Искусство самопрезентации. Целый мир под названием "Я"
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Татьяна Хруцкая
ИСКУССТВО САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
ЦЕЛЫЙ МИР ПОД НАЗВАНИЕМ "Я"
Санкт-Петербург
2012 год
- Можно вам сделать комплимент?
- Конечно, можно!
"Ах, оставьте ненужные споры,
я себе уже всё доказал..."
Любовь по первому впечатлению - это главный успех в жизни!
Властители наших дум. В телевизоре, на радио, в Интернете, в книгах... Там люди смелые, нахальные, у которых хорошо подвешен язык, а что в душе ... потёмки... Болтуны. Они способны уболтать любого. А светлые душой люди, которых хотелось бы послушать, часто не могут красиво выразить словами то, что думают, что чувствуют, во что верят. Им некогда было тренировать язык, они делом всю жизнь занимались, поэтому у нас пока тепло, светло и красиво, и есть, что покушать, и во что одеться.
Я должна иметь возможность, познакомившись с разными точками зрения, преломить эти точки зрения через своё собственное восприятие жизни. Характер - это и есть судьба.
Нельзя поймать удачу, она сама придёт,
Если ты окажешься достойным. А пока работай!
Ура! Увы...
Из хаоса Вселенная сама по себе возникнуть не могла. Теория всего. Как устроен мир, откуда он взялся? Я хочу знать, как Бог создал мир, хочу понимать законы, управляющие нами и Вселенной... Между верой в Бога и наукой противоречий нет. Бог определённо управляет процессами мироздания, но способами столь тонкими, что они неуловимы для современных учёных. Пока...
От слова зависит многое. Слово обязывает...
Александр Иванович ГЕРЦЕН - мыслитель, философ, публицист XIX века.
Депрессия, одиночество, ничего не хочу. В эту грустную, томную, бесцветную эпоху жизни, в этот болезненный перелом, который ещё, Бог весть, чем кончится, я много думал. "Писать мои воспоминания". Мысль эта сначала испугала меня. Но когда мало-помалу образы давно прошедшие наполнили душу, окружили радостной вереницей, мне жаль стало расстаться с ними. И я решился писать для того, чтобы остановить, удержать воспоминания, пожить с ними подольше. Мне так хорошо было под их влиянием, так привольно. Сверх того, думалось мне, пока я буду писать, подольётся вешняя вода и смоет с мели мою баржу. А странно! С начала юности искал я деятельности, жизни полной; шум житейский манил меня. Но едва я начал жить, адский вихрь завертел меня, очертил круг деятельности, велел сложить руки. Я принялся за перо, но едва написал страницу, как мне стало легче, тягость настоящего делалась менее чувствительна, моя весёлость возвращалась, я оживал сам. Моя работа стала мне нравиться, я увлёкся ею. Целая часть жизни окончена, я вступил в новую область. Тут другие нравы, другие люди. Почему же не остановиться, перейдя межу, пока пройденное ещё ясно видно? Почему не проститься с ним по-братски, когда оно того стоит? Каждый день нас отделяет друг от друга, а возвращения нет. Моя тетрадка будет надгробным памятником доли жизни, канувшей в вечность. В ней будет записано, сколько я схоронил себя. Скучно будет. Илиада человека обыкновенного, ничего не совершившего. Жизнь столь же разнообразна, ярка, исполнена поэзии, страстей, коллизий. Да и о каких свершениях идёт речь? Кто жил умом и сердцем, кто провёл знойную юность, кто человечески страдал с каждым страданьем и сочувствовал каждому восторгу. Каждый человек, - говорил Гейне, - есть вселенная, которая с ним родилась и с ним умирает. Под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история. И история каждого существования имеет свой интерес. Интерес этот состоит в зрелище развития духа под влиянием времени, обстоятельств, случайностей, растягивающих, укорачивающих его нормальное, общее направление. Какая-то тайная сила заставила меня жить; тут моего мало. Для меня избрано время, в нём моё владение. Откуда это тело, я не знаю. Но жизнь - моё естественное право. Я распоряжаюсь хозяином в ней, вдвигаю своё "Я" во всё окружающее; борюсь с ним, раскрываю свою душу. Всасываю его весь мир, переплавляю его, сознаю связь с человечеством, с бесконечностью, - и будто история этого вырабатывания от ребяческой непосредственности, от этого покойного сна на лоне матери до сознания, до требования участия во всём человеческом, до самобытной жизни - лишена интереса. Не может быть!
Он провёл свою жизнь в чистейшей нравственности, это было одно из тех тихих, кротких существ, исполненных простоты сердечной, кротости и смирения, которые не узнанные никем, но счастливые в своём маленьком кружочке, живут, любят друг друга и умирают тихо, кротко, как жили. Старик и старушка любили друг друга как в медовый месяц.
Я скучал. Мне некуда было деть мою деятельность.
В жизни моей много переменилось. Весь прежний быт ниспровергнулся.
Богатая фразеология, в которой хозяином раскинулся русский дух.
Время, в которое ребёнка передают с женских рук в мужские, - эпоха, перелом. С мальчиком это бывает лет в 7,8, с девочкой - лет в 17,18.
Охота к чтению послужила вечным препятствием доучиться. Неумеренное чтение было важным препятствием к учению. Умственное обжорство не знало меры.
У него была тёплая человеческая душа.
Он принадлежал к людям, которые не имели знойных страстей, которых характер светел, ровен, которым дано настолько любви, чтобы они были счастливы, но не настолько, чтоб она сожгла их.
В голове образовалась беспорядочная масса разных сведений, общих мест, переплетённых фантазиями и мечтами.
Распустившаяся душа требовала живой симпатии, ласки, любви.
Чувств много благодаря развитию души и чтению романов.
Почка, принадлежащая человечеству, разовьётся в отдельную ветвь.
Гостеприимство основано на скуке: они друг другу страшно надоели, и новый человек занимает всех.
Такие люди были всегда.
Бедная, жалкая жизнь! Не могу с ней свыкнуться...
Бедные люди! Они под тяжёлым фатумом; виноваты ли они, что с молоком всосали в себя понятия нечеловеческие, что воспитанием они исказили все порывы, заглушили все высшие потребности.
Вся жизнь сведена на материальные потребности; деньги и удобства - вот граница желаний, и для достижения денег тратится вся жизнь.
Встречались люди, у которых был какой-то зародыш души человеческой, какая-то возможность, - но они крепко заснули в жалкой узенькой жизни.
Смертный грех против духа - обращать человеческую жизнь в животную.
Есть свежие лица, очень хорошенькие, но глаз с выражением нет. (В наше время спасают тёмные очки, даже в помещении, даже в пасмурный день).
История жизни - это длинная повесть мыслей, страстей, ощущений, коллизий.
Скука внутри имеет зародыш. Человек может жить всячески.
Внутренний мир сделать независимым от наружного. Быть выше обстоятельств.
Куда бы вас судьба ни забросила, нужно приносить максимум пользы, пользоваться всем окружающим, действовать в той сфере, в которую попал.
После обеда люди делаются гораздо добрее. А после вкусного обеда...
Человек, в котором нет ни одного эгоистического желания, ни одной чёрной мысли, сердце его бьётся для всего человечества и для всего благородного.
Неспокойный демон, обитающий в их душе, ломает их и сильно клеймит печатью оригинальности.
Материализм сделал своё дело и умер.
Юный страдалец принёс в жизнь нежную, чувствительную душу, но не принёс ни твёрдой воли, которая защищает от грубых рук толпы, ни твёрдого тела.
Добровольное отречение от наслаждения и счастья. Он жаждет общеполезной деятельности и славы.
Помните, как мы детьми встречали Новый год и мечтали о будущем? Ну, вот оно и пришло, а пустота в груди не наполняется, и не принесло оно той жизни, которой требовала душа.
"Двадцать четыре года, и ничего не совершил для человечества, для вечности"! Так страдали души в 19 веке, в 20 веке. (И продолжают страдать в 21 веке).
Сладкое ничегонеделание!
Они стояли молча, и не думали, и не молились, - а высоко было сочувствие их в ту минуту с Творцом, с природой, с человечеством.
В них собралось всё хорошее и дурное того времени, идеализированное, проникнутое поэзией.
Солнце жизни выступало со своею огненной, всепоглощающей любовью, но и чёрные тучи поднимались грозно и мрачно.
СТАНИСЛАВ ЛЕМ. СУММА ТЕХНОЛОГИИ.
Сумма - собрание эссе о судьбах цивилизации. Инженерная деятельность природы и человеческих рук. Мыслитель, ставивший перед собой задачу заглянуть в будущее человечества, представить себе картины возможного развития цивилизации, исследование пределов возможного. Вопросы морального порядка. Космические масштабы во временном и пространственном смыслах - для полёта мысли. Разумная жизнь - случайность или закономерность для Вселенной? Множественность путей и их вероятного развития. Искусственное постепенно проявит своё превосходство над естественным в ходе развития цивилизации? Технология будущего. Мы подходим к проблеме "реконструкции" - усовершенствования самого вида Homo Sapiens. Наступит время, когда человек активно с полным знанием дела вмешается в глобальный ход эволюции и займётся переделкой собственной природы.
Всякий автор с удовлетворением и радостью принимается за предисловие к своей книге, выходящей в иной стране. И с чувством большой ответственности.
Самым лучшим башня разума. Не ошибается только тот, кто благоразумно молчит. Биологическая автоэволюция человека. Космическая социология. Космос как поле брани. Подобную книгу можно писать, но нельзя дописать, завершить. Догнать и перегнать природу.
Человечество не похоже на многообещающего, благородного и умного юношу, честного в своих поступках. Скорее это старый грешник, который тайком смакует всякие мерзости, а наготове держит ворох лицемерных фраз. И всё же этот грешник, уже тронутый параличом, хочет лечиться, исправляться, испытывает - хотя бы временами - приступы благоразумия, особенно после серьёзных кровопусканий.
Живая природа, или биосфера, - это одновременно и взаимное сотрудничество и взаимное пожирание.
Какие уроки и наставления может дать молодёжи многоопытная старость, если весь комплекс жизни следующего поколения ничем не напоминает образ жизни родителей? Праведный гуманист, он считал, что изменения, вызванные техноэволюцией, не существенны ни для функционирования общества, ни для психики индивидуумов.
Всё это просто развлечения.
Самопрограммирующие автоматы (системы, способные к самоорганизации), животные и человек. Ещё на одну степень свободы богаче те системы, которые способны для достижения цели изменять самих себя. Новый вид появляется незаметно. Его внешний облик заимствован у уже существующих видов. Некоторое время он прозябает полутайно, а потом убедительно доказывает своё превосходство над конкурентами в борьбе за существование и даёт название целой эпохе. Форма продиктована стремлением конструктора и спросом потребителя. Виновником биологической эволюции служит Природа, технологической - человек. Описание старта биоэволюции вызывает трудности. Проблема возникновения жизни занимает видное место в наших рассуждениях. Кто запустил механизм жизни? Неужели человеку суждено навсегда остаться вопрошающим? Человек по собственному образу и подобию развивает эволюцию технологическую, вырывая у Природы её сложные секреты. Автоматы лишены пластичности, характерной для поведения живых организмов. Кропотливый, маниакальный труд собирателей и коллекционеров наблюдений. Коллекция наблюдений и размышлений постепенно воздвигает здания наук, цель которых - открывать общие, постоянные законы. Изобретатель - человек, которому для достижения цели не нужно ничего кроме искры Божьей, здравого смысла, терпения, клещей и молотка. Неудача говорит о том, что данный путь неверен. Невежество означает, что наличие проблемы осознано, однако нет знаний для того, чтобы эту проблему решить. Запас вопросов, на которые нет ответа, увеличивается. Рост числа вопросов по мере возрастания знаний. Моральные аспекты техноэволюции. Больной вопрос для человечества. Атомная энергия попала в руки человека преждевременно. Преждевременен и первый шаг его в космос. Успехи медицины, приведшие к снижению смертности, вызывают стремительный рост населения, который невозможно остановить из-за отсутствия контроля над рождаемостью. Техноэволюция несёт больше зла, чем добра. Человек оказывается в плену того, что он сам же создал, превращается в существо, которое по мере увеличения своих знаний всё меньше может распоряжаться своей судьбой. Технологию можно с одинаковым успехом использовать и на благо и во вред. Моральные каноны должны патронировать наши дальнейшие начинания, играть роль советников при выборе из множества тех возможностей, которые поставляет их производство - внеморальная технология. Технология даёт средства и орудия; хороший или дурной способ их употребления - это наша заслуга или наша вина. Наличие непосредственной связи между физикой и моралью. Исчезает масса моральных императивов, зато появятся новые этические проблемы. Вечные духовные ценности, произведения искусства, моральные системы. И они смертны. Мораль изменяется постепенно, но она изменяется. Поэтому не стоит с точки зрения сегодняшнего дня оценивать прошлое. Каждая эпоха имеет своё представление о справедливости, с которым можно соглашаться или не соглашаться, но которые нужно понять. Изменения вызываются всегда необходимостью. Если среда этого не требует, если она позволяет существовать одноклеточным, то они будут порождать следующие поколения простейших ещё долго. Свобода от поражений, от нужды, от несчастий. Означает ли это счастье? Потребительский рай с его мгновенным и всеобщим исполнением всех желаний и прихотей быстро привёл бы к духовному застою и вырождению. Это фальшивый идеал. Природа мира, в котором мы живём, вынуждает и всегда будет вынуждать нас трудиться. Затормозим технологию, чтобы сохранить труд человека, чтобы человек не почувствовал себя лишним? То, что вчера казалось свободой, сегодня перестаёт быть ею. Свободу никогда нельзя будет завоевать. Страх перед безработицей как следствие автоматизации вполне обоснован. Откроет новые, сегодня лишь предчувствуемые пути.
Человечество - это своего рода Робинзон, высаженный на уединённой планете. Соответствуем ли мы "нормам развития", принятым во Вселенной, или представляем собой отклонение, уродство?
Кратковременность цивилизаций по сравнению с жизнью звёзд - средняя длительность жизни цивилизаций составляет до десятка тысяч лет (предположение).
4 возможные причины:
1) полное уничтожение жизни на планете;
2) уничтожение только высокоразвитых существ;
3) психическое или физическое вырождение;
4) потеря интереса к науке и технике.
Средняя длительность цивилизаций 6500 лет. Многократное возникновение и исчезновение цивилизаций на одной и той же планете. Все космические цивилизации кончают самоубийством, и сущностей не следует умножать сверх необходимости.
"Жизненная сила". Ещё очень много не нашло своего теоретического объяснения. Возникновение человека было обусловлено огромным количеством причин.
Уникальность человека. Эволюция склонна ко всевозможным компромиссам. Она подобна реке, которая огибает преграду, меняя своё русло. И так как нет на Земле двух рек с абсолютно одинаковым течением и формой русла, так наверняка и в космосе нет двух одинаковых эволюций. Поэтому повторения земной эволюции на других планетных системах неправдоподобны.
Приспособления для существования жизни. Эволюция не благодаря встроенной в неё тенденции к прогрессу, а только перед лицом грозящей опасности. Разумная жизнь: случайность или закономерность? Когда происходят изменения, которые не были предусмотрены программой инстинктов, начинается кризис: усиливается смертность неприспособленных организмов и усиливается отбор, что даёт преимущество новым формам. Мозг в зависимости от требований среды может изменять "программу действий" (самопрограммирование за счёт обучения). С детства привыкайте включать мозги. Организм на собственный страх и риск, не опираясь на сотовую программу действия, либо приспосабливает себя к изменившейся среде, либо среду приспосабливает к себе (создаёт цивилизацию). Создав ошибочную модель ситуации, организм не достигает нужного результата и гибнет. Организмы первого типа всё знают заранее. Организмы второго типа должны обучаться правильному поведению. Преимущества, которые даёт первый тип конструкции организма, оплачиваются их узкой специализацией. Цена же преимуществ организмов второго типа - риск. Канал, по которому передаётся наследственная информация, не может быть слишком большим. Обучение представляет собой подготовительный этап, когда организм подвержен опасности совершения ошибок, которые порой стоят ему жизни. Существуют оба эти типа. Поведение стереотипное, заложенное от рождения, и дорогостоящее обучение на собственных ошибках. Риск, совершенствование. Мы склонны переоценивать разум, рассматривая его как ценность саму по себе. Не каждая среда даёт преимущество разумности. Более осторожные и осмотрительные живут дольше. Известно, как более искусный стратег обычно побеждает менее искусного. Но он может потерпеть поражение от совершенного профана, поскольку действия последнего будут настолько неразумны (непредсказуемы), что их нельзя будет предвидеть.
Гипотезы. Автоликвидация человека, тенденция к вырождению. Этот мир таков, каков он есть. Каждый человек, приходящий в этот мир, вносит нечто своё и меняет его.
Существуют статистические отклонения от средней продолжительности жизни человека, составляющей около 60 лет, - однако ни один человек не может прожить 200 или 300 лет. Не будем терять времени на безделье, глупости, преступления.
Цивилизация (человек) отгораживается от космоса, с тем, чтобы её деятельность была малозаметна в астрономических масштабах.
Особое мнение. Материя - это волна или частица? Люди отличаются друг от друга темпераментом, характером. Разные состояния одного и того же человека: младенец, ребёнок, зрелый человек, старик. Существа в мире преобразуют себя для того, чтобы иметь возможность жить в окружающей их среде, в противоположность людям, которые преобразуют среду себе на пользу. "Не будем прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнётся под нас". Но, прогибая под себя мир, надо не забывать о других людях, которым это может не понравиться. Это неразумно. Он не ведает, что творит, не он собою руководит: его ведёт эволюция, возлагающая обильные жертвы на решето естественного отбора. Девиз человека - героическая атака на окружающую его материю. Чем больше разнятся условия жизни, господствующие в обитаемых мирах, тем больше различия в их разумах. Наш путь развития не имеет ничего общего с гармонией. Множество разумов, но погружённых в собственные планетные дела, идущих различными путями, разделённых способами мышления, действия, ставящих различные цели. Известно, что человек может быть одинок в неисчислимой толпе.
Перспективы. Пути развития, общие до определённого момента, в дальнейшем расходятся в виде целого куста возможных вариантов, причём продолжить темп развития может только небольшая доля процента всех "стартовавших" цивилизаций. Такой барьер развития, имеющий вероятностный характер, радикально отличается от каких-либо таинственных "запретов", носящих печать фатализма. Подобное статистическое рассмотрение возвращает космосу (человеку) его характер после состязаний и борьбы за дальнейший рост, борьбы трудной и небезопасной, но, стоящей усилий, в то время как фаталистический взгляд на вещи означал бы вынесенный кем-то таинственный приговор, который не могут преодолеть ни наши эмоциональные, ни исследовательские стремления.
Общее число планетных систем гораздо больше, чем тех, на которых возникает жизнь, а их больше, чем планет, на которых появляется цивилизация.
Человек ... аналогии. Трудно быть полноценным человеком, не задумываясь хотя бы иногда, о, до сих пор нам не известных других разумных существах, к сообществу которых принадлежим и мы сами.
Интеллектроника. Прогнозы. Наука будет развиваться всегда, и рост познания повлечёт за собой возникновение всё новых и новых проблем. Промышленная революция началась в XVII веке. "Никто не чешется, если у него не зудит". Общественные потребности вызвали развитие науки - этого двигателя, толкающего вперёд технологию. Они вызвали её развитие, распространение, придали ей ускорение, но не они её породили. Если нынешний темп научного роста сохранится, то через какие-нибудь 50 лет каждый житель Земли будет учёным. В принципе нам доступны все источники энергии, которыми располагает космос. Но сумеем ли мы и успеем ли мы? Переход от одних источников энергии к новым - от силы воды, ветра и мускулов к углю, нефти, а от них в свою очередь к атомной энергии - требует предварительного получения соответствующей информации. Только тогда, когда количество этой информации перейдёт через некоторую "критическую точку", новая технология, созданная на её основе, открывает нам новые запасы энергии и новые области деятельности.
Ключом ко всем источникам энергии, как и вообще ко всем запасам знания, является информация. Рост числа учёных означает непрерывное возрастание пропускной способности этого канала. Наконец наступает момент, когда наука не может справиться с обрушивающейся на неё лавиной информации. Стратегия науки вероятностна. Мы почти никогда не знаем наверняка, какие исследования окупятся, а какие нет.
Великая игра. Чем выше развитие науки, тем больше появляется связей, соединяющих отдельные её ветви. Ограничение темпа развития какой-либо области исследований, которую сочли менее важной, может отрицательно сказаться именно на тех областях, для блага которых решено было ею пожертвовать. Последствия решений могут сказаться через сотни лет. Человеческий мозг - это коллектив из 12 миллиардов элементов.
Мало-мальский порядок в пределах сферы, обеспечением её жителей средствами, необходимыми для существования, возможен лишь при условии, что жители будут практически всю жизнь оставаться вблизи места своего рождения. Под прогрессом мы понимаем увеличение индивидуальной свободы. Цивилизация не означает роста всех возможных свобод. Свобода кулинарии каннибалов, свобода нанесения себе увечий и множество других уже вычеркнутых сегодня из великой хартии вольностей технологически развивающегося общества.
Мифы науки. Самое разумное, что можно сделать, - это воздержаться от споров с прорицателями. И не потому, что следует верить, будто всё возможно, а потому, что люди, втянутые в бесплодные дискуссии, могут легко потерять из виду реальные проблемы.
Вся наша жизнь - это сумма технологий.
Открыть новую главу Технологии, главу о системах сколь угодно большой степени сложности. Поскольку сам человек, его тело и мозг, принадлежит к классу именно таких систем, новая технология будет означать полную власть человека над самим собой, над собственным организмом, что в свою очередь сделает возможной реализацию таких извечных мечтаний человека, как жажда бессмертия, и, может быть, даже позволит обращать процессы, считающиеся ныне необратимыми (как, например, биологические процессы, в частности старение). Эти цели могут оказаться фиктивными. Человек достигнет, в конце концов, любой цели, если только пожелает, но, может быть, ещё раньше поймёт, что цена, которую придётся за это заплатить, делает достижение этой цели абсурдным (продать душу дьяволу). Исполняя наши желания, материальный мир принуждает нас поступать так, что достижение цели становится столь же похожей на победу, сколь и на поражение. Не проста механика мыслительных процессов. Головка человеческого сперматозоида содержит всю информацию, потребную для изготовления экземпляра вида Homo sapiens.
Усилитель интеллекта. Уровень индивидуальных умственных способностей отклоняется от среднего значения не больше, чем отклоняется уровень физических способностей. Возможность создания усилителя интеллекта не менее реален, чем возможность создания машины более сильной, чем человек. Работа мозга - сложная, запутанная последовательность математических процессов. Ни один из ныне живущих не знает устройства всех орудий, которыми располагает цивилизация. Тем не менее, некто знающий всё, существует - это общество. Знание, частичное у отдельных людей, становится полным, если учесть всех членов данного общества. Современный технолог начинает конструкторскую работу с составления соответствующих планов и расчётов сначала практически на бумаге, а потом в действительности, когда символический язык чертежей и планов или алгоритм поведения "переводится" в последовательность материальных действий. Алгоритм - это программа действий, в которой всё заранее предусмотрено. Мы мыслим, хотя и не знаем, как это происходит, - ведь наделять нас подобными сведениями не входило в "расчёты" эволюции. Она ничего не скрывала; она лишь устранила из поля своей деятельности всякое знание - с её точки зрения лишнее. Ну, а если вам это надо, добывайте сами.
О морали гомеостатов. Мораль - система критериев, дающих оценку действиям, причём оценку - с объективной точки зрения - произвольную. Можно принять разные аксиомы морали, например, необходимо уничтожать детей с врождёнными физическими уродствами. Часто говорят, что существуют внеисторические моральные императивы (Божьи Заповеди). С этой точки зрения эвтаназия - безболезненное умерщвление, якобы в гуманных целях, людей, испытывающих муки вследствие неизлечимых болезней), будет аморальной, будет преступлением, злом. Происходит оценка одной системы морали с позиций другой. В Природе единственным критерием ценности организма является его способность к выживанию любой ценой. В Природе не существует системы моральных оценок, поведение голодных хищников не считается аморальным. Имеет ли право предприятие в случае нужды пожирать своих конкурентов? Моральные принципы выносятся за пределы: так устроен мир, в сферу деятельности наблюдательного совета. Оказывать на судьбу людей влияние, очень часто непредвиденное их творцами. Даже человек-менеджер не знает отдалённых результатов своей деятельности. Он не знает, когда действует во вред кому-то от принимаемых им решений. Непредвиденные результаты деятельности.
Опасности электрократии. Стремясь избежать общественно вредных результатов, к которым приводит деятельность человека, мы возводим на трон экономической власти - регулятор наивысшего ранга - кодекс законов. Теоретически - да. На практике такое программирование обременено огромным числом неувязок. Человек, как очень сложная система, не поддаётся описанию. Алгоритм его никому не известен, его действия носят вероятностный характер. Поставленный дважды в одну и ту же ситуацию, он вовсе не всегда поступает одинаково. Не все наступают на одни и те же грабли дважды.
Информировать общество и наткнуться на его противодействие и хаос или не информировать - и тем самым сохранить для всеобщего блага состояние существующего равновесия. Криптократия - тайновластие.
Каждое лекарство имеет побочное явление. Эти побочные явления разных лекарств взаимодействуют друг с другом и вызывают непредвиденные мутации, изменения. И ни производители, ни потребители не знают, к каким последствиям это приведёт. Никто не ведает, что творит ежеминутно. Очень сложные процессы, которых никто не изучает и о причинах которых ничего не знает. В конце концов, лет через 100 может оказаться, что ценой, которую пришлось заплатить за рост жизненного уровня и уменьшения безработицы служит болезнь новая или общее падение показателя интеллекта в общем, увеличение критинизма.
Кибернетика и социология. В принципе можно регулировать любую сложную систему. Но не обязательно, что общество станет приветствовать используемые методы или их результаты. Если капиталистическая формация - это бумы и кризисы, то в момент кризиса советы обобществить средства производства или уменьшить прибыли неприемлемы для капиталистов. Единственный способ поддержать равновесие в системе - применение силы. Мы как отдельные элементы общественной системы должны располагать только теми знаниями, которые необходимы для функционирования. Многих это вполне устраивает: меньше знаешь, крепче спишь. Но многие жаждут обладать не только информацией, касающейся наших собственных действий, но и той, которая относится к системе в целом. Цели, которые ставит перед собой общество, не одинаковы во все времена. Общество имеет большую свободу внутренних действий, чем отдельный живой организм, и даже большую, чем все организмы в процессе эволюции, вместе взятые. Люди хотят сами решать, при каком общественном строе они будут жить, какую экономическую модель они будут реализовывать, какие цели будет осуществлять их общество. Все существующие в истории общества с самых давних времён занимались регуляционной деятельностью, направленной на сохранение равновесия системы. Разумеется, люди не осознавали этого внутреннего смысла своих коллективных действий. Человек благодаря пластичности своей природы может приспособиться к самым различным "культурным моделям". Многое мы отвергаем, так как это вызывает у нас протест, исходящий из вполне объективных критериев оценки, а не из симпатий, присущих нам как элементам определённой "культурной модели". Не требуется столь сильно сужать разнообразие действий и мыслей, то есть свободу личности, как это практиковалось ранее. Некоторые системы отличаются значительной избыточностью ограничений. Но избыток ограничений в семейной, общественной, эротической жизни, в области нравственности столь же нежелателен, сколь и их недостаток. Для каждого общества, несомненно, существует некий регуляционный оптимизм норм и заповедей.
Теория создания оптимальных моделей. Число факторов очень велико, невозможно создать какую-либо математическую, ультимативную форму общества, можно лишь подходить к проблеме методом последовательных приближений. Но всякий раз план действий и окончательное решение должны принадлежать человеку.
Вера и информация. На протяжении сотен лет философы стремятся логически обосновать способ мышления, предвосхищающего будущее на основе прошлого опыта. Ни одному из них это не удалось. Человек любит действовать на основе неполной информации, дополненной угадыванием или домыслом, - это биологическая необходимость. Вера - не аномалия, это действие на основе неполной и неточной информации так, словно она полна и точна. Всякая деятельность исходит из знаний, содержащих пробелы. При такой неуверенности можно либо воздержаться от действий, либо действовать с риском. Первое означало бы прекращение жизненных процессов. "Вера" является ожиданием, что произойдёт то, на что мы надеемся, что дело обстоит так, как мы думаем, что мысленно модель адекватна внешней ситуации. Веру могут проявлять лишь сложные, поскольку они являются системами, активно реагирующими на изменение среды, на что не способен ни один мёртвый предмет. Такие предметы ничего не ожидают и не предвосхищают. Биологическая эволюция была бы невозможна, если бы не вера в успех нацеленных на будущее реакций, встроенная в каждую молекулу живого вещества. Можно было бы представить непрерывный спектр "вер", проявленных, начиная с одноклеточных и кончая человеком с его научными теориями и метафизическими системами. Многократно подтверждённая опытом вера становится всё более правдоподобной и таким образом превращается в знание. Индуктивное (интуитивное) поведение не основано на абсолютной уверенности, но оно оправдывает себя, поскольку часто увенчивается успехом. Это вытекает из самой сущности мира, из того, что в нём содержится много различных закономерностей, которые могут раскрыться, хотя результаты индуктивных (интуитивных) заключений иногда оказываются ошибочными. Вера является переходным состоянием, пока она подвергается эмпирической проверке. Отделившись от проверки, она превращается в метафизическую конструкцию. Особенность такой веры в том, что реальные действия используются здесь для достижения нереальной цели. Действия, имеющие целью спасение души (определённый способ поведения, посты, добрые поступки и т.п.), вполне реальны, однако их цель нереальна, ибо находится на том свете. Иногда такая цель находится и на этом свете - например, когда возносятся молитвы о предотвращении стихийного бедствия. Землетрясение может прекратиться - цель внешне достигнута, но связь между молитвами и прекращением катаклизма не вытекает из эмпирически познанных закономерностей Природы, а является продуктом умозаключения, связывающего состояние молитвы с состоянием земной коры. Вера - это информация, иногда правдивая, иногда ложная. Ложная информация (вера) как руководство к действию приводит к неудачам. Вера может быть полезна в психологическом аспекте, будучи источником душевного равновесия, и в сфере телесных явлений. Сверхсознание, космическое сознание, слияние личного "Я" с миром, об уничтожении этого же "Я", о состоянии благодати. Эмоциональное содержание таких состояний для переживающего их человека может быть ценней всякого другого опыта. Наука не подвергает сомнению ни существование подобных состояний, ни возможную ценность для переживающего их субъекта. Она лишь считает, что такие переживания вопреки метафизическим тезисам не составляют актов познания, поскольку познание означает рост информации о мире, а этого роста здесь нет.
Мозг как чрезвычайно сложная система может приходить в определённое состояние и формулировать нечто новое. Это новое утверждение можно проверить и вывести из него различные следствия, ведущие к открытиям. Сверхсознание - тоже результат комбинаторной работы мозга, и хотя, пережив его, человек может обрести высочайший духовный опыт, информационная ценность такого состояния равна нулю. Ведь познание - это увеличение уже освоенной информации. Мистические состояния не обогащают наши знания о мире, которые можно было бы применить. Описанным состояниям сопутствует ощущение какой-то окончательной истины, настолько острое и всеобъемлющее, что человек потом с презрением и жалостью глядит на "эмпириков", кои убого копошатся вокруг ничтожных материальных дел. Расхождение "истины переживания" с "истиной науки" было бы несущественным, если бы первая не претендовала на некое верховенство. Описанные состояния можно вызывать введением некоторых химических соединений. Можно пережить во сне: человек просыпается с глубоким убеждением, что во сне ему открылась тайна бытия. Физиологически нормальный мозг может достигать вершины мистических постижений. Тренировка - индусская йога: йога физических упражнений и йога упражнений духа. Человек может научиться владеть своим телом в такой степени, которая намного превосходит нормальную. Одно дело - знать о чём-то и совсем другое - то же самое пережить. Можно располагать сведениями о том, что такое любовь, но из этого не следует, что её можно, опираясь на эти сведения, пережить. Мозг является не только познавательной, гностической, но и "верящей машиной".
Экспериментальная метафизика. Утверждение учёного может зародиться как вспышка интуиции. Всякая религия есть общественный регулятор отношений между людьми. Для отдельного человека может быть хорошо одно, а для общества как целого - другое. И тут необходимо компромиссное решение, основанное на всестороннем знании. Даже если каждый будет поступать так, как велит ему дух божий, общество может оказаться чем-то ужасающим. Религия уменьшает "боль бытия" для индивидуумов, а мимоходом увеличивает сумму несчастий, мучающих всех, именно вследствие своей беспомощности и бездеятельности по отношению к массовым проблемам. Так что её нельзя защищать даже с прагматической точки зрения как полезное орудие, потому что это орудие плохое, беспомощное перед лицом главных проблем человечества. Религия всё явственней перемещается из сферы общественной жизни в область личной жизни индивидуума. Но потребность в метафизике огромна. Метафизические системы (восточные учения или европейские логические) объясняют нам каждая по-своему, как возник мир, кто его создал и предназначение человека. Мы ищем в религиях ответы на свои вопросы. Благо - чтобы каждый человек мог жить, а удовлетворение потребностей не было бы для него проблемой, над которой ломают голову правители государств и учёные; это отсутствие голода, нужды, болезней, тревог и неуверенности.
Верования электронного мозга. Материалисты, агностики, атеисты. Беспредельное бытие - препятствие к переходу в "лучший мир", вратами которого было бы лишь самоубийство. Каким путём можно установить сознание в человеке или роботе? Как отличить бездушный аппарат от мыслящей машины? Мы задаём вопросы и на основании полученных ответов должны решить, является ли этот кто-то человеком или машиной. Язык - это система символов. Язык людей - это искусственно созданный носитель информации.
Сомнения и антиномии. Предлагается конструкция машины, предназначенной для моделирования человеческого мозга, который не описан. Мы читаем глазами и мозгом. Закон: запрещается строить и использовать машины-координаторы, способности которых к переработке информации не позволяют человеку-контролёру разобраться по существу в результатах их деятельности. Господствует ли наш мозг как регулятор над нашим телом? Безусловно. Господствуем ли мы сами над своим телом? Только в очень узком диапазоне параметров; остальные нам "заданы" предусмотрительной природой. Чем искусственнее окружающая нас среда, тем сильнее мы зависим от технологии, от её надёжности и от её сбоев, если она их допускает. С одной стороны, цивилизация спасает человека от смерти, а с другой - ставит его в большую зависимость от своего безотказного функционирования. С развитием технологий меняется психологическая ситуация: наша судьба ускользает из наших рук, зримо отдаваемая электронным опекунам. Чем больше будет расти сложность внутренней структуры цивилизации, тем в большей степени и во всё более многочисленных областях придётся допускать зоркий контроль и вмешательство внешних регуляторов.
ГОЛОС СВОЕГО ПОКОЛЕНИЯ.
Если душа просит, то почему не высказаться?..
Оказывается, без русских везде скучно...
А Европа до сих пор не может простить той Победы!
"Это мой творческий отчёт людям, которые сопровождали меня в жизни".
"У вас совершенно нет в душе долгов перед ушедшими? "Я бы то сделал, так бы поступил". У меня не бывает подобных терзаний. Я честно сделала всё, что могла".
"Расстаньтесь с иллюзией, что будете делать зарядку, ходить в спортзал, соблюдать диеты. Не зацикливайтесь на глупостях. Живите активно, много работайте, двигайтесь со скоростью жизни".
"Единственное, что действительно ненавидят русские, - несправедливость". "Вся Россия - зал ожидания счастья. Дождёмся"?
"Любовь к Отечеству. Для меня выражением собственного отношения к России является то, что мои дети живут со мной в России, хотя могли бы жить в Америке. Они учатся в российских школах, и мне хотелось бы, чтобы они нашли своё счастье здесь. Поэтому мне глубоко не безразлично будущее нашей страны".
"Вера - это наследие, которое передаётся нам от предков. Менять веру не надо. Бог один. И в нём - всё то, чего так не хватает людям".
"Мы не можем изменить только дату своей смерти, а жизнь и судьбу выбираем сами".
"Я не политик, не пророк, не типичный представитель своего поколения, я просто человек. Если то, что мы делаем, настолько может тронуть душу других, то это здорово".
"Будем ходить по светлой стороне, умея видеть прекрасное в нашей обыденной жизни".
"Красота внутри нас. Когда люди несчастны - они некрасивы. Красота - это красивые душа и сердце, доброта и любовь. Нужно быть эффектной и обаятельной. А ещё быть девушкой с изюминкой. Иметь хорошие манеры, уметь хорошо себя вести".
"Нет женщин, которым бы нравилась полностью её внешность. Это хлеб пластического хирурга".
"Русские женщины! Вот такой должна быть женщина - красивая и сильная".
"Главное качество в мужчине - остроумие".
"Мужчине надо подсказать, что и как думать, а потом убедить его, что это он так думает".
"В жизни немало мистического, он верил в знаки и судьбу, был очень внимателен к деталям и мелочам".
"Пробка - это две русские беды, дураки и дороги, в одном месте".
"В стране разгорелась настоящая гражданская война, в которой интересы людей, принадлежащих к различным слоям общества, перемешались самым причудливым образом".
"Патриот - это тот, кто переживает за Россию".
"Эмигранты - это те, кто не может жить в России, но и жить за границей для него невыносимо. Их жалко".
"Вера - это одно, религия - это другое, а церковь - третье. Вера в Бога объединяет людей, религии разъединяют людей.
В 15 веке Константинополь пал. Византия - в упадке. Русская Церковь укрепилась. Первородный грех усиливается личными грехами. Первородный грех искупил Иисус Христос. А личный грех совершает каждый. И каждое следующее поколение его увеличивает и разрушает многое на своём пути. Грех генетически передаётся по наследству. Мы наследуем природу предков. Человек рождается с унаследованными признаками, внешними и духовными качествами, внутри которых и добродетель, и грех. Наглотекущий поток беззакония не могут удержать никакие законы. Надо искать глубинные причины неустроения жизни. Развитие новых технологий надо сопровождать воздействием на души людей.
Человек становится христианином, встретив на своём жизненном пути Христа. И он всю свою жизнь мучительно искал этой встречи. На протяжении веков христианской церкви иногда изменяла скромность. Не дело церкви - оповещать, кто спасётся, а кто не спасётся в вечности. Божьи пути неисповедимы..."
"Иногда я чувствую себя одинокой, иногда уставшей, иногда несчастной. В такие дни моя жизнь кажется мне серой и монотонной. Но не вижу в этих ощущениях драматизма, это нормально. Вообще, я люблю и ценю жизнь. Жизнь никогда не стоит на месте. Всё меняется со временем. Нужны всё время свежие ощущения. Я не великий специалист в любви и тоже многое постигаю в процессе.
- Почему вы не выходите замуж?
- Мужчины становятся ленивы и невнимательны после того, как женятся. Они считают любимую женщину совершенно нормальным и естественным явлением в их жизни и перестают трудиться над отношениями и вообще хоть как-то напрягаться. Я уверена, что отношения лучше, когда вы просто мужчина и женщина, а не супружеская пара. Модели поведения, которые складывались тысячелетиями, не так просто изменить, но со временем, конечно, общество немного меняется.
- Осознаёте, что вы - современная, успешная, уверенная в себе - служите примером многим другим женщинам?