Когда работаешь на танкере, обнаруживаешь, что в свободное время как бы нечем заняться. Я не любитель тупо смотреть без конца американские фильмы или трепаться ни о чём с товарищами. Для себя я нашёл удовольствие в самообразовании. Часть времени посвящаю электронике, компьютерам или документации на английском, другую же - художественной литературе. Тут, на корабле прочитаешь то, на что дома не хватило бы духу.
В Израиле, у моего знакомца - дяди Вовы я обнаружил странную книжку. Это была книжка Гитлера - Моя борьба. Я нимало удивился, но дядя Вова сказал, что вполне легально купил её в магазине. Книжка была на еврейском языке, для меня не читаемой. Потом я увидел эту книжку в магазине в Нью - Арке. Книжка была на английском, но магазин был закрыт и книжку я не достал. Потом, уже в Риге, в специальном Латышском националистическом магазине её спрашивал и тоже безнадёжно, но там мне посоветовали поискать её в Интернете. Там её я и нашёл. Мне стало интересно, чего в ней нашёл мой знакомец дядя Вова. Читал книжку и делился впечатлениями со своими товарищами по работе. Они, зная моё прошлое несколько удивились новым моим пристрастиям, но я их успокоил, сказав, что книжка эта была переведена на русский язык и продавалась до войны в СССР. Не скажу, что это такое уж необходимое чтиво, но я понял, что этой книжкой Гитлер пытался привлечь к себе внимание американцев и англичан. Там было ясно показано, что Запад для него свой, а вот воевать он хочет с русскими или как он высказывался - со славянами. То есть с русскими, поляками и украинцами. Поскольку англичане стараются никогда не воевать сами, такой парень им был нужен и они его профинансировали. Впрочем, что было дальше - всякий знает.
А обо мне пошла соответствующая слава. Мне же на это было наплевать, так как комиссаров на кораблях больше нет. Однако об этих моих забавах узнало руководство и решило отправить меня работать в другой пул - в Ультрагаз, которым руководили немцы из Чили и Аргентины, разумеется, многие из них были престарелыми фашистами. Группой, в которую я попал руководил Фон Апен - старичок, а раньше, в войну подводник, который войну закончил в Аргентине. И денег у них, как я понял, было не меряно.
Ехать предстояло в Южную Корею, а для этого надо было лично появиться в посольстве Южной Кореи в Москве. На это ушло дней пять, после чего можно было ехать.
Верфь
По приезду на верфь, сразу же включился в работу. Нам, представителям закзчика предоставили просторную комнату под офис, куда мы снесли доступную нам документацию. Пришлось её раскладывать и сортировать, составлять списки и перечни. Строительство корабля в 80 тысяч тонн дело не простое. К тому же не всё мне было ясно. Послали меня ещё на курсы изучать гидравлическую грузовую систему FRAMO. Закончив курсы, стал чуть-чуть более свободным.
И вот, сегодня первый день, когда у меня появилась возможность постучать по клавиатуре. Недавно было воскресенье и первый раз поспал до обеда. В прочие дни работаем по десять часов и хотя, конечно, не работаем, а дурью маемся, все равно устаем, поскольку надо много ходить и почему-то все больше в горку. Местность тут холмисто-гористая и отдельные участки достигают до 30 градусов крутизны. Все эти дни мы наблюдали за корабельщиками, как они нам корабль строят. Принимали от них системы, писали замечания, проверяли исполнение.
Организовано все очень плохо. Много глупой суеты, но поскольку деньги платят, с этим можно мириться. Встаю я в полседьмого, а в полвосьмого подают автобус для нас и мы едем на завод. В восемь часов предстаем перед взором начальства, получаем инструкции на день и бежим на корабль. До него было километра полтора, а недавно его перетащили на другой конец завода, и это уже километров десять будет. Ездим туда на автобусе также.
Завод, конечно, огромный (150 тысяч работников)- второй в Мире по мощности. Он же и город. Завод называется Daewo(Дэо), а город- Окпо. Все это размещается на острове, который прилепился к Корее на ее Юге, чуть левее Пуссана. Все жители города связаны с заводом. Гуляя по городу вечером, наблюдаю, как рабочие и служащие в той же заводской одежде- синей куртке и светлых брюках ходят по городу. Такое впечатление, что им нравится в ней ходить, подчеркивать свою социальную значимость.
Каждую неделю с завода уходит по кораблю. Корабли очень большие, впрочем, строят и военные тоже. Около нас сейчас достраивают противолодочный фрегат по типу английского, с вертолетом. Строят и дизельные подводные лодки класса 1200. Непонятки с Северной Кореей как-то заставили их встрепенуться и вспомнить про оружие. Прямо на заводе, оказывается, есть дома типа казарм, где те же рабочие и служащие, переодевшись в военно-морскую форму становятся под ружье. Ходят строем, а то лезут в подводные лодки и надводные, небольшие корабли и плывут на ученье в море. Похоже, это доставляет им радость, как впрочем, и любому другому нормальному мужику, которому дадут вволю пострелять.
Наш же корабль вполне мирный, но почему-то серого такого военно-морского цвета. Корабль- танкер, но уже не химовоз, а просто танкер. Танки его не крашены и предназначены исключительно под топливо или нефть. Танков 12 и два, так называемых слоп-танка, куда тоже можно брать груз, но вообще-то они предназначены для грязной воды при мойке танков. Корабль большой. Груза он может взять 70 тысяч тонн. Это вдвое больше моего прошлого парохода. Корабль так ловко устроен, что его солидное водоизмещение не очень-то и бросается в глаза. Впрочем, я так и не научился взвешивать корабли "на глаз".
Корейцы вполне поднаторели в постройке кораблей и берут за них большие деньги. Вся огромная территория завода уставлена сваренными частями кораблей. Части по размеру таковы, что с ними корейцам удобно управляться. Готовую часть устанавливают на ножки, высотою в 1.5..2 метра. Под такой конструкцией можно ходить или ехать на автомобиле. Когда же такую штуку нужно куда-то доставить, то приезжает специальный автомобиль-платформа со многими колесами, подъезжает под штуку, слегка поднимается, принимает весь вес на себя и можно ехать. Водитель такой платформы едет по желтой полосе, что нанесена на дорогу, а всю эту процессию сопровождают два типа полицейских на велосипедах. Их все слушаются. За состоянием дорог на заводе следит специальная служба. Ежели вдруг на дороге появляются трещины, они тотчас прибегают с чайниками и начинают из чайников лить в трещины асфальт. Как-то, после их мероприятий я незаметно попытался поковырять в таком асфальте и он оказался весьма твердым.
Позже части эти привозят в сухой док и там уже сваривают в корабль. Похожую практику применяли и немцы при постройке подводных лодок в Штральзунде, правда, док они использовали плавучий. Так что теперь корабли не спускают со стапелей, а сваривают в доке, оснащают всем необходимым, а затем уже заполняют док водой, присматривая все время, чтобы не возникали неприятности. Процесс вполне управляемый и безопасный. Шампанское об корабль больше не бьют, но устраивают процедуру как бы крещения и присвоения имени. На заводе имеется несколько мест, куда корабль после ходовых испытаний приплывает и уже готовится к такой церемонии. За время моего пребывания на верфи в Корее, я наблюдал несколько таких процедур. В один день даже случилось две таких процедуры для контейнеровоза и тоже танкера, как и нашего, но с названием "Оттава"..
Корейцы кооперируются с китайцами. Те делают отдельные части, например надстройки. Так что я буду жить в надстройке, которую сделали китайцы. Вскоре, полагаю, китайцы перетянут все заказы на себя, так как рабочий на заводе получает около двух тысяч баксов, а китайцы и за меньшее станут работать. Рабочие такие же, как и у нас были- козлы и вскоре погубят и себя и завод. Религия у них христианская. Вроде даже католическая, хотя есть и православные, но мало. Нравы в городе советские, дисциплина отменная. Я представлял себе все совсем по- другому. В принципе меня вполне устраивает такое положение дел. Иностранцев тут не любят, а терпят. Вероятно, за лишние контакты с иностранцами кое- где спрашивают, потому, что даже на работе с нами общаются только те, кому "можно". Другие же "не понимают" нас. Есть чему поучиться.
Магазинов много, но все дорого, как и в Риге. Курс денег- за доллар дают тысячу сто вонгов (деньги такие). За час интернета берут тысячу. Мы живем в заводском доме. У нас на двоих трехкомнатная квартира. В ней две спальни, гостинная, кухня и ванная комната с туалетом. Это стоит сто усд в месяц. Кухня оборудована всем, чем надо, но я, разве что, яичницу с хлебом готовлю себе. Питаюсь на заводе в рабочей столовой. Из блюд назвать могу лишь рис и жидкий суп. Все остальное для меня названий не имеет, разве что только квашеная корейская капуста - ким_чи. На эту капусту я тут здорово подсел. Это длинная капуста, которую квасят целиком, но с перцем. Она, конечно жгучая, но неудобств от неё я пока что не испытываю.
Мой бывший научный руководитель доктор Фауст, когда жил на Сахалине, был знаком с такой капустой и рекомендовал запивать ей водкой. Вспомнив его советы, я стал брать с собой на завод корейскую водку Суджи в двадцать градусов, перелив её в малую бутылочку от минералки.
Часто подают пророщенные семена, которые я также с удовольствием поедаю. Рис я не люблю, но кладу его в жидкий суп, отчего он сразу становится суп- харчо. Остальные блюда и компоненты мне неизвестны и, поскольку в еде меня трудно шокировать, все же стараюсь не думать о составляющих еду компонентах. Все блюда ем ложкой, не выдрыгиваюсь с палочками, как капитан и стармех. Обедаю сытно, наедаюсь на весь день. Однажды решил сфотографировать, как мы там питаемся, но после второго снимка ко мне подлетели служащие столовой и стали что-то говорить по-корейски. Слов я не понял, но понял смысл и фотографировать перестал.
Проанализировав позже ситуацию понял, что был в белом комбезе, а это по их иерархии- второй после Бога. Все наши и другие сурвееры ходят в красном, работяги - в синем. Мне же, как всегда, размеров не нашлось и хожу, в чем придется, в частности и в белом. Иногда возникают непонятки. Вспоминается, как в фильме Данелии "Кин_Дза_Дза", говорили: - Нет, родной, мы не будем жить на планете, где нет цветовой дифферентации штанов!
Как-то подавали морскую капусту. Она на вкус никакая, но ложкой ее есть трудно, поскольку крупно нарезена, да и с маслом. Набрал ее с избытком. Они ее сдабривают маслом и вроде бы ничего себе продукт получается, не самый злостный. Прочая же еда весьма злобная из-за перца. Бывают дни, когда вся еда настолько перченая, что ким_чи кажется просто десертом. Морская же капуста пребывает в разном виде: либо неизмененная свежая, либо сушеная, такими пластинками. В магазине капуста дорога- граммов триста ее стоит около двух УСД.
В выходной день с соседом по квартире Сергеем -донкерманом (это не фамилия, а работа такая) гуляли в городе и вышли к воде, к рыбному порту. Выгребают они из воды все, что можно съесть и пытаются все это продать. Конечно, мы не покупаем у них ничего. Нашли каменистую отмель за портом и устроили пикник. Пьем тут двадцатиградусную водку "Суджи". Это типа японского сакэ. Водку эту надо бы подогревать, но все наши её намеренно остужают. Бутылочка в триста граммов стоит менее доллара. Хмель от нее не стоек, легко выветривается. По всему видно, что продукт чистый. Темный хлеб стоит четыре тысячи!
Телевизор не смотрю. Его смотрит мой сосед и все время переключает. Мне же это в тягость, потому и не смотрю. Смотреть- то в самом деле нечего. Мне достает компьютера, в который я пялюсь в основном.
Лицом корейцы похожи на хомяков. У них крупная верхняя часть тела засчет нижней. Я к ним уже привык и различаю их. Отдельные корейцы как женского, так и мужского полу красят волосы в рыжий цвет. Если женщины при этом выглядят как-то сносно, то мужики уж вовсе неприглядны, как пидоры. Я же зачастую хожу не бритым. Белому человеку тут многое позволяют...
Конечно, корейцы, равно как и китайцы и японцы заслуживают отдельного подробного исследования. Они очень не простые ребята (и девчата), хотя бы потому, что слова свои изображают картинками или, как я их называю, возможно и не заслуженно - жуками. Нам попросту не хватит воображения вкладывать свое настроение или состояние души, если угодно, в написанные слова. Я вот вообще обезличиваю свою письменность, используя клавиатуру. Позже, перечитывая свои строчки я, подчас не всегда могу вспомнить своего настроения или состояния души, которое подвигло меня на те или иные высказывания. У корейцев же все совсем не так. Я сохранил всю документацию, которая была у них в руках во время постройки корабля. Документация, конечно, вся изготовлена на ксероксе и обезличена, но вот коментарии, которые написаны от руки - впечатляют! Их буквы подчас становятся вовсе не жуками, а змеями или тиграми, а вдруг мы видим птиц или еще что-то, что нам понять и не дано.. Корейцы плохо знают английский язык, а из русского знают лишь всякие гадости, которым их научили пьяные наши люмпены. Общаться с ними тяжело. Я же использую блокнот и картинки. Они очень хорошо понимают именно картинки, как бы приблизительно и скверно они были бы нарисованы. В моих картинках они видят свои странные буквы и слова и все отлично понимают.
Позже, уехав от них на корабле, натыкался на их письмена, расшифровать которые не могу несмотря на весь свой прошлый опыт. Например, притащили они нам сканер. Все программное обеспечение на корейском языке, что и указано на лазерном диске. Ну, установил я его, а что дальше делать? Для нас их язык - язык марсиан. Мы в принципе не можем их понять. Это просто не возможно. И еще я подумал, а как им трудно говорить и писать на европейском любом языке. Ведь они даже цифры пишут не так, как мы. Сначала я вообще не понимал, что это такое, потом, правда, привык. Ну и какие тут люди- братья? Чепуха все это. Согласен, надо улыбаться друг другу, не делать взаимных гадостей, но понять друг друга мы не сможем никогда. Впрочем, это не исключает взаимных интересов, но исключает вмешательство в сферу духовную, которая совершенно не такая и очень далека друг от друга. Всякие же проявления подражания чуждой идеологии меня удручали. У корейцев теперь стало модным заниматься дурацким гольфом или не менее дурацким бейсболом. Устроены небольшие тренажеры по всему городу, где корейцы за небольшие деньги могут бить палкой по шарику, но что они при этом испытывают, я не берусь судить.
Единственное, что меня никогда не примерит с ними, так это то, что они собачек кушают. По мне, уж лучше бы они людей ели, но не собачек. Я видал этих собачек и мне было их жаль. Это не какие-то злобные твари с тремя рядами острых зубов, готовые порвать любого зазевавшегося лоха. Нет, это очень милые, белые или с желтыми пятнами собачки, часто плохо кормленные и совсем безобидные. Они привязаны на веревке около их кафе или просто продаются в зоомагазине. Одну собачку я просто отрезал ножом, но она все равно не стала убегать, а вернулась на свое место у отрезанной веревки. Собачки эти бывали всегда голодны, но не тем, вечноголодным собачьим голодом, а и в самом деле очень голодны. Я нашел магазин с кормом "Чапи" и стал подкармливать этих собачек по вечерам. Когда же корма не доставало, приходилось покупать дешевое печенье, они ели и его. Печенье они ели из рук, едва не откусывая мне пальцев.
Поскольку денежки водились- помимо жалования нам платили еще по пятидесяти долларов в день командировочных, в местной, конечно, валюте- я угощал себя печеными каштанами, к которым пристрастился еще в Лиссабоне. Купил себе маленькую клавиатуру для компьютера и флэш_память на 64 мБ (тогда других не было). Не весть что, но приятная такая безделица и полезная, так как на мне тут компьютерная сеть и все время приходится что-то куда-то перетаскивать, если сеть не справляется. А она не справляется, поскольку одноранговая и вообще дрянь. У меня свой хороший компьютер, мне наплевать на все другие, другие же мои товарищи трясутся за компьютеры и тянут их к себе. Пока что я начисто пресекаю всякие там игры и делаю это честно, так как и сам ни в какие игры не играю уже давно.
В городе этом очень почитают фашистские кресты. Вероятно у них свое какое-то понимание свастики в отличие от нас. Около одного современного магазина на столбе стоит и вовсе огромная свастика и светится ночью. Этот магазин у нас называется "фашистский". Там продаются продукты и я там их покупаю. Соответствующие украшения также продаются, но стоят не дешево.
Странно все так пересекается, но корабль наш строится на фашистские же деньги. Строит его Фон Апен, который в войну сражался против всего Мира на немецкой подводной лодке, правда в чине лейтенанта и был механиком. Впрочем, ему, похоже, доверили большие капиталы, которые недавно стали легально работать в Чили. На эти капиталы он прихватил весь грузопоток в Латинской Америке и по-моему еще и военный флот. Денег у него в достатке. С этим Фон Апеном мы познакомились во время приемки судна. Он какое-то время наблюдал за нами, а потом подошёл ко мне и спросил - фашист? Пришлось сказать, что я не такой большой фашист, как он, а совсем маленький. Доложили. Во время посещения корабля он со мной сфотографировался в компании директора завода и своего чиновника, надзирающего за ходом постройки - Хансена.
Сама же презентация была слегка интересна и также слегка торжественна. На презентацию нам велено было явиться в форме- капитану и старшему механику в пиджаках с карманами и нашивками, прочим офицерам в морских НАТОвских кофтах с погонами, рядовые же пребывали в любимых красных революционных штанах и теплых куртках, также с карманами. Куртки эти были весьма кстати, поскольку в этот день примораживало и поддувало. Начало церемонии слегка затянулось, поскольку пришлось ожидать чилийского посла с друзьями. Другие участники в принципе были готовы, а вот послу следовало ехать из Сеула. Корея хоть и не очень большая страна, да и не маленькая. Посол задержался на час, а мы все ждали и мерзли. Вскоре приехал автобус с гостями и началось.
Перед микрофоном произносились обоюдоприятные речи, дарились подарки, рабочим вручали почетные грамоты и переходящие вымпелы. Потом позвали жену Фон Апена и она специальным красивым топориком перерубила веревочку, которая была связана со скрытым корейским механизмом, который в свою очередь удерживал занавеску, прикрывающую название корабля. После этого торжественного события эту тетю стали называть Гуд_Мазер (Good Mother), наступила пора всеобщего братания, а мы стали уже полными хозяевами на корабле.
Гости пошли смотреть корабль, а мы сопровождали их. Нам было радостно от того, что вскоре окажемся в тепле и выпьем полюбившегося всем нам суджи. Гости ползали по кораблю, а мы с механиками ожидали их в Центральном Посту. Вскоре гости пожаловали и к нам в окружении телевизионщиков, корреспондентов и прочих не знакомых нам людей. Наулыбавшись на десять лет вперед, до боли в ушах, мы лишь ждали, чтобы они тоже скорее утомились и ушли.
Последние дни в Корее были сопряжены с суетой, окончанием строительства и подготовкой к отплытию. Допоздна пребывали на заводе, там ругались с корейцами и я ощущал себя не лучшим образом. По большей части зла на корейцев я не держу. Работают, как могут, понимают, что мы никуда не денемся и купим всякий корабль, какой бы они ни построили.
Когда гости ушли, мы оделись в привычную нам одежду и приступили ко своим обязанностям, поскольку на следующее утро нам предстояло отбыть в Пуссан на бункеровку и погрузку первого для этого корабля груза. В Пуссане даже и не помню что там было. Залились дизельным топливом и отправились через океан в сторону Чили.
Корейская виза мне была выдана на пять лет. Поэтому через некоторое время меня опять послали на этот же завод приглядывать за постройкой другого танкера такого же типа и водоизмещения.