Владимир Высоцкий сказал, что песня - это стихи, положенные на музыку. Я бы расширил данное определение: песня - это маленький рассказ, воплощенный в стихотворную форму и положенный на музыку. Почему я делаю упор на слове "рассказ"? Потому что песня, не содержащая яркого рассказа о каком-нибудь событии или переживании, что человек, не имеющий души. А, слушая нынешнее "песни", всё больше в этом убеждаешься, потому что в так называемых "стихах" ни уму, ни сердцу зацепиться не за что. Да, это мёртвые песни и создаются они "мёртвыми" авторами. Сегодня услышать живую и интересную песню - то же самое, что поймать золотую рыбку. Для иллюстрации приведу по паре примеров песен - и тех, которые милы моему слуху, и тех, от которых я иногда валюсь со смеху:
"Тёмная ночь. Только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звёзды мерцают...
В тёмную ночь ты, любимая, знаю - не спишь
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь".
Обратите внимание, какая картина предстаёт перед нами уже в этих строчках: ночь, бой идёт, пули свистят; а боец думает в этот момент не о том, что его вот-вот убить могут, а о том, что его дома ждут жена и ребёнок, что жена плачет, скучая по нему и не смыкая глаз...
И он должен ради своих родных сделать всё возможное и невозможное, чтобы победить не просто врага, пришедшего на его землю, но смерть, которая над ним кружится. И он верит, что пока его ждут, с ним ничего не случится. И, скажите, чем вам не рассказ, живой, яркий?..
А о чём может рассказать песня с такими словами:
"Натуральный блондин,
На всю страну такой один,
И молодой, и заводной,
И знаменит, и холостой..."?
Нет, для газеты с объявлениями информация, разумеется, будет. Единственное, что бы я спросил этого человека: "Сударь, а вы уверены, что вы один в стране натуральный блондин"?
Вот ещё пример песни, которая, как мне кажется, может рассказать слушателю историю:
"Он был старше её, она была хороша,
В её маленьком теле гостила душа,
Они ходили вдвоём, они не ссорились по мелочам.
И все вокруг говорили: "чем не муж и жена?"
И лишь одна ерунда его сводила с ума:
Он любил её, она любила летать по ночам".
Тоже, обратите внимание, какой конфликт виден с первых строк!.. А сколько трагизма в следующих строках:
"Он страдал, если за окном темно,
Он не спал, на ночь запирал окно,
Он рыдал, пил на кухне горький чай
В час, когда она летала по ночам.
А потом поутру она клялась,
Что вчера это был последний раз....
Он прощал, но ночью за окном темно -
И она улетала всё равно".
Честно говоря, слушая эту песню Андрея Макаревича, я всякий раз испытываю боль за её героя, который просто хотел прожить остаток дней в любви и счастье, а вместо этого его любимая бессовестно ему лгала, бросила его и довела до суицида.
И почему-то даже хочется придумать продолжение, где бы героиня нашла свою любовь, вышла замуж... Но судьба этой женщины тоже сложилась как-нибудь трагично: например, она тоже могла где-то погибнуть... Ведь бог всё видит и никогда, ничего не оставит безнаказанным. И вот на том свете она встречает того, который её любил (а, может, и до сих пор любит), но не смеет посмотреть на него. И тогда он к ней подходит, обнимает её, как всегда, всё ей простив... И, может быть, даже упросит бога не разлучать их.
Конечно, возможно, это бред; но, если здраво подумать, автор тем более не зря создавал свою песню, коли она не только рассказала историю, но и дала повод человеку, слушающему её, высказать свои мысли или выразить чувства.
А к каким размышлениям можно придти, послушав такие строки:
"А потом будет утро.
Убирая постель,
Ты швырнёшь Камасутру
В открытую дверь"?
Справедливо возникает ряд вопросов к одному из авторов данной песни, лидеру группы "Браво", Евгению Хавтану. Но обойдёмся тремя наиболее гуманными: девушка Камасутру вместо сказки на ночь читала? Какое место ей там очень не понравилось, что она эту книгу в дверь запулила? И, наконец, девушка, прежде, чем бросить книгу в дверь, посмотрела - не идёт ли кто по коридору, чтобы ему этой книгой не прилетело в голову?..
Позволю себе под конец небольшое отступление. Знаете, самая любимая моя повесть у Гоголя - это повесть "Портрет". Там на молодого художника по фамилии Чертков волшебным образом сваливается целое состояние - тысяча червонцев. А, если точнее, то Чертков эти деньги нашёл в тайнике портрета старика, который он приобрёл в лавке. И Чертков не выдержал испытание деньгами и стал модным живописцем, от чего предостерегал его профессор, и писал всё, что угодно ради денег и пиара. В итоге работы Черткова выходили бездушными, мёртвыми.
О чём я? Да о том, что пока люди будут писать и петь песни ради денег и популярности, не стараясь рассказать через них историю, дающую слушателю пищу для ума и сердца, души в этих песнях не будет.