Теоретически я знала, что души инкарнируются вместе, договариваясь там, в Тонком мире, о встречах на земле для отработки своих долгов, прохождения всевозможных уроков. Хотя определение "теоретически" не совсем верно, я же видела в регрессиях и Павла, и Димку. Я исцелила свои взаимоотношения с отцом, хотя с ним не ладила всю свою жизнь. И только узнав, что в прошлых воплощениях мы были друг другу палачами, поняла, насколько сильна наша кармическая связь, жестко требовавшая отработки уроков терпимости к образу мысли и жизни друг друга. Он был тем самым рабом, что меня заколол в мою бытность римским патрицием. А в другой жизни, во времена Французской революции, я была его тюремщиком, а он томился в ожидании смертной казни. Не слабо, да? А моя подруга? У меня была знакомая, очень милая и приятная во всех отношениях женщина, но я непонятно почему испытывала к ней жуткую неприязнь. Оказывается, считала ее виновной в гибели моего сына-младенца, когда в веке эдак шестнадцатом мы проживали по соседству в одной фламандской деревушке, где она практиковала знахаркой. Через месяца четыре после того сеанса мой негатив к ней абсолютно исчез, и мы даже стали дружить.
Но все это оставалось, так сказать, субъективным ощущением, из-за чего любой, подобно Максу, мог сказать, что все эти видения - плод хорошо развитого воображения. И вот сейчас всем этим знаниям давались реальные подтверждения.
Я была ошеломлена. Что же тогда говорить о нем!
- Ты права, если бы ты не показала этой тетради, я бы никогда не поверил. - Он еще раз стал перечитывать эти несколько строчек. - Кэтрин, помнишь, я как-то пошутил, что мы с тобой уже встречались в прошлой жизни? Так это правда?! Но ведь это же многое объясняет!
Я выключила свет и легла, сразу оказавшись в его руках.
- Теперь я все понял, о бриллиант моей души.
- Как ты смешно сказал.
- О, бриллиант моей души. Я называл тебя так, тогда. Потому что любил. Любил безмерно. Как и сейчас.
Господи! Как же я соскучилась по его рукам и губам, ласкам и нежному шепоту. Какое это счастье, быть снова с ним! Опять этот волшебный яд желаний! Но на сей раз желания и в самом деле оказались ядом, потому что в одну секунду все исчезло.
- Нет, Кэтрин. Не могу. Не получается. Прости меня.
Конечно, не получается. Исцеление так быстро не происходит. Это я, дура, поддалась искушению.
- Не надо. Не мучь себя. - Я лихорадочно стала искать слова утешения. - Еще рано. Нужно, чтобы прошло какое-то время.
- Ты думаешь, рано? Через пару лет мне будет шестьдесят. Все, хватит. Отгулял свое.
- Шестьдесят для мужчины, особенно такого, как ты, не предел. Мы с тобой вылечили почти все. Ты вернулся к своему прежнему состоянию. Осталось только это. Тебе же показали, какой у тебя плотный узел с ней, и не на уровне головы, интеллектом здесь и не пахнет. Как только кармическая связь прервется, у тебя все восстановится, поверь мне.
- Когда? Сколько времени ждать?
- Не знаю. Может быть, несколько месяцев, а может быт, лет. Мне понадобились годы, чтобы встретить тебя.
- Так долго!
- Ты можешь ускорить процесс.
- Как?
- Как только будешь вспоминать о ней, прощай и проси благословления ее душе. Именно о таком прощении говорил Иисус.
- Кэтрин, почему ты так часто говоришь о нем? Ты христианка?
- Я и тебе советую почаще его вспоминать, потому что ты тоже в его канале.
- Ты что? С ума сошла?
-Помнишь, какое описание ты дал своему Владыке кармы? Высокий, стройный, длинные волосы, короткая борода, зеленые глаза. Одет в светлый плащ. Если прочтешь мой дневник, найдешь точно такое же.
- Ну и что?
- А то, что у нас с тобой один Учитель.
- И это Христос?
Я задумалась над тем, имею ли я право навязывать ему свою точку зрения на то, что намертво вбито в сознание людей, что стало безусловным рефлексом у большинства, не желающего признавать очевидные вещи.
- Не зови его так. Это - не фамилия.
- Скорее, прозвище. Мессия. Как это переводится на русский?
- Помазанник.
- Я думал - спаситель.
- Он не был ни тем, ни другим.
- Но он думал о себе так и внушил это другим.
- Чтобы чего-то достигнуть, надо в это сильно верить. Вот он и поверил. Очень сильно поверил.
- Для чего? Ходил бы себе и ходил из деревни в деревню и проповедовал о добре и зле. С чего бы вдруг Машиахом называться? - Макс назвал его Мессией на иврите, сразу приблизив картинку к реальности.
- Он мечтал установить Царство Божие на земле. По всем пророчествам, именно Машиах должен был принести мир, сделать иудеев счастливыми. Он был одержим этой идеей. Вот и решился на это. Ну, для того, чтобы люди пошли за ним. А они ему не поверили. Он очень страдает от того, что из него сделали бога.
- Почему? Это должно льстить его самолюбию.
- Не говори так. Он же иудей. Поставить кого-то на уровень Бога, пусть даже его самого или его мать - это для него прямое оскорбление Бога. Иудеи идолопоклонство давно уже прошли, заплатив за это многими страданиями.
- Но он не запрещал называть себя богом. Судя по его высказываниям, ему это нравилось. - И тут я поняла, что Макс неплохо знаком с Библией, может быть, многое даже оттуда помнит, а вслух не воспроизводит только потому, что не знает, как это звучит по-русски.
- Скажи мне на иврите начало какой-нибудь молитвы. - Мне захотелось попробовать объяснить ему этот момент.
-"Барух ата Адонай..." - произнес он, немного помедлив.
- И как переводится "Адонай"?
-"Господь" - сказал он, все еще не понимая, куда я клоню.
- А как уважительно обращаются к человеку на иврите?
- "Адони".
- Дословно "мой господин". Похоже, правда? Адонай, адони. А в написании вообще трудно различить, особенно тому, кто плохо знает это письмо, где гласные обозначаются далеко не всегда, но при этом страстно желает своего "господина" обожествить.
- Он же сам называл себя Его сыном.
- Ты знаешь, другой великий человек, а ныне тоже Духовный Учитель многих, Будда, в основе всех несчастий человека поставил невежество. Вот и большинство, сделав из Иисуса бога, ничего не знает о нем, о современных ему исторических реалиях, о среде, в какой был воспитан. А ведь иудаизм к тому времени поднялся на уровень общения с Богом как с Отцом. Язычникам это оказалось в диковинку, можно сказать, откровением. Эту идею они сделали краеугольным камнем новой религии. Все бы хорошо, только сколько жизней при этом загублено. И сейчас столько ненависти к его народу.
- Еще бы. Этот народ обвинили в убийстве бога. Кэтрин, а кто на самом деле виноват в его смерти?
- А кто виноват в том, что случилось с тобой? Киллер, стрелявший в тебя? Граната, заказавший убийство? Вивьен, которая выкрала и удерживала силой? Или ты сам?
- Ты же знаешь, я с самого начала взял всю ответственность на себя.
- Поэтому ты вернулся ко мне. - Мы надолго замолчали. Но ясно было, что разговор не окончен, что мне позарез нужно его продолжение, и Макс сейчас готов к восприятию того, что давно будоражит мои собственные ум и душу. Я опять заговорила. - А он в тот момент, в отличие от тебя, не понял своей ошибки. Но сейчас он хочет правды.
- Какой?
- О себе. О том, что на самом деле он нес людям, и почему это с ним произошло.
- А кто на самом деле знает, что там произошло? Теперь уже правды не найдешь.
Да, трудно проводить расследование ситуации, имевшей место две тысячи лет назад. Может, даже и не стоит, если бы случившееся не волновало людей и спустя эту уйму времени.
- Тебе никогда не казалось странным поведение людей, которые кричали ему "Осанна!" при въезде в Иерусалим, через пару дней яростно требовали его казни, а затем в горе оплакивали его смерть?
- Толпа есть толпа. Она и возвысит, она и растопчет. А потом в лучшем случае пожалеет о содеянном. Но чаще просто забудет.
- Да, ты прав. Но в его случае "толпа" не подходит. Тебе не кажется, что это были разные люди? Вернее, те, кто в надежде и радости кричали "осанна", а потом, пережив величайшее разочарование, воскресили его. И те, кто кричал "распни".
- Конечно, разными. Его оплакивали ученики.
- А почему его имя стало так популярно? Я не хочу говорить "учение", потому что ничего нового он не сказал. Иудеям все это было известно за долго до него, что подтвердит любой независимый исследователь. Неужели ты думаешь, что двенадцати апостолам было под силу стать вестниками Мессии для всего мира. Ты знаешь, сколько людей до него и после объявляли себя "спасителями"? И ничего. Они погибали. Но новой религии не возникало.
- Но, может быть, это как раз и подтверждает правду?
- Какую правду? Что он был сыном Божьим? Мы все Его дети. Есть другая правда, которая подтверждает несокрушимость кармических законов. Давай начнем с какого-нибудь эпизода, например, с изгнания фарисеев и менял из Храма. Тебя ничего в нем не смущает?
- А тебя? - Осторожно спросил Макс, поняв, что этот вопрос я задаю не просто так, и даже хорошо знаю на него ответ.
- Все. Хотя бы даже то, что в Храме существовал строгий порядок, который поддерживала многочисленная стража. Не забывай, был Песах, и величайшую святыню посещали толпы паломников. Более того, в Храме, не то что торговые операции нельзя было проводить, но даже с кошельком денег запрещалось входить. Совсем другое дело - денежные приношения. Но стража отделяла таких паломников от тех, кто приходил с жертвенными животными, которые покупались и ритуально омывались в совершенно другом месте.
- Тогда откуда он выгнал фарисеев и менял?
- Фарисеев вообще ни откуда не выгонял - они к Храму никаким боком отношения не имели. Фарисей - это человек, изучающий и толкующий Тору. Им мог стать любой грамотный иудей, обнаруживший в себе дар проповедника. Кстати, многие исследователи делают предположение, что сам Иисус был фарисеем.
- Почему?
- Как ни странно, но в этом направлении их толкают сами евангелисты, неоднократно заявляя, что он проповедовал в синагогах. Тем более, что существует пример Павла, истинного создателя христианства, а он-то был, как известно, фарисеем. Но если окунуться в ту эпоху, то можно узнать, что тогда по Галилее ходило много странствующих проповедников, которые заодно занимались исцелением людей. Их называли "святыми галилеянами". Как правило, среди их учеников было много женщин. Это были фарисеи, приверженцы школы Великого Галлиля. Они проповедовали добро, милосердие, любовь к ближнему. И "золотое сечение" Торы, выведенное Галлилем: не делай другому то, что не пожелал бы себе. А важной заповедью Торы считали "Люби ближнего своего как себя самого", потому что в отношении одного человека к другому Галлиль видел главное проявление Бога. Кстати говоря, Галлиль жил, по разным источникам, за пятьдесят лет до рождения Иисуса, или умер, когда тот был подростком. Великим его называли уже при жизни.
- А я думал, это учение Иисуса.
- В том то и дело, что ему приписали все то, к чему за многие столетия его народ пришел через боль, страдания, гражданские войны, порабощения. У самого Галлиля были крупные проблемы с саддукеями - те обвиняли его отступничестве от Бога. Дело в том, что реббе, кроме всего прочего, серьезно занимался Кабалой и верил в воскрешение души, что казалось саддукеям ересью, вредной мистикой. Но Иисус не был фарисеем. А что касается эпизода в Храме, то там ничего не было. Была попытка привлечь к себе внимание у стола менял, которые находились на почтенном расстоянии от здания Храма, но ничего не получилось. Находившиеся рядом люди отнеслись к нему враждебно.
- Что значит "попытка"? Он что-то хотел предпринять?
- Неужели ты думаешь, что его казнили за мысли, которые обсуждались в то время в каждой синагоге? За его рассуждения о Царствии Божьем, о котором говорили все, кому не лень? О Святом Духе, что в то время занимало фарисеев?
- Может, он это как-то по-особенному говорил, не так, как другие?
- Может, и по-другому. Но все его рассуждения были в рамках понимания единого Бога, следовательно, допускались. Вот ученики его в дальнейшем перешли эту грань: Учителя они поставили на один уровень с Богом, что являлось прямым богохульством. Первым из них был некто Стефан, доказывавший иудеям в Храме, главном доме Бога, что Иисус тоже бог.
- Почему "некто"? Он же "святой".
-За самое страшное преступление - оскорбление Бога, он был казнен, забит камнями. У Иоанна имеется прекрасное разъяснение подобной ситуции, когда Иисус обращается к фарисеям, якобы, в полном непонимании - мол, я столько добрых дел сделал, а вы наровите меня каждый раз камнями побить. На что те разъясняют: "Не за добрые дела хотим побить тебя камнями, а за то, что ты, будучи человек, делаешь себя Богом". На самом деле, это Иоанн делает из Иисуса бога. У него в каждой строчке, или кто-то называет его "Господом" или он сам себя так величает. Ведь ты этого автора имел ввиду, когда говорил, ему нравится, когда его господом называют. В самом раннем Евангелии от Марка даже имя "Христос" употребляется один раз.
- А может быть, он тоже нарушил что-то очень важное, например, святость Субботы?
- "Человек господин субботы"? Когда читаешь тексты, невольно обращаешь внимание, что исцелением он занимался, как правило, по шабатам, как будто у него это приемный день был. Скорее всего, это неумелая попытка взвалить на него ответственность за нарушение законов Торы.
- Почему неумелая? Все верят.
-Потому что в иудаизме предписано - если сознательное несоблюдение кем-то Субботы известно как минимум десятерым, такой отщепенец становится неевреем. Если верить текстам, то фарисеи за ним о-очень пристально наблюдали. И если бы дело обстояло именно так, то его история окончилась бы значительно раньше и совсем по другому, ибо такому человеку запрещалось посещать синагогу и Храм, его никто бы не пустил на порог своего дома, не стал бы слушать его речей и уж тем более не позволил себя лечить. Он был бы изгоем. Да и в найденных в Египте древних свитках евангелий, названных "логиями", имеется значительное количество его высказываний, где он посылает проклятья на голову тех, кто Субботу не соблюдает. Лучше подумай, тебя ничто не настораживает в названии "Тайная вечеря"? Почему она тайная? От кого тайная? В тот вечер в каждом иудейском доме проходил праздничный седер, то есть строго установленный порядок трапезы. Но аристовывать-то пришли его?
- Его выдал Иуда.
- А что было выдавать? Назови мне повод. И уж если говорить о нарушениях Закона, то ответь мне, с чего бы это вдруг Первосвященник, главный хранитель религиозного порядка и ценностей, забыв обо всем на свете, позволил себе нарушить святость Субботы, удвоенной Песахом, поднять на ноги стражу Храма, а затем созвать малый Синедрион для допроса какого-то странствующего паломника, который ничего особенного не совершал? Ну, подумаешь, устроил небольшой дебош у стола менял. Иудею такое нарушение Закона позволительно при одном только условии.
- По-моему, только в случае прямой угрозы его жизни.
- Ну, вот. Мы сдвинулись с мертвой точки. А теперь скажи мне, разве в Песах иудеи развлекались, подобно язычникам, зрелищем казней? Нет. Они молились в синагогах, потом отдыхали дома, обильно кушали. Им Законом запрещалось передвижение в Субботу по будничным делам, то есть не связанным с посещением синагог. Ты будншь смеятся, но Закон оговаривает даже такую мелочь, как лишение жизни насекомого в первый день Песаха. Муху запрещается убивать. А тут устраивать казнь человека!
- В Библии сказано, что был такой обычай.
- Ага, и в честь праздника кого-нибудь миловать. Такое могло быть в какой угодно стране, в какой угодно провинции Империи, только не в Иудеи. Тут евангелисты немного перепутали. А может быть, не знали по невежеству своему. Римляне вынуждены были согласиться даже на то, чтобы в Иудеи динарий не ходил.
- Почему?
-На нем же был вычекан император. А иудаизм запрещал любое человеческое изображение. Ты понял, к чему я это говорю? - Макс отрицательно покачал головой. - Помнишь его знаменитое "кесарю кесарево, а Богу богово", когда фарисеи принесли ему динарий?
- Разве он этого не говорил?
- Говорил. Только не фарисеям, якобы в ответ на их коварный вопрос.
- А кому?
- Ученикам. Именно так этот эпизод описан в "логиях". Он им про Царство Божье вдалбливал. А они все про налоги спрашивали. Вот он и разъяснял: какие могут быть налоги, когда это Царство уже скоро наступит. А наступит оно, потому что придет Мессия...
- ...и Мессия - он? Ты хочешь сказать, что он совершил революцию не только в умах людей, но и ... Но ведь не было ничего, ни восстания, ни призывов к борьбе с римлянами.
- Как не было? Все было! А главное - огромное желание очистить родину не только от завоевателей, но и от продажной знати, которая засела в Храме. Ведь саддукеи, в отличие от фарисеев, это каста жрецов, вся жизнь которых была связана с исполнением обрядов в Храме. Ими становились по рождению. Это были богатейшие семьи. В их руках находилась не только духовная, но и финансовая власть. И для удержания ее они были готовы на сговор с любыми завоевателями. Ты думаешь, Первосвященник Каяфа дурак был? Нет, он сразу почувствовал угрозу жизни, потому с чистой совестью и нарушил святость Субботы. А восстание? Оно не состоялось только потому, что было пресечено в самом зародыше.
- Но где доказательства?
- В Евангелиях. В них же описано, что его казнили вместе с разбойниками, пойманными после того, как они возмущали народ и кого-то убили. У Марка конкретно сказано, что в темнице сидел "Варрава с сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство". Ты думаешь, их дела в одно судопроизводство просто так объединили? А потом казнили вместе, сознательно пойдя на нарушение всех иудейских законов? А главное, как казнили. Распятие было самой позорной и мучительной казнью - для смутьянов. Вероотступников забивали камнями или сбрасывали в пропасть.
- Ну и что?
- А то, что для римлян и саддукеев эти люди были разбойниками. А на самом деле, они были зелотами. Варрава был известной личностью.
- А это кто такие?
- Макс, знаешь, в чем самая большая проблема большинства людей, верящих в Христа? В незнании о своем боге ничего. Как будто все притворились, что он с Луны свалился, или в пробирке искусственно выращен. А он сын своего народа, замечательной еврейской женщины, смелого и храброго еврейского мужчины. Беззаветно преданный своему народу, а потому готовый для его счастья на любые поступки. Кто такие зелоты? Люди, лишившиеся земли и собственности в результате римского правления. Люди, с оружием в руках готовые бороться против завоевателей. На этапе зарождения этого движения Иосиф Флавий считал, что ими движет "ничем не сдерживаемая любовь к свободе". Говоря же современным языком - это экстремистское крыло фарисеев.
- Что?!
- Если помнишь, мы начали с ликующей толпы. Во всех текстах она описана по разному. Но вот у Луки сказано конкретно - его славили ученики, а народ молча наблюдал за этим. Не помогло даже то, что в экстазе под ноги его осла они бросали одежду, как описано в одном из пророчеств. Это была подготовленная встреча, как впрочем, и белый осел. Он ведь тоже у пророков фигурирует, по-моему, у Захарии.
- Да, в Библии описано, что он велел ученикам пойти в определенное место и там взять привязанного осла. Ученики удивились его дару предвиденья. Я никогда не задумывался о том, что могла быть предварительная договоренность. Но это значит, что они не были посвящены в его планы?
- Не во все. Может быть, ты помнишь, как описывает Лука его путь в Иерусалим? Ученики, сопровождавшие его, ужасались. Следовательно, знали, что возможны разные варианты. Конечно же, он хотел, чтобы народ принял его, как Мессию. И все для этого сделал, как было заповедано пророками. Поэтому в затею с ослом не посвятил даже ближайших учеников. Но не получилось. "Народ безмолвствовал".
- Почему?
- Устали. Устали ждать и разочаровываться в своих надеждах. Время было лихое. Со слов Иосифа Флавия, любая кучка недовольных, себе на погибель, выбирала из своих рядов царя. То бывший раб Ирода претендовал на звание Машиаха, разграбив и спалив несколько дворцов. То какой-то пастух из Галилеи объявил себя царем Иудейским и образовал свое "государство". Результат - ссоженные римлянами города и тысячи распятых вдоль дорог. Много людей погибло и в случае с Самаритянским пророком. Тот обещал показать священные предметы, спрятанные аж самим Моисеем. Многотысячная толпа была разогнана с особой жестокостью. Кстати, считается, что этот эпизод послужил причиной удаления Пилата из Иудеи. Как бы то ни было, на народная апатия возникла не на ровном месте. И хотя он сделал все, чтобы его явление людям соответствовало пророчествам, неверие в очередного спасителя оказалось сильнее.
-Тогда он пошел в Храм?
-Да. А там толпа паломников, строго управляемая стражей. Опять ничего. Попробовал обратить на себя внимание у менял. И тоже мимо. Чуть камнями не побили. Увидел смоковницу и проклял ее, как будто дерево виновато в том, что в эту пору не плодоносит. Сколько разных толкований этой притче дается. А смысл ее прост: он понял, что поторопился, плоды еще не созрели. Только выводы сделал неправильные.
- Почему ты так решила?
- Он же дерево проклял, а не возложил вину на садовника, который не во время пришел за урожаем. Но на самом деле, Храм он посетил с другой целью. Въезд в город не удался - надо было переходить ко второму варианту.
- Вооруженному восстанию? Ты не шутишь? Он разведывал обстановку?
- Дело было к вечеру, и надо было устраиваться на ночлег. Послал учеников и те по известной примете, кувшин с водой, нашли нужного человека, который им указал адрес. Это все описано в Евангелиях.
- Прямо целая конспиративная сеть.
- Конечно. Это была очень хорошо организованная секта - ессейская. В ней подчинение младшего старшему считалось законом А он к тому моменту занимал в ней самое видное место. Ты вспомни его встречу с Иоанном...
- Когда тот его в воду опускал?
- В современном русском языке слово "опускать" имеет несколько иной смысл. Правильнее сказать "окунал". По гречески "баптизо". Впоследствии оно приобрело смысл крещения. Прозвище Иоанна так и переводится - "Окунатель". Иоаннес Баптистес.
-- А как же "Креститель"? Ведь по-русски говорят так?
-- Игра слов. Калька с греческого. Лишь в русском, ну и ряде славянских языков, слово "крещение" и "крест" являются однокоренными.
-- Но ведь они крестились!
-- Макс, ты, когда ванну принимаешь, крестишься?
-- Скорее моюсь.
- Вот и они очищались. С какой стати креститься двум евреям-ессеям, исповедующим иудаизм более строгий, чем у самого Моисея? У Луки, например, сказано, "когда же крестился весь народ", тогда принял крещение Иисус. Тебе известно что-нибудь о крещении израильского народа? Мне нет. Акт крещения подразумевает под собой приобщение к христианской вере, не так ли? А к чему мог приобщать Иоанн, если этой веры еще не существовало? Поэтому правильнее говорить об очищении водой. И о том, что ессеи были помешаны на физической и духовной чистоте. Ритуальное водное очищение, было обязательным в их распорядке дня. Но я не об этом. Иоанн ведь поначалу отказался его в воду окунать, смею ли я? "Мне надобно креститься от тебя..." И это робко говорит человек, ставший к тому времени авторитетным проповедником. А Иисус ему: "Оставь теперь, ибо так надлежит исполнить всякую правду".
- Что в этом особенного? Иоанн увидел в нем Мессию.
- Поэтому они должны друг друга покрестить? А какую правду исполнить? Вот в чем вопрос! Если же предположить, что они состоят в одной общине, и младший в иерархии получил согласие старшего, то все становится понятным. И правда состоит в том, что Иоанн первым из ессеев стал нести людям идеи этой закрытой от остального мира секты. Следовательно, по мнению Иисуса, имеет право провести над ним, жрецом секты, ритуал очищения. А в том, что Иоанн был ессеем, ни у одного современного исследователя нет сомнений. В чем суть его проповедей? Конец света, огонь очистительной войны, после чего на земле установится Царство Божие, но попадут в него только покаявшиеся и принявшие от него ритуальное очищение. Да, и обязательное условие - отказ от собственности, потому как в новом царствии оно не понадобиться. Все согласно устава секты. Община была организована во П веке до нашей эры. А позже ее возглавил человек, которого сектанты называли Учитель Праведности. Он погиб от преследований некоего жреца. Ессеи свято верили в его воскрешение. Именно об этом пророчествовал Иоанн. И об этом спрашивал у Иисуса, посылая к нему учеников из тюрьмы: тот ли он человек? "Тот ли ты, который должен придти или ждать нам другого"? А ведь их эпохальная встреча уже состоялась, И согласно текстам, небеса над Иисусом разверзлись, и Святой Дух на него ввиде голубя сел. Да и голос оттуда, сверху, утверждал : "Это сын мой возлюбленный..." С чего бы это вдруг Иоанн засомневался?
- Стоп, Кэтрин. Кто такой Учитель Праведности? И неужели его существование так важно в возникновении христианства?
- Это так называемый "исторический Иисус", в отличие от евангелистического, о котором говорим мы. Его существование предсказала еще Блаватская.
- Мадам Блаватская? Известная авантюристка?
- Ну, это утверждение весьма спорно. Тем более, что люди, скомпрометировавшие ее, официально признались в подтасовке фактов. Но нас интересуют ее феноминальные способности в области прогнозов. В конце 19 века она предсказала появление фашизма. Ее слова выглядели нелепыми на фоне благостных ожиданий "эры милосердия", которую должен был принести грядущий 20 век. Еще одно гениальное предсказание - мощный прорыв в физике, поднявший человечество на новую ступень развития. А ведь тогда признанные ученые авторитеты в один голос твердили, что в физике все открыто, найдено, доказано. И вдруг посыпалось - рентген-лучи, радиоактивность, открытие электрона, цепные реакции и так далее.
- А Иисус здесь при чем?
- А при том, что думающего человека, всегда интересует тот самый первый шаг, послуживший началом ложного пути. Будучи верующим человеком, она презирала богословское христианство и искала первопричину ...
- И она в нем? - перебил меня Макс.
- В неправильном понимании того, что он нес. Ты будешь удивлен, но Блаватская считала, что евангелистический Иисус никогда не существовал, в отличие от исторического, который жил на век раньше известных событий. И что богословское христианство не имеет никакого отношения к истинному учению.
- Почему "исторический"? Странное определение.
- Потому что после Второй мировой войны в конце сороковых, в местечке Кумран, что недалеко от Метвого моря, были найдены рукописи, отнесенные специалистами к ессейским, в которых, помимо всего прочего, рассказывается об Учителе Праведности, жизненный путь которого, как две капли воды схож с биографией Иисуса. Кто-то из исследователей Кумрана, сказал, пожалуй, сильнее: "до галлюцинаций". Еще одно блестяще сбывшееся предсказание мадам.
- И о чем это говорит?
-О том, что Учитель Праведности - реально живший человек. Тому есть документальное подтверждение. А вот по поводу реальности Иисуса всегда существовало много разногласий. Любое исследование на эту тему начинается с перечесления достоверных исторических источников того времени, в которых отсутствуют указания на его служение и смерть. Даже упоминание о нем Иосифа Флавия было признано не заслуживающим доверия, так как установлено, что вставлено в текст значительно позже переписчиком-христианином. Вот на этом документальном безмолвии строила Блаватская свою систему доказательств.
- И она была права?!
- Если бы все было так, то зачем понадобилось выдумывать второго, помещать его в другую историческую реальность, указывать массу географических привязок, называть имена действительно живших людей. Их было двое! Но без первого не было бы второго. Учитель Праведности был весьма неординарной личностью: исцелял больных, творил чудеса, получал Божественные откровения. По мнению кумранских исследователей, для ессеев он был высочайшим авторитетом.
- А как он умер?
- Его судили, по-моему, даже дважды. Подвергли истязаниям, а потом повесили на дереве.
- За что?
-Тут дело тоже темное, даже мистическое. В Кумранских свитках нет прямого указания причины гонений на него. Но в талмудических источниках существует рассказ о некоем Иешуа сыне Марии, жившем в 1 веке до нашей эры. До нас рассказ дошел в списках то ли 11, то ли 12 веков. Не буду засорять тебе голову массой подробностей, суть состоит в том, что этому Иешуа стало известно имя Бога, которым он и творил чудеса.
- А Яхве? Это разве не имя Бога?
- Это лишь буквенное обозначение имени. Причем, поставив другие огласовки, эти буквы можно прочитать иначе. Например, Иегова. Настоящее имя Бога - величайшая тайна, известная только Первосвященнику, который произносил его один раз в год в специальном помещении Храма, Святая Святых, вход куда остальным, был строжайше запрещен. Неудивительно, что религиозные власти посчитали, вполне естественно, действия Иешуа святотатством и покушением на их авторитет, со всеми вытекающими отсюда выводами. Вот его Блаватская и считала историческим Иисусом, а ее последователи выдвинули предположение, что Иешуа и Учитель Праведности - одно и тоже лицо. Приняв эту версию, становится понятным, что у Иисуса были реальные основания соединить в себе веру братьев в воскрешение Учителя Праведности, которого они воспринимали и как ожидаемого всеми Мессию. Но и этого мало, он сделал невероятное - воплотил в себе живой образ Сына человеческого.
- Кэтрин, о чем ты? Это придумка людей, плохо знающих иврит. Ты сама говорила об этом. Словосочетание "бен адам", то есть сын Адама, означает просто "человек". Заменив им "сына человеческого", понимаешь, что ни о каком божественном происхождении Иисуса речь не идет.
- Ты совершенно прав, речь идет именно о его человеческой природе. Но это понятие, "Сын человеческий", придумали не евангелисты, и даже не он сам. Задолго до его рождения оно появилось в Книгах Даниила и Еноха.
- А это что такое?
- Но чтобы понять, откуда вдруг возник этот образ, нужно знать, а что, собственно, представляла из себя Иудея, маленький клочок земли со странным народом, поклоняющимся только одному Богу, в отличие от многочисленных завоевателей-язычников, бесконечно сменявших друг друга. Мощнейшие империи: Ассирия, Вавилон, Персия, Эллада Александра Македонского, а после его смерти длительный период правления Птоломеев, его потомков, захвативших власть в Египте. Ко второму веку до нашей эры лакомый кусочек Иудея уже была под селевкидами, другими потомками Александра, вечными соперниками Птоломеев. И вот уже встает на ноги новый колосс - Рим, нанесший первое поражение селевкидам и потребовавший с них контрибуцию. Заметь, Иерусалим, стоящий форпостом на окраине всех этих империй, необходим им для охраны своих границ и как мостик для общения с остальным миром. К тому же для всех без исключения завоевателей это неплохое пополнение казны. При этом, после персидского царя Кира, никто открыто не вмешивался в религиозные дела, пока к власти в Греции не пришел Антиох Епифан, который из последних сил стремился противостоять историческому процессу. Он начал с беспрецедентного насаждения эллинизма в своих владениях. Реакция людей последовала незамедлительно, начались волнения. Но Антиох вдобавок ко всему нуждался в деньгах, ведь ему нужно выплачивать сумасшедшую контрибуцию. И он решился на разграбление Иерусалимского Храма. Вот тут уже поднялось настоящее восстание, которое, как ты понимаешь, было подавлено. В качестве наказания непокорному городу Антиох заселил его иноземцами. В Храме была поставлена скульптура Зевса, в жертву многочисленным богам приносились свиньи. На иудаизм был наложен строжайший запрет. Всем, кто совершал обряд обрезания, соблюдал кашрут и Субботу, грозила смертная казнь. Свитки Торы изымались и сжигались. Антиох видел главный источник сопротивления в иудаизме. Многие иудеи стали покидать Иерусалим и селиться в пустынных районах. Именно тогда была создана секта ессеев.
- А что означает это название?
- Существует два варианта. Один "целитель", другой "набожный". Подходит и тот, и другой. Секта стала центром духовного сопротивления. Но этот период важен появлением в иудаизме нового жанра -- сочинений, написанных от лица известных пророков. Это было предсказание конца света и последующего воссияния Царства Божьего. Там описана величественная сцена -- к Богу, сидящему на троне, подходит Сын человеческий, будущий властитель этого царства. Безусловно, образ Мессии это поднимало на новый, более высокий уровень, что многим теологам дает повод говорить, что этот сверхъестественный образ подтверждает божественное происхождение Иисуса.
- А по-моему, наоборот, только подчеркивает его человеческую сущность. "Бен Адам", сын Адама, то есть такой же, как все остальные люди, стоящий перед лицом Божьим.
- Как бы то ни было, но многие исследователи сходятся на том, что "Книга Даниила" была настольной у ессеев. Ее тезисы стали основой Иоанновых проповедей. А Иисус целью своей жизни поставил утвердить Царство Божье на земле. Ты думаешь, он просто так три года ходил из деревни в деревню? Учеников, своих посланников, по городам рассылал? А о чем они весть несли? О воскрешении в нем Учителя Праведности, Мессии в образе Сына человеческого. О том, что секта должна сплотиться вокруг него. Он сам обозначил границы их передвижений: у Матфея сказано, чтобы к язычникам и самаритянам не ходили. А что обещал городам, где апостолов не примут, то есть там где ессеи не признают его за воскресшего Учителя? Участь Содома и Гомморы.
- Так он создавал организацию?
- Воссоздавал ее.
- Есть разница?
-Конечно. Ко времени, когда Иисус возглавил секту, она была достаточно разнородна, утратив былую силу. Большинство братьев переселилось в города и деревни, где занимались ремеслами и земледелеем. Торговлей не занимались принципиально. Жили большими общинами, не имея собственного имущества, а только общественное. Но духовного лидера не было.
- А Иоанн?
- Иоанн с учениками обитал в пустыне. Но, видимо, себя в роли лидера не видел. Не зря же говорил, что сильнейший придет следом за ним. Правда, и в Иисусе не сразу такого разглядел, поэтому и засомневался. Проповеди Иланна о Царствии Божьем, жизнь в котором ему представлялась по образу и подобию секты, и которое наступит вследствии очистительной войны, настолько насторожили власти, что деятельность Иоанна была пресечена самым радикальным образом. (И танцы Соломеи тут вовсе не при чем). Иисус решил идти "другим путем" - сначала сплотить общину вокруг себя. Следует учесть, что книжники, которых так не взлюбили евангелисты, фиксировали все течения, направления, даже нюансы иудаистской мысли. Следовательно, было отражено и ессейство. И если деятельность Иисуса не обратила на себя внимания, значит, выхода за уже известные рамки не было. Секта не была подпольной.
- А как же многочисленные споры Иисуса с фарисеями?
- В синагогах он действительно проповедовал, но сомнительно, что его взгляды резко отличались от фарисейских - иначе нашли бы хоть какое-нибудь отражение в Талмуде. Да и в логиях многие такие сюжеты подаются в другой обстановке и при других обстоятельствах. А потом не забывай, он сознательно спроецировал на себя образ Учителя Праведности, у которого были многочисленные контакты с фарисеями.
- А его проповеди перед людскими толпами?
- Ты имеешь ввиду Нагорную проповедь? Вряд ли это были случайные люди. Случайных римляне сразу же, без всяких рассусоливаний разогнали бы. Мы об этом уже говорили. А эти пришли тайно, в условленное место, чтобы послушать его. И обращение к ним Иисуса было совсем не случайным: "Блаженны нищие ибо их Царствие Божье".
- Нет, Кэтрин, неправильно. "Блаженны нищие духом..."
- Макс, запомни, нищие духом блаженными не могут быть нигде, ни на земле, ни в Тонком мире. Именно "блаженны нищие". Так сказано в подлиннике у Луки, у него одного. Видимо, в последствии, пытаясь привести тексты к общему знаменателю, вставили "случайно" пропущенное слово. Но вариант Луки - самый правильный.
- Почему ты так уверена?
- Потому что ессеи называли себя по-разному. То "воинами света", а то "простецами" или "нищими". В противовес храмовому жречеству, которое богатело день ото дня. Я уже тебе говорила, что в Иудее ходил шекель. Все пожертвования в Храм и обязательные налоги на него, которые был обязан платить каждый иудей независимо от места жительства, (а диаспора была многочисленной и богатой), принимались только отчеканенной в Иерусалиме монетой.
- Игра на курсе?
- Тебе и не снилось на каком. Жрецы сделали Храм одним из главных мировых центров оборота денег. А расплачивались за это в прямом смысле бедные слои. Римляне за разрешение хождения шекеля ввели в Иудее дополнительный подушный налог, взимавшийся даже с женщин и грудных детей. Он шел на строительство Храма Юпитера. Ессейская же секта, кстати в свое время образованная частью жреческой элиты, на первое место ставила духовное богатство, а потому аскетизм был главной чертой их образа жизни. По такому подобию в дальнейшем будут устроены монашеские общины.
- У них и обет безбрачия существовал, как у современных монахов?
- Абсолютно верно. Ессеи считали, что женитьба, семья отвлекает их от главного занятия: служения Богу. Именно в связи с этим Иисусом была сказано: "некоторые сделали себя скопцами для Царствия Божьего". В этом вопросе они кардинально расходились с фарисеями - те придерживались той точки зрения, что если Бог создал людей такими, то отказывать себе в удовольствии величайший грех. Но не прелюбодействовать.
- И что же, в самом деле ни за что и никогда?
- Нет, конечно. Против инстинктов не пойдешь, а половой, как известно, стоит на втором месте после пищевого. Да и фанатизм хорош, когда подпитывается рациональностью. Вот и отцы секты осознали, что целомудренность братьев не увеличивает их рядов. Поэтому ессеям после определенного возраста разрешалось покидать общину и обзаводиться семьями для продолжения рода и пополнения братства. Более того, ессеи приветствовали воспитание детей в их среде. Об Иоанне Лука так и говорит: " Младенец возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дней явления его Израилю". Теперь понятно, где? Но вернемся к Нагорной проповеди. Это было обращение лично к братьям по духу: в Царствии Божьем они, нищие, из последних станут первыми. Ведь что такое Царствие Божье в понимании иудея? Это царство справедливости, где не будет лжи и беззакония, где во всем своем великолепии воссияет закон Торы. Поэтому Иисус давал более сильные, с его точки зрения, трактовки Пророков. И тогда же говорил, что пришел исполнять Закон "до последней черты, до последней йоты". Мы с тобой уже говорили, что гласные в иврите обозначаются огласовками: черточки, точки, буква "йуд".
- Еще есть буква "вав". Но он почему-то про нее забыл.
-Очень смешно. Видимо, по стилю не подходило. Тем не менее, его слова свидетельствуют только о том, что он не собирался вступать ни в какие конфликты с Законом.
- Но это же его программная речь!
- Безусловно. Но его противопоставления, которые в дальнейшем были расценены, как тезисы нового учения, и уже сами противопоставлены иудаизму, ни на йоту, как он и обещал, из рамок не вышли, разве что в отношении разводов. Правда, многие из них соответствовали Устной Торе, что кстати свидетельствует о том, что устную традицию он поддерживал, как фарисеи. В отличие от саддукеев, отвергавших ее. Исследователи же считают, что именно в этом его проблема, он путает Закон с традицией, то есть толкованием.
- Но он же ссылается на то, что в Законе сказано: "люби ближнего своего и ненавидь врага своего". То есть так, якобы, заповедано евреям.
- Макс, все оттуда, от невежества и незнания первоисточника, но не им самим, а людьми, взявшими на себя величайшую ответственность говорить от его имени. В Торе сказано: "Не враждуй на брата в сердце своем, не мсти и не храни злобы, а люби ближнего своего, как себя самого". О вражде нет ни слова. Он не мог приписать Закону то, чо в нем не сказано. А вот продолжить мысль: "любите врагов ваших, благославляйте их..." - другое дело. Но опять же в русле иудаизма, так как отношение к врагам подробно рассматриваетя им - разгрузи осла врага своего прежде, чем осла друга, приведи к врагу его заблудившегося вола, развьюч осла врага, упавшего под тяжестью ноши. Это не простые слова - заповеди Торы.
- А как же "око за око, зуб за зуб"? Мщение, к которому призывает Закон.
- В Торе эти слова стоят в контексте законодательства при решении споров. На самом деле иудаизм - первая попытка человека установить справедливость законным путем. В данном случае речь идет о материальной компенсации, а не о кровавой мести, именно в таком ключе толковали это место фарисеи.
- А фарисеи-лицемеры, которые молятся у всех на виду и милость оказавыют, чтобы видели все?
- И опять идет развитие темы, о которой много говорится у Пророков и во Второзаконии, потому что лицемеры были во все времена, так же, как и те, кто без шума исполнял заповеди Торы о помощи бедным. В иудаизме она называется "свершение справедливости", а не милыстыня. Закон даже определяет ее размер - десятая часть дохода, поступающая в общину для распределения нуждающимся - и рекомендует делать ее тайно.
- А как же чудо? Именно тогда он одно из своих главных чудес совершил: пятью хлебами тысячи людей накормил, и еще осталось.
- Да. Но никакого чуда не было. Люди пришли из разных уголков страны в заранее оговоренное время и место, со своей едой. И когда Учитель стал передавать в толпу хлеб и рыбу, они стали делиться своими продуктами друг с другом, как было заведено у ессеев. Он даже ученикам, отправляя их в дорогу, советовал ничего с собой не брать, потому что ессеи, у которых они останавливались, снабжали их всем необходимым, о чем евангелисты тоже упоминают.
- Кэтрин, ты говорила о тайной вечере.Так почему она была тайной?
- По двум причинам. Во-первых, это был не обычный пасхальный седер, а ессейская трапеза, где заседал совет общины. Для этого был необходимый кворум в двенадцать человек, трое из которых жрецы: Иаков, Петр, Иоанн, как предписывалось Уставом.
- Разве они были жрецами?
- Именно этих троих он выделил из учеников и возвел на гору Фавор, что описано, как явление Преображения. А на самом деле - это был ритуал посвящения в жрецы. По всей видимости и на этой трапезе кого-то из учеников посвящали в очередной сан. Поэтому он освятил хлеб и, должно быть, сусло.
- А как же вино? Он же даже воду превращал в вино. И потом, на этой вечере он давал пить ученикам вино Нового завета.
- Давай по порядку. Как назорей он не имел право употреблять вино. Что касается чуда в Канне Галилейской, то это особый случай. Он пришел с матерью на свадьбу, а у хозяев не хватило вина для самого главного тоста, который должен произнести каждый иудей, когда ему плохо и когда он счастлив, потому что даже в самые радостные минуты он должен помнить, что ему ... горько.
- Горько?
- Да. Горько за разрушенную святыню. Речь идет о первом Храме, построенном еще царем Соломоном и разрушенном вавилонянами. И хотя Храм был отстроен заново, а потом перестроен Иродом Великим, иудею всегда горька память о его потере. Как ни странно, но в России прижилась эта традиция, кричать на свадьбах "Горько!", в другом, правда, контексте. Хотя до сих пор никто не понимает, к чему эти слова произносятся в такой счастливый день. Думают, что примета такая.
- А чаша завета?
- Вот это намного серьезнее. Мы уже упоминали о Кумране. Проведенные раскопки дают основание предполагать, что в этом месте находился ессейский храм. Это подтверждается и огромным количеством найденных рукописей. Правда, исследователи расходятся во мнении, обитала ли там ессейская верхушка, или это место проживания другой секты, отделившейся от ессейской, как более радикальное ее течение. Дело в том, что кумранская община называла себя "Новым союзом", или новым заветом с Богом, потому что старый, как они считали, был осквернен жрецами Храма, пребывающими во грехе. Иисус принес понятие "Нового завета", но сколько ни читай Писаний толкогого разъяснения о нем не найдешь. Скорее всего ессеев натолкнули на эту мысль слова пророка Иеремии, через которого Бог обещает создать с домом Израиля и домом Иуды новый завет, не такой, "когда взял их за руку и вывел из земли Египетской"
- Но ты говоришь, были найдены рукописи.
- Около восьмисот. Часть из них-- самые древние свитки Торы и Книг Пророков. Другая - документы самой секты. Все они созданы значительно ранее новозаветных. Но первое, что бросается в глаза, общность их фразеологий.
- Фразелогия, терминология - всего лишь предположения, косвенные доказательства его связи с ессеями.
- Ну, а вариант молитвы "Отче наш", авторство которой приписывается ему? Список ее присутсвует в кумранских документах. Это аргумент? Да и история раннего христианства подтверждает, насколько оно восприняло дух секты, образ ее жизни, ее устав. В первых общинах жизнь была построена по принципу коллективизма и общности имущества, как и у ессеев. Помнишь, какое условие ставили Иисус и Иоанн для желающих попасть в Царствие Божье? Отказ от собственности. Да и само устройство общин, описанное в "Деяниях", это слепок с предписанных кумранским уставом правил.
- Но это условности. Должно существовать что-то очень серьезное, что вывело ессейство на новый уровень.
- Безусловно. Правда в то время этому не придали никакого значения. Ибо в талмудической литературе ессеев называют "людьми дела". Сами же они считали "делом" строгое выполнение Законов. При этом активно разрабатывали тему дуальности, присутствующую в иудаизме. Отсюда в их сочинениях постоянные сюжеты борьбы света с тьмою, правды и лжи, детей Бога с детьми Дьявола.
- Это главная концепция христианства - борьба Добра со Злом! Бога с Дьяволом!
- Эта тема прсутствует во всех религиях. Другое дело, с которой исходной позиции она рассматривается. В данном случае, все как в жизни - ребенок имеет отличную от родителей точку зрения на один и тот же вопрос. Я не говорю о том, правильная эта точка зрения или нет. Она просто другая, и ты ее сразу определил.
- Как?
- Ты противопоставил Дьявола Богу, и тем самым вышел за пределы иудаизма. А ессеи на тот момент этого еще не сделали, потому что борьба света и тьмы рассматривалась ими, как Божественное проявление. Ведь согласно Торе все создано Богом, подчиняется его воле, в том числе, свет и тьмя, Ангелы и Дьявол. Следовательно, Дьявол - такой же слуга Бога. Их противопоставление - уже другая система координат. Но развитие сектой этой темы явилось переходным мостиком меж двух религий. Ты никогда не задумывался, с какой стати Иисус называл себя сыном Божьим?
- В основе иудаизма лежит создание Богом всего, в том числе и человека.
- Совершенно верно. Бог своим волевым началом создал этот мир и человека. И хочет, чтобы человек в этом мире вел себя так, а не иначе.
- Ты хочешь сказать, что свои отношения с Богом иудеи воспринимали, как личные?
-С самого начала, со времен Авраама. В умных книгах говорится: "осознание персональности Бога позволяет строить отношения с ним на межличностном уровне". Иудеям понадобился очень долгий путь познания Бога и себя, этапом на котором стали отношения Отца и детей, безусловно духовных. Поэтому образ Сына Человеческого, воспринятый ессеями, не противоречил концепции иудаизма в данном контексте.
- Но ведь в чем-то этот выход состоялся?!
- Иудеи считают себя не простым народом, а богоизбранным - только через них Бог дает свои законы, по которым только они могут жить. Поэтому иудаизм никогда серьезно не страдал миссонерством, а служение Богу обставлялось разными сложными ритуалами. Ессеи же сместили акценты. Они посчитали, что борьбу света с тьмою должен вести не богоизбранный народ, оскверняющий себя многочисленными грехами, а Богом избранный из их среды человек, Сын человеческий. Следующий шаг в этом направлении - "Сын Бога живого". Этот шаг сделал он сам, в оправдание тех высоких целей, которые поставил. И этот шаг стоил ему жизни.
- Все-таки он сам себя так назвал! А грехи? На той вечере он говорил, что вино - это его кровь, которой смоются все грехи. Я так понимаю, отсюда пошло учение о принятии им всех грехов.
- На самом деле, вывод о крови, которой является вино, смывающее все грехи - это сложная цепочка ассоциаций, которая могла сложиться только в голове иудея. С незапамятных времен существовал обычай возлагать на голову живого козла все грехи, а затем отпускать его в пустыню.
- Ну и что?
-Как что? Грехи сняты, а никакого ритуального убийства нет! Теперь давай вспомним Авраама, который должен был принести в жертву Богу своего сына Ицхака. За бесприкословное подчинение Авраамом Божественной воле и за смиренное принятие своей участи Ицхаком, Бог в последний момент изменил свое решение. В жертву был принесен барашек- агнец. На этом с человеческими жертвоприношениями у иудеев было покончено. По традиции именно в Песах за трапезой съедался заколотый накануне агнец - пасхальная жертва Господу, за то что Он прошел мимо иудейских домов в Египте и помиловал их первенцев. У Луки так и сказано: "Настал день опресноков, в который надлежало заколоть пасхального агнца". Был он и на столе Иисуса, тот сам велел: "Пойдите и принисите нам есть пасху". У Матфея сказано еще точнее - он послал учеников к человеку с известием, что хочет у него "совершить пасху"! А теперь представь, он весь в напряжении - скоро должно произойти то, к чему, как ему казалось, и призывал Отец небесный. У евангелистов сказано, что он стал излагать ученикам свое виденье Царствия Божьего на земле. Видимо, в первую очередь - отказ от жертвоприношений, противниками которых выступали ессеи. А ведь он сам только что ел мясо принесенного в жертву животного. Может быть, ему вспомнились слова пророка Исайи, устами которого Бог возвещает жрецам, что ему противны приносимые ему жертвы животных, запах курений, и требует омыть "руки, полные крови".
- Кровь заменяется вином? Грехи сняты, а жертв нет. Это и есть чаша очищения?
- "Пейте из нее ибо это и есть кровь моя нового завета", изливаемая для избавления от грехов. В этом вопросе присутствует другой нюанс. Матфей вложил в его уста утверждение: "Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи". Как эта тема была развита в дальнейшем, хорошо известно.
- Он взял на себя функции Бога?
- Сомневаюсь, что он. Иисусу было хорошо известно, как его религия решает эти вопросы. Поэтому в полном соответствии ей и говорил о прощении врагов своих. Тора гласит, что грехи перед Богом могут быть прощены только Богом. А вот перед другим человеком - только после их искуплении и, что очень важно, при прощении пострадавшей стороной, Бог может простить грешника.
- Но он говорил еще и о хлебе - что это тело его.
- Это уже придумки из области канибализма. А вот ессейское благословение Иисусом хлеба на той вечере важно для понимания еще одного эпизода, его первого явления людям после "воскрешения". Если помнишь, через несколько дней после казни, его повстречали двое, один из коих звался Клеопой, на пути из Иерусалима. Он прошел с ними долгий путь. Лука говорит, что за это время прочитал целую лекцию "начав с Моисея и Пророков, разъясняя все сказанное о нем в Писаниях". Но видимо слушатели попались бестолковые, потому что только к вечеру, когда во время еды незнакомец надломил хлеб, они узнали в нем Иисуса.
- Может быть, они раньше никогда не видели.
-Вполне возможно, но меня всегда интересовал вопрос: каким особенным, определяющим его опознание способом, он надломил этот хлеб - наискосок, на кусочки его покрошил?
- Ну, и как же?
- Он надломил хлеб, а не мацу. Ведь все происходило в Песах. Вся страна употребляла в еду опресноки, а этот - хлеб. На несчастных это произвело такое колоссальное впечатление, что они кинулись в Иерусалим с известием о его воскрешении, не понимая, что их попутчиком был никому не известный ессей, для которого вода и хлеб были обычной пищей. А что касается тайной вечери, то он ждал результатов вооруженного восстания. Мы уже говорили о пойманных зелотах. Их схватили римляне, и содержались они отдельно от Иисуса, в темнице, поэтому их связь не бросается в глаза. Получив не радостные известия, понял, что пришел конец. Ушел из этого дома, чтобы не навлечь беду на хозяев, и стал молиться о благоприятном для себя исходе. Ничего другого не оставалось.
- А как насчет его пророчеств о Петре, что тот отречется от него три раза до первых петухов?
- Макс, если я тебе скажу, что в Иерусалиме никогда петухов не было? Это снимет остроту вопроса?
- Что значит не было петухов?
- Это была запрещенная для Иерусалима птица.
- А насчет Иуды?
- Послушай, Евангелия--это письменные записи рассказов свидетелей, которые на самом деле во многих случаях очевидцами событий не были. В дальнейшем эти рассказы передавались людьми не знающими ни Иудеи, ни иудаизма. Но даже имющиеся правдивые слова, диалоги, сюжеты переданы без понимания подоплеки тех или иных событий. Между самими учениками согласия-то не было, и не все слова Учителя они понимали, а уж после его смерти ...
- Ты хочешь сказать, что Иуда Искариот не был предателем?
- Иуда был достаточно близок к Иисусу. Мало знакомому человеку, вряд ли был бы доверен ящик с деньгами. А Иуда, как известно, носил кассу.
- Что же получается, что он хорошо знал своих учеников, и они не были случайными людьми, рыбаками, собирателями податей?
- Рыбаками они, может быть, и были, но случайными - нет. По крайней мере, четверо из них. Они были его братьями. Макс, пойми, он решился на очень отвественный шаг - притворить в жизнь пророчества о Царствии Божьем. Поэтому и учеников выбирал преданных, по возможности связанных с ним родственными узами, что в те времена было определяющим. С одной стороны. А с другой требовал жесткого подчинения себе, без всякого снисхождения на родство. Потому как и ответственность на них возлагал величайшую! Помнишь у Матфея: "Сядите на двенадцати престолах и будете судить двенадцать колен Израилевых"?
- Его братьев звали: Иаков, Иосиф, Симон и Иуда. - Стал вспоминать Макс.
-Иаков в Библии упоминается часто, а в "Деяниях апостолов" напрямую называется "братом Господа". После смерти Иисуса, считается, что именно он возглавлял первую общину назореев. Соблюдение христианами Торы считал обязательным. С его гибелью это течение заглохло. Симон, от самого Иисуса получил прозвище Петр, что по гречески означает камень, за то, что тот первым признал в нем Мессию. Петру в будущем царствии отводилась особо важная роль: у него должны были быть от него ключи, чтобы решать, кого туда можно пускать, а кого нет. Кстати, Петр единственный, кто пытался отговорить его от задуманного. А в ответ слышит: "Отойди от меня, сатана! Ты мне соблазн..." Петр до последнего момента пытался находиться рядом с братом, но для этого ему пришлось несколько раз отказываться от связей с ним. В Евангелиях сказано, что Симон и Андрей были братьями. Но имя Андрей -- не переделанный вариант иудейского. Это греческое имя, в переводе означающее "мужественный, храбрый". Следовательно, можно предположить, что это прозвище Иосифа, которое он получил еще в детстве. Вот с Иудой намного сложнее. В части христианских источников указывается, что он стал апостолом Фаддеем...
- Послушай! - Вдруг перебил меня Макс. - А кто был настоящим отцом Иисуса? В апокрифе описано, как Мария досталась старцу Иосифу: у того оказался самый короткий посох, на который сел Святой дух, принявший образ голубя, и посох расцвел. Очень красивый сюжет, вдохновивший многих художников. По сути, жребий.
- Это Протоевангелие от Иакова и апокриф от лже Матфея. В число канонических текстов не приняты, но рекомендованы для чтения в религиозный общинах. А зря. Потому что от первого до последнего слова чистейшая выдумка. И про посохи, которые хранились в Святая Святых Храма и про брак между двенадцатилетней девочкой и престарелым мужем.
- Но зато это многое объясняет...
- Да ничего это не объясняет. Макс, это же Иудея, Тора, Закон! Ты помнишь самую первую заповедь, данную Богом самому первому человеку? Ну, вспоминай! "Плодитесь и размножайтесь". Брак, не предполагающий потомства, никогда не может быть освещен Богом. Следовательно, по Закону не мог быть заключен. И потом ты мне сам только что перечислил братьев Иисуса, из которых он был старшим. А были еще сестры. Не мог быть Иосиф престарелым, ну никак. Другое дело существовал ли это плотник Иосиф? Подумай, разве мог сын обыкновенного плотника назвать себя Мессией, если одно из главных условий, обозначенных пророками, его происхождение из рода Давида?
- Ну-ка, ну-ка... Ты согласна в этом с Дэном Брауном?
-- Ты имеешь ввиду "Код Давинчи"? Глупость несусветная, да и к тому же опасная. Уводит людей совсем в другую сторону, далекую от истины.
-- У тебя есть другие предположения?
- Ты можешь с ними не соглащаться. Но мне эта версия кажется достаточно обоснованной. Отцом Иисуса был Иуда Галилеянин, открыто высказывавшийся против сбора налогов римлянами, что в конце концов привело к восстанию, отправной точкой которого послужила пресловутая перепись Квириния. Восстание, конечно же, было подавлено. Вот только что стало с Иудой?
- Кэтрин, ты серьезно?
- Объясни мне, с чего бы вдруг женщине, жене обыкновенного плотника, перед родами покидать родные места и нестись в неизвестность? Ответ напрашивается сам собой - реальная угроза жизни ее мужу, ей или ее семье. Самое смешное, Иуда Галилеянин упоминается практически всеми исследователями христианства, как противопоставление Иисусу в вопросе выплаты налогов. Он категорически утверждал о том, что людьми правит только один Бог, поэтому только Ему следует платить налоги. Взгляды Иуды признаются основополагающими в развитии национально-освободительного движения иудеев.
- А с чего ты решила, что их связывают родственные узы?
- Давай будем точными - не я. Это во-первых. Во-вторых, если в своих трудах Иосиф Флавий посвятил ему, пускай даже несколько строк, это говорит о том, насколько яркая это была личность. Иосиф пишет, что Иуда и его соратник фарисей Саддук "побуждали народ отстаивать свою свободу", считая что перепись ведет к рабству. Они были создателями "четвертой философской школы". Ты понимаешь о чем идет речь? О зелотах! А что касается их родства, то все вопросы туда же - к Иосифу Флавию, который в "Иудейских древностях" оставил запись, что во времена правления Иудеей Александром Тибереем, приемником Фада, "были казнены два сына галилеянина Иуды, Иаков и Симон, которые во времена переписи Квириния побуждали народ к восстанию против римлян. Александр велел их распять".