Хорь Андрей Анатольевич: другие произведения.

Реванш за Трою

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на роман Дэна Симмонса "Илион". Опубликована в еженедельнике "Самарское обозрение" 26 (483) от 27 июня 2005 года

  Дэн Симмонс. Илион. Изд-во "АСТ". 2005
  Троянская война погружена в туман далекого прошлого. Это и миф о доблести героев, и сказка о похищенной красавице, и героический эпос о взятии неприступных стен вражеского града. Еще в школе, когда я не в силах был оценить красоту гекзаметра и уж тем более дочитать до конца "Беотию" - список кораблей, мне все же было чертовски жаль троянцев, и по ходу всей "Илиады" я смутно наделся, что Гектор таки выживет, а Андромаха не станет рабыней. Но время реванша для защитников Трои настало лишь в этом году. Дело в том, что в свет вышла новая книга писателя-фантаста Дэна Симмонса (Dan Simmons) "Илион" (Ilium), в основу которой положено бессмертное произведение древнегреческого слепца Гомера. И на этот раз, как вы понимаете, "Илиада" будет иметь совсем другую концовку...
  Дэн Симмонс ворвался в большую литературу в конце прошлого века со своей тетралогией "Гиперион", которую сегодня называют не иначе как "лучшим научно-фантастическим сериалом последнего десятилетия 20 века". Роман "Илион" - первая книга нового глобального предприятия Симмонса. В своей новой работе он прибегает к тому же самому приему, который когда-то сделал "Гиперион" настоящим шедевром, - так называемому "мозговому саспенсу". Принцип таков: автор загадывает читателю одну загадку за другой, но вместо сюжетных развязок, которые могли бы дать на них ответ, возводит научные и философские построения. В том же "Гиперионе" одна проблема рассматривается с различных точек зрения, однако автор так и не дает способа ее разрешения.
  В романе "Илион" соседствуют три сюжетных линии, увязать которые поначалу крайне сложно. Первая линия берет за свою основу ту самую "Илиаду" Гомера. Ее главным действующим лицом, правда, является не Ахилл и не Парис, а оживленный олимпийскими богами доктор филологии из XX века Томас Хокенберри. Когда-то - в своей прошлой жизни - он читал студентам лекции по великому труду Гомера и даже написал монографию о "гневе" Ахиллеса. Сейчас же он "схолиаст" - наблюдатель за ходом Троянской войны, укомплектованный по последнему слову олимпийской техники. Благодаря своему снаряжению он может подслушивать все разговоры участников битвы и перемещаться из тела одного героя "Илиады" в любое другое. Да-да, и в Париса тоже; для того, чтобы после созерцания кровавой сечи предаться ласкам прекраснейшей из женщин. Не удивительно, что после таких визитов знаток античности решает спасти Трою. А как это сделать? Да очень просто - необходимо вмешаться в ход исторических событий.
  Вторая сюжетная линия рассказывает о двух разумных машинах-моравеках с Юпитера. Моравеки созданы людьми, которые заложили в роботов интерес к культуре человеческой цивилизации. Моравек Манмут поклонник сонетов Шекспира, а его высоковакуумный друг Орфу наслаждается творениями Пруста. Роботы отправляются с миссией на Марс, где замечена слишком высокая квант-телепортационная активность.
  Третья линия в романе выстроена "по мотивам" набоковской "Ады". Люди будущего наслаждаются роскошью и давно уже превратились в потребителей. Вся их жизнь протекает лишь в поисках все новых и новых впечатлений. Лишь один человек - 99-летний Харман - научился читать и пытается разгадать мучающую его уже столькие годы загадку: почему люди могут жить лишь до 100 лет.
  Все эти грандиозные миры берутся за миг до их столкновения. Термин Джона Китса "негативная способность", введенный автором в предисловии, помогает уловить эту феерическую картинку. Ведь согласно Китсу этот термин означает способность сознания совмещать и одновременно удерживать несколько разнообразных представлений. Вот и здесь соседствуют юпитерские роботы, олимпийские боги, троянцы и ахейцы, осознавшая себя логосфера Земли, некие постлюди и изнеженные хомо сапиенсы. Именно "негативная способность" позволяет удерживать столь различные миры за миг до столкновения. Но все же оно неизбежно. И с адским грохотом рушатся миры, и Вселенная преображается.
  Симмонс создает настоящую солянку из литературных цитат, вечных тем и художественных аллюзий. Здесь отсылки и к Прусту, и к Уэллсу, и к Набокову, и к Флавию, и даже к Солженицыну. Смелость образов и идей, диковинный симбиоз космических технологий и мифотворчества поражает воображение. А в центре всего этого грандиозного повествования стоит проблема противостояния судьбе. Томас Хокенберри ломает ход мифа дабы превратиться из марионетки в реальное действующее лицо пускай уже и новой драмы. И вместе с ним вызов предопределенности бросают и герои "Илиады", и моравеки с Юпитера, и зеленые человечки - ЗЕКИ, и многие другие. Из регистратора героического эпоса Томас превращается в творца своей жизни. Подобный шаг ожидает и все некогда "золотое" человечество, которое уже давно создало на свою голову новых всесильных существ - Просперо, Калибана, Тихого... И те уже осознали себя новыми богами людей, создав тем самым новый современный миф.
  Следует отметить, что смелость автора "Илиона" подчас граничит с небрежностью, а иной раз и переходит эту границу. Однако от этого более всего страдает не сам Симмонс, а его переводчик на русский язык - Юлия Моисеенко. В сети и прессе появились негативные отзывы о переводе этого романа. Но стоит ли винить талантливую переводчицу, потратившую более полугода на заучивание Гомера во всех возможных переводах и экскурсы в астрономию, когда сам автор позволяет себе явные ляпы, путая мужеубийцу Ахилла на первой же странице с Диомедом, а Гере - защитнице ахейцев - приписывая со слов Зевса ненависть к этому народу.
  Повествование обрывается едва ли не на полуслове. Роман "Олимп", завершающий дилогию, выйдет в России не ранее января 2006 года. Уже известно, что тот же переводчик возьмется за работу и над этим романом.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"