Идзинский Феликс Петрович : другие произведения.

Израильское общество: торможение или ускорение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья опубликована на сайте независимого альманаха "ЛЕБЕДЬ"(альманах), номер 622, 3 октября 2010г., США; в газете "Вести",14 ноября 2010г, Израиль; дополненный вариант на сайте международного журнала "МЫ ЗДЕСЬ"(сайт), номер 339, январь 2012 г., США; в независимом интернет-журнале "КРУГОЗОР"(журнал), номер 66, февраль 2012 г.(статья), США.

  
  
  
  ИЗРАИЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО: ТОРМОЖЕНИЕ ИЛИ УСКОРЕНИЕ.
  
  Развитие каждой страны сильно связано с уровнем её населения и состоянием всего общества, а не только его отдельной части. Конечно, есть и другие факторы, которые в некоторые периоды могут сыграть важную роль. Но состояние общества является определяющим и может как способствовать ускорению, так и быть тормозом. Исторически сложилось, в силу ряда причин, что до настоящего времени в Израиле ещё хватало потенциала небольшой части населения, которая находилась на уровне наиболее развитого населения передовых стран, чтобы вести за собой остальных и чтобы страна могла достаточно эффективно продвигаться. Однако, сейчас, когда существенно выросло общее количество людей и процент высокоразвитой части значительно уменьшился, всё большее значение приобретает состояние и уровень основной, превалирующей части израильского населения.
  Но сначала отметим следующее. Получилось так, что сотни тысяч людей прибывших в Израиль из бывшего СССР во время алии(репатриации) 1989-92 годов почти ничего не знали о стране. Тем более, что многие из них предпочли бы выехать в США, но с 1989 года там был очень ограничен приём еврейских беженцев из СССР. Следует напомнить, что образование в СССР было однобоким, в основном с техническим уклоном. Кроме того, в силу существовавшего тоталитарного режима доступная большинству информация была урезанная и искажённая, а еврейская тема была вообще 'закрытая'. Поэтому у многих были только общие разрозненные сведения об Израиле, они стали черпать некоторые знания о стране уже приехав сюда. Большинство реально почти ничего не знало о еврейском народе, о его истории, национальных особенностях, религии. Не очень отличались представления и у многих репатриантов 'большой алии' прибывших после 1992 года.
  Например, часть русских израильтян до сих пор почему-то считают будто Израиль - одна из развитых западноевропейских стран, выдвигая всевозможные нереальные и необоснованные требования. Думать так неверно, даже при наличии многих признаков высокоразвитых стран, в том числе в области высоких технологий. Ведь уровень страны определяется не только высокими экономическими показателями и наличием перенятой западной системы государственного устройства. Израиль - особенная страна. Её создание и развитие существенно отличается от большинства других стран. Одно из различий связано с тем, что огромная часть людей прибыла сюда, с одной стороны, в уже созданное государство с европейскими учреждениями, а, с другой стороны, что они прибыли из тех стран, в которых государственное устройство было совершенно другим. Неслучайно до сих пор некоторые из них относятся к государству как к чужому.
  Обратимся к некоторым историческим фактам. Ещё до создания государства Израиль уровень населения еврейского 'ишува' был невысоким. Условия жизни в Палестине были очень трудные и опасные. Поэтому сюда съезжались люди особенных свойств, чаще сильно религиозные или приверженцы национальной(сионистской) идеи. Большинство устроенных и развитых евреев предпочитало жить в более обеспеченных странах. Исключением явилась часть четвёртой и пятой алии из Польши, Венгрии и Германии, многие из которых относились к так называемому среднему классу. Они оказали определённое влияние на улучшение организации и жизни в 'ишуве', однако существенно не изменили общего уровня его населения.
  Известно, что представляло из себя население Израиля, например, в конце 50-х годов прошлого века.
  Большая часть - это были ашкеназы и их потомки(примерно 36% еврейского населения). Прибывшие из Западной и Восточной Европы, Южной и Северной Америки, Австралии и Южной Африки ашкеназы главным образом были неустроенные, бедные, малообразованные люди.
  Другая значительная часть - это выходцы из разных слаборазвитых и бедных восточных стран мусульманского мира таких как Марокко, Ирак, Йемен, Иран, и др.(по приблизительным оценкам порядка 35% еврейского населения). Как и большинство жителей этих стран они были в основном малограмотными и являлись носителями их традиций и культуры.
  Представители сефардской общины, потомки евреев изгнанных из Испании и Португалии в конце XIV-го века, в основном прибыли из тоже не очень благополучных стран Балканского полуострова(Греции, Болгарии, Югославии),Турции и Северной Африки. Они также являлись более выразителями культуры восточных стран.
  Все отмеченные выше группы населения и их потомки жили в Израиле в тяжелейших условиях становления нового государства, в окружении врагов, при периодических войнах, постоянном терроре, угрозе агрессии, когда как говорится 'не до жиру, лишь бы живы'.
  Разумеется, за последующие годы государство сделало много для развития и поднятия уровня его населения. Израильская система просвещения имеет ряд достоинств и немало положительного. Определённый вклад в повышение культуры и образования граждан внесли различные общественные и государственные организации. Существуют разнообразные относительно доступные механизмы, позволяющие большинству желающих повышать свой уровень и развивать свои способности без каких-либо особенных препятствий. Это способствует развитию всего населения и стиранию различий между разными его группами. Определённое влияние оказывает также взаимообогащение культур в результате бракосочетания супругов из различных общин. Однако, хотя уровень современного поколения несомненно выше уровня их родителей, общее состояние израильского общества ещё отстаёт от развитых европейских стран.
  Значительная часть современных израильских граждан - это палестинское арабское население(около 1.5 миллиона человек, примерно 20% общего количества), в том числе бедуины и друзы, принадлежащее тоже к восточному миру. Палестинцы в добавок не признают еврейское государство, нелояльны к нему и вынуждены временно терпеть создавшееся положение, пользуясь материально-экономическими преимуществами по сравнению с палестинской автономией.
  Следует отдельно выделить большую часть, относящуюся в основном к ашкеназам - это приехавшие из бывшего СССР(около 900 тысяч, почти пятая часть еврейского населения), которые после более двухвекового проживания в России в значительной степени несут в себе известные особенности истории и традиций этой относительно молодой, веками сильно обособленной культуры - не восточной, но и не европейской. Правда, с некоторыми вкраплениями, а иногда, местами и более сильным проникновением европейского, особенно что касается высших слоёв общества или внешних форм проявления. Именно это определило загадочность и двойственность России - как бы имеются европейские элементы, но, если вникнуть глубже, то окажется, что она не европейская страна. Несмотря на относительно высокие знания и умения в технических областях, хорошее обеспечение современным информационным потоком, русских репатриантов можно лишь частично отнести к носителям западной цивилизации и европейской системы ценностей. Сказанное не умаляет важный вклад русской алии в экономику и развитие Израиля, а также всех достоинств, имеющихся у этого населения. Например, определённый уровень культуры, стремление к знаниям, желание учиться, трудиться и обеспечить себя самостоятельно.
  Необходимо также акцентировать внимание на большой части представителей еврейского ортодоксального религиозного населения(более чем полмиллиона человек), многие из которых относятся к 'законсервированным' общинам, руководствуются в своём поведении отсталыми порядками и отражают мировоззрение прошедших веков. Их дети оторваны от современной системы образования. Можно допустить веру в некое духовное начало и высшую закономерность, но многие из ультрарелигиозных евреев, в такой степени 'забитые и примитивные'! Часто приходится дискутировать с некоторыми внешне обыкновенными современными людьми(среди которых имеются даже компьютерщики) - открывается иной мир, такое различие в мировоззрении, с верой в духов, во всевозможные мифы, сказки, толкования и прочие средневековые суеверия. Безусловно, еврейская культура и история это одна из ценнейших основ, на которой зиждется вся современная цивилизация. Необходимо изучать и использовать духовное богатство еврейской традиции, особенно российским репатриантам, которым этого не хватает. Часто именно представители религиозной общины могут остановиться на трассе и помочь, если произошла поломка автомобиля. Но наличие в стране в 21-м веке огромного количества отсталого населения уже сказывается, но ещё более неминуемо отразится на жизни в будущем. Значительная часть из них фактически не признают государственные высшие учреждения и их решения, а признают только законы Торы и постановления раввинов. При этом они с большой охотой пользуются государственным социальным обеспечением и всевозможными льготами, пособиями, помощью на обучение, медицину, строительство. Когда в скором времени таких граждан страны будет большинство(их ежегодный абсолютный прирост более 5%) и будет большинство их представителей в парламенте, они даже смогут вполне демократическим путём превратить Государство Израиль в религиозное государство 'Галахи', под руководством раввинов(например, таких как духовный лидер партии ШАС рав Овадья Йосеф).
  Несомненно, в Израиле имеются очень высокообразованные и культурные люди, по своему развитию не уступающие самой развитой части населения наиболее передовых стран. Но их процент в общем населении становится всё меньше.
  Вот такая, честно говоря, не очень приглядная картина, несмотря на радужные статистические экономические показатели последнего времени. Естественно, что с уровнем населения и состоянием общества прежде всего связаны большинство сложных проблем современного Израиля, в том числе сильно возросшее насилие и очень опасное движение на дорогах. Многие жизненно важные государственные механизмы, которые раньше функционировали нормально или очень хорошо, сейчас буксуют и становятся не работоспособными. Для технических областей знаний и деятельности можно относительно быстро подготовить специалистов. Поэтому здесь пока не очень заметно влияние уровня населения, как и в целом на экономических результатах. Аналогичная картина наблюдается во многих развивающихся странах, где в основном осваивают перенятую технологию и рост наблюдается за счёт расширения объёмов производства. Однако в других важных сферах жизнедеятельности это влияние ощутимо. Например, в работе судебной системы. Тем более, конечно, сказанное относится ко всей политической системе, так как известно, что какое население - такая и власть, такие избираемые ими представители и депутаты парламента. Самое продвинутое политическое устройство, будет работать плохо, если население не готово. Чтобы государственное устройство было эффективным, оно должно соответствовать уровню населения, определяться необходимостью и естественным развитием самого общества.
  Таким образом, становится всё очевиднее, что уровень населения Израиля препятствует желанию быть одной из передовых стран. Поэтому ещё большую актуальность приобретает объективный анализ состояния общества, который, во-первых, позволяет правильно оценить реальный потенциал и возможности имеющегося населения, а, во-вторых, на его основе можно проводить адекватную и более эффективную политику ускоренного повышения уровня всего населения в соответствии с требованиями прогресса.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"