прон : другие произведения.

Рнпгноплг

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
   1.современные тенденции развития мирового хоз-ва в конце 20.нач 21в
   Мировое хозяйство -- это система взаимосвязанных национальных хозяйств, в основе которой лежит международное разделение труда, различные политические и экономические отношения.
   Раньше:мир хоз-во-совокупность противоположных сис-м(социалистической и капиталистической)
   Теперь(с нач 90г)единая сис-ма, целостность которой определяют глобальные рыночные отношения, а различный экономический и социальный уровень развития стран -- противоречия, неоднородность развития.
   Процессы соврем мира: интернационализация, глобализация и интеграция, их взаимосвязь и взаимозависемость во времени и пространстве.
   Главная тенденция в развитии мир эк-ки-глобализация. подразумевает стремительный рост передвижения капиталов, технологий, товаров, услуг, идей и людей.больше стран в сис-ме мир хоз-ва,единые стандарты.через междун орг внедряются одинаковые критерии макроэкономич пол-ки.
   Глобализация ускорила экон развитие многих стран(азиатский регион-китай,япония,индия).большенство развивающихся стран за пределами глобализации(увеличение разрыва м\у развитыми и развивающимися странами.развивающиеся-замкнутая эк-ка.85% ВНП-пром развитые стран.Механизм глобализации-транснационализация мир хоз(ТНК-половина пром прои-ва,60%внешней торговли)
   3 мощные группировки:ЕС,НАФТА,АТЭС(азиатско-тихоокеанское эконом сотрудничество)усиление стран-членов. На фоне этого процесса происхоќдит пространственное замыкание трех блоков: США - Канада - Латинская Америка, Западная Европа- Африка - Ближний Восток. Япония Юго-Восточная Азия - Австралия. Одновременно происходит дальнейшее укрепление экономических отношений между США и Японией, между США и Западной Европой
  
  
   2.Cуть мирового энергетического кризиса, его этапы и последствия.
  
   Энергетический кризис -- явление, возникающее когда спрос на энергоносители значительно выше их предложения
   Первый: Нефтяной кризис 1973 года "нефтяное эмбарго"
   Первый энергетический кризис начался осенью 1973, после того как ОПЕК сознательно снизила объёмы добычи нефти (примерно на 5 %), чтобы повлиять на мировые цены в свою пользу.
   16 октября 1973 цена на нефть поднялась на 70 % с трёх долларов за баррель до пяти, затем до 12. Снижение объёмов добычи было проведено из политических соображений и было инструментом давления государств ОПЕК на Запад в связи с их недовольством его поддержкой Израиля.
   Второй: 1979
   Ещё один существенный прыжок цен на нефть состоялся во время второго энергетического кризиса в 1979-80. Он был вызван сокращением добычи в связи с началом войны между Ираком и Ираном. Рост цен остановился лишь на отметке 38 долларов за баррель.
   Третий:1990
   В 1990 и 1991, когда Ирак занял Кувейт, ожидался крупномасштабный энергетический кризис, так как обе страны относились к числу самых крупных нефтедобывающих стран. Однако скачок цен во время войны в Ираке оказался не столь значительным, как это предрекали наблюдатели.
   Четвертый: 2000
   После преодоления экономического кризиса в Азии мировая экономика снова начала быстро расти, а с ней и спрос на нефть. Также к повышенной потребности в нефти привела холодная зима 2001-02. Последствия были однако намного ниже чем в 70-х годах. Увеличение квот добычи предотвратили серьёзный кризис. Главные проблемы были в то время с логистикой, так как нехватка танкеров сыграла более существенную роль, чем недостаток в нефти.
   Пятый:2004 и 2005
   В течение 2004 цена на нефть достигла 53 доллара. На это повлияли различные политические и экономические нагрузки на рынок нефти. В 2005 цены на нефть подскочили в связи с ураганом "Катрина", остановившем добычу нефти в Мексиканском заливе, до 71 доллара.
   Шестой:2007, 2008 и 2009
   Осенью 2007 цена пробила отметку 80 долларов и продолжала расти до конца первой декады июля следующего, 2008 года, достигнув 11 июля прежде неслыханной величины 147 долларов за баррель нефти марки Light Sweet Все это время в основных странах потребителях нефти и прежде всего в США продолжался рост цен на бензин, товары и услуги, который катализировал развитие кризиса неплатежей по банковским кредитам. В 2008 кризис неплатежей перерос в масштабную рецессию, в ходе которой обанкротились крупнейшие финансовые компании страны, а накопленные за предыдущие сорок лет колоссальные проблемы в экономике США, связанные с ее долговым характером, перешли в актуальное состояние, в результате чего разразился текущий глобальный экономический кризис, который привел к резкому падению спроса на нефть и к относительной стабилизации цены барреля в 2009 году в диапазоне 35-75 долларов. Со второй половины 2008 года в результате обвального снижения цены кризис перекинулся и на страны-экспортеры нефти, которые несколько раз прибегали к сокращению квот на добычу.
  
   3. Топливно-энергетический баланс Мира (ТЭБ). Основные сдвиги в структуре ТЭБа, перспективы использования главных энергетических ресурсов мира.
   Тэб-это совокупность показателей,кот.характеризуют структуру добычи,производства и потребления всех видова и энергии на какой-либо территории.До 2 мир.войны главная роль принадлежала углю в структуре ТЭБа,после начинается освоение нефти в персидском заливе.Роль нефти стремительно возросла.к 1973г.доля нефти в структуре ТЭБа в странах "общего рынка"(ЕС)=3\4.1973г.ОПЕК добывает 60%мировой нефти.и контролирует цены.Доля нефти в сруктур ТЭБа к началу 2000г. снизилась до34%,газа-возросла до 27%,угля увеличилась с 19% до 29%,доля ядерной энергии составила 7%.гидроэнерг.-3%.несмотря ни на что нефть остается главным топливом,будут рости потребления прир.газа,угля,увеличение использования атомной энергии.
  
   4 Нефтяная промышленность мира. Главные особенности территориальной организации добычи и потребления нефти.
   На 2008 доказанные запасы - 169 млрд. т., добыча на 2008 составила 5,3 млрд. т. (хватит на 40 лет)
   Запасы в 1950 - 10 млрд. т., в 2000 - 141 млрд. т
   Рост в последние годы произошел, в основном, за счет переоценки запасов в Канаде (битуминозные пески).
   Ведущие страны по запасам:
   Саудовская Аравия 36,1 млрд.т.
   Ирак 15
   ОАЭ 13
   Кувейт 13
   Иран 12,6
   Венесуэла 10,3
   РФ 8 (20 с учетом прогнозных)
   США 3,1 млрд, добыча 300 млн. (чем меньше запасы, тем больше налог на добычу)
   Китай 2 млрд. т., Норвегия 1,4, Великобритания 0,6, Канада 25 (с песками), Мексика 2,3
   Ресурсы распределяются:
   Основной район - Ближний Восток (2/3 запасов)
   1 месторождение в Сауд. Аривии - 10 млрд. т.
   В США осн. Часть запасов в южных штатах
   Началась добыча с Пенсильвании; в 20-х нашли нефть в Техасе (появляется "новый юг", до нефти были плантации - " старый юг").
   Добыча на шельфе Мексик. Залива активно развив, в Калифорнии, Аляска ( месторожд. Пратха-Бей, добыча доходила до 200 млн, в усл. Падения цены на нефть добыча прекратилась).
   Мексика - ресурсы на континетальной части и шельфе, мах перспективен залив Кампече.
   Венесуэла - лагуна Мараккайбо.
   Бразилия (<1 млрд. т.), но самое глубокое бурение (5-7 км).
   В Африке нефтяные страны на севере Ливия и Алжир (ОПЕК), Нигерия и Ангола (вступили в 2007).
   В Америке - Эквадор.
   В Европе 1-ой начала доб. нефти Румыния, Великобр. и Норверия (зап. сильно исчерп, шельф Сев. Моря).
   Сейчас в Великобр. Импорт превышает экспорт, Норвегия сама потребляет очень мало.
   До 1950 нефть на шельфе не добывали, основные изменения - в 1970, сейчас 1/3 добывают на шельфе.
   РФ - Зап Сибирь, север Европ. Части, Сев. Кавказ., шельф Каспия
   Крошечные ресурсы есть у Литвы, Латвии, Эстонии, почти нет у Белоруссии и Украины.
   Закавказье до 60-х - осн ресурсы СССР (80% добывалось советской нефти), после 60-х - Поволжье осн район, с 76 года - Западная Сибирь.
   Сейчас Азербайджан активно развивает нефт. пром.
   Казахстан месторожд. Эмба и Тенгиз (н/п Тенгиз-Новороссийск)
   Туркмения - шельф Капия и Красноутский п-ов (газа>нефти)
   Китай наращивает добычу, 1-ые месторожд во внутр. Монголии.
   Индия - С-З часть (шельф+континент)
   Австралия - Басов пролив (с 70-х незначительная).
   Прогнозные запасы в мире 460 млрд. т.
   По добыче нефти 2008:
   РФ 488 млн. т.
   Сауд. Аравия 480
   США 294
   Иран 252
   Китай 189, далее Мексика, Канада, Венесуэла
   РФ (добыча выросла за последние годы), 1988 мах в СССР 624 млн, для РФ 569 млн.
   1997- (297 млн.) мин., за год кризиса добыча снизилась на 20%.
   География потребления:
   Главные потребители развитые страны.
   США 1 млрд (ввоз 700 млн, в 60-70г. - ближний восток, сейчас 40% импорта - Мексика, Канада, Венесуэла.
   Китай (ввозит 200 млн., с ближнего Востока)
   Япония (200-300 млн., западно-европейский регион 26% импорта, поставщики Норвегия, ближний восток, РФ. РФ поставляет 248 млн. т., по морю-50%, по ж/д-5%, по т/п-45%.
   Поставляют: СА-428, РФ-248, Иран-132 млн.т.
   Трубопроводы РФ:
   "дружба" - через Украину, 4,5 тыс. км.
   Самые большие проблемы с нефть передаваемой по морю, после распада СССР нефтеналивные порты у РФ остались Новороссийск и Туапсе.
   Аренда Вендскилса (Латвия), сейчас потихоньку отказ.
   Появились Приморск, Высотск, Усть-Луга, нефтеналивные причалы в Мурманске, Архангельске, Калининграде, СПб.
   В Черном море главные нефтеналивные порты Одесса и Южный.
   Проход нефти через Мраморное море контролируется Турцией, каждый год сокращается квота на суда.
   Трубопровод Бургас- Александруполис (часть нефти с Сахалина)
   Усиление концентрации будет происходить по мере исчерпания ресурсов.
  
  
  
   5. Нефтяная промышленность мира: география нефтеперерабатывающей промышленности, тенденции и перспективы её развития. Главной особенностью этой отрасли является большой территориальный разрыв между центрами добычи нефти и ее переработкой. Мощности нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) составляли 3,7 млрд. т а 2003 г. Доля развивающихся стран не превышает 30 % от всех мощностей НПЗ. Лидирующее положение по мощностям НПЗ принадлежит США (825 млн. т), вторым крупным регионом является Западная Европа (808 млн. т). мощности НПЗ Японии составляют около 250 млн. т. В промышленно развитых странах наблюдается тенденция сокращения мощностей НПЗ. Быстрыми темпами нефтепереработка развивается в Китае, мощности достигли 250 млн. т в 2003 г. Наблюдается сдвиг нефтепереработки в развивающиеся страны, прежде всего в нефтедобывающие. Быстрыми темпами развивается нефтеперерабатывающая промышленность в Саудовской Аравии, Кувейте. ОАЭ, Венесуэле и др. Крупнейшим центром нефтепереработки стал Сингапур благодаря выгодному экономико-географическому положению, который, мощности его НПЗ (более 60 млн. т) сопоставимы с мощностями НПЗ Украины (56 млн. т). Самый же крупный нефтеперерабатывающий завод располагается на Виргинских островах США (30 млн.). С середины 80-х гг. наблюдается новое явление в нефтеперерабатывающей промышленности - внедрение стран ОПЕК в эту отрасль развитых стран Например. Саудовская Аравия владеет в США НПЗ, мощность которых превышает 30 млн. т и имеет около 12 тыс. АЗС. Масштабы торговли нефтепродуктами в несколько раз меньше, чем сырой нефтью Крупнейшими экспортерами нефтепродуктов являются, главным образом, развитые страны: Нидерланды, Италия и др. Часть нефтепродуктов в Западную Европу поступает из России. Тенденции: 1.Рост мощностей в развив. странах. 2.Сдвиг в порты. 3. Сдвиг на острова. Перспектива: еще некоторое время останется одной из ведущих отраслей.
  
  
   6. Газовая промышленность мира.
   Природный газ - трудности транспортировки, хранения. Использ. как топливо в эл/энергетике, в быту, хим. промыш. Потребление в мире возрастает, запасы не безграничны.
   Запасы-на нач.2008г. 175,1 трлн. м кубич. (РФ-47,6. Катар-25,8, Иран-25,6, Сауд.Ар-6,8, ОАЭ-6,1, США-6,0, Венесуэла-4,3, Алжир, Нигерия, Ирак. Пересчете на услов. Топливо запасы газа приближаются к запасам нефти. Основ. запасы сосредоточены в странах СНГ и Ближнем Востоке.
   Добыча-2,9 трлн. м кубич. (2009гг-не РФ 1ое место,а США-впервые! США-624. РФ-582,3, Канада 187, Иран 105, Норвегия 87,6, Алжир 84,5, Великобр. 80,0, Индонезия, Сауд.Ар, Туркмения
   Корпорации (2006г):Sandi Arama-443 млн.Т, Petrolens de venesuela чуть больше 400 млн. Т, Эксон Мобил (США)-134, Тоталло (Фр.)-130. Роснефть-110, Шел-97, Лукойл-91, ТНК-ВР-70,ВР-47 (British Petroleum).
   Подводная добыча-20% мировой добычи - гл. районы- шельф Мекс. Залива (США), Персидского залива, Северного моря. Штокмановское месторождение (!) -Баренцево море.
   География торговли газом (2006г) экспорт: мир-885 млрд м кубич, РФ-203, Канада-102, Норвегия-86, Алжир-65,Туркмения-50,Индонезия-35,Малайзия-32,Катар-31
   Гл. потребители-промыш.развитые страны. На мир. Рынок поступает Ќ добываемого прир.газа. Транспортируется по газопроводам. США получ. Из Мекс. и Канады. Западноевроп. Страны получ. Из Алжира (через Тунис,Сред. Море, Сицилия и Генуя-2,5тыс.км)Из Алжира еще газопровод Магриб-Европа (через Тунис до Испании, потом во Фр и Португ)
   Сжиженный прир. Газ-1/4. Он из прир. газа (топливо для ТЭС) и из попутн. газа (СПБт-пропан и бутан)-м. использ. Как топливо,но главное-нефтехимия и в химии органич. синтеза. Индонезия-40%, Малайзия, Алжир, Ливия, Австралия - экспортеры. Импортеры-Япония,Фр,Исп,Бельгия.Главн.-Япония (США с Аляски) Норвегия-2007г в Сев. Море на месте добычи было открыто произ-во СПГ
   География потребеления. Глоб. Район потреб-Сев.Ам с США, затем Зап.Евр., Азиатско-Тихоокеан. Регион-Яп.,Кит,Ю-В Азия. Юж. Часть Сев.Ам.-главн. Район запаса ПГ. Аляска (Прохта Бэй)-получ. Попутн. Газ. Получ. Недостаточ. Часть из Мексики и Канады (небол. Доля)-по трубопровод. Зап-Евр регион в самой большой зависимости от ПГ. Газ поставляют: Норвегия с 2004г Великобр стала закупать газ. Основа энергетики Норвегии-гидроэлектроэнергетика. Алжир вошел в 1ую десятку (на севере значит. месторожд газа) Месторожд. Хасси Р'Мель.Построен газопровод до Генуи, где разветвляется к потреб. Еще один (выше написано) - оба построены не на деньги Алжира.
   РФ-3/4 газопров. Проходит ч/з терр. Украины (воруют) Лидеры покупки-Герм.австрия.Фр. Немного газа проходит ч/з Белор. Решение: в 1990 был запущен газопров. Ямал-Евр - голубой поток до Турции (макс. поток-16 млрд.м кубич) РФ пытается продлить этот газопровод от Болгарии до Греции и возм. до Ит. Иран обеспокоен этим проектом-у них проект "Набука" до Турции. Есть еще 1 трубопр..кот. позволит вывести из Укр.-Северный поток от Выборга до Герм.(обеспокоена Укр). Со строит-ом этого газопровода меняется геополитич полож РФ в лучшую сторону. Эстония против-типа загрязнения.
   Маленькая часть поступ. В сжиж.виде на метановозах. Япония-в ТВ. Виде Полусжиж-Тайвань,Юж.Корея
   Сейчас идет разговор о создании газовой ОПЕК. Цены устанав. В двустор. Порядке. Нет бирж по торговле газом. Газ в меньшей степени предмет торговли,чем нефть
  
   .
  
   8.Электроэнергетика мира.
   Электроэнергетика входит в состав топливно-экономического комплекса. "базовая" отрасль промышленности. Электроэнергетика -- отрасль энергетики, включающая в себя производство, передачу и сбыт электроэнергии. Роль электроэнергетики заключается в электрификации самых различных сфер человеческой деятельности. Развитие электроэнергетики является неприемлемым условием развития других отраслей промышленности и всей экономики государств. Без прироста произ-ва э/э невозможен НТП.
   На экономически развитые страны приходится 80 % мировой выработки, на развивающиеся - около 20 %.
   Всего в мире-17,4 трлн кВт.ч
   США-4,3 Китай-2,4 Япония-1,024 РФ-0,901 Индия,Германия,Франция,Бразилия,Украина
   В мировом хозяйстве развивающиеся страны по-прежнему выступают главным образом в качестве поставщиков, а развитые - потребителей энергии.
   Ур прои-ва и потребления э\э отражает произ-во э\э на душу населения:исландия(28 т кВч),норвегия(23),США(14),РФ(6,Китай(>1)
   Стр-ра электробаланса:1.ТЭС-65%(было 63)2.ГЭС-19%(20)3.АЭС-16(17)4.альтернатив ист-ки-1.
   1.ТЭС-в электрическую энергию преобразуется тепловая энергия сгорания органических топлив.Многообразие видов используемого топлива(уголь-основ,газ(РФ-70%),сланцы,торф,отходы)-большая доля ТЭС.
   2вида ТЭС:1.КЭС(или ГРЭС)2.ТЭЦ
   Крупные ТЭС строят обычно в районах добычи топлива(угля), либо в местах, удобных для его производства ( в портовых городах). Тепловые станции, работающие на мазуте, располагаются в местах размещения нефтеперерабатывающих заводов, работающие на природном газе - вдоль трасс газопроводов.
   Основ тенденции:1.размещение сдвинулось в порты(привозное топливо-страны европы)2.улучшение технологий(уменьшение отходов)
   Основную роль в электроснабжении мирового хозяйства выполняют ТЭС , работающие на минеральном топливе, главным образом на мазуте или газе. Наиболее велика доля в теплоэнергетике таких стран, как ЮАР (почти 100%-уголь), Австралия(100%-уголь), Китай(70-уголь), Россия(70-газ), Германия(60-уголь) и США(70-разные виды топлива-уголь, прир.газ, мазут) ,Туркмения(100-газ).Ирландия(торф-2 место в мире по его добычи)., обладающих собственными запасами этого ресурса.
   2.ГЭС-в электрическую энергию преобразуется кинетическая энергия течения воды
   "+"1.низкая себестоимость вырабатываемой э\э2.высокий кпд3.развитие реч тран4.на базе ГЭС фор-ся крупные пром пред-я 5.эколог чистое
   "-"1.долгий срок строительства2.затопление земель для создания водохранилищ 3ущер с.х(повышение грунтовых вод, засаливание земли)4.ущерб рыбн хоз-ву(изменение путей миграции)5.мощность ГЭС зависит от времяни года
   В настоящее время из большинства действующих ГЭС с мощностью более 1 млн кВт свыше 50% находятся в промышленно развитых странах.
   По степени освоенности гидроэнерг потенциала:1.Сев Амер(США-63%)р Кентуки(каскад из 14 гэс),р Колумбия(>80 гидроузлов)2.Европа40%:Франция-80%альпы, Норвегия-99% э\э на ГЭС,Швеция,Греция 3.Южная Амер самая крупная ГЭС в мире ИТАЙПУ(р Парана)-на границе Бразилии и Парагвая(мощность-12,4 кВт.ч) ; венесуэльская "Гури" на р. Карони
   Крупнейшие ГЭС в России -р. Енисей: Красноярская и Саяно-Шушенская (была),Братская, Усть-Илимская.строят:Богучанскую, Буреинскую ГЭС.
   В энергоснабжении многих стран ГЭС играют решающую роль, например, в Норвегии, Австрии, Новой Зеландии, Бразилии, Гондурасе, Гватемале, Танзании, Непале, Шри-Ланке (80-90% общей выработки электроэнергии), а также в Канаде, Швейцарии и других государствах.
   3.АЭС-тепловая энергия выделятся при делении атомных ядер в ядерном реакторе.(удел развитых стран).учитывается сейсмичность,водный фак-р
   + 1.не зависит от сырья2.эколог чистое
   -1.опасность аварии2.захоронение отходов3.большие капиталовложения и наукоемкое(квалиф раб сила)
   Сев Амер:США-лидер(104 реактора)Евр:Франция-59 Азия:Япония-55 РФ-31Великобрит-23,незначит:Аргентина,Бразилия.Бельгия
   Двенадцать самых крупных АЭС мира, мощностью 4млн кВт и более каждая находятся в Канаде, во Франции, в Японии, России , на Украине. Самая крупная из них - АЭС Касивадзаки в Японии (8,2 млн кВт).
   РФ-ЧЛЭС(2008 запущена)новых не будет, расширение старых.
   Работают:кольская, лен обл, курская, смоленская
   Сырье:урановые руды(всего 40 тыс т)Канада-10,Австралия-8,Казахстан-5,РФ-3,3
   4.альтернативные источники(доля мала)-солнеч энергия,приливов\отливов(кислогубская пэс),ветра.геотермальная.к 2020-5,8% энергобаланса(в планах)
  
   9. Черная металлургия мира: сырьевая база, ведущие страны- производители черных металлов, факторы размещения производства, современное состояние и перспективы развития.
   Металлургическим циклом является производство
   1) чугуна -доменное производство,
   2) стали (мартеновское, кислородноконвертерное и электросталеплавильное),
   3) проката (прокатное производство).
   Предприятия, выпускающие чугун, сталь и прокат, относятся к металлургическим предприятиям полного цикла. Предприятия без выплавки чугуна относят к так называемой передельной металлургии. "Малая металлургия" представляет собой выпуск стали и проката на машиностроительных заводах. Основным типом предприятий чёрной металлургии являются комбинаты. Характерна высокая концентрация производства.
   Факторы размещения: сырьевой (главный), топливный, водный. Форма размещения-металлургические районы. В передельной метал.играет потребительский фактор размещения.
   Сырьевая база: железные руды, марганцевые(90%), хромиты(50%), металлический лом.
   Запасы Fe руд-260 млрд.т + 600 прогнозных.
   Лидеры: РФ-56 млрд.т(КМА-23 млрд.т, Кольский п-ов -Костомукша, Оленегорское мест-е, Иркутская обл, ДВ)Украина-23 млр.т (Криворожский бассейн); Бразилия- 22,5 млрд.т (Большой Каражас -самый крупный карьер в мире); Китай-21млрд.т (Аньшань);США 7 млрд.т (Верхние озера мест.Месаби), Австралия-7 млрд.т (Хамерсли)
   В СНГ- Азербайджан, Казахстан (Соколовское мест); Канада - по-в Лабрадор; Швеция (Кирунавара мест),Франция, Индия.
   Металлический лом: 30 млн.т
   Страны-экспортеры-старопром.страны.Италия,Германия,США,UK,Украина, РФ (13 млн.т)
   Импорт:Тайвань, Юж. Корея, Турция.
   На 1т. стали-1,1 т. лома или 6т. Fe руды.
   Марганец: 5,3 млрд.т
   6 кг. Mn 1т стали (повыш.мех. прочность стали, ковкости, жаропр)
   Украина(2,2 Никополь),ЮАР(3/4), Китай, Австралия, Бразилия, РФ(вост. склоны Урала), Казахстан (южнее Урала)
   Добыча: Китай(4 млн.т) ЮАР, Украина,Австралия,Казахстан.
   Железо-марганцевые конкреции - Тихий, Атлантический, Индийский океаны, Фин.Залив, Кингисепп(6-7 млн.т)
   Хром: (хромиты) 2,5 млрд.т.
   Экспорт:ЮАР (18 млрд.т), Казахстан (0,3 млрд.т), Зимбабве, Казахстан (Донское мест-уник),Финляндия, Индия. РФ-не добывает.
   Производство Черн. МЕ:1,3 млрд. стали -2008г.
   Китай (500 млн.т С-В страны), Япония (118млн.т Фукуяма),США(91 млн.т Великие озера-Верхнее), РФ(68 млн.т . Урал,Новокузнецк, Оскол,Череповец), Индия,Корея,Украина (37)
   Компании: Nipan Steel( 35 млн.т-Япония), Arcelor Me 116 млн.т), GFE (34млн.т), Posko (33 млн.т)Северсталь (18 млн.т)
   Торговля: Китай (55 млн.т),Япония (30 млн.т),Бразилия, Юж.Корея
   Тенденции: сдвиг к морю, сдвиг в развив. страны, внедрение новых технологий (непрер.способ разлива стали),создание
  
  
   10. Цветная металлургия мира: сырьевая база, отраслевая структура, современное состояние.
   Старейшая отрасль, цветные мет. Придают различные св-ва сплавам(крепость,стойкость,ковкость)главными потребителями цвет.мет. явл. Электроэнергетика,машиностроение,хим.пром-ть. Цвет.мет-я включает в себя-про-во цвет.мет.,благород, и редких тет. И их сплавов. Главные отрасли: алюмин,медная,свинцо-цинковая,никель-кобольтовая,титано-магнивая,вольфрамо-молибденовая,благор.мет,твердых сплавов,редких мет.
   По стадиям технолог.процесса выделяют добыча и обогащение сырья, производ-во металлургич.передела,обработка цвет мет.
   Для разменеия сырьевой базы отрасли характерны высокий уровень территор. Концентрации и сосредоточение ресурсов в немногих странах,отрыв основных районов добычи руд от районов потребления. Материалоемкая и наукоемкая отрасль.
   Ресурсами руд цве.мет. обладают-канада,Австралия,ЮАР. Главные районы потребления-сша,Япония,западня Европа
   Одна из старейших отраслей пром-ти. 7 осн-х эл-в: медь, жел, зол, серебро, олово, свинец, ртуть. Выплавляют до 70 мет-в. Испол-е их в сплавов придаёт различные св-ва(ковкость, ТВ, элпроводность). Гл потреб-ли:эеэнергетика, машиностр, хим пром. Осн отрасли: аллюм-я, медная, свинцово-цинковая, никель-кобольтовая. Выдел стадии:добыча, обогащение сырья, произ-во метал-го передела, обработка цветн металлов. Запасы бокситов2008 - 18.5 трлн тон. Гвинея 7.4 трлн,ямайка 2трлн, бразилия 1.9, Австралия 1.8, Россия 0.8. В рос обл-ти есть рес-сы в лен обл-ти. Добыча бокситов 180млн тон, Австрал64 млн, Бразил 31, китай 20, Гвинея 15.2, Россия 6.3. Сущ-т произ-ва первичного и втор алюминия из мет лома. Гл фактор - теплоёмкость. ПО произ-ву глинозёма - австрали 15 млн тон, США 7 млн, Китай 4. Произ-во первичного ал-я 2008год - 38.8млн тон. Китай13.8, Рфбольше 4 млн, Канада 3.1, США 2.3. Сейчас Япония не произ-т ал-й, но вкладывает в произ-во в Австралии. Экспорт 18.5 млн тон, Россия, автралия, канада, Норвегия, Китай. ПРоиз-во втор ал-я Сша, япония 1.5 млн тон, Германия, Фр. Гл потребители Китай, США, Япония, Гер, ЮКорея. Гл производители те, у кого большие энергоёмкие потенциалы*Норв, Канада, Сша, Брал, Россия). Медная пром-ть - 2 место в отрасли цвет мет-гии. Тепло и энергопровод-ть - 40% в элтех пром-ть. Мировые запасы 1 млрд тон - Чили180млн, Россия 83 млн, Австралия41, ндонезия 35, США 35.В чили осн-е месторож-я в Андах. В Сша на юге и севере скалистых гор. Много в Перу. Гл потребители меди - япония, США, зап европа.экспорт- Чили, Канада, Замбия, Перу, РФ. Китай олид из гл-х произ-й. Золотодобыв-я пром-ть с 2007 года на 1 месте Китай, в 2008 - 2.5 тоны, Китай, ЮАр, США, Австри, РФ.
  
  
  
   11 Алюминиевая промышленность как лидирующая отрасль цветной металлургии.
   В мире производится 39 млн. т. первичного алюминия.
   1 алюминиевая банка в США 1952 г.
   Сырье для алюмин-ой пром-ти: бокситы, нефелины, алуниты (азербайджан), сырье распостранено обширно.
   Запасы бокситов 20 трлн. т.:
   Гвинея (Конакри) - 4 трлн, Ямайка, Бразилия, Австралия, РФ, Индия.
   В Бразилии и Китае бокситы обнаружены недавно.
   В РФ на Кольском п-ве - кианитовые сланцы, мы ввозим сырье, нехватка.
   В Европе: Финляндия, Греция.
   1-ая стадия пр-ва алюминия: пр-во глинозема, глинозем производят в местах добычи сырья.
   Сейчас увеличилась роль Гвинеи и соседних стран.
   25% глинозема производят в Северной Америке, остальное Китай и Евр.
   Бокситы гвинейские: 52% Al2O3 их можно экспортировать, везут в Евр.
   Северная Ирландия и Южная Италия - на привозных бокситах.
   Пр-во Al: 39 млн.т. и растет ( за счет Китая)
   Было: 3/4 Al США, Канада, РФ, Япония, сей час Al производят более 50 стран.
   Главный фактор энергетический.
   Сейчас увеличилось пр-во Al в странах Ближнего Востока и Африки.
   Производство Al 2008:
   Китай 9,4 млн.
   РФ 3,7
   Канада 3,1
   СШа 2,3
   Австралия 1,9, Бразилия, Норвегия, Индия, ЮАР, Бахрейн
   Норвегия - из-за гидроэнергетики
   США 15 лет назад были 1-ми, всегда ввозили., 2-ой была Япония( сейчас нет Al пром-ти, ввозит из Австралии и Китая)
   Колумбия много ГЭС
   В РФ главный район Бокситогорск, крупнейшие мощности в В.Сибири - Братский завод, Шелиховский и др. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС- нехватка энергии.
   Потребление Al растет быстрыми темпами в развитых странах и Китае.
   До появления Китая главным экспортером были: РФ (85% произведенного Al), Австралия.
   РФ и Австралия везем в Японию, Канада в США
   Пр-во вторичного Al в мире 10 млн. т. - менее энергоемкий процесс
   США, Япония, Германия, Великобритания
   Итоги: потребление Al будет и дальше расти ( самолетостроение, ракетостроение, более 500 видов изделий из Al и сплавов). Вряд ли пр-во другого цветного металла превзойдет пр-во алюминия.
  
  
   12. Машиностроение, как ведущая отрасль промышленного производства, отраслевая структура, современное состояние, тенденции и перспективы развития. Максимально обширная отрасль в структуре производства (40% промышленной продукции). Главные производители-развитые страны (>70%). Гл. район производства-страны северного полушария. Машиностроение развивается быстрее, чем другие отрасли. Виды: общее(произв-во оборудования для всех отраслей - станкостроение), транспортное(автомобиле-,самолето-,кораблестроение), электронное и электротехническое(современные технологии), прочее. Уровень развития маш-ния: 1.США(север, юг, Калифорния и Вашингтон) 2.Япония (первое место по производству станков.Токкайдо.Появляются технополисы. Страна без рынка, ориентированная на сбыт) 3.Германия(так же в Европе доминирует Лондон, и Великобритания). Особую роль машиностр. Выполняет в таких странах, как Австралия, ЮАР, Канада, т.к. обслуживает добывающую промышленность + с\х. В Африке только сборочное производство. Новые отрасли: произ-во экологического оборудования, офисной техники.
  
   Три группы отраслей:Общее, Транспорт-е(жд, авто, судостроение), электрон(более 1/3от машиностроения), элтех-е. Прирост ВВП 2-3 % и в машиностроения 4.6%. В целом машиностроение ведущее произво США, Япония, Германия, англия, Италия, Фр. Выдел районы: Сев америка в ядром США, центревропа-гер, Азиатский тихоокеанский регион-Китай). Общее машиностроение станкостроение, гл произ-ль - Япония. Станкостроение - автоматы, полуавтоматы.Лидирует Япония, Герм, США, Индия, Брал. Тяж машин-е - США, герн, япония.Появ-сь новая отрасль произ-ва экол оборудования. Тран-е мащшин-е - автоболстр-е - Сша лидер.идёт сдвиг проз-ва в районы в дешёвой раб силы, преобл-т произво легковых авто(лидер япония).Для автостр-я хар-на монополизация капитала - дженерал моторс, крайслер, мицубиси. В мире 73 млн.Япония 11.6, США 10.8, китай. Судостро-е юкорея - 15 млн, япония 14.5, Китай 4.7. в первую пятёрку стран - велик, США, нидерланды. Сильно зависит от зависимости ввоза сырья, япония специализ-ся на контейнеро ввозах. Самолётостр-е США боинг, фр ФРГ, велик и испания эир бас. ЖД транспорт- распорст-ся широко в мексике, египте, чили. Электр-я пром-ть разви-ся быстрыми темпами, это бытовые приборы, управленческое оборудование, навигационное, машиноробатное. Хар-н короткий жизнен цикл постоян инновации. Лидеры США, япония, Германия, фр, англия. Самая гл комп фирма айбиэм. Одним из гл цетров элпром-ти яв-ся силиконовая долина(Калифорния). Первое место по экспорту Япония 24%, Сша 9%.
  
   13. Характеристика отраслей транспортного машиностроения мира. Автомобилестроение как ведущая отрасль в транспортном машиностроении.
   Длительное время в структуре лидировало судостроение. С 70х гг-нач.автомобилестроение.В нач. 2000г-авиа-ракето-космич. Строение вышло в лидеры. В 19в. Из 10 судов-9 производились в Великобр, во вр. 2ой мир. Войны Великобр. Утрачивает свое 1место и лидером станов США, 1965-на 2ое место.обогнав Велик,станов. Яп. А недавно Яп обогнала Юж.Корея.
   Брутто-регистровые тонны (тоннаж)-вместимость Б-тр=2.83 м кубич.
   1975г-стали возить нефть, в 1980 снижение-сказались 1 и 2 нефт. Кризисы (энергетич. кризисы). 2004г.-увелич. произ-ва контейнеров.
   - 1/3 танкеры. В 70е гг. стали производить супертанкеры, а потом отказались из-за катастроф, невозмож-ть принятия др. судов в порту. - танкеры-сухогрузы - контейнеровозы (везут авто,станки). 1950гг:3.5 млн,Великобр,США,Яп.Швеция.Нидерланды.Герм,Дания,Ит,Норвегия,Канада. 2004г:-40,2 млн., Юж.Корея-14,8, Яп.-14,5,Китай-4,7,Герм-0,9,Хорватия-0,8,Тайвань,Польша,Ит,Исп,Дания
   Перспективы развития связаны с производством контейнеровозов
   Автомобилестроение. 1886г.-первый автомобиль в Евр.,но быстро центр произ-ва сместился в Сев.Ам. В1913г-Форд установил конвейер по произ-ву авто, к 1925-1/2 семей США получили возмож-ть приобрести авто,т.к. конвейер снизил себестоимость авто. В 2007г-= в мире 73,1 млн. шт. Яп-11.6, США 10.8, Китай 8.9, Герм. 6.2, Ю.Корея 4.1, Фр 3, исп. 2.9. Канада 2,6, Индия 2,3. Борьба м/у США и Яп за 1ое место
   Геогр. размещения отрасли. Яп. Легковые авто-9,9 млн. чем выше ур-нь разв. Страны, тем выше доля произ-ва легковых авто.Центр-Токкайдо-Тойота-Тойота Сити(Нагайя)-самое крупное предприятие автомобилестроения в Яп. Тойота возникает как компания по произ-ву автоматизированных ткацких станков. Размещение филиалов Японских в Китае (выс фактор разв автомобилестроения в Яп). В Яп. Отсут складская система. США-Сев-Вост часть-Детройт-старый автом центр. Осн. Часть продукции производят 3 компании-Дженерал моторс,Форд, Крайслер. Высокая концентрация произ-ва. Сейчас Яп.размещ. свои предпр.в Калифорнии. США-легковые авто 4 место-3,9 млн. шт. Китай-2место легк. Авто-6,4 млн. шт. В Китае есть Яп.,Амер и Европ. произ-во авто. Китай-ведущий экспортер авто. К 2010г у них по плану на экспорт 15 млн.шт. Из Китая везут в РФ,Сирию,Укр,Алжир.ЮАР,Вьетнам,Венесула,Иран. В их авто-малая безоп. Движ и высокое сод-е газов. Всего Китай экспортирует свои авто в более,чем 50 стран. В Кении есть филиал Кит. автом.промыш. Европ. регион: Германия >60 млн. шт, 5.7 млн.шт.-легковые Растет произ-во комплектующих изделий, пренос произ-ва в Вост.Евр.. север Фр, Испания, юг Италии. Происходит падение доли того региона. Бразилия обогнала Великобр в 1994г по произ-ву авто. Таиланд опередил летом 2005г
   Крупнейшие автом. Корпорации: Дженерал моторс 12.8 млн, Форд моторс-7,4, Тойота-6.7, Даймер Крайслер 5.7, Рено и Нисан 5,1, Фольцваген, Ситроен, Хонда, Хендай, БМВ
   Сдвиг в развив. Страны. Несмотря на это, глав. Производителем явл. Развитые страны. Увелич. Произ-ва в целом и в частности легковых авто. Проникновение Яп. На др. континенты
  
  
  
   14.Электронное машиностроение мира, главные районы производства, современное состояние, тенденции и перспективы развития.
  
   Развивается быстрыми темпами.продукция электр промышл подразделяется на две группы-оборудование,устройства(навигационные оборуд,измерит приборы) и аппаратура производственного,военного назначения и приборы бытового назначения.Для продукции электронной промышленности характерен короткий жизненный цикл,постоянна смена их типов,растущие требования к всё более сложной аппаратуре.Лидером в производстве продукции электронной промышленности явл США.Второе место занимает Япония.Боле 70% в структуре производства приходится на компьютеры,средства связи.Одним из главных центров электронной промышл явл Силиконовая долина в калифорнии.Япония продолжает оставаться лидером в производстве магнитофонов,видеокамер и видеокассет. Все большее значение в мировой электронике начинают приобретать страны Восточной и Юго-восточной Азии.Главными факторами развития этих отраслей явились дешевая рабочая сила,выгодное экономико-географич положение.Более полвины продукции поступает на мировой рынок.особое место в машиностроении принадлежит отраслям военнопромвшленного комплекса.
   выдел :1) первичное произ-во(произ-во деталей для запоминаю-х устрой), вторич-е(машины, роботы). 2)Группа произ-ва бытовой элект-ники. 1) группа:произ-во ЭВМ(Лидер США(эйбиэм), далее Япония(60 млрд дол), зап европа 20млрд дол-в, азия).2): Ў произ-т развитые страны(50% США япония герм). 3)транзиторы, полупроводники интегральные схемы(Сша 36%, япония 33%, китай6%) 4)доля бытовой продукции для японии 40%, развивающиеся страны 1/3. 5)Произ-во фотоаппаротов (произ-во на 80%снижается сейчас). 50%ноутбуков произ-т тайвань, цв телевиз Китай. Сша специал-ся на произ-ве комп-в, активных средств связи, на сервисном и программном обеспечении. Зап европа отстает от США и японии. 1 место по экспоту заним-т Япония 24%, Сша 9%. Гл партнёры для японии страны азиатского-тихоокеанского региона, зап европа и сша.
  
  
   15 Хим пром мира,отраслевая стр-ра, современное состояние
   Хим пром --одна из важнейших отраслей современного мирового хозяйства, индикатор развития ур страны.определяется развитием НТП. Также как машиностроение химическая промышленность развивается ускоренными темпами. Тесная связь с машиностроением, потребляющим большое количество конструкционных материалов, пластмасс, резины, кислот, антикоррозийных покрытий и с сх.
   Отраслевая стр-ра.1.горнохим пром-ть(фосфориты, апатиты)2.основная хим(про-во удобрений)ведущая3.хос(нов конструционные материалы: пластмассы,каучук)3.произ-во хим реактивов(фотопленка)4.лакокрасочное произв5.хим-фармацевтическая6.бытовая химия7.микробиология
   Развитые стр-преобладает хос(80%продукции в мире), развивающиеся- ос.На развитие хим пром оказывают факторы:1.сырьевой(влияет на произ-во калийных удобр, горн хим)2.топлив-энергетич(произ-во синтет волокна)3.потребительский(произ-во фосфорных удобрений)4.водный(часть исп-ся как сырье)5.транспорт-й6.квалифицир. раб сила7.экологический.Первоначально развивалась на угледобывающих районах, сейчас в районах добычи нефти и газа, на трассах трубопроводов, в портах на привозном сырье. Доля нефти в хос 80 % и является основным видом сырья. Хим пром потребляет около 10 % от добываемой нефти в мире и приблизительно столько же от добычи газа.
   Лидеры:1.США 2Япония 3Германия
   Р-ны сосредоточения хим пром.:1.Североамериканский.ядро-США.большая произ-ть хос(лидируют св штаты)гл сырье-нефть и продукты нефтепереработки.индустр восток-квалиф раб сила, научно-исследоват потенциал. Др круп р-н на побережье Мексиканского залива на базе собственного сырья. Хим пром Канады ориентирована на рынок США.корпорация Proctor and Genble
   2.Западноевропейский(32%продук-и отрасли).ядро Германия. Круп комплекс произ-в хим прод РеЙнско-Вестфальскнй.высокоразв хос Великобритания (юго-восточный район с центром в Лондоне, северо-западный с центром в Ланкашире), Франция (Парижский район). Италия. Круп комплексы Нидерландах (Роттердам-Антверпен), в Италии (Сицилия. Для Нидерландов, Бельгии, Швейцарии эта отќрасль является отраслью международной специализации.
   3.Азиатско-тихоакеанский.центр-Япония(импортное сырье, для размещение-концентрация в портах Тихоокеанского пояса, выпуск наиболее дорогостоящей продукции для обеспечения электронной промышленности, приборостроения, автомоб промышленности.ориентирована на внут рынок)
   Развив-ся в сингапуре, юж коре.Китай-произ-во минер,азотных удобрений.высокая доля импорта
   Австралия-высокая доля ох(спрос с сх), саудов аравия, оаэ,кувейт
   Ведущии корпорации мира: "Дюпон" (США). "БАСФ", кХЕХСТ"", "Байер" (ФРГ), "Простор им гзмбл-. (США). "ИКИ" (Великобритания), "Доу кемнкзл" (США). "Юнион карбаЯд- (США).
  
  
   16. Отрасли основной химии, сырьевая база, география производства.
   В составе отрасли выделяют:пр-во мин. удобрений, соды щелочей.Факторы размещения: сырьевой, энергетический, водный, экологический, наукоемкий.
   Первон.развитие в угледоб.регионах, сейчас где есть нефть и газ. Сдвиг в развив. страны. В мире 150 млн.т удобрений: Китай (30), США(20), Индия (15).
   Главные потребители-развитые страны и Азия.
   Структура пот-я: азотные -50%,фосфор-30%, калийные-20%.
   Азотные МУ::чилийская селитра(Чили и Перу),сейчас ПГ(пр-во ориентируется на места добычи) Лидеры: Китай,США, Индия,РФ,Канада.
   Экспорт:СНГ-35%, Сев.Амер., Зап.Европ.
   Фосфорные МУ: район потребления.
   Фосфаты,фосфориты,апатиты.
   Лидеры по запасам: фосфориты-, США, Марокко, Китай; экспорт: Марокко, США, Тунис.
   апатиты: РФ(Кольский п-ов Хибины).
   Калийные МУ Канада(7,9 млн.т), Белоруссия(5,5), РФ(5). Сырье: (калийные соли): Канада (50 млрд.т), РФ(13-Верхнекамское), Белоруссия (7,8)Экспорт: РФ,Канада,Белоруссия.
   Пр-во кислот: серная кислота-пр-во фосфарной кислоты: Китай,Бразилия,Мексика.
   Сода(кальцинированная,каустическая):США,ФРГ,UK.
  
   17. Основные черты развития и размещения отраслей химии органического синтеза Мира.
   Производство-полимеров,синтетические смолы получнеи,синтет.каучук и хоим.волокна.
   Хос -одна из самых наукоемких отраслей. 80%производят развитые страны.
   Полимеры: этилен пропилен бензол. Про производсту этилена: зап.евр-30%, японият10%,развивюстраны-25%. Синте.смолы для пластмасс.по производсву-сша,Япония,германия,южная Корея,Франция.
   Хим-волокна:искуссвенные 20%прои-ва,синтетичес.80% про-ва. Для их произ-ва исполюзуют отходы ЦБП(т.е целлюлоза). Хим.волокна-текстильная про-ть, остальное в отраслях шинной,резинотекстил,дорожностоит. Промышленности.
   По произ-ву хим волокна: США,Китай,Корея.германия.
   Произ-во синтет.каучука. исходный продукт для резиныю.1932 г СПб.академик Лебедев получик каучук.Произ-во :США Канада зап.европа,Япония.
   Увеличение итереса в натуральному каучуку. Проз-во: тайланд.индонезия,Малайзия,индия Китай.
   Один из показателей развития ХП-положение порошка нна душу населения.
  
   18 Общие черты развития сельского хоз-ва мира.
   Земля - не только средство пр-ва, но и предмет труда.
   В большей степени на развитие влияют прир. факторы (климат, рельеф, водный режим), а также соц-эконом факторы (уровень развития страны, трудоемкость возделывания, религиозный фактор).
   В мире существует многообразие аграрных отношений:
   Крупная собственность - США, западная Европа.
   Мелкоконтурность частной собственности - Япония.
   Церковная соб-ть - земельные владения крупных монастырей.
   Общинное землевладение - Африка.
   Арендные отношения - Латинская Америка
   Колхозная собственность
   Государственная собственность
   Аграрная политика государств
   Развитые страны: пр-во высокоэкологичных продуктов.
   Развивающиеся страны - задача накормить население. В прошлом году голодающих было 900 млн. чел., по абсолютному кол-ву лидер Азия: Индия, Непал,Бутан, Бангладеш.
   с/х 2-ая по значимости отрасль мат. пр-ва. В 40-х гг 20 века доля занятых в с/х более 50%. В с/х занятых 1,3 млрд. чел.
   Произв. Единица - ферма
   Размер фермы
   Австралия - 2,3 тыс. га., США - 180 га., Япония - 0,2 га.
   Сферы деятельности АПК:
   Пр-во средств пр-ва (тракторы, др. с/х техника)
   Непосредственное с/х пр-во ( животноводство, растениводство)
   Переработка с/х продукции
   Механизация пр-ва
   В США парк тракторов 5 млн. шт.
   Химизация пр-ва-Урожайность выросла в 2 раза.
   Дотации гос-ва: в развитых странах от 40-90% дотации в с/х.
   К обострению проблемы голода ведут демографическая проблема и обращение с землей.
   1992 - 0,44 га, 2002 - 0,24 га, 2025 - 0,16 га, В РФ - 0,8 га. Проблема: снос плодородного слоя ветром/водой, обезлесение.
   Главные районы: США - основная часть продукции производит север, в европе ядро - центральная европа, Испания - "сад Европы", Нидерланды - тысячи сортов тюльпанов. Из развивающихся стран: Китай обошел Австралию по поголовью овец.
  
  
  
   19.Зерновое хозяйство мира. Динамика производства, торговли и потребления, зерновой запас мира. Особенностью размещения зерновых культур является очень широкий ареал возделывания (совпадает с зонами расселения населения). Валовой сбор зерна в мире в 2007 г. составил 3,4 млрд т.Для удовлетворения потребностей человека и на корм скоту необходимо в среднем 1 тонна зерна на душу населения. 900 млн голодающих По абсолютному количеству голодающих лидирует Южная и Юго-Восточная Азия, по доле голодающего населения -- Африка. Среднемировое производство зерновых на душу населения составляет около 350 кг, максимальный показатель имеет Канада -- более 2 тыс кг, в Венгрии данный показатель составляет 1,5 тыс, в США -- 1,2 тыс. в Австралии -- 1,3 тыс. в России -- 600 кг. В развивающихся странах производство зерновых иногда не превышает 200-300 кг в год на человека. Под посевами зерновых культур занято около 750 млн га, что составляет около половины пашни мира. Лидером по валовому сбору зерновых является Китай (445млн т ), на втором месте находятся США (346 млн т). на третьем -- Индия (239млмт). В России производство зерновых на этот период составило около 70 млн т максимального показателя по урожайности зерновых достигли Нидерланды -- 78 тыс. С га:Бельгия -- 68, США -- 55. Япония -- 63. Развивающиеся страны имеют низкие показатели по урожайности зерновых, например урожайность зерновых в Индии составляет 18 ц с га. В мире главными зерновыми культурами являются пшеница, кукуруза и рис. Пшеница -- культура умеренною пояса. В странах более жарких по климатическим условиям пшеницу возделывают, как правило, в зим­ний период. Пшеничный пояс северного полушария включает США и Канаду, западноевропейские страны, страны Восточной Европы. Ук­раину. Россию. Казахстан. Китай, Индию; южного полушария -- Аргентину, ЮАР, Австралию Главными экспортерами пшеницы являются развитые страны. Ввозят пшеницу Италия, Бразилия. Испания. Алжир. Япония. Египет. Индонезия и многие другие страны. Кукуруза выращивается на всех континентах. В течение длительно­го периода главным производителем кукурузы остаются США. Мировое производство кукурузы 700 млн т, при этом в США произвели 270 млн. в Ки­тае 114, в Бразилии -- 48 В развитых странах кукуруза используется в основном как кормовая культура, в развивающихся странах -- как продовольственная. Главными импортерами являются Япония (16.6 млн т). Китай (11.7 мли т). Южная Корея (9.0 млн т). ввозят куку­рузу многие страны Европы, что привело к формированию крупных животноводческих комплексов в портах. Рис - третья по значению зерновая культура в мире, является ос­новой питання более чем 2 млрд человек. Большая часть риса произво­дится в Азии, а доля Китая. Индии. Бангладеш и Индонезии составляет 70 % мирового производства риса. Урожайность риса более высокая, чем других зерновых культур, во многих странах собирают два урожая в год. А, например, в Японии на южных островах собирают по три урожая Япония полностью обеспечивает свои потребности в рисе за счет собст­венною производства, совсем недавно Южная Корея перестала ввозить рис. На мировой рынок поступает около 4 % производимого риса (пше­нииы -- 20%). главными экспортерами являются Таиланд. Индия. США, Вьетнам. Пакистан. Ввозят рис Индонезия (3,2 млн т.). Китай (1.6 млнт), Иран (1,3 млн т) и другие развивающиеся страны.Из других зерновых культур довольно широкое распространение имеют ячмень и овес, которые используются, главным образом, как кормовые культуры. В Канаде, на севере европейских стран, в России выращивается рожь (около 2 % от мирового производства всех зерно­вых). Главным экспортером ржи является Канада. Просо и сорго -- ос­новные продовольственные зерновые культуры развивающихся стран. В мире очень немногие страны обеспечивают свои потребности в зерновых культурах. Среди ведущих экспортеров можно назвать США, Канаду, Францию (еще в 60-е гг. ввозила значительное количество зерна), Австралию Аргентину, Венгрию. Великобританию. Казахстан. Таиланд. Индию. В начале 2000-х годов Россия начинает вывозить зерновые. Развитые страны в основном ввозят кормовое зерно, развивающиеся -- продовольственное. В результате углубления международного разделения труда США и Канада как бы превратились в кормовую базу животноводства промышленно развитых стран, главным образом для западно-европейских стран и Японии. Но надо сказать, что экспорт зерна из западно-европейских стран в настоящее время >увеличивается, испытывая жесткую конкуренцию со стороны США .Структуру производства и потребления зерна характеризует такой показатель, как зерновой или хлебный баланс. Большинство стран в мире имеют пассивный хлебный баланс(активный/пассивный).
  
   20. Основные черты географии животноводства Мира.
   Животноводство.
   В структуре которого выделяют разведение крупного рогатого скота,свиноводство,птицеводство и овцеводство.Интенсификация производста растёт.Различные типы животноводства-стойловое,пастбищное и кочевое.Выделяют три района с высокоразвитым животноводством,это Западная европа,северная америка и австралия.1-специализацией явл разведение крупного рогатого скота молочного и молочно-мясного направления.Североамериканский регион,интнсивно развивается свниноводство и птицеводство.На ранчо выращивается молодняк,который впоследствии перегоняется на северо восток страны.В австралии развивается экстенсивное пастбище животноводство(овцеводство).
   Экспортируется мясная продукция.Страны экспортёры-Арегнтина,Бразилия и Уругвай.Для азиатских стран характерен низкий уровень развития животноводства,товарность незначительна,на экспорт поступают шерсть,кожа,скот.импорт невелик из-за отсутствия средств.Индия занимает 1 место по поголовью крупного скота в мире,но стадо имеет низкую продуктивность из-за религиозных причин.В монголии развито коневодство,свиноводство в китае.Япония зависит на 50% от импорта продукции животноводства.Для африканских стран характерно низкое развитие сельского хозяйства.Крупнейшими производителями и экспортёрами молочной продуцкии явл США.Говядину экспортируют в большом количестве Австралия,Аргентина.Импортируют США,Япония.Экспортёрами свинины явл Китай,канада,баранины-Австралия.Экспортёрами птиц-Сша.Импортёрами птицы явл Россия,Китай.С развитием животноводства связана проблема загр ос.
  
   21.География производства важнейших технических культур Мира.
   Производство технических культур характеризуется высокой товарностью производства, более узким ареалом возделывания этих культур, высокой трудоемкостью. Среди технических культур выделяют волокнистые, сахароносные, масличные, тонизирующие и др. К волокнистым культурам относятся хлопчатник, лен, джут, сизаль. Хлопчатник выращивают в районах сухих субтропиков(восточная и Юго-Западная Азия) крупнейшие производители хлопчатника: Китай, Индия, Пакистан. Выращивают хлопчатник Турция, Иран, Сирия, Египет, Судан, США, Мексика, Бразилия. Хлопок-сырец - нетранспортабельное сырьё. Главными производителями: Китай, США, Индия, Пакистан. Ведущим экспортёром в мире являются США, поставляют на мировой рынок хлопок-волокно Пакистан, Турция, Египет, Мексика. Главными импортёрами являются развитые страны.
   Лен выращивают в условиях умеренного климата. Производители: Россия, Белоруссия, Украина. Джут используется для производства технических тканей, канатов (Бангладеш). Сахарный тростник и сахарная свёкла. Около 60% сахара получают из сахарного тростника. Сахарный тростник - культура тропического и субтропического пояса, сахарная свёкла - культура умеренного пояса. Ведущими производителями сахара из сахарного тростника являются Индия, Бразилия, Куба, Китай. Из сахарной свеклы - Франция, США, ФРГ. Самое большое свекловичное поле имеет Украина. В России - в Центрально-чернозёмном, Северо-Кавказском районах(значительная часть его ввозится). Главными экспортёрами на мировом рынке являются Бразилия, Индия, Франция, больше всех стран ввозят США. Масличные культуры используются как продукт питания, в лакокрасочной промышленности. По производству масличных культур выделяются США, Китай, Бразилия. В структуре производства масличных культур более половины приходится на соевые бобы, главными производителями являются США, Бразилия, Китай, Россия. Хлопковое семя в большом количестве его получают Китай, Индия, США. По производству выделяются Китай и Индия, США, Бразилия. Семена подсолнечника получают в России, на Украине. Для получения оливкового масла используют оливковое дерево(страны Средиземноморья).
   К тонизирующим культурам относят чай, кофе, какао. Производителям чая являются Индия, Шри-Ланка, Китай. Главными экспортёрами чая являются Индия и Шри-Ланка. По импорту чая лидирует Великобритания. Большая часть кофе, производят в Латинской Америке. Основными потребителями кофе являются США. Какао поставляют Бразилия, Нигерия.
  
  
  
  
   22 Транспорт как отрасль материального произ-ва. Относится к материальным сферам произ-ва. Динамично развивающаяся сфера мирового хозяйства. основа географического разделения труда.
   Ур раз-я трансп сис-ы отражает ур раз-я страны. выполняет важные эконом, полит, соц, культурные, оборонные фун-и.
   80 % мировой транспортной сети в развитых странах.
   Осуществляемая работа транспорта включает процессы: перемещение грузов, погрую-разгруэочные работы, хранение грузов, прибывших на конечный пункт или готовых к отправке.
   Цена работы тран-та:1.Тарифы-постоянно действующие цены 2фрахты-единовременные, размер по 2-х стороннему соглашению.
   Основ показатели:1. перевозки (количество перевезенных грузов в тоннах), грузооборот (количество грузов, перевезенное на определенное расстояние,всего тр-та мира-50трлн т* км.доля развитых стр-70%), грузоподъемность. количество перевезенных пассажиров, пассажирооборот (пассаж.*км)
   Совокупность видов транспорта определяют транспортную систему страны:развивающиеся стр -историч фактор(колонии)
   уровень развития производительных сил. особенности территор стр-ры, специализация в международном разделении труда, степень территориального разделения труда, природные факторы (выход к морю, рельеф)
   трансп сис-мы:1.североамериканская-все виды трансп хорошо развиты2.западноевропейская-более высокая плотность, чем североамерик.отсутствие некот вида тран-та из-за прир усл
   япония-плотная трансп сис-ма.большая ч-ть тер-и непригодна.
   Развивающиеся стр-древовидная сис-ма(от месторождений к портам вывоза,развитие жд
   Афганистан-главный автомобильный(из-за природ усл)
   По кол-ву перевез грузов-автомобильный лидирует
   Тендеции в мире: снизились объемы морских перевозок странами ОПЕК и США, и возросла роль стран Восточной и Юго-Восточной Азии.,обеспечение стыков,развитие контейнерных перевозок(перспективы)
   Разделяется:1сухопутный2водный
   Классификация:автомобильный,морской,внутренний водный,трубопроводный, возд виды тр-та, электронный.
  
  
   23.Железнодорожный транспорт мира: современное состояние, перспективы развития
   Роль жд. в мире постоянно сокращается за счет снижения его роли в развитых странах. Присутствует в 140 странах. Доля в первозках-10%,грузооборт-15%.
   "+"-большая протяженность, прокладка путей может осущ. повсеместно, низкая себестоимость, отсутств. сезонность."-"-небольшая грузоподъемность,низкая скорость движения.Протяженность-более 1 млн.км в мире: США (226), РФ (87), Китай (77).
   ЖД системы: Евразийская, Североамериканская, Индокитайская, Индийская,Кельтская и т.д.
   Развитие жд.транспорта отражает густота-Люксембург(18 км на 100 км.кв),ФРГ(14), Япония(7),РФ(0,6).
   Уровень электрофикации:Швейцария 100%,Италия 82%,США не более 1%.(разл.предназначение дорог).
   Ширина колеи:1435-США,Канада,Мексика.1656(шир.колея)-Пиренейский п-ов,1520-РФ,Финка.
   ЖД транспорт перевозит массовые грузы:уголь,нефть,руды.
   Строит-во скоростных магистралей(v=250км/ч)
   Япония(сам.длинный 54-Сэйкан) uk,Франция-Евротуннель
  
   24. Роль автомобильного транспорта на современном этапе развития экономики Мира; его характеристика, тенденции и перспективы развития.
   По каличеству перевезных грузов(в тоннах) лидирует автом.,средняя дальностиь не привышает 20-30км. Главная роль в перевозке пассажиров и рузов, более 80%. В мировом грузообороте доля автомютран.не привышает 10%..протяженность автом.дорог-30 млн.км.автопарк планеты-600 млн.автомобилей. чем выше уровень развития страны тем ниже долягрузовых автомобилей в автопарке. Преобладают дороги с двердым покрытием,доля из в рзвив.странах ниже. На первом месте по грузообороту в автом.транспорте -США,затем Япония,и потом ФРГ,обеспеченность лег.автом. населения страны отражает показатель, как количество автом на 1000чел. Лидирует Италия США ФРГ. Так же важен показатель густоты
  
   25 Особенности развития морского транспорта.
   Морской транспорт имеет первостепенное значение для внешних экономических связей. Нормальное функционирование мирового хозяйќства без морского транспорта было бы невозможно из-за территориального разрыва между районами производства и потребления. Например, в Великобритании, Японии -- 98 %, в США -- 90 % внешнеторговых перевозок выполняется этим транспортом. Доля морского транспорта в грузообороте мира -- более 70 %. Географию морских перевозок определяет сеть портов, морских каналов, а также доступных для морских судов внутренних водных путей. Морской транспорт имеет свои преимущества: большую грузоподъемность, неограниченную пропускную способность, сравнительно малые капитальные вложения, небольшие расходы энергии на I тонну груза. К недостаткам относят зависимость от погодных, физико-географических условий, необходимость создания сложного портового хозяйства.
   Мировой морской тоннаж в 2002 г. составил 497 млн брутто-регистровых тонн (1 бр. per. т " 2,83 м1). Лидерами являются Панама (124,7 млн т). Либерия (50,4). Багамские о-ва (35,8). Греши (29), Мальта (26,3), Япония (14), значительным флотом располагают также Норвегия, США, Багамские острова, Россия, Великобритания. Италия, Франция. Из развивающихся стран выделяются по тоннажу Индия, Бразилия. Саудовская Аравия, Сингапур. Ок 70 % тоннажа мира контролируются развитыми странами. Такие страны, как Либерия. Панама, Кипр, Бермудские и Багамские острова предоставляют свои флаги другим странам, что позволяет владельцам этих судов платить меньшие налоги, более низкую заработную плату и т. д. Под такими "дешевыми" флагами ходят около трети судов мира. Настоящими владельцами являются США. Япония, Великобритания и др. страны. Тоннаж судов развитых стран сокращается, в развивающихся странах растет. С одной стороны наблюдается рост тоннажа в таких странах, как Китай. Индия. Бразилия, с другой стороны, растет флот в странах, которые продают свой флаг. В структуре флота 37 % составляют танкеры, 24 % -- балкеры. 25 % -- суда для генеральных грузов, 7 % -- контейнеровозы. Развитие контейнерных перевозок привело к созданию новых судов, где погрузка и выгрузка осуществляется не вертикальным способом, а горизонтальным. этот способ ускоряет погрузочно-разгрузочные работы. В мировом грузообороте морского транспорта лидируют Япония. Китай, Великобритания, Италия. Франция.
   Доля нефтеналивных танкеров в начале 2000-х годов составляла 38 %, сухогрузов -- 35. суда для перевозки генеральных грузов -- 13, контейнеровозов -- 8. мстановозов -- 2. пассажирских судов - 1, прочих -- 3. Порты по назначению делятся на универсальные и специализированные. Крупнейшими универсальными портами мира является, такие как Сингапур (325 млн т грузооборот), Роттердам (320 млн). Новый Орлеан ( 225 млн), Тиба, Кобе ,Нью-Йорк. Филадельфия и др. Среди специализированных портов самыми крупными являются нефтеналивные: Мина-эль-Ахмалн (Кувейт), Харк (Иран), Рас-Танура (Кувейт). К крупнейшим угольным портам относятся Хэмптон-Роудз (США), Ньюкасл (Австралия), Дуран (ЮАР), железорудным -- Тубаран (Бразилия), Порх-Хедланд (Австралия), фосфоритовым -- Тампа (США), Касабланка (Марокко). В целом в мире насчитывается более 2000 морских портов, большая часть из них приходится на бассейн Атлантического океана (до 70 %). Однако по количеству перевозимых трузов с конца 80-х гг. лидирует Тихий океан. Из 15 крупнейших портов 12 расположены на побережье Тихого океана. Связано это с возрастанием роли в мировом хозяйстве стран АТР. Меньшую роль играет в перевозках Индийский океан
   В развитых странах импортные грузы вдвое превышают экспортные Наиболее мощные потоки грузов направляются из района Персидского залива. Особую роль в морском судоходстве играют каналы -- Суэцкий. Панамский и Кильский. В развитии судоходства тяжелая ситуация наблюдалась в периоды энергетических кризисов вследствие значительных сокращений перевозок нефти В конце 80-х годов усилилась тенденция старения мирового торгового флота. Самым молодым флотом располагает ФРГ". В последние годы прекратилось строительство супертанкеров (в аварийных ситуациях происходил большой сброс нефти в океан и сильное загрязнение его вод). В развитии морского транспорта можно отметить еще одну тенденцию -- усиление транспортного процесса на меньшем числе основных трасс и магистралей, транспортных узлов. Для морского трансќпорта существует проблема обеспечения стыков различных видов транспорта, прежде всего морского н воздушного, крупнейшие порты вес чаше становятся международными распределительными центрами.
  
   26. Особенности развития внутреннего водного транспорта мира. Включает речной и озерный. Конфигурация водных путей определяется речной сетью, наличием искусственных водных путей, озер, водохранилищ. На развитие внутреннего водного транспорта оказывают влияние физико-географические условия, прежде всего климатические, в северных широтах работа этого вида транспорта подвержена сильному влиянию сезонности. Протяженность внутренних водных путей составляет более 550 тыс. км. Обширной системой внутренних водных путей располагает Западная Европа, главными речными магистралями которой являются системы Рейна и Сены. В Северной Америке главной речной системой является Миссисипи-Огайо, здесь же существует уникальная система Великих озер. Для азиатских стран наибольшее значение принадлежит речным системам Китая (Хуанхз и Янцзы), Индии (Инд и Ганг), стран Индокитайского полуострова (Меконг ) В Африке важнейшими являются речные системы Конго. Нигера. Нила, Замбези. Протяженность искусственных водных путей составляет около 30 тыс. км. Среди важнейших можно упомянуть Береговой канал (США), Среднегерманский канал, искусственные каналы на территории европейской части России (Беломоро-Балтийский. Волго-Донский. им Москвы н др.) Провозная способность речным транспортом на крупных реках больше, чем у железнодорожною или автомобильного. Малые реки уступают железнодорожному транспорту. По рекам перевозят, главным образом, массовые грузы. По грузообороту лидируют США, Канада. ФРГ, Нидерланды. Крупнейшие порты на реках не уступают морским по количеству принимаемых и отправляемых грузов К ним можно отнести Чикаго, Толидо, Детройт (США). Франкфурт-на-Майне. Мангейм-на-Рейне (ФРГ). Доля зтого транспорта в общем грузобороте снижается, особенно в развитых странах. Для работы речного транспорта особую трудность представляет проблема заиления дна. что снижает эффективность его деятельности. К перспективным направлениям развития речного транспорта можно отнести все большее использование судов типа "река-морс", на подводных крыльях, повышение грузоподъемности.
  
   27.Характеристика трубопроводного транспорта Мира, перспективы развития.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"