Аннотация: Раньше тут лежало под названием "меч Локи"
Улыбка смеющегося бога, или меч Локи
Этот атрибут архаических божеств я упоминала не раз, и он мне еще не приелся. Улыбка не издевательская, не насмешливая, не мудрая, не довольная, а просто улыбка в чистом виде. Заворожившая меня в детстве, и не отпускающая до сего дня. Всякий раз после похода в Пушкинский музей я пыталась улыбнуться этой улыбкой, но у меня не получалось. И, в конце концов, я поняла, почему. Надо было обращать внимание не только на нее, но и на глаза статуй. Они широко открыты! Не просто открыты, а прямо-таки распахнуты навстречу всему миру. Без осуждения, без одобрения, почти без выраженья в них. И глаза их не улыбаются. Им просто интересно. А улыбка - как осознание этого интереса. Без сомнения, интерес - одна из главных движущих сил всего, что несет в себе зерно жизни.
Интерес побуждает нас постоянно менять свой объект внимания, будь то движение глаз, движение мысли или перемена деятельности. Все наши органы чувств фиксируют не сам свет, цвет, звук, запах - а его изменение. Четкость нашего зрения обеспечивается в большой мере тем, что глазные яблоки все время "подрагивают" на рассматриваемой детали, как бы находя ее границу. Новое - вот главный фактор восприятия. Но не просто новое - если смотреть на череду черных и белых полос, то всякое перемещение взгляда на следующую дает нам как бы новое - но почему же после нескольких секунд такого созерцания и зрение, и рассудок начинают тихо беситься? Потому что это новое - не неожиданно. И сколько не программируй рандомайзер, а настоящей неожиданности никакая программа не даст получить - в принципе, и любую программу можно распознать по тому, что она выдает - было бы достаточно времени. А времени эти архаические "боги" имеют предостаточно - вечность. Но им интересно. Это значит, что и для них в мире есть неожиданное. Если вам претит гипотеза "архаических богов", то возьмите для примера элементарные частицы и квантовую неопределенность - она тоже будет таким подтверждением.
Что же дает неожиданность, истинную случайность? Пожалуй, только выбор того самого "дурака дурацкого", который в нас ощущает все, что ему дает внешний мир, и выбирает, чему даровать внимание, а чему - нет. Но что еще он может сам? Да, по сути, ничего, только выбирать, на что обратить внимание. Вспомните, что все свои "подвиги", кроме самых дурацких, Иван-дурак совершает не один, а пользуясь неоценимой помощью некого волшебного существа - или Серого Волка (огромного, страшного, умеющего перекидываться кем угодно), или Конька-Горбунка - странного, смешного, даже уродливого в нашем понимании, но мудрого и владеющего волшебными силами, а бывает еще, что помощь оказывается Иванушке многими говорящими (волшебными!) зверями, награждающими его за правильный выбор. Основные приметы такого существа - мудрость, необычный - и не звериный, и не человеческий внешний вид, а также волшебная сила. И еще - некая трикстерская направленность всех его деяний. Представьте себе царскую невесту, в первую же брачную ночь оказавшуюся волком! Царь, весь из себя такой разгоряченный, хочет обнять новоиспеченную царицу, а там - седая клокастая шерсть и клыкастая морда! "Эт ты кого поиметь хочешь, дубина?!" Хороша шуточка, а?
Трикстер, или тень - это мы знаем, что такое, и считаем, что именно в него уходят все наши отметенные воспитанием, долгом и совестью желания и страсти, но этот персонаж слишком ограничен и мелок, чтобы отразить всю натуру Серого Волка - зверя, конечно, абсолютно безнравственного, но мудрого и в каком-то смысле весьма благородного.
Это, кстати, совершенно не трикстерские качества, да и Конек-горбунок на поверку оказывается несомненно мудрее любого трикстера. Но обращает ли тот же Конек внимание на моральные нормы, осуждает ли их нарушение, призывает ли их соблюдать? Нет! Он лишь констатирует и обнажает суть случившегося, а если предостерегает - то от естественных последствий ивашкина выбора. "Ты на черта не клепли - братья коников свели" (ни разу их не обозвал, хоть те и воры))), "Но для счастья своего не бери себе его" (естественные последствия действия, а не осуждение за присвоение чего-то) и далее все именно так, можете сами перечитать. И ведь, зараза такой, ни разу не ошибся! Все знает - кроме одного: что же его подопечный выберет. Если бы знал заранее - не предупреждал бы, ибо бесполезно. Пока по балде не хряснет, дурак и не чухнется, а как хряснет - спешит за подмогой и советом к своему Коньку-горбунку. Поэтому половина мудрости коньковой пропадает втуне. И тот, если даже огорчается, то все же принимает его выбор, и остается абсолютно верен своему дураку-хозяину. Нужен ему дурак, важен, и дороже собственной жизни! Потому что без дурака существование Конька-горбунка бессмысленно. Вы заметили, наверно, что собственных желаний у волшебных помощников в сказках нет(!), то есть вообще. Даже коня ивашкина Серый Волк слопал лишь потому, что таково было предначертание (на камне). Хотя тут вероятны еще два обоснования действий. Первое - замена обыденного, не-волшебного помощника волшебным, и тут вопросов не возникает, когда б не Серый Волк, быть бы Ванюше не то, что у разбитого корыта, а самому убиту. А второе - существование Серого Волка без Вани-дурака пусто и бессмысленно, и дабы обрести смысл, надобен ему дурак, который лезет во все передряги. Дурак - движущая сила любой истории, нарушитель равновесия, стартер и рандомайзер всей человеческой жизни. И тут же, рядом с ним, рука-об-руку идет Мудрец, но не просто мудрец сказочный, а всезнающий и любящий его всем сердцем, готовый в любой момент на любую жертву ради него.
Но что мы видим перед самой концовкой доброй половины сказок? Ба! Волшебный зверь либо покидает своего подопечного, либо как бы случайно дает его... убить (!), а иной раз говорит - эта вот задача мне не по силам, хотя она и самая трудная, выпутывайся, дескать, сам. Иной раз только посоветует напоследок что-нибудь важное. Предательство? Экзамен? Но зачем? Дурак-то все равно не делает выводов из своих ошибок - он их просто не помнит. Причина, думается мне, не в этом. Точнее, причин тут несколько. Первая - дурак должен как-то измениться, "переродиться", и это возможно лишь очень жестким методом. Вторая - есть такие вещи, что только дураку и под силу, в силу его дурости. И третья: по причине своего всезнайства волшебный помощник знает, что дурак бессмертен, что навсегда он умереть не может, хоть и для возрождения его из временной "смерти" может понадобиться "мертвая и живая вода". И он его возродит, обязательно, и вытащит из смертного сна, и Иван-дурак скажет свою коронную фразу, что помнится нам с раннего детства: "Долго же я спал".
Так кто же он - этот "зверь"? Кто нас научит, ободрит и спасет из самых безнадежных ситуаций? Где он в нас, и как его позвать?
Там он, близ "Дурака", сиречь, зерна жизни, "наблюдателя". Когда наш дурак делает свой выбор, то на одно он обращает внимание, а на другое - нет, и то, что он избрал для себя, становится и его миром, и хранителем. Еще нет для него разделения на "мое" и "не мое", весь мир (то, на что он выбрал обращать свое внимание) ему - "мой", и он им распоряжается по праву собственности. Но это избрал не он один - в бесконечном океане Хаоса найдется сколько угодно таких "дураков", что избрали то же самое, и так же считают все это - своим. В пространстве "избранного" они становятся рандомайзером друг для друга, источником неожиданности, а, значит, и самой жизни. Отвешивают друг другу пинки и затрещины, не боясь гибели - той, что полная и всерьез, ибо ее они не выбрали. И это пространство избранного становится их самым надежным хранителем. Без дураков этих - его нет, с ними - оно есть, и является мощнейшим механизмом, ощутив который, ты становишься на мгновение всемогущим... как те самые "архаические боги", а, может, и более их.
Надо сказать, что этот прото-мир сильно отличается от любого более плотного и чаще ощущаемого нами мира - и от физического, и от астрального, и от "места понимания", и даже от мира "фрактальных кристаллов". В нем возможно все, что мы только можем воспринять и ощутить, представить и помыслить. Это пространство всех возможных вариантов, со всеми возможными связями между ними. Из-за этой невероятной огромности ощущать его постоянно - просто не под силу. Но краткое прикосновение, вполне достаточное для выбора правильного, самого краткого пути к цели - возможно всегда. Как там говорится в Бардо Тодол? "Везде, где есть сознание".
Вопрос - как. Знаете, что мне бабушка в детстве говорила? "Все бывает, и медведь по небу летает". Я представляла летающего медведя и смеялась. Потом включалась в игру, придумывая что-то еще более невероятное. Дальше - больше. Игра в "чепуху" доходила до "перетом внофмяу ропстандин колоктас", но на этом не заканчивалась - дальнейшее представление невероятного перебиралось из словесных определений в определения визуальные, чувственные, понятийные. Первоначально углубление лучше проводить в состоянии сильной усталости - глубокой ночью после насыщенного событиями и информацией дня, когда приходит "второе дыхание" или даже "срывает с катушек". Дети в этот момент иной раз начинают реветь от усталости, а заснуть не могут. Взрослые тоже чувствуют себя "не в своей тарелке" и начинают пить "капли Вотчила". А когда начинаешь нести чепуху, потом - чепуху чепуховую, потом - чепуху пречепуховейшую, причем, веря ей всецело, а потом еще представляешь себе уж совсем невыразимую чепуху, сперва в образах, а потом без них - не плакать хочется, а смеяться, и мир расширяется невыразимо, и ощущаешь себя всемогущим божеством, вот с такой вот архаической улыбкой на устах...
Но, может, это все самообман? И ни к чему хорошему для тебя оно не приведет? А вот попробуй! Не имеет значения, что это такое, если это даст тебе силы и мудрость для решения насущных вопросов. А оно даст. "Прочепушение" - предварительная процедура, в результате которой выходишь именно на тот уровень, где ждет тебя верный помощник - Серый Волк, или Конек-горбунок, или Медведь-который-летает. Ты его не увидишь, ты его почувствуешь, как собственную волшебную... даже не волшебную, а божественную силу решать любые вопросы. И - мгновенное решение. В этот момент ты даже можешь уже спать, но само решение в этом случае тоже запишется, только не в дневную память, а в ее "ночную", интуитивную часть. И в этом случае, когда днем потребуется тебе это решение, расслабься и шагни, как дурак - куда "поведет". Сперва может получиться и так, что решение покажется попервоначалу ошибочным, но оно инициирует цепочку событий, оптимальную для тебя (помнишь, как Серый Волк коня скушал, и что вышло из этого?).
Упражняясь, научишься и в полном сознании входить в это состояние.
Как стать дураком за 15 минут
"Дурак" - это и первая карта в Таро, и джокер игральных карт, но мы не об этом дураке будем вести речь - он лишь тень, производная от дурака изначального, всем дуракам дурака.
Если погружаться в себя все дальше - сперва забывая окружающий мир, потом - свое тело, потом - слова и образы, потом - мысли и чувства, потом - самую способность мыслить и переживать, потом - отодвинув от себя любые воспоминания в неведомую даль, то можно приблизиться к нему. Кто он? Он - это ты. Ты, который воспринимает все, что видят глаза, слышат уши, ощущает кожа, вспоминает память, чувствуют чувства, думает рассудок, мыслит разум. Тот, кто решает, что из действий выбрать тогда, когда молчат автоматизмы тела, разума, чувств, памяти и понятийки. При этом у него самого ничего нет - ни памяти, ни понятий, ни чувств, ни разума. Он всегда остается тем же, что и раньше - он не знает времени, и время его не знает. Он ощущает - но не переживает по этому поводу, он "узнает" что-то - но тут же об этом "забывает". Но у него есть невероятная, великая сила - сила жизни. И он, по большому счету, неуничтожим извне.
Помните сказки про Ивана-дурака? Даже будучи убит братьями, он способен ожить при определенных обстоятельствах - и это та самая главная правда, которая заключена в сказке. В одних сказках он - царский сын, в других - сын вдовы, есть еще и сказки, где он - сын собаки ("Иван - собачий сын") или вообще "безроден". К сказкам об Иване-дураке примыкают сказки о не слишком-то умных героях, которые оказываются найдены в корзине или подкинуты голышом под двери, или - как в африканских сказках - появляются из тыквы, то есть нечта, символизирующего изначальную Утробу, первозданный Хаос. И, появившись, меняют мир "под себя". Просто и легко меняют, играючи. Враги, встающие на их пути, сметаются либо некой силой, безусловно преданной этому дураку/младенцу, либо самой "глупостью" этого дурака. Дурак берется за непосильные вещи (к примеру, починить платье из лунного света) - и выполняет их "за одну ночь".
Дурак-то, оказывается, не так уж прост, а "два дебила - это сила", как любит говаривать дочкин приятель, у которого эта составляющая личности спасает его регулярно из таких песецких историй, которые и умному-то выше головы. В чем же сила, брат? ))
Во-первых, дурак не способен отчаиваться - он ни хрена не помнит, у него нет опыта, а, значит, и "горькие выводы" делать не из чего.
Во-вторых, дурак ничего не боится, ибо страх - предвосхищение боли, физической ли, душевной - а он не знает (не помнит!) как оно - больно?
В-третьих, над дураком не довлеют правила - общества ли, воспитания, он совершенно свободен в выборе.
И, в четвертых и в главных, дурак бессмертен (чего, правда, не скажешь о его теле), посему и лишен необходимости бороться за существование, и даже самая жестокая борьба за существование для него - одна из игр.
И, в-пятых, что вытекает из предыдущего, единственное достойное его, дурака, занятие - игра, и он превращает в игру любое дело, а, значит, любит его, отдается ему полностью, и действует настолько изобретательно, что любые умники разведут руками.
Есть и неприятные моменты в дурацком состоянии, но о них я расскажу позже. Для начала хватит небольшого предупреждения-совета: входите в это состояние только тогда, когда все остальные пути не дали результата.
Итак, как стать дураком за 15 минут?
Прежде всего - эти 15 минут найти.
Потом - спокойно усесться или встать туда, где эти 15 минут тебе никто не помешает.
Потом - вспомнить, какой у дурака главный козырь. Что он во всех сказках делает и попервоначалу и потом, и в самом финале? Ему говорят, его предупреждают, а он...
А он - не обращает внимания!
Не обращать внимания или обращать внимание - вот и все. То, на что мы не обращаем внимания, идет своим чередом (автоматизмами) - но без нас! Не обращение внимания - вполне осознанная "неосознанность", которой мы пользуемся очень часто, не замечая ее.
Вспомните самое комариное лето в своей жизни. Вспомните, сколько комариных укусов на вас тогда было. Вы их расчесывали? Или, все-таки, нашли в себе возможность "не замечать" их? Вспомните самого занудного человека в своей жизни, и как он однажды битый час выпаривал вам мозги. Вспомнили? И на которой минуте вы перестали его слышать и воспринимать то, чем он вас напрягал?
А как вы это сделали?
Это надо вспомнить, обязательно... Такое ноу-хау словами не передать.
Вспомнили?
Начинайте.
Закройте глаза.
Забудьте, где вы находитесь и когда. Забудьте о том, во что вы одеты и как себя чувствует ваше тело - просто перестаньте обращать на это внимание.
Не переставайте мысленно говорить с собой, остановка ВД - хороша лишь у тех, кто это умеет с легкостью. Просто перестаньте обращать на эту "говорилку" внимание - уверяю вас, скорее всего, она после этого сама быстро заткнется.
Вскоре после этого начнутся "картинки" - быстро пролетающие перед мысленным взором "короткометражки" - и на них "наплюньте". Можете услышать некий гул, или шум крови в ушах разрастется до невероятной громкости, или словно какие-то болтливые соседи начнут перебрасываться незначащими фразами. И на них внимания не обращайте! После этого начнется долгий черный без-образный период пониманий. Перед вами, словно глубинные чудовища пройдут огромные - несравнимо больше вас самих - понятия, либо захлестнет яркий свет, сродни любви, но любви безадресной, и так потянет к нему. А вот не тянитесь! Не обращайте на него внимания! Совсем. Может нахлынуть и ужас приближения нечта огромного, способного тебя поглотить, как кит - планктонинку. Не бойтесь! Дурака так просто не съешь, а съешь - так подавишься, и назад выплюнешь. Не обращайте внимания на этого "кита" - и он вас "не увидит". Можете также "увидеть" некий "хрустальный мир", где все понятно - кристальная ясность всего, до мелочей - но и это вам сейчас не нужно. И вот когда вы и этот "мир" не удостоите вниманием...
Вы почувствуете себя всемогущим... дураком.
Все. Удерживая это состояние, открывайте глаза - и идите. "Куда глаза глядят". В первый раз оно удержится минут на пять, не больше, много накосячить не успеете.
И, на заедку...
Мак Сим, как воплощение архетипа дурака
Куда нельзя стрелять в Мака Сима? В голову, там его смерть лежит. Сразу вспоминается Кощей Бессмертный, только у того смерть в яйце была. Ну, понятное дело, зачем трупаку, пусть и ходячему, яйца, если причиндал давно отгнил, то ли высох. Ну, а Маку Симу голова ни к чему - дурак он, врожденный, архитипический, можно сказать, дурак. Что Иван дурак сделал? Сжег лягушачью кожу своей премудрой женушки ))). Что сделал Максим Каммерер? Устроил бучу на планете Саракш, да так, что огня и дыму гораздо больше, чем от шкурки какой-то, было. Ну, не мог подождать Иван, пока срок василисин закончится: увидал, что пупырчатая шкура только одежка, а не кожа ее - вот сейчас же и спалил нафиг.
А Василисе-то, между прочим, может, в этой шкуре вполне удобно было: пусть пупырчатая - зато пирогов каждый день печь не надо, да и пропитаться комарами и мотылем как-то проще, чем хлеб насущный с черной икрой в дворцовых интригах отстаивать... Не думаю, чтоб даже по выходу срока решилась бы она без нее постоянно жить, как отбывшие долгое заключение панически боятся воли. Да и аборигенам Саракша вот так, в своей привычной стране, с Советом, с излучателями и гимнами, даже с тюрьмами и расстрелами - намного проще! чем как-то иначе. Да и прогрессоры говорят, дескать, торопиться не надо, будет в свое время и социальная свобода, и обсерватории с консерваториями. Будет? Ага, размечтались. Чтобы что-то было - нужно, чтобы оно кому-нибудь нужно было позарез, так, чтоб жизнь без него не мила. А тут? Большинству населения нафиг не надо - ему и в лягушачей шкурке неплохо. Прогрессорам - тем более: как любая организация, они озабочены тем, чтобы "лечить, не излечивая".
Может, лучше было бы не трогать - шкурку-то? И Кощея оставить в покое - вон оно как интересно-то, мертвый уже давно, а все живет, кружатся часики, кружатся беспрерывно, и "сильней отличается выстрел от выстрела, чем сегодняшний день от минувшего дня". Дурная бесконечность - но бесконечность же! Почто, Иван-дурак, такое чудо изничтожил?! Ну, жил бы со своей лягушкой, налево ходил, под подушкой в кулак запрещенные вещи шептал, так оно даже и лучше! Не лучше? Жизнь проходит, а ничего не происходит? И любая страна, общество, народ, в законсервированном виде конечно причудливыми штуками становятся, даже совершенными по-своему, как деревце в бонсае, с подпиленными корнями, выкрученным чуть не наизнанку стволом и вывихнутыми ветками. Только вот как-то цели у людей теряются, кроме одной - как можно точнее соответствовать заведенному порядку, а выход, коли захочется, из этого порядка один - смерть... Да и то, вдруг - "умрешь - начнешь опять сначала"?
Нет, нафиг лягушачью шкуру. Не потому, что в ней плохо, а без нее хорошо - попервоначалу без нее именно что плохо! Это потом так или иначе устаканится - ежели выкатится шарик из потенциальной ямки, то вплоть до следующей весело будет, а нет - ну, вернется все взад. А потому, что без лягушачьей шкуры просто все идет по-другому: дурная бесконечность отступает. Василисе хреново, Ивану-дураку хреново, а Кощею - так и вовсе вскорости каюк наступает, но клубок выкатился из ямки, несется, подпрыгивая на ухабах... Вот и пусть катится, все лучше, чем в корзинке у Бабы-Яги кататься, потому, сколько там ни катайся, а все равно либо моль съест, либо мыши сгрызут.