Васюков Игорь Леонидович : другие произведения.

Охотники за …гонорарами и славой

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Субъективная модель жизни газетной редакции глазами психолога

   Общепринятая точка зрения на профессию журналиста – это творческий человек, кипучая жизнь которого заполнена всевозможными встречами и впечатлениями, которому есть дела до всего, которому вечно не сидится на месте и который всегда в дороге. Воображение читателя, подталкиваемое изнутри еще и всевозможными "киношными" образами журналиста, рисует его человеком бесстрашным, социально ответственным, принципиальным, который ради приезда в наш колхоз не побоится "ни разбитых дорог, ни запаха навоза, ни чистого листа бумаги, ни низкого, почти символического гонорара", как когда-то писала про представителей этого профессионального цеха одна местная газета сельской направленности.
   В плане журналистской мифологии, крайне идеализированного описания людей этой профессии, кочующей по свету уже более трех веков, все это почти так. В плане реальной жизни газетчиков и редакций газет описываемая идиллическая картина почти альтруистического труда журналистов на благо общества от действительности довольно далека. Впрочем, давайте разберем ее поподробнее.
  
  Не корысти ради, а токмо…
  
   Побуждения потенциальных журналистов работать в газете или просто сотрудничать с ней, понятное дело, довольно разнообразны. Для одних это лелеемая почти с детства профессия, для других призвание, к которому они идут долго, упорно и порой просто по фантастической жизненной траектории, для третьих – возможность небольшого дополнительного заработка и разнообразие своего общения и информационной среды, для четвертых … Могу сказать только одно: пока в своей жизни я еще не встречал ни одного журналиста – профессионала или любителя, смысл начала существования которого в журналистике начинался с чего-то более меркантильного, чем поиск славы, признания, самореализации себя. Позже, конечно, меркантилизм, иногда просто жуткий, ужасный приходит, но первая встреча в редакции, первый внутренний импульс, заставивший тебя переступить ее порог, это, как говорится, уже навсегда растворено в твоей крови. Поэтому, почти каждый работающий в газете и считающий себя журналистом, несмотря на резко возрастающую с годами любовь к деньгам, в душе все равно остается человеком творческим, а значит ранимым, ревниво относящимся ко всему, что в той или иной мере является оценкой его нечеловеческих усилий в области создания малых и больших форм журналистских произведений.
  
  Коллектив и атмосфера
  
   Конечно, в значительной степени мотивом вовлечения человека в постоянную жизнь в журналистике и в работу редакции является сама атмосфера жизни журналистского коллектива – гремучая смесь самых разнообразных эмоций, идей, контактов, искренней любви, творческого соревнования, конкуренции, а также зависти, сплетен и интриг. Причем последнее, как это не парадоксально, может являться в творческом коллективе мощным импульсом к творчеству и развитию. Ведь в редакции, работа любого человека, что называется на виду, а интрига, инициируемая отдельным журналистом или каким-то редакционным кланом, и означающая, что кто-то у кого-то увел или уводит наиболее ценные в редакции ресурсы, побуждает интригана или интриганов играть не только против кого-то, на понижение его статуса и ограничение прав, но и на повышение собственных ставок в большой редакционной игре. А это означает, что ему нужно обгонять конкурента по каким-то значимым для существования редакции критериям. И первый из них – это уровень написанных материалов, располагаемых, как известно, на газетной бумаге на суд общественности, которую "не вырубишь топором".
   Далеко не все журналисты чувствуют себя "как рыба в воде", постоянно находясь на глазах своих коллег. Особенно это происходит тогда, когда им есть, что скрывать, когда у них, например, появляются эксклюзивные источники дохода или просто несовместимые с постоянной работой на одном месте жизненные планы и интересы. Однако для всех них, в той или иной мере, редакционная атмосфера сильный наркотик, "употребление" которого на более-менее систематической основе дает сильный творческий толчок и побуждает к работе и новым свершениям, даже вопреки всяким привходящим обстоятельствам.
  
   Информационная биржа
  
   Любая редакция газеты – это относительно небольшая профессиональная корпорация с довольно большими, если не сказать – огромными амбициями, выпускаемый продукт которой, в отличие, например, от металлургического завода годами катающего одни и те же болванки, постоянно должен меняться. Журналист, приходящий в редакцию, как правило, передает ей в пользование большую часть своих собственных интересов и вынужден реализовывать не столько свои собственные цели, сколько навязанные ему извне обязанности. Далеко не всегда ему внутренне интересные и приятные.
   Безусловно, он может выйти "за штат" и работать в качестве "вольнонаемного" фрилансера, который пишет все, что ему вздумается, а потом пытается кому-нибудь сбыть свой продукт. Так иногда и делается и мне знакомы несколько журналистов даже у нас в городе, работающих, правда с некоторыми вариациями, именно так. Однако такой путь достаточно рискован для неопытных или только начинающих людей, так как требует достаточно много самых разнообразных условий.
   Во-первых, редактор газеты изначально должен признавать тебя в роли такового и уважительно относиться к выбранной тобою профессиональной позиции. В его сознании твой образ должен обладать какой-то непреходящей ценностью и всегда, при случае, встречаться (и желательно почаще) с его самыми затаенными и специфическими потребностями и желаниями. Он должен сознавать, что фрилансер – это своеобразный Рэмбо, действующий на свой страх и риск, которому можно иногда поручить самое важное задание, которое никто, кроме него, сделать не может. Фрилансер, как и независимый поставщик кузовов для какого-нибудь автомобильного завода, выпускающего грузовики, должен удовлетворять какую - то очень важную и очень специфическую потребность (чаще всего, информационную) редактора и редакции и держать рецептуру изготовления собственного продукта в самом страшном секрете и в потаенном месте. Иначе его обойдут некоторые продвинутые представители постоянного штата редакции, которых подстегивает работать получше и разнообразнее перспектива потерять в таком соревновании, которые редакторы порой специально используют для более эффективного управления персоналом.
   Во-вторых, у фрилансера, чтобы пуститься в "свободный полет" должны быть сильные альтернативные источники информации, надежные связи и, может быть, еще один-два дополнительных, помимо журналистского труда, источника дохода. В ином случае надо понимать, что журналистская редакция для журналистов есть ничто иное, как своеобразная информационная биржа, где постоянно перемещаются в ту или иную сторону обладающие существенной для профессионала ценностью потоки информации, "лапу" на которые накладывают чаще всего самые сильные в редакции брокеры – журналисты, а контролирует этот процесс чаще всего сам редактор, главный маклер, распределяющий все главные ресурсы на этой "бирже" и строго следящий (если это сильный редактор), чтобы самая отборная, самая ценная, самая элитная информация проходила исключительно через него. Сильного редактора и наиболее сильные и приближенные к нему редакционные кланы журналистов, от которых он постоянно зависит, внутри редакции, играя по ее правилам, фрилансеру обыграть невозможно. Или почти невозможно.
  
  Творческая лаборатория
  
   Конечно же, каждый журналист стремиться не только отвоевывать у редактора и внутренних конкурентов кусок пожирнее, но и сам пытается выстроить модель своего творческого поведения так, чтобы быть всегда "на гребне", т.е. с информацией, с темой, желательно сенсационной, а также информационными источниками и знаниями, которых нет у других и, которые, довольно часто, являются его "ноу-хау", благодаря которому он и поддерживает свой внутренний и внешний статус на должном уровне.
  - Что журналисты читают, о том они и пишут. – сказал мне в минуту рефлексии над деятельностью собственной редакции один известный череповецкий журналист.
  - Кто мне дорогу перейдет, я того просто заловлю в подъезде собственного дома и вырублю навсегда, чтобы меня не дразнил! - сказал по поводу тех, кто покушается на его "ноу-хау" уже другой известный в городе и окрестностях журналист.
   Один берет опытом и связями, другой образованием, третий молодостью и задором, четвертый оригинальным подходом к материалу. Короче говоря, каждый ищет внутри редакции и вне ее свою собственную нишу - "корову и доит ее по полной программе" столько сколько сможет. Порой до тех пор пока она не сдохнет. Журналист – это индивидуальный продукт и просто не может быть ничем другим. Иначе он просто банален и не интересен никому.
  
  Карьерные соображения
  
   Журналистов, думающих о карьере больше, чем о творчестве не так много, но они, конечно, есть и их немало. Особенно среди тех, кто начинает творчески сдавать или понимает, что только бойкое золотое перо его больше не прокормит и в редакции не удержит. Руководящая жизнь, хоть она и хлопотная, и уводит в сторону от творчества, расти в котором, в длину и в широту, можно хоть всю жизнь, все же дает массу вполне ощутимых преимуществ, от которых не каждый откажется. Во-первых, это стабильно высокий статус в редакции и относительно постоянный и высокий заработок. Не надо думать о травмирующих душу творческих метаниях, топтать башмаки и мочить ноги в осенних лужах в поисках фактуры, получать нагоняи от редактора и выслушивать язвительные замечания своих читателей – родственников. Знай, командуй, учи журналистов писать и стриги купоны от доходов первым в конце каждого месяца. Во- вторых, находясь на месте начальника, а особенно редактора, можно иногда почувствовать себя человеком не только в редакции, но, если можно так выразиться, на общественной арене. В таком случае тебя всегда возьмут поиграть в футбол с большими начальниками, ты свой человек на любых олигархических тусовках и в кампаниях пониже рангом, но не менее ценных. Ты можешь поездить на всякого рода встречи редакторов газет, деловые игры и тренинги, пресс-конференции сильных мира сего, поговорить там о демократии, притеснениях властей и зверином оскале капитализма, вволю поесть бутербродов, попить водочки и шампанского. В – третьих, что немаловажно, ты можешь печать в своей газете иногда, что сам думаешь, а не то, что думает редактор и даже свести личные счеты с обидчиками, если они у тебя имеются и высмеять оппонентов. Но, понятно, что и эти радости тоже небесконечны и небеспредельны.
  
  Публикации, слава и деньги за нее
  
   Появления на страницах газеты твоей статьи, подписанной твоей же, знакомой с детства фамилией или крутейшим псевдонимом – это квинтэссенция всего журналистского труда. Кроме того, это еще и, как правило, неплохая прибавка к окладу, если такой имеется, называемая гонорар. Журналисты своим публикациям радуются. А почему бы нет – ведь, в самом деле – ничего другого, чем лучше всех в мире писать статьи, они не умеют, да и не обязаны уметь. Их главная задача в этой жизни – посредство мера добывать крупицы истины среди гекатонн дезинформации и откровенной лжи. Или, наоборот, что, все-таки, встречается реже.
   То, как и с каким качеством и скоростью пишут журналисты, во многом зависит от того цикла выхода издания, частоты с которым оно работает и соотношения оклада и гонорара. Если оклад маленький, а писать, чтобы прилично заработать надо много, тогда в жизни журналиста наблюдается такое явление как "борзопись" - верный синдром того, что публикация в худшем случае плохо подготовлена (потому как и так сойдет!), а в лучшем сотворена "в режиме автопилота", т.е. на своеобразном ресурсе мастеровитости журналиста, или, как сказал мне один местный журналист – стахановец - "закрытыми глазами, левою ногою, в перерыве между приемом пищи и половым актом". Если оклад более гарантирован или гонорар явно побольше, чем в среднем "по больнице", то бишь по газетной отрасли, да еще и сам автор ненасытная творческая личность, то можно ждать даже и каких-то мини – шедевров, претендующих на лавры литературы. Тщеславие – мощная мотивационная основа труда журналиста и многие редакторы с удовольствием и мастерски пользуются этим.
  - Иваныч, ты же "хений"! – говорят они некоторым из них и Иваныч, вполне уверенный, что он сегодня просто лучший в мире, идет писать.
   Оплата труда коллектива редакции газеты, как правило, дело темное и несправедливое, хотя попытки овладеть этой малопонятной реальностью были, есть и будут наверное всегда. До второго, третьего или четвертого пришествия. В самом деле, читатели могут читать газету ради одной или нескольких статей, а работают то журналисты "всем колхозом", где не так просто констатировать, что вот, который просидел над материалом всю неделю, работал лучше, а этот, который создал "нетленку" за несколько минут, хуже. Кроме того, есть особые задания редакторов, которые отнимают и время и силы. Всегда можно сослаться на то, что пока я выполнял важное поручение, другие… Поэтому, нередко эффективность труда журналиста оценивают максимально просто: по занимаемой должности и по написанному количеству строчек. Несмотря на все ухищрения, которые время от времени предпринимают редакции, так получается и проще и лучше. Поэтому и неудивительно, когда в кабинете редактора время от времени появляются симпатичные девушки и просят его добавить газетной площади для самореализации, аргументируя свою просьбу словами:
  - Ну, ведь читатели просят!
  
  Кстати о читателях
  
   Существует читательский, да и журналистский миф о том, что аудитория газетного издания – это и Бог, и царь для отдельно взятого журналиста. На самом деле, хотя об этом мало кто, кроме некоторых редакторов, задумывается, все с точностью до наоборот. Читатель для журналиста – никто. Или почти никто. Хотя, повторюсь, времена меняются и с мнением читателя, особенно если оно совпадает с мнением журналиста, иногда начинают и считаться. Все-таки на дворе эпох маркетинга, а не просто производство гениальной "нетленки".
   Если разобрать по кусочкам мозг пишущего статью с горящими глазами журналиста, то внутри этой черепной коробки, там, где, по идее должен прятаться образ читателя, можно найти разве что пару – тройку его (журналиста) знакомых, представителей референтной группы, один из которых точно будет тот от кого мало-мальски зависит "проходимость" на газетную полосу данного материала. Если бы журналистам почаще выдавали Пулитцеровские премии или учредили своего журналисткого "Оскара" или "Нобеля" они бы писали только ради них. А так, пишут либо ради собственного престижа и удовольствия, либо ради денег. При чем, как мы предполагаем, первое бы с удовольствием променяли на очень большое второе, но так как, обычно, в российских провинциальных изданиях, платят немного (от 3-4 до 10 тысяч), то первый побуждающий к деятельности мотив в писаниях журналистов присутствует довольно достойно.
  
  Редакционный цикл
  
   Если моряки и их жены живут в рамках треугольника: порт – море – порт, то газетная редакция живет от замысла номера, идея которого чаще всего всплывают в голове редактора, до выхода газеты и передачи ее в коммерческую сеть. Все тут как будто бы довольно просто: обсудили, запланировали, пошли на задание, "забили стрелку" с источниками информации, написали, напечатали, разместили на полосе… Однако, нередко "сие искусство большое быть есть!". Один из моих газетных информаторов охарактеризовал начало создания нового номера в газете следующим образом:
  - Собираемся у редактора, рассаживаемся, молчим, ждем, когда чего скажет. А нам что, это же его работа. Он за это деньги получает, а у нас и другие дела есть.
   Это вариант номер один. Вариант номер два, когда журналисты "очень хотят" о чем-то написать и сами предлагают свои темы. Второй вариант вроде бы предпочтителен, но надо помнить и понимать, что редактор тоже человек и не любит, когда кто-то навязывает ему решения, которые относятся к его прерогативе. Опять же многое зависит от того исповедуемого стиля управления, с помощью которого ведет вперед свой корабль его капитан - редактор. Стили управления и коммуникаций могут быть разные: авторитарный, технократический, инновационный, но и успех и неудачу могут обеспечить и те и другие.
   Особый случай, когда журналисты материал в номер не сдают. Сейчас это редкость, но раньше особенно этим грешили те, кто любит "закладывать за воротник". Пить в редакциях раньше очень любили. Теперь, пожалуй, эта процедура все более локализуется в каких-нибудь редакторских кабинетах по большим праздникам или вообще исчезает. Все понимают, что газета – это бизнес, а бизнес – это деньги, и ты от них, родимых, все-таки зависишь. А не ты, так другие.
  
  Праздники
  
   Праздники в газетных редакциях, могут быть никакие, а могут быть очень хорошими. Все-таки народ собирается творческий, с воображением: и внутри редакции и снаружи. В коридоре обычно вывешивается большая "простыня" со стебными шаржами и посвящениями. Спортивный обозреватель приносит в редакцию клюшки с шайбой, чтобы тут же в коридоре разыграть "партию – другую". Обозреватель "по НЛО и мистическим культам" какой-нибудь загадочный тотем, обязательно найдутся специалисты и специалистки по небольшим играм и литературным забавам. Стол с едой своим философским профилем украсит какой-нибудь крупный местный литератор, который заметно устал от "продуктивного творческого одиночества", а через час, когда будет особенно весело, коллектив редакции наверняка посетит большой босс, делегат от собственников издания, который поздравит журналистов с очередной годовщиной, посетует на проблемы непонимания журналистского труда своим начальством, а также подарит редактору еще один чайник "в горошек". И все - завтра журналисты пойдут на отдых (а это тоже значимая составляющая творчества!), а послезавтра снова встретятся на планерке у редактора. И все начнется по новой!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"