Календаря у меня нет, но я подозреваю, что сегодня 10 июня 2001 года.
За полмесяца нашел и собрал 386 компьютер без винчестера. Сегодня нашел и монитор. Теперь могу писать свои записки в привычном для меня стиле - на компьютере, а то писал ручкой по бумаге и чуть не плакал, поскольку писать и вовсе разучился. Однако написал около десяти страниц и теперь придется их переписать на дискету. Итак...
29 мая.
Средиземное море.
Как странно и непривычно писать рукой. Странно смотреть на буквы, которые не в формате КОИ-8 или ANSI. Очень плохо они выглядят. Но у меня тут нет компьютера, нет интернета, жены и кошки тоже нету, но есть пойло и газировка.
Две эти последние вещи несколько сглаживают мой быт и тянут к бумаге. Сегодня мы закончили погрузку дизельного топлива в Ливии и уже едем опять в Испанию. Там сольем дизелюху, погрузим какую-то гадость и повезем ее в Росток. Куда поедем дальше, пока не известно. Мои новые товарищи не исключают нашего попадания, в том числе в Клайпеду либо Вентспилс.
Капитан, хоть и отмороженный, но принял участие в моей извечной беде - отсутствию денег дома и начал выбивать деньги в конторе. В конторе работники - киприоты тоже известные отморозки, поэтому пока что деньги там и зависли. Капитан на них давит, а у них то выходные, то праздники...
Мне даже стыдно за свой устроенный быт: трехразовую кормежку, двухкомнатную квартиру с душем, тремя шкафами и, как водится, с видом на Средиземное море, что, обычно стоит не малых денег. Каждое утро, когда я лазаю по судну, квартиру мою убирает бой - филипинец. Убирает, однако, плохо. Команда на судне довольно большая, но белых - только офицеры и донкерман, что отвечает за погрузку судна. Получается: капитан, ст_пом, 2_пом, 3_пом, ст_мех, 2_мех, 3_мех, эл_мех и донкерман. Филиппинцы получают штуку баксов, но не очень то стараются. Мы питаемся с ними с одного котла. Утром я ем два жареных яйца. Можно (но нельзя) просить кашу или омлет. Как-то я этот омлет попросил, но он оказался весьма плох и я больше не прошу его. К остальным блюдам стоит пристально приглядываться, и хочется иной раз спросить, не человека ли изжарили, не киску ли? С рыбой же они хорошо управляются и с кальмарами, которых часто подают. Подают также и мидий, но среди офицеров я, кажется, один их ем. Сегодня были приготовлены хвосты. Это такие мослы с мясом. Остро потушены и в результате - вкусно. Много хрящей - полезно. Ем чеснок и лук, нарезанный блинами. Не увлекаюсь.
А вот ехал я, думал, что помру!!!
Расстался я с семьей, просто, как в кино. Чисто все плакали. Оскара можно было давать всем, в том числе и пограничнику - за пристальный взгляд. Уже там, заграницей, купил за 10 усд на карточку полкило висков и стал ждать посадки. Посадились вовремя. По-русски уже ни слова, поехали в Прагу. Самолет- Боинг 737 такой, средних размеров аэробус. В Праге побежал с чемоданом искать свой терминал. Нашел, а там уже и посадка. Чемодан отняли, дали бирку. Я им напомнил про свой багаж из Риги, говорят, что знают, все в порядке. Еду дальше. Приезжаю в Амстердам. Конечно, на границе - хальт! Стоять, руки вверх! Поймали русского! Агента с моими бумагами нет. Погранцы звонят по всем известным телефонам, но уже вечер, а все работают до пяти, как правило. Через три часа приезжает агент с "другом". Я ему говорю - денег нету! Он проплачивает мою визу, прохожу в Голландию, но нет моих чемоданов. Идем искать правду. Бирки у меня есть и все билеты. Ищем с какой- то тетей мои чемоданы по складам. Ничего нет. Заполняю формуляр, пишем факсы и телексы. Не солоно хлебавши, одуревший ухожу. Вдруг, на одном из транспортеров нахожу свои вещи. Хотел их тут и оставить, зарегистрировав билеты на завтра, но сказали, что нельзя. Приходите типа завтра в 6:00 и регистрируйтесь. Повез меня агент в гостиницу, которая обслуживает аэропорт. Это не близко оказалось. Агент проплатил и гостиницу, а я, попивши чаю, попросил, чтобы разбудили к автобусу в 5:00. Стал спать. В 5:00 подъем, попил снова чаю, а в назначенное время автобуса нет. То есть он есть, а водилы нет. В гостинице объясняю, что не проблема, проплатите мне на другой самолет. Стали звонить в такси. Однако, в 6:30 приехал какой-то менеджер, заполошился, нашел ключи от автобуса и повез меня. Подъехал еще к другой гостинице, где летчики спали, взял и их. Приехали в аэропорт. До вылета 15 минут. С двумя чемоданами бегаю по большому аэропорту, ищу свой терминал. Нашел, побежал на посадку, успел и уехал.
В самолете меня осалфетили горячей салфеткой. Морда растянулась и приготовилась к завтраку. Булок и пирожков не ел, но кофей пил и просил еще. В Мадриде стоянка два часа. Нашел свой терминал и стал шляться. Неподалеку оказался фришоп. Походил, посмотрел, подарки покупать еще рано, но висков себе все же купил впрок. Знаю точно, что пригодится. Пытался за тысячу песет купить в автомате карточку и позвонить домой, поболтать, но, видно, все деньги у них поддельные. Карточку купить не удалось. Полицейский пытался мне помочь в этом, совал свои деньги, то с таким же успехом.
Вскоре, однако, объявили посадку. В самолете местных авиалиний обедом не кормят, однако и всего- то час лету. Прикинул по солнцу, куда летим. Оказалось, что на Юг, значит к Средиземному морю. После посадки, слышу, меня уже ищут. Похватал свои вещи и на выход. Меня встречал дядька- испанец. Из аэропорта еще два часа на машине по горам.
Среди гор оказался причал на два корабля. Нагрузился чемоданами и пошел на корабль. Прежнего эл_меха так и не встретил. Он ушел раньше. Позор какой-то. И вот, я который день все изучаю корабль. Он и взаправду весь, какой- то электрический. Ко мне, понятное дело, тоже приглядываются, но ничего, прорвемся!
Вот уже 30-е мая, а моя семья все еще без денег. Меня мучает моя беспомощность в этом вопросе. Говорят, и справедливо, что еще не заработал денег, а уже домой посылать хочешь. Что им сказать? Что я хороший, что же ты хороший, скажут, жену без денег бросил? И будут правы. Капитан, как он говорит, уже беседовал с конторой насчет денег, но кто его на самом деле знает!
Осторожно расспрашиваю относительно моего предшественника. Пил он, говорят, слабохарактерный был. Разумеется, многие его грехи пали и на меня. Осторожно навожу мосты с новыми товарищами, выкидываю хлам из каюты и кладовок. Пароходу 15 лет. В принципе корабль сделан из хорошего железа и дорого. Делали его в Европе, в Дании, там же, где и эти красивые бананы, на которых я плавал. Комфорт соответственный. Многие механизмы и системы и сегодня можно рассматривать, как современные.
4 июня.
На Кипре праздник какой-то. Они не работают, денег домой не шлют. Топливо, взятое у "плохого" Кадафи в Ливии отвезли во Францию. Название города не запомнил, потому, что там не был. Вечером прогуливался по причалу и встретил черную киску. Сердце мое дрогнуло, и я пошел в нашу офицерскую столовую, поискать чего-либо для кошки. В холодильнике оказалась вареная колбаса ломтями и ломтями же сыр. Не зная вкусов местных кошек, взял всего. Когда же стал бросать еду кошке, то из-под труб вылезли еще две - молодая и очень старая. Киски сели поодаль друг от друга, и я прицельно стал бросать колбасу и сыр каждой киске. Старая киска, вероятно, была подслеповатой и не всегда могла найти сразу предназначенный ей кусок. Однако другие киски не таскали ее кусков и всякий раз, сев копилкой, ждали, когда и им кинут. Вскоре я перетаскал им весь сыр и всю колбасу. Полагаю, что сегодня они лягут спать сытыми. Наблюдая в разных странах за кисками, могу высказать Постулат Холопова:
"Чем богаче страна, тем голоднее в ней кошки."
Филиппинцы, или как их тут почему-то называют - бабуины, люди в сущности своей скверные. Однако наша компания - Хансиатик имеет на Филиппинах школы для подготовки моряков, участвует в профсоюзах и, конечно, никогда от них не откажется. Все похвалы в адрес бабуинов, по-моему, лишены смысла. Они ничего не хотят делать, хотят просто кататься, получать денег и шляться по бабам. Заставить работать их не просто, а если на них наезжать, то они начинают жаловаться в контору. Считается, что на них нет методов. Утром я ждал, когда буфетчик принесет мне два жареных яйца. Ждал около десяти минут и стал злиться. Когда же бабуин пришел, я спросил его, не сторонник ли он недавно свергнутого президента Эстрады и если сторонник, то мне не сложно написать об этом на его Родину. От этих слов у буфетчика подкосились ноги.
Из-за разных дел на обед я опоздал на час. Однако обед был теплый, а буфетчик уж и не знал, какой кусок мне притащить. Притащил много тертой моркови, и поставил четыре пакета с разными соками. Как говорил Глеб Жеглов, - Ну, что нашли мы методы на Костю Сапрыкина (Кирпича)? Филиппинцы стали задумчивыми, а их боцман, китаец наполовину, спросил, не полковник ли я? Нет, говорю, не полковник, а подполковник, но это еще хуже!
6 июня. Капитан доложил мне, что денег домой послали. Это меня порадовало и воодушевило. В этот день мы прибыли в Тарагону, где я уже раньше бывал и сделал тогда там много красивых снимков старого города, Колизея и прочего. Теперь же мы стояли поодаль от города, западнее. Таксисты просят до города 10 усд, у меня, их нет, а были бы - не дал, жалко. Пошел гулять "так сама", ногами. Ногами тут никто не ходит, ленятся. Мой пеший поход вызывал у пассажиров сквозящих мимо машин удивление. Пошел я не в Тарагону, где уже бывал, а в другую сторону, к поселку на море типа нашей Юрмалы. Шел вдоль дороги и полем, где ничего не растет. По дороге вспоминал походы в лес. Также мимо сквозили машины, пугая и обдавая пылью и выхлопными газами. Поселок оказался довольно большим и зажиточным. Конечно, только туристический. В нем предусмотрены все нужные туристу объекты - аквапарк с бассейнами и водными горками, что-то типа Диснейленда или Голливуда с разными историческими домами и придурками, одетыми в пыльный хлам. Пляж песчаный, пожалуй, завозной песок. Как и везде, вдоль пляжа дорога - пешеходная и для машин. За дорогой магазины и кафе. Цены высокие, но вероятно, по меркам других курортов средиземноморья, не такие уж и большие. Отдыхающие почему-то все русские. Поэтому и книги и газеты и надписи имеются на русском языке. Купил книжку про Тарагону. Впрочем, из покупок меня интересовало только пойло, чтобы было впрок. Встретил второго механика с корабля, дал ему 500 песет (3 усд) и позвонил домой с его мобилы. Дома денег еще не получили. Мне стало снова грустно. Купили мы с ним красного сухого вина испанского, недорогого и тут же на пляже его и выпили.
Возвращались на корабль уже затемно. Однако, предвидя такой поворот дел, у меня был с собой фонарик, ножик и другие, нужные в походе вещи. Поскольку у меня оставался как бы лимит на мобилу, я позвонил домой на следующий день и узнал, что с деньгами порядок. С этого момента я стал больше думать о делах и заниматься ими. Работы, конечно, хватает. Вылезают разные неприятные и фатальные поломки. Что-то удается починить, а что-то и не удастся, я полагаю. Внезапно, капитан, расположившись ко мне, отдал мне свой также 386-й компьютер, который использовался для связи через спутник. Эта старая была система связи и уже погибшая. Так что капитан, когда с моей помощью в этом убедился, то и отдал мне компьютер, который работает и даже с принтером. Натащил я в каюту разных старых компьютеров, меняю в них блоки, экспериментирую. На днях пригласил стармеха в гости, попить. Пили припасенный мною Бакарди, (который в Испании дешевле грязи) с лимонадом. Выпивали, разговаривали. Он моложе меня, служил на Дальнем востоке на кораблях у пограничников (КГБ то есть), а учился в Пушкине, под Ленинградом.
Сделал бабуинам антенну для телевизора, а потом и офицерам. Теперь все смотрят телевизор, а не только видак и меня хвалят.
Из Тарагоны наш путь пролегает через Гибралтар, Бискайский залив в Северную Европу, на Балтику, в Росток. Ходят слухи, что потом могут быть порты типа Таллинн, Вентспилс, Клайпеда. Хорошо бы с Ирой увидеться!
Длинной изломанной линией
Милю проходит за милею.
Красною выкрашен краскою-
Смотрят на танкер с опаскою.
Чайки за нами не носятся,
Гости на танкер не просятся -
Грузы пугают токсичные,
Жуткие и необычные.
Мне же на танкере нравится!
Ход не большой, не качается.
Мне повезло и с каютою,
Очень большой и уютною.
Длинной изломанной линией
Свяжем Испанию с Ливией,
Францию свяжем с Германией,
А скандинавов с Болгарией.
15 июня.
Пришли недобрые вести относительно порта погрузки. К сожалению, это оказалось не на нашем берегу. После Германии поедем в Шотландию. Все приуныли, я тоже. Скоро надо дописывать письмо и искать, кому бы отдать его для переправки. Едем по Северному морю мимо Голландии. К ночи уже будет Германия, но не та. До Ростока надо еще пройти проливом Бельт, где строили и построили мост и еще немного Балтийским морем до острова Борнхольм и свернуть направо. В Ростоке причал, говорят, не удобный для прогулок. Он где-то между Варнемюнде и Ростоком, то есть по десять километров в каждую сторону.
В путь домой собрался второй механик. Он "нашел" в каюте и отдал мне практически не работающий Пентиум 120. В кладовке же я нашел еще остатки Пентиума и сегодня уже сложил из двух компов один, почти что неплохой, правда, без мыши и с очень паршивой клавиатурой. Мышь надеюсь купить у агента в Германии, тогда смогу продвигаться дальше в компьютерном деле. Свои записки пишу в каюте на 386 компьютере на синем экране ДОС. Вроде бы неплохо устроился. Оборудовал себе кабинет в помещении питания грузовых насосов. Смонтировал столы, поставлю там компьютер, чем и отмечу месяц пребывания на судне.
Все дни, тем не менее, проходят в какой-то круговерти. Все время приходится что-то делать, но время от этого летит незаметно, что в принципе правильно. Проблему с телефонией пока не решил. Меня окружают люди, показывать которым мой мобильник не следует. Послушав их, я понял, что будучи специалистом в спутниковой связи, в мобильном деле я еще не слез с дерева. Однако надеюсь, что что-нибудь со временем определится.
30 июня 2001.
Прошел месяц моего пребывания на новом судне. Слава Богу, прошел он без приключений и особых тревог. Как и следовало ожидать, плавая по Европе, попадаем под бесчисленные проверки и контроль. Западные люди придумали себе на шею множество разных правил и инструкций, извели при этом кучу, бумаги и попались в собственный капкан, который с удовольствием чавкнул и захлопнулся. Теперь судовладельцы, фрахтователи и в первую очередь мы стоим на ушах при всяком удобном случае, а тут, в Европе, такие случаи в каждом порту. По сути, все эти проверки - обычный рэкет, но вот кому деньги идут? Такое впечатление, что никому, просто рэкет ради рэкета или попросту - мазохизм.
В Ростоке, конечно, выйти не удалось, да и стояли на другом конце протоки, как бы через речку, напротив Варнемюнде, где мы не раз бывали с Фаустом на симпозиумах с немецкими товарищами, когда занимался наукой. Раньше тут была военная база и подразделение морской разведки с группой морских диверсантов, нацеленных на датский остров Борнхольм. Теперь же, рачительные немецкие люди все переделали под причалы для танкеров с разными грузами. Устроили множество бочек для нефтепродуктов, однако оставили заводик по производству бетона, куда морем же доставляют необходимые цемент, песок и щебень. Я еще не истосковался по берегу так, чтобы тратить на такси десять долларов в один конец. Да и стоянки у нас весьма коротки - не более суток.
Из Ростока поехали в Шотландию, которая на берегу Северного моря. Там стали грузить газовый конденсат. В двух километрах от причала оказался поселок, куда я после обеда и пошел купить чего-нибудь попить. Было воскресенье, но банк работал, работали также несколько магазинчиков, в том числе и продмаг, где хозяевами были индусы. Совал карточку в банкомат, но банкомат сказал, что денег - нету. Ну, ничего, поменял доллары, предъявив паспорт, купил попить, погулял по единственной улице и пошел восвояси. По дороге обнаружил железную дорогу и какой-то лилипутский, как бы игрушечный вокзал. Все ухоженное. Вокзал оказался запертым на замок, возможно, на железной дороге у них в это время обед или чай пьют. В провинциальной Англии меня всегда удивляет миниатюрность всего. Англичане живут в очень маленьких домиках и порой, кажется, что ходят они в них согнувшись. В одном из магазинов заприметил куколок, но мне их тетя не продала, сказав, что это ее личные куклы. Куклы были и вправду не так уж, чтобы очень хороши, но только уж точно не китайские. В магазине, однако, торговали всякими ведьмиными снадобьями, а продавщица, хозяйка кукол, сказала, что сама она - ведьма. Может быть, так оно и было на самом деле, кто знает.
Дорога между пароходом и поселком пролегала с одной стороны мимо поля для гольфа, а с другой стороны, вдоль леса. Не углядев ничего для себя интересного в поле для гольфа, я все свое внимание переключил на лес.
Англия, хоть и не южная, да все-таки теплая страна. Лес, о котором я говорю, состоял преимущественно из лиственных деревьев. Деревья, по крайней мере, листом, напоминали наш клен, но был ли это и в самом деле клен, с уверенностью сказать не могу. Деревья эти совсем не пропускали вниз солнца и поэтому травы под деревьями не было, а росли кое-где папоротники. Один небольшой папоротник я выкопал вместе с корнями и землей, притащил на судно. Местные жители, что встречались мне по пути, вежливо здоровались, я так же вежливо им отвечал. В наших деревнях делают также, полагаю.
По условиям порта, проход по территории порта только в каске и со специальными очками. Папиросы и спички упаковываются в бумажный кулек, который открывается вне порта - на судне или за проходной. На кульке написано имя владельца и стоит печать с корабля. Каску же с очками выдают и принимают на крайних точках пути. Так и безопасность соблюдается, и подсчет людей ведется.
Нелишне будет заметить, что окрестности, обозреваемые с корабля или с суши были весьма живописны, а где-то даже романтичны. На ближнем острове расположился замок, и хоть не очень занятного вида, но вполне настоящий и провоцирующий воображение. Местность вся была холмистой, что выглядит значительно наряднее, чем плоская песчаная равнина, кое-где утыканная латышами.
К ночи, насосавшись газового конденсата мы выехали в Роттердам, который был не далеко. В Роттердаме нас поджидал очередной проверяющий, к тому же было воскресенье и поход в любимый магазин Ботлек, что прямо в порту, не состоялся.
* * *
И вот уже четыре дня мы стоим около города ЛяГавр, мимо которого поедем по реке куда-то грузиться. Груз вновь повезем в Роттердам, где нас снова будут осматривать, и ощупывать проверяющие. И снова никуда из-за этого не выйти!
1 июля.
Шесть часов ехали по речке Сене и приехали к городу Руану, правда, чуточку до него не доехали, хотя окраины его с высокими, как и у нас домами для простого люда, отсюда наблюдаются прекрасно. Речка Сена, хоть и вполне судоходная, оказалась не широкой. На глаз, почти вдвое уже нашей Западной Двины (Даугавки). Типа Лиелупе, хотя и она в районе мостов будет пошире. Сена на всем своем протяжении петляет то влево, то вправо, осложняя вождение корабля и делая его нервным. Ехать начали с трех часов ночи. Долго шарахались меж прочих кораблей по рейду, искали лоцмана. Наконец нашли, и поехали. Конечно, по речке ехать - не в море плыть! Во- первых, значительно интереснее, во- вторых, всегда спросить можно у сидящих с удочками рыбаков, правильно ли едем, и скоро ли ожидать нужного места, не надо ли свернуть в какую- либо протоку. С восходом Солнца все и вовсе к лучшему переменилось. Стали видны близкие берега, и появилось желание тотчас остановиться и всем вместе начать жечь костер и делать шашлыки. Желание расслабиться подогревали еще и летние запахи сенокоса. Трава на полях была скошена и лежала, сохла, издавая необыкновенно приятные запахи.
Впрочем, чувство долга опять превалировало над инстинктами, и мы ехали дальше и дальше. Вскоре показался какой- то затхлый причал, издававший неприличное амбре и вообще, имевший вид, явно позорящий Францию. Тут- то и началась свистопляска! Начали мы разворачиваться в этой узкой речке. По- моему, забыли спросить у лоцмана, а впишемся ли мы своей длиной в ширину речки? Лоцман, прикинув на глаз, решил, что не впишемся, и мы поехали дальше, где была устроена широкая такая как - бы лужа для разворота таких длинных кораблей, где мы успешно- таки и развернулись, после чего взяли на абордаж причал. Остановили мотор и замерли в ожидании дальнейших инструкций. У нас, в центральном посту, есть маленькая радиостанция, которая позволяет нам прослушивать все переговоры в эфире. Иногда эти переговоры бывают интересными! Хоть записывай.
В четыре часа дня уговорил- таки меня третий механик поехать в город. За нами приехал автобус из морского клуба и отвез в Руан в клуб, который практически в центре города. Собственно клуб работает с семи часов, да и вообще он нам не больно то нужен. Пошли в центр Города пошляться. Как теперь почти везде, в Руане тоже есть пешеходная улица, насыщенная магазинами. В магазинах и на уличных прилавках продавали незадорого всякий хлам. Обувь и одежду. Всё весьма ужасного качества и пыльное. Нашел также и кукол местного производства, но и они меня не порадовали, поскольку были весьма приблизительными и неинтересными. Правда, мне понравились кукольные мыши, сделанные явно с любовью, но мышей мы не собираем.
При моем несколько ограниченном бюджете, ходить по магазинам глупо, а вот винца купить, да и попить его на скамеечке, так это будьте любезны! Стоит это удовольствие, не в пример Риге, сущий пустяк. Настоящее французское вино - всего-то доллар за 750 граммовую бутылку. В Риге же такое вино, только прокисшее, потянет лата на три (6 усд), а может быть и более. Выпил я полбутылки вина в скверике, а тут подплывает ко мне местный клошар, гражданин Евросоюза, и что-то пытается по-французски попросить. Впрочем, ясно чего. С некоторым сожалением оставил я ему на дне в бутылке винца, да и пошел себе дальше.
Любимое название для церкви во Франции - это, пожалуй, Нотр Дам. Вот и в Руане тоже есть свой Нотр Дам, которым они гордятся и говорят, что башня его самая высокая в Европе. Врут, конечно! В церкви прохладно и сумеречно. До одури аскетично. Ходят вроде меня праздные зеваки. Некоторые, впрочем, пытаются молиться, но постоянно отвлекаются на туристов и дело у них не ладится. Внутри так же, как и в Домском соборе в Риге, только вдвое все больше. По стенам захоронены их бывшие авторитеты и есть одна очень шкодная могилка, где из камня вырезан сам почивший авторитет, а в ногах у него собачка, также каменная. Собачка похожа на собачку моего друга Фауста - Грея. Возле одной из могилок стоял, качался местный алкаш с наполовину выпитой бутылкой вина и периодически что-то визжал. Все проходили мимо него, косились, но в процесс не вмешивались. Я поступил, как и все. Посмотрел на него осуждающе и пошел себе дальше. Впрочем, вскоре пришли двое полицейских и увели пьяного вон. Вдоль стен, в специальных нишах имеются разные изображения святых. Можно, положив десять франков поставить зажженную свечку, но не свечку, а такую баночку из алюминия, что продаются и у нас везде. Десять франков - это как раз та сумма, за которую можно купить бутылку вина. Свечку, как человек не крещеный я ставить не стал. Также в этой церкви я обнаружил с десяток кабинок для исповеди, где была указана фамилия и ранг священника, и время приема.
Пройдясь еще раза два по пешеходной улице, пошел в морской клуб, узнать, не отвезут ли меня восвояси. Сказали, чтобы ждал до десяти вечера. Мой сослуживец- латыш по имени Герц сказал, что в клубе и интернет имеется. Интернетом заведовал черномазый (как сволочь) француз, который развернул в мою сторону монитор и просунул мне из окошка клавиатуру и мышку. Пришлось для начала русифицировать компьютер, а потом зашел в интернет и набрал заветные буквы. Вскоре соединились и я начал скачивать новости за последний месяц и интервью с Куроедовым (Флотским начальником того времени). Обнаружить другие полезные сайты мне не удалось, но впрочем, хватило и этого. Распечатал на принтере всю эту информацию, дал черномазому доллар, а вскоре уже и автобус подали.
На судне народ, почитав новости, сказал, что это печальные новости, хотя я с этим не согласен, поскольку бывали новости и страшнее.
Нагрузившись нафтой - такой прообраз бензина, жутко вонючий, уехали вон из Франции все по той же речке Сене, мимо полей, каменных небольших домиков, паромных переправ, грядок с картошкой и просто французов, глядящих нам в след. Поедем теперь к городу Роттердаму ждать указаний. А может быть, и сольем эту жижку в Голландии, а они с радостью возьмут ее, как берут любые жидкие грузы и закачают ее по неведомой трубе в неведомую бочку.
4 июля.
Так и произошло. Не долго ждамши приехали в Роттердам и стали сливать жижку. Пришли часов в семь вечера, а к утру уже и заканчивать станем, так что любимый магазин Ботлек навестить не удастся, а жаль. Все размышляю, как бы домой позвонить, да узнать, получены ли деньги? Все время приходится волноваться из-за них.
Размышляя о связи, пришел к выводу, что впредь придется соорудить сложную комбинацию из Нотебоока, модема и мобилы. Постепенно налаживаю компьютерную технику на пароходе. Вот уже стало возможным распечатать портрет жены - фотку из паспорта. Распечатал на весь лист А4 и получилось неплохо! Теперь висит эта большая цветная фотка напротив меня в Красном углу и радует глаз.
7 июля.
В Роттердаме провели почти три дня. Все время переезжали от одного причала к другому, проверяющий так и не пришел, а в последний день стоянки группа товарищей пошла брать Ботлек. Я остался на корабле, поскольку выгрузка, да и стармех тоже в Ботлек ушел. Дал я им заказов и стал ждать, предвкушая, как заварю зеленого или черного чаю, выпью рюмочку- другую бренди и стану домой письмо писать в хорошем расположении духа. Ан нет! Пришли грустные товарищи и сообщили, что по просьбе Маерска, магазин не отпускает папирос и выпивку членам их экипажей. Вот, дела! Просто какой- то позор. Ну, бухло - ладно, как- то можно умом постичь, но вот папиросы- то причем? Чаю также не купили мне, сославшись, что его не было. Вполне может быть. По всей Европе только пакетный чай. Даже в Англии...
Поступило сообщение, что нам надлежит держать путь в Грецию за самолетным керосином, а потом вести его за Полярный круг в Гренландию, на американскую базу ВВС. Хотя Гренландия пока еще Дания. И еще поступило сообщение о сменяемости в экипаже. Моя очередь настает в ноябре. Дай Бог, так бы все и было, ведь потом у них Рождество и Новый год. До середины января до меня никому не будет дела. С тем, мы и выехали из Роттердама, а по дороге поломался главный двигатель. Полдня уже ребята
там маются, чинят. Помочь я им не могу, могу только сочувствовать.
Вот тут-то в самый раз рассказать о танкере. Про контейнеровозы и риферы я уже рассказал в первых частях, теперь настала пора танкеров..
Танкер служит для перевозки жидких грузов и имеет название от слова - танк. Но этот танк не боевая машина, как могло бы показаться, а большая ёмкость для жидкости. Путаница с названием произошла во время Первой Мировой Войны, когда англичане изготовили и решили использовать на полях сражений гусеничные самоходные машины с пушкой и пулемётами. Эти машины были очень секретными и когда их погрузили на железнодорожные платформы, то укрыли брезентом. Проходящие мимо люди спрашивали, что это такое везут? Чтобы их обмануть, им говорили, что везут ёмкости для жидкости, то есть танки. Поскольку названия у этих машин тогда ещё не было, то название "танки" к ним и прилипло. Более рассудительные немцы сразу же окрестили такие машины "Panzer". Итак, боевых машин мы не возим, а возим жидкости.
Вместо трюмов на танкере герметически закрытые отсеки. Современная конфигурация танкеров такова, что грузовая часть находится посередине судна, а спереди - носовая часть с якорем, носовой мачтой, кладовыми и, часто, подруливающим устройством. Кормовая часть занята надстройкой, где моряки живут, Ходовой рубкой и машинным отделением.
Двигатель для движения судна такой же, как и на других судах. Тут нет разницы. Разница лишь в том, что такие суда никогда не имели высокую скорость, а ездили по морю не спеша. Основное же отличие в грузовой системе. Поскольку грузы жидкие, то перемещают их насосами. Самый распространённый тип насосов - это турбонасосы. Имеется три или четыре паровых турбины, расположенных вертикально, которые через редукторы вращают большие центробежные насосы. Эти насосы служат для откачки груза из танкера на берег. Насосы должны обеспечить давление жидкости в 16 атмосфер, чтобы груз (жидкость) можно было далеко или высоко по трубе гнать в приёмную береговую ёмкость. Когда груз откачивают вон из корабля, то приходится закачивать балластную воду. Иначе корабль может потерять остойчивость и перевернуться, а то и сломаться пополам. Воду эту наливают в специальные балластные танки.
Поскольку в качестве груза часто бывает нефть или нефтепродукты, то следует ожидать пожаров и взрывов. Однако этого не происходит, поскольку в танке кроме груза вместо воздуха инертный газ. Если груз очень деликатный и дорогой, то азот, а если всё не так строго, то просто углекислый газ. Эти газы вырабатываются на самих танкерах и их давление в танках всегда должно быть выше, чем атмосферное давление, чтобы не дай Бог в танк не проник атмосферный воздух. Количество кислорода в инертном газе более четырёх процентов не допускается. За этим следит автоматика и всё фиксируется. Выгрузка - самое ответственное мероприятие. Во время выгрузки даже проверяющих не пускают, чтобы не мешали.
Погрузка же - другое дело. Судно грузят с берега. Во время погрузки надо выкачивать балластную воду и следить, чтобы груз не переполнил танк. Иначе груз выскочит на палубу и зальёт часть порта, а это беда, суд и тюрьма. За уровнем груза следят приборы. Сегодня это танкрадары. То есть натуральные радиолокаторы, которые установлены на грузовой палубе и направлены вниз, внутрь танка. Причём каждого. Радиолуч измеряет дистанцию до жидкости, передаёт в Пост управления грузовыми операциями (ПУГО). Там информация обрабатывается компьютерными станциями и выдаёт результаты в сантиметрах уровня или уже в кубометрах. Причём автоматически рассчитывается и поправка на крен и дифферент. Есть также поплавковые датчики уровня. Опасный высокий уровень вызывает срабатывание сигнализации внутри судна и снаружи. Более точно уровень груза измеряется специальными рулетками.
Обычно танки бывают левого борта и правого. Редко когда танк бывает от борта до борта, тогда бы судно сильно раскачивалось. Количество танков часто от десяти до шестнадцати. То есть пять с каждого борта или восемь. В разных танках может находиться разный груз или груз разных владельцев.
Кроме турбинных насосов могут быть электрические или гидравлические, которые устанавливаются в каждом танке. Тогда танкер становится очень интересным, похожим на завод. Весь в трубах, они разные и разноцветные. Танкера с такой грузовой системой чаще бывают химовозы или продуктовозы. А вот танкера с паровыми турбинами в основном перевозят сырую нефть. Количество нефти измеряется в баррелях, а баррель, как известно это 158 литров нефти. Танкера в зачастую имеют водоизмещение от 25 до 300 тысяч тонн. То есть это крупные суда.
Maersk Baltic имел водоизмещение в 25 тысяч тонн.
10 июля.
Проехавши через Бискайский залив, едем мимо Португалии и завтра уже свернем в Средиземное море. Опять. Слева от корабля имеется какая-то совершенно жуткая туча. Просто, как в американском ужастике. Правда, она не сверкает молниями и не бухает в свои небесные барабаны, но от этого не делается привлекательнее. Она, эта туча, движется рядом с нами, не пересекая курса, но и не отстает. Такое складывается впечатление, что она к нам приглядывается. От тучи исходит не то, чтобы угроза, а тяжесть и тоска. Тяжесть заставила голову болеть. Голова уже не болела месяца два, и вот, туча. Тоска же сродни той, какую испытывают дети в пионерском лагере, желая увидать своих родителей поскорее, хотя и понимают, что сегодня день не выходной, никто не приедет и поезда, что шумят вдали, шумят впустую. И себя жалко и плакать хочется и не плачется, а от этого еще горше. Вот такая туча нас и преследует.
Ясности относительно денег я все еще не получил, надеюсь из Греции позвонить и узнать все подробно. В другой конторе все-таки было как-то все проще. Капитан вообще боится всех, кто наверху. Совковый такой капитан, на год старше меня. Стармех, который на одиннадцать лет моложе меня, не жалует его и не боится. Правда, и не конфликтует. Второй механик, что отвечает за главный двигатель и еще кучу всяких механизмов, 72 года рождения и не женатый. Третий механик - латыш по имени Герт- 70 года. Штурмана тоже молодые ребята. Особенно всем нам нравится третий помощник, который скоро станет вторым - Денис Лысков. Он 77 года, уже женатый, купил квартиру в Питере и приютил еще у себя свою сестру, которая в Питере же и учится. Он вежливый, обходительный молодой человек, чем-то похож на меня в молодости. С осторожностью наблюдаю за старшим помощником. Он южанин, из Новороссийска, что ли. Очень любит подчеркивать свою значимость (впрочем, он за груз отвечает, а это не хухры-мухры!) и частенько говорит, что пока "Я" на этом судне старший помощник.... Будто бы в Афгане воевал, но тогда я повесил в своем "кабинете" фотку, где я на БТРе с автоматом. Фотка убедительная, он все пытал меня, где это я успел в российской форме на броне посидеть, я же молчу многозначительно и спрашиваю, какие парашюты вы использовали Д-5 или Д-6? Он-то как-то слинял чуток и говорит, что вообще-то только три месяца в Афгане пробыл, значит не ВДВ, а из обслуги, что тоже, конечно, неплохо. Но спеси поубавилось. Самый старый в экипаже - повар Доминго Калилунг из Манилы, он 47 года.
Развесил в каюте и в кабинете портреты Че Гевары, которые купил во Франции. Портреты большие. Филиппинцы замерли и ждут от меня опять каких-то проделок. Во всяком случае, все мои просьбы по работе выполняются неукоснительно, но меня это не радует, так как работают они, на мой взгляд, совершенно похабно. Сейчас работы привалило. Впрочем, я и не ожидал другого, ведь кораблю 15 лет, а до нас, его эксплуатировали хорваты, тоже не бог весть какие трудоголики. Так что приходится подчас смекалку проявлять, на мачте подтягиваться или нырять в грязь, в мазут, в общем, работать.
Впрочем, иногда, позволяю себе лениться. Наш стармех, закалку получал уже при горбатом, но в демократию не верит, и зачеты на героя труда тоже сдавать не собирается. Сидит себе в каюте в комбезе, иногда в машину от скуки сходит. Звери по выходным не работают, так мы тоже, если позволяет обстановка, после обеда по выходным в подвал без нужды не суемся. Ленимся. Поскольку я стал обладателем пентиума 120, то поставил туда много художественных книжек. Книжки находились на лазерном диске, что дал мне старпом. Конечно, много галиматьи, но есть, например, 17 мгновений весны, Щит и меч, про Льва Гурова, Агата Кристи и еще много другого, что можно почитать. Вот я и читаю. Читать с экрана мне не в тягость. Получаю удовольствие от приятных в идеологическом отношении книжек. На судне, правда, имеются и другие, обычные книги, но они не выдерживают никакой критики и лучшие из них, пожалуй, написала Дашкова, известная всем, полагаю.
Истосковавшись по чаю, делаю чайную крутку. У меня имеется такой типа чайник из алюминия от испорченной кофеварки. От той же кофеварки я отсоединил основание, которое снизу подогревало кофе, типа маленькой плиточки. В этот чайник высыпаю около восьми пакетов Липтона, рвя их на части. Бумагу, разумеется, тотчас выкидываю. Высыпанный чай заливаю кипятком и ставлю на плиточку. Вода у нас хоть и опресненная, но не содержит хлорки. Через полчаса можно уже пить. Не Ахмат, конечно, но в качестве крутки вполне подойдет! Поскольку пойло кончилось, пью чай. Без конфет.
К моей радости, взлелеянный мною папоротник, из земли стал выталкивать новый росток. Это очень хорошо! Значит, он прижился. Папоротников я никогда не выращивал, но всегда относился к ним если не с любовью, то хотя бы с интересом. Они, как и я, живут в сырости и в сумерках. Вообще это растение заслуживает, чтобы его разводили. Оно умеет радоваться и, вероятно, печалиться. Мой папоротник любит, как и я, душ. Первый раз, когда я его мыл под душем, он в благодарность за это стал удивительно приятно пахнуть. Теперь же, он начинает пахнуть, как только я принесу его в душевую. Точно, радуется! Горшок с ним стоит рядом с портретом жены и вся эта композиция находится на одной линии с дисплеем. Когда я сижу за компьютером, то вижу и дисплей, Иру и папоротник. Днем это место освещается направленной дневной лампой, на ночь же, я её выключаю.
18 июля 2001 года.
Долго не подходил к компьютеру, так как сломал пальчик. Попал он у меня в дверь, а двери тут все противопожарные, тяжелые и сами закрываются. Вот и закрылась по пальчику. Так уж больно было! Теперь, уже зажил, но вида неприятного все еще, правда, писать на компьютере могу. Поход наш в Грецию и в Гренландию пока отложили и приехали мы на Сицилию. Километрах в трех-четырех вулкан Этна, который потихоньку извергается. Наблюдаем, как какое-то облако окутывает его и струится по ветру. Ночью видно, как из него истекает лава. Она светится. На воде не ощущается, но в поселке, говорят, потряхивает слегка. Поселок называется Арландо. Он расположен в удобной бухте на востоке Сицилии, неподалеку от Месинского пролива, что разделяет Италию и Сицилию. Мы стоим пока что на якоре внутри этой бухты. Поселок просматривается хорошо, он состоит из невысоких домов, не выше шести этажей. После работы моряки собираются поехать на берег на лодке, которую тут называют - ланча. Эти ланчи все время снуют туда-сюда по бухте в расчете на пассажиров, но нам велено ждать конца рабочего дня, кстати, тогда же и магазины откроются, ведь днем в жару они закрыты. А жара тут под сорок!
На корабль приехал торговец с товаром. Притащил всякой обуви, ремней, штанов, маек и кошельков. Я купил у него маек на себя, чем в принципе доволен. Шесть штук стоили мне двадцать долларов. По-моему очень не плохо!
Человек, которого я жду с видеокартой для компьютера, пока не приехал. Надеюсь, что приедет и привезет. Начальство наше проживает на Кипре, хотя флаг на корабле- норвежский. От жары у начальников видимо мозги растаяли. Уже несколько дней мы около этой Сицилии катаемся, ждем подхода в порт, а начальники все никак не знают, куда человека послать. Впрочем, может быть наш отмороженный капитан им не сообщил.
В четыре часа дня собрались- таки поехать в поселок. Денис Лысков ( третий помощник) позвал по радио ланчу и вскоре она подъехала. Ланча- это такой быстроходный катер без наворотов. На переднюю часть катера, изловчившись, надо прыгать с опущенного к самой воде трапа. Потом уже, спасаясь от соленых брызг надо уходить внутрь катера, в такую как бы каюту. Платить за катер не нужно, видимо, это делается как-то централизовано. Катерщики мужики немногословные, дело свое знают. Доставив нас на берег, записали на бумажку, когда мы хотим обратно. Поскольку среди нас был третий помощник, то к восьми надо было быть на судне, ему на вахту.
В банкомате снова денег не дали. Но у меня еще были наличные доллары, хотя менять их в это время негде. Попросили мы вдвоем со студентом (Виктор, учится в Рижской мореходке на механика) снять нам по 20 усд на каждого, что штурман и сделал, правда, все расчеты происходят в лирах и евро. Курс лиры сейчас примерно две тысячи за доллар.
Вот тут-то денежки можно было бы потратить! В этом городе много хорошей обуви. Кросовок нет, но зато вся остальная обувь вполне итальянская. Ходил я, мял, нюхал ботинки всякие- имеются и кожаные. Стоимость от 30 до 60 долларов. Правда, поскольку денег у меня не было, а просить еще не хотелось, я спокойно ко всему этому изобилию относился. Во всяком случае, теперь я знаю, что на Сицилии итальянская обувь есть. Не знаю, есть ли мои запредельные размеры, скорее всего, что нет, но уж на Иру ботинки можно было бы прикупить. И еще одно открытие. Недавно старшему механику привезли в каюту телевизор, а мне пришлось ему антенну делать. Он теперь все время смотрит телевизионные передачи из Италии и анализирует их. Поскольку ему только сорок лет, то интересы у нас с ним разные, однако есть польза и от его смотрения телевизора. Оказывается, что законодателями моды в Европе являются не французы, а Милан. Вечером, вернувшись из города, мы попивали привезенное мною розовое винцо, смотрели телевизор, там как раз шла передача из Милана с какого-то престижного показа мод. Все действие происходило на лестнице какого-то собора. Лестница и собор были похожи на Тарагонские, только вместо кранов с водой, в конце лестницы был как бы фонтан со скульптурами дельфинов. Почти девяносто процентов показанных одежд в принципе можно носить и в трамвае. Все модельеры, дяди и тети очень преклонного возраста и сами одеты тоже достойно и, как сказал старший механик, из дорогого материала. Мне же запало в душу одно платье, которое было сшито одновременно из израильского флага и палестинского платка. Платье, конечно, было длинное, типа вечернее, в основном светлое, ведь израильский флаг белый с синими полосками. Палестинский же платок тоже белый с черным и кистями. Вот найду такое платье, куплю Ире, будем тогда с ней по Юрмале гулять.
А я тем временем разжился деньгами и купил себе навороченное радио. Это такой, чтобы слушать короткие волны. Теперь слушаю белоруссов, радиолюбителей и прочие новости на всяких голосах. Однако часто просто слушаю музыку на УКВ. Для этого у меня еще есть две маленькие колоночки, как у компьютера.
Мы продолжаем нарезать между Северным морем и Средиземным. Вот сейчас приехали опять в Роттердамм за дизтопливом, а повезем его в Португалию, откуда прямая дорога в средиземку.
11 августа 2001 года.
Купленное радио заметно греет душу, потому, что я теперь имею возможность слушать передачи с моей этнической родины - России. Днем слушаю "Радио России", а вечером "Голос России". На этой станции прописались такие одиозные личности, как Потапов и Жолквер. Их коментарии вполне ложатся на мое представление о Мире. Как и раньше, меня тошнит от "Радио Свобода", которые вконец распоясались и говорят только неприятными голосами. Разные новости получаю от прослушивания русских радиолюбителей. Теперь многие запреты сняты и радиолюбителей стало интересно слушать. В Средиземном море это радио позволяет слушать даже Варшаву на длинных волнах, которую мы слушали в Риге всю нашу молодость.
Я продолжаю растрачивать заработанные деньги. Благо бы я купил Ире новый плащ или, скажем, для Буси домик, так нет, завалил мобилу "Motorola P 7389", правда, что радует за две трети ее цены. Но и это составило 150 усд! Мобила эта может выходить в Интернет, так что часть намеченной программы я уже выполнил и на днях начну посылать маленькие сообщения по е_майлу. Наша старая мобила не годилась для работы в этих краях, так как на рабочей частоте нашей мобилы есть только очень дорогие станции, а у новой мобилы три диапазона. Даже, если чёрт загонит в Америку, то и оттуда можно будет звонить. Бесспорно, у мобилы много не нужных мне функций, таких, как, скажем, инфракрасная связь с компьютером, но в целом- вещь полезная и я постараюсь реализовать ее возможности. К мобиле прилагается лазерный диск со всякими программами, но с ними стану разбираться, когда приобрету специальный кабель для соединения мобилы и компьютера.
Деньги, деньги..
На пальцах подсчитываю, сколько лет прожил, сколько осталось. И соизмеряю. В сентябре будет тридцать лет нашей совместной жизни (за вычетом плавценза). Что до меня, так это тридцать вполне счастливых лет. В любом случае мне не нужна иная жена. Мне очень хорошо и покойно с Ирою. Мне очень нравится создавать культ её личности. Иногда мне кажется, что Буся копирует её поведение. Возможно, поэтому мне так нравится и Буся. Буся без затей может забраться на колени и требовать чесать голову. Ира бы тоже забралась, как Буся, но что-то её сдерживает. А надо ли сдерживаться?
Кто-то принес на корабль грипп, и вот уже весь корабль чихает и кашляет. Не прошло и мимо меня. У меня еще остались витамины, которые сейчас в лошадиных дозах и поглащаю. Также еще остались таблетки с кодеином, которые тоже помогают от кашля. Они не лечат его, но останавливают приступы.
Завтра приезжаем опять в Тарагону, но с парохода сойти не выйдет, приезжает очередной дядя с проверкой. А из Тарагоны поедем назад в сторону Антверпена. Там не жарко.
А я тем временем отбыл уже полсрока. Получил две получки, осталось еще четыре. Двумя получками мы рассчитались с долгами, как я понимаю, остальные будем копить. Если все будет идти по плану, то отдыхать дадут три месяца, после чего вновь на работу. В октябре планируется ремонт, но где- пока что не знаю. Может быть, даже и в Риге.
Мы снова идем на Запад. Едем, качаемся. Завтра уже будем в Ла- Манше, а там, возможно, опять Ля Гавр. Пока что не знаем, хозяева темнят. Я потихоньку копаюсь в своих проводах, закупаю всякие детали без счета и меняю старье на новое. Всем удивителен такой подход. Все пытаются из старья новое собрать, я же выписываю новое и хозяева, кажется, не против. Привезли нам приборчик, который станет шпионить за нами и через спутник посылать информацию хозяевам. На днях буду его подключать и устанавливать на мачте. Интересная такая штука.
В Колумборге на нас наехали аж трое проверяющих. Первый был от фирмы Ролс- Ройс (Rolls- Royce). Его интересовала наша рулевая машина, которую они во время ремонта в доке нам станут чинить. Мучил он меня полдня, до трех часов. В это время прибежали еще два пацана 20 - 25 лет, эти представители Маерска, который нам работу дает. Пароходу уже 15 лет. В принципе старый пароход и невыгодно такой использовать. Приходиться больше платить страховку. Вот они все решают, что делать после ремонта. Может быть уже и не будем работать под Маерском и название корабля изменится. Приехал также представитель Хансиатика с женой и чемоданами. Собирался с нами ехать до следующего порта, но поскольку порт был не определен, то ушел, забрав и чемоданы и жену.
Я же пошёл в город. До города пешком- час. Дорога совсем не интересная. Кончились нефтяные бочки, начались маленькие домики. Все окна без занавесок, чистые. Хочешь, можешь разглядывать, как там они живут. Так и шел провинциальными улочками, пока не добрался до вокзала. Пошел покупать карточку, чтобы позвонить, но у меня просили наличные. Пошел искать банкомат. Нашел. Минимум, который можно было снять 600 крон. Пока звонил, встретил стармеха, с которым продолжали бродить по городу. Впрочем, бродили мы по одной улице, а там еще было с десяток улочек. Магазины все закрыты, хотя товар в принципе недорогой и хороший. Витрины не закрыты, так мы ходили и смотрели. В городе никого. Аж, страшно! Такое впечатление, что все померли или уехали. Кафе, правда, работали. Нагулявшись, назад ехали на такси.
* * *
29 агуста.
Пришли и бросили якорь около Ля Гавра. Стоим и чего- то ждем. Уезжающий стармех нашел и отдал мне испорченный музыкальный центр Грундинг. Я долго на него смотрел, а потом подобрал специальную отвертку и разобрал его. Нашел испорченную деталь, чем было заменил ее и теперь центр работает, правда, некоторые дефекты остались при нем. Например, я не могу слушать лазерные диски, но у меня их нет практически. Зато работает радио и магнитофон. Длинным кабелем я подключаю компьютер к этому центру и могу диски слушать. Но слушаю почему- то только Антонова, да свои военные песни.
Слушаю и радио. Слушаю только Россию и Белоруссию. К сожалению, ничего радостного там не происходит. Слушая Россию, постоянно ловлю себя на мысли, что Россия превращается в какого- то дебильного монстра. Самое интересное, что все прекрасно понимают, что происходит, что все бегают по гнилым досочкам над пропастью, но, вероятно, чтобы заглушить страх веселятся, пускают салюты и врут друг другу, что все хорошо. Правда, сегодня по радио какой- то атомный начальник жутко нес на Горбачева и его дружков. Во всяком случае это что- то новое на официальном радио.
А за границей тоже не так то весело. Сейчас мы меньше знаем о загранице, чем раньше. Нам дают очень избирательный срез того, что происходит на Западе. Частые посещения западных городов просвещают меня. На заграницу я смотрю не из окна Мерседеса. Конечно, я посещаю не самые убогие города, а все-таки, портовые, стоящие на дороге, по которой перемещают немалые ценности. Смотрю на людей, таких, какой сам. Ничего им не светит. Даже владельцы магазинчиков и кафе не преуспевают, а смотрят затравленно и кланяются любой копеечке. Вот уже в окрытую, не стыдясь проверяют мусорники насчет бутылок. Десять лет назад совсем не так было. Они жалуются, что наступили тяжелые времена. Полагаю, что эти времена наступили для них навсегда. Раньше, когда большой СССР работал и производил им отламывался от наших щедрот немалый куш, а теперь мы из производителей стали тоже обслугой и все стали заниматься бизнесом, делать деньги, то есть заставляем американцев увеличивать количество ничем не обеспеченных долларов. А конкретных-то товаров больше не стало, стало только меньше. Да товары эти, которыми можно спекулировать делают далеко и европейцев не очень то в тех краях ждут. Вот и стало им плохо.
Правда, на общем фоне несколько веселее в Испании, потому, что туда пошли деньги, но деньги, судя по количеству "братков" имеют наш родной бандитский неиссякаемый источник. Европа и Испания прекрасно иллюстрируют Паршева. Стармех распечатал эту книгу и пустил по пароходу, а я им на конкретных примерах показываю справедливость этой книги. Конечно, для иллюстрации книжки "Моя борьба" А. Гитлера тут примеров еще больше, но вот эту книжку пока что никто читать не хочет. Среди русских на судне много молодежи. Конечно, все имеют высшее образование. Но меня поражает полное неумение и нежелание заниматься анализом увиденного и прожитого. А может быть это своеобразная самозащита от действительности. И то сказать, вот я отчетливо понимаю и могу даже доказать, что будет еще хуже, а как я защищаюсь от этой напасти? Копить доллары- стрёмное занятие. Господин Сорос в одночасье такой дефолт устроить может, что и Бушу мало не покажется. Что же тогда копить?
Оказывается, копить мы можем только злобу и ненависть. Осталось только решить, как реализовать такое прелестное накопление.
Вот с такими весёлыми мыслями мы подняли якорь и опять поехали по речке Сене в Руан. Стармеха не поменяли и письма домой отправлю обычной почтой.
2 Сентября 2001 г.
Руан.
Конечно, я не пишу писем, как писали их раньше в старину при свечках. Компьютер, которого я люблю, как родного, позволяет записывать внезапно пришедшие мысли, а позже компилировать из записок письма в нужные адреса. Насобирал я уже немало всяких заметок, как вдруг случилось ЭТО.
Безусловно, я ждал ЭТО. В конце мая в моей любимой газете предупреждали, что ЭТО случится через пару месяцев. Во Франции вытащил из И_нета все эти мнения и народ судовой не возрадовался, почитав их. Я ждал, ждал.. и все равно ЭТО случилось неожиданно и оттого принесло много радости, словно драгоценный сюрприз, как подарок, которого так сильно хотелось с 91 года, когда мы смотрели с Фаустом осенью через окно в институте на еще не снятый, трепещущий красный флаг нашей несчастной Родины..