Идзинский Феликс Петрович : другие произведения.

Слово о русском израильтянине

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья опубликована в газете "Русский израильтянин", 21 июля 1999 г., Израиль.

  СЛОВО О РУССКОМ ИЗРАИЛЬТЯНИНЕ.
  
   В первые годы становления Израиля политическое руководство страны в значительной степени опиралось на сложившиеся освободительные и сионистские движения. Они были и базой управляющих кадров, отсюда начинали свой путь и лидеры. Одной же из главных примет современного этапа развития государства , его демократического устройства является существенно большая роль политической зрелости населения страны, т.е. собственно социальной среды. Но именно для создания социального продукта необходим куда более продолжительный период времени , чем полвека истории Израиля, - здесь столетия нужны. Человека можно многому обучить, натренировать его логическое мышление, дать очень много информации, но его основные поведенческие и нравственные принципы формируются той средой, где он вырос и живёт. Это общая закономерность, хотя, конечно, бывают исключения.
   Оценивая среду, надо, к сожалению, признать, что основная масса населения Израиля в общеобразовательном, политическом плане существенно отстаёт от большинства европейских стран.
   Казалось бы, лучше обстоит дело с вновь прибывшими гражданами из бывшего СССР. Эту группу населения отличает трудолюбие, относительно высокий технический уровень, владение большим объёмом информации. Впрочем, как и любая другая группа израильского населения, новые репатрианты наряду с достоинствами являются носителями и недостатков. Здесь в первую очередь я бы отметил очень низкий политический уровень, уровень принципиального отношения к вопросам нравственности, этики и т.п.
   Разумеется, русскоязычное население Израиля несёт на себе печать истории России и особенности развития её общества. Как отмечал В.Ключевский, в России часто форма существенно отличается от содержания ...
  Мне приходилось общаться и обсуждать разные политические вопросы с молодыми коренными израильтянами, имеющими аттестат зрелости или уже первую степень высшего образования. Большинство из них умеют самостоятельно мыслить, анализировать происходящее. Оценки в основном ответственные, продуманные, взвешенные, без крайностей, я бы сказал, мудрые. То, что среди "русских" встретишь редко, причём даже среди не молодых людей с высшим образованием и со степенями.
  Наши обычно рассуждают общепринятыми штампами. Обращает внимание чрезмерный максимализм, что называется чёрно-белое мышление, склонность к всевозможного рода крайностям. Многоцветие отсутсвует. Особенность сознания русскоязычного населения проявляется и в оторванности его от действительности. В силу этого их легко привлечь разными красивыми, но несбыточными планами и проектами, всевозможными обещаниями. Они не осознают, не чувствуют возможную цену предлагаемых изменений; не соизмеряют ожидаемый результат, сроки и последствия; не отличают цели от путей и методов их достижения.
  Отношение к нравственности у русских людей тоже особенное. Есть много людей честных, способных помочь и пожертвовать собой ради других, бескорыстных и чутких. Но! Ради достижения хороших целей позволительно поступать безнравственно, ну, к примеру, обмануть, нарушить закон, обидеть, поступить не справедливо и, наконец, совершить преступление. Иными словами, нравственные принципы ценны не сами по себе, а попадают в зависимость от каких-либо несущественных факторов: свой ты или чужой(родственник, одной национальности, одной партии), нравишься или нет, нужен или бесполезен и т.д. Если речь идёт о чём-то важном, то вопросы нравственности часто ставятся на второй план. Нравственные принципы не рассматриваются как такие ограничения, которые при любых обстоятельствах нельзя нарушать, а как некоторые условия, которые хорошо бы соблюдать до определённых границ , после чего эти условия уже не действуют.
  Именно так можно объяснить поведение "русской" общины на выборах главы правительства в 1999 году. По некоторым признакам(культура, нерелигиозность, причастность к социализму и др.), казалось бы, русскоязычное население должно больше поддерживать левый лагерь. Тем более сейчас, когда и Ликуд и Авода резко сместились к центру. Понятно, что вновь избранный глава правительства Эхуд Барак приложит максимум усилий, чтобы условия будущего договора с палестинцами наилучшим образом отражали интересы Израиля. Почему же большинство русских придерживается правых взглядов и отдавало предпочтение Беньямину Нетаниягу? На это есть целый ряд более глубинных причин.
  С одной стороны, Нетаниягу им более близок. Та же знакомая любовь к демагогии и способность приврать. (Так, все мы помним его заявление о том, что с Арафатом , главным террористом, нельзя вести переговоры, но заключил с ним договор в Уай-Плантейшн. Или история с 13 процентами передаваемых палестинцам территорий в указанном договоге.) Та же уверенность в правильности единственного, предложенного только им решения столь сложных вопросов, когда даже Бог, наверное, испытывал бы сомнения. С другой стороны, политика правых, их подходы к решению проблем куда более отражают мировоззрение и психологию русских, чем лагерь левых. Они не доверяют арабам, сомневаются в надёжности международных договогов, не верят в перспективность мирной политики и возможность установления прочного мира. "Русские" привыкли полагаться на силу. По причине максимализма мышления у "русских" граждан Израиля традиционно отрицателное отношение к компромиссу. Решение должно быть чрезмерно простым: отдать или не отдать. Иначе надо же трудиться, определить какую часть отдать и на каких условиях. Кроме того "русские" всё-таки поверили, а правильнее - уж очень желают верить в спекуляции правых о том, что якобы можно заключить мир и не отдавать территорий. Всё та же вера в чудеса. Некоторые из них, исходя из собственной системы ценностей, предпочитают воевать, чем отдать действительно жизненно необходимые для Израиля участки земли, руководствуясь известным принципом "не отдавать и пяди русской", простите, оговорился, "еврейской земли". Такие же вопросы, как желание палестинцев жить независимо и свободно, "русские", по всей видимости, мало принимают во внимание.
  Отношение к социализму у русскоязычного населения имеет сходство с отношением к христианству. Несмотря на столь длительный период(христианство - века, социализм - десятилетия) и кажущееся огромное влияние, до сих пор большинство населения не знает сущности и содержания как того, так и другого. В основном принимаются внешние признаки: в христианстве - атрибуты и символы, в социализме - лозунги и догмы. Большинство не понимает особенностей большевизма и его принципиального отличия от социализма "западного образца". Поэтому в Израиле многие из "русских" набрасываются на всё, связанное с социалистическим названием(обожглись на горячем, теперь дуют на холодное), и "чуть ли не с пеной у рта" доказывают израильтянам преимущества частной собственности и конкуренции, традиционно обращая внимание на цвета и названия, а не на содержание. Пословица учит: "Всё - хорошо, да только - с умом". Многим и невдомёк, что в некоторых странах социалистические идеи и использование элемнтов социализма имели положительное значение, в том числе и в Израиле: использование на определённом этапе элементов социализма и государственной собственности сыграло огромную роль в его выживании. Или в Польше, где социалисты во главе с Квасьневским(бывшим коммунистом) проводят "капиталистические реформы" лучше, чем "Солидарность" во главе с Валенсой. Как говорится, каждому своё: одним - ломать, а другим - строить ...
  И всё же перспектива есть: русское население "переварится" в феноменальном "плавильном котле всех времён и народов", которым является современный Израиль. К слову, на этот процесс возлагают большие надежды и руководители партии Исраэль ба-алия(ИБА), пытаясь параллельно решать две проблемы:
  1) увеличение алии и улучшение абсорбции;
  2) способствовать наибольшему использованию потенциала репатриантов.
  Следует с радостью констатировать(на удивление скептиков, в том числе и автора статьи), что до сегодняшнего дня это получалось достаточно успешно. В основном - благодаря личным качествам лидеров партии, особенно Натана Щаранского, которому удалось сочетать интересы алии и государства. Однако удастся ли Щаранскому долго удерживать "парник" с помощью созданных недемократических структур? Удастся ли довести ИБА до желаемого перехода к общеизраильской партии? Не перехватят ли другие люди созданные структуры и не используют ли их для иных "светлых" целей и очередных "благих намерений"? Слишком заманчиво использовать такой "благодатный материал", как русскоязычное население. Пионеры в этом деле уже появились. Как говорил классик перестройки, "процесс пошел", дальше-больше ...
   Пока же на счету "русской" общины определённая лепта в замораживание мирного процесса и вытекающие из этого последствия. Поддержав в 1996г. в своём огромном большинстве Нетаниягу, они фактически способствовали тем силам как в Израиле, так в палестинской автономии, которые были заитересованы в срыве Норвежских соглашений, а результаты опросов общественного мнения среди репатриантов придали больше уверенности Нетаниягу в конце 1998г. отказаться от реализации подписанного им "соглашения Уай" ...
   Однако, можно с гордостью констатировать, что на выборах 1999 года израильское общество в целом подтвердило свою относительную политическую зрелость, так как большинство сумело распознать и отбросить заманчивые демагогические инициативы и лозунги. В победу кандидата в премьер-министры от левого лагеря внесли свой вклад и представители русской общины.
   Тем ни менее значительное увеличение "русских", проголосовавших за Эхуда Барака, объясняется не изменением позиции большинства или переоценкой их отношения к подходам и программам левых, а удачным для левого лагеря стечением обстоятельств: обострившееся противоречие с религиозными и умелое предвыборное разыгрывание карты "Наш контроль", вместо "ШАС-контроль"; появление конкурентной партии Либермана(НДИ) заставило руководство ИБА агитировать своих сторонников за Барака; очередное разочароване и недовольство тем, что имеется на сегодняшний день; иллюзии и ожидание, что новые премьер и правительство мгновенно и намного улучшат их материальное и социальное положение, подарят больше благ, позволят "урвать и перераспределить больший кусок общественного пирога".
   Усилия русского предвыборного штаба блока Единого Израиля имели незначительное влияние(в том числе нашумевшие телефонные "игры"), поэтому хвастливые заявления некоторых его руководителей безосновательны. Чтобы на следующих выборах не было разгромного поражения на "русской улице", партии Авода, да и другим партиям, необходимо в корне изменить работу с репатриантами.
   Ориентация только и прежде всего на материальную заинтересованность, личный интерес и использование тяжёлого положения репатриантов, перетягивание их из одной партии в другую с помощью разного рода подачек могут иметь плохие последствия как для самих партий, так и для всего израильского общества.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"