Голый Игорь : другие произведения.

Некоторые размышления, навеянные стихами, поданными на конкурс "Страничка из дневника".

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Дюжина дюжин. Комментарии закрыты. обсуждение - здесь!

 []

   Некоторые размышления, навеянные стихами,
   поданными на конкурс "Страничка из дневника".
   Дюжина дюжин.
  
   Продолжаем разговор. Первый номер в сегодняшней дюжине - "Вечный вопрос". Коломна Сергей Викторович.
  
   Я сам по жизни двигаюсь,
   Иль двигают меня?
   К неясным проблескам
   Заветного огня.
   Как мотылек лечу на пламя,
   Крылья обжигаю,
   Обугливаю длани до костей,
   И вновь не слышу добрых новостей...
   Я сам по жизни двигаюсь,
   Иль двигают меня?
   И вот уже боюсь заветного огня,
   Спалив не раз себя в геенне,
   Я дую на воду всегда,
   И бритва тянется по вене,
   Подумать только, навсегда?
   Нет! Нет! Пусть свет мой не погаснет.
   Мне есть, что говорить.
   Кричать, вопить,
   Мне жаль, что жизнь была напрасна.
   Но продолжать хочу я жить!
  
   Я сам по жизни двигаюсь,
   Иль двигают меня?
   Вопрос всегда стоит
   В повестке дня...
  
   Вообще-то, как известно, вечный вопрос - это что первично: материя или сознание. (:-)) У лирического героя он лёг в другую плоскость - тварь ли он дрожащая или право имеет. Надо сказать, что стихи сделаны в одному автору известном ритме. Видимо, на какой-то песенный мотив. Поэтому читаются с трудом. Излишне патетичны, полны общих фраз и избитых образов, таких, например, как полёт мотылька на пламя. Много неудачных оборотов, типа:
  
   Мне жаль, что жизнь была напрасна.
   Но продолжать хочу я жить!
  
   В общем, вопрос всегда стоит, а стихи, уважаемый Сергей Викторович, к сожалению, плохие. Переходим к следущим.
  
   "Привет, проходи". Бурмистрова Анисия Ивановна.
  
   Привет, проходи. Как тебе кажется,
   солнце не слишком ярко горит?
   Твой силуэт - против света - режет глаза.
   Телефон проглотит наживку - скажется
   старый ринит -
   он не услышит последний абзац,
   он не узнает мой голос.
   Что тоже неплохо. Уже потому,
   что я всегда говорю все лишнее вслух.
   Какая все-таки подлость
   невероятная - поди зарифмуй
   с любовью интеллект и дух...
   Программа телепередач на стуле -
   как карта вин, где вперемешку
   дрянь и что-то действительно ценное -
   чем сегодня затуманим разум? Пулей,
   найденной в мертвом теле, глядит Тарковский.
   Зона действия - почти эрогенная.
   Да пусть его, выключи телевизор.
   Я больше не буду ни к кому стучаться, это
   вряд ли нужно кому-нибудь, кроме меня.
   Я теперь - веришь - без сюрпризов,
   буду умной, может, и впрямь стану поэтом
   У тебя не завалялась случайно хорошая, злая броня?
  
   9.06 '08
  
   Вам, дорогая Анисия Ивановна, теперь действительно пригодится хорошая, злая броня. Ну, то есть до зарезу нужна будет. (:-)) У Вас, на мой взгляд, совершенно состоявшийся, свой собственный, ни на кого не похожий голос. Я даже не хочу разбирать стихи, настолько они живут своей жизнью. Да, местами они похожи на ту же программку телепередач, о которой говорит лирическая героиня, хотя более верны в данном случае другие её слова - о том, что она всегда говорит всё лишнее вслух.
  
   Какая все-таки подлость
   невероятная - поди зарифмуй
   с любовью интеллект и дух...
  
   У Вас прекрасно это получается, Анисия Ивановна. (:-)) Не знаю, что там насчёт поэтом, умной... но с сюрпризом - это точно. Спасибо за стихи и дальнейших удач на тернистом пути творческой индивидуальности.
  
   "*** (26-29 февраля 2008)". Будяк Иван Леонидович.
  
   Давно не виделись. Давно? -
   Мы дни от лет не отличали:
  
   Цвело тюльпанами панно,
   Галдели чайки на причале.
  
   Всё та же. Сколько тебе лет?
   Когда-то было восемнадцать.
   Я голос твой, как амулет,
   Ношу - и не могу расстаться.
  
   Ты замужем. И я женат.
   Обмен приветами супругам
   По протоколу. Невпопад
   Благодарим почти с испугом.
  
   И тонкий лёд нейтральных тем
   Трещит под нашим фарисейством.
  
   Зимы линялый гобелен
   Венчает шпиль Адмиралтейства.
  
   Очень приятные стихи. Что-то такое уже было на ту же тему в моих разборах, даже, если не изменяет память, дважды. Но никакого сравнения с этим стихотворением. Безусловная удача автора, на мой взгляд, это четыре последние строки:
  
   И тонкий лёд нейтральных тем
   Трещит под нашим фарисейством.
  
   Зимы линялый гобелен
   Венчает шпиль Адмиралтейства.
  
   Спасибо, Иван Леонидович, Ваши стихи оставляют после прочтения светлые ощущения. Идём дальше.
  
   "Взгляд из окна." Власова Ксения.
  
   Гулкий шум пришёл ко мне,
   Нет решётки на окне.
   Ночью Город не молчит,
   Лишь быстрее жизнь летит.
  
   А сердечко всё стучит
   И огонь души горит...
  
   Вижу свет ночных дорог,
   Вышел месяц на порог.
   Буду думать до утра,
   Где же ты, любовь моя?...
  
   Этот день опять без сна,
   Не хватает мне тебя.
  
   Встречу не одна рассвет,
   Вскоре я найду ответ.
   Дай побыть часок с тобой,
   Знаешь это, мой родной...
  
   ...Может быть мечта простой,
   А любовь такой большой
  
   Легкомысленно о несерьёзном - так бы я охарактеризовал в нескольких словах данное произведение. Стиль, выбранный автором озадачивает:
  
   Гулкий шум пришёл ко мне
   С толстой сумкой на ремне,
   А с платформы говорят:
   Это город Ленинград.
   Это он, это он -
   Ленинградский почтальон.
   ...Может быть мечта простой,
   А любовь такой большой
  
   Это я так, поглумился немного для пущей важности. (:-)) В общем, уважаемая Ксения, неудача. Плохие рифмы к тому же: утра-моя, сна-тебя, простой-большой. Увы!
  
   "Летопись". Содин Сергей.
  
   На конкурс "Страничка из дневника". На первый взгляд, стихотворение не по теме, но глядеть можно и нужно с разных сторон.
  

"...а было это в лето ... от сотворенья света".

И точно знал чернец, что если есть начало,

то должен быть конец.

***

В тихой сумеречной келье, не томяся от безделья, черный инок за столом водит медленно стилом.

На пергамент слово ляжет, что задумано расскажет. Смерть и время одолев, мысль явится не истлев.

Ложь хитра, да скоротечна, только правды слово вечно, если бело черным звать - душу можно потерять.

Потому без суеты пишут буквы те персты. Тот, кто рукопись возьмет, пусть вспомянет в свой черед:

Слова нет, но если есть, то должно стоять лишь здесь. Чтобы умысел понять, между строк умей читать.

Время меряют делами, их верша творимся сами. По делам, но зла не множа, будет суд людской и божий1.

Как детей своих отец учит жизни тот чернец. Мыслям сотни лет, а свежи: чуда нет - грехи все те же.

Власть и мудрость несовместны, и в одной душе им тесно, но без веры взявший власть обречен душой пропасть.

Что проклятия, что слава: суд людской не самый правый. Бытию конец, и снова мысль рождается и слово.

      1 Слова нет, но если есть...
  
   Интересные стихи. На первый взгляд, это Омар Хайам, умело стилизованный автором не то под старословянский сказ, не то под русские народные сказки в интерпретации незабвенного Александра Сергеевича. Вчитываясь внимательно, всё больше попадаешь в плен авторской мысли и настроения рассказчика. Мыслям сотни лет, а свежи: чуда нет - грехи все те же. Этой фразой я бы кратко и охарактеризовал работу Сергея Содина. Кроме того, нельзя не отметить мастерство, с которым выполнено стихотворение. Удачи Вам, дорогой Сергей.
  
   "механическое сердце". Mystery.
  
   разломана ажурность мыслей
   на сотни мелочных идей,
   две строчки букв и афоризмов,
   и горстку пламенных страстей.
  
   размытый разум что-то стонет
   и побуждает танцевать...
   но только стон разрушит совесть,
   его заставит замолчать.
  
   моё надломленное эго
   скрипит протяжно там, внутри...
   а механическое сердце
   мне хочется отдать - бери.
  
   оно не будет громко биться,
   искать пощады и любви.
   ему так хочется убить всё,
   что шестерёнки все в крови.
  
   и лучшего, чем ты, убийцы
   на целом свете не найти:
   ты сможешь разобрать мне сердце,
   надежду вырвать и уйти.
  
   [17.06.2008]
  
   Так, по порядку. Сама идея - механическое сердце - довольно-таки приятная, а, вот, исполнение - не очень. Сюрреалистический стиль не выдержан. Пламенные страсти - как-то избито. Не совсем понятно, кто именно заставит замолчать стон. Или это разум заставляют замолчать? Тогда тот же вопрос: кто? Мне хочется отдать - мне вставлено для поддержания разговора. Биться-убить всё, на мой взгляд, неудачная рифма. Что шестерёнки все в крови - сама строка неудачна. В последнем катрене - ты-ты и опять убийцы. В общем, не получилось, а жаль.
  
   "Воспоминание об империи". Николаев Владимир.
  
   *К. из архива
  
   Корабельный городок,
   Флота русского кормушка.
   А теперь - чужая кружка,
   Где вина не наш глоток.
  
   Лиепая, Рига, Ревель:
   На лужайке красный клевер,
   На окне мохнатый зверь
   Кот Арнольд сидит теперь.
  
   Над крестами чайки вьются,
   Сливки взбитые в кофейне.
   Мне теперь не улыбнутся
   Лиепаи девы-феи...
  
   Ещё одно стихотворение, которое не раздражает. Наполнено светлой грустью ностальгии по стране, которой больше нет на карте. Я даже не знаю, по какой больше - по имеющей географическое воплощение империи или по юности, в дни которой не было даже мыслей об окупации, а, прежде всего, хотелось думать о сказочных улыбках лиепайских дев. Несомненная удача автора. Примечательна особенность рифмовки: в каждом катрене она своя. На этом мысли кончаются.
  
   "моё сердце". Дворецкая Аня.
  
   Я взбудоражена, взъерошена, возбуждена...
   как может быть, что в выходной Тебя не будет
   ОбделенА, объЕдена, откусана, отслушана, ослеплена...
   Безмолвно ранен житель грудей,
   который люди почему-то безобразно,
   бесвкусно яблоко на блюде словно,
   употребили слово
   СЕРДЦЕ,
   не зная отражение души ли этот плотский камень
   или отсутствие последней...бьётся.
  
   удивлена, пробуждена...
   кругом лишь существа из голубого слоя...
   я жду Тебя как никогда...
   на всё готова-я суровая погода,
   но не сломить ей моего желания огня,
   везомого Тобою, как Данко,
   руки высоко задрав...
   Ты снишься мне мудрейшим из Богов
   в лесах, где сердце организму...
   зелёный с красным вперемешку...
   и перебежкой я к Тебе,
   не сдвинув ногу, ближе, ближе...
   я вижу расстояние -
   катушку ниток вматываю вспять.
   и в никуда уходит детство
   в бесконечности движений
   моих пальцев...восьмёркой если
   повернуть желания,
   Ты уже здесь!
  
   Я списываю всё услышанное только на то, что лирическая героиня взбудоражена, взъерошена, возбуждена, обделенА, объЕдена, откусана, отслушана, ослеплена... Кроме того, мне кажется, Данко всё же не задирал высоко руки, он поднимал их вверх с горящим сердцем, вырванным из груди. Да-да, бесвкусно яблоко на блюде словно. (:-)) А, вообще-то, бред полнейший, дорогая Аня. Загадочность, про которую говорили большевики, в данном случае граничит с экзальтацией. Успехов Вам на творческом пути.
  
   "Без вчерашней строки". Николаева Надежда Александровна.
  
   Если перечеркнуть отрезок жизни...
  
      Обезличенный день, перечеркнутый мною -
      На вчерашней строке мрачный траур чернил.
      Кто-то линией вдоль жизнь мою расчертил,
      Разделив день на часть "до" и "после". Судьбою
     
      Решено было так. Не желая поддаться,
      Зачеркнула строку, что смущала меня.
      Черный след на словах. Иллюзорна броня
      От насмешек сознанья - Фортуны паяца.
     
      Нет былых неудач - все под грузом чернильным.
      Продолжаю идти в неизвестную даль.
      Только режет мне сердце беспамятства сталь -
      Что-то важное там, как под камнем могильным.
     
      И чистилище дней стало вдруг преисподней.
      Нет прощения мне, ведь своею рукой
      Зачеркнула частицу себя так легко.
      Без вчерашней строки у меня нет "сегодня".
     
      Значит так, мысли следущие. Финальная строка - квинтэссенция всего стихотворения. Сильный финал, достаточно интересная идея, хорошо выраженное настроение. Нравится и начало, первый катрен. А вот два средних - ни рыба, ни мясо. Конечно, в них лирическая героиня объясняется, расшифровывает начало, ведёт к концу. Но как-то слабо, по-моему. Совершенно потерянный материал. О, точно. Хорошее слово подобрал - материал. Не больше. Так что, с одной стороны - стихи запоминаются, а с другой - остаётся досадное чувство неудовлетворённости от прочитанного. Что-то последнее высказывание мне напоминает. (:-)) Удачи Вам, дорогая Надежда Александровна, и помните: всё в этом мире субъективно!
  
   "Фимиам". Кудасов Влад Александрович.
  
   Возьми меня нежно губами
  
      Наслаждаясь жизнью в синей дымке,
      Телом я горю не зная страх -
      Россиянки, немки и румынки
      Руки ко мне тянут в кружевах.
     
      Видно, хоть я вырос на чужбинке
      Телом источаю фимиам -
      Англичанки, польки и кубинки
      Плоть мою подносят к языкам.
     
      Нежно обхватив меня губами
      И слегка помадой наградив,
      Выдохнет она меня клубами,
      Но я снова с ней как рецидив.
     
      И бросать меня она устанет,
      И с мольбою стиснет в тишине,
      Жизнь свою подарит мне устами,
      И в могиле вспомнит обо мне.
     
      Пусть любовь её сродни Голгофе
      Но горю я жизни не кляня -
      Даже между двух глоточков кофе
      Она снова в рот берет меня!
  
   Эротично о курении. По-моему, обыкновенная пошлость. Может, я и не прав, но мне так кажется. И это ещё - не вникая в художественные особенности. Руки ко мне тянут в кружевах - неудачно. На мой взгляд, нужно было что-то типа ко мне руки тянут в кружевах. Хотя, смысл всё тот же. Чужбинка какая-то ещё. Но, с другой стороны, для рифмы - к чужбине придётся присобачить кубину. Да, незадача. Но горю я жизни не кляня - страшной силы вещь. (:-)) Говорят же: как не вертись, а попа - сзади. Вот и у Вас, Влад Александрович, та же картина. Двигаемся дальше.
  
   "Упущенные минуты". Дефорш Алекс.
  
   Мне бы было очень приятно, если бы вы прочитали этот бред.
  
   Сколько не сказанно мыслей,
   Сколько не спето песен.
   Времени гонщик быстрый,
   Как для меня мир тесен.
   Может кого обижу я,
   Может когда останусь.
   Ты не поймешь, а для меня -
   Поздно, конечно. Каюсь.
  
   Сколько я в жизни видел -
   Капля в огромном море.
   За пестрым шумом праздника,
   Скрылось большое горе.
   Я помолчу, как скажите,
   Может вам станет легче.
   Я потерплю, и что теперь?
   Жизнь угнетает резче.
  
   К горлу крадется снежный ком.
   Ком ледяного пепла.
   Я не скажу, а что потом?
   Время напомнит детство.
   Мозг закипает плавится,
   И не дает покоя.
   Чувства мешают разуму,
   Не поддаваясь воле...
  
   Я прочитал. (:-)) Если Вам, конечно, приятно, то скажу, что Ваш бред - не совсем бред, уважаемый Алекс. Просто плохо, очень плохо сделанные стихи. Местами неграмотные, местами - утомительно раздражающие. Извините за прямоту. Подробно разбирать - смысла не вижу, так как не вижу и ни одной мало-мальски хорошей строчки. Работайте над собой, результат не заставит себя ждать. Успехов Вам!
  
   "Мертвые герои". Вульф Мария Александровна.
  
   Sic transit gloria mundi
  
   Кому нужны вы, мертвые герои,
   Истлевший памятник исчезнувшим богам?
   Небес сыны, гераклы, алкинои,
   Уж колокол в веках звонит по вам!
  
   Забылось все - и подвиги, и слава,
   А звон мечей нам кажется смешон;
   Подсыпана в амброзию отрава,
   И свергнут Зевс, пустует в небе трон.
  
   Кому нужны вы, мертвые созданья,
   Вы, чуждые живущим ныне нам?
   Забыты прометеевы страданья,
   Отныне грош цена богов словам.
  
   Вам боле не вершить деяний славных,
   Забвенны, как надменный Фаэтон,
   Вы спите на землях обетованных.
   Да будет сладок ваш бессмертный сон!
  
   Не понравились мне Ваши стихи, дорогая Мария Александровна. На мой взгляд, тема не раскрыта. Вы, кажется, увлеклись общими фразами, древнегреческой мифологией, и не обратили внимание на актуальность идеи. Кроме того, местами противоречите сами себе: если мертвые герои никому не нужны, почему тогда колокол в веках звонит по ним? Неудачны и строки, подобные этой: забвенны, как надменный Фаэтон. В общем, не срослось. А, между тем, своими стихами Вы завершили текущую дюжину работ. Значит, пришло время прощаться. Продолжение следует, дорогие друзья. Ваш голый.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"