с-2, названа 1 диной, аналогично, единица энергии величиной 1 г ?1 см2 ?1 с-2 - 1 эрг.
Система единиц, в основание которой положены меры 1 см, 1 г, 1 с, называется системой СГС. Эта система единиц, созданная творцами классической физики еще в XIX веке, соразмерна с масштабом явлений реального мира и поэтому более всего подходит для углубления и распространения законов физики на сферу духа. Существуют также и другие системы единиц. Из них следует упомянуть, так называемую, международную систему СИ, в которой, наряду с секундой, за единичные меры длины и массы взяты метр (100 см) и килограмм (1000 г). Большую путаницу в систему СИ вносит обилие условных единиц, названных именами знаменитых ученых. Например, вместо дины в системе СИ принята единица Ньютон (105 дин), или вместо эрга - Джоуль (107 эрг).
В принципе, любую единицу системы СИ можно выразить через три фундаментальные единицы системы СГС. Например, единица электрического заряда системы СИ Кулон, равная 3 109 единиц заряда системы СГС, имеет такую сложную размерность: [Кулон] = см3/2 с-1 г1/2. В некоторых странах исторически укоренились значения опорных единиц, отличные от 1 см и 1 г. Например, в англо-американской системе мер употребляется единица дюйм, равная 2,54 см и унция, равная 28,35 г. В связи с этим, для сверения правильности измерений одних и тех же величин, но в разных национальных системах единиц, выбираются эталоны длины, времени и массы, численные значения которых устанавливаются по известным всем правилам.
За первоначальный эталон протяженности метра в эпоху Наполеона была принята одна десятимиллионная доля расстояния от экватора до Северного полюса вдоль меридиана, проходящего через Париж. Затем для удобства пользования метр обозначили двумя метками на платино-иридиевом бруске. Этот эталон метра находится в Международном Бюро Мер и Весов вблизи Парижа, а его копии распределены между национальными службами стандартов во всем мире. За эталон секунды была принята длительность 1/86400 средних суток (всемирное время) или 1/31556025,97474 от длительности года в тропиках (эфемеридное время). Сложнее было выбрать практический эталон массы, ибо она определяется косвенным образом - через вес эталона, то есть через силу его притяжения к Земле. Величина же этой силы заметно зависит от места и времени ее измерения. В качестве международного эталона массы был принят платино-иридиевый цилиндр диаметром 3,9 см и высотой 3,9 см, определенный как 1 кг. Единицей массы 1 грамм может служить масса 1 см3 воды при определенной температуре и давлении. Точность изготовления и воспроизведения перечисленных эталонов определяется точностью, используемых при этом инструментов, которая хоть и весьма высока, но для современных требований науки и техники уже оказывается недостаточной, да и сам метод копирования эталона неудобен. Поэтому, как только физики научились точно измерять характеристики атомов, в качестве эталонов длины и времени были приняты атомные эталоны.
В 1961 году за естественную единицу длины была принята длина волны (в вакууме) оранжевого света, испускаемого атомом криптона. Было решено, что 1 650 763, 73 длины волны линии криптона и составляют точно 1 метр. Этот эталон, являясь в 100 раз более точным, легко может быть воспроизведен в лабораториях всего мира. В 1967 году была принята естественная единица времени. В атомных часах роль периодического маятника играют колебания атома цезия и физическую секунду составляет длительность 9 192 631 770 периодов этих колебаний. При таком определении секунды временные интервалы можно устанавливать с точностью до 10-12. Определение атомных эталонов как естественные означает, что их величина задана природой и не зависит от человека, а также от места и времени ее измерения. Естественной единицей массы в атомной физике принята 1/12 массы атома углерода, при этом один моль (Nо = 6,02 1023) таких единиц составляют 1 грамм. Аналогично, если за естественную единицу электрического заряда взять заряд электрона, то 6 1019 или 10- 4 Nо этих единиц составят 1 Кулон.
Слово 3. ИЗМЕРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН
Изменение порядка материального мира во времени представляет предмет изучения физики. Способ изучения состоит в измерении характера изменений количеств физических величин в пространстве и во времени. Технология измерения имеет в своей основе процедуру сопоставления неизвестных физических величин с известными (эталонами). При этом используют экспериментальные средства измерения - инструменты, приборы, установки, которые предварительно градуируются, то есть соотносятся с эталонными мерами. Сравнение неизвестной меры длины, времени, массы с их эталонными численными величинами служит простым примером физического эксперимента.
После получения набора качественных или количественных (численных) результатов измерений их анализируют, подыскивая математическую функцию, подходящую для описания их зависимости друг от друга. Убедившись на опыте в правильности найденной функции, делают вывод о закономерности поведения одних характеристик от других. Обобщая закономерности для всех однородных изменений, говорят, что установлен закон их изменения. В итоге зависимость меры одной величины от изменения численного значения другой величины приобретает вид математического соотношения. Поясним сказанное на примере движения поезда с постоянной скоростью V = 60 км/час. Соотнося меняющиеся величины пройденного пути (S = 6, 12, 18, 24 км) и времени движения (t = 0,1; 0,2; 0,3; 0,4 часа) можно убедиться, что зависимость расстояния от времени хорошо описывается линейной функцией, имеющей вид:
S = V t.
График зависимости длины пути от времени движения с постоянной скоростью в координатах S и t будет иметь вид прямой линии, с тангенсом угла наклона, равным значению скорости.
Математические функции, описывая движение или изменение формы тела в пространстве и во времени, являют собой идеализированное представление того или иного физического закона. Математика, используя язык чисел, позволяет воссоздать (смоделировать) свойства предметов и физические процессы теоретически, отвлекаясь от их реального содержания. Можно сказать, что реальный мир и его математическое представление изоморфны (подобны) друг другу. Критерием правильности подобия теории и реальности служит опыт или результаты экспериментальной физики. Развитие физики идет по пути совершенствования ее экспериментальных методов и нахождения наиболее точных и простых математических моделей (функций), описывающих наблюдаемые закономерности изменений мира. Экспериментальная и теоретическая физика составляют научный фундамент всего естествознания.
Рассмотрим для примера закон падения тел. Галлилей на опыте убедился, что все тела, сброшенные с одинаковой высоты, падают на землю одновременно. Сопоставляя численные значения высоты (h) и времени (t), он установил вид математической связи между ними - h = 1/2 g t2, которая описывает закон свободного падения тел в поле тяготения Земли. В данном примере причиной падения является взаимное, гравитационное притяжения двух тел друг к другу (пробного тела и Земли). Механизм притяжения тел друг к другу через расстояние физикой до сих пор не установлен. Результатом притяжения является слияние-объединение двух тел в одно и увеличение их температуры, которая впоследствии неизбежно сравняется с температурой внешней среды, отдав ей избыточное тепло путем излучения соответствующих фотонов. Опыт показал, что закономерность падения тел на землю является частным случаем универсального закона всемирного тяготения.
Иллюстрацией взаимосвязи эксперимента и теории служит график зависимости массы электрона от скорости его движения, представленный на Рис 3. 1. На этом рисунке точками обозначены значения массы, определенные экспериментально, а сплошная кривая отвечает математической функции, имеющей вид (14. 11). Хорошее согласие между экспериментальными точками и теоретической функцией, свидетельствуя о ее правильности, тем не менее не раскрывает механизма, по которому увеличение скорости электрона ведет к его "утяжелению". Функция (14. 11) была получена в рамках теории относительности еще в начале ХХ века. Однако, для объяснения физической сущности, лежащей в основе механизма утяжеления электрона, необходима разумная модель внутренней структуры электрона, создать которую должна элементарная физика.
Слово 4. МАТЕМАТИКА ДЛЯ ФИЗИКИ
В предыдущем Слове было показано, как с помощью математических функций можно моделировать закономерность поведения материи и извлекать из этого представления о механизме изменения и его связи с причиной изменения. Любая дискретная часть мира имеет свою пространственную форму. Физическое тело можно вписать (поместить) в трехмерную ячейку пространства кубической или сферической формы. Трехмерность тела характеризуют значения его длины, ширины и высоты, а также объема, который будет близок к обьему геометрической ячейки пространства. Свойства трехмерных тел, имеющих толщину (высоту) намного меньше длины и ширины их поверхности, определяются, в основном, свойствами их поверхности. Поэтому их можно назвать плоскими, и изобразить в виде геометрической плоскости (лист бумаги, лист дерева, монослой из частиц или молекул, например, масляное пятно на поверхности воды). Аналогично, если размеры сечения тела намного меньше его длины, то его называют линейным и представляют геометрической линией. Например, волос, нить, след (траектория) движущегося тела в пространстве. В том случае, когда тела имеют размеры много меньшие расстояний, отделяющих их друг от друга, их можно обозначить геометрической точкой (например, звезды в масштабе Галактики, планеты в составе Солнечной системы, атомы и молекулы газовых сред, элементарные частицы).
Из этих примеров следует, каким образом геометрия помогает физике в описании реальных тел. Облекая их в ту или иную геометрическую форму, она позволяет вычислять их пространственные характеристики, то есть выражать в сантиметрах линейную протяженность самого тела или расстояний между ними, в квадратных сантиметрах (см2) - площадь поверхности предмета, а в кубических сантиметрах (см3) - его внутренний объем. Математика находит формулы для определения пространственных характеристик тел и устанавливает правила изменения их форм и положения в пространстве, представляя их в виде функций. Формулы для определения длины, площади и объема простейших линейных, плоских и трехмерных фигур приведены в Таблице 4. 1, а примеры элементарных функций, используемых для описания движения или состояния физического объекта дает Таблица 4. 2. Отметим, что в квантовой физике и в физике элементарных частиц математические модели и функции полностью подменяют собой реальные объекты и явления.
Физический мир составлен из дискретных частей вещества, размеры которых варьируются от предельно малых - радиусы атомов и элементарных частиц, до предельно больших - радиусы галактик и самой Вселенной. И поскольку все объекты Вселенной взаимосвязаны, то для их численных характеристик следует применять единую систему выражения, которой является представление чисел степенью числа 10. Основные правила действия с такими числами можно уяснить из следующих простых примеров, приведенных в Таблице 4. 3.Показатель степени 10 при оценках физических величин называют порядком величины. Например, теннисный мяч (радиус ~6 см) на восемь порядков меньше Земли (радиус ~6 108 cм). Приведем также значения математических символов (Таблица 4. 4).
Слово 5. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН
Как отмечалось выше любое измерение есть сравнение неизвестной меры с эталонной. Роль измерительного эталона в повседневной жизни и в физическом эксперименте играют различные инструменты и приборы. Независимо от их предназначения, все они имеют собственную шкалу измерительных единиц, которые строго соответствуют эталонным. Данное соответствие устанавливается при изготовлении инструмента или прибора и называется градуировкой или калибровкой шкалы измерений. В процессе эксплуатации важные измерительные приборы должны периодически проходить проверку правильности своих показаний.
В качестве инструментов для измерения длин и расстояний в быту применяются линейка, метр, рулетка. Цена деления их шкал измерения равна 1 мм. С точностью до 0,1 или 0,01 мм позволяет измерять длину штангенциркуль, который широко применяется при изготовлении машин и различной техники. При изготовлении малых и особо точных изделей используют микрометры, с ценой деления 10-3 мм. Главной особенностью этих инструментов является считывание их показаний невооруженным глазом человека. Для измерения длин, меньших микрона (10-4 см) требуется усиление зрительной силы глаза оптическим прибором с известным коэффициентом увеличения. Для этих целей применяют: увеличительные стекла (лупы), теодолиты, оптические и электронные микроскопы. В настоящее время созданы сверхточные наномикроскопы, которые позволяют "разглядывать", а значит, и измерять отдельные молекулы и атомы, то есть цена делений их шкалы измерений достигает уже 10-8 см.
В астрономии для изучения космических объектов используют оптические, радио- или рентгеновские телескопы. Эти приборы позволяют наблюдать за планетами, звездами и галактиками, расположенными в пределах расстояний от 1010 см (расстояние до Луны) до 1028 см (граница видимой Вселенной). Для измерения промежутков времени в быту и на спортивных состязаниях используются различного вида часы и секундомеры, точность измерения которых может достигать 0,01 с. В науке и технике требования к точности измерения времени гораздо выше, чем в быту. И для удовлетворения этих требований применяют различные электронные приборы, в которых задатчиком временного интервала служит частота колебаний, либо электронной схемы, либо атомная частота, как в эталоне времени. Инструментов, непосредственно измеряющих массу, в быту нет. Вес предмета - это не масса, а сила, которая пропорциональна массе. Поэтому, для перевода показаний весов в массу их численное значение надо разделить на некую постоянную величину, которая характеризует силу притяжения предмета к Земле и называется ускорением свободного падения (g = 9,8 м/с2 = 980 см/с2). Точность и диапазон веса предмета зависят от типа весов и варьируются в в широком диапазоне. Например, в научных лабораториях используют микровесы, позволяющие взвешивать и определять массу вещества с точностью до 10-6 г. В аптечном производстве используют весы с точностью до 10-3 г. Весы, применяемые в быту, имеют шкалу измерений или разновесы (гири) с ценой делений до 5 г, а в сельском хозяйстве или на складах используют весы, позволяющие взвешивать груженые машины или даже вагоны. Другой, косвенный способ измерения массы тела требует измерения его объема и знания табличного значения плотности вещества, из которого он изготовлен. Плотности веществ приведены в справочниках. Объемы жидких и сыпучих веществ измеряются с помощью градуированных пипеток, мензурок или сосудов с известным объемом (мерные стаканы, ведра, канистры).
В научных исследованиях массы элементарных частиц, атомов, молекул, планет и звезд определяют путем измерений характеристик их движений, которые совершаются по известным физическим законам и описываются функциями, содержащими массу. Например, зная расстояние между Землей и Солнцем, а также массу Земли, по формуле для силы гравитационного притяжения тел можно рассчитать массу Солнца. Для расчета массы электрона в зависимости от его скорости используют известный закон движения заряженной частицы в магнитном поле. Масса и скорость входят в формулу, определяющую величину радиуса круговой траектории электрона в поле. Измеряя этот радиус, при известной скорости можно рассчитать значение массы частицы. По такому принципу работают "весы" для определения масс заряженных частиц, атомов (ионов), которые называются масспектрометром. Из опытной зависимости, приведенной на Рис 3. 1, можно также определить и массу покоя электрона, продлевая теоретическую зависимость до нулевого значения скорости. Эта процедура называется экстраполяцией. Реально же остановть электрон невозможно, поскольку в пространстве всегда есть электромагнитное (ЭМ) поле, взаимодействуя с которым, электрон будет совершать то или иное движение (прямолинейное, вращательное или спиральное).
Таким образом, точность измерения физических величин определяется точностью измерительного инструмента или прибора. Поэтому численное значение физической величины будет иметь разброс значений в пределах точности измерения. Этот разброс называется ошибкой измерения (?) и ее величина не может быть меньше половины цены деления измерительного инструмента или прибора. В физике принято результаты измерения физических величин (А) представлять с указанием точности их измерения. При этом возможны два варианта:
- абсолютная ошибка измерения А Ђ ?А (например, 15,50 Ђ 0,05 см);
- относительная ошибка измерения А Ђ (?А/А) 100% (например, 15,50 Ђ 3% см).
Слово 6. МЕХАНИКА
Физика как наука о природе начиналась с изучения тех естественных движений и явлений, с которыми человек сталкивался в повседневной жизни. Почему падает камень на землю, а птица летает? Почему одни предметы тонут в воде, а другие нет? Как выбрать правильный путь при движении к намеченной цели в море? Почему помогает поднимать грузы рычаг, а дрова колоть топор? Почему не падает на Землю Луна и чередуются времена года, а сутки делятся на день и ночь?
Обоснованные ответы на эти вопросы физики I - XVI веков находили, используя простые инструменты вроде песочных часов, самодельных телескопов, рычажных весов. Длину измеряли соотнесением линейных размеров предметов и расстояний с размерами рук (пядь, локоть) или с длиной шага. Законы, которые при этом были установлены, составили механику, как науку изучающую движение и равновесие макротел. Законы механики, описывающие состояние покоя или равновесия тел, составили содержание статики. Изучение движения тел включало поиск математических функций, подобных траекториям перемещения тела в пространстве, что образовало самостоятельный подраздел механики - кинематика. Математическое моделирование причины движения или механизмов взаимодействия тел, дало третий подраздел механики - динамику. Памятником механике стоят древние Египетские пирамиды. Построить их и другие гиганские каменные сооружения тех времен без знания механики было бы невозможно. Расположение и устройство каменных изделий свидетельствуют также о том, что человек уже более 4000 лет назад умел определять положение Земли, не только относительно планет Солнечной системы, но и звезд Галактики.
Похоже, Стоунжендж (англ. каменная рука) играл роль теодолита и одновременно календаря, в котором расположением камней были обозначены направления на Солнце, Луну и звезды, отвечающие их знаменательным конфигурациям (зимнее и летнее противостояние, солнечные затмения). Выстраивание космических объектов по этим направлениям происходило в строго определенное время года, что мог использовать человек для вычисления сроков проведения сельско-хозяйственных работ. Сложные каменные конструкции (типа Стоунжендж, пирамиды, дольмены) могли предназначаться и для совершения культовых действий жрецами, сутью которых было обогащение чрева и мозга человека духовной силой (см. Сл 16; ВРД, N1, 2000): Чаша златая Вавилон в руце Господни, напаяющи всю землю (Иер 51, 7); бе рука Господня с ними (Дея 11, 21).
Метрика каменных сооружений при этом способствовала настройке энергетики мозга на резонанс с энергетикой данного места и всей Вселенной. По мере эволюции мозга усложнялась и конструкция культового сооружения. Начав с отдельных камней-идолов, человек в итоге пришел к сложнейшей конструкции православного храма, в метрике которого усматриваются соответствия, как с метрикой Солнечной системы, так и мозга человека [Александр]: сами яко камение живо зиждитеся в храм Духовен (1 Петр 2, 5). Именно поэтому в Библии подробнейшим образом описывается устройство самого храма и его святая-святых. Подобрав ключи разумения к этим текстам, можно будет получить представление о механизме работы в мозгу речевого центра. По-видимому, с помощью естественных и рукотворных каменных ориентиров, задолго до открытия Ньютоном закона всемирного тяготения, человек научился рассчитывать периоды движения звезд и планет. Законам небесной механики в равной степени подчиняются движения планет и полеты космических ракет и спутников. Законы устойчивости, равновесия, механического взаимодействия тел лежат в основе конструирования и изготовления строительных изделий и различных машин, начиная от хозяйственной тележки, кончая самолетом или космическим кораблем.
Изобретение парового котла и задачи усовершенствования огнестрельного оружия поставили перед физикой более сложные вопросы.Что такое вещество и каков предел его делимости? Какая энергия образуется при горении топлива и как она передается от тела к телу? Как с наибольшей выгодой использовать тепловую энергию? С помощью микроскопа и различных физико-химических опытов было установлено, что вещество состоит из атомов и молекул, движение которых подчиняется все тем же законам механики. Расширение границы их действия на один шаг в глубь вещества позволило решить множество практических задач, касающихся изменений состояния вещества. Были изготовлены, например, паро-газовые турбины и автомобильный двигатель внутреннего сгорания, не говоря уж обо всем разнообразии средств убивания людей с помощью пороха и тротила.
Наука, изучающая механические законы движения атомов и молекул, вошла в физику самостоятельным разделом, названным термодинамикой. Сам состав слова термо-динамика указывает, что предметом ее изучения являются законы действия тепловой энергии, которая по сути есть суммарная энергия движения большого числа (порядка 1023) атомов или молекул, как свободных (газы), так и в составе жидкого или твердого вещества.
Открыв способность макротел приобретать и передавать электрический заряд, физики установили, что заряд бывает двух знаков и его величина прямо связана с числом протонов (пложительный заряд) или электронов (отрицательный заряд). Законы движения заряженных частиц в электрическом или магнитном поле оказались подобны законам небесной механики. Поскольку источником ЭМ-поля является движение заряженной частицы или тела, то законы движения полевых форм материи, в принципе, могут быть сведены к законам механики. Действительно, воспользовавшись механической моделью полевых форм материи, Максвелл составил свои знаменитые уравнения, описывающие кинематику и динамику ЭМ-поля. Так, механика, включив в себя законы движения зарядов и полей, а значит, и законы формирования химической структуры вещества, обрела третью форму своего выражения - электродинамику. Область практических применений законов электродинамики простирается от простейшей электрической лампочки, до самого совершенного электрогенератора и синтеза новых веществ.
Основные законы движения макротел, нейтральных и заряженных частиц были установлены к концу XIX века, составив основу классической физики, которая объединила в себе собственно механику, термодинамику и электродинамику. С открытия в начале ХХ века явлений радиоактивности и квантованности ЭМ излучения начался новый этап развития механики. Изучение свойств элементарных частиц потребовало углубления законов механики на предельно малые величины действия энергии и предельно высокие значения скорости частиц. Поскольку структура частицы, движущейся с околосветовой скоростью существенно меняется, им дали даже специальное название - релятивистские частицы. На этом же этапе в физике появилось представление об единосущности всех видов энергии. Были найдены математические модели и формулы преобразования законов классической физики, расширившие рамки их применения на квантовые явления и околосветовые скорости. В результате этого второй и третий разделы классической физики были дополнены квантовыми и релятивистскими принципами. На практике квантово-релятивистский этап развития механики проявился созданием квантовых генераторов (лазеров, мазеров), ядерной энергетики и персональных компьютеров. Механика элементарных частиц в многообразии своих проявлений составила вполне самостоятельное дополнение к классической физике под названием современная физика. Закономерным шагом развития современной физики должно быть углубление границ действия ее принципов на субэлементарный уровень организации материи. Данное углубление понятий физики сопряжено с необходимостью физической формализации принципов мышления человека, что равнозначно вовлечению в сферу физики вопросов духовной жизни человека. Современная физика, обогащенная знанием о законах духа, приобретает значимость научного Богопознания. Пример такого синтеза физики и откровения и дает нижеследующее Введение в элементарную физику.
Переход от современной физики к элементарной назрел в конце ХХ века. Его осуществление в начале третьего тысячелетия христианской эры будет сопряжено с качественным скачком в мировоззрении человека, который, соотносясь с символикой Второго пришествия Христа, по сути отвечает существенному усилению действия Духа на крест Христов человека (см. Сл 18): не испразднится крест Христов (1 Кор 1, 17); слово бо крестное ... спасаемым нам сила Божия есть (1 Кор 1, 18).
*****
Весть 2. ВВЕДЕНИЕ В ЭЛЕМЕНТАРНУЮ ФИЗИКУ
Слово 7. ПРЕДИСЛОВИЕ
Ведение в элементарную физикуесть попытка упрощенного изложения тех законов, которым подчиняется мир на самом простом (субэлементарном) уровне своей организации. Порядок устройства мира на данном уровне, предшествуя порядку элементарных частиц, подчиняется универсальным законам, которые, по сути, уже составляют духовные начала мира. В Началах Теофизики [Александр] показано, что современная физика вполне позволяет ввести такую система аксиом и принципов, в рамках которой законы духа приобретают вполне физическую форму и содержание.
Таким образом, Введение в элементарную физику является популярным изложением основных принципов Теофизики и результатов их применения в духовной сфере. Эта обширная и глубочайшая область эмпирического знания до сих пор была исключительно в ведении мифологии и метафизики. Применение научного метода к духовной сфере бытия мира подготовлено всеми достижениями физики в ХХ веке. Можно сказать, что естествознание к концу второго тысячелетия христианской эры вплотную подошло к той границе вещественного мира, за которой таится уже сама духовная сущность материи. Об этом свидетельствует, например, список актуальных вопросов современной науки [Наука и Жизнь, N 11, 1999], ответы на которые можно получить только в рамках Теофизики:
Что такое скрытая масса Вселенной?
Какова будет дальнейшая судьба Вселенной?
Можно ли разработать теорию всего?
Как комбинируют между собой атомы?
Кончится ли когда-нибудь у нас вся энергия?
Что происходит внутри Земли (внутри Солнца)?
Сколько людей может прокормить наша планета?
Как возникла жизнь на Земле?
Как получилось, что жизнь на Земле стала такой разнообразной?
Какова физическая природа памяти?
Как из одной клетки может развиться такое сложное существо, как человек?
Одиноки ли мы во Вселенной?
Озадачивание науки такими вопросами свидетельствует о ее приближении к самой физической сути Божьих законов, сокрытых по Библии до тех пор, пока человек не достигнет должного уровня в своем духовном развитии: запечатай книги до времене скончания, дондеже научатся мнози, и умножится ведение (Дан 12, 4). Дальнейшее углубление познания мира возможно лишь через самопознание человека, ибо он является духовной сердцевиной мира. Для этого фундаментальная физика должна переориентироваться на решение проблем биофизики, предварительно освободившись от вериг материализма и приняв в себя Свет богодухновенных откровений библейских пророков и святых отцов: от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы (2 Петр 2, 2). Для того, чтобы темное слово библейского пророка воссияло Светом истины, необходимо установить научные принципы перевода образно-символического языка Библии на язык физики: уразумеет же притчу и темное слово (Пр 1, 6). Используя эти принципы, как ключи разумения духовной сущности законов природы, физика обеспечит себе прорыв в сферу духа: явится истина, яже без плода бяше дни толики (3 Езд 6, 28). Эти принципы в достаточной мере должны быть раскрыты уже на уровне школьного образования, что необходимо для формирования духовно просветленной личности: Закон Господень непорочен, обращаяй душы: свидетелство Господне верно, умудряющее младенцы (Пс 18, 8).
В настоящем Введении показана связь принципов Теофизики с достижениями современной физики и созвучными им образами Библии. Таким путем физическая суть закона природы приобщается к духовному смыслу, а таинственная глубина откровения просвещается светом знания. Сто лет назад была издана Симфония на Ветхий и Новый Завет. Ее закономерным продолжением в начале XXI века должна стать научная Симфония на Библию и естествознание, прелюдией к которой является Введение в элементарную физику.
Во Введении, показано, что основные понятия и положения физики становятся логически более строгими и полными, если в качестве ее краеугольного камня взять истину о первичности и единичности духа в мире. При этом законы физики обретают значение Божьих законов, а тайны природы и чудеса открывают духовным очам человека принципы действия Божьей воли: о сущих познание неложное, познати составление мiра (Прем 7, 17);невидимая бо Его от создания мiра твореньми помышляема видима суть (Рим 1, 20); Стремящийся исследовать волю Божию, познавший о каждой вещи, ради чего она произведена Творцом вселенной, и обращающийся с ней согласно этой Божией воле - вот кто знает причины и основания сущего, вот у кого знание всего в мире [св. Григорий Палама].
Уровень изложения предполагает, что читатель знаком с началами математики и читает по-церковнославянски, а также умеет анализировать изучаемый материал, выявляя и запоминая в нем главное. Введение рассчитано на читателей, знакомых с основами христианства. Усвоению элементарной физики будет способствовать интерес читателя к предмету и понимание им необходимости знания законов физики, как для благополучия его личной жизни, так и для сохранения жизни на Земле. При этом каждый должен верить - чем сильнее будет его желание познать духовные законы, тем тверже и глубже он их усвоит, а значит, и с большей пользой применит на практике. Ибо, чем уверенней человек в своем знании, тем мощнее его Дух и сильнее таланты его души: дается явление Духа на пользу (1 Кор 12, 7), комуждо противу силы его (Мф 25, 15).
Слово 8. ЗНАНИЕ
Достоинство человека определяется мерой его полезности для общества. Конечно, добросовестный человек на любом месте приносит пользу людям. Однако наибольший авторитет и уважение имеют те, кто сочетает высокий профессионализм с творческим отношением к своему делу. Неповторимость, оригинальность каждого человека говорит о том, что каждому от природы дается именно его талант, то есть такие способности его души, при должном развитии которых, он обязательно принесет в мир что-нибудь новое, сделав его еще добрее, красивее и интересней. Чтобы создать действительно что-то новое и полезное человек должен обладать необходимым объемом профессиональных знаний и иметь хорошую осведомленность о смежных областях. Этим требованиям должен отвечать деятель в любой сфере культуры, будь то наука и техника, искусство и сфера обслуживания, - везде есть возможность проявить свою оригинальность. Важна для этого и устремленность в творчестве, которая суммирует в себе такие качества, как увлеченность идеей, умение поставить цель и мобилизовать силы для ее достижения. Духовную ценность плодам любого творчества сообщает та уверенность творца в своей правоте, корни которой берут начала в правой вере в Бога. Постигать знания, развивать талант, творить новое и полезное для людей - это и есть путь духовного совершенствования человека: всяко даяние благо и всяк дар совершенен свыше есть, сходяй от Отца Светов (Иак 1, 17); Ревнуйте же дарований болших, и еще по превосхождению путь вам показую (1 Кор 12, 31). Мерой усвоенного знания и плодами его применения во благо людей определяется сила Духа человека-творца, которая и есть самая действенная форма осуществления в мире Божией любви: Аще друг друга любим, Бог в нас пребывает, и любы Его совершенна есть в нас (1 Ин 4, 12).
Любое профессиональное знание укореняется на знании законов бытия, которое человек усваивает в пору его становления как личности. Начала нравственности закладываются еще в младенчестве, их человек усваивает как бы с молоком матери, но основную роль в формировании духовно образованной личности играет школа. И стержнем школьных знаний является курс элементарной физики. Во-первых, физика дает практические знания, которые необходимы для жизни и работы в современном мире, насыщенном техникой и электроникой. Во-вторых, школьный курс элементарной физики с достаточной полнотой раскрывает законы мироустройства, знание которых необходимо для формирования научно-духовного мировоззрения. Его обретение служит залогом выбора правильного пути в жизни. Мировоззрение современного человека должно гармонично сочетать в себе научное знание об устройстве и законах вещественного мира с духовным знанием о цели земной жизни и путях ее достижения. Оба вида знания человек получает эмпирически, научно изучая законы природы и духа. Природа составляет предмет естествознания, а духовность человека была всегда предметом изучения философии и богословия.
Основой естествознания является физика. Философия, как чисто умозрительная наука, имеет в своей основе логику, то есть науку о мышлении. Опираясь на логику, богословие изучает богодухновенные откровения, всю полноту которых содержит Священное Писание (Библия): Испытайте Писаний (Ин 5, 39). Синтез (слияние) научно-эмпирических знаний о мире и человеке или о материи и духе дает в сумме совершенное знание, которое по своей сути есть Богопознание: от видимых благ ... уразумети Сущаго (Прем 13, 1); Мы познаем Бога не через Его природу, а через порядок сущего [св. Дионисий Ареопагит]. Мышление, как словотворческая деятельность мозга есть прямой способ сообщения человека с Богом - Словом: Бог отверзет нам двери слова, проголати тайну Христову (Кол 4, 3). Мозг, как вещественное образование, всецело подчиняется универсальным законам физики, которые в духовной сфере обретают форму Божиих законов. Следовательно, богодухновенность пророка или вдохновение ученого, по своей сути, есть сочетание строгой подзаконности работы мозга с уникальной утонченностью мировосприятия человека.
Из логики следует ограниченность знания рамками вопросов, правильность ответов на которые в принципе не может быть удостоверена опытным путем. Назовем их запредельными вопросами. К ним можно отнести такие вопросы:
- какова сущность духа?
- если у Вселенной было начало, то, что было до него?
- если Вселенная ограничена, то, что может быть за этой границей?
Постичь смысл ответов на эти вопросы нельзя из-за того, что дух человека неотрывен от его плоти и все средства восприятия мира вещественны: Невозможно слухом принять разумения сей тайны [св. Иоанн Лествичник]. Но сама возможность постановки подобных вопросов (см. Сл 7) понуждает ум человека продвигаться в познании мира вплоть до самых последних его вещественных границ и духовных глубин. Отметим, что ученые XIX-го и более ранних веков, философствуя над запредельными вопросами, неизбежно приходили к выводу о существовании Бога и Его участии в начальном акте творения мира: В начале сотвори Бог небо и землю (Быт 1, 1); пространство - это орган, которым Бог пользуется, чтобы воспринимать вещи [И. Ньютон].
До ХХ века развитие природы и человечества шло размеренным темпом, строго следуя естественным законам природы. Открытия в физике ХХ века привели к качественному скачку в развитии науки и техники, в результате чего число людей и машин на планете стало безудержно увеличиваться и влияние деятельности человека на природу достигло уровня космических сил. Индустриализация и милитаризация экономик государств в ХХ веке были сопряжены с внедрением в общественное сознание материалистического мировоззрения и поэтому из системы народного образования и воспитания практически во всех развитых странах мира были исключены духовные предметы. И как следствие этого природное стремление человека к духовному совершенствованию было вытеснено страстью к материальному обогащению.
Игнорирование духовных законов и безоглядное обезображивание человеком природы к концу ХХ века приобрели уже характер, угрожающий существованию самой жизни на Земле. Участились техногенные катастрофы и стихийные бедствия (скачки климата, землетрясения), ускорилось глобальное потепление, ощутимым стало уменьшение площади плодородных земель и зеленого покрова Земли; духовно-нравственные болезни приобрели характер пандемий (СПИД, наркомания, массовые психозы и секспатология). Все это есть ответная реакция природы на извращение человеком естественных законов бытия. Именно таков механизм самосохранения Жизни на Земле и обращения человека к забытой им истине: телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть (1 Кор 6, 19).
Главным положительным итогом развития науки и техники к концу ХХ столетия следует признать два достижения:
- расшифровку генома человека, то есть раскрытие порядка сборки плоти человека на молекулярном уровне: человек от земли, перстен (1 Кор 15, 47);
- создание информационных технологий и электронных средств связи, позволяющих обеспечить всеобщий контроль за производством и потреблением материальных благ: бяху им вся обща (Дея 4, 32); Вещи и деньги в мире являются общими для всех, как свет и этот воздух, которым мы дышим [св. Симеон Новый Богослов].
Эти достижения уже позволяют упорядочить материальную сторону жизни человека и переориентировать науку на изучение законов духа и решение таких жизненно важных вопросов:
- как правильно жить, не нанося вреда природе и будущим поколениям?
- какие средства допустимы для достижения той или иной цели?
- какова цель жизни человека и человечества?
Изучение духовных законов должно начинаться со школьной скамьи. Например, до революции в России в школах обязательным предметом был Закон Божий, который знакомил ученика с содержанием Библии и служил введением в практику и теорию православного вероисповедания. Ныне учителя словесники, зная церковнославянскую грамоту, вполне могут научить детей самостоятельно читать Славянскую Библию. Пониманию же духовных законов будет способствовать представление законов физики как Божиих законов, по которым от самого начала и по сей день развивается вещественный мир: закон духовен есть (Рим 7, 14). Усвоив духовные законы и научившись соизмерять свои плотские желания с физическими возможностями природы, человек обретет верный путь к достижению главной цели жизни: Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мф 6, 33); духом ходите и похоти плотския не совершайте (Гал 5, 16).
Слово 9. ДУХ И МАТЕРИЯ
В Священном Писании слово "дух" пишется, как с маленькой, так и с большой буквы и имеет множество значений. Вездесущий и всегда присутствующий в мире дух проявляется через действия физических сил, изменяющих или сохраняющих вещественное состояние природной стихии, предмета или человека: действия сил (1 Кор 12, 10); дух силы (Прем 5, 23); дух тверди (3 Езд 6, 41); дух скотский (Екк 3, 21); дух всякаго человека (Иов 12, 10); дух премудрости; дух разума (Прем 1, 6; 7, 22).
Слово Дух означает непосредственное проявление сущности Самого Бога: Дух (есть) Бог (Ин 4, 24), - как в ключевые моменты сотворения и развития Мира: Дух Божий ношашеся верху воды (Быт 1, 2), - так и в человеке, после обретения им образа Божия: Дух Божий живет в вас (1 Кор 3, 16). Именно способность человека обращать дух в Дух Божий, олицетворяя в нем вещественный образ Бога, выделяет его из всех живых тварей на Земле: Дух Божий сотворивый мя (Иов 33, 4). Дух, действующий как сила Духа, проявляется логикой мышления в процессе словотворчества человека: Бог бе слово(?????) (Ин 1, 1). Сила Духа, обращаясь в Дух истины (Ин 14, 17), напитывает им силу творческого таланта человека: Самый Дух спослушиствует духови нашему (Рим 8, 16);Вся же сия действует един и тойжде Дух (1 Кор 12, 11). Тяга к творчеству, как стержень деятельной жизни, есть форма осуществления Божией любви, обретающей в мыслящем человеке образ Духа Христова: о всем славится Бог Иисус Христом (1 Петр 4, 11); Мы любим Его, яко Той перве возлюбил есть нас (1 Ин 4, 19). Как уже отмечалось выше, у каждого человека свой талант и проявиться он может через способности к наукам, языкам, к художественно-ремесленному творчеству, в учительстве и заботе о малых и слабых. Дух Истины, питаясь от духа Премудрости, приобщает мысль человека к Божьему Разуму: Плодоносяще и возрастающе в разуме Божии (Кол 1, 10). В этом и заключается смысл и цель творчества человека - воплощая Премудрость Божию в своих делах, он творит мир, а вместе с этим и свое подобие Божие в Духе: еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех (Мф 16, 19); от своих дел приимут мзду (3 Езд 8, 33).
Священное Писание и святые отцы свидетельствуют о том, что ключевая роль в процессе преобразования духа в Дух принадлежит головному мозгу человека, вещественный состав которого обеспечивает работу ума и жизнедеятельность всего организма: обновляйтися же духом ума вашего (Ефс 4, 23); Органом способности памяти служит заднее углубление головного мозга, которое также называют мозжечком, и находящийся в нем жизненный дух [св. Иоанн Дамаскин]. Мышление, как сообщение человека с Богом, осуществляется через воплощение Духа Христова словом осмысленной речи: свет и разум, да познаем Бога истиннаго (1 Ин 5, 20);Иисуса Христа пришедша во плоти (2 Ин 1, 7).
Физическая суть механизма мышления обстоятельно представлена в образах и символах Библии. Для их разумения полезно дать расшифровку некоторых ключевых символов. Речевой центр локализован в левом полушарии мозга и его основанием служит пирамидальная, черепная кость, с которой связана символика имени апостола Петра (греч.: ????? - скала,камень): Во основание Сиону камень многоценен, избран, краеуголен (Ис 28, 16). Сион - символ подкорковых структур, обеспечивающих работу семисвечника в скинии (церкви) Христовой: сущу краеуголну самому Иисусу Христу (Ефс 2, 20); Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь (Пр 9, 1).
В речевом центре интегрируются сигналы, поступающие в мозг по всем каналам его внутренних и внешних связей. Данные сигналы могут иметь, как химическую природу, то есть кодироваться свойствами соответствующих веществ-метаболитов, так и чисто физическую, то есть генерироваться нервными клетках в виде электрических импульсов и даже токов. Химические, а также и физические сигналы, могут быть результатом метабилических (химических) реакций в организме. Наряду с этим, физические сигналы могут генерироваться и чисто физическим путем, под воздействием на нервные окончания и однородно-клеточные среды организма внешних ЭМ, гравитационного и нейтринного полей. В Библии это различие природы сигналов, участвующих в мыслительном процессе, нашла свое четкое представление. Прежде всего в ней разделяются физические и химические сигналы, приходящие в мозг снизу - от земли, дух и вода и кровь (1 Ин 5, 8) от сигналов, приходящие как бы сверху - от небес: пришедый водою и кровию и Духом, Иисус Христос (1 Ин 5, 6). Физические (нервные) сигналы обозначены словом "дух", причем Дух здесь отвечает сигналам, которые образуются при непосредственом воздействии на жидкости и структуры мозга солнечно-космических излучений (символ - голубь): криле голубине посребрене (Пс 67, 14);голуби гнездящиися в каменех (Иер 48, 28). Духов различной природы представяют в Библии ангелы, начиная от Архангелов (Гавриил, Михаил), до бесовских духов: лествица утверждена на земли, еяже глава досязаше до небесе, и ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней (Быт 28, 12); пакостник плоти, ангел сатанин (2 Кор 12, 7).
К жидкостям, генерирующим и переносящим физико-химические сигналы относятся кровь (артериальная и венозная), лимфа и спинномозговая жидкость (ликвор). Сигналы генерируют в процессе своей жизнедеятельности различные нервные окончания и органы чресел, чрева, легких и носоглотки. Участие вещества мозга в обращении духа в различные формы Духа неизбежно подчиняет этот процесс сложнейшим законам физики, которые ей предстоит еще установить с помощью Библии. Мозг человека есть самое сложное во Вселенной живое вещественное образование, способное фокусировать, преобразовывать и запоминать духовно-вещественное состояние внешнего мира, путем изменений физико-химических свойств своего водно-вещественного состава. Посредничество вещества мозга в познании духовных законов и служит той непреодолимой границей, за которой скрывается дух как сущее.
Науке известно, что внешний мир человек воспринимает с помощью пяти чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), к которым следует добавить еще два "духовных ока", чтобы получить в итоге: седмь сия очеса Господня суть, призирающая на всю землю (Зах 4, 10). Механизм последних двух видов чувствительности мозга к состоянию внешней среды наука еще не установила. Возможно, что при их усилении некоторые люди приобретают экстрасенсорные способности, а самочувствие других болезненно зависит от резких скачков таких факторов внешней среды, как активность Солнца, фазы Луны, конфигурации планет, геомагнетизм, атмосферное давление.
Таким образом, при всей непознаваемости сущности духа, для научного изучения вполне доступны его проявления, как в образе всевозможных сил, так и в виде духовных плодов человеческой деятельности.
Обсудим теперь существующие в науке представления о материи. Философия называет материей все, что имеет свою форму проявления в реальном мире. При этом философы условно подразделяют формы материи на объективные и субъективные, относя к последним формам те специфические формы материи, которые непосредственно связаны с деятельностью мозга человека. Физика, изучая закономерности проявления и изменения форм материи, устанавливает качественные и количественные различия между ними и на основании этих различий дает формам разные наименования. Физика делит формы материи на два вида - полевые и вещественные. Полевые формы проявляются через действия гравитационных и электромагнитных сил на вещество, а вещественные формы материи (частицы, атомы, молекулы, тела) - через их взаимодействия с полями и между собой. Физика изучает также проявления специфической формы материи, которая связана с деятельностью живых организмов, условно называя ее биополем.
В физике принято считать, что предельно простой, то есть неделимой на составляющие части формой материи для полей являются фотон и гравитон (гипотетическая частица), а для вещества - элементарные частицы (нейтрон, протон, электрон и нейтрино) и частицеподобные ядра атомов. Все их можно назвать элементарными формами материи (ЭФМ). Существенным достижением физики ХХ века явилось экспериментальное доказательство взаимопревращений ЭФМ. Вещественные частицы не только преобразуются друг в друга, с сохранением суммарной массы, но и могут частично или полностью обратить ее в полевую форму материи, то есть в фотоны. Эти результаты свидетельствует об единосущности ЭФМ. Впрочем, что касается солнечного антинейтрино, то его природа однозначно еще не установлена. Возможно, что оно есть самая простая ЭФМ, предназначенная для питания живых организмов на Земле (см. Сл 16): источник же исхождаше из земли и напаяше все лице земли (Быт 2, 6). Об этом позволяют предполгать, как образы языческих мифов и Библии, так и данные физики, которые говорят о посредничестве антинейтрино во взаимопревращениях частиц и о его способности менять свою форму в магнитном поле Солнца. Простота формы материи, отвечающей антинейтрино, может служить причиной его неуловимости.
Логическим завершением вывода о духовной единосущности всех форм материи будет представление материальной формы слова (мыслеформы), самым непосредственным проявлением сущности духа в образе изначальной формы материи (ИФМ): Слава Божия крыет слово (Пр 25, 2);Слово плоть бысть (Ин 1, 14). Отправную топологию мыслеформы можно соотнести с метрикой вещественных структур мозга, отвечающих за мышление. Прозрачность же мыслеформы, как ИФМ, по отношению к сущности духа, должна превзойти неуловимость формы антинейтрино (ризы): Совлекохся ризы моея... Душа моя изыде в слово его (П. Песней 5, 3, 6).
Отметим, что слово "форма" является основой слова "информация", которое происходит от английского слова inform = сообщать, информировать, уведомлять. При этом предлог in переводится как в, на, у и указывает на нахождение внутри или в пределах чего-либо, а слово form означает: форма, внешний вид, очертание. Итак, слово inform, являясь составным словом in-form, буквально означает: в-форме, в-очертании. Отсюда следует, что слово "информация" содержит в себе еще такое значение: что-либо, входящее в форму или все, что обретает форму. Обратно - бесформенность чего-либо будет равнозначна полному отсутствию информации о его состоянии. Таким образом, смысл слова "информация" совпадает с философским определением материи. Данное совпадение неслучайно, оно говорит о сущностном, духовном родстве понятия материи как формы вообще и информации, как словесной формы мысли. Изначальная же материальная форма духа есть универсальный материал, из которого всё образуется, начиная от информации, кончая Вселенной. Эти положения уточняют и развивают мысли создателя теории электромагнетизма Дж. Максвелла: Фундаментальная динамическая идея материи, способной благодаря своему движению становиться резервуаром количества движения и энергии, так переплетена с нашими формами мышления, что когда мы усматриваем намек на нее в любой части природы, мы чувствуем, что перед нами открывается путь, который рано или поздно приведет к полному пониманию существа предмета.
Таким образом, элементарная физика вполне созрела для уложения в свое основание аксиомы: дух есть сущность материи. С принятием этой аксиомы законы физики обретают значение законов духа, то есть законов, по которым дух проявляется как материя через действие, а из материи формируется вещество и как, затем, вещество в составе мозга человека преобразует дух в Дух.
Элементарная физика, изучая законы духа, также поднимется в XXI веке над современной квантовой физикой, как та в ХХ веке поднялась над классической физикой XIX века. Элементарная физика, наследуя весь объем знаний квантовой и классической физики, дополняет его, простирая научный метод познания природы в духовную сущность принципов ее организации. Перспективы развития элементарной физики можно представить, обрисовав хотя бы в общих чертах глубину и полноту Знания, которое таит в себе Священное Писание: Не сконча первый уразумети ея, такожде и последний не изследи ея (Сир 24, 30); выше всякого обладателя знания есть знающий! (Иосиф 12, 76).
Поскольку Библия есть полный свод законов духа, то в ней содержатся исчерпывающие сведения о сотворении мира и человека, о свойствах и взаимопревращениях изначальных и ЭФМ, а главное, о механизме работы мозга. Библия же свидетельствует - самопознание человека есть начало его Спасения через деятельную веру в Христа: Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется (Ин 10, 9); вера без дел мертва есть (Иак 2, 20). Эзотерике Библии служит вся ее содержательно-знаковая фактура, сплетенная из нитей исторических событий и перепитий людских судеб, имен людей, названий местностей, городов и стран: носяй по числу утварь свою, и вся по имени прозовет от многия славы и в державе крепости своея (Ис 40, 26). Символика знания о невидимых сущностях, служит основанием для следующего витка библейской эзотерики, касающейся устройства и принципов энергетики Галактики и Солнечной системы, Земли и ближайших к ней планет. На самой вершине этой пирамиды Богопознания скрывается механизм усвоения и обращения человеком ИФМ в Дух: сеется тело душевное, востает тело духовное (1 Кор 15, 44); в Той же образ преобразуемся (2 Кор 3, 18).
Слово 10. ПРИНЦИПЫ ПОЗНАНИЯ
Для углубления физики в сферу действия ИФМ, то есть вплотную к самой сущности духа, необходимо сформулировать универсальные принципы познания, сочетащие в себе достоверное эмпирическое знание, очевидные философские положения и богодухновенные истины: Видим убо ныне якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу: ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых (1 Кор 13, 12); там, где дело идет о законах природы, доступных духовным очам каждого, тот или другой авторитет теряет силу убедительности, уступая место силе разума [Г. Галлилей]. Зерцало познания образует условная граница обращения духа в материю, по одну сторону которой таится непрерывная и поэтому непознаваемая сущность духа, а по другую уже дискретные ИФМ, проявляющиеся как действия энергии и обнаруживаемые по изменениям порядка мира. Можно сказать, что ИФМ составляют пространственно-временной рельеф сущности духа бесчисленным многообразием своих превращений: чего природы - различны, того различны и энергии. ... энергия есть естественная каждой сущности и сила и движение, которых лишено одно только не сущее [св. Иоанн Дамаскин].
Очерчим круг явлений, причиной и движущей силой которых служат действия ИФМ. Это, прежде всего, взаимодействия ЭФМ между собой. Они же в составе вещества, так взаимодействуют с ИФМ, наполняющими пространство, что вещество приобрает качество инерционности, а между телами возникает гравитационное притяжение. Завершает этот круг явлений способность человека к словотворчеству, то есть логика мышления. Механизмы всех перечисленных явлений доступны для косвенных исследований путем всевозможных физических методов. Но, очевидно, что наиболее плодотворным и непосредственным методом изучения ИФМ будет познание человеком своей способности мыслить, ибо при этом он может воспользоваться самым совершенным и нерукотворенным инструментом - своим мозгом: Господь Сый, не в рукотворенных храмех живет (Дея 17, 24); вторый человек Господь с небесе (1 Кор 15, 47). В отличие от всех физических приборов мозг человека напрямую фиксирует действия Духа, облекая отвечающие им ИФМ в мысли и чувства.
В физике установлен ряд универсальных понятий и законов их изменений, которые можно использовать и для описания закономерностей действия ИФМ. Таковыми понятиями являются: действие, энергия, движение, пространственная форма материи и длительность действия во времени. Универсальный характер законов изменения указанных понятий означает их выполнимость всегда и везде во Вселенной. К таковым законам относятся: закон сохранения энергии (импульса и момента импульса), а также квантованность действия ЭФМ и постоянство предельного значения скорости движения фотона и собственных характеристик частиц (спина, массы покоя, электрического заряда, магнитного момента).
Движение, как форма изменения на уровне ИФМ, само есть результат некого универсального принципа действия сущности духа в их составе: То, что осуществляет свое собственное непрерывное преобразование [Л. Х. Ларуш]. Философия раскрывает суть этого принципа через основной закон диалектики - закон единства и борьбы противоположностей, называя его диалектическим ядром, образующим тот предел рационального мышления, в котором Дух (т. е. Отражение) реализуется на тандеме "материя - движение" [И. Л. Романов, 1995; И. А. Верещагин, 1996]. В физике диалектическому ядру отвечает Третий закона Ньютона: Действию всегда есть равное и противоположное противодействие. В Библии философская и физическая формулировки основного принципа действия сливаются, получая образно-символическое представление, как на уровне взаимодействия двух непрерывных сущностей духа, так и на уровне ИФМ. Общность физической формулировки Ньютона допускает углубление ее значения до уровня изначального и универсального принципа действия духа, который назовем основным принципом действия (сокращенно ОПД): воззри во вся дела Вышняго: двое, двое, едино противо единого (Сир 33, 14).
ОПД, по сути, тождественен принципу умственной деятельности человека, названному Платоном гипотезой высшей гипотезы. ОПД, как причина любого движения, неуклонно подвигает развитие человеческой мысли к ее первообразу - сущности Духа (Бога): Помышления ваша от мысли Моея (Ис 55, 9). Ценность физики, как науки, состоит в изучении и раскрытии форм проявления ОПД на всех уровнях порядка мира. Универсальность ОПД берет начало от изначального Саморазделения Духа Божия на две равные и противоположные формы сущности духа, обозначенные символами - Тма и Свет: разлучи Бог между светом и между тмою (Быт 1, 4). Образы Библии позволяют связать с Тмой изначальное состояние абсолютного покоя или бездействия, противопоставив им проявление духа через движение Тмы и действие, что и есть образ Света: Чин положи тме (Иов 28, 3); свет сотворив из тмы (Иов 37, 15); делом неплодным тмы ...все бо являемое свет есть (Ефс 5, 11, 13).
Сразу отметим, что изначальное противопоставление и взаимосвязь Тмы и Света обусловливает раздвоение основных физических понятий на однородные пары, характер взаимоотношений в которых наследует непримиримость Тмы и Света. Самым непосредственным примером такой пары являются свет дня и тьма безлунной ночи. К более сложным парам такого рода относятся, помимо упомянутых пар {покой - движение}, {бездействие - действие}, еще такие: {поступательное движение - вращательное движение}, {положительный заряд - отрицательный заряд}, {электрическое поле - магнитное поле}, {правое - левое}. Эта спаренность физических понятий является следствием того, что уже на уровне ИФМ был соблюден ОПД, путем сочетания в них равных долей Света и Тмы.
Таким образом, материализация духа есть непрерывный процесс борьбы двух взаимосвязанных и противодействующих сущностей духа в составе ИФМ. Непосредственным результатом этой борьбы явится самодвижение ИФМ, которое, в соответствие с ОПД, должно сочетать в себе, как самовращение формы (образ проявления Тмы), так и ее поступательное самодвижение (образ проявление Света). Механизм сочетания этих двух видов движения, по сути, и будет самим механизмом ОПД. Простым проявлением ОПД, изученным физикой, является движение фотона, обнаруживаемое по его действию на пространство, которое воспринимается в образе ЭМ волны, сочетающей в себе чередование электрической и магнитной составляющих. Взаимосвязь этих двух составляющих иллюстрирует также явление самоиндукции в идеальном колебательном контуре, в котором наблюдается периодический переход энергии электрического поля в энергию магнитного поля.
Подчинение ОПД процесса слияния ИФМ в материнские частицы (нейтрон-антинейтрон) проявилось нулевым электрическим зарядом Вселенной и равенством общего числа протонов и электронов. Разноименность электрических зарядов этих двух частиц вызвана зеркальностью их внутренней структуры и прямо связана с разнознаковостью их спинов и магнитных моментов. Далее, по мере сборки ЭФМ в атомы и молекулы, ОПД обретает более сложные формы проявления. Например, на уровне молекул ОПД в чистом виде проявляется в парах молекул, атомный порядок которых зеркально симметричен, а химические свойства существенно различны. Более сложным проявлением ОПД на уровне вещества оказывается сочетание в человеке функций его зеркально-симметричных органов и право-левого полушарий мозга. Благодаря этим качествам организма человека достигается соблюдение ОПД уже на уровне социума в образе сосуществования пар {мужчина - женщина}, {правомыслие - левомыслие} (см. Табл. 12. 1).
Вторым основополагающим законом изменения и развития материальных форм духа явился закон Подобия. Самопроизвольность действия изначальных форм материи лежит в основе законов изменения порядка мира на всех последующих его уровнях. Жесткой заданностью их пространственной формы, а также правил преобразования и слияния, предопределено неуклонное нарастание сложности порядка мира при сохранениии подобных отношений на каждом шаге развития порядка: Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе (Пс 83, 8). Таким образом закон Подобия регулирует количественно-качественные преобразования форм материи всех уровней, вплоть до обретения человеком своего Богоподобия в Духе: яко Аз во Отце Моем, и вы во Мне и Аз в вас (Ин 14, 20).
Закон Подобия позволяет экстраполировать (распространять и углублять) значения вещественных символов Писания на их духовные первообразы, используя качественые признаки, сохраняющиеся при развитии форм:Мiр сей, получив бытие от истинной Красоты, в устройстве всех своих частей отражает следы духовной красоты, которые могут возводить нас к невещественным первообразам [св. Дионисий Ареопагит]. Само физическое измерение, являясь по сути сопоставлением известного (эталонного) с неизвестным (измеряемым), оказывается возможным благодаря наличию подобных отношений между пространственными формами и процессами: тонкие подобия вещей, ту внутреннюю гармонию мира, которая ... одна и есть истинная объективная реальность [А. Пуанкаре]. Подобие пространственных форм вещества есть следствие подобия метрики сил, отвечающих за его связанность: Не следует уклоняться от сходственности в природе, ибо природа всегда проста и всегда сама с собой согласна [И. Ньютон]; Вселенная, сузившаяся до размеров, занимаемых атомом, представляла бы туже самую картину. Простота законов природы позволяет нам наблюдать и познавать только отношения [Лаплас].
Действительно, сила притяжения планет к Солнцу и электрическая сила, связывающая электрон и ядро атома, одинаково зависят от расстояния (r) между взаимодействующими объектами:
F = const/r2 , (10. 1)
где const - постоянная величина, своя для каждой из сил. Закон Подобия позволяет распространить вихревой принцип строения вещественных форм материи на ее изначальные формы, вихревая природа которых имеет в Писании, наряду с множеством символических образов, прямое представление: вихрем (Прем 5, 23; Иез 10, 13; Ис 41, 15); Вихрь Духа возсвищет в крылех своих (Ос 4, 19); прах, его же взя вихрь (Иов 21, 18).
Вихревую природу другие качества изначальных вихрей духа хорошо моделирует всей совокупностью своих свойств вода, служащая в Библии наиболее частым символом непрерывного состояния духа. Для понимания водной символики Писания полезны, например, такие положения физики: Замкнутый вихрь является носителем силы. При его помощи импульс силы распространяется в непрерывной жидкой среде. Вихревое кольцо с его атмосферой движется в непрерывной жидкой среде как самостоятельное жидкое тело и несет в себе всю силу импульса, его породившего [А. Я. Милович]. Создать или разрушить вихревое движение в идеальной жидкости может только акт творческой силы [В. Томсон]. Помимо кольцеобразных, самодвигающихся в сплошной среде вихрей, существуют линейные вихревые шнуры, концы которых стремятся, либо замкнуться сами на себя, либо зафиксироваться на неподвижных поверхностях, ограничивающих жидкостную или газообразную среду (смерчи, торнадо): вихорь велик исходит от конца земли (Иер 25, 32).
Образы раздробления воды на капли и осушения соответствуют образованию первого уровня вещественного порядка мира, то есть дискретных, элементарных форм материи, обобщенным символом которых являются библейские "персть" и "прах": разлияся же яко земля прах (Иов 38, 38). Суть этого механизма, раскрывает процесс превращения капли чернил, при падении ее в воду, сначала в большой водно-чернильный вихрь, а затем каскадное его раздроблением на более мелкие вихри. О том, как изначальные формы материи собираются в элементарные формы можно представить, воспользовавшись аналогией с процессом конденсации паров воды в капли росы. С этим согласуется, например, такие образы Библии, относящиеся к энергетике мозга: снидут яко роса глаголи Мои (Вт 32, 2); глава моя наполнися росы (П. Песн 5, 2).
Вихревая природа ИФМ наложила свой отпечаток на все последующие формы материи. Наличие собственного вращения (спина) у элементарных частиц свидетельствует, что они являются по своей сути вихрями. Вращения электронов в атомах также отвечает вихревому принципу, который по закону Подобия воспроизводится в устройстве и внешних формах плодов растительного или животного происхождения (структура яблока, груши, куриного яйца). Картофельное семя, например, раскрывает принцип внутреннего устройства сфероидального вихря (частицы, ядра). Космические объекты, начиная от планет, кончая звездными системами и галактиками, повторяют вихревые принципы устройства атома, частицы (см. Рис. 10. 1).
На основании вышесказанного и достоверных данных физики, порядок мира можно условно подразделить на 13 уровней (I - XIII) или степеней сложности его организации (см. Сл 12):
0. Два исходных состояний Духа (Свет и Тма).
I. Внутренне-сущностное состояние изначальных форм материи (дух).
II. Изначальные формы материи (прах, персть, мыслеформа, эфир).
III. Конденсат вихрей праха - элементы частиц, ядер.
IY. Атомы. Y. Молекулы. YI. Клетки, кристаллы.
YII. Органы, простые организмы.
YIII. Животные, человек. IХ. Земля.
Х. Солнечная система. ХI. Галактика. ХII. Вселенная.
ХIII. Два конечных состояний Духа (Рай и ад).
Состояния Духа на 0-, и I-ом уровнях, в силу их непрерывности, в принципе непознаваемы, то есть не выражаемы через дискретные изначальные формы материи - мыслеформы (теорема Геделя). Состояние Духа на XIII-ом уровне можно определить как квазинепрерывное, то есть переходное между II-ым (мыслеформы) и 0-ым (Богоподобие). Таким образом, состояния Духа на I-ом и XIII-ом уровнях можно условно принять за внутреннюю и внешнюю границы вещественного мира. Взаимопревращения элементарных частиц в естественных или искусственных условиях свидетельствуют, что внутренняя граница мира может трансформироваться сама собой или силой физического эксперимета. Преодоление внешней границы вещественного мира есть частично обратимый переход. Его можно представить схемой межуровневых переходов (путь Спасения): узкая врата и тесный путь (Мф 7, 14):
II ? XIII ? 0. (10. 2)
Закон преодоления внешней границы мира лежит в самых сокровенных глубинах Библии. Наличие механизма сообщения мира с XIII-ым уровнем говорит о том, что мир, являясь самозамкнутой вещественной системой, тем не менее открыт по отношению к Духу. В основе механизма открывания и сообщения вещественного мира с XIII-ым и 0-ым уровнями лежит способность человека мыслить: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17, 21); Болшаго века входи пространни и безопасни и творящии безсмертный плод (3 Езд 7, 13).
Слово 11. ИЗНАЧАЛЬНАЯ ФОРМА МАТЕРИИ
Универсальность закона Подобия коренится в том, что Основной Принцип Действия духа, как способ его материализации, заложен от Бога уже на уровне ИФМ. Учитывая важность ОПД для понимания духовной сути физических законов, рассмотрим подробнее символику Библии, относящуюся к материализации духа в образе ИФМ, которая, по сути, есть движение дискретной порции Тмы. Движение подразделяется на вращательное и поступательное: