Аннотация: Статья опубликована на сайте интернетовского журнала "МНЕНИЯ"(журнал) портала zahav.ru, 10 октября 2012 г., Израиль; в независимом интернет-журнале "КРУГОЗОР"(журнал), номер 74, октябрь 2012 г.(статья), США.
ОТ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА К ГОСУДАРСТВУ "ГАЛАХИ" ОДИН ШАГ?
Известно мнение, что евреи это не народ и не национальность, а коллектив людей, исповедующих общую религию - иудаизм. Однако более глубокий анализ истории евреев показывает, что евреи это была и религиозная, и этническая, и духовная общность. Это социальный организм, который на протяжении многих веков сумел сберечь свою особенность и идентичность.
В длительной истории евреев многое становится понятным, если её противоречия рассматривать с точки зрения необходимости сохранения и развития малочисленного населения в агрессивной окружающей среде. Так известный историк Соломон Лурье, который владел разными языками и изучил много работ различных авторов по истории евреев, пришёл к выводу о том, что евреи всегда были особенной национально-государственной общностью. В книге "Антисемитизм в древнем мире" он пишет: "Это исключительное, своеобразное положение и дало возможность развиться у евреев сильному национальному чувству, не связанному не только с политическим могуществом, но и с политической независимостью - явление единичное и не имеющее аналогий в древнем мире была та особенность еврейского народа, вследствие которой он, не имея ни своей территории, ни своего языка, и будучи разбросанным по всему миру, тем не менее(принимая живейшее участие в жизни новой родины и отнюдь ни от кого не обособляясь) оставался национально-государственным организмом". "Действительно, всякого рода "конституции" и "законодательства" - только внешнее закрепление ряда явлений чисто психологических социально-нравственных переживаний. А эти переживания налицо у евреев не в меньшей, а в большей мере, чем у народов, обладающих своим языком и своей территорией, эта особенность евреев, как мы увидим, удовлетворительно объясняется своеобразием древней истории евреев"[1].
Учёные ещё спорят, когда точно произошло отделение евреев от метрополии. Но ясно, что уже более 2000 лет большинство из них жили в диаспоре в разных странах, оставаясь везде самостоятельным духовным и социальным организмом. Их индивидуальность настолько ярко выражена и ментальная общность настолько очевидна, что веками у других народов не вызывало сомнения в существовании еврейского народа.
Думается, что иудаизм всегда был шире и больше чем религия. Религиозные евреи считают, что иудаизм имеет три основания, стоит на трёх краеугольных камнях - Бог, Тора, Народ. Однако, если вникнуть, то выясняется, что даже Тора с Талмудом, это уже не только религия, но и жизнь народа. Так было в прошедших веках. Конкретная жизнь еврейской общины всегда в определённой мере корректировалась в соответствии с реальностью. Единство противоположностей - с одной стороны, был сильный консерватизм, стремление ничего не менять, с другой стороны, всегда было что-то боле важное, чем религиозные догмы, заставляющее вносить изменения. Для этого существовал институт раввинов, функция которого состояла в руководстве жизнедеятельностью еврейской общины и приспособлении к новым, постоянно меняющимся условиям. В этом главный смысл правильного толкования религиозных книг. По большому счёту, всё-таки самым важным в иудаизме являлся еврейский народ и условия его существования. Народ стоит над религией, выше её. Можно сказать иначе, религия обслуживает народ, хотя кажется, что наоборот. Поэтому правильнее было бы формулу написать так: Народ, Тора, Бог.
Таким образом, представляется, что иудаизм это не только религия. Еврейскую религию можно рассматривать как своеобразный способ, "инструмент", способствовавший сохранению и выражению особенности народа столь длительный период. До определённого времени религия выполняла эту дополнительную важную роль. Лурье полагает: "Но евреи не только не старались заманить всех и каждого в свою среду, но, наоборот, относились с большой осторожностью к приему прозелитов*. Прозелиты не были равноправными членами еврейской общины, и такое недоверчивое отношение к ним, по справедливому замечанию Мюллера(Des Fl. Josephus Schrift gegen Apion), препятствовало вхождению в еврейскую среду значительного числа новых адептов"[1]. Важна духовность и традиции еврейского народа. А религиозную часть иудаизма можно интерпретировать, как лишь одно из средств его существования и развития в трудных конкретно-исторических условиях. Поэтому Лурье заключает: "Однако нельзя не признать в корне ошибочным выведение этих особенностей еврейской правовой психологии из еврейской религии: наоборот, возникшее в эпоху плена представление, по которому Иегова есть Бог всего мира, а Израиль лишь его возлюбленный сын, только проекция на небо такого факта, что евреи, оставаясь национально-государственным целым, живут во всем мире, а Палестина(хоть в мечтах) - их религиозный центр"[1].
Итак, если считать, что в "егадут" - "еврействе" есть что-то больше, шире, чем религия, а именно - образ жизни, мироощущение и мировоззрение, особенный общественный код, тогда вправе говорить и определять его как что-то национальное, общее для всех евреев, независимо является ли человек религиозным или атеистом. Именно это поняли многие из еврейского населения в 19-20-х веках. Они увидели в "еврействе" нечто важное, определяющее, ценностное вне религии. Так была осознана еврейская нация, что явилось основным движущим мотивом сионизма. Подтверждением этому является то, что миллионы во всём мире, будучи людьми светскими, относят себя к евреям. Не случайно, большинство из миллиона евреев бывшего СССР, прибывших в Израиль, согласны были рисковать, многое терять, пройти через трудные испытания для того, чтобы жить в еврейской стране.
Как отмечалось выше, на определённом историческом этапе еврейский народ сумел сохранить себя, выстоял во многом благодаря религии. Но можно увидеть, что фактически для иудаизма, прежде всего, на первом месте стояли традиции, еврейская душа, особого рода духовность, для которых характерным были нравственное поведение, взаимопомощь, сострадание, стремление к справедливости и истине, жажда изучать и понять окружающий мир. В настоящее время, с учётом всех изменений, произошедших в области человеческого познания, как в технической, так и в духовной сфере, такая необходимость в религии отпала и "еврейство" не обязательно должно связывать своё будущее с ней. В конечном счёте, мир отходит от религий. Какое бы большое количество людей не считались религиозными, принадлежность эта всё более становится внешней. Цивилизованное человечество уходит от веры в сверхъестественные, потусторонние высшие силы и переходит в веру в силы человека и его ответственность за свою жизнь. Это процесс спирали, временно наблюдается возврат к старому, но всё-таки общее движение идёт вверх, к осознанным знаниям. Делать нечего, религиозное мировоззрение это прошедшее, отжившее, пережитки, взгляд назад, а не устремление вперёд.
Теперь в связи с человеческим прогрессом у евреев, как и у других народов, появились ещё большие новые возможности. Евреи не могут оставаться в хвосте истории, тащить груз выдумок и мифов тысячелетней давности, организацию и построение общества по старинке, отсталое мировоззрение и образ жизни. Поэтому, когда в развитых странах роль религии имеет всё более ограниченное влияние и при современном уровне знаний и образования, перед еврейским народом стоит исторический вызов, проверка на прочность - способность сохранить себя и выжить, но уже вне религии.
Во всём мире сейчас идёт мощный процесс ассимиляции евреев. Если евреи - национальная общность, то у них есть возможность доказать это и выстоять перед угрозой исчезновения. Но для этого светские евреи не должны быть пассивными, должны проявить желание, энергию, большие усилия и организованную деятельность. Ситуация существенно улучшилась с появлением еврейского государства. Однако оно в столь важном вопросе не может быть нейтральным. Государство должно оказать помощь и поддержку светской части еврейского народа состояться вне религии. В этом заключается одна из основных задач сионизма на современном этапе. Иначе светских евреев во всём мире ждёт полная ассимиляции, а Израиль превратится в ещё одно фундаменталистское государство восточного типа. Пока же приоритет на "еврейство" в разных странах, и что особенно плохо - и в Израиле, находится в руках религиозных, они выступают чуть ли не единственной активной и хорошо организованной силой, представляющей иудаизм и "еврейство" как особенную духовность и единую общность.
Последний опрос показывает, что в Израиле определяют себя религиозными более 60% евреев, 80% процентов сообщают, что верят в Бога, значит совсем нерелигиозные составляют только около 20%. (http://cursorinfo.co.il/news/novosti/2012/01/26/relig/). Как сообщала газета "Едиот ахронот", за 2000-09 годы число воспитанников светских школ уменьшилось на 3%, государственно-религиозных - увеличилось на 8%, а ультраортодоксальных - выросло на 51% (http://www.languages-study.com/demography/israel-schools.html). В СМИ также отмечалось, что государственные светские школы посещает уже менее 50% всех еврейских учащихся. Наблюдается явная тенденция существенного увеличения религиозного населения и роли религии в обществе. Поэтому многие светские общественные деятели спохватились и очень обеспокоены будущим страны. Значит, светское население Израиля должно начать серьёзно отстаивать своё мировоззрение, свою будущую жизнь и будущее потомков. Большинство светских граждан пассивны, плохо организованы, слабо борются за свои права, стоят на обочине происходящих процессов, как равнодушные наблюдатели. А религиозные напористы и тихо, без лишнего шума, незаметно их влияние в стране становится всё ощутимее.
Именно в государстве Израиль, светское население, осознающее свою идентификацию вне религии, должно быть значительным, что будет основой, стимулом существования и роста количества нерелигиозных людей еврейской национальности во всём мире. Это позволит в дальнейшем и светским евреям репатриироваться в страну. В противном случае для еврейской нации остаётся только религиозная альтернатива. Но светских граждан не может устраивать перспектива еврейского религиозного государства. Они хотят, чтобы Израиль был еврейским государством по духу. Чтобы была реализована одна из ценностей еврейства-иудаизма в широком смысле - плюрализм во взглядах, возможность сосуществования многообразия и различий во всём. А в том виде, который приобретает всё возрастающий в Израиле ультраортодоксальный сектор, страна может скоро превратиться в единообразие.
Хотя при создании израильского государства ведущей политической силой были нерелигиозные партии, но, чтобы укрепить его еврейский характер, не нарушать сложившееся в ишуве(название еврейского населения до создания Государства Израиль) статус-кво и способствовать положительному отношению религиозных к молодому государству, религия не была отделена от него. Кроме того, в связи с арабо-израильским конфликтом приоритет отдавался демографической проблеме. Из-за большой рождаемости у религиозного сектора, все правительства проводили политику его поддержки(всевозможные дополнительные льготы, пособия) и стимулирования роста. Тем не менее, как полагают многие специалисты, Израиль - преимущественно светское государство. Однако, считая себя сильным, государство с самого начала проводило ошибочную, однобокую, неуравновешенную и недальновидную политику по отношению к религии. Не учитывались консерватизм, целеустремлённость, настойчивость, организованность, и вековой опыт религиозных. Известно, что политика, использующая формулу "цель оправдывает средства", часто на длительную перспективу приводит к отрицательным результатам. Государство должно было, наряду с такой значительной помощью религиозным, проводить более усиленную политику воспитания национального чувства, создать специальную образовательную систему, нацеленную на укрепление духовных ценностей еврейского народа безотносительно к религии. Нужна широкая пропаганда светской составляющей еврейской традиции, имеющей огромное общенациональное и гуманистическое значение. Надо лишить религиозных монополии на "еврейство", еврейские традиции и основы духовности. Государство должно проводить активную просветительную работу в вопросах религии на соответствующем уровне. Конечно, это надо делать уважительно и внимательно к религиозным людям, чтобы не обижать и, тем более, не оскорблять их. Такая работа не должна быть против религиозных людей, чтобы не было агрессивного "развенчания" религии, наподобие "опиум для народа". Но необходимо давать большему количеству людей и в этом непростом вопросе современное образование. Так как в религиозных и в государственно-религиозных школах даётся религиозное образование, то для уравновешивания хотя бы в государственных учебных заведениях образование должно быть не нейтральным, а более секулярным. Таким образом, преимущественно светское еврейское государство не может устраниться и пустить решение столь важной задачи на самотёк, то, что практически происходило до настоящего времени и, на самом деле, способствовало усилению влияния религии в обществе.
В заключение, следует отметить, что в решении рассматриваемой проблемы многое зависит от позиции русскоязычных граждан Израиля. Казалось бы, с приездом последней миллионной русской алии(репатриации евреев в Израиль), ситуация должна была существенно улучшится в пользу светского населения. Но, как ни парадоксально, этого не произошло. Русское население остаётся пассивным. А их основная партия НДИ плохо отстаивает интересы своего электората. Складывается такое впечатление как будто русским главное только, чтобы Израиль имел сильную армию, способную победить внешних врагов, и развитую экономику. А, если Израиль превратится в религиозное государство, управляемое раввинами по законам Галахи, их не очень волнует. Однако ведь ясно, что государственное устройство и уровень развития населения неминуемо скажутся и на экономике и на жизни всех людей.
Каким будет еврейское государство через 30-50 лет, когда одна из религиозных партий составит в Кнесете(парламенте) правящую коалицию? Перефразируя известный лозунг, следует призвать: светские евреи всех стран, объединяйтесь!
1. Лурье С.Я. Антисемитизм в древнем мире. Попытки объяснения его в науке и его причины / И.А.Левинская. - 2. - Москва-Иерусалим: Мосты культуры/Гешарим, 2009. - 400 с.
* Прозелит - (пришлец, чужеземец) название данное иудеями лицам, обращенным из язычества к иудейской вере.