Идзинский Владимир Петрович : другие произведения.

Израильский феномен российского абсурда

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья опубликована в независимом альманахе "Лебедь" (альманах), номер 686 от 3 сентября 2013 г. (статья), США; на портале - РеЛевант - портал актуальной аналитики. Relevantinfo.co.il (портал), 3 сентября 2013 г. (статья), Израиль.

  
  Недавно в интернет-журнале"Кругозор"я прочитал замечательную статью"Алексею Герману - 75. Ему не нравилось бытьрусским..." (http://www.krugozormagazine.com/show/German.1891.html). Такую умную и хорошо написанную статью я не читал давно,и автора с таким глубоким пониманием России и российской действительности не часто встретишь. Эта статья посвящена известномусоветскому и российскому режиссеру Алексею Герману и его фильму "Хрусталев, машину!". Главным героем фильма Германа "Хрусталев, машину!" является,как верно отмечает автор, абсурдность российской жизни. Не трудности, не недостатки, не проблемы российской жизни, а именно ее абсурдность.
  Чтобы представить читателю как силу режиссерского таланта Алексея Германа, так и уровень понимания его фильма автором статьи, лучше привести из нее цитаты:"Это фильм о сути России, о сути населяющего ее народа - безотносительно к времени действия. Фильм о страшной стране и о страшных людях. О болотистых пространствах с гнилым лесом на горизонте. О кострах и разбойничьем посвисте, несущемся вслед спотыкающемуся на рельсовых стыках поезду. О полустанках, заросших бараками с черной человеческой плесенью. О волчьей автомобильной стае, неторопливо рысящей вдоль пустынной городской улицы. О неподвижной черно-белой февральской ночи, в которой, пригнувшись, перебегают от дерева к дереву черные, безликие, бесполые существа. От дерева к дереву, от состояния хищника к состоянию жертвы, хищника, жертвы, хищника... Вот такие мы... Герман смотрел на мертвящий российский ад не со стороны, а изнутри.... Но главный смысл германовского шедевра - тотальная и безнадежная бессмысленность российского бытия. Именно абсурд правит бал в каждом тщательно выверенном и выставленном кадре.... Абсурд, по сути, является не столько смыслом, сколько главным героем фильма, подчиняя себе в итоге все, даже сюжет. Главное достижение Германа заключается в поразительной убедительности воссоздаваемой атмосферы абсурда. ".Согласитесь, что написано здорово.
  Получилось так, что меня заинтересовало название статьи, и я начал читать, не обратив внимания, кто ее автор. Прочитав статью до конца и восхищенный ее содержанием, я поспешил узнать имя автора. Каково же было мое удивление, когда автором такой умной и так сильно понравившейся мне статьи оказался Алекс Тарн(Тарновицкий Алексей Владимирович) - израильский русскоязычный писатель, публицист, переводчик, который до отъезда в Израиль в 1989 году жил в Ленинграде и окончил Институт Точной Механики и Оптики по специальности "Вычислительные машины".
  Художественные произведенияТарна я почти не читал, но его публицистика всегда вызывает у меня недоумение, смешанное с отвращением. Это и было причиной такого моего удивления.Мне не верилось, что Алекс Тарн является автором как обсуждаемойзамечательной статьи, так и такихпублицистических "перлов" как, например, "Осторожно - фашизм!", "Революция ублюдков", "Симбиоз плутократов".
  Для того, чтобы читателю было понятно, о чем речь и чему я так удивлен, давайте обратимся к некоторым публицистическим творениям Тарна. Вот, например, статья "Осторожно - фашизм!"(http://www.polosa.co.il/blog/33699/), в которой Тарн умышленно уподобляет социалистов всех видов фашистам и сталинистам: "Получается, что эти идеологии антидемократичны в принципе, по сути. Иными словами, все социалистические, то есть коммунистические, анархо-синдикалистские, социал-демократические и национал-социалистические общества в той или иной степени тоталитарны (а степень зависит исключительно от объема власти, свалившейся в руки очередному Ленину, Сталину, Гитлеру, Мао, Кастро или Полпоту).". Трудно понять, на каком основании Тарн делает безапелляционный вывод, что все социалисты,в том числе и социал-демократы западных стран- очередные Сталины и Гитлеры?Неужели только потому, что он ненавидит социалистов также сильно как фашистов и сталинистов?Приемне хороший с нравственной точки зрения, не говоря уже о полном не соответствии действительности. Какое отношение к сталинизму и тем ужасам, которые творились в России при советском режиме, имеют европейские социал-демократы, и куда вдруг улетучилось такое глубокое понимание Тарном "сути России"и"сути населяющего ее народа"?Ведь, если во всем виновата социалистическая идеология, то"страшная" страна, населяющий ее народ и "абсурдность российской действительности не связаннаяс временем" к этим ужасам никакого отношения не имеют?Где же нас пытается обмануть писатель и публицист Тарн, когда в одной своей статье демонстрирует такое глубокое знание России, из которого не может не следовать, что корни сталинизма лежат в российской истории, в нравственном и культурном уровне ее народа, иликогда сваливает всю вину за сталинизм на принесенные с Запада социалистическиеидеив других своих статьях?
  В последние десятилетия в русскоязычном мирекак в России,так и за ее пределами, главным образом в кругах интеллигенции,стало модно при любом случае посильнее"лягнуть" социализми социалистов. Можно в какой-то мере понять бывших советских людей. Они ненавидят тот строй, который был в России при советской власти. Этот стройназывали социалистическим, и, значит, они ненавидят социализм и все социалистическое. То, что советский режим ничего общего с социализмом не имел, что в СССР только лозунги были социалистическими и только говорили о социализме -многие люди не знают. Неужели и Тарн не понимает, что в Швеции, например, никогда не может произойти то, что происходило в сталинской России, независимо от того находятся у власти левые или правые,приверженцы социализма или капитализма? В такой же стране как Россия, где никогда не было демократии, деятельность ленинской партии радикальных революционеров была очень вредной, и захват власти большевиками действительно раньше или позже вел к диктатуре и террору.
  Вместо того, чтобы понять причины происшедшего, обратить критику, прежде всего, во внутрь, на самих себя, на нравственный, политический и культурный уровень большинства граждан, россияне обвинили во всех бедах советского режима социалистические идеи и основоположников марксизма.На самом же деле корни сталинизма лежат в российской истории, ментальности, традициях. После революции 1917 года произошел резкий откат российского общества назад. По жестокости, коварству и бесправию населения сталинский режим был подобен восточным сатрапиям. Сталинизм - явление чисто российское, а социал-демократия и социалистические идеи, нравится это или не нравится Тарну и его единомышленникам, являются неотъемлемой частью современной западноевропейской культуры и имеют глубокие корни как в иудаизме, так и в христианстве.А.Тарн не может этого не знать.
  Возвращаясь к статье Германа и к главному герою его фильма - российскому абсурду, хотелось бы понять, где же источник российского абсурда? Скорее всего, российcкая жизнь абсурдна именно потому, что абсурдны психика и мышлениемногихроссийскихлюдей. Абсурдность стала характерной чертой советско-российского мышления. У Тарна, например, эта черта проявляется особенно отчетливо.В основе абсурдности российского мышления лежит дуализм нравственности, или, вернее говоря, безнравственность. В России нравственность, как и закон - "что дышло: куда повернешь - туда и вышло". Для российского интеллигента нравственность и истина не являются абсолютными ценностями, а служат лишь достижению Великой цели. Как подтверждает история, российский интеллигент меняет свое лицо и свою сущность в зависимости от обстоятельств. Демократия, уважение к правам человека и меньшинств, терпимость к другому мнению, нравственность и честность - все это имеет ценность только в той степени, насколько ведет к достижению поставленной цели или к победе над врагом, насколько помогает усилению "наших"над "чужими".А если все эти ценности мешают достижению цели - тем хуже для них. И демократию, и права человека, и нравственность можно обозвать вредными излишествами, существенно ограничить или вообще послать к чертовой бабушке, как поступили большевики, когда пришли к власти в 1917 году, и как поступили возглавляемые Ельциным "демократы", когда пришли к власти в 1991 году. Точно также ведут себя и многие русскоязычные израильские интеллигенты. Живя в СССР и будучи там слабым меньшинством, они были солидарны с прогрессивной Европой, являлись приверженцами либеральных ценностей, выступали против национализма, расизма и притеснения национальных меньшинств. Переехав в Израиль и присоединившись к сильному большинству, они резко изменили свои пристрастия, с ненавистью говорят об израильских левых и национальных меньшинствах, ругают загнивающую Европу, пренебрежительно относятся к либеральным ценностям и поддерживает ограничение деятельности правозащитных организаций.
  Рассмотримеще одну статьюТарна - "Революция ублюдков". (http://www.berkovich-zametki.com/2012/Zametki/Nomer11/Tarn1.php). Это не менее удивительное произведение, в котором Тарнобъявляет "Левизну" всемирным Злом и призывает к "крестовому походу" против него. Весь мир Тарн делит на две части: консерваторы(правые), которые полагают, что мир должен развиваться сообразно культурной традиции, с мелкими и осторожными изменениями к лучшему и левые, являющиеся сторонниками рациональной модели радикального преобразования общественного устройства. Правых Тарн объявляет людьми нормальными, а левых соответственно ненормальными. К левым Тарн относит якобинцев, социалистов, анархистов, нигилистов, фашистов, коммунистов, национал-социалистов, социал-демократов, социал-революционеров. Никаких различий между ними Тарн умышленно не делает, всех валит в одну кучу. Делается это для того, чтобы все "Леваки" выглядели в одном черном цвете и были одинаковыми "ублюдками".
  По Тарну всем левым, к каким бы благим целям они не стремились, присущи ложь и мошенничество: "В результате, ложь и мошенничество имманентны любым "второполюсникам", с какими бы благими намерениями они ни начинали свой крестовый поход. ...Известно и то, чем в предыдущем веке закончились для человечества эксперименты социалистов всех мастей, приставок и суффиксов. Казалось бы, этот урок должен был послужить надежным антидотом против губительного "левого" вируса."Мошенничество мы наблюдаем как раз у самого Тарна, когда он ссылается на эксперименты "социалистов всех мастей, приставок и суффиксов". Ведь как в прошлом, так и в наши дни, подавляющее большинство социалистов не имели и не имеют никакого отношения ни к большевикам и сталинистам, ни к фашистам, на губительные последствия деятельности которых намекает Тарн.Например, во многих европейских странах социал-демократы десятилетиями находятся у власти, и эти страныявляются одними из самых процветающих в мире. Тарна не смущает и тот факт, что в Израиле, особенно в первые десятилетия после создания государства, было много приверженцев социалистических идей, социалистические партии были наиболее влиятельными в политической жизни, а социалистические хозяйства и социалистические элементы играли важную роль в экономике молодого еврейского государства. Можно спорить о том, насколько влияние социалистических идей и социалистических элементов в экономикебыло эффективно и какую пользу это принесло обществу, но ни к каким губительным последствиям в Израиле это не привело. На чем же основано такое пессимистичное пророчество Тарна: ""Левый ренессанс", свидетелями которого мы являемся в Европе и обеих Америках, ставит нас и наших детей перед недвусмысленной угрозой нового Гулага и нового Аушвица."?
  "Левых"Тарн уподобляет исламским экстремистам, объявляя и тех и других двумя всемирными джихадами: "И те, и другие принципиально не способны на создание каких бы то ни было собственных ценностей, материальных или духовных. ... Подтасовки, враньё, инсценировка, подлог - методы абсолютно те же, что на выборых в Белый дом, что в перестрелке на перекрестке Нецарим. ... Мы по-прежнему имеем полное право называть подлость подлостью, ложь - ложью, а ублюдков - ублюдками.И в условиях нынешней поляризации, когда ублюдки перешли в наступление по всему фронту, а кое-где даже празднуют победу, особенно важно называть вещи своими именами. Они - не "левые", они - подлецы, хотя бы потому, что подло исповедовать "левую" идеологию после ужасов XX века."Я не берусь защищать и обелять методы "на выборых в Белый дом", но можно ли сравнивать их с перестрелкой "на перекрестке Нецарим"?Далее Тарна несет на "крыльях" ненависти все дальше и выше: "Нужно вывести левый и любой джигад из сферы моральной легитимности. Нужно понять: речь идет не просто о другой "системе взглядов", но о страшной чуме... Нужно заявлять об этом во всеуслышание на каждом углу, на каждой странице, пока нормальные люди не станут испытывать тошноту при звуке слов "социалист", "анархист", "коммунист" - точно такую же тошноту, какую они испытывают уже, слыша слово "фашист". Если это получилось по отношению к идейным кузенам леваков - нацистам, то почему бы не добиться того же и по отношению к ним самим? Если для этого понадобится новый Нюрнбергский процесс - пусть будет процесс. Их нужно судить - именно судить, а не вступать в спор, придавая тем самым видимость законности той лживой, чреватой большой кровью белиберде, которую они несут. От них нужно брезгливо отворачиваться и зажимать нос.Отказывайтесь от сотрудничества с ними - любого сотрудничества. Левый значит подлый - каждый из нас должен помнить эту простую итину и потупать соответственно. ... Ведь мы нормальные люди.".
  Если бы эта ругань относилась только к небольшой маргинальной группе левых радикалов, это еще как то можно было бы понять. Но, как уже отмечалось ранее, Тарн объединяет вместе фашистов, сталинистов, социалистов всех стран, европейских социал-демократов и демократов США, для него все левые, включая Президента США Барака Обаму, одинаковые подлецы.Кого призывает судить Тарн - людей, которые не только не убивали, но и вообще не преступали закон, судить только за то, что они привержены социалистической идее, и только потому, что кто-то считает, что все закончится новым Гулагом? Чем же судебный процесс над левыми, к которому призывает Тарн, будет отличаться от сталинских процессов 1937 года?
  Разве можно не испытывать отвращениек этим текстамТарна, особенно ктаким как"Они - не "левые", они - подлецы..." или "Левый значит подлый ...". Разве нормально такое писать?Можно ли представить, чтобы образованный человек, тем более писатель какой-либо западноевропейской страны писал такогульно о всех социалистах и социал-демократах, обзывал ублюдками?Но так же, как показанное Германом в его фильме(в фургоне "Советское Шампанское" уголовники насилуют генераламедицинской службы Клёнскогои т.п.) не совместимо с нормальной жизнью, а в российской абсурдной реальности это не вызывает большого удивления и многим "нравится быть русским", точно также и писания Тарна нормальны в пространстве российскогоабсурда и находят понимание и даже горячую поддержку у многих достаточно образованных и умных русскоязычных израильтян.
  Как пишет Тарн: "абсурд предполагает отсутствие какой бы то ни было системы, каких бы то ни было конвенций". Именно это мы встречаем у самого публициста Тарновицкого-Тарна. В своих статьях Тарн манипулирует выводами, так как это ему выгодно в данный момент. Когда речь идет о России - мы видим одного Тарна, а когда он пишет о Ближнем Востоке, об Израиле, о "Левых" и "Правых"-публицист Тарн тут же перевоплощается до неузнаваемости. Тарнпринадлежит к российскому мируне только потому, что он родился в России и пишет на русском языке, но и в силу характера его психики и мышления. Ведь это так по-российски: делить мир на своих("Правых") и чужих("Левых"), называть своих нормальными, а чужих ненормальными, патологически ненавидеть чужих и защищать своих любыми средствами. Свои всегда и во всем правы, а чужие всегда не только что не правы, но и просто сволочи, подлецы и ублюдки, поэтому для доказательства их ничтожности и подлости можно белое называть черным, а черное белым, можно писать полную чушь - все подходит в сражении с мировым Злом.
  В статье "Алекс Тарн - пламенный борец против ксенофобии"(http://morashtenu.org.il/tarn/)Марк Амусин совершенно справедливо написал:"Давно мне не приходилось встречаться со столь ароматнымбукетом нелепостей, передержек, и откровенных измышлений, какой наличествует в статье писателя А. Тарна"Осторожно - фашизм!"". Поэтому, может быть, не стоило уделять Тарну такое внимание и делать анализ его статей? Но дело в том, что"Тарны" - это явление, это продукт абсурдного российского мира, характерными представителями которого они являются и который они привезли с собой в Израиль. Израильскийрусскоязычный секторявляется частью российского мира и русской культуры, со всеми положительными и отрицательными ее свойствами и элементами. Абсурдность мышления и поведения присущи и многим русскоязычным израильтянам, у которых, как и у российских людей метрополии,мы часто замечаем удивительное соседство таланта, ума, эрудиции, знаний в одних областях и глубокого невежества в других, когда желание помочь ближнему и своей стране соседствует с ненавистью к чужим и пренебрежением к гуманизму и либеральным ценностям.Думаю, что не малорусскоязычных израильтян вполне могут сказать о себе тоже, что пишет Тарн о российских гражданах: "И в этом - самый страшный абсурд. Вот такие мы...Мы не сразу обнаруживаем его метастазы в собственной душе". Вот и Алекс Тарн даже не подозревает о метастазах абсурда в своей душе.Так же, как российская действительность несовместима с нормальной жизнью, с достойной жизнью уважающих себя людей, как верно пишет об этом Тарн, так и его собственные публицистические писания не совместимы с нормальной нравственностью и нормальным мышлением.Можно ли таких людей, как А.Тарн, относящихся с презрением к главным ценностям западноевропейского мира, причислять к истинной интеллигенции?
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"