Если кто-то прочитал первую часть и добрался до второй, значит, пора углубится в изучение понятия "моряк". Многие понимают это по-своему и, возможно, их устраивает то, что они знают. Однако многое остаётся в тени, поскольку обычно люди с моряками вообще-то не общаются. Конечно, при слове "моряк" часто приходит на ум образ этакого парня в бушлате с якорями и ленточками. Конечно, это моряк, только моряк военного флота, поскольку гражданские моряки, такие как я, форму не носят, хотя, её имеют. Иногда форму приходится доставать и одевать, но это случается редко - скажем, при приёмке нового судна на верфи, по требованию руководства или если ты капитан, а судно находится в порту. В основном же все моряки ходят в цивильном и только опытный глаз отличит в толпе граждан коллегу. Конечно, гражданские моряки носят форму пока учатся, так как для того, чтобы стать морским офицером и зарабатывать приличные деньги надо окончить морскую академию. Это так сейчас называется, а раньше называлось - мореходное училище или просто мореходка. Когда же моряки находятся на судне, то основной их формой является комбинезон. Комбинезон может быть белого, красного или синего цвета. На спине, как правило, написано название компании, где ты сейчас работаешь, а на груди слева - твоя должность. Но это в рабочее время, которое длится десять часов, в свободное же время все одеваются в простую одежду, а чаще всего, в спортивную. Когда моряк выходит на палубу или спускается в машинное отделение, он обязан одеть кроме комбинезона ещё каску и специальную обувь. Всё это выдаётся бесплатно, хотя и стоит дорого, потому что комбинезон должен быть из хлопка, синтетика не допускается. Когда судно работает в холодных местах, также бесплатно выдаются тёплые куртки с капюшоном или вообще тёплый комбинезон. Вся эта спецодежда выдаётся на один контракт. Контракт может длиться до шести месяцев для рядового состава или до четырёх у офицеров. Разумеется, возможны флуктуации в ту или иную сторону.
Рядовой состав - матросы и мотористы тоже должны окончить специальные курсы и сдать экзамены. Само обучение не простое и длится, кажется, месяца три. Из рядовых выпадают лишь повара и стюарды, но и им, как и всем надлежит пройти спецкурс по безопасности, спасению, борьбе с пожаром и прочее. Эти курсы тоже стоят денег, но часто эти деньги возвращают, когда поступаешь на судно. Для тех, кто хочет работать на танкере, надо пройти ещё и танкерные курсы. Также всем без исключения надо раз в год пройти медицинскую комиссию и сдать анализы на наличие наркотиков или алкоголя. Это вообще очень серьёзное дело - Наркотест. В любом порту внезапно может придти на судно медик и взять анализы у всех по списку на наличие наркотиков или алкоголя. Если у кого-то обнаружат наркотики, то такой моряк тотчас покидает судно и за свой счёт едет домой. Такого моряка больше никогда не возьмут на работу. Также капитану вменяется в обязанность иногда проверять членов экипажа на алкоголь. Поэтому на подходе к порту моряки перестают пить даже пиво. Особые требования насчёт алкоголя на танкерах. На некоторых даже пива нет. Впрочем, с алкоголем не так жутко, как с наркотиками. Конечно, из конторы ты вылетишь, но можно в другую контору устроиться. Контор этих и в самом деле много. Недавно в Риге я сорок штук почти что насчитал.
Во всех портовых городах есть множество контор по найму моряков. Требования, как правило, везде одинаковые, а вот авторитет этих контор бывает подчас очень разным, разной может быть и зарплата. Например, на танкере зарплата выше, чем на сухогрузе. Однако на танкере не так много увидишь, как на контейнеровозе или банановозе.
Также во многих портовых городах есть морские училища. Я точно знаю, что они есть в Новороссийске, Калининграде, Санкт-Петербурге и в Мурманске. Конечно же, они есть и на Дальнем Востоке. Также училище есть в Одессе, в Клайпеде, Риге и Лиепае. Возможно, есть и в Таллине. После окончания такого училища (академии) выдаётся морской диплом, который позже будут проверять на достоверность ещё тысячу раз. Например, в норвежские компании не берут моряков из Грузии, так как очень много подделок дипломов именно там. Да, был период, когда фальшивых дипломов было много, но были и такого хорошего качества, что проходили все проверки. На основании учебного диплома выдавался диплом рабочий, который по сути всех-то и интересовал. Этот рабочий диплом подтверждал твою квалификацию. Когда моряк приобретал опыт работы, со временем, рабочий диплом менялся на более высокую степень.
Вот такой-то диплом электромеханика я помог купить за 160 долларов моему товарищу. Товарищ был инженер - электронщик, но не морской, а авиационный. До этого работал радиоспециалистом на больших рыболовных судах, потом мы вместе компьютеризировали флот и вот, он остался без работы. Пришлось ему помогать с трудоустройством.
Consensus Reefer.
Отдохнув летом дома, поистратив деньги, осенью снова принялся работу искать. Нашел ее в фирме Hansa. В то время там только холодильные суда водились и вот, пришлось мне снова пойти на банановоз, только уже голландской постройки. Ехать следовало в Англию, путь известный. Там, несколько дней пожил в убогой гостинице в убогом городишке на берегу Северного моря. В конце октября это не самое лучшее место на земле и уж точно не Крым. Но у меня была с собой зимняя одежда для путешествий - пластмассовая куртка на меху, кофта и военный черный берет. Вполне по погоде и даже часто налетавший дождь не сильно меня тревожил во время прогулок. Развлечений в таких городках мало. Однако я обнаружил, что на берегу моря англичане устроили соревнование по лову рыбы удочками. Рыболовов было что-то около двадцати. Были болельщики, судьи и, наверное, подарки. Пойманную рыбу взвешивали, а результат записывали в ведомость. Окончания этого мероприятия я не стал дожидаться, а просто походил туда-сюда по берегу. Берег песчаный, но не такой, как у нас, а из крупного песка, который уходит из-под ног и гулять по нему трудно. К тому же следовало вовремя прийти в гостиницу на обед. Прочие развлечения состояли из прослушивания радиопередач на маленький приемник и чтения взятых с собой книжек. Компьютера тогда у меня ещё не было, так что книжки приходилось таскать так сказать в виде твёрдой копии.
Но однажды, во время завтрака приехал агент и повез меня в порт на корабль. Корабль только что пришел и налаживал взаимодействия с берегом. Снаружи у корабля не было ничего лишнего. Только пять гидравлических подъемных кранов и надстройка на корме. Маленькая и узкая. Вскоре, попав на корабль, занялся своими делами, проводил своего коллегу и стали работать, способствовать выгрузке.
Тут надо бы заметить, что погрузку и выгрузку таких судов осуществляет портовая команда. Они работают в трюмах и на наших подъёмных кранах. Судовая команда лишь за порядком смотрит, устраняет неисправности и по любому поводу собачится со службой берега, особенно если есть задержки в работе. Команда на моём новом судне состояла из 15 человек, тогда как обычно, невзирая на размеры судна, команда бывает от двадцати до двадцати двух человек.
На корабле был установлен не обычный для меня главный двигатель - восьмицилиндровый американский МАК. Восьмой его цилиндр был разобран из-за поломки. Так они и ехали на семи цилиндрах, потому и опоздали, дали мне пожить в гостинице. Однако электромеханик нисколько не горевал об этом, а даже веселился, что приехала замена и можно будет наконец-то ехать домой.
Ремонтом двигателя занялась специальная бригада голландцев - огромного роста парней, которые прибыли со своим инструментом и документацией. Вопросов они никому не задавали, а работали быстро и слажено. Меня же в первую очередь интересовала документация и вообще, что где установлено. Все дни стоянки ушли на изучение судна, и вскоре мы отправились через океан в Канаду.
Осенью и зимой ездить из Европы в Канаду - себе дороже. Идти надо все время навстречу циклонам, то есть навстречу штормам. Так оно и случилось. Весь переход нас жутко мотало и странно, что корабль наш не развалился и не потонул. Но, к моему удивлению, сломался только компьютер, который контролирует груз в трюмах. Причиной был сгоревший вентилятор, который остужает процессор. Канадский агент нашел нам магазин старых компьютеров, куда вскоре и отвез меня, капитана и старшего механика. Вентилятор мы купили, а также и другой процессор на всякий случай. Это был 486 DX-2. Посовещавшись и прикинув наши возможности купили еще и подержанный Пентиум 133. Это уже для ЦПУ, а больше для меня, так как я согласился стоять вечернюю вахту вместо старшего механика, который будет в вечернее время выпивать с капитаном и смотреть видаки в салоне.
Поломанный компьютер был предназначен для контроля и управления процессом охлаждения трюмов, так как банановоз - судно с охлаждаемыми трюмами. При перевозке бананов температуру следует держать около 12 градусов Цельсия, причём точность удержания температуры не превышает двух десятых градуса. Такая точность по силам только компьютерам и автоматике.
На этом судне была установлена доступная система связи для экипажа. Поскольку телефон в те года был еще дорог - 10 усд за минуту, то пересылка и получение файлов очень выручали. Тем более я знал, что Слава, брат моей жены тоже ищет работу электромехаником. Ранее он работал со мною по устройству компьютеров на кораблях и обучению экипажей, теперь же, когда работа эта завершена, надо было что-то другое искать. Купили мы ему нормальный диплом электромеханика и стал он ходить по конторам, работу искать. Мне же предстояло писать ему письма и отвечать на возникшие вопросы по поводу трудоустройства и овладения новой для него специальностью. Сугубо технические письма, что я писал ему, приводить тут не стану, отмечу лишь, что информации, изложенной в них оказалось достаточно, чтобы Слава смог стать нормальным электромехаником.
Прошел месяц моего пребывания на этом судне. Начало было очень тяжелым и мучительным, но теперь потихоньку притерся, нашел свою нишу и тянул лямку, благо не бесплатно.
В канадском городе Шарлотентауне погрузили картошку, а я еще и игрушечную кошку купил для жены. Или для кошки. Уж не знаю, кому достанется. В моей крошечной каютке не нашлось даже стула. Однажды, прогуливаясь по поселку, я в куче какого-то хлама обнаружил вполне подходящий импортный пластмассовый стульчик с металлическими ножками. Я не смог удержаться и притащил этот стульчик на корабль. Будучи хорошо вымытым он, как мог, украсил мою каюту.
Ага! Вот тут надо снова сделать отступление и рассказать про каюты. Сейчас все каюты для экипажа на судах одноместные. В каюте, разумеется, есть кровать, диванчик, письменный стол, кресло, шкаф для одежды и санузел с душем. У офицеров каюты просторнее, а у капитана и старшего механика состоят из кабинета и спальни. На моём новом корабле каюта была очень маленькая, но всё перечисленное в ней было.
Шестого декабря, вышли из Канады и поплыли в Карибское море. Будем там картошку и лук сгружать. Сильно качает и трясет. Час назад вошли в Гольфстрим и температура воды за полчаса стала в двадцать градусов, а была - девять. Продолжаю нести вахты и ждать из дома удобочтимых произведений, разумеется, зашифрованных и закрытых паролем от посторонних глаз.
Шифровка от 14.12.99.
Привет Николай.
Я в режиме ожидания. Вадим кормит обещаниями, что вот-вот позвонит. От Игавниса толку мало, отфутболил меня на Вадима, чем тот был недоволен - чего это я связался с Андреем? Через пару дней начну операцию с Михаилом по поводу фирмы Велл. Рад что ты заимел компутер, все веселее будет.
До связи
Ярослав.
* * *
Наш корабль добрался до Доминиканской республики, до города Санто-Доминго. Это столица республики. Населяют ее негры, которых привезли когда-то сюда поработать, а они и расплодились в теплом местном климате и перестали трудиться. Вот уж который день они приходят на корабль, типа выгружать, но ничего не выгружают, полазают, погалдят и уходят. Главный довод против труда, что картошка грязная, не мытая, ну не как яблоки она, в общем. Впрочем, картошка у канадцев, на мой взгляд, чище их поганых рож, но они все ищут, кто бы картошку помыл. Разумеется, я этого делать не стану, да и не наше это дело. Вот и стоим тут, чему, откровенно говоря, рады. Стоять, - не плыть. За день до прихода сгорел один из двух электромоторов провизионки. Напоминаю, что частота сети тут 60 герц, а напряжение сети 440 вольт и 220 вольт освещение. Договорились с противными чугунами о перемотке. Они сначала просили 500 усдей, но и за 400 тоже согласились. Я в город еще не ходил, но полагаю, что это страшные деньги тут. Эти люди сказали, что за день намотают, на что мы возразили, что не следует гнать в этом деле, все равно ведь стоим. У нас по корме стоит корабль с цементом. Им этот цемент тоже чего-то не нравится и они его вынимают по одной тележке в день. Пароход тот стоит уже месяц! Много всяких проверяющих ходят. При портфелях, в очках. Куда там нам до них. Поборы везде и по каждому поводу. А на пригорке около порта - памятник их, видимо, освободителю. У него чудная поза: глядя на него можно подумать, что он левой рукой в себя вливает граненый стакан водяры. Стакана, правда, нет, но поза, согнутая кисть левой руки у рта очень все напоминает. Позже, может быть, я сфотографирую этот феерический памятник. Около парохода прогуливаются две собачки. Одна побольше, другая поменьше. Вид у собачек не голодный, даже небольшое брюшко висит у обеих. Кошек не видать. Приема по радио никакого нет, стоит жуткий свист в эфире, как и в средиземке, когда война с сербами была. В Канаде такого свиста не было. Вероятно, американцы блокируются от информации по радио, которая может поступать с Кубы.
Мы же, постояв в Санто-Доминго поехали в Венесуэлу, куда завтра и прибываем. Пока на рейд, а там видно будет. В качестве сувенира купил Доминиканскую куколку маленькую, совершенно очаровательную, подстать Питерским, тоже из фарфоровых деталей. Скрипит при движениях. Я очень рад этой покупке. Однако я сделал наблюдение: Куколка как бы белая, а живут то тут все больше чугуны. Я вообще черномазых куколок не встречал, только их заколдованные статуэтки.
Шифровка от 20.12.99
Привет.
По работе пока ничего, просили звонить 23.12, капитан еще думает. Чувствую будет облом. Если с хевилифтом не получится, то Вадим обещает в январе танкер хотя, я думаю, там будет решать капитан и дед. Праздники на носу, как не кстати, но в случае облома с лифтом придется выходить на Мишу.
По поводу политситуации в России. Я думаю, наступают года правого реванша и дебилизации молодого поколения, т.к. оно в основном голосовало за правые силы, а это такой отстойник! Хакамада, Немцов, Чубайс, Кириенко, Гайдар и прочие, а штабом у них заведует Марат Гельман, владелец галереи, в которой резали свинью в образе России и задирали хвост корове, с предложением заглянуть в глубь России....
Вот такая предварительная картина. Мы ходили на выборы в посольство России очереди не было, нас тщательно проверили на наличие бомб и прочего.
Вроде все пока, до связи, давно не пил водочки не на что и не с кем.
Слава.
* * *
23-24 декабря. Неделя до "Милениума".
Я нахожусь теперь в Венесуэле, в городе, названия которого я по- прежнему не знаю, поскольку в него еще не ходил. Завтра у местных товарищей очень важный праздник- Рождество, а для меня - пик зимы и поворот на лето. Теперь каждый день станет длиннее хоть несколько, Свет станет отвоевывать секунды, минуты и часы для себя. Надеждой на Свет и живут люди и веселятся в Рождество неосознанно, но закономерно для людей. Как известно, иуды Рождество не отмечают, им, как клопам и тараканам нравится тьма. А еще им нравятся деньги и власть денег. Деньги, как и иуды не любят Света, они любят жить в темных подвалах банков, в закрытых от света и людского глаза сейфах, в кошельках, засунутых от чужого глаза под подушку или в глубокий и тайный карман.
150 приверженцев социализма в российском парламенте- это тоже надежда, что когда- нибудь и Россия, а вместе с ней и мы, хоть и медленно, но все же повернем к Свету, где уже бывали не раз, но как в природе водится, циклично, волнообразно, снова уползали ненадолго в тьму и в массовое помешательство. Вероятно для того, чтобы в Черные дни посмотреть, кто на что годен и позже избавиться от этих людей или не знаться с ними.
На каждое поколение Русских выпадают тяжкие испытания. Мы славно пожили большую часть жизни, нормальные люди с честью проживут и черные дни. Нормальные люди начнут искать, искать причину черных дней в себе, как в минимальной единице Общества, найдут эти ошибки и станут их исправлять в себе и в других. Исправив ошибки, мы придем к своему Рождеству. К рождеству своего Христа, который по - прежнему будет ненавистен иудам и они станут стараться снова его очернить и убить. Ведь наше новое Рождество, очевидно тоже, совпадёт с поворотом Солнца на лето.
Деньги не сами по себе дерьмо, они бывают красивы на вид и отдельные экземпляры их хочется коллекционировать, как произведение искусства. Деньги из людей делают дерьмо и тем более успешно, чем больше денег имеется у человека или же человеку их хочется заиметь. При помощи денег из человека можно сделать дерьмо, а потом и иуду.
Ничего хорошего посредством одних только денег сделать нельзя. Поездив немало по Свету, поглядев разного, могу сопоставить увиденное. Нигде монетаризм не сделал людей счастливее. Но везде монетаризм одинаков и уродлив. Самое страшное место на Земле, где мне удалось побывать, - это Нью-Йорк. В этом городе, как на огромном разрушенном, перекопанном кладбище бродят полуистлевшие, с пустыми глазницами мертвецы, не могущие ничего дать другим, еще пока живым людям, кроме такого же тупикового пути к кладбищу. На пока еще живых людей надевают толстые ритуальные золотые цепи, за которые волокут их в похожие на печальные катафалки джипы с темными окнами. Джипы эти, покружив слегка по окрестным дорогам, все равно привозят своих пассажиров на кладбище и отправляются вспять за новой порцией поживы, которую также поволокут за ритуальную золотую цепь в свое ненасытное чрево. Примечательно, что людей просветленных иными, не монтаристскими идеями, в печальный джип не заманишь.
К сожалению, золотые цепи и джипы с черными окнами встречаются в очень многих странах. Вот и теперь, неподалеку от трапа стоит такой же катафалк, поджидает своего пока еще живого пассажира. Джип сделан на совесть - нержавеющий металл, крепкие колеса, хороший мотор. Он рассчитывает долго пожить и отвезти за свою жизнь немало мертвецов на кладбище! В добрый путь...
А тем временем, грузчики - местные жители, закончили работу, пошли по домам на три дня. Праздновать. Это очень правильно с их стороны. У них - главный праздник, да очень много погибших накануне. По вечерам все льет дождь, опасность схода селя не уменьшается. Все поглядывают на близкие, спрятанные в облаках горы и про себя повторяют- "Пронеси, Господи!" Неподалеку, чуть севернее снесло в море и завалило много домов, туристов, местных жителей и богатых бездельников. Погибших не то тридцать, не то сорок тысяч (!) человек. Уничтожена дорога в эти места, и теперь туда идут военные десантные корабли, чтобы доставить спасателей и вывезти пострадавших. По радио тем не менее - веселая музыка, но все же передают "сводки с фронта" - фамилии найденных живых и мертвых людей, их возраст и установочные данные. Надеюсь, что картошка и лук, которые мы привезли в трюмах, помогут им хоть как - то справиться с несчастьем. А лук и картошка, почуяв тепло и солнце, стали просыпаться, зевать и потягиваться ростками, словно высунутыми из-под одеяла пятками. Мы пытаемся заставить их вновь натянуть на себя одеяло и уснуть, проветриваем их, уменьшаем температуру в их "спальне", но все напрасно. Они просыпаются. Природа берет свое, никто не сердится на картошку и лук, а напротив, с улыбкой и врастяжку говорят - "Проснулись!" Картошка, а может быть и лук тоже предназначены большей частью для посева. Их ждет теплая, политая дождями, а теперь еще и слезами земля, их ростки будут тянуться навстречу прибывающему дню. Картошка даст молодую поросль, которая увидит свет в последний год столетия и последний год второго тысячелетия, которым нас без удержу пугают.
Чтобы уменьшить риск от запланированного компьютерного самоубийства, я, где мог уменьшил дату в компьютерах на десять лет и увел их обратно в 1989 год, год, когда мы с замиранием сердца смотрели "исторические съезды", Собчака в клетчатом пиджачишке, Гаврика Попова а кофте, пока еще худого и похожего на человека Сашу Любимова, суетясь бегали выписывать "Огонек", теперь никому не нужный, "Толстые журналы", напичканные тараканами и сушеными клопами. В год, когда по талонам продавали водку и без талонов - оптом навынос Родину и Социализм, как теперь мы понимаем, со вполне человеческим лицом. В этом году мы уже умели ненавидеть многих наших соотечественников, которые позже лишили нас гражданства, но не совести и гордости. Год, когда предали и уничтожили прекрасную страну - ГДР, готовясь после Берлинской стены сломать и Железный занавес вместе с хребтом антиглобалистской системы. Как много мы пережили за эти десять лет и страшно подумать, сколько пережили за последние две тысячи. Скоро, мы откроем последнюю страницу огромной эпохи и с замиранием сердца будем смотреть, что же на ней написано, есть ли на ней заветные слова -"Продолжение следует".
Вот такие мысли блуждают в моем мозгу накануне Праздников.
Уф! Записался совсем. Надо и отдохнуть.
Свет от лампы падает на листки,
Маленькая рюмочка в нем блестит.
На листках - сюжеты из недавних снов,
Желтые листки от печальных слов.
26 dec.
Вчера отмечали католическое рождество. В экипаже много людей, которые отмечают именно такое рождество. Загодя были заготовлены настоящие елки и поставлены до поры в холод. Накануне елки были вынуты и установлены в салоне и столовой. Елки были весьма хороши и имели запах. На улице жуткая жара, а у нас елки. По телеку показывали отмечалово праздника в Ватикане что ли. Там этот польский ксендз что-то бормотал, заваливаясь то в одну, то в другую сторону. Потом вообще стал петь какие-то дурацкие песенки плохоньким своим голосишком. У нас же все происходило прозаичнее. Просто выпивали и закусывали. Я посидел два часа с шести до восьми и пошел на вахту в ЦПУ, к компьютеру. Кто хотел- напился, кто не хотел, поел всякого вкусного. Я же нахожу удовольствие в ироническом созерцании происходящего...
Мы продолжаем стоять в Венесуэле. Ходил в город, но скоро вернулся, потому, что там очень плохо. Венесуэла занимает пятое, кажется, место в Мире по экспорту нефти и в результате простые люди живут еще хуже, чем мы или в России. Президент у них генерал - молодец. Говорят, его люто ненавидят американцы и портят ему жизнь. Простому народу тут ничего не принадлежит, всем владеют американские дяди, а народу, как всегда - шиш. Генерал хочет нефть эту национализировать и поэтому обстановка тут очень напряжённая. Бедноте генерал нравится, нравится он и армии. А вот американцы и местные богачи имеют на него зуб и, боюсь, генерала этого грохнут. Пока же пытабтся сместить его "демократическими методами", то есть устраивают бесконечные выборы. Все заборы обклеены довольными сытыми рожами, прямо как у нас или в России, а вот генерала что-то среди них нет. Зато его часто можно увидеть по государственному телевидению. Он, прямо как Фидель, по многу часов выступает перед толпой. Его слушают, он хороший оратор. Может быть и человек хороший тоже и хочет хорошее сделать для своей страны. А пока что по разбитым, залитыми грязной водой улицам носятся семидесятых годов самолётоподобные американские автомобили в жутком состоянии. Мятые, без фар и боковых стекол, сильно дымящие и не разу не крашеные. В магазинах и на базаре вонь. Продукты совершенно отвратительного вида и цвета. Население, по-моему, состоит только из проституток и бандитов. Все похожи на цыган, только разве что чуть темнее рожами. Жаль, что нет у меня таланта снять кино про это. Вот уж можно было бы снять настоящий фильм ужасов- предостережение. Хотя чего там предостерегать, когда уже и сами вляпались. Тут тоже нет среднего класса. Есть немного совсем богатых, а остальные просто нищие. Все эти рестораторы и владельцы лавочек, судя по всему влачат жалкое существование. В городе не видно сколь ни будь приличного жилья, все какие-то лачуги, все облезлое, некрашеное, но в призывах к демократии и свободе. На углу, в тенечке увидел трех старых туристов из не то Америки не то Канады. Как они тут оказались- не знаю. Рафинированно белые, с фарфоровыми зубами две высокого роста старухи и такой же дед. Их только что окатила с ног до головы водой из лужи проезжающая машина. Видок у них был очень растерянный. Они молча отскребали от себя какие-то не то окурки, не то остатки еды. Им все это не нравилось, но они не кричали и не возмущались, потому что таких тут не любят. И таких, как я тоже не любят потому, что, видимо, предполагают, что от таких вот чистых и белых тут такая вонь и нищета. Тем не менее, денег на улице не просят, потому, что, полагаю, ждут вечера, когда деньги можно будет не просить, а грабить.
В отдалении, словно виселицы, стоят нефтяные вышки. Неутомимые качалки, будто евреи у стены плача, кланяются и кланяются. Нефть течёт в богатую Америку. За просто так. А мы никуда пока не течём и не едем. Сегодня уже заканчивается 28 декабря. До милениума, так тут, да и везде пожалуй называют двухтысячный год (от слова Mill-тысяча) осталось не очень много дней. Сегодня у меня был трудный день. На втором подъемном кране сгорел от межвиткового замыкания электромотор вентилятора охлаждения масла гидравлики. Кран, в общем-то нужен. Там, в трюме под ним находится немало картофеля, но без этого вентилятора кран работать не будет. Пришлось одеться потеплее (чтобы не обгореть на солнце) и прокопаться на палубе вместе со стамехом и токарем до четырех часов. Тем самым был нарушен режим дня, ведь после обеда я назначил себе отдых. Но и после четырех не удался. Лежал, не мог закемарить, видимо перегрелся. После шести, после ужина, вспомнил, что скоро Новый Год, любимой жены день рождения, а у меня совсем мало чем отметить эти важные для меня два события. Опасаясь, что жизнь еще подкинет мне какую- ни будь каверзу, я решил сходить в магазин, чтобы затариться.
Вечерело. Я взял с собой длинную заточенную отвертку, металлический увесистый американский фонарь (как в кино), последну двадцатку и быстрым, бельгийским пехотным шагом, отправился в смрадные, плохо освещенные переулки. Поскольку на судне граждане одной маленькой, но очень гордой страны рассказали, где найти магазин (пожалуй, их самое любимое место в этом городе), то блуждать не пришлось. Обходя большим радиусом лужи, минут за десять я достиг цели. Магазин был примечателен тем, что от улицы и покупателей он был отгорожен крепкой металлической решеткой. Поскольку в магазин проникнуть никакой возможности не было, я стал через решетку разглядывать пыльные, застекленные витрины, где выбор был не так уж и широк. Продавщица, пожилая, без следов красоты женщина в свою очередь разглядывала меня. Ни в какие шотландские виски и английские джины я, конечно, не верю, если даже у меня на родине все напитки в основном делаются из немецкого технического спирта, поэтому, я закупился на все деньги местным ромом, который, купив, тотчас откупорил, обнюхал, и попробовал на язык. Ром оказался не хуже, чем "Капитан Морган", поэтому я и закупился им, чтобы уж эту проблему для себя решить. Ром хорош с чаем. У него приятный, как у чернослива привкус и можно было бы предположить, что именно им этот привкус и создается, но чернослив в этих местах не водится, а им проще, как впрочем, и положено по технологии настаивать этот ром на битых кокосовых орехах. Отсюда и сладковатость и приятный запах. По моим расчетам, сдачи должно было оставаться, разве что на две поездки в трамвае, поэтому, взяв для коллекции самую мелкую и менее замусоленную купюру, остальные деньги с какими-то неизвестными мне генералами в шляпах и без оных, я оставил этой унылой женщине, чем немало ее удивил. Деньги называются Боливарами и курс - 600 за один доллар.
Таким же быстрым шагом, без приключений вернулся к проходной, которую охраняют, похоже, все рода войск этой славной республики. Поскольку все маленькие и гордые страны очень любят защищать свои порты от посягательств всяких там лиц, можно предположить, что забота о рубежах еще и прибыль приносит. Нам дают пропуска на 72 часа, а кому было невтерпеж, могли свободно проходить, уплатив десять долларов США. В Канаде же вообще не было проходной, а в США хоть иногда и бывает, но пропуск дают почти на три месяца.
Черномазый в форме и при пистолете - это круче, чем латыш в рикше! На проходной были люди в полевом камуфляже, вероятно общевойсковые товарищи, какие- то в унылой синей форме, предположительно моряки, а унылость их была видимо оттого, что два их серых катера ввиду неисправности, похоже фатальной, стояли на подпорках на берегу, несколько человек в голубой форме и в таких же касках, возможно, судя по цвету- пилоты летающих крепостей. Еще были парни в гражданке, но это уж никак не спутать- местное ГРУ и представители древнейшей профессии- КГБ.
Они внимательно оглядели мой пропуск, затем по очереди заглянули мне в лицо, хотя зачем, ввиду полного отсутствия фотографии на этом ответственном документе. Поскольку все, в том числе, видимо, и лицо были в полном порядке, они просто попросили сигарет, но им не повезло со мной. Курева у меня не оказалось, а предлагать им приложиться из горлышка, мне не позволила совесть, ведь ребята-то берегли священные рубежи маленькой своей страны.
Вот так за разговорами, незаметно и пришло 29 декабря.
Выгрузка нашего парохода затягивается и нам тут стоять еще до третьего января. Денег ни у кого нет. Агент, какой-то совсем неуловимый, не хочет нести деньги. У капитана осталось только 200 долларов. Впрочем, все что меня интересовало, я прикупил. Ходить же в этот город совсем не хочется. К тому же после всех этих дождей расплодилось немало комаров и москитов. Они меня уже поели. Хорошо, что у меня есть кое- какие медикаменты и печальный опыт. Хожу замазанный красным антисептиком, пугая своим видом окружающих. Опасаясь налетов всякой летающей дряни, ходить приходится в длинных брюках, чтобы упасти ноги. Так и хожу в красном комбезе и в тельняшке. Вид довольно революционный.
Как понятно из моего жизнеописания, к встрече Нового Года я приготовился и обязательно подниму рюмочку за свою жену, за вас всех и за свою кошку Бусю.
С новым 2000 Годом, Дорогие Товарищи!
Позвонить мне на Новый год не удалось, так как постоянно был занят канал, а потом, в ноль по Гринвичу станция запищала и перешла в .. 1980 год. Тут все забегали, стали передо мной заискивать и предлагать налить. Нашел как, и переставил дату вручную и вроде бы, пока что работает. Станция тут не типичная, явно дешевая. Компьютер, который обслуживает рефустановку решил тоже, что пришел 1980 год, но в программе обработки можно без затей тоже установить 00 год. Так что проблем со сменой дат, по счастью не произошло. Правда, в компьютере, которым пользуются судоводители пропали некоторые программы, что интересно. Правда, я их без труда восстановил, имея дистрибутивы. Так что пугали, похоже, не зря. Интересно, а что делается на других кораблях, где нет нас со Славиком? Празднование Нового Года мало чем отличалось от Рождества, разве что праздновать пошли на палубу. Боцман загодя натянул на веревках толстую и прочную пленку на случай дождя. Наши умельцы из бочки приготовили хороший мангал, второй помощник сходил за углями- по 1 усд за 10 кг. Жарили ребра, а потом и шашлык. На Новый Год по Риге пили чилийское, очень приятное шампанское, так что в мыслях я был дома и поздравил всех с Новым Годом, а Ирочку - с днем Рождения. Это было в шесть вечера по нашему времени, а в семь пошел жуткий дождь, но пленка нас спасла. Дождь был отвесный и по палубе неслись потоки воды. У нас с собой был телевизор и мы наблюдали, как Новый год отмечают в других странах. Кстати, показали Эстонию, где многие люди делали это прямо на улицах и весело. В восемь я опять пошел в ЦПУ писать Славику инструкцию и ждать компьютерных гадостей. Впрочем, в ноль часов я снова освободился и пошел встречать уже наш, карибский Новый год. Народ наш, вполне готовый, устоял- таки на ногах. Опять принесли шампанское, но выпили по-малу, потому, что знают, что на утро от таких смесей будет тяжко. А мне- то что? Я потихоньку это шампанское и допил. Капитан любит веселую музыку. У него даже была своя кассета с каким- то рижским FM топом. Но когда, четвертый раз, неведомый мне придурок заголосил любимую капитанскую песню: "девченки, девченки, девченки в коротеньких юбченках", меня стало тошнить и я ушел, потому, что шампанского больше не было, тяжелых напитков у меня своих хватает, пускать ракеты я опасаюсь, а в каюте все- таки прохладнее 25 градусов против 30 на улице ночью и не так сыро. Взял с собой ананас, бананов и Sprite. В каюте повесил отрывной календарь, что мы купили в киоске рядом с домом, сделал себе смесь из джина со Спрайтом, как мы со Славиком иногда делали и стал вспоминать дом, кошку и Ирочку. За этими воспоминаниями незаметно прошло время и кончился Спрайт. Вот так я отмечал круглые даты- последний год столетия и тысячелетия. Хорошо зимой в Карибском море!
Интересны дела твои, Господи! 1 января 2000 года
Шифровка от 01.01.2000
Привет!
Все мы, твоя семья, моя семья, мама, теща, и т.п. поздравлям, целуем,
чекаемся, выпиваем ......... , короче с Новым Годом!
Все.
Теперь я - Ярослав.
3 января понесу анкету в Юником. Когда ходил к ним, то, посмотрев мой
сименс бук, сказали что я для них как бы ценное приобретение, только
просили не указывать, что я бывал на рыбаках, не любят они их. Их
база как я понял на Кипре. Посмотрим, что выйдет. Также буду трясти
Вадима.... Пока занимаюсь изучением разной спецлитратуры по электричеству.
Ну и вот очень приятная политическая новость - сегодня в 12.00 по Риге Ельцин подал в отставку и передал все полномочия Путину. Через три месяца выборы президента, хотят ребятки Путина в президенты протащить.
Пока все.
Ярослав.
Вот и снова на дворе январь,
Светит елочка в чужом окне.
Припасенный новый календарь
По- кошачьи ластится к стене.
В одиночестве смакую ром,
Два кусо-чека колбаски на столе.
Где-то есть и мой далекий дом,
На другой, обратной стороне.
На моей же стороне- жара,
Комаров смывает в лужи дождь,
Отмокают от столбов листки,
С них глядит оскалясь местный вождь.
Влажная январская жара.
Малярийно- гепатитный рай.
Если есть возможность дома жить,
Никогда сюда не приезжай!
Но не мы на карте чертим путь
И не мы законы издаем,
Потому- то и в стаканах муть,
А напившись, песен не поем...
Обнулился счет в календаре,
За хорошее мы пили в Новый Год.
Дед- Мороз шагает по жаре
И в мешке надежду мне несет!
Шифровка от 02.01.2000
Отречение Ельцина от власти явилось результатом тщательно спланированного и глубоко законспирированного заговора. В его центре находились Чубайс и представители крупнейшего финансового конгломерата мира "Голдмен энд Закс". Об этом сообщают наши источники из Нью-Йорка. Здесь, в штаб-квартире этой сверхкорпорации, 3 января 2000 г. прошло совещание руководства по "русской проблеме", где констатировался "полный успех" операции "преемственность". Сама операция развивалась в два этапа: последовательное выдвижение подконтрольной фигуры Путина на руководящие должности вплоть до главы ФСБ и премьера, а затем - давление на Ельцина с целью его самоотречения именно 31 декабря, накануне 2000 г. Последнее было достигнуто по модели 1996 г., когда производилось удаление Коржакова и его группы между двумя турами президентских выборов. Тогда на передний край также был выдвинут Чубайс, который предъявил Ельцину свои полномочия и компрометирующие материалы из эпизодов отдыха Б.Н. в Прибалтике в 89-90-м гг. со ссылкой на то, что они будут задействованы самыми влиятельными СМИ США. Аналогичная встреча состоялась в ночь с 28 на 29 декабря - с коллективной "семейной" угрозой "отключения Б.Н." от медицинских терминалов. После чего сломленный Ельцин дал согласие на "самоотречение". Как и в первом случае, встреча была организована "вне протокола" при помощи жены Ельцина Наины...
2000 год, январь.
Мы, наконец, оторвались от Венесуэлы и поехали пока поближе к Панамскому каналу. Станем там дожидаться дальнейших указаний. Как в каком-то фильме про разведчиков в поезде- Скоро, Сашенька, задание получим..
Сегодня, в честь Православного Рождества был маленький банкет с жаренным на костре мясом и пивом. Костер по-прежнему горел в полубочке на палубе. Приятный такой запах, прямо, как у нас на переезде в кафе.
Шифровка:
Привет! Был на тестировании в Юникоме по английскому - сказали, что очень хорошо, их устраиваю по всем параметрам. Сказали ждите, вообщем как везде. Кстати, когда со мной вели беседу, то поинтересовались рекомендацией - я дал номер Лейманиса, инспектор тут же позвонил, и как я понял Лейманис меня высоко отрекомендовал. В этой фирме танкера, 30 -45 тыс.т. зарплата мин по ITF - 2075$. Вадиму вчера звонил, он сказал что смена экипажа 17-18 января, просил звонить позже.... Спасибо за консультацию.
Ярослав.
Стоим около Панамского канала в ожидании дальнейших приказов. Жарко. Этот корабль оборудован плохой кондишкой и если доживу до конца рейса, то больше на этот корабль ни ногой. Терзал приемник в разное время и на разных волнах, но нет, ничего не слыхать. Если бы я был не такой жадный, то уже запустил бы его в синее море с глаз долой! А вообще- то глушат. Только и надеяться мне на новости из дома, шифровками.
Получили задание и поехали в Эквадор, в город Пуэрто Боливар, где я уже бывал не раз. Это такая латиносская помойка, попав в которую, не знаешь когда и выберешься. Бананы теперь в дефиците и все друг у друга из-под носа их уводят. Когда бананы загрузим, то повезем их в Средиземное море, но в какие порты, пока не ясно.
Перемахнули канал и послезавтра уже собираемся быть в Эквадоре. Радует меня то обстоятельство, что хоть бананов наемся. Как ни странно, они мне не могут наскучить. Так что скоро начну их на веревке развешивать и созревать.
Ну, наконец-то загрузились в Эквадоре бананами и выехали в сторону Востока. Сегодня 20 число. 22 вероятно, пройдем канал, а там неделя до Гибралтара. Куда далее, пока не ясно. Пароход мой постепенно сыпется, приходится периодически прикладывать голову и руки. Сейчас все озабочены тем, что надо охладить бананы до температуры +12.5 градусов по Цельсию. Это непростая задача, если учесть, что их температура на момент погрузки была +30..+32 градуса. Охлаждать приходится охлажденным воздухом, а воздух, какой охладитель, он скорее теплоизолятор.
Тем не менее задача поставлена и должна быть решена. Решается она при помощи трех винтовых фреоновых компрессоров, каждый из которых потребляет 220 ампер току при напряжении в 440 вольт и десяти секций воздухоохладителей по пять двухскоростных моторов, которые теперь на высокой скорости потребляют по 10 ампер каждый. Итого около 800 ампер уходит только в эти бананы. В результате мимо щита теперь хожу, как около горячего утюга. Щит пышет жаром, и я молю Бога, чтобы он пожалел нас и дал нам хотя бы три- четыре дня, когда нагрузку можно будет уменьшить. Как раз пересекаем экватор в нашу сторону, так что подогреваемся и изнутри и снаружи.
22 января.
Пришли и встали у Канала со стороны Тихого океана. В канал пойдем завтра к вечеру. Получил сегодня Большую Почту, но не успел еще всю прочитать из-за разных дел. Все интересно. К читателям присоединился и старший механик, так что я разлагаю уже трех человек. Газеты установил в компьютеры на мосту и, конечно же в ЦПУ. Что до меня, так мне наша газета ближе и интереснее, так как мне больше нравятся материалы по геополитике и про гадания на Путина. А кстати, откуда такая фамилия - Путин? Может быть это от испанского слова Puta, что у нас интерпретируется, как путана, а может быть от от английского Putty - замазка, а может быть от выражения Put in, что означает сажать или засовывать. Признаться, мне последняя интерпретация больше нравится. Приходят на ум такие слова, как путы, путать, - все, пожалуй, к нему подходит.
Большая почта просачивалась через спутник почти 6 минут. Связь не очень хороша.
Поговаривают, что груз у нас на Италию и Грецию. Опять знакомые места.
Среда, 26 января.
"Норбалк" - наша компания, обычную почту доставляет в лучшем виде. Вот даже в Панамский Канал сегодня морякам письма доставили.
Пройдя Канал, мы движемся вон из Карибского моря в Атлантику. Карибское море представляет собой что-то похожее на кастрюлю с горячим супом, где есть все- и рыба и трава и целые острова со всякой всячиной. И температура подходящая. Впрочем, вскоре мы выйдем из горячей воды, которая является началом Гольфстрима и поедем дальше на восток по уже более холодной воде. Сейчас температура воды составляет +29 градусов по Цельсию, а какова она будет в океане - посмотрим. На разделе этих температур выделяется огромная энергия из-за разных температур воздуха и воды. Иногда видно, что вода как бы кипит, настолько она перенасыщена энергией солнца. Выходом этой энергии будут циклоны, от которых мы пока что отдыхали. Теперь, вдогонку нам будут лететь на облаках воздушные вихри и раскачивать наш пароход на поднятой ими волне.
Но дорога в Европу, почти, как дорога домой - приятна и желанна. Даже в Средиземном море, куда нас послали, температура будет не выше 13 градусов. Я помню, как работая на контейнере, трясся от холода на палубе. И эта давно уже желанная прохлада манит к себе.
По сообщениям из Конторы, путь домой омрачается ремонтом в доке, который нам предстоит перед списанием. В док же и приедут нас менять. Так, по крайней мере планируется. Кстати, элмех того экипажа, что приедет, по слухам умом повернулся и нужен будет другой человек. Вот тут бы Славику и напомнить о себе в Ханзе. Если бы вдруг, ему сюда дали бы путь, то я бы уж нашел возможность задержаться на недельку и поводить его по кораблю. Но это так, проекты. Ремонт ожидается в Мае.
Народные приметы.
Как известно, я свято чту народные приметы, особенно меркантильные. Как только начинает зарождаться Новая Луна, меня уже с палубы не согнать. Тяну шею, бегаю от борта к борту, ищу Луну. Кстати, новолуние и здесь сопровождается облачностью, как и у нас. Поэтому, в прошлый раз, увидав узкий серп, я быстро побежал к себе в каюту и открыл кошелек, но моей заветной монеты с птичкой Киви не оказалось. Чтобы не упустить момент, я схватил другую, канадскую монету и побежал демонстрировать ее Новой Луне. Возможно, эта монета Луне понравилась больше, либо та, с Киви надоела, только вскоре пришло сообщение, что мое жалование увеличили и теперь, с января этого года оно (жалование) составляет 2060 усд. Правда, семье пришлось пережить несколько тяжелых дней, пока все это утрясалось. Вот и не верь после этого в народные приметы!
Шифровка от 2.02.2000
Привет Николай!
Что у меня - да ничего. Зарегистрировался еще в одной фирме - Акомарит. Тест по английскому бесплатный, на РС. За 30 мин. Надо ответить на 95 заданий. Три блока - Listing, пишут фразу с пропущенным словом и предлагают вставить одно из четырех, которое надо уловить на слух; Reading, читаешь и вставляешь, General - что то из грамматики, фонетики и спецзнаний. У мненя получилось 77% без словаря и предварительной подготовки, причем за чтение 100%, жаль деньги за это не дают. Сказали затем - ждите и звоните. Копии тоже сами делают. Также сегодня сбегал в новую контору - Teekay Shipping, от норвегов, но они, козлы, берут пока только выпускников Латвийской морской академии, видимо хотят руками латышей утопить свой флот, и получить страховку...
Пока все.
Разложенные командиры с интересом читают все, что мне присылают, но хотелось бы еще чего-нибудь. А кстати, ведь можно мне по обычной почте присылать дискеты с информацией. Так сразу очень много можно прислать. Нашим присылают тут всякие газеты димковские, но надо же разлагать людей себе на пользу. Почта работает хорошо. На моей памяти уже две большие почты было. Так что, можно скачать из сети всякие приятные гадости и прислать, почта сама знает когда приходить.
Шифровка от 3.02.2000
Привет!
Звонит Журавлев, меня ишет, ему кто-то позвонил, просит срочно найти эл.меха. Я конечно, пожалуста, созваниваюсь с заказчиком, а он, блин, просит взятку в размере месячного оклада 1800 $. Причем предлагал газовоз, фирма Аргомар. Что то оклад маловат. Я, конечно, его успокоил насчет безналичия наличия ну и он отпал сразу от меня.