Игнатьев Сергей: другие произведения.

Дождливый вечер в эпоху победившего постмодерна

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
 Ваша оценка:

  Александра Давыдова "Вечер у Вайетов", Луганск: Шико, 2012 г. (февраль) Серия: Игры слов, Тираж: 1000 экз. ISBN: 978-966-492-276-7
  
  XXI век, пригород Лондона, графство Аскот. Пасмурным вечером, в канун грозы, десять человек съезжаются на званый ужин в поместье Кэтрин Вайет. Как ни странно, среди них нет ни ее родственников, ни друзей. Почти нет.
  Однако у собравшихся есть общая цель. Все они хотят сыграть в игру.
  Единственное, что их, на первый взгляд, связывает - у каждого есть формальная причина умереть. Это более, чем уместно, поскольку ставка в запланированной на вечер игре - жизнь. От которой, надо сказать, весьма сложно избавиться в мире этой повести.
  Мир повести "Вечер у Вайетов" пребывает в стагнации. Мир победившего постмодерна, где неприятие резких социальных изменений сталкивается с жаждой ускорения и перемен, олицетворенных "цивилизацией молодых".
  Физическая безопасность индивида здесь возведена в абсолют, общественная философия предельно антропоцентрична, даже "бодицентрична", телесна - в прямой пропорции со знакомым "оязычиванием" постмодернистской культуры, в рамках которой мы живем сегодня.
  Силовая структура "Служба жизни", олицетворяющая в повести излюбленный конспирологами и публицистами "новый мировой порядок", путем неусыпного контроля, работы широчайшей агентурной сети и старой доброй карательной психиатрии на корню пресекает любые попытки бунта, важнейшей (и знаковой) формой которого здесь является самоубийство.
  Мир повести безусловно постапокалиптический, но не в привычной уже читателю эстетике постъядерных пустынь и бункеров, тускло освященных пыльными лампочками. Здесь другое. Здесь сонная оцепенелость, старение и тлен. Растянутое во времени умирание: "...Крыши тянули к ним обломанные руки телевизионных антенн, выли черными ртами из выщербленной черепицы, но всё никак не могли достать небо. Еще не время. Еще чуть-чуть. По стене за спиной Джека змеились трещины, вырастая в паутину, которая опутывала старые дома, сжимала их и превращала в груды обломков. С каждым годом нежилых зданий всё больше. Кто будет волноваться об их сохранности?.."
  Это мир, в котором апокалипсис уже произошел, но прихода его никто, кажется, и не заметил. Здешнее время "вывихнуло сустав", но Шекспиров, способных вправить его, производить уже не в состоянии.
  Структура повести ризоматична, местами фрагментарна. На первый взгляд, тут нет главного героя. Но если приглядеться - он присутствует повсеместно, он задает тон, он царит и главенствует над нарративом. Имя его - Игра.
  Игра, ставшая доминантой культуры новейшего времени, и жизни в целом, во всех ее проявлениях - в политике и коммерции, в отношениях между людьми, в отношениях между мужчиной и женщиной. Реалити-шоу, компьютерные игры, смс-лотереи стали символами нашей эпохи.
  У этой Игры, почти по Пелевину, нет имени. Она переменчива. Но ставка в ней - равна жизни.
  Какова цена жизни? Что заставляет человека ставить ее на кон, будто стопку обтрепанных купюр?
  Роберт Льюис Стивенсон, зачинатель мотива "клуба самоубийц", однажды сказал: "мир скучен для скучных людей".
  Пресыщенность, избыточность современной жизни порождают скуку. Скука порождает апатию и равнодушие. Равнодушие, скука толкают общество к поиску новых острых ощущений, к отрицанию опыта предшествующих поколений, к саморазрушению.
  Отсюда почти печоринское желание "сыграть на жизнь" - и не ради того, заметим, чтобы выиграть. Просто так, для куражу. Из скуки.
  Здесь ярко проступает еще один важнейший мотив повести.
  В пресыщенном мире, где телесное преобладает над духовным, а потребление и развлечения, окончательно одержав верх над производством и исканиями, становятся самоцелью - самое время появиться тому, кто в разные эпохи и у разных авторов старается держаться в тени, прикрываясь приличествующей ситуации маской. Его, впрочем, всегда что-то выдает. Красный камзол и петушиное перо на лихой шляпе - у Гёте. Черная голова пуделя на набалдашнике изящной трости - у Булгакова. След раздвоенного копыта в густой балканской грязи - у Павича.
  Зло не может оставаться в стороне, наблюдая за обезличиванием человечества, за его скучающей безучастностью. Ведь если человек утрачивает веру в свое доброе, светлое начало, стало быть, отрицает и его темную сторону, отрицает само существование Зла.
  Сила, "вечно совершающая благо", не может не вмешаться и на этот раз, оставляя за собой, с некоторой долей понятного тщеславия, председательское кресло и почетное право объявить заседание закрытым.
  Жанровая принадлежность повести "Вечер у Вайетов" многогранна. Постмодернистская фантастика? Герметический триллер? Неоготика с киберпанковым привкусом кремния и электричества?
  Здесь и грозовые всполохи за высокими ашеровскими окнами. И кафкианская вечеринка с парадоксальными, подчас абсурдистскими диалогами. И, конечно же, аппетитный хруст чайных чашек под зубами Безумного Шляпника...
  Психологические портреты героев, их эмоциональные карты поданы в полном соответствии с поэтикой постмодерна. Целостная картина в таком контексте невозможна. Разум-законодатель, в стремлении к завершенности предмета, домысливает и достраивает пробелы, но полученная картина не идентична действительности. Поэтому в попытках уцепиться за прустовское "утраченное время", в дело вступает разум интерпретативный.
  Поток памяти, сновидческие блуждания героев - череда нечетких, зыбких, зачастую расплывчатых картин-"флэшбеков". В духе фильмов Тарковского: клочки чувств, фрагменты вещей, голоса и запахи, отдельные лица... Сливаясь в некую фантасмагорию, на наших глазах "раскрепощается" и "воскрешается" истинная природа вещей.
  Сны, чувства, воспоминания, интонации, детали...
  И, конечно же, книги. Это повесть для тех, кто влюблен в книги. Для тех, кто не представляет своей жизни без Игры. Для тех, кому интересно искать и находить ответы.
  В хорошем смысле ностальгический, тонкий текст, отзывающийся и классическими вещами, прочитанными в детстве, и аллюзиями на окружающую действительность, "Вечер у Вайетов" встречает вас неовикторианскими интерьерами, с виду - архаическими и сентиментальными, но под завязку начиненными электроникой и незаметными "гаджетами", готовыми откликнуться на каждое движение гостя-читателя. Исполненными внутренней жизни. Ждущими. Внимательно наблюдающими за читателем.
  Как магические кольца героев, безотчетно напоминающие о блужданиях линчевских персонажей по лабиринтам Черного Вигвама, повесть может послужить пропуском туда, куда необходимо возвращаться каждому из нас. Хотя бы изредка. Хоть на короткие мгновения.
  Вечное возвращение к самим себе.
  Вспоминается Желязны: "такие минуты редки, такие минуты быстротечны, но всегда ярко светят нам, если сумеешь их поймать, измерить, сохранить, и потом, в тяжелые времена, возвращаешься к ним там, в светлых чертогах памяти, на фоне языков пламени..."
  "Вечер у Вайетов" ненавязчиво напоминает: даже в мире победившего постмодерна люди остаются людьми. Всякая Игра что-то значит и у каждой свои правила. Но если и есть формальная причина умереть, причин, чтобы жить - всегда больше. И если вы когда-нибудь окажетесь в том самом месте, где выпивка дешева, а табачный дым густ, и плечистый бармен, начищающий стаканы, сообщит вам взглядом: "Всё тленно", то помните, ответ неизменен: "Всё, но не я".
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Ю.Гусейнов "Дейдрим"(Антиутопия) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) K.Sveshnikov "Oммо. Начало"(Киберпанк) В.Старский "Интеллектум"(ЛитРПГ) А.Гончаров "Образ на цепях"(Антиутопия) О.Чекменёва "Беспокойное сокровище правителя"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 4. Священная война"(Боевое фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Решение офицера."(Боевое фэнтези) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров-2. Легион"(ЛитРПГ) С.Панченко "Ветер"(Постапокалипсис)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"