Зеркало мира есть у меня... Хочешь взглянуть..
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Татьяна Хруцкая
"ЗЕРКАЛО МИРА ЕСТЬ У МЕНЯ... ХОЧЕШЬ ВЗГЛЯНУТЬ?.."
"Палач моих дней, моих ночей..." Зеркало...
"Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело - из малых..."
"Государственный деятель от политика отличается умением увидеть великое.
Политик думает о выборах, а государственный деятель - о будущем..."
"Всё больше граждан России считают патриотами тех,
кто стремится улучшить страну и работает на её благо..."
"Величие Державы начинается за школьной партой...
Именно от педагога во многом зависит, кто уйдёт со школьного двора:
новый гражданин могучего государства или
образованный "родства не помнящий" - иностранец в собственной стране".
"СССР - Советская Социалистическая Святая Русь..."
"Романтика Советских времён должна вернуться в сердца молодёжи..."
Санкт-Петербург
2020 год
"Русское Географическое общество
подвело итоги фотоконкурса "САМАЯ КРАСИВАЯ СТРАНА - 2020".
В конкурсе участвовали 8645 авторов - профессионалов и любителей, -
которые прислали 59500 снимков России.
Победителей определяли в 11 номинациях -
фото пейзажей, жанровых сцен, животных, макромир...
Одна из номинаций - "РОССИЯ с высоты птичьего полёта"..."
*********************
ВЕЛИКИЕ РЕКИ РОССИИ
"Вены и жилы нашей Планеты - её реки.
Бурные в горах и неспешные на равнинах
эти синие ветви жизни причудливыми змеями разрезают землю.
На территории России 2 000 800 рек.
Их общая длина - более 12 миллионов километров.
На их берегах тысячелетиями селились люди.
Отражаясь в их прозрачных водах, развивались и гибли цивилизации.
Реки были связующими нитями между культурами и странами.
Они дышат историей, легендами, преданиями и тайнами.
Енисей - символ бескрайней Сибири.
Он словно могучий мифический дракон вытянулся на тысячи километров.
Его хвост лежит на юге Сибири в отрогах Саянских гор,
а голова покоится в студёных водах Северного Ледовитого океана.
Это хозяин сибирской природы, величественный и несокрушимый.
Его сердце - мощный двигатель электростанций,
а душа - хранилище множества древних легенд...
Известные и скрытые от всего мира великие легенды великой реки...
Красноярская гидроэлектростанция...
Советские строители бросали Енисею вызов...
25 марта 1963-го года участники Всесоюзной ударной комсомольской стройки
за 6,5 часов перекрыли Енисей.
Красноярская ГЭС стала одной из самых мощных на континенте.
На Енисее на века стал мост из металла ростом с 9-этажный дом.
Без него ни одно судно не способно было бы преодолеть эту плотину.
На всех гидростанциях строятся шлюзы, которые опускают или поднимают суда.
Но в случае с Красноярской ГЭС этим путём идти было нельзя.
Возведение судоходных шлюзов невыгодно из-за большого перепада высот.
В этом случае цепочка бы растянулась почти до Красноярска.
А это 40 километров от плотины ГЭС.
Затраты оказывались соизмеримы со строительством самой ГЭС,
а расход воды свёл бы на нет весь КПД станции.
Тогда и родилась гениальная идея - построить судоподъёмник,
который бы поднимал судно и перебрасывал его через плотину.
Общая длина пути - всего 1,5 километра вместо 40...
Наш теплоход заходит в специальную судовозную камеру.
Железный монстр легко поднимает его на 124-метровую высоту
и с такой же лёгкостью опускает на гладь Енисея...
Прямо по курсу ещё одна реальность, ставшая легендой.
Место, где Енисей, даже покорённый множеством электростанций, внушает почтение и трепет капитанам. Казачинский порог... Он является самым затруднительным для судоходства участком на пути для судоходства на Енисее. На большой скорости камни, барханы и буруны представляют здесь большую опасность для судоходства. Капитаны заявляют, что по сложности прохода правый исток Енисея, который называют Большой Енисей, горная бурная река. Перепад высот на некоторых участках 10 метров, а это почти водопад.
Самое страшное место на бурном истоке Енисея Хутынский порог.
Скорость теплохода - 14 километров в час,
а скорость течения почти в 3 раза больше. Казалось бы, судам там делать нечего.
Но река -
единственная связь между отдалёнными поселениями и Большой Землёй.
Другого способа доставить людям товары первой необходимости просто нет.
Подняться по порогам Енисея и его опасного правого истока можно лишь при помощи туера. Таких два. Один работает на Хутынском, второй - на Казачинском пороге... Судам не хватало сил, чтобы подняться через это препятствие. Попытки тянуть корабли при помощи бурлаков успеха не имели: слишком сильное течение. Только самые опытные могли провести судно через игольное ушко Казачинского порога...
В начале 20-го века глубина осадового ходка не превышала 150 сантиметров.
Работы по углублению порога начались в 1906-ом году.
Позднее для облегчения прохода через Казачинский порог пустили первое в мире специализированное судно - туер "Ангара". На дне реки закрепили трос, чтобы, наматывая его на лебёдку, пароход мог тащить за собой целые составы судов. Говорят, к середине 1960-ых годов путейцам удалось сделать Казачинский почти безопасным, но и сегодня капитаны проходят его с оглядкой, словно вторгаются на территорию, которую охраняет свирепый хозяин...
Мимо опасных камней наш теплоход проходит в одиночку.
Мы идём вниз по течению. В таких случаях туер не полагается...
Порог на сегодня - это естественная плотина, поддерживающая глубины...
Всё. Препятствие позади...
На Енисее зафиксированы глубины более 60 метров...
Там на глубине пасётся создание, похожее на доисторического ящера...
Виктор Астафьев описывает Царь-рыбу, легенду Енисея,
которую испокон веков мечтает хотя бы раз в жизни поймать каждый рыбак...
Сибирский осётр
и правда поражает схожестью с доисторическим ящером размерами.
Его жизнь в чём-то схожа с людской.
Своей зрелости осётр достигает лишь к 18 годам,
а прожить может совсем как человек - 80 лет.
В 19-ом веке осетров вылавливали тоннами.
На рыбном промысле сколотили своё состояние сотни купцов...
Полвека уже запрещено вылавливать осетров...
Мы проплываем мимо города Енисейск...
Водится ли всё ещё Царь-рыба в Енисее,
расспросим рыбаков и отведаем настоящей енисейской ухи...
На Енисее в ходу 50 рецептов ухи... Ценители ухи из Москвы и Санкт-Петербурга
прилетают на Енисей за тысячи километров только ради этого вкуса и аромата...
Порт Дудинка...Там, где Енисей впадает в Северный Ледовитый океан,
нас ждёт чудо-порт, ежегодно уходящий под воду...
Мы пересекаем Полярный круг... 66,5 градуса северной широты от экватора.
Здесь проходит невидимая черта, за которой начинается Арктика...
Здесь начинается самый северный край Евразийского континента,
полуостров Таймыр...
По мере приближения к порту Дудинка Енисей стал напоминать
бескрайнее море, по волнам которого плывут огромные лайнеры.
Дудинка, хоть и стоит на реке, является международным морским портом.
Круглый год в порту
разгружают морские суда и баржи традиционной красно-оранжевой раскраски.
Здесь проходит Северный Морской путь - кратчайшая транзитная магистраль
между европейской частью России и Дальним Востоком,
между крупнейшими рынками Европы и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Из Дудинки суда доставляют медь, никель, металлопродукцию
в Мурманск, Архангельск, Гамбург, Шанхай...
На обратном пути
везут продукты и всё необходимое для жизни в условиях Заполярья...
Маршрут через Северный Морской путь
по сравнению с альтернативной трассой через Суэцкий канал
короче на 2440 морских миль и сокращает длительность рейса на 10 суток...
Каждый год порт уходит под воду и весной его восстанавливают,
то есть он возрождается словно птица феникс из пепла.
Весной все краны и погрузчики
эвакуируют с пристани на недоступную для воды горку, и работа продолжается.
Ничего подобного нет ни в одном порту мира...
Дудинку основали первые русские купцы,
которые пришли сюда по Енисею в начале 17-го века,
чтобы прикупить "мягкой рухляди", то есть пушнины.
Они торговали по всему Таймыру...
Остров Диксон...
Эта скалистая земля расположена в Енисейском заливе
при выходе Енисейской губы в Северный Ледовитый океан...
Харитон Лаптев, Семён Челюскин, Георгий Ушаков, Иван Папанин...
Путь всех великих покорителей Арктики проходил через Диксон...
Диксон состоит из посёлка на материке и острова.
Здесь до полярной станции, основанной почти 100 лет назад,
работают всего три человека...
Диксон - столица Арктики.
Он возвышается над Диксоном как символ его жителей:
мужества моряков, лётчиков, гидрологов...
- Когда я ходил по Петербургу,
мне всегда не хватало простора, ветра... дыхания Арктики...
Это то чувство, о котором говорят люди, когда говорят,
что тот, кто был на Севере, он всегда будет хотеть туда вернуться...
Диксон - самый северный населённый пункт России.
Во время полярной ночи люди не видят солнца 3 месяца.
Зима длится почти круглый год, а короткое лето никогда не бывает тёплым.
Жить на Диксоне кажется невозможным,
но в эпоху Советского освоения Арктики на этом крошечном клочке земли
появились школы и детские сады, магазины и даже аэропорт,
метеоразведка и переправа экспедиций на дрейфующей Полярной станции...
- У меня тёплые воспоминания о детстве...
Я не помню ни морозов, ни полярной ночи...
Моё детство прошло в тёплой атмосфере... Мне всегда было здесь хорошо...
В 1990-ые годы люди уезжали с Крайнего Севера навсегда...
- Мне конечно грустно видеть пустые улицы, заброшенные дома... Это печально...
Но... я надеюсь и даже уверен, что Диксон всегда будет...
И сейчас уже новое начало...
А пока планы по развитию Диксона не стали реальностью,
жизнь здесь словно замерла...
Во время Второй мировой войны по Северному Морскому пути
прошли сотни судов, было перевезено 4 миллиона тонн различных грузов.
Благодаря героям Диксона
Германии не удалось отрезать СССР от жизненно важных поставок...
- Немцы придавали большое значение контролю за транспортными путями,
которые проходят в Арктике.
Отсюда и нападение на Полярную станцию, и на Диксон.
На Диксоне был тогда радиоцентр,
который обеспечивал связью проходящие караваны...
И разумеется, Диксон был очень важен с этой точки зрения для немцев...
Но у них не получилось.
Несмотря на малочисленные силы, которые были,
и практически при полном отсутствии артиллерии не удалось захватить Диксон...
Благодаря тем людям...
На материковой части Диксона
расположен единственный действующий порт на всём побережье Карского моря.
Маяки, которых здесь порядка 44, всегда должны быть исправны...
- Они разноцветные: красные, зелёные, белые... и характеристики 1,2, 3 секунды.
И поэтому по характеристикам огня можно узнать координаты,
определиться, где судно находится по отношению к ним...
Хозяин столицы Арктики - не человек, а белый медведь...
- В тумане медведя можно и не увидеть... Он бродит по берегу...
Этот полярный великан неслышно ступает под покровом густого тумана,
ничего не боится и может с лёгкостью убить...
Спасает лишь скрежет гусениц вездехода, который ему неприятен...
Остров Диксон погружается в туман...
Совсем скоро полярная ночь накроет эти воды и землю...
И лишь огни маяков будут напоминать о том, что жизнь на Диксоне продолжается.
Коренные народы... Оленеводы... Оленья упряжка...
Целые эпохи пронеслись на фоне этих неподвижных просторов
и ненцев, что уже тысячу лет пасут здесь оленей.
На этой стоянке живёт 40 человек, 3 родственных семьи...
Из современных удобств цивилизации
здесь только сотовые телефоны и снегоходы.
Как и все, они могут переселиться в город,
но для рождённого в тундре кочевая жизнь - зов крови...
- Когда я в городе бываю, меня в тундру тянет...
На огромных просторах от Кольского полуострова до Таймыра
сегодня кочуют тысячи семей и полмиллиона оленей.