Гальбрайх Игорь : другие произведения.

Заказчик

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

5

6. Заказчик

Вспоминается такой случай - однажды, осенью семьдесят второго года у нас в в/ч 11593 ожидался приезд "заказчика". Это, надо заметить, событие крайне важное для всего местного начальства, так как всем известно, что "кто платит, тот и заказывает музыку". Для ясности, объясню: "заказчиком" в данном кон-кретном случае выступало Министерство обороны СССР в лице одного из сво-их Главкоматов. А "исполнителем" было наше строительное управление. То есть, всё как у всех. Судя по тому, как засуетились все наши начальники, "заказчик" ожидался нашим начальством приблизительно так же, как "Страшный суд", а последствия, могущие наступить, если что-то будет не так, ожидались непредсказуемыми.

...Трясти всех стало ещё за неделю до этого события, включая и наш комен-дантский взвод, где я тогда служил. Как у нас водится, сразу, как только началь-ство узнало о приезде такого важного лица, всюду в подразделениях начали на-водить "марафет". Как будто "заказчика" страшно волновало - в каких условиях трудятся стройбатовцы, и как у них обстоит дело с политической подготовкой, поскольку строевой и боевой им не полагается... Дело, конечно, не дошло до покраски степи в зелёный цвет, но было близко к этому.

Переполошенные старшие офицеры носились колбасой по гарнизону и раздавали самые идиотские в своей жизни приказы, типа "сделать заправку кроватей в виде пенала". Что сие могло бы значить, наверно даже автор этого приказа не смог бы толком объяснить. В общем, весь гарнизон был перебаламучен и перетрясён до самого дна.

Даже свинари в подсобном хозяйстве были переодеты в чистое, хотя всё равно внешне сами напоминали этих же самых свиней, за которыми присматривали. Или сходство это передавалось через половые контакты с хрюшками, которыми эти свинари хвастались. Самое интересное, что все, включая и офицеров, конечно, прекрасно понимали, что "заказчика" скорее всего и не повезут на "площадку", где находились солдатские казармы. А весь кортеж сразу отправится прямиком в "зону" (грубо говоря, "площадка" - это ни что иное, как всего-навсего аналог строительной бытовки на объекте, и никак не должна интересовать "заказчика"). Но, тем не менее, каждый начальник прилагал максимум усилий, чтобы уж на своём участке ответственности у него было всё "чики-чики".

Всё это жутко напоминало мне бессмертную комедию Н. В. Гоголя "Ревизор". Только теперь, ревизор был настоящим. Видимо, по моему разумению, до "заказчика" дошла информация о перерасходе выделенных средств и сверху прислали проверку, для того чтобы разобраться: куда же пошли потраченные народные деньги, а так как у нашего начальства "рыльце было в пушку", что было вполне естественно при наших порядках, начальство,

как говорится, находилось в состоянии, что называется "то в портки, то мимо"...

Итак, наступил день "Х"... С утра, прямо на завтрак узбеки-повара сварили "на всякий пожарный" плов, что было равносильно почти "Второму пришествию" для нас, солдат-срочников. Офицерьё блестело и сияло, прямо, как медный таз. Как ещё не догадались одеть парадную форму? Приказания солдатам отдавались в такой форме, что можно было подумать, будто дело происходит в кремлёвском полку. В общем - умереть, не встать!

Из подразделений выгнали всё, что могло передвигаться. Обычно, на территории части всегда хоть кто-нибудь, да болтается без дела, а тут... Наконец, раздался приближающийся стрёкот вертолётных винтов. До последнего момента не было известно, на чём именно прибудет эта комиссия, которую для краткости все называли одним словом - "заказчик". Но тут уже по звуку стрекочущих винтов даже самому тупому стало ясно - расплаты не избежать, и "сколь верёвочка не вейся, а конец - будет".

Ветераны рассказывали, что примерно, каждые полгода приезжал "заказчик" и до этого, но чтобы вот так, на вертолёте - никогда. Видать, уж больно важная птица летит. Вишь ты, машины ему мало! Все, разинув рты, гадали - где же он сядет? Кто-то думал, что на строевом плацу, кто-то говорил, что сядет прямо в степь. Начальство наше видимо само гадало, но так ничего лучшего не придумав, толпилось у ворот "зоны".

Однако, "заказчик" поступил по нашему разумению экстраординарно. Вертолёт, полетав над степью и сделав несколько едва понятных кругов и виражей, ни с того ни с сего развернулся и растворился в ясном небе, так и не сев на землю. Учитывая важность лиц, находившихся в винтокрылой машине, с "заказчиком" видимо случилось что-то невероятное и совершенно необъяснимое. Но, тем не менее, имеющее наверняка катастрофические последствия для нашего начальства... Мы сразу сообразили, хотя для этого нам и не требовалось напрягать своих извилин, что заправка солдатских коек никакого отношения не имеет к тем вопросам, которые стоят перед "заказчиком". И если вертолёт с "заказчиком" на борту, не заходя на посадку, повернул назад, значит, с высоты птичьего полёта тот увидел нечто такое, что сломало весь запланированный график этой поездки...

...Разгадка неожиданного поведения "заказчика" пришла довольно быстро и была довольно неожиданной. Оказывается, командир "нашего" УНР полковник Логутов был совершенно "не в курсе". Он оказывается со всей свитой стоял в степи, как "идиёт", встречая хлебом-солью "заказчика", а тот или те даже не соизволили сообщить по рации причину столь неожиданного решения...

Уважаемый читатель, конечно же, может себе представить всю глубину оскорбления, которое нанёс "заказчик" своим поведением нашему

командованию. Почти сутки от него не было никаких известий, и только к вечеру следующего дня пришла телефонограмма совершенно издевательского содержания...

...Суть была такова - это был самый обычный ультиматум с таким примерно содержанием: "если в течение недели не будет убран и сдан весь металлолом, которым завалена вся степь вокруг площадки Љ 10, то полковник Логутов может распрощаться не только со своей должностью, но и вообще, с погонами"...

Как я сейчас понимаю, приказы такого свойства обычно распространяются не через обычные телефонные линии, даже военные, но как видно эти груды брошенного металла подействовали на "заказчика", как красная тряпка на быка,

и он решил как можно больнее унизить виновника. А виновником в его глазах был, естественно, начальник строительных частей, а именно, полковник Логутов. На нём и сосредоточился весь гнев представителя Минобороны...

...Мне страшно было нести журнал телефонограмм на подпись. Штаб был в предынфарктном состоянии - командира не было на месте, видимо, он по своим каналам узнавал о своей дальнейшей судьбе, начальника штаба - тоже, оставался его заместитель или помощник, капитан Мерцалов, который сам ничего толком не знал...

...Но, видимо, сведения каким-то иным способом дошли до командования, и машина завертелась... Крайними назначены были солдатики, и им была поставлена задача - за три дня степь должна быть убрана и точка. Работать днём и ночью. Комендатуре обеспечить бесперебойное снабжение питанием и транспорт. Контроль за исполнением возложить на подполковника Щетин-никова.

Все строительные работы прекратились - весь личный состав был брошен в прорыв. Комендатура занялась несвойственными ей функциями, но как у нас водится, "глаза боятся, а руки делают". Правда, этого пресловутого металлолома оказалось столько, что сами "авторы" не ожидали такого устрашающего его количества. Машины грузились днём и ночью, и на третьи сутки стало очевидным, что ни за три дня, ни за неделю, всю степь никак очистить не удастся, и командование поступило в лучших советских традициях. Было решено особо далёкие свалки просто сделать захоронениями. Налицо, кстати, экономия горючего, автопокрышек и чего-то ещё, но главное - сохранение положения любимого начальства. "Сказано - сделано!" Техника, которой всегда почему-то не хватает, сделала невозможное - что не довезли, то похоронили.

Через две недели лихорадка спала, полковник Логутов вновь занял подобающее ему место и положение. Вопрос, видимо, был улажен сам собой. А за сданный металлолом начальству ещё и звёзд, наверно, понацепили...Да и

вправду, чего так-то шуметь и возмущаться. Деньги-то всё равно народные,

поди. А если уж совсем, начистоту, то всех этих "специалистов" по строительству в погонах, надо бы было гнать ко всем чертям. Да не просто, а куда-нибудь подальше, и лучше бы в сторону Колымы...

Вот, оказывается, куда девался "щит родины". Остался лежать закопанным в казахстанских степях в виде "магнитной аномалии". Я думаю, казахстанские друзья будут долго благодарить "русских братьев" за неожиданный, но очень нужный и ценный подарок cвоим будущим поколениям.

Теперь давайте вернёмся к вопросу - откуда взялось столько металла, выбро-шенного на свалку? Да просто от некомпетентности, откуда же ещё? Советско-му человеку в погонах или без всегда был нужен "погоняла", который бы посто-янно контролировал все его действия. Недаром у нас до сих пор ходят легенды о "порядке" во время сталинского правления. Сколько лично я слышал баек о том, что стоило Сталину кому-то позвонить, как тут же буквально на следую-щий день вырастали мосты через бурные реки, воздвигались домны в глухой тайге, начинала колоситься двухстебельная пшеница на степных просторах. На самом же деле никакого "порядка" конечно же, не было, да и быть не могло.

Просто везде, в узловых местах тогдашней жизни был постоянный аврал, который и приносил свои результаты. Но как только хватка диктаторская ослабла, результаты прекратились... А металл, который так нужен был стране, просто "похоронен в братской могиле".

...И буквально уже зимой, спустя примерно пятнадцать месяцев после описы-ваемых событий, когда я уже служил на другой площадке, "четвёрке", в качест-ве "бугра", то есть бригадира в стройбате, на моих глазах произошло то самое событие, которое очень наглядно показало, как "это" бывает в реальности.

Как-то зимой 1974-го, моя бригада не успела подготовить опалубку для бетонирования шахты лифта, не всей шахты, конечно, а только части её. Причиной задержки было не отсутствие дисциплины по причине пьянки, например, а просто, как это частенько у нас случается, не завезли свежие новые доски для этой опалубки. А под высокопрочный бетон запрещалось использовать доски, бывшие в употреблении, потому что старые использованные когда-то доски, могли не выдержать напора жидкого бетона и прогнуться. А после застывания такого бетона, никакой отбойный молоток не возьмёт уже его, и исправлять нарушения формы шахты лифта уже не получится.

Это знал и прораб, и начальник участка, соответственно, однако никто из них не позвонил на растворо-бетонный узел и не отменил производство бетона, и он, этот самый бетон, что называется "пошёл". Когда пришли первые пять машин, я уже ни на что не надеялся. Найти кого-то на участке было невозможно - все попрятались, и мне пришлось отвезти эти пять машин в степь и вывалить

всё содержимое на землю. Ожидая расправы, я приготовился к худшему, но оказалось, что я всё сделал правильно и никаких нареканий в результате не получил. Вот такая вот правдивая история...


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"